Программа экологического образования и воспитания (на примере КШИ)
материал на тему

Данная программа составленна для младшей, средней и старшей школы.  Расчианна на два месяца, однако, может быть разбита на весь учебный год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_ekologicheskogo_obrazovaniya_i_vospitaniya.docx24.98 КБ

Предварительный просмотр:

  Содержание программы экологического образования и воспитания.

Программа экологического образования и  воспитания школьников включает следующие   направления: «Здоровье» (апрель, 1-2 недели), «Природа» (апрель 3-4 недели), «Воспитание» (начало мая). Каждое из них ориентировано на приобщение обучающихся к тем или иным общечеловеческим ценностям.

Направление «Здоровье»

 

Младший школьник
(3,4 классы)

Подросток
(5–8 классы)

Старшеклассник
(9–11 классы)

Цель

Сохранение и укрепление здоровья обучающихся, формирование потребности в здоровом образе жизни.

Задачи

Научить соблюдать гигиенические нормы и культуру быта. Познакомить с активным отдыхом и его влиянием на здоровье человека. Воспитывать сознательное отношение к труду.

Формировать потребность в здоровом образе жизни. Развивать физическую подготовку обучающихся. Формировать навыки рациональной организации умственного и физического труда.

Формировать экологическую культуру школьников. Повышать уровень физической подготовки обучающихся. Воспитывать ответственность за сохранение существующих школьных традиций

Общешкольные творческие дела

Спартакиада школьников.
Дни здоровья.
Организация дежурства в классе и в школе.
Трудовые десанты.
Работа по благоустройству школы и ее территории.

Акция «Выбери жизнь»

Акция «Со спортом по жизни»

Кросс нации

Акция «Наше здоровье-наша сила»

Акция «Подзарядка»

Формы работы с классом

Акции «Дети и дорога», «За безопасность жизни детей»

Психологические тренинги «Кто я?». Активные игры на воздухе

 Подвижные игры на переменах.

«Веселые старты».

Психологические тренинги «Кто я, какой я?».

 Спортивно-развлекательные игры.

Тренинги «Сам себе психолог».  Военизированные и спортивно-развлекательные игры. Обсуждение организация работы  летних трудовых бригад.

Классные часы, беседы

«Как стать Нехворайкой»,

«В гостях у Мойдодыра»,

 «Твой режим дня», «Вредные привычки. Как их искоренить?»

«Что дает спорт человеку»,

 «О чудесных лекарствах, которые не найти в аптеке», «Будьте здоровы», «Суд над сигаретой».

«Здоровье нации. Как его сохранить?»,

«Нет наркотикам – интернет урок»,

«Достаточно ли родиться, чтобы стать человеком?

Деятельность дополнительного образования

Спортивные секции: футбол, настольный теннис, каратэ, стрелковый спорт, самбо, скалолазание, акробатика, легкая атлетика.

Работа с семьей

Родительский всеобуч:  «Закаливание ребенка дома», «Вредные привычки у родителей: курение, употребление алкоголя – и их влияние на детей», «Пропаганда ЗОЖ в семье», «Профилактика простудных заболеваний», «Как сохранить здоровье ребенка», «Влияние телевидения и компьютерных игр на здоровье школьника».
Соревнования для младших школьников  «Папа, мама, я – спортивная семья».
Акция «Выбери жизнь» (Общешкольное родительское собрание посвященное «группам смерти»)

Заповеди

Просыпайся утром с улыбкой. Научись быть всегда жизнерадостным. Спи и ешь не больше, чем нужно, а не то жизнь проспишь и здоровье проешь. Занимайся спортом. Умей противостоять пошлости жизни: алкоголю, наркотикам, безделью.

Предполагаемый результат

Осознание  обучающихся  значимости физического состояния для будущего жизнеутверждения, для развития нравственных качеств, для профессионального самоопределения. Положительная динамика состояния здоровья школьников, снижение заболеваемости, отсутствие утомляемости учащихся. Повышение интереса школьников к спортивным мероприятиям, спорту. Увеличение количества занимающихся в спортивных секциях.

