Основные особенности нового закона об образовании в РФ
статья на тему
основные особенности нового закона об образовании в РФ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovnye_osobennosti_novogo_zakona_ob_obrazovanii_v_rf.docx | 29.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Основные особенности нового закона об образовании в РФ
Новый закон об образовании весьма существенно отличается от Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" (далее – Закон РФ "Об образовании"), положения которого касались в основном управленческих и финансово-экономических отношений в сфере образования. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее – Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации") регулирует не только эти отношения, но и содержание образования (в т. ч. устанавливает требования к образовательным программам и стандартам), а также более подробно регламентирует права и ответственность участников образовательного процесса.
К сведению: В целом те права и гарантии, которые предоставлялись гражданам прежним законом, новым законом сохраняются и даже расширяются. Одним из немногих исключений можно считать регулирование вопроса родительской платы в дошкольных образовательных организациях. В Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации" нет гарантии ограничения размера такой платы, что теоретически (если учредитель примет такое решение) может привести к ее повышению.
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" вносит изменения в юридическую терминологию российского права. Во-первых, он вводит четкие определения часто употребляемых терминов и понятий: "образование", "воспитание", "обучение", "уровень образования", "квалификация", "учебный план", "практика", "направленность (профиль) образования" и т. д. Во-вторых, он меняет давно переставший быть адекватным термин "образовательное учреждение" на термин "образовательная организация". Закон РФ "Об образовании" разрешал образовательную деятельность любым некоммерческим организациям, однако именовал их все образовательными учреждениями. В результате в отношении автономных некоммерческих организаций, фондов и т. п. приходилось каждый раз решать вопрос, применимо ли к ним данное нормативное регулирование, не противоречит ли оно их организационно-правовой форме.
В соответствии с новым законом образование в РФ подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение. При этом общее образование и профессиональное образование реализуются по нескольким уровням. В частности, общее образование включает в себя:
дошкольное образование;
начальное общее образование;
основное общее образование;
среднее общее образование.
Важно: Таким образом, дошкольное образование теперь является одним из уровней общего образования. В связи с этим изменится и схема его финансового обеспечения – она будет аналогична "школьной". Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" четко определяет, в какой части финансирование возложено на субъекты РФ, а в какой – на муниципалитеты. С учетом дефицита муниципальных бюджетов принятое решение может поспособствовать улучшению ситуации с финансовым обеспечением детских садов.
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" изменил систему профессионального образования. Теперь она, как и система общего образования, включает в себя четыре уровня:
1) среднее профессиональное образование;
2) высшее образование – бакалавриат;
3) высшее образование – специалитет, магистратура;
4) высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации.
Иными словами, новый закон отменяет понятие "начальное профессиональное образование" и существенно расширяет понятие "среднее профессиональное образование". Среднее профессиональное образование становится общедоступным (хотя и на иных условиях, чем дошкольное и общее). При этом полученное ранее начальное профессиональное образование приравнивается к среднему профессиональному образованию по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих), а среднее профессиональное образование – к среднему профессиональному образованию по программам подготовки специалистов среднего звена.
Меняется также и концепция высшего образования: если в Законе РФ "Об образовании" употреблялся термин "высшее профессиональное образование", то в Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации" – просто "высшее образование". В систему высшего образования теперь входят не только бакалавриат, специалитет и магистратура, но и послевузовское профессиональное образование – подготовка кадров высшей квалификации.
К сведению: Дополнительное образование в Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации" регулируется исходя из концепции образования в течение всей жизни и включает в себя три подвида: дополнительное образование детей;
дополнительное образование взрослых; дополнительное профессиональное образование.
Таким образом, закон предполагает, что взрослые могут обучаться не только в рамках повышения своей квалификации, но и в рамках образовательных программ, интересных с точки зрения личностного роста и развития.
