НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА ОРГАНИЗАЦИИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАМКАХ АООП
статья на тему
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
школа-интернат № 8
Пушкинского района Санкт — Петербурга
Статья
НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА ОРГАНИЗАЦИИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАМКАХ АООП
Выполнил:
учитель физической культуры
ГБОУ школы-интерната №8 Пушкинского р. СПб
Воропай Владимир Сергеевич
Научный руководитель:
доцент, кандидат педагогических наук
Елецкая Ольга Вячеславовна
Санкт-Петербург
2016 г.
Введение
24 сентября 2008 года Российская Федерация подписала Конвенцию о правах инвалидов, одобренную Генеральной Ассамблеей ООН в декабре 2006 года. Конвенция направлена на защиту прав инвалидов, борьбу с их дискриминацией и обеспечение полного участия людей с ограниченными возможностями здоровья в жизни общества. 3 мая 2012 года Президентом Российской Федерации подписан Федеральный закон от 03.05.2012 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов». Федеральный закон должен усилить защиту прав инвалидов, борьбу с их дискриминацией, обеспечить полное участие людей с ограниченными возможностями здоровья в жизни общества. Закон послужит ориентиром для дальнейшего совершенствования правового регулирования и практической деятельности в сфере социальной защиты инвалидов.
12 апреля 2012 г на парламентских слушаниях по теме: «Инклюзивное образование лиц с ОВЗ в РФ: проблемы отрасли и общества», прозвучали следующие слова, которые подтолкнули правительство сделать шаг на встречу лицам, чьи права были далеки от норм принятых обществом: - "Для лиц с ОВЗ пока сохраняется значительное неравенство в обеспечении их прав на получение необходимого для успешной социализации образования, что обусловлено не только отсутствием необходимых ресурсов. Во многом это инерция мышления педагогов и родителей, непонимание в обществе важности развития инклюзии в системе образования, отсутствие необходимой нормативно-правовой базы. Развитие инклюзивного образования важной составляющей государственной политики многих стран мира».
С 1 сентября 2013 года в учебных заведения РФ согласно закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273 должны утверждаться стандарты нового поколения, в том числе и для подготовки научно-педагогических кадров, в соответствие с новым законом. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) — совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают:
- единство образовательного пространства Российской Федерации;
- преемственность основных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования;
- духовно-нравственное развитие и воспитание.
В соответствии с приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. №1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» и приказом от 19.12.2014 г. №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» появилась необходимость плавного перехода образовательных учреждений на ФГОС, где образовательная сфера для детей с ОВЗ, начинает адаптироваться к новым условиям и изменяться, чтобы соответствовать современному стандарту. Целесообразно при введении ФГОС ОО для обучающихся с ОВЗ выстроить проектную ступенчатую модель, определяющую примерную последовательность и содержание действий по введению нового стандарта общего образования в работу образовательных организаций РФ. Такая модель, во-первых, должна подразумевать подготовительный и основной период. Во-вторых, каждый из этих периодов в свою очередь включает некоторый набор последовательных ступеней, предполагающих ряд действий, обеспечивающих достижение целевых ориентиров каждого из периодов. Решение о переходе на ФГОС принимается самим учреждением после детального самоанализа результатов подготовительного этапа и вынесения решения о готовности всех компонентов к реализации ФГОС. При этом необходимо учитывать сложившую на территории Российской Федерации практику внедрения образовательных стандартов в процесс обучения. Стандарт вводится только в классах, которые формируются на первый год обучения в год внедрения Стандарта, то есть в 0 или 1 классах, открываемых в образовательной организации в год внедрения Стандарта.
Одной из таких ступеней в подготовительном периоде, является создание нормативно-правовой базы организации, осуществляющей деятельность в рамках АООП.
Целью данной работы является подбор нормативно-правовых документы общеобразовательных учреждений для обучающихся с ОВЗ.
В курсовой работе ставлю перед собой следующие задачи:
- Составить перечень нормативно-правовых документов для общеобразовательных организаций осуществляющей деятельность в рамках АООП.
