Проект о введении ФГОС ОВЗ
проект по теме
Предварительный просмотр:
I.Введение
I.1.Пояснительная записка
Одним из важнейших прав и свобод граждан в современном обществе является право каждого на образование, которое гарантируется основными нормативными актами государства. Статья 43 Конституции Российской Федерации провозглашает право каждого на образование, обязательность, а также гарантию общедоступности и бесплатности основного общего образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.
Право на образование гарантируется и другими нормативно-правовыми актами: Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» № 124-ФЗ от 24.07.1998г., Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» № 181-ФЗ от 24.11.1995г., Федеральным законом «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» № 46-ФЗ от 03.05.2012г. и др.
Вопросы гарантий государства и реализации права граждан на образование подробно раскрыты в статье 3 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»№ 273-ФЗ от 29.12.2012г.
Так в части 5 статьи 5 «Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации» указано «В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления:
- создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языком, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.
При этом образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность»
В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Концепцией организации инклюзивного образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в ХМАО-Югре, утвержденной приказом Департамента образования и молодежной политики ХМАО-Югры № 437 от 20.05.2013г., Постановлением Правительства ХМАО-Югры № 543-п от 13.12.2013г. «Об организации инклюзивного образования ли с ограниченными возможностями здоровья в ХМАО-Югре, Постановлением Правительства ХМАО-Югры от 9 октября 2013 г. N 430-п « О государственной программе ХМАО-Югры «Доступная среда в ХМАО-Югре на 2014-2010 годы» стратегической целью в области образования является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.
Реализация этой цели предполагает решение приоритетной задачи – модернизация системы образования как инструмента социального развития, включающей в том числе, создание образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования и успешную социализацию для лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Реализация данной задачи предполагается в МБОУСОШ п. Пионерский через реализацию Проекта по подготовке к введению федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Необходимость разработки данного Проекта обусловлена принятием новых федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья, (далее – ФГОС ОВЗ) их введения в школе первой ступени.
Введение ФГОС ОВЗ является длительным процессом, системной инновацией, направленной на модернизацию образования и являющейся инструментом стратегической цели развития образования, наряду с новой системой оплаты труда, изменением механизма аттестации педагогических и руководящих работников.
Важнейшими факторами, обеспечивающими успешность введения ФГОС, являются:
- системность подготовки к введению ФГОС;
- комплексность всех видов сопровождения введения новых образовательных стандартов;
- выявление проблем введения стандартов и своевременность их решения на всех уровнях управления.
Вышеуказанные положения определили проектный подход к выстраиванию организационной структуры управления введением ФГОС ОВЗ,
Проект предусматривает подготовку ресурсного обеспечения введения ФГОС ОВЗ в образовательном учреждении и предполагает реализацию плана-графика по направлениям.
I.2 Условия реализации проекта
Проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях массовой общеобразовательной школы - одна из актуальных проблем современного российского общества. Очень важным является решение вопросов, связанных с обеспечением тех необходимых условий, которые позволят данной категории детей включиться в полноценный процесс образования наряду со здоровыми детьми. Естественно, что не все категории детей с ОВЗ могут обучаться в условиях массовой общеобразовательной школы, но большая часть могут.
С 2014г. в МБОУСОШ п. Пионерский открыты классы, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы для детей с ЗПР. На сегодняшний день модель инклюзивного образования, апробированная в 2014-2015 учебном году в школе, представлена в схеме 1:
В МБОУ СОШ п. Пионерский на ступени начального общего образования создано 3
класса, реализующих адаптированную образовательную программу для детей с задержкой психического развития, в которых обучаются детей с ОВЗ: 2г класс – 7 человек, 3г класс – 4 человека, 4г класс – 5 человек.
3 обучающихся находятся на домашнем обучении (1,2,4 классы), 2 из них – дети-инвалиды, обучаются по адаптированной образовательной программе для детей с умственной отсталостью и тяжелой умственной отсталостью.
