Особенности организации учебной деятельности при внедрении ФГОС
материал на тему
Введение федерального государственного образовательного стандарта начального и основного общего образования привело к кардинальной перестройке организационной, методической деятельности как на уровне управления образования, так и на уровне организации образовательного процесса в отдельно взятом классе начальной школы. Изменились функциональные обязанности участников системы образования, порядок взаимодействия между ними. В материале можно увидеть чем при внедрении ФГОС отличается деятельность: учителя, ученика и родителя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_organizatsii_uchebnoy_deyatelnosti_pri_fgos.docx | 25.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа № 18»
г. Прокопьевска
Особенности организации учебной деятельности
при внедрения ФГОС: изменения
в деятельности участников образовательного процесса
Подготовила: Агаркова
Татьяна Анатольевна,
заместитель директора
по УВР, учитель музыки
Особенности организации учебной деятельности при внедрения ФГОС:
изменения в деятельности участников образовательного процесса
Введение федерального государственного образовательного стандарта начального и основного общего образования (далее – ФГОС) привело к кардинальной перестройке организационной, методической деятельности как на уровне управления образования, так и на уровне организации образовательного процесса в отдельно взятом классе начальной школы. Изменились функциональные обязанности участников системы образования, порядок взаимодействия между ними.
В управлении образовательным учреждением (далее – ОУ) произошли изменения, начиная с содержания локальных документов и заканчивая вопросами организации питания обучающихся и взаимодействия с родительской общественностью.
Большое внимание уделяется формированию в школе единой образовательной среды, развитию материально-технической базы.
Появилась необходимость в написании основной образовательной программы начального общего образования и основной образовательной программы основного общего образования с участием всех педагогических работников, в экспертизе рабочих программ учебной и внеурочной деятельности педагогов, разработке новых схем анализа уроков.
Объектами контроля администрации стали достижения учащихся (промежуточные, накопительные и итоговые; предметные, метапредметные и личностные результаты обучения).
Проводятся мониторинги:
- развития образовательной среды;
- использования учебного и компьютерного оборудования;
- реализации программ урочной и внеурочной деятельности;
- здоровья обучающихся;
- обновления и использования сайта ОУ.
Изменения в деятельности педагогов
Деятельность педагога, работающего по ФГОС, также изменилась.
Замечено, что при подготовке к уроку учитель затрачивает теперь почти в два раза больше времени по сравнению с прошлыми учебными годами, но при этом помимо учебника и методических рекомендаций он может воспользоваться ресурсами Интернета. Кроме того, свои наработки учителя оформляют в электронном виде, что позволяет обмениваться опытом с коллегами. Весь материал может выкладываться на сайте школы для просмотра родителями, использования при дистанционном и иных формах обучения детей.
Вместо конспекта учитель готовит сценарный план, который предоставляет ему большую свободу и определяет последовательную деятельность учащихся. Все чаще при планировании урока групповые и парные формы организации деятельности учащихся преобладают над фронтальными.
Теперь педагоги не должны быть привязаны к своему классному кабинету; если возникает необходимость, они могут использовать любые оборудованные помещения: кабинет прикладного творчества, внеурочной деятельности, игровую, лабораторию и т. п.
Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС, представлена в таблице 1.