- Критерии подготовки и компановки документов изданных на различных уровнях правовой базы РФ.
- Раскрыть правовые аспекты документов имеющих наивысшую юридическую силу;
- Примерное представление и содержание системы хранения правовых документов;
- Предложить возможные варианты создание разделов в документах институционального уровня.
- Подробнее разобрать список формировании и обновлении пакета локальных актов в образовательной организации.
Глава I
В данном разделе приведен примерный перечень документов федерального, регионального, муниципального и институционального (уровня образовательной организации) уровня, ознакомиться, выполнить требования или разработать который необходимо образовательной организации в период подготовки последней к введению ФГОС ОО для обучающихся с ОВЗ.
I. Федеральные документы:
• Закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
• Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» Приказ Президента РФ от 04.02.2010 г. Москва ПР-271;
• Приказ Минобрнауки России от № «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта общего образования для обучающихся с ОВЗ»;
• Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования для обучающихся с ОВЗ;
• Постановление Главного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г.№ 189 г.Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»», зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011г, рег.№19993;
• Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. N 1015 г. Москва "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования";
• План действий по модернизации общего образования на 2011-2015 гг. (утвержден распоряжением Правительства РФ от 7 сентября 2010 г. № 1507-р);
• Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на текущий учебный год;
• Приказ Минобрнауки РФ "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений" от 04.10.2010 № 986;
• Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. № 761н. «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», зарегистрирован в Минюсте РФ 6 октября 2010 г., регистрационный № 18638;
• Постановление правительства РФ от 31 мая 2011 г. №436 «О порядке предоставления в 2011 - 2013 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем общего образования»;
• Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
• Указ Президента РФ "О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы";
• Приказ Минобрнауки России от 12.03.2014 № 177 "Об утверждении порядка и условий осуществления перевода обучающихся из одной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам соответствующих уровня и направленности";
• Приказ Минобрнауки России от 22.01.2014 № 32 "Об утверждении порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования";
• Положение о психолого-медико-педагогической комиссии (утверждено приказом Министерства образования и науки РФ от 20.09.2013 № 1082);
• Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 N 1015 в ред. от 28.05.2014 № 598);
• Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. N 1008);
• Приказ Минтруда России №544н от 18 октября 2013 г. «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»;
• Приказ Минобрнауки РФ "Об утверждении порядка применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания";
• Письмо Минобрнауки РФ об индивидуальном обучении на дому от 05.09.2013 № 07-1317;
• Проект постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации об утверждении санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в специальных (коррекционных) общеобразовательных организациях для учащихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья;
В данном разделе необходимо отметить, что в соответствии с ч. 5 ст. 111 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» со дня вступления его в силу нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, регулирующие отношения в сфере образования, применяются постольку, поскольку они не противоречат Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» или издаваемым в соответствии с ним иным нормативным правовым актам Российской Федерации. Так, типовые положения об образовательных учреждениях формально продолжают действовать, но только в той части, в которой они не противоречат Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» или издаваемым в соответствии с ним иным нормативным правовым актам Российской Федерации, в частности, Порядкам организации и осуществления образовательной деятельности по соответствующим образовательным программам различных уровней и (или) направленности или по соответствующему виду образования, утверждаемым Министерством образования и науки Российской Федерации. Применяя соответствующие типовые положения, следует иметь в виду, что целый ряд вопросов регламентации образовательной деятельности Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» в настоящий момент отнесен к компетенции образовательной организации. Например, вопрос о самостоятельной разработке организацией образовательных программ (ч. 5 - 7 ст. 12).
II. Региональные документы:
• План-график мероприятий регионального уровня по обеспечению введения ФГОС ОО;
• Региональные программы дополнительного профессионального образования для различных категорий работников образования по вопросам введения ФГОС ОО для обучающихся с ОВЗ;
• Приказ «Об утверждении методик и расчёта нормативного объёма расходов финансирования на обеспечение прав граждан на получении общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в муниципальных общеобразовательных учреждениях»;
• Примерный перечень учебного и учебно-наглядного оборудования для кабинетов начальных классов общеобразовательных учреждений, соответствующего требованиям ФГОС ОО;
• Рекомендации по разработке на основе ФГОС ОО примерной основной образовательной программы начального общего образования в части учета региональных особенностей;
• Проект договора о взаимодействии общеобразовательного учреждения и учреждения дополнительного образования детей;
• Примерное положение о центре дополнительного образования в структуре общеобразовательного учреждения;
• Примерное положение об учебном кабинете;
• Примерное положение об информационно-библиотечном центре общеобразовательного учреждения.