Основные отличия старого и нового закона об образовании:
Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" | Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" |
Управление системой образования | |
Отсутствуют положения, обязывающие Правительство РФ представлять Федеральному Собранию Российской Федерации доклад о реализации государственной политики в сфере образования | Согласно ч. 2 ст. 3 Правительство РФ ежегодно представляет Федеральному Собранию Российской Федерации доклад о реализации государственной политики в сфере образования и публикует его на своем официальном сайте в сети "Интернет" |
В феврале 2012 г. в ст. 5 был введен п. 3.1, в соответствии с которым государство должно оказывать гражданам содействие в получении дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования в негосударственных дошкольных образовательных учреждениях, а также в имеющих государственную аккредитацию негосударственных общеобразовательных учреждениях за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ | Принцип равного доступа государственных и частных образовательных организаций к финансированию за счет средств бюджета использован как базовый при подготовке текста закона. В частности, согласно п. 6 ч. 1 ст. 8 к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в сфере образования относится финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях, дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в частных общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, посредством предоставления указанным организациям субсидий на возмещение затрат, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий и т. д. |
Отсутствуют положения, регулирующие инновационную и экспериментальную деятельность в сфере образования | Ст. 20 посвящена вопросам инновационной и экспериментальной деятельности в сфере образования. В частности, согласно ч. 2 данной статьи экспериментальная деятельность в образовании направлена на разработку, апробацию и внедрение новых образовательных технологий, образовательных ресурсов и осуществляется в форме экспериментов, порядок и условия проведения которых определяются Правительством РФ |
Последовательно проводится принцип светскости в образовании | Ст. 87 посвящена особенностям изучения основ духовно-нравственной культуры народов РФ и получения теологического и религиозного образования. Согласно ч. 3 данной статьи примерные основные образовательные программы в части учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), направленных на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов РФ, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировой религии (мировых религий), проходят экспертизу в централизованной религиозной организации на предмет соответствия их содержания вероучению, историческим и культурным традициям данной организации |
Организация образовательного процесса | |
Отсутствуют положения, детально регламентирующие разработку и утверждение примерных образовательных программ | Согласно ст. 12 примерные основные образовательные программы разрабатываются с учетом их уровня и направленности на основе федеральных государственных образовательных стандартов (ч. 9) и включаются по результатам экспертизы в реестр примерных основных образовательных программ, являющийся государственной информационной системой (ч. 10). Порядок разработки таких программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ, а также организации, которым предоставляется право ведения реестра, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования (ч. 11) |
Отсутствуют положения, регулирующие использование сетевой формы реализации образовательных программ, технологий электронного обучения и дистанционных образовательных технологий | Ст. 15 посвящена использованию сетевой формы реализации образовательных программ, ст. 16 – вопросам реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий |
Отсутствуют положения, регулирующие проведение независимой оценки качества образования | Закон регламентирует функционирование независимых институтов оценки качества образования (общественная, профессионально-общественная аккредитация, образовательные и профессиональные стандарты). Ст. 95 посвящена проведению независимой оценки качества образования |
Отсутствуют положения, детально регламентирующие обеспечение образовательного процесса учебниками и учебными пособиями | Ст. 18 регламентирует использование в образовательном процессе печатных и электронных ресурсов, формирование библиотечных фондов, отбор организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий |
Отсутствуют положения, детально регламентирующие возникновение, изменение и прекращение образовательных отношений | Гл. 6. регламентирует возникновение, изменение и прекращение образовательных отношений. В частности, в ст. 54 данной главы установлены требованиям к договору об образовании, в т. ч. введен запрет увеличения стоимости платных образовательных услуг после заключения такого договора, за исключением увеличения стоимости указанных услуг с учетом уровня инфляции, в ст. 58 подробно рассматриваются вопросы проведения промежуточной аттестации обучающихся, а в ст. 59 – вопросы проведения итоговой аттестации обучающихся |
Правовой статус образовательных учреждений и организаций | |
В законе говорится об образовательных учреждениях и образовательных организациях. Согласно п. 1 ст. 12 образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, т. е. реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Понятие образовательной организации не раскрывается | В законе говорится об образовательных организациях и организациях, осуществляющих обучение. Согласно п. 18 ст. 2 образовательная организация – это некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана. Согласно п. 19 ст. 2 организация, осуществляющая обучение, – это юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности |
Нормы закона о внутренней структуре образовательного учреждения не имеют регулятивного значения | Нормы ст. 27устанавливают требования к формированию структуры образовательной организации |