Таблица 1
Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС
Предмет изменений | Традиционная деятельность учителя | Деятельность учителя, работающего по ФГОС |
Подготовка к уроку | Учитель пользуется жестко структурированным конспектом урока | Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения |
При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации | При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы, материалы коллег. Обменивается конспектами с коллегами | |
Основные этапы урока | Объяснение и закрепление учебного материала. Большое количество времени занимает речь учителя | Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины времени урока) |
Главная цель учителя на уроке | Успеть выполнить все, что запланировано | Организовать деятельность детей: • по поиску и обработке информации; • обобщению способов действия; • постановке учебной задачи и т. д. |
Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей) | Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т. д. | Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д. |
Форма урока | Преимущественно фронтальная | Преимущественно групповая и/или индивидуальная |
Нестандартное ведение уроков | – | Учитель ведет урок в параллельном классе, урок ведут два педагога (совместно с учителями информатики, психологами и логопедами), урок проходит с поддержкой тьютора или в присутствии родителей обучающихся |
Взаимодействие с родителями обучающихся | Происходит в виде лекций, родители не включены в образовательный процесс | Информированность родителей обучающихся. Они имеют возможность участвовать в образовательном процессе. Общение учителя с родителями школьников может осуществляться при помощи Интернета |
Образовательная среда | Создается учителем. Выставки работ обучающихся | Создается обучающимися (дети изготавливают учебный материал, проводят презентации). Зонирование классов, холлов |
Результаты обучения | Предметные результаты | Не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные |
Нет портфолио обучающегося | Создание портфолио | |
Основная оценка – оценка учителя | Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки | |
Важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ | Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения |
Изменения во взаимодействии между педагогами
Изменилась цель самого методического объединения учителей: трансляция опыта, творческая работа по созданию методического инструментария. Заседания методических объединений чаще всего проводятся в творческих группах, по результатам их работы готовятся регламенты, методические рекомендации, описание опыта педагогической деятельности. Выросло количество взаимопосещений уроков с целью их дальнейшего анализа.
Учителя обмениваются опытом, не только размещая авторские материалы в печатных изданиях, но и используя единую информационную среду, выступая на заседаниях профессиональных сообществ.
Изменения во взаимодействии педагогов с родителями обучающихся
Родители стали активными участниками образовательного процесса: они могут влиять на содержание и расписание внеурочной деятельности, помогать в организации внеучебной деятельности класса и принимать в ней участие, при необходимости присутствовать на уроках. Изменилась форма проведения родительских собраний: из пассивных слушателей родителей, учащихся нужно превращать в активных участников дискуссий, тренингов и т. п.
Характеристика изменений в организации работы учителя с родителями ученика, обучающегося в соответствии с ФГОС, представлена в таблице 2.
Таблица 2
Характеристика изменений в организации работы учителя с родителями
ученика, обучающегося в соответствии с ФГОС
Предмет изменений | Особенности работы с родителями до введения ФГОС | Особенности работы с родителями после введения ФГОС |
Технология проведения родительского собрания | Родительские собрания проводятся в традиционной форме (тематическая часть и анализ успеваемости) | Родительские собрания проводятся с использованием передовых педагогических технологий, например, проектной, исследовательской и игровой |
Адаптационный период | Родители не участвуют в организации адаптационного периода | Родители выступают в роли тьюторов: • присутствуют на уроках с целью оказания помощи детям; • активно участвуют в организации подвижных игр на переменах; • помогают детям в осуществлении самообслуживания и т. п. |
Организация внеурочной деятельности совместно с родителями обучающихся | Отсутствует | Родители осуществляют выбор курса вместе с детьми. Школа согласует расписание внеурочной деятельности (дни и время) с родителями |
Участие родителей в проведении уроков | Родители присутствуют на уроках по просьбе учителя (обычно родители детей, требующих повышенного педагогического внимания) | Родители присутствуют на уроках по собственному желанию. Организовано совместное проведение уроков педагогами и родителями обучающихся |
Совместная проектная деятельность | Отсутствует | Осуществляется партнерство "учитель – родитель – ребенок" |
Участие в праздниках | Родители выступают в роли зрителей | Родители принимают участие в организации праздников, в ходе праздника |
Информационное взаимодействие "родитель – учитель – ребенок" | Общение по телефону, в ходе родительского собрания, при личной встрече | Общение по телефону, в ходе родительского собрания, при личной встрече. Взаимодействие в информационном пространстве Интернета (сайт школы, электронная почта). Работа ресурсного центра для родителей и детей: предоставление литературы, видеоматериалов, мультимедийных презентаций, картотеки ссылок на информационные ресурсы |
Изменения в деятельности обучающихся
Изменения коснулись и деятельности обучающихся. Самостоятельной работе детей на уроке отводится больше времени, чем ранее, причем характер ее стал исследовательским, творческим, продуктивным. Учащиеся выполняют задания и учатся формулировать учебные задачи, зная цель своей деятельности. Педагог при этом формирует у обучающихся навыки самоконтроля и самооценки.