II. Муниципальные документы.
Документы, относимые к муниципальному уровню, представлены приказами и постановлениями глав администраций. К ним можно отнести следующие:
• План-график мероприятий муниципального уровня по обеспечению введения ФГОС ОО для обучающихся с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях муниципального образования;
• Утверждение плана основных мероприятий по подготовке к введению ФГОС ОО для обучающихся с ОВЗ в системе образования района;
• О проведении заключительного этапа подготовки к внедрению ФГОС ОО для обучающихся с ОВЗ на территории района;
• Об организации мониторинга по оценке готовности муниципальных образовательных систем к введению ФГОС ОО для обучающихся с ОВЗ;
• О контроле готовности общеобразовательных учреждений к внедрению ФГОС ОО для обучающихся с ОВЗ;
• Об организации информирования родителей, обучающихся 0-1 классов текущего учебного года, представителей общественности и средств массовой информации по ознакомлению с условиями обучения по ФГОС ОО для обучающихся с ОВЗ.
IV. Документы образовательной организации.
При разработке перечня локальных актов образовательной организации, должны быть учтены соответствующие статьи Федерального законно №273-ФЗ, прежде всего ст. 30, где указывается, что образовательная организация принимает локальные нормативные акты, определяющие нормы образовательных отношений, в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном ее уставом. В числе таких актов могут быть документы, регламентирующие правила приема обучающихся, режим занятий обучающихся, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися или их родителями (законными представителями). Составление институциональных документов может опираться при необходимости на мнение совещательных органов учащихся, родителей, попечителей, работников.
Документы институционального уровня могут быть собраны в отдельную, вторую папку, наряду с папкой, содержащей документы вышестоящих органов. С другой стороны, каждый блок нормативно-правовой документации может быть собран в отдельной папке. В этом случае документы образовательного учреждения собираются в четвертую, самую крупную, папку, и могут быть объединены в разделы:
1. Нормативно-правовое обеспечение деятельности общеобразовательного учреждения в части введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
2. Финансово-экономическое обеспечение внедрения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
3. Организационное обеспечение внедрения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
4. Кадровое обеспечение внедрения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
5. Информационное обеспечение внедрения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
6. Материально-техническое обеспечение внедрения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
В качестве наполнения названных разделов могут выступать документы, подтверждающие:
• наличие решения органа государственно-общественного управления (совета школы, управляющего совета, попечительского совета) о введении в образовательном учреждении ФГОС ОО для обучающихся с ОВЗ (протокол заседания органа государственно-общественного управления образовательного учреждения, на котором принято решение, заверенный (согласованный) учредителем);
• создание в общеобразовательном учреждении рабочей группы по введению ФГОС ОО для обучающихся с ОВЗ (приказ о создании рабочей группы по введению ФГОС ОО для обучающихся с ОВЗ и утверждении Положения о рабочей группе);
• внесение изменений и дополнений в Устав образовательного учреждения (протоколы заседаний органов, на которых рассматривались вопросы внесения изменений и дополнений в Устав образовательного учреждения, приказ о внесении изменений в Устав, Устав с внесёнными дополнениями и изменениями, заверенный учредителем);
• разработку и утверждение формы договора о предоставлении общего образования муниципальными образовательными учреждениями (приказ об утверждении формы договора о предоставлении общего образования муниципальными образовательными учреждениями);
• внесение изменений в «Положение о системе оценок, формах и порядке проведения промежуточной аттестации» в части введения комплексного подхода к оценке результатов образования: предметных, метапредметных, личностных (протоколы заседаний органов, на которых рассматривались вопросы внесения изменений в «Положение о системе оценок, формах и порядке проведения промежуточной аттестации», приказ о внесении изменений в Положение, Положение с указанием изменений и дополнений).