Нормы закона о локальных актах образовательного учреждения не имеют регулятивного значения | Нормы ст. 30 устанавливают требования к содержанию и порядку принятия локальных актов образовательной организации. В частности, согласно ч. 3 данной статьи при принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся и работников образовательной организации, должно учитываться мнение советов обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся, а также в случаях, которые предусмотрены трудовым законодательством, представительных органов работников |
В законе содержатся отдельные положения об органах самоуправления образовательного учреждения. Так, в п. 2 ст. 35 говорится о том, что формами самоуправления образовательного учреждения являются совет образовательного учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и другие формы. Порядок выборов органов самоуправления образовательного учреждения и их компетенция определяются уставом образовательного учреждения | Ст. 26 подробно регламентирует создание в образовательной организации органов управления: единоличных (руководитель) и коллегиальных (общее собрание (конференция) работников, педагогический совет, попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет и др.). Структура, порядок формирования, срок полномочий и компетенция таких органов устанавливаются уставом образовательной организации (ч. 5). В целях учета мнения обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников по вопросам управления организацией и при принятии организацией локальных нормативных актов в организации могут создаваться советы обучающихся, советы родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся или иные органы, а также действуют профессиональные союзы обучающихся и (или) работников (ч. 6) |
Закон содержит положение, согласно которому ликвидация сельского дошкольного образовательного или общеобразовательного учреждения допускается только с согласия схода жителей населенных пунктов, обслуживаемых данным учреждением (п. 5 ст. 4) | Закон содержит положение, согласно которому принятие федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления решения о реорганизации или ликвидации государственной и (или) муниципальной образовательной организации допускается на основании положительного заключения комиссии по оценке последствий такого решения (ч. 11 ст. 22), а также положение, согласно которому принятие решения о реорганизации или ликвидации муниципальной общеобразовательной организации, расположенной в сельском поселении, не допускается без учета мнения жителей данного сельского поселения (ч. 12 ст. 22) |
Правовой статус обучающихся и их родителей (законных представителей) | |
Правам обучающихся посвящены отдельные положения закона | В ст. 34 детально прописаны права и гарантии для обучающихся, указаны меры их социальной поддержки и стимулирования |
Ответственности и обязанностям обучающихся посвящены отдельные положения закона | В ст. 43 детально прописаны ответственность и обязанности обучающихся. В частности, согласно п. 1 ч. 1 данной статьи обучающиеся обязаны добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план, в т. ч. посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, а также выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы |
Отсутствуют положения, детально регламентирующие получение образования лицами особых категорий | Ст. 77. регламентирует получение образования лицами, проявившими выдающиеся способности, ст. 78. – получение образования иностранными гражданами и лицами без гражданства в российских образовательных организациях, ст. 79 – получение образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья |
Отсутствуют положения, регулирующие оказание психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ | Ст. 42 посвящена вопросам оказания психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в т. ч. несовершеннолетним обучающимся, признанным в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления |
Не закреплено право родителей (законных представителей) обучающихся получать информацию о всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических) обучающихся | Согласно п. 6 ч. 3 ст. 44 обучающихся родители (законные представители) обучающихся имеют право получать информацию о всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических) обучающихся, давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований обучающихся |
Не предусматривается создание комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений | Ст. 45 установлен порядок создания комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений по вопросам реализации права на образование, в т. ч. в случаях возникновения конфликта интересов педагогического работника, применения локальных нормативных актов, обжалования решений о применении к обучающимся дисциплинарного взыскания. Согласно ч. 3 данной статьи такая комиссия создается из равного числа представителей совершеннолетних обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и работников организации |
Правовой статус педагогических работников | |
Отсутствуют положения, раскрывающие академические права, свободы, ответственность и обязанности педагогических работников | В ст. 47 подробно прописаны академические права и свободы педагогических работников, а в ст. 48 – их ответственность и обязанности |
В законе нет положения, устанавливающего обязанность педагогических работников соблюдать этические нормы | Согласно п. 2 ч. 1 ст. 48 педагогические работники обязаны соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики |
Закон не устанавливает гарантии уровня заработной платы педагогических работников | В закон включена фактическая гарантия уровня заработной платы педагогических работников – в привязке к средней зарплате по экономике субъекта РФ. Так, согласно ч. 3 ст. 99 расходы на оплату труда педагогических работников муниципальных общеобразовательных организаций не могут быть ниже уровня, соответствующего средней заработной плате в субъекте РФ, на территории которого расположены данные общеобразовательные организации |