2 обучающихся обучаются по индивидуальному учебному плану (1человек – по адаптированной образовательной программе для детей с ЗПР, имеет нарушение опорно-двигательного аппарата; 1 человек – по адаптированной образовательной программе для слабовидящих детей)
Создание в школе специальных условий, полноценной безбарьерной среды позволит повысить образовательный уровень детей в сравнении с обучающимися коррекционной школы или класса; их адаптивные возможности, коммуникативную сферу, уровень социализации.
С 2014 года в МБОУСОШ п. Пионерский ведется целенаправленная работа по созданию комплексной безбарьерной образовательной среды. На сегодняшний день имеется:
№ | Критерии | Показатели готовности к введению ФГОС ОВЗ | Планируемые показатели по обеспечению введения ФГОС ОВЗ | Выход |
1 | Административный ресурс | Курсы ПК директора школы; наличие заместителя директора по УВР, курирующего введение ФГОС ОВЗ | Курсы ПК заместителя директора, курирующего ФГОС ОВЗ | Заявка |
2 | Нормативно-правовое обеспечение | Разработка плана-графика по организации введения ФГОС ОВЗ (приказ ОУ № 353 от 22.04.2015г). Рабочая группа по обеспечению введения ФГОС ОВЗ (приказ ОУ № 353 от 22.04.2015г). Совет по обеспечению введения ФГОС ОВЗ (Положение о Совете, (приказ ОУ № 353 от 22.04.2015г). Курсы ПК учителей начальных классов Положение об отделении социально-психолого-педагогического сопровождения (приказ № 800 от 02.12.2013г.) Положение о ПМПк (приказ № 890 от 30.12.2013г.) | Заседание Управляющего Совета «Введение ФГОС ОВЗ» Формирование заявки учебники в соответствии с федеральным перечнем. Внесение изменений в рамках реализации ФГОС в : - Положение о системе оценок, формах и порядке проведения промежуточной аттестации; - Положение о рабочей программе по образовательным предметам; - Положение о портфолио обучающихся; Разработка адаптированной основной образовательной программы для всех категорий ОВЗ (ЗПР, УО, ТУО, для слабовидящих) Приведение должностных инструкций работников в соответствие с ФГОС ОВЗ и тарифно-квалификационными характеристиками. Утверждение модели внеурочной деятельности Проведение ВШК по реализации ФГОС ОВЗ Разработка плана работы Методического совета школы с учетом введения ФГОС ОВЗ Результаты выполнения плана-графика по введению ФГОС ОВЗ | Протокол Управляющего совета Заявка на учебники Приказ о внесении изменений Адаптированная основная образовательная программа, приказ об утверждении Должностные инструкции Модель внеурочной деятельности План внутришкольного контроля План методического совета школы Приказ |
3 | Кадровое обеспечение | Укомплектованность педагогическими кадрами, узкими специалистами | Повышение квалификации по вопросам ФГОС ОВЗ, включая аттестацию педагогов и узких специалистов. | Удостоверения о ПК, приказы об аттестации |
4 | Материально- техническое обеспечение | Проведение мониторинга обеспеченности учебных кабинетов Разработка плана по оснащению материально-технической базы | Таблица мониторинга | |
5 | Информационное обеспечение | Имеется сайт школы, страница на сайте школы «отделение социально-психолого-педагогического сопровождения» | Информирование участников образовательного процесса и общественности по ключевым позициям введения ФГОС ОВЗ, включая публичный отчет Использование информационных ресурсов общеобразовательной организации (сайт, Интернет-страничка и т.д.) для обеспечения широкого, постоянного и устойчивого доступа участников образовательного процесса к информации Разработка мониторинга комплексных достижений обучающихся при внедрении ФГОС ОВЗ | Публичный отчет Информация на сайте Мониторинг комплексных достижений обучающихся в адаптированной основной образовательной программе |
