Педсовет "Проектирование урока в деятельностной парадигме в контексте реализации требований ФГОС"
статья по теме

Капитонова Маргарита Вячеславовна

Педагогический совет по теме

 

«Проектирование  урока в деятельностной  парадигме

 в контексте  реализации  требований  ФГОС»

 

 

Цель: спроектировать учебное занятие в деятельностной парадигме в контексте реализации требований федерального государственного образовательного стандарта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл презентация472.96 КБ
Файл delovaya_igra_fgos2.docx48.29 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Педагогический совет 15 января 2015 г.

Слайд 2

Повестка дня Итоги 1 полугодия Требования к современному уроку. Деятельность учителя и обучающихся на уроке, реализующем требования ФГОС. Методы и приёмы, позволяющие реализовать подходы к современному уроку в свете требований ФГОС. Разработка технологической карты в свете требований ФГОС. Самоанализ урока – эффективный путь к реализации требований к современному уроку. Решение педсовета

Слайд 3

Итоги 1 полугодия

Слайд 4

Мониторинг степени обученности по 2 м-11классам АНО СОШ УЦ "Перспектива" 2014-2015 учебный год

Слайд 5

кл 1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть год 2 Соколова Д. Пефтиев Е., Соколова Д., Филиппова С. 3 Сорокина К., Гаспарян С. Сорокина К., Гаспарян С. 4 Ключева В. Калашникова Т. Ключева В. 5 6 7 Головкин В. Айвазян Д., Головкин В. 8 9 Паркин Д. Паркин Д. 10 Зройчикова Т. 11а Ларюшкина О., Жуйкова К. 11б Саляхетдинова А. всего 7 13 НАШИ ОТЛИЧНИКИ

Слайд 6

НАШ РЕЗЕРВ кл 1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть год 2 Одна «4» Пефтиев Е. Филиппова С. Одна «3» Заболотный Д. 3 Одна «4» Ушаков И. Одна «3» Красивова И. 4 Одна «4» Калашникова Т. Одна «3» Абраамян А. 5 6 Одна «3» Ларюшкин И. 7 8 Одна «3» Вашкевич Л. 9 Одна «3» Сысоев В. 10 11а Одна «3» Козлов К. 11б Одна «3» 5 человек

Слайд 7

«Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра » Джон Дьюи

Слайд 8

Урок - Управляемый (целенаправленный, мотивированный, планируемый, организационно обеспеченный, корректируемый), ресурсно обеспеченный системный процесс совместной деятельности учителя и обучающихся по достижению запрограммированного диагностируемого образовательного результата, определённого образовательной программой С овременный – стоящий на уровне своего века, отвечающий духу и требованиям своего времени Парадигма - образец, тип, модель Парадигма - это система идей, взглядов и понятий, различных моделей решения … Деятельностный подход- это процесс деятельности человека, направленный на становление его сознания и его личности в целом.

Слайд 9

СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. Ключевыми моментами деятельностного подхода является постепенный уход от информационного репродуктивного знания к знанию действия.

Слайд 10

Проектирование современного урока в свете внедрения ФГОС

Слайд 11

Комфорт - в переводе с английского - поддержка, укрепление «Комфорт» – это обстановка, обеспечивающая удобство, спокойствие, уют.

Слайд 12

К Компетентность Критичность Креативность Культура о Органичность, основательность Отдача, оптимально Открытие, ответственность Образованный, осознанный м моделирование мотивация методика мастер ф фантазия формирование функциональный фундамент о Отдых, осмысленный Открытие, организованный обучение Опора, озарение р радость развитие рост Результат, рефлексия т тепло творчество талант темп

Слайд 13

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта . В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса. Понятие и сущность УУД

Слайд 14

Виды УУД Личностный Регулятивный Познавательный Коммуникативный

Слайд 15

Виды универсальных учебных действий Виды универсальных учебных действий личностный регулятивный познавательный коммуникативный самоопределение с мыслообразо-вание н равственно-этическая ориентация целеполагание п ланирование п рогнозирование контроль коррекция оценка саморегуляция о бщеучебные логические п остановка и решение проблемы п ланирование сотрудничества п остановка вопросов разрешение конфликтов управление поведением партнёра умение выражать свои мысли

