Этапы внедрения инновационного проекта
статья на тему
Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) с каждым днем все больше проникают в различные сферы образовательной деятельности. Этому способствуют как внешние факторы, связанные с повсеместной информатизацией общества и необходимостью соответствующей подготовки специалистов, так и внутренние факторы, связанные с распространением в образовательных учреждениях современной компьютерной техники и программного обеспечения, разработкой и принятием государственных и межгосударственных программ информатизации образования, появлением необходимого опыта информатизации у все большего количества педагогов. В большинстве случаев использование средств информатизации оказывает реальное положительное влияние на интенсификацию труда учителей школ, а также на эффективность обучения школьников.
Инновационный потенциал проекта состоит в его реализации, в способности непосредственно влиять на организацию и обеспечение образовательного процесса, на оптимизацию образовательных технологий, тесной связи с родительской общественностью, в возможности оперативно корректировать образовательный процесс, индивидуализировать его формы.
Одной из важнейших задач развития системы образования Мурманской области является обеспечение доступности и прозрачности деятельности школ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 103.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Этапы внедрения инновационного проекта
Выполнила: учитель МОУ СОШ № 22
г. Оленегорска Мурманской области
Мельникова Светлана Евгеньевна
Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) с каждым днем все больше проникают в различные сферы образовательной деятельности. Этому способствуют как внешние факторы, связанные с повсеместной информатизацией общества и необходимостью соответствующей подготовки специалистов, так и внутренние факторы, связанные с распространением в образовательных учреждениях современной компьютерной техники и программного обеспечения, разработкой и принятием государственных и межгосударственных программ информатизации образования, появлением необходимого опыта информатизации у все большего количества педагогов. В большинстве случаев использование средств информатизации оказывает реальное положительное влияние на интенсификацию труда учителей школ, а также на эффективность обучения школьников.
Инновационный потенциал проекта состоит в его реализации, в способности непосредственно влиять на организацию и обеспечение образовательного процесса, на оптимизацию образовательных технологий, тесной связи с родительской общественностью, в возможности оперативно корректировать образовательный процесс, индивидуализировать его формы.
Одной из важнейших задач развития системы образования Мурманской области является обеспечение доступности и прозрачности деятельности школ.
Политика открытой образовательной среды:
- дает возможность согласовать требования и запросы участников образовательного процесса;
- позволяет формировать и развивать систему социального партнерства, обеспечивает вовлечение общественности в деятельность школы
- позволяет создать положительный имидж школы, обеспечивает привлечение новых квалифицированных педагогических работников;
- обеспечивает позиционирование школы на рынке образовательных услуг, информирование о деятельности, создание прочной позитивной репутации – гарантии успешного развития школы.
Таким образом, данный инновационный проект - это построение новой образовательной среды с высокой интенсивностью различных форм социального и образовательного партнерства учителей, родителей и детей с использованием потенциала современных средств массовой информации и коммуникации, включая максимальные ресурсы информационных технологий.
Цель (основная идея) проекта: использование политики доступной и открытой образовательной среды как ресурса развития образовательной организации в целях повышения эффективности образовательного процесса.
Задачи проекта:
- формирование информационной компетентности участников образовательного процесса (обучение педагогических работников с новыми средства и ресурсами информационных и коммуникационных технологий);
- увеличение участия родительской общественности в системе государственно-общественного управления образовательным процессом;
- установление партнерских взаимоотношений с образовательными учреждениями и другими организациями;
- переход на электронную форму ведения школьной документации;
- создание устойчивого положительного имиджа школы у жителей г. Оленегорска с подведомственной территорией.
Необходимые ресурсы для реализации проекта
- Научно-педагогические
- Методологию инновационного проекта составляют системный, деятельностный и информационный подходы.
Основное назначение системного подхода состоит в целостном видении объекта.
Деятельностный подход обеспечивает построение методологических основ, связанных с единством объективного и субъективного в видах деятельности и взаимодействия “учитель – информационные средства – родитель - ученик”.
Информационный подход позволяет определить информационную среду, информационное обеспечение диалога, осуществить критический анализ существующих информационных технологий, используемых для обеспечения прозрачности деятельности школы для общества.