• издание приказов по общеобразовательному учреждению, таких как:
- О переходе ОО на обучение по ФГОС ОО для обучающихся с ОВЗ;
- О разработке основной образовательной программы, адаптированной основной образовательной программы и пр. на 201 -201_ уч. год;
- Об утверждении основной образовательной программы адаптированной основной образовательной программы и пр на 201 -201 уч. год;
- Об утверждении учебного плана;
- Об утверждении программы внеурочной деятельности;
- Об утверждении программы ОУ по повышению уровня профессионального мастерства педагогических работников;
- Об утверждении списка учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе, перечень УМК;
- О проведении внутришкольного контроля по реализации ФГОС ОО для обучающихся с ОВЗ;
- О внесении изменений в должностные инструкции учителя, заместителя директора по УВР, курирующего реализацию ФГОС ОО для обучающихся с ОВЗ, психолога, педагога дополнительного образования;
- Об утверждении плана методической работы. План методической работы (раздел плана, в части сопровождения введения ФГОС ОО для обучающихся с ОВЗ);
- Об утверждении плана-графика повышения квалификации, план-график. Информационная справка с указанием доли учителей начальных классов, прошедших повышение квалификации по вопросам введения ФГОС ОО для обучающихся с ОВЗ;
• договоры о сотрудничестве с учреждениями дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта и др;
• проведение расчетов и механизмов формирования расходов, необходимых для реализации АООП для обучающихся с ОВЗ, заверенная учредителем;
• оснащённость общеобразовательной организации в соответствии с требованиями к минимальной оснащенности учебного процесса и оборудованию учебных помещений;
• соответствие материально-технической базы реализации АООП для обучающихся с ОВЗ действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников образовательного учреждения, план мероприятий по устранению выявленных несоответствий;
• укомплектование библиотеки, с указанием доли обеспеченности предметов учебного плана АООП для обучающихся с ОВЗ. Перечень доступных и используемых ЭОР. Информация о системе ограничения доступа к информации, несовместимой с задачами духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся;
• разработка инструментария для изучения образовательных потребностей и интересов обучающихся с ОВЗ и запросов родителей по использованию часов вариативной части учебного плана, включая внеурочную деятельность.
При формировании и обновлении пакета локальных актов, регламентирующих введение ФГОС ОО для обучающихся с ОВЗ в образовательной организации, особое внимание следует обратить на внесение изменений и дополнений в соответствующие разделы Устава:
- цели образовательного процесса;
- систему оценок при промежуточной аттестации, формы и порядок ее проведения;
- режим занятий обучающихся;
- компетенцию органов управления ОО;
- открытость и доступность информации об ОО;
- регламентацию образовательного процесса.
Корректировку других локальных актов образовательного учреждения, в свою очередь, необходимо проводить в точном соответствии с изменениями, внесенными в Устав. Обязательный перечень локальных актов, в которые необходимо внести изменения, связанные с введением ФГОС ОО для обучающихся с ОВЗ, определяется перечнем локальных актов, которые отражены в Уставе образовательной организации. Например:
1) Положение о Совете ОО;
2) Положение о Педагогическом совете ОО;
3) Положение об оплате труда и стимулирующих выплатах;
4) Режим работы ОО;
5) Положение о порядке приема, перевода и отчисления обучающихся ОО;
6) Положение о промежуточной аттестации в ОО;
7) Положение о текущем контроле в ОО;
8) Должностные инструкции работников ОО.