Слайд 16

Виды деятельности Традиционный урок Урок современного типа Объявление темы урока Учитель сообщает учащимся Формулируют сами учащиеся Сообщение целей и задач Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания Планирование Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели Планирование учащимися способов достижения намеченной цели Практическая деятельность учащихся Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности) Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы) Осуществление контроля Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля ) Осуществление коррекции Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно Оценивание учащихся Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам ( самооценивание , оценивание результатов деятельности товарищей) Итог урока Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили Проводится рефлексия Вопросы: • Какую задачу ставили? • Удалось решить поставленную задачу? • Каким способом? • Какие получили результаты? • Что нужно сделать ещё? • Где можно применить новые знания Домашнее задание Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

Слайд 17

Тип урока Формы урока Методы Приемы Форма обучения – это ограниченная рамками времени конструкция отдельного звена процесса обучения. Она является формой обучения и одновременно формой организации обучения. Успех и эффективность образовательного процесса зависит от умелого использования разнообразных форм его организации. Это основные виды деятельности учителя и ученика, обеспечивающие формирование ЗУН, необходимых для решения учебно-воспитательных задач. Методы обучения – это способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на достижение ими образовательных целей. Прием- э то деталь метода, отдельные его операции (практические и мыслительные), моменты в процессе усвоения ЗУН. Он не имеет своей самостоятельной задачи.

Слайд 18

Тип урока Формы урока Методы Приемы Комбинированный Усвоение новых знаний Актуализация знаний и умений (повторение) Закрепление знаний Контроль знаний и умений Систематизация и обобщение знаний и умений материала (обобщение) Коррекция знаний, умений и навыков Лекция Семинар Конференция Экскурсия Практическая работа Практикум Зачет Групповая работа Игра Концерт Дискуссия Диспут Деловая игра Кино-урок Урок взаимообучения Словесные Наглядные Практические Логические Репродуктивные Поисковые Проблемно-поисковые Работа под руководством учителя Самостоятельная работа Стимулирование интереса учащихся Стимулирование долга и ответственности Контроль (устный, письменный, лабораторно-практический) Создание проблемной ситуации Формирование учебной гипотезы Формирование выводов Передача учебной информации Синтез и анализ Сравнение Обобщение Классификация Систематизация Составление плана Составление конспекта Выделение главного Инструктаж Алгоритм Постановка вопросов Оценка деятельности Работа с текстом

Слайд 19

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА — это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС второго поколения.

Слайд 20

Цель темы 1)формировать у детей умение переключать внимание с лексического значения слова на его звуковую форму; 2) учить различать звуки речи и звуки окружающего мира, расширять представление о звуковом составе слова и его связи со значением слова; 3) закрепить у школьников представление о букве как значке звука; связать полученные представления с необходимостью повышения культуры устного и письменного общения школьников. Планируемый результат Сформировать умения различать звук и букву. Основные понятия Понятия: - звуки - буквы - согласные звуки - гласные звуки Межпредметные связи Окружающий мир, математика, литературное чтение. Ресурсы: - основные - дополнительные Учебник «Русский язык», Л. Ф. Климанова, С. Г. Макеева. Тема: « Звуки и буквы» Методическое пособие, наглядный и раздаточный материал, рабочая тетрадь. Организация пространства Работа фронтальная, индивидуальная, групповая Технологическая карта урока « Звуки и буквы ». Тема Звуки и буквы. Цель темы 1)формировать у детей умение переключать внимание с лексического значения слова на его звуковую форму; 2) учить различать звуки речи и звуки окружающего мира, расширять представление о звуковом составе слова и его связи со значением слова; 3) закрепить у школьников представление о букве как значке звука; связать полученные представления с необходимостью повышения культуры устного и письменного общения школьников. Планируемый результат Сформировать умения различать звук и букву. Основные понятия Понятия: - звуки - буквы - согласные звуки - гласные звуки Межпредметные связи Окружающий мир, математика, литературное чтение. Ресурсы: - основные - дополнительные Учебник «Русский язык», Л. Ф. Климанова, С. Г. Макеева. Тема: « Звуки и буквы» Методическое пособие, наглядный и раздаточный материал, рабочая тетрадь. Организация пространства Работа фронтальная, индивидуальная, групповая