6 | Финансовое обеспечение | В соответствии с Положением об оплате труда осуществляется доплата 20% учителям, работающим с обучающимися с ОВЗ | Разработка критериев для стимулирования работников, реализующих ФГОС ОВЗ | Приказ о внесении изменений в Положение о стимулировании |
II.Паспорт проекта
Наименование Проекта | ПРОЕКТ по подготовке к введению федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). |
Основание для разработки | Конституции Российской Федерации Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» № 124-ФЗ от 24.07.1998г., Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» № 181-ФЗ от 24.11.1995г., Федеральный закон «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» № 46-ФЗ от 03.05.2012г. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»№ 273-ФЗ от 29.12.2012г.; Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1598 от 19.12.2014г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Концепция организации инклюзивного образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в ХМАО-Югре, утвержденной приказом Департамента образования и молодежной политики ХМАО-Югры № 437 от 20.05.2013г., Постановление Правительства ХМАО-Югры № 543-п от 13.12.2013г. «Об организации инклюзивного образования ли с ограниченными возможностями здоровья в ХМАО-Югре, Постановление Правительства ХМАО-Югры от 9 октября 2013 г. N 430-п « О государственной программе ХМАО-Югры «Доступная среда в ХМАО-Югре на 2014-2010 годы» письмо Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа-Югры №10-Исх-3885 от 17.04.2015г письмо Управления образования от 21.04. 2015 г. № 1497 |
Руководитель проекта | С.А. Сидорова, директор МБОУСОШ п. Пионерский |
Ответственный разработчик и исполнитель | Е.А. Зверева, заместитель директора по УВР |
Участники реализации проекта | Участники образовательных отношений (администрация школы, педагоги, обучающиеся, родители, Управляющий совет школы |
Цель и задачи проекта | Цель – подготовка к введению ФГОС ОВЗ в МБОУСОШ п. Пионерский с 1.09.2016г. Задачи: - создать: нормативно-правовые материально-технические ресурсы, финансовые условия введения ФГОС ОВЗ; - обеспечить подготовку педагогических кадров, методическое и информационное сопровождение введения ФГОС ОВЗ |
Сроки реализации | 2015-2016 г.г |
Этапы реализации | Подготовительный этап Май 2015 – 2016 учебный год – организационное обеспечение введения ФГОС ОВЗ |
Планируемый результат: психологическая, нормативно-правовая готовность коллектива к введению ФГОС ОВЗ | |
Организационная структура управления Проектом | Для оценки условий, созданных в общеобразовательном учреждении для введения ФГОС ОВЗ приказом директора школы от 22.04.2015г. № 353 создана рабочая группа по обеспечению введения ФГОС ОВЗ |
Внешние связи Проекта | -Департамент образования и молодежной политики ХМАО-Югры -АУДПО ХМАО-Югры «Институт развития образования» -Управление образования администрации Советского района - МКУ «Центр материального и методического обеспечения» - Общеобразовательные учреждения |
Планируемые результаты реализации Проекта | -наличие комплекта нормативно-правовых локальных актов школы, необходимых для правового регулирования процесса введения ФГОС -позитивная мотивация родителей обучающихся и их участие в подготовке школы и детей к введению ФГОС ОВЗ; -готовность школы к охвату обучающихся внеурочной деятельностью. |
Показатели оценки эффективности реализации Проекта | - увеличение доли аттестованных педагогов, занятых при внедрении ФГОС ОВЗ; - процент учителей, подготовивших рабочие программы в контексте ФГОС ОВЗ; - создание адаптированной основной общеобразовательной программы НОО для детей с ОВЗ и комплекта локальных актов, необходимых для правового регулирования процесса введения ФГОС ОВЗ; -готовность школы к охвату обучающихся внеурочной деятельностью. |
Возможные риски и способы их снижения | Недостаточность своевременного финансирования проекта Недостаточный уровень квалификации педагогов |