- Методология социально-педагогического проектирования и «выращивания» нового знания непосредственно в процессе реализации проекта, определяющая основания для конструирования логики исследования и обоснования этапов проекта;
- Методология оценки качества, позволяющая проектировать изменения системы оценивания образовательных результатов и достижений.
- Учебно-методические
Для внедрения результатов инновационного проекта в других ОУ будут разработаны, апробированы и представлены в печатном или электронном виде следующие учебно-методические «продукты»:
1) пакет методических материалов для организации работы вебинаров;
2) модель информационной карты для заместителя директора по учебно-воспитательной работе для координации действий всех участников образовательного процесса в информационном поле ОУ;
3) методические рекомендации по взаимодействию в форме виртуального диалога с родителями для учителя-предметника и классного руководителя;
4) материалы для диагностики инновационного проекта (анкеты, опросы, индивидуальные беседы, рейтинги и т. д.);
5) обобщение опыта реализации проекта в целом и выработка рекомендаций для ОУ по внедрению подобных инноваций в образовательный процесс.
- Организационные
Организация в каждом учебном кабинете рабочего места учителя с возможностью выхода в Интернет, каждый кабинет обеспечен мультимедийными средствами приема и передачи визуальной информации (компьютер или ноутбук, проектор, интерактивная доска, колонки, наушники, микрофон, веб-камера), многофункциональными устройствами для сканирования, ксерокопирования и печати.
Соответствие педагогических кадров требованиям профессионального стандарта (все учителя прошли курсы повышения квалификации по грамотности информационно-коммуникационных технологий).
Наличие должностных инструкций работников, положение по ведения электронного журнала и электронного дневника, положения о порядке доступа педагогических работников к ИТ-сетям и базам данных, памятки безопасного поведения детей в сети Интернет, положения об оценке результативности инновационной деятельности учителей, положение об общественном Совете МОУ СОШ № 22 по вопросам регламентации доступа к информации в сети Интернет.
Правовые
- Концепция внедрения современных информационных технологий
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25.10.2014 №2125-р "Об утверждении Концепции создания единой федеральной межведомственной системы учета контингента обучающихся по основным образовательным программам и дополнительным общеобразовательным программам"
- Концепция развития единой информационной образовательной среды в Российской Федерации
- Постановление Правительства Мурманской области от 30.06.2014 № 328-ПП "О Концепции развития единой информационной образовательной среды в Мурманской области на 2014-2020 годы"
- Приказ Министерства образования и науки Мурманской области от 30.03.2015 № 544 "О реализации Концепции создания единой федеральной межведомственной системы учета контингента обучающихся по основным образовательным программам и дополнительным общеобразовательным программам в Мурманской области"
- Приказ Министерства образования и науки Мурманской области от 08.08.2014 № 1577 "О реализации Концепции развития единой информационной образовательной среды в Мурманской области на 2014 - 2020 годы"
- Приказ Министерства образования и науки Мурманской области от 17.12.2012 № 2624 "О дополнительных мерах по реализации Концепции внедрения современных информационно-коммуникационных технологий в общеобразовательных учреждениях Мурманской области «Электронная школа Мурманской области» на 2011-2013 годы"
- Приказ Министерства образовани и науки Мурманской области от 19.08.2011 № 1580 «О реализации Концепции внедрения современных информационно-коммуникационных технологий в общеобразовательных учреждениях Мурманской области «Электронная школа Мурманской области» на 2011-2013 годы»
- Концепция внедрения современных информационно-коммуникационных технологий в общеобразовательных учреждениях Мурманской области «Электронная школа Мурманской области»
Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии
- Приказ Министерства образования и науки Мурманской области от 21.12.2015 № 2292 "О внесении изменений в перечень общеобразовательных организаций Мурманской области, участников проекта "Апробация безбумажного ведения учета успеваемости в общеобразовательных организациях Мурманской области в 2015/2016 учебном году"
- Письмо Министерства образования и науки Мурманской области от 23.06.2014 № 17-09/4743-ИК "Об обобщении и распространении педагогического опыта по созданию информационно-телекоммуникационной образовательной среды"