Слайд 21

Технология проведения Деятельность ученика Деятельность учителя Обучающие и развивающие задания каждого этапа Диагностирующие задания или вопрос каждого этапа I этап. Актуализация знаний Работа над загадкой, над произношением звуков Цель – актуализировать знания о группах слов. Загадывание и отгадывание загадки, наблюдение за произношением звуков в слове – отгадке. Запись загадки и отгадки в тетрадях Организовать наблюдение за произношением звуков в слове – отгадке Загадывание и отгадывание загадки, наблюдение за произношением звуков в слове – отгадке Запись загадки и отгадки в тетрадях I этап. Наблюдение за произношением звуков Коммуникативные УУД Познавательные УУД Соответствует ли вопрос ответу?

Слайд 22

II этап. Работа над новым материалом . Цель: мотивировать школьников на изучение темы «Звуки и буквы» Игра «Угадай-ка» Открытие нового знания Ответы на вопросы Работа по карточкам в группе - обобщение полученных знаний 1.Учитель рассказывает грамматическую сказку. Жили-были в одной волшебной стра не Звуки. Страна была совсем крохот - ная . И жителей в ней было всего 31. Никто их не видел, так как они были невидимыми. А вот слышать их было можно. Шесть звуков были певцами. За певучесть и голосистость их проз- вали…(гласными). Им подпевали я [ йа ], ё [ йо ], ю [ йу ], е [ йэ ]. Остальные 21 тоже были добрыми, хорошими звуками, но петь не умели. Вот послу- и. шайте : [б], [в], [г], [д], [ж], [з], [й], [к], [л], [м], [н], [п], [р], [с], [т], [ф], [х], [ц], [ч], [ш], [щ]. Они очень дружили, во всём м соглашались с гласными, любили с ни- м ми постоять. Назывались они…( соглас - -н ными ). И вот однажды в этой стране не появился волшебник из другого го королевства. Он очень огорчился, что все жители в ней невидимки. Но он ведь был волшебником, и при – чём добрым, поэтому решил подарить каждому звук по волшебному «костюмчику». Стоило его надеть, как звуки становились видимыми и превращались в буквы. Волшебник был теперь доволен. Ведь с этих пор, прочитав букву, он называл звук по имени. У каждого звука теперь было своё «платье». Вот так появились и буквы. Провести опрос по ознакомленному. Организация групповой работы по карточкам. Проверка задания. II этап. Ознакомление звуками и буквами. -Рассказать грамматическую сказку - ответы на вопросы: 1) сколько звуков в русском языке? 2) сколько звуков? 3) почему звуков только 31, а буквы 33? Даются карточки с заданиями по группам. I ряд- М… шка ( о,у,ы,ю , е) Р… чке (е, я, у, ы) Б… лка (у, о, е, ю) II ряд- Ко…ка (г, ш, р, ч, ж) Ро …а (с, з, щ, т, ф) По…а (р, б, ф, л) -Какие буквы из скобок надо вставить, чтобы получились слова? - Какие буквы вы вставили? - Какие звуки они обозначают? Коммуникативные УУД Регулятивные УУД Общеучебные УУД познавательные, действия постановки и решения проблем. Какие звуки мы называем гласными, какие согласные? Продолжить предложения: Звуки мы … Буквы мы … Какие буквы нужно вставить?

Слайд 23

III этап. Учебно-позновательная деятельность Цель – развивать представление учащихся о букве как значке звука. Ответы на вопросы, Наблюдение звуков окружающего мира Загадывание и отгадывание загадки, наблюдение за произношением звуков в слове – отгадке Запись одной загадки и отгадки в тетрадях Организация наблюдения как в художественных текстах изображаются звуки окружающего мира с использованием звуков речи, звукоподражательных слов. Учитель вместе с детьми делает вывод о том, что звуки речи выразительны. Чтение сведений о звуках. Звуковой анализ слов. Учитель обращает внимание детей на то, что звуки в природе и звуки речи — не одно и то же. Жук издает звук: ж-ж-ж . А слово жук состоит из звуков речи. Каких? (Аналогично проводится звуковой анализ слова кошка .) Работа с загадками (упр. 83) сопровождается сведениями по истории письменности: буквы сравниваются с черными птичками, так как в старину писали птичьими перьями, окуная их в чернила, сделанные из сажи. Наблюдения над смыслоразличительной ролью звука (упр. 5, 6). Предупреждение, исправление произносительных ошибок, часто встречающихся в речи детей (упр. 7). Дается установка на самоконтроль в речи. III этап. Ответы на вопросы (упр.80, 81). Отгадывание загадки, наблюдение запись одной загадки. Коммуникативные УУД Регулятивные УУД Познавательные УУД Можно ли звуками дождя изобразить звуки дождя? С кем сравниваются в загадках буквы? Найдите в загадке слова с противоположным значением Рабочая тетрадь,с.23, 3-5 упр.

