Инновационное развитие в образовательном процессе школы
статья на тему

В статье отражено мнение , что целью инновационной  политики   МБОУ "СОШ №5"  , да  и   остальных школ  города  Адыгейска   является  построение  внутрисистемных  и  межсистемных  условий  для  перехода  на  новый  уровень  развития  образования.

       Наша  школа   действует    по  данному  направлению   по  следующему  принципу :

  « Через  освоение  культуры  инновационной  деятельности  -  к  раскрытию  человеческого  потенциала».

   Основными  направлениями  реализации  данного  принципа   являются:

- формирование  вариативной  образовательной  среды

 -поддержка  и  сохранение  здоровья  детей

- создание  условий  для  развития  и  поддержки  одаренных  детей

-  интеграция  базового  и  дополнительного  образования

Скачать:


Предварительный просмотр:

      Инновационное  развитие  в  образовательном  процессе  школы  

     Сегодня  мы  все  в  определенной  степени  сопричастны   к процессу  строительства  России  как  мирового  лидера  в  одной  из  определяющей    области -  образовании. Решение  этой  задачи  возможно  только  при  создании  условий, позволяющих  раскрыть  талант  каждого учителя  и  его   ученика. Школа  должна  стать  таким  социокультурным  пространством, где  возможно  формирование  человека  будущего.  

     Я  предлагаю  вашему  вниманию  фрагмент  Послания  президента РФ  Д.А.Медведева  Федеральному  собранию РФ   от  12  ноября   2009  года :

     « Главная  задача  современной  школы- это  раскрытие  способностей  каждого  ученика, воспитание  личности, готовой  к  жизни  в  высокотехнологичном  , конкурентном  мире… Мы  обязаны  сделать  все  от  нас  зависящее, чтобы  помочь  созданию инфраструктурной  среды, причем,  прежде  всего  в  российской  провинции. В  малые  города…нужно  активнее  продвигать  информационные  технологии».

      В  связи  с  этим, одним  из  важнейших  направлений  государственной  политики  в  сфере  образования  признано     модернизационное  и      инновационное   развитие  образовательных  учреждений  РФ.  

       Я  считаю,  что  основной  социокультурной  проблемой  в   системе  образования  нашего  города  является  переход  от  образования  замкнутого  к  образованию, несущему  в  себе  мощный  потенциал  развития  самого  города  Адыгейска. Это  предполагает  переосмысление  двух   стратегических  ориентиров - на  личность   и  на  общество , т.е.  устойчивое  развитие  и  способность  к  инновационным  преобразованиям.

       Слово  «  инновация»   буквально  ворвалось  в  нашу  педагогическую  деятельность  с  огромной  скоростью.

Инновационное    развитие   в  образовании  -  это  форма  профессиональной  деятельности   в  образовании   по  переосмыслению целей, средств, а  также  результатов образовательной  деятельности.  

     Значительная  часть  фундаментальных  инновационных  идей  в управлении образованием  в  нашей  стране  разрабатывалось  на  протяжении 70-80 годов. Именно  в  80-х  -  90-х  годах  они  воплощались  в  очень  широком  масштабе. За  четверть  века  был  накоплен  огромнейший опыт. Да,  давно  настала  пора  перенимать  этот  опыт  и  культивировать  его  в соответствии  с  региональными  условиями  и  особенностями.

    Становится  совершенно  очевидно,  что  там, где  осуществляется  верное  государственно-общественное  управление  в  инновационном  развитии  школы, там  и  наиболее  успешно организовываются  различные  формы  сотрудничества  школы  и  родителей, складываются  эффективные  формы  педагогического  образования.

   Так, целью  инновационной  политики нашей  школы , да  и   школ  города  Адыгейска   является  построение  внутрисистемных  и  межсистемных  условий  для  перехода  на  новый  уровень  развития  образования.

       Наша  школа   действует    по  данному  направлению   по  следующему  принципу :

  « Через  освоение  культуры  инновационной  деятельности  -  к  раскрытию  человеческого  потенциала».