- Приказ Министерства образования и науки Мурманской области от 22.08.2014 № 1630 "О реализации проекта "Проектно-исследовательская деятельность учащихся на платформе "Глобальная школьная лаборатория" как средство повышения качества общего образования" в 2014/2015 учебном году"
- Приказ Министерства образования и науки Мурманской области от 19.06.2014 № 1314 "Об организации образовательной деятельности с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в 2014/2015 учебном году"
Проект "Защищенная сеть образовательных организаций Мурманской области"
- Приказ Министерства образования и науки Мурманской области от 24.03.2014 № 507 "О вводе в опытную эксплуатацию защещенной сети общеобразовательных организаций Мурманской области"
- Временный регламент организации подключения к защищенной сети общеобразовательных организаций Мурманской области
- Схема защищенной сети общеобразовательных организаций Мурманской области
- Рекомендации по заполнению заявления на подключение к ЗСОО
- Пример заполнения заявления на подключение к ЗСОО
Информатика и ИКТ
- Письмо Министерства образования и науки Мурманской области от 08.06.2012 № 17-08/4604-СМ "О направлении методического письма "О преподавании учебного предмета "Информатика и ИКТ" в общеобразовательных учреждениях Мурманской области в 2012/2013 учебном году"
- План реализации комплекса мер, направленных на совершенствование системы повышения квалификации и развитие ИКТ-компетентности учителей информатики и ИКТ
Электронные услуги
- Приказ Министерства образования и науки Мурманской области от 25.07.2016 № "Об утверждении плана действий по достижению целевых показателей в рамках соглашения от 11.06.2015 № ОП-П8-10233 между Правительством Мурманской области и Министерством связи и массовых коммуникаций о предоставлении бюджету Мурманской области субсидии из федерального областного бюджета на реализацию проектов (мероприятий), направленных на становление информационного общества в субъектах Российской Федерации"
- Приказ Министерства образования и науки Мурманской области от 26.12.2014 № 2486 "О внесении изменений в состав рабочей группы по развитию базовых информационных ресурсов Мурманской области в сфере образования"
- Приказ Министерства образования и науки Мурманской области от 09.06.2014 № 1233 "О создании рабочей группы по развитию базовых информационных ресурсов Мурманской области в сфере образования"
- Письмо Минобрнауки России от 15.02.2012 № АП-147/07 «О методических рекомендациях по внедрению систем ведения журналов успеваемости в электронном виде»
- Приказ Министерства образования и науки Мурманской области от 08.10.2013 № 1966 "О реализации инновационного проекта "Электронный журнал и электронные дневники как средство интерактивного взаимодействия всех участников образовательных отношений в начальной школе"
О сайтах образовательных организаций
- Письмо Министерства образования и науки Мурманской области от 19.08.2014 № 17-09/5960-ЕП "О ведении официальных сайтов"
- Письмо Министерства образования и науки Мурманской области от 11.08.2014 № 17-09/5847-ЕП "О приведении сайтов образовательных организаций в соответствие с приказом Рособрнадзора от 25.05.2014 № 785"
- Письмо Министерства образования и науки Мурманской области от 30.07.2013 № 17-08/5645-СМ "О правилах размещения и обновлении информации на официальном сайте образовательной организации и порядке самообследования"
- Письмо Министерства образования и науки Мурманской области от 24.07.2013 № 17-08/5550-СМ «О направлении рекомендаций по сайтам общеобразовательных организаций» (для подведомственных образовательных организаций)
- Письмо Министерства образования и науки Мурманской области от 24.07.2013 №17-08/5549-СМ «О направлении рекомендаций по сайтам дошкольных образовательных организаций и общеобразовательных организаций» (для муниципальных образовательных организаций)
- Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29.05.2014 № 785 "Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и формату представления на нем информации"
- Постановление Правительства Российской Федерации от 10.07.2013 № 582 "Об утверждении правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации"
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.06.2013 № 462 "Об утверждении порядка проведения самообследования образовательной организацией"
- Приказ Министерства образования и науки Мурманской области от 01.12.2014 № 2235 "О признании утратившим силу приказа Министерства образования и науки Мурманской области от 22.05.2014 № 1122"
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
3. Финансово-экономические
- привлечение спонсорских средств, средств добровольных пожертвований;
- участие в открытых грантовых конкурсах.