Слайд 24

IV этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность Цель- учить школьников самоорганизации при выполнении учебного задания. Написать слова в два столбика Ответы на вопросы учителя. Организовать групповую работу учащихся. Репродуктивное задание Учащиеся записывают полученные слова Эвристическое задание Учащиеся составляют со словами предложения. Самоорганизация в деятельности Подготовка к выполнению задания; выполнение, представление и оценивание работы. IV этап. Игра «Путаница». На доске написаны слова, у которых перепутались буквы. Записать слова в два столбика. 1 столбик – слова начинаются с гласного, 2 столбик – слова начинаются с согласного звука. Познавательные УУД Коммуникативные УУД Какой вопрос можно поставить ко всем этим словам? С какого звука начинаются эти слова? V этап. Контролирующее задание Ответы на вопросы Организовать самостоятельную работу. V этап. Самостоятельная работ . Выполнение тестовых заданий. - Сколько в русском языке букв? Сколько звуков? Продолжить предложение: Звуки мы ….. Буквы мы… Результат и его оценка Знаю сколько букв и звуков в русском языке Могу различить звуки и обозначение их буквами

Слайд 25

С труктура технологической карты 1 этап. «Самоопределение к деятельности. 2 этап. «Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности». 3 этап. «Постановка учебной задачи». 4 этап. «Построение проекта выхода из затруднения». 5 этап. «Первичное закрепление». 6 этап. «Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону». 7 этап. «Рефлексия деятельности (итог урока)».

Слайд 26

Создание технологической карты позволяет учителю: осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата; определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков); определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения); определить универсальные учебные действия, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса; соотнести результат с целью обучения после создания продукта — набора технологических карт.

Слайд 27

Этапы урока Цель Эффективные методы, формы и приёмы достижения цели 1.Самоопределение к учебной деятельности (мотивация) Выработать на личностнозначимом уровне внутренней готовности выполнение нормативов учебной деятельности Создание проблемной ситуации Словесные (стихи) Наглядные (картинки, схемы), стимулирование интереса учащихся 2.Актуализация знаний и фиксирование затруднений в деятельности Подготовить мышление учащихся и организовать осознание ими внутренних потребностей к построению нового способа действий Создание проблемной ситуации, инструктаж Логические, поисковые, проблемно-поисковые 3.Постановка учебной задачи. Поставить цель учебной деятельности и на этой основе выбрать способ и средства её реализации. Формирование учебной гипотезы, инструктаж, составление плана Репродуктивные, проблемно-поисковые, самостоятельная постановка задачи 4.Построение проекта выхода из затруднения (открытия детьми нового знания) Построить новый способ действия и сформировать умение применять его как при решении задачи, которая вызвала затруднение, так и при решении задания такого же типа. Сравнение, синтез и анализ, составление конспекта, передача новой учебной информации учеником, работа с текстом Практические, поисковые, самостоятельная работа, работа под руководством учителя, лабораторно-практические 5.Первоначальное закрепление с проговарива- нием во внешней речи. Усвоить учащимися новый способ действия. Выделение главного, постановка вопросов, получение алгоритма, систематизация Репродуктивные, наглядные, словесные, практические 6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Формирование адекватной самооценки и самоконтроля. Интериоризировать ( т.е пропустить через себя и отдать как собственный опыт) учащимся новый способ действия и провести рефлексию(коллективно или индивидуально) достижения цели пробного учебного действия. Формирование выводов, передача информации, оценка деятельности Репродуктивный, контроль, стимулирование долга и ответственности 7.Включение в систему знаний и повторения Включить новый способ действий в систему знаний при этом повторить и закрепить раннее изученные способы подготовки к изучению следующих разделов. Алгоритм, инструктаж по применению нового, систематизация, классификация Практические, репродуктивные, самостоятельная работа 8.Рефлексия деятельности Оценить учащимися собственную учебную деятельность, осознать методы построения и границы применения нового способа действий Оценка деятельности, анализ результатов Различного вида контроль