   Основными  направлениями  реализации  данного  принципа   являются:

- формирование  вариативной  образовательной  среды

 -поддержка  и  сохранение  здоровья  детей

- создание  условий  для  развития  и  поддержки  одаренных  детей

-  интеграция  базового  и  дополнительного  образования

     Учителями  истории  и обществознания  школы  осуществляется практика    мониторинга   мнений учителей  и   учащихся  по  различным  вопросам  школьной  жизни. В  этой  связи  было  проведено  и  анкетирование  по  выявлению  педагогического  коллектива  к  инновационным  процессам  в  образовании. Итоги  мониторинга  обсуждаются  на  заседаниях  педагогического  совета  и   методических  объединений.

        Я  считаю, что в свете   инновационного  развития  образовательного  учреждения ,необходимо   решить  следующие  задачи:

  1. Обеспечение  высокого  качества  образовательного  процесса  на  основе  совершенствования  его  содержания
  2. Повышение  профессионального  мастерства  педагогов  через  участие в  многообразных   формах  методической  работы  и  конкурсах
  3. Организация инновационной  деятельности  образовательного  учреждения  как  способа  реализации  творческого  потенциала  педагогов  и  учащихся

      4.   Создание  организационно- правовых  условий  и  научно- методического  обеспечения  реализуемых  в  школе  комплексных  целевых  программ  развития

      Основными  формами   организации   инновационного  развития  школы  являются:

1.Индивидуальная  опытно-экспериментальная  и  инновационная  деятельность педагогов (индивидуальные  срезы, отчеты)

2.Диагностические  замеры  и  срезы  (  планы,  отчеты)

3.Семинары

4.Плановые  консультации  педагогов

5.Разработка  и   апробация  новых  методик.

   «Зачем  нужны  все  эти  красивые  слова ?»-  спросите   вы.  Я  вам  отвечу. Все  перечисленное  мной  является  стержнем  в  общем  потоке  развития  нашего  образовательного  учреждения.

  Показателями   эффективности  развития  могут  явиться  следующие  результаты:

  1. Решение  многих  реальных  проблем  школы
  2. Улучшение  материально-технической  базы  школы
  3. Поддержка  администрацией  школы  различных  инициатив,  исходящих  от  учителей, учащихся, родителей, общественности
  4. Критерий  высокого  качества результатов   обучения  и  воспитания  

       Таким  образом,  резюмируя  выше  сказанное  , необходимо  выделить   как  основополагающую  роль  каждого  учителя  в  инновационном  развитии  образовательного  учреждения. Здесь  не  только  необходим  здравый  смысл,  но  требуется  разработка  эффективных  педагогических  технологий  . Мы  сегодня  не  можем  не  ставить  перед  собой  разного  рода  задачи. Но  необходимо  и  помнить ,  что  каждое  новшество, либо  изменение  сопряжено  с  определенной  долей  риска,  если  мы  делаем  новые  качественные  шаги  в  такой  чувствительной  сфере  ,  как  образование.

     Также  в  своей  деятельности  нельзя  забывать  и  то,  что  революции  в  образовании  опасны:  мы  должны  двигаться  поэтапно,  помнить  принцип  « Не  навреди !». Важно  найти  баланс  между  этими  двумя  решениями.

  В  конечном  счете,  развитие  нашего  региона  ,  в  частности  города  Адыгейска  в  первую  очередь  определяется  не  только наличием  материальных  ресурсов,  а  формированием   полноценного  гражданского  общества .  

     Я убеждена,  что  в  наших  силах  решить  поставленные  задачи  в  свете  инновационного  развития  образования. Мы,учителя  города  Адыгейска,  славимся своими   педагогическими  победами     в  сфере  образовательной  деятельности. Но  самая  главная  победа- наши  ученики, многие  из  которых добились блестящих  результатов  как  в  учебной,  так и в  профессиональной  деятельности.  Да,  во  имя  этого  и  хочется  жить   нашей  сложной,  многогранной ,  но  вместе  с  тем   замечательной  учительской  жизнью  и  верить  в  будущее  своих  учеников.