Направление «Природа»

 

Младший школьник
(3-4 классы)

Подросток
(5–8 классы)

Старшеклассник
(9–11 классы)

Цель:

Воспитание у подрастающего поколения экологически целесообразного поведения как показателя духовного развития личности

Задачи:

Формировать представление о природе как среде жизнедеятельности человека; развивать эмоционально-нравственное отношение к окружающей среде; воспитывать эстетическое отношение к окружающей среде, умение вести себя в соответствии с общепринятыми нормами.

Формировать потребность проявлять активность в решении экологических проблем; формировать познавательные, практические и творческие умения экологического характера.

Становление экологической ответственности как основной черты личности на основе системных знаний об экологических проблемах современности и возможности устойчивого развития современной цивилизации.

Общешкольные творческие дела

Дни защиты окружающей среды от экологической опасности.
Природоохранительные акции  «Пернатые друзья», «Птичья столовая», «кормушка»,  «Чистый двор, чистая улица».
Конкурс экологических сказок, рисунков, газет. Проект «благоустройство территорий» (формирование цветников)

Формы работы с классом

Общение с природой

Наблюдения за жизнью природы (календарь природы, народные приметы). Посвящение в друзей природы.

 Обследование флоры и фауны местной территории.

Экологический мониторинг.

Исследовательская деятельность.

Экологические игры

Загадки природы. Осторожно, их мало! Почемучкина поляна. Лесная аптека.

 «По лесным тропинкам»

Знатоки природы. Путешествие в мир природы. Знакомые незнакомцы. Поиск нарушителей природы.

 «По лесным тропинкам».

Участие в проектной деятельности. Участие в неделе географии и экологии.

Экологический КВН. Организация и проведение игр для младших школьников и дошкольных групп.

Классные часы, беседы 

«Заповеди леса», «Редкие растения и животные», «Кто в лесу живет, что в лесу растет?», «Прогулки в Природоград», «Звери, птицы, лес и я – вместе дружная семья», «Прекрасны солнце, воздух и вода – прекрасна вся моя Земля».

«Охрана природы – твоя обязанность», «Эта хрупкая планета», «Страницы любопытных фактов», «Природа родного края», «Красная книга», «Деревья разные бывают», «Памятники животным».

«Природа в произведениях искусства», «Человек есть существо природное и духовное», «Экологический кризис: шанс на спасение».

Работа с семьей

Экологический всеобуч: «Как воспитать любовь к природе»
Экологические акции  «Школьный двор», «Посади дерево», «Школьный день вместе».

Заповеди

Вылечи  раненое дерево. Будь настоящим другом природы. Ухаживай за природой, преумножай ее богатства. Посади и вырасти дерево, цветок, растение. Сердцем и душой прикоснись к таинствам природы. Не засоряй рек, озер, колодцев и родников, помни – придется воды напиться. Будь готов всегда встать на защиту своих младших братьев.

Предполагаемый результат

Знание ребятами причин экологических проблем и способов выхода из них. Активное отношение обучающихся к защите прав людей на качество среды обитания, рост их самостоятельных инициатив.

Направление «Воспитание»

 

Младший школьник
(3,4 классы)

Подросток
(5–8 классы)

Старшеклассник
(9–11 классы)

Цель

Формирование нравственно-здоровой, духовно богатой личности школьника

Задачи

Формировать потребность в сознательном, ответственном отношении к учению. Пробудить интерес к прошлому своего народа, воспитывать гордость за национальную культуру. Выявлять и развивать творческие наклонности детей. Помочь ребенку осмыслить себя как частичку окружающего мира.

Воспитывать ответственное отношение к учению, развивать познавательную активность обучающихся. Воспитывать чувство национальной гордости, бережное отношение к памятникам истории и культуры, гражданскую ответственность за свое поведение. Развивать духовный мир школьника, его творческое мышление, способности и задатки. Осознавать собственную значимость в окружающем мире.

Формировать потребность в самообразовании в условиях развития науки, культуры и техники. Воспитывать политическую культуру, чувство ответственности за будущее своей страны. Формировать эстетические вкусы и идеалы, инициативность, творческое отношение к окружающему миру. Ориентировать школьников на «постоянный труд души».

Общешкольные творческие дела

Интеллектуальные конкурсы.  Предметные олимпиады по итогам года. 

 Рассвет Победы. Праздник победы.

 Деятельность органов детского самоуправления.