Слайд 28

Приложение 1 Не нужно нам владеть клинком, Нам урок пора начать. Не ищем славы громкой. Пришло время вычислять. Тот побеждает, кто знаком И на трудные вопросы С искусством мыслить тонким. Вы ответ сумейте дать. Чтобы спорилось трудное дело, Чтобы в жизни не знать неудач, Мы с тобой отправляемся смело В мир загадок и сложных задач. Тему урока узнать, разгадывая шараду: Первую находим – вычисляем, Много формул для неё мы знаем. На второй же – митинги, парады, Погулять по ней всегда мы рады. (тема «Площадь») САМОАНАЛИЗ УРОКА

Слайд 29

Разгадать кроссворд и сформулировать тему урока: Сумма длин сторон многоугольника (периметр) Часть прямой, ограниченная одной точкой (луч) Компонент действия умножения (множитель) Равенство, содержащие неизвестное число (уравнение) Результат деления (частное) Д П Е РИМЕТР Л УЧ Е М Н ОЖИТЕЛЬ УРАВНЕН И Е ЧАСТНО Е Устный счёт представить в виде таблицы, в которой зашифрована тема урока.

Слайд 30

Например, на уроке были получены числовые результаты. Учащимся предлагается построить диаграмму и сделать выводы по полученным результатам. Учащимся предлагается создать синквэйн , то есть составить небольшую схему из нескольких строчек. Первая строчка – существительное (ключевое слово темы урока). Во второй строчке – два прилагательных, представляющих два наиболее характерных признака данного существительного. Третья строчка – три глагола, описывающих наиболее важные процессы, происходящие с данным существительным. Четвёртая строчка – ключевая фраза, наиболее важная идея. Пятая строчка – снова существительное, но уже резюме или синоним существительного из первой строчки, метафора существительное Россия прилагательное прилагательное мощная первая глагол глагол глагол лидирует созидает создает ключевая фраза интеллектуально и экономически развитая страна существительное первооткрыватель

Слайд 31

Условия современного урока: РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ КОМФОРТ творчество

Слайд 32

развитие школьников в процессе обучения активная деятельность детей: работают все и работает каждый проблемность : маленькое открытие каждый день диалог ; учёт разных мнений; вариативность творчество учителя и творчество детей интерес детей к учению, их желание учиться освоение детьми способов действий самостоятельность учащихся сотрудничество школьников друг с другом и с учителем индивидуальный и дифференцированный подход к ученикам чёткость целей и ориентация на достижение результатов связь с жизнью, решение практических задач воспитание личности. СОВРЕМЕННЫЙ УРОК



Предварительный просмотр:

Слайд 1

Педагогический совет по теме

«Проектирование урока в деятельностной парадигме

 в контексте реализации требований ФГОС» 

Присутствовали: учителя АНО СОШ УЦ "Перспектива"

Форма проведения: проблемная деловая игра

Цель: спроектировать учебное занятие в деятельностной парадигме в контексте реализации требований федерального государственного образовательного стандарта.

 Повестка дня

  1. Итоги 1 полугодия
  2. Требования к современному уроку.
  • Деятельность учителя и обучающихся на уроке, реализующем требования ФГОС.
  • Методы и приёмы, позволяющие реализовать подходы к  современному уроку в свете требований ФГОС.
  • Разработка технологической карты в свете требований ФГОС.
  • Самоанализ урока – эффективный путь к реализации требований к современному уроку.
  1.   Решение педсовета

Для перехода к теме нашего педсовета познакомимся с итогами 1 полугодия. Слово предоставляется Жерелиной С.Д.

Жерелина С. Д.

Слайд 2

              Капитонова М.В.

Начать сегодняшний педсовет хотелось бы со слов американского философа Джона Дьюи 

Слайд 3

 «Если мы будем учить сегодня так,

 как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра».