- Кадровые
Создание команды единомышленников, способной решать поставленные задачи и работать на результат, в составе:
- педагогов школы, имеющих опыт работы руководителями МО, проблемно-творческих групп, тьюторами, руководителями проектных команд, занимающихся инновационной деятельностью;
- родителей (законных представителей);
- представителей учреждений социума, партнеров, спонсоров.
- Материально-технические
Укрепление и развитие материально-технической базы проекта через:
- совершенствование действующей инфраструктуры, позволяющей повысить эффективность образовательной и управленческой деятельности;
- установку высокоскоростного Интернета;
- создание комфортной образовательной среды: организация работы класса «открытого доступа» для самостоятельной работы учащихся, дающего им доступ и к школьной медиатеке с размещенными в ней материалами, и к ресурсам Интернет;
- внедрение «АИС Электронная школа» в образовательные организации и сокращение бумажного документооборота.
Действия с учётом рисков и ресурсов
Проект ограничен по времени, ресурсам, территории, целевой группе. Поэтому неизбежно что-то остается за рамками видения и влияния в проекте, как точки роста, так и проблемные точки.
Для определения рисков и ограничений использовались следующие методы: мозговой штурм; обсуждения; анализ предположений. Для управления рисками проекта были определены воздействия по снижению каждого риска, которые представлены в таблице.
Риски реализации проекта
Риски | Минимизация рисков |
Недостаточная развитость среды (отсутствие элементов информационной инфраструктуры обеспечения проекта, сбои в сетевой коммуникации) Старение материальной базы и программного обеспечения ОУ | Оснащение ОУ, использование свободно распространяемого программного обеспечения |
Недостаточный опыт работы учителей с использованием компьютерных технологий | Разработка школьной программы повышения ИКТ компетентности учителей |
Направленность некоторых педагогов на традиционные формы организации деятельности. Проблемы психологического характера: неприятие отдельными субъектами идеи инноваций | Пропаганда инновационных разработок, методические семинары, поощрение тех учителей, которые внедряют инновации. |
Неготовность родительской общественности к принятию объективных результатов оценки качества образования своих детей. | Создание механизмов доведения информации до потребителя образовательной услуги. |
Риск неадекватной реакции на информацию в виртуальной среде, риск того, что (по ошибке) будет опубликована информация, не предназначенная для открытого доступа. | Ведение диалога не на общедоступных ресурсах, а на специализированных таких как «Сетевой город. Образование» на условиях персонифицированного доступа. |
Не все родители имеют в домашнем пользовании персональный компьютер, Интернет. | Использование бумажной версии дневника для связи с родителями, распечатка страниц электронного дневника для родителей. |
Ожидаемые результаты реализации инновационного проекта
Для учащихся:
- осознание учащимися возможностей виртуальной коммуникации как важного инструмента в учении;
- повышение мотивации к учению;
- возможность накапливать в электронном виде самостоятельно выполненные работы в электронном портфолио;
- возможность расширения поля взаимодействия с педагогами за счет использования виртуальной составляющей.
Для учителя:
- общий рост информационно-технологической компетентности;
- готовность к новым формам диалогового взаимодействия с участниками образовательного процесса;
- совершенствование системы оценивания учащихся;
- повышение возможностей самореализации в ходе инновационной деятельности.
Для родителей:
-оперативное получение педагогической консультации у учителя, ответственного за внедрение АИС Электронная школа или классного руководителя,
-коммуникация с классным руководителем, участие в обсуждении проблем ОУ с другими родителями в форуме и активное влияние на ход образовательного и воспитательного процессов в ОУ;
- осуществление контроля над учебной деятельностью ребенка, своевременное реагирование на возникающие проблемы в учебной деятельности, оказание поддержки в организации домашней работы над учебным материалом.