Субботник по оказанию помощи пожилым людям. Подготовка к баллу кадетов.

Формы работы с классом

Библиотечные уроки. Конкурсы чтецов, сочинений, рисунков. Акция «Помоги ветерану». Акция доброты и милосердия.

Классные часы, беседы. 

«Герб и флаг России», «Защитники земли русской», «Азбука юного гражданина», «Правила поведения в обществе», «Что важнее: знать или выполнять?», «Зачем учиться в школе?», «Твой читательский формуляр», «Мои увлечения», «Про великих и знаменитых», «Слово о родном крае».

«Олимпийский и параолимпийский урок».

«Люблю тебя, мой край родной», «Моя родословная», «Жизнь замечательных людей», «Мои земляки», «Учиться с увлечением. Возможно ли это?», «Наши Читательские Интересы», «Из истории праздников», «В мире профессий», «Ребенок и его права», Встречи с интересными людьми.

«Олимпийский и параолимпийский урок».

«Что могу я сделать для своего Отечества?», «Защита Родины – долг каждого», «Конституция – основной закон государства», «Обязанности и  ответственность», «Доброта и гуманность сегодня», «Что такое красота в моде, в жизни, в искусстве?», «Моя профессия. Какой ей быть?», «В мире красоты и искусства», Творческие гостиные.

«Олимпийский и пара олимпийский урок».

Деятельность дополнительного образования

Воспитательские часы «Этикет поведения и общения»

                «Планета загадок»

Работа с семьей

День открытых дверей «Школьный день вместе».
Помощь в организации и проведении праздников.

Заповеди

Цени и оберегай свое Отечество, познавай людей, живущих в нем, его прошлое и настоящее. Сохраняй традиции и культуру своего народа. Помни: каждый человек имеет задатки; развивай их!  Каждое дело – творчески, иначе – зачем! Раскрой себя в любой инициативе.

Предполагаемый результат

Осознание учеником роли знаний в жизни человека, видение личной учебной перспективы, умение совершенствовать и применять свои знания. Осознание необходимости изучения, сохранения и преумножения историко-культурного, духовного наследия Родины, верность гражданскому долгу. Гуманистическая направленность личности учащегося, понимание им ценности человеческой жизни, уважение человеческого достоинства, способность к состраданию, доброжелательность. Осознание учащимися необходимости познания прекрасного в окружающей действительности.
Осознание роли и активности человека в преобразовании окружающего мира.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные формы и методы экологического образования и воспитание школьников в общеобразовательных учреждениях

Вступление Программа экологического воспитания Основы формирования экологической культуры Многообразие экологического воспитания Развития эстетического отношения к природе Заключение Литература ...

Программа экологического образования и воспитания в муниципальном общеобразовательном учреждении Тимшерской средней общеобразовательной школе.

Настоящая программа определяет стратегию развития экологического образования школы и действия по её реализации. Программа носит образовательно-развивающий характер...

Экологическое образование и воспитание дошкольников, как система создания экологически развивающей среды в детском саду

Экологическое образование и воспитание  дошкольников, как система создания экологически развивающей среды в детском саду...

Программа экологического образования и воспитания обучающихся, воспитанников с ОВЗ «Сохраним природу»

Экологическое образование и воспитание обучающихся - это не дань моде, а веление времени, продиктованное самой жизнью: для того, чтобы сегодня выжить и обеспечить существование человека в будущем, нын...

Программа экологического образования и воспитания обучающихся, воспитанников с ОВЗ «Берегите природу – наш дом родной»

Воспитание чувства ответственности за судьбу природы своей Родины, понимания необходимости научиться беречь свой дом, свою Землю.Осознание учащимися важной роли экологии в решении глобальных проблем с...

Программа экологического образования и воспитания обучающихся, воспитанников с ОВЗ «Берегите природу – наш дом родной»

Обучающие:дать ребёнку системные знания об окружающем его мире в соответствии с его возрастом и способностями;научиться применять на практике полученные знания.Развивающие:развивать у воспитанников эс...

Реализация модели экологического образования и воспитания через социально значимые экологические проекты

Методические рекомендации по организации исследований школьников и их интеграции в социальные проекты. Такой подход позволяет объединить заинтересованных в научно-исследовательской деятельности ребят ...