Как показывает результат диагностических работ, школьники не боятся выполнять нестандартные задачи, они могут применять свои знания при решении практико-ориентированных заданий. Возможность выбора заданий, способов решения значительно снизила у детей уровень тревожности при их выполнении, повысила мотивацию к обучению.
Характеристика изменений в деятельности ученика, обучающегося в соответствии с ФГОС, представлена в таблице 3.
Таблица 3
Характеристика изменений в деятельности ученика,
обучающегося в соответствии с ФГОС
Предмет изменений | Деятельность ученика до введения ФГОС | Деятельность ученика после введения ФГОС |
Вид деятельности | Пассивное слушание | Активные действия |
Выполнение заданий по указанию учителя | Самостоятельный поиск решения поставленной задачи | |
Работа с источниками информации по рекомендации учителя | Самостоятельный выбор необходимых информационных ресурсов | |
Использование литературы (справочники, словари). Использование интернет-ресурсов (только с помощью родителей) | Использование интернет-ресурсов самостоятельно | |
Переспрашивание заданного вопроса | Уточнение вопроса (ученики задают вопросы с целью уточнить, пояснить детали задания) | |
Фронтальная работа | Групповая работа (коммуникативная компетенция детей значительно развита, они свободно взаимодействуют в группах). Умеют применять правила работы в группе | |
Ведущие средства обучения – учебник и тетрадь | Значительно расширен ассортимент учебных материалов (лего-конструктор, средства ИКТ и т. д.) | |
Самостоятельная деятельность детей на уроке возможна только с целью контроля учителем уровня знаний и умений | Самостоятельная деятельность детей на уроке осуществляется, в основном, для достижения поставленной цели | |
Учителем организована деятельность детей по выполнению заданий из учебника | Учителем организована деятельность детей: • по поиску, обработке информации; • обобщению способов действия; • постановке учебной задачи и т. д. | |
Взаимодействие ученика и учителя | Пассивное принятие информации обучающимися; субъект-объектные отношения | Активное включение обучающихся в образовательный процесс; постепенное выстраивание субъект-субъектных отношений |
От ребенка требуется четкое выполнение задания и – часто – краткий ответ на поставленный вопрос учителя | Детям предоставлена возможность вариативного выполнения задания; учащиеся свободно выражают мысли, доказывают свою точку зрения, не боятся высказывать мнения, противоположные мнению учителя | |
Адаптация к школьному обучению | Уровень тревожности обучающихся в адаптационный период повышен | Наблюдается снижение уровня тревожности обучающихся в адаптационный период |
Средний срок адаптации обучающихся – 2 месяца | Средние сроки адаптации обучающихся – 3–5 недель | |
Вид ведущей деятельности детей в период адаптации – учебная | Виды ведущей деятельности детей в период адаптации – игровая и проектная | |
Результаты обучения | Знания, умения и навыки приобретаются из учебников. Дети справляются в основном со стандартными заданиями | Дети могут самостоятельно приобретать знания, умения и навыки, умеют применять знания на практике, способны действовать в нестандартных ситуациях |
Оценка деятельности обучающихся | Осуществляется учителем | Учителем формируется адекватная самооценка детей; учащиеся знакомы с критериями оценивания (на начальной стадии), у них есть опыт самоконтроля и самооценки |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности организации учебной деятельности школьников на уроках английского языка при индивидуальном и дифференцированном подходах.
В данной статье раскрываются особенности обучения школьников английскому языку в рамках индивидуального и дифференцированного подходов, приводятся конкретные примеры....
Особенности организации учебной деятельности в классах для детей с ЗПР
Данный материал в виде презентации, в которой даются особенности детей с ЗПР, рассматриваются принципы, на основе которых построено содержание учебного материала в системе коррекционно-развивающего об...
Особенности организации учебной деятельности в специальных коррекционных классах
Особенности организации учебной деятельности в специальных коррекционных классах...
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ
В статье даются рекомендации о том, как надо подбирать физические упражнения и задания, чтобы они сохраняли и укрепляли здоровье ребенка, а также вызывали интерес у младших школьников к за...
«Обучающиеся с ОВЗ: Особенности организации учебной деятельности в соответствии с ФГОС»
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препя...
«Обучающиеся с ОВЗ: Особенности организации учебной деятельности в соответствии с ФГОС»
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и...