Отсутствуют положения, регулирующие рабочее время педагогических работников | Согласно ч. 5 ст. 47 педагогические работники имеют право на сокращенную продолжительность рабочего времени, а согласно ч. 6 той же статьи в рабочее время педагогических работников в зависимости от занимаемой должности включается учебная (преподавательская), воспитательная работа, индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом. Соотношение учебной (преподавательской) и другой педагогической работы в пределах рабочей недели или учебного года определяется соответствующим локальным нормативным актом организации |
Особенности дошкольного образования | |
Дошкольное образование финансируется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов | Дошкольное образование финансируется по аналогии со школьным – органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов и органами государственной власти субъектов РФ |
Согласно п. 2 ст. 52.1 размер родительской платы за содержание ребенка (присмотр и уход за ребенком) в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, не может превышать 20% затрат на содержание ребенка (присмотр и уход за ребенком) в соответствующем учреждении, а с родителей (законных представителей), имеющих трех и более несовершеннолетних детей, – 10% указанных затрат | Согласно ч. 2 ст. 65 за присмотр и уход за ребенком учредитель организации, осуществляющей образовательную деятельность, вправе устанавливать плату, взимаемую с родителей (законных представителей). При этом в соответствии с ч. 5 этой же статьи родителям (законным представителям) выплачивается компенсация в размере, устанавливаемом нормативными правовыми актами субъектов РФ, но не менее 20% среднего размера родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях, находящихся на территории соответствующего субъекта РФ, на первого ребенка, не менее 50% – на второго ребенка и не менее 70% – на третьего ребенка и последующих детей |
Освоение образовательных программ дошкольного образования регламентируется федеральными государственными требованиями | Освоение образовательных программ дошкольного образования регламентируется федеральными государственными образовательными стандартами, но не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся |
Особенности школьного образования | |
Закон предусматривает наличие лицеев и гимназий | В законе нет упоминания о лицеях и гимназиях, но говорится о том, что образовательные организации вправе реализовывать программы повышенного уровня, которые могут финансироваться в повышенном объеме (повышенный объем финансирования в данном случае будет связан не со статусом субъекта, а с полученным заданием) |
Организация общего образования относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов и органов государственной власти субъектов РФ | Согласно ч. 2 ст. 6 федеральные государственные органы вправе обеспечивать в федеральных государственных образовательных организациях организацию предоставления общедоступного и бесплатного общего и среднего профессионального образования |
Закон не предусматривает проведение отбора обучающихся при приеме в образовательное учреждение для получения основного общего и среднего общего образования | Согласно ч. 5 ст. 67 при приеме либо переводе в государственные и муниципальные образовательные организации для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения допускается индивидуальный отбор в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством субъекта РФ |
Особенности дополнительного и профессионального образования | |
Организация дополнительного образования детей относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов | Организация дополнительного образования детей относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов и органов государственной власти субъектов РФ |
Прием на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов не является общедоступным | Согласно ч. 4 ст. 68 прием на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов является общедоступным. Вступительные испытания могут проводиться при приеме на обучение по профессиям и специальностям, требующим у поступающих наличия определенных творческих способностей, физических и (или) психологических качеств |
Предусматривается проведение аккредитации программ дополнительного профессионального образования | Не предусматривается проведение аккредитации программ дополнительного профессионального образования |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Новый закон об образовании
В презентации показаны десять основных положений нового закона об образовании. Материал поможет родителям получить ответы на часто возникающие вопросы, появляющиеся с введением нового закона об ...
Десять основных положений нового закона "Об образовании в РФ"
Новый закон "Об образовании в РФ" вступает в силу с 1 сентября. Он заменит два базовых закона — "Об образовании" (1992 год) и "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (1996 г...
Основные особенности нового закона "Об образовании в Российской Федерации"
Новый закон об образовании весьма существенно отличается от действующего сейчас нормативного правового акта. Положения Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" (далее – Закон РФ "Об образован...
Новый Закон об образовании
Презетация о новом Законе об образовании....
Общешкольное родительское собрание по теме: «Новый закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ»
Общешкольное родительское собрание по теме: «Новый закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ»Вступление в силу 273-ФЗ и действие ранее принятых нормативных правовых акто...
Новый закон об образовании для родителей: новые требования, новые возможности, новая ответственность
Материалы для обсуждения в творческой группе на педагогическом семинаре "Современное образование: новые требования, новые возможности, новая ответственность"...
по основным правам и обязанностям педагогических работников, обучающихся и их родителей по новому закону «Об образовании в РФ»
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года; одобрен Советом Федерации 26 декабря года...