Для школы:
- совершенствование образовательной программы;
- открытость результатов деятельности;
- укрепление связей между всеми участниками образовательного процесса за счет использования средств ИКТ;
- повышение конкурентоспособности.
Для социума:
- демонстрация исключительной значимости семьи для решения задач воспитания и социализации подрастающего поколения в информационном обществе посредством привлечения специалистов из родительской общественности к реализации проекта;
- наличие методических рекомендаций для трансляции опыта в другие образовательные учреждения.
Критерии эффективности реализации проекта:
• Положительная внутренняя и внешняя экспертиза программы и ее апробации.
• Количество ОУ, в которых данная программа будет востребована.
• Общий рост информационно-технологической компетентности участников образовательного процесса.
• Востребованность родителями предлагаемых форм виртуального диалога.
• Создание и использование учителями дистанционных учебных курсов.
• Обновление и пополнение сайта образовательного учреждения.
• Ведение личных электронных портфолио учениками и большей частью учителей.
• Наличие базы данных электронных документов.
• Регулярное (не реже 1 раза в месяц) обновление разделов методических объединений педагогов.
• Реализация телекоммуникационных проектов с помощью «портфолио проектов».
• Рост удовлетворенности качеством образовательного процесса у учащихся и родителей.
• Удовлетворенность родителей возможностями получения оперативной и качественной информации о школьных делах и проблемах.
• Увеличение различных форм привлечения родителей для решения проблем школы.
• Стабильно высокий статус образовательного учреждения в районе.
Основные потребители результатов проекта
Образовательные организации Мурманской области.
План реализации проекта по этапам
Название этапа | Основные мероприятия | Прогнозируемый результат |
Первый этап: подготовительный | Обоснование актуальности Проекта. Создание рабочих групп по основным направлениям работы, разработка механизма реализации Проекта, системы мониторинга хода и результатов реализации Проекта. Методическое обеспечение проекта, разработка нормативно-правовой базы. Открытое обсуждение Проекта участниками образовательного процесса. Апробирование механизмов реализации Проекта и форм контроля. | Рост информационно-технологической компетентности участников образовательного процесса. |
Второй этап: практический | Реализация основных направлений Проекта. Выявление проблем и внесение корректив. Подведение промежуточных итогов реализации Проекта. Предварительная оценка эффективности Проекта. | Работа с интерактивными форматами (опрос, форум, гостевая книга и т.п.). Положительная внутренняя и внешняя экспертиза проекта в школе.
|
Третий этап: заключительный | Анализ, обобщение и распространение результатов, полученных в ходе реализации Проекта. Оценка эффективности Проекта. Презентация Проекта в педагогическом сообществе | Повышение информационной открытости ОУ. Тиражирование положительного опыта реализации проекта в ОУ Успешное внедрение АИС «Сетевой город»: полный или профессиональный уровень (внутри ОУ): - учителя используют и создают дистанционные учебные курсы и тесты - обновляется и пополняется Интернет-портал ОУ - многие учителя и ученики ведут личные портфолио, имеется база данных электронных документов, разделы методических объединений педагогов - реализуются телекоммуникационные проекты с помощью «Портфолио проектов». |
Алгоритм реализации проекта
- Создание рабочих групп по основным направлениям работы
- Создание нормативно-правовой базы проекта
- Открытое обсуждение Проекта участниками образовательного процесса.
- Разработка системы мониторинга хода и результатов реализации Проекта.
- Разработка и апробация форм контроля реализации Проекта.
- Промежуточный анализ подготовительного этапа реализации Проекта
- Публикация материалов реализации Проекта на официальном сайте школы
- Работа с интерактивными форматами (опрос, форум, гостевая книга и т.п.).
- Внутренняя и внешняя экспертиза Проекта.
- Презентация положительного опыта реализации проекта в ОУ:
- вебинар для школ города
- онлайн конференция для администрации школ области
- мастер-класс для учителей города
- Внедрение АИС «Электронная школа»
- Составление аналитического отчёта о реализации инновационного проекта
- Публичная презентация Проекта родительской общественности
- Презентация Проекта в педагогическом сообществе.