Джон Дьюи

Вдумайтесь в эти слова и ответьте на вопрос: Какова же тема нашего сегодняшнего педсовета? О чем мы сегодня будем говорить?

(Выслушать мнение коллег)

-Мы будем говорить об уроке завтрашнего дня…т.е. о современном уроке. Это о каком таком уроке?

  • кстати что есть современный (урок)?

Слайд 4

Жерелина С. Д.

современный – стоящий на уровне своего века, отвечающий духу и требованиям своего времени           

   Капитонова М.В.

Сегодня (современный) урок  скажем в начальной школе - это УРОК соответственно требованиям ФГОС… и это будет современный урок…

  • Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения влечет за собой переход на новую – деятельностную – парадигму образования.

Жерелина С. Д. Что есть урок?

Жерелина С. Д.

Урок -Управляемый (целенаправленный, мотивированный, планируемый, организационно обеспеченный, корректируемый), ресурсно обеспеченный системный процесс совместной деятельности учителя и обучающихся по достижению запрограммированного диагностируемого образовательного результата, определённого образовательной программой

Парадигма - образец, тип, модель

Парадигма - это система идей, взглядов и понятий, различных моделей решения…

           

  Капитонова М.В.

Значит, мы будем говорит об уроке , который проводится в деятельностной парадигме..

и соответственно тема  сегодня  

«Проектирование урока в деятельностной парадигме»!

А мы не работали с вами в деятельностной парадигме?

Давайте уточним: чем урок 2005 года отличается от урока 2015 года  если учитель проводил в деятельностной парадигме…

Что произошло в нашей школе …в стране…в области школьного образования …перешли на ФГОС….и стандарты второго поколения внесли свои коррективы….

Кто-то может уточнить   тему педсовета?

 «Проектирование урока в деятельностной парадигме

 в контексте реализации требований ФГОС» 

У нас сегодня деловая игра в форме учебного занятия.

 

Мы будем работать по группам. Создадим 3 группы

 Чтобы нам было приятно работать, давайте создадим хорошее настроение, подарим друг другу подарок, подарки всегда приятно принимать, пусть даже они и воображаемые. Для этого Вам необходимо обратиться по имени отчеству к рядом сидящему, коснуться легонько руки и подарить…улыбку, пожелать здоровья , поездку на Канары, удачу, хорошее настроение и т.д.

    Капитонова М.В.

Как подготовить урок в соответствии с требованиями ФГОС – сейчас это один из самых важных вопросов, которые стоят перед учителем.       Урок - главная составная часть учебного процесса. Ведь  качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом зависит от уровня подготовки и проведения урока учителем.

Каждый урок должен быть своеобразным произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства.

Задание №1

Сначала я предлагаю вам определить одно из  важных условий  урока.

У кого какие предположения?

(учителя предлагают варианты:  результативность, комфорт, творчество  …

Главное, что должен обеспечить урок - это создание комфортной обстановки для учащихся и ощущение комфорта учителем.

Жерелина С. Д.

  • «Комфорт»- в переводе с английского - поддержка, укрепление

«Комфорт» – это обстановка,  обеспечивающая удобство, спокойствие, уют.

 

    Капитонова М.В.

Задание №2

  • Я предлагаю вам поиграть. Игра называется  «Ассоциация». 

Каждая группа подбирает ассоциации со словосочетанием «современный урок».

Все слова должны начинаться с буквы, имеющейся в слове «комфорт»….у каждого на столе уже есть начальная буква в пакете №1

Вы подбираете 3-4 слова.. на листы…на работу 1-2 минуты т.е.ассоциация со словосочетанием современный урок…

 (Работа в группах) 

 Слайд 7

 

Результат работы групп. 1-2 минуты

К

Компетентность

Критичность

Креативность

Культура

О

Органичность, основательность

Отдача, оптимально

Открытие

Ответственность

Образованный, осознанный

М

моделирование

мотивация

методика

мастер

Ф

Фантазия

формирование

функциональный

фундамент

О

Отдых, осмысленный

Открытие, организованный

обучение

Опора, озарение

Р

Радость

развитие

Рост

Результат, рефлексия

Т

Тепло

Творчество

Талант

темп

Спасибо…талантливые креативные у нас учителя…

Как же построить такой урок? Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но и вызывал у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание?