III. План-график мероприятий по обеспечению введения ФГОС ОВЗ
№ | Направления мероприятий | сроки | Ответственные |
| |||
1 | Создание временного инициативного коллектива (группы) по обеспечению введения ФГОС ОВЗ | Апрель 2015г. | Учитель русского языка и литературы. заместитель директора по УВР Е.А. Зверева |
2 | Привлечение органов государственно-общественного управления образовательным учреждением к введению ФГОС ОВЗ | Май 2015г. | Учитель русского языка и литературы. заместитель директора по УВР Е.А. Зверева |
3 | Определение оптимальной модели организации образовательного процесса, обеспечивающей вариативность внеурочной деятельности обучающихся. | Сентябрь 2016г | Учитель русского языка и литературы. заместитель директора по УВР Е.А. Зверева |
5 | Формирование заявки на обеспечение общеобразовательной организации учебниками в соответствии с федеральным перечнем | Июнь 2015г. | Учитель русского языка и литературы. заместитель директора по УВР Е.А. Зверева |
2. Соответствие нормативной базы ОУ требованиям ФГОС ОВЗ | |||
1 | Разработка и утверждение плана-графика мероприятий по обеспечению введения ФГОС ОВЗ в образовательной организации | Апрель 2015г. | Учитель русского языка и литературы. заместитель директора по УВР Е.А. Зверева |
2 | Разработка Положения о Совете по введению ФГОС ОВЗ, адаптированной программы с учетом методических рекомендаций | Сентябрь 2015г. | Учитель русского языка и литературы. заместитель директора по УВР Е.А. Зверева |
3 | Внесение изменений и дополнений в Устав образовательной организации | Август 2015г. | Юрист Е.Н. Кривощекова |
4 | Разработка и утверждение формы договора о предоставлении общего образования муниципальными образовательными организациями в соответствии с ФГОС ОВЗ | Август 2015г. | Юрист Е.Н Кривощекова |
5 | Приведение в соответствие с требованиями ФГОС ОВЗ, новыми тарифно-квалификационными характеристиками должностные инструкции работников образовательных учреждений: внесении изменений в должностные инструкции учителя начальных классов, заместителя директора по УВР, курирующего реализацию ФГОС ОВЗ, психолога, педагога дополнительного образования | Август 2015г. | Специалист отдела кадров Г.В. Филатова |
3. Методическое сопровождение введение ФГОС ОВЗ на уровне общеобразовательной организации | |||
1 | Разработка плана (раздела плана) методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС ОВЗ | Август - Сентябрь 2015г. | Заместитель директора по НМР Л.И. Коротеева |
2 | Разработка плана работы Методического совета школы с учетом введения ФГОС ОВЗ | Август - Сентябрь 2015г | Заместитель директора по НМР Л.И. Коротеева |
3 | Составление плана-графика поэтапного повышения квалификации учителей начальных классов по вопросам введения ФГОС ОВЗ | Май - Август 2015г. | Заместитель директора по НМР Л.И. Коротеева |
4 | Разработка плана работы методического сообщества учителей начальных классов (методических объединений) по введению ФГОС ОВЗ | Август 2015г. | Руководитель кафедры начального образования |
5 | Разработка диагностического инструментария для выявления профессиональных затруднений педагогов в период введения ФГОС ОВЗ. Проведение анкетирования | Сентябрь - Декабрь 2015г. | Педагог-психолог Учитель – дефектолог Красноперова Д.К. |
4. Соответствие материально-технического, финансово-экономического обеспечения введения ФГОС ОВЗ | |||
1 | Проведение мониторинга на соответствие материально-технической базы по введению ФГОС ОВЗ действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников образовательной организации | Май 2015г. | Заместитель директора по АХЧ В.П. Апатова |
2 | Обеспечение контролируемого доступа участников образовательного процесса к информационным образовательным ресурсам в сети Интернет | 2015-2016г.г | Заместитель директора по УВР М.А. Степанова Инженер по обслуживанию компьютерной техники И.М.Кудрин |