В то же время, образовательная организация вправе создавать новые локальные акты, реализации новых стандартов в конкретном образовательном учреждении. Например:
- Положение о внеурочной деятельности в ОО;
- Положение об информационном сопровождении основной образовательной программы начального общего образования ОО;
- Положение о взаимодействии с родительской общественностью ОО;
- Положение о рабочих программах отдельных учебных предметов и курсов внеурочной деятельности в ОО;
- Договор образовательного учреждения с родителями (законными представителями) обучающихся;
- Положение о деятельности в образовательном учреждении общественных (в том числе детских и молодежных) организаций (объединений);
- Положения о формах самоуправления образовательного учреждения;
- Договор о сотрудничестве общеобразовательного учреждения и учреждений дополнительного образования детей;
- Положение о группе продленного дня («школе полного дня»);
- Положение о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда работников образовательного учреждения, отражающей результативность реализации внеурочной деятельности;
- Положение об оказании платных дополнительных образовательных услуг;
- Положение об организации и проведении публичного отчета образовательного учреждения;
- Положения о различных объектах инфраструктуры учреждения с учетом федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений.
В целом, создание на институциональном уровне пакета нормативно-распорядительных документов (Устава ОО, Положений, должностных инструкций, приказов по ОО, планов и др.), требует сочетания нормативного и системного подходов к работе с документами, постоянного их совершенствования по мере изменения федеральной, региональной, муниципальной правовой базы.
Заключение
Сопоставляя всё вышесказанное, можно говорить о сложном, последовательном переходе к ФГОС с ОВЗ. Достаточно большие объёмы нормативно-правовых документов, представленных на разных уровнях государственной власти, позволяют компенсировать любую потребность в разработке АООП, которые при необходимости индивидуализируются и к которым также может быть создано несколько учебных планов, в том числе индивидуальных, с учетом образовательных потребностей групп или отдельных обучающихся. Правовая база, даёт возможность дифференцированного выбора, в зависимости от условий реализации:
— для глухих детей;
— для слабослышащих и позднооглохших детей;
— для слепых детей;
— для слабовидящих детей;
— для детей с тяжелыми нарушениями речи;
— для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата;
— для детей с задержкой психического развития;
— для умственно отсталых детей;
— для детей с расстройствами аутистического спектра.
Необходимо внимательно отнестись к созданию локальных актов в образовательных учреждениях, т.к. необходима всесторонняя проработка вопроса отражающего специфику документа, сопоставляя их с Уставом образовательного учреждения и соблюдая правовую силу документов, ставших в основе данного акта. Следить за изменениями правовых документов которые, являются составляющим звеном этих локальных актов и своевременно вносить корректировку с учётом новых поправок.
Список использованной литературы
Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ».
http://минобрнауки.рф/документы/5132
http://минобрнауки.рф/документы/5133
http://институт-коррекционной-педагогики.рф/specialnyj-fgos/
http://www.myshared.ru/slide/273509
ru.wikipedia.org›Федеральный государственный образовательный стандарт
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нормативно-правовые документы по организации горячего питания
Нормативно-правовые документы, необходимые для организации горячего птания в школьной столовой...
Нормативно-правовые документы по организации горячего питания
Нормативно-правовые документы, необходимые для организации горячего птания в школьной столовой...
Об организации внеурочной деятельности в рамках введения ФГОС в МБОУ СОШ №6 п. Гончарка
Внеурочная деятельность, отраженная в сетке часов учебного плана,организована школе с учетом: - запросов родителей как основных заказчиков образов...
Приёмы организации учебной деятельности в рамках технологии критического мышления, используемые учителем в практической деятельности для формирования коммуникативной компетентности учащихся на уроках истории и обществознания
Тезисы выступления учителя МБОУ СОШ №5 на РМО учителей истории и обществознания г. Киржача Владимирской обл....
Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочной деятельности- как средство формирования и развития универсальных учебных действий. Коучинговый подход в организации проектной деятельности в рамках требований ФГОС.
В статье речь идет о специфике работы муниципальной научной лаборатории в условиях реализации новых образовательных стандартов.Направление МНЛ «Проектная и исследовательская деятельность» ...
Нормативно - правовая документация регламентирующая организацию обучения детей с ОВЗ
Нормативно - правовая документация регламентирующая организацию обучения детей с ОВЗ...
«Организация проектной деятельности в рамках ФГОС на уроках английского языка и во внеурочной деятельности обучающихся младшей и средней школы»
Теория и практика. Краткое обобщение личного опыта работы над информационным проектом в среднем звене общеобразовательной школы...