         В настоящее время учитель решает очень сложные задачи переосмысления своего педагогического опыта, ищет ответ на вопрос «Как обучать в новых условиях?» как обучать по новому?

    Капитонова М.В.

В отличие от  традиционного  урока, который отвечал требованиям образования конца 20 и начала 21 века,

Современный урок – это, прежде всего, урок, направленный на формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД).

  • личностных:      - действия самоопределения (личностное, (профессиональное),  

                                        жизненное самоопределение)        

- действия смыслообразования (установление обучающимися связи между              целью учебной деятельности и её мотивом)

- действия нравственно-этического оценивания (в том числе и оценивание  усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор)

  •  регулятивных:     Целеполагание Планирование Прогнозирование Контроль

                                            Коррекция Оценка Волевая саморегуляция

  •  познавательных;     Общеучебные, включая специально-предметные действия

                                                Универсальные логические действия

                                                Постановка и решение проблемы

  •  Коммуникативных Планирование учебного сотрудничества

                                                Постановка вопросов

                                                Построение речевых высказываний

Выделяют несколько наиболее важных аспектов такого урока. Давайте уточним их для себя.

Первый аспект 
Мотивационно – целеполагающий (Меделица Е.И.)

  • Цель современного урока должна быть конкретной и измеряемой. Цель  можно отождествить с результатом урока. Результатом урока  является  не успеваемость,  не объём изученного материала, а приобретаемые УУД  учащихся (такие как способность к действию, способность применять знания, реализовывать собственные проекты, способность социального действия, т.е.).

Вместе с этим, следует отметить, что такой подход на уроке  не отрицает значения знаний,  он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания.

  • К  новым образовательным целям урока относятся  цели, которые учащиеся формулируют самостоятельно и осознают их значимость лично для себя.

Второй аспект современного урока  - Деятельностный (Слукина В.В.)

  • Новым смыслом урока является   решение проблем самими школьниками в процессе урока через самостоятельную  познавательную деятельность. Проблемный характер урока  с уверенностью можно рассматривать как уход от репродуктивного подхода на занятии. Чем, больше самостоятельной деятельности на уроке, тем лучше, т.к. учащиеся приобретают умения  решения проблем, информационную компетентность  при работе с текстом.
  • Современный урок отличается использованием деятельностных методов и приёмов обучения таких,

как учебная дискуссия,

диалог,

видеообсуждение,

 деловые и ролевые игры,

 открытые вопросы,

мозговой штурм и т.д.

  • Развитию УУД  на уроке способствует применение  современных педагогических технологий:  

технология критического мышления,

проектная деятельность,

исследовательская работа, 

 дискуссионная технология,

коллективная и индивидуальная мыслительную деятельность. Важно, чтобы учитель не искажал технологию, используя  из неё только отдельные приёмы.

             

Так как форма проведения нашего педсовета - проблемная деловая игра, и  мы используем системно - деятельностный подход, который предполагает умение самостоятельно добывать знания

   

Предлагаю вам провести сравнительный анализ традиционного урока и урока современного типа в свете требований ФГОС…

Сравнить деятельность учителя и обучающихся во время проведения традиционного и современного урока в свете требований ФГОС. Заполнить таблицу.

Приглашаю к доске  Дрокину Ирину Михайловну

Виды деятельности

Традиционный урок

Урок современного типа

Объявление темы урока

Учитель сообщает учащимся

Формулируют сами учащиеся

Сообщение целей и задач

Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания

Планирование

Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели

Практическая деятельность учащихся

Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)

Осуществление контроля

Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы

Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)

Осуществление коррекции

Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно

Оценивание учащихся

Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)

Итог урока

Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили

Проводится рефлексия

Вопросы:

• Какую задачу ставили?

• Удалось решить поставленную задачу?

• Каким способом?

• Какие получили результаты?

• Что нужно сделать ещё?

• Где можно применить новые знания

Домашнее задание

Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

    Капитонова М.В.

Вы замечательно справились с этим нелегким заданием…и у нас теперь нет сомнений..что урок вчера и урок сегодня отличаются…на всех этапах…какие ключевые слова современного урока …сами..ставят цель самостоятельно…самооценивание.самоконтроль саморефлексия…и все это организует у ч и т е л ь…учитель-организатор.