Основные планируемые результаты реализации инновационного проекта
№ | Мероприятия | Ожидаемый результат |
1 | Информационное сопровождение проекта | Размещение информации на сайте УО в виде отчетов и приказов Размещение описания опыта в сети Интернет на сайте комитета по образованию г. Оленегорска и на сайте информационно-методического центра г. Оленегорска Мурманской области |
2 | Участие (представление опыта) в мероприятиях, направленных на обеспечение качества и результативности распространения лучших практик реализации инновационных проектов | - Выступление на конференции «Введение ФГОС основного общего образования в школах Мурманской области: опыт, проблемы, решения» - Обучающий семинар для учителей школы «Возможности ресурса АИС «Электронная школа» - Мастер-класс для педагогов школы по работе с личным портфолио в АИС «Электронная школа» -Представление опыта на августовской педагогической конференции - День открытых дверей для школ муниципалитета |
3 | Доля педагогических работников, участвующих в реализации проекта | 100 % |
4 | Разработка программы стажёрской практики | Утверждение разработанной программы стажерской практики |
5 | Организация мониторинга востребованности материалов инновационной деятельности | Создание системы обратной связи: - Создание на школьном сайте форума с целью обеспечения мониторинга востребованности материалов; - Создание страницы отзывов на школьном сайте в разделе реализации инновационного проекта |
6 | Проведение консультаций для образовательных организаций и их работников по теме проекта | - Сетевая консультация «Ведение личного портфолио» в АИС «Электронная школа» - Сетевая консультация «Тематическое планирование в электронном журнале» |
7 | Разработка необходимых для реализации проекта материалов (продуктов) | Анкета для родителей на проверку понимания основных моментов инновационного проекта Программа стажерской практики |
8 | Показатели, свидетельствующие о результативности инновационной деятельности в организации | Положительная внутренняя и внешняя экспертиза программы в первой фазе проекта. Общий рост информационно-технологической компетентности участников образовательного процесса. Обновление и пополнение Интернет портала ОУ. Ведение личных электронных портфолио учениками и учителями. Обновление разделов методических объединений педагогов. Увеличение различных форм привлечения родителей для решения проблем школы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в процесс изучения дисциплин естественно-математического цикла Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в проце
В любой образовательной системе особое место занимает контроль – отслеживание усвоения знаний и мониторинг качества обучения. Внедрение новых образовательных и информационных технологий в учебны...

Программа конференции "Инновационные проекты в системе среднего образования: критерии и принципы отбора, механизмы внедрения"
Программа конференции "Инновационные проекты в системе среднего образования: критерии и принципы отбора, механизмы внедрения"...

Проект по внедрению инновационных методов и технологий повышения эффективности образовательного процесса в общеобразовательном учреждении
Технология «Педагогика сотрудничества» как условие формирования лексико-грамматического строя и связной речи у педагогически запущенных учащихся младших классов средствами классической ...

Инновационный проект ГБОУ "Волгодонская школа-интернат" "Формирование у учащихся ценностной ориентации на сохранение здоровья и здоровый образ жизни в рамках внедрения и реализации ФГОС начального и среднего общего образования"
Программа направлена на сохранение и укрепление здровья воспитанников, формирование у них навыков культуры здоровья и безопасного образа жизни....
Опыт внедрения инновационных мультимедийных технологий на начальных этапах слушания музыки
Моей основной задачей стала попытка обозначить круг факторов и событий мировой истории культуры, влияющих на формирование определенных музыкальных стилей в конкретно историческое время.Предмет слушани...

Проект по внедрению инновационных методов и технологий повышения эффективности учебного процесса при внедрении второго иностранного языка
Введение инновационноых форм обучения для повышения результативности обучения, развития креативного мышления учащихся на уроках немецкого языка....

Инновационный проект "Внедрение инновационной деятельности в образовательное пространство муниципального района"
Инновационная деятельность в образовательном учреждении — это один из аспектов его работы в режиме развития, под которым понимается последовательность определенных стадий процесса...