4 | Оборудование игровой комнаты для учащихся 1 класса, посещающих группу продленного дня по ФГОС ОВЗ | Август 2015г. | Заместитель директора по АХЧ В.П. Апатова |
5 | Обеспеченность педагогов и учащихся начальной школы учебно-методическими и информационными ресурсами: печатными и электронными носителями научно-методической, учебно-методической, психолого-педагогической информации, программно-методическими, инструктивно-методическими материалами, цифровыми образовательными ресурсами и т.д. | В течение учебного года | Директор С.А. Сидорова |
6 | Мониторинг финансового обеспечения реализации прав обучающихся с ОВЗ на получение общедоступного и бесплатного образования в условиях введения ФГОС ОВЗ | Август 2015г | Экономист М.Ф. Синельникова |
5. Соответствие кадрового обеспечения требованиям внедрения ФГОС ОВЗ | |||
1 | Укомплектованность педагогическими кадрами по введению ФГОС ОВЗ. | Август 2015г. | Директор С.А Сидорова |
6. Информационное обеспечение введения ФГОС ОВЗ | |||
1 | Информирование участников образовательного процесса и общественности по ключевым позициям введения ФГОС ОВЗ, включая публичный отчет | В течение учебного года | Учитель русского языка и литературы, заместитель директора по УВР Е.А. Зверева Директор С.А. Сидорова |
2 | Использование информационных ресурсов общеобразовательной организации (сайт, Интернет-страничка и т.д.) для обеспечения широкого, постоянного и устойчивого доступа участников образовательного процесса к информации | В течение учебного года 2015-2016 г.г | Заместители директора по УВР М.А. Степанова Е.А. Зверева |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практико-значимый проект на тему: "Использование коммуникативных технологий на уроках иностранного языка в начальной школе в условиях введения ФГОС нового поколения".
Цель проекта: показать необходимость использования коммуникативных технологий на уроках иностранного языка (на примере английского языка) в начальной школе....
Междисциплинарный проект по русскому языку, литературе и математике в рамках опережающего введения ФГОС 2 поколения
Август 2013 года. Выступление на секции учителей русского языка и литературы "Междисциплинарный проект по русскому языку литературе и математике"....
Инновационный проект: "Методическая поддержка и сопровождение введения комплексных курсов ОРКиСЭ и ОДНКа в условиях введения ФГОС в ОУ САО на базе тьюторского центра в БОУ г. Омска Гимназия № 12»
Научный, культурный, духовно-нравственный потенциал России зависит от качества подготовки специалистов, людей, неординарно мыслящих, способных нестандартно решать поставленные и задачи, видеть перспек...
Педагогический проект "Педагогическое руководство проектной деятельностью учащихся как средством формирования универсальных учебных действий на этапе введения ФГОС ООО".
Данный материал является обобщением опыта работы по руководству проектной деятельностью учащихся в учебно-воспитательном процесссе. Данный педпроект был заявлен на участие в районном конкурсе пе...
Выступление на педагогическом совете по теме «Введение ФГОС ООО – основное направление ОУ. Критерии готовности к введению ФГОС ООО»
Доклад на заседании педагогического совета школы....
Проект «Создание инструментария для введения ФГОС в 5-х классах на уроках биологии».
В проекте представлены рабочая программа по биологии ФГОС 5 - 9 классы И.Н.Пономаревой, В.С.Кучменко, КТП по биологии для 5го класса, банк заданий для формирования познавательных УУД на уроках би...
Организация воспитательной деятельности в рамках введения ФГОС. Метод проектов. Проект «Школьное телевидение»
Система воспитательной работы определяет содержание и основные направления воспитательной работы школы и ориентирована на формирование личности выпускника, обладающего социальными и образо...