Задание 3.  

 Прежде чем мы рассмотрим требования к уроку в деятельностной парадигме…перейдем к методам и приемам. Используя основные понятия методов, форм уроков, приемов и типов уроков предлагаю

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ РАЗМИНКА

Задание: распределите понятия по четырем предложенным группам.   (Заполнение листов- выдаются на каждую группу) каждая группа заполняет один столбик..но если успеете..можете попробовать все четыре..

Тип урока, Методы Формы урока Приемы

Комбинированный, словесные, практикум, создание проблемной ситуации, репродуктивные, усвоение новых знаний, поисковые, самостоятельная работа, конференция, классификация, актуализация знаний и умений (повторение),  практические, экскурсия, дискуссия, формирование учебной гипотезы, закрепление знаний, концерт, игра, формирование выводов, передача учебной информации, систематизация, инструктаж, наглядные, урок контроля знаний и умений, синтез и анализ, практическая работа, проблемно-поисковые,  сравнение, контроль (устный, письменный, лабораторно-практический), систематизация изученного материала (обобщение), стимулирование интереса учащихся, обобщение, составление плана, составление конспекта, стимулирование долга и ответственности, групповая работа, выделение главного, диспут, лекция, алгоритм, семинар, логические, зачет, деловая игра, урок коррекции знаний, урок взаимообучения , умений и навыков, постановка вопросов, кино-урок, оценка деятельности,  работа с текстом.

 заслушать практические выводы, которые могут быть использованы при проведении современного урока. Эта работа проведена Скворцовой Ю. Г.

Выступление Скворцовой Ю. Г.

Тип урока

Формы урока

Методы

Приемы

Форма обучения – это ограниченная рамками времени конструкция отдельного звена процесса обучения. Она является формой обучения и одновременно формой организации обучения. Успех и эффективность образовательного процесса зависит от умелого использования разнообразных форм его организации.

Это основные виды деятельности учителя и ученика, обеспечивающие  формирование  ЗУН, необходимых  для   решения   учебно-воспитательных задач.

Методы обучения – это способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на достижение ими образовательных целей.

Прием- это деталь метода, отдельные его операции (практические и мыслительные), моменты в процессе усвоения ЗУН. Он не имеет своей самостоятельной задачи.

Тип урока

Формы урока

Методы

Приемы

Комбинированный

Усвоение новых знаний

Актуализация знаний и умений (повторение)

Закрепление знаний

Контроль знаний и умений

Систематизация и обобщение знаний и умений материала (обобщение)

Коррекция знаний, умений и навыков

Лекция

Семинар

Конференция

Экскурсия

Практическая работа

Практикум

Зачет

Групповая работа

Игра

Концерт

Дискуссия

Диспут

Деловая игра

Кино-урок

Урок взаимообучения

Словесные

Наглядные 

Практические

Логические

Репродуктивные

Поисковые

Проблемно-поисковые

Работа под руководством учителя

Самостоятельная работа

Стимулирование интереса учащихся

Стимулирование долга и ответственности

Контроль (устный, письменный, лабораторно-практический)

Создание проблемной ситуации

Формирование учебной гипотезы

Формирование выводов

Передача учебной информации

Синтез и анализ

Сравнение

Обобщение

Классификация

Систематизация

Составление плана

Составление конспекта

Выделение главного

Инструктаж

Алгоритм

Постановка вопросов

Оценка деятельности

Работа с текстом

  Жерелина С.Д.

Важным аспектом для разработки современного урока является планирование, которое в свою очередь тоже претерпевает изменения в соответствии с ФГОС. Начальная школа третий год работает по новым стандартам и тематическое планирование преобрело форму технологической карты. Своим опытом в разработке технологической карты поделится Сороковская М.В.

Раздать технологические карты

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

  Капитонова М.В.

Не мало важным является умение самоанализа урока. Мы посмотрим на что надо обратить внимание  при анализе своего урока в свете использования новых представлений о современном уроке. Поделится своим опытом  Курапова Н.П.

Выступление Кураповой Н.П.

Слайд

САМОАНАЛИЗ УРОКА

Этапы урока

Цель

Эффективные  методы, формы  и приёмы достижения цели

1.Самоопределение к учебной деятельности (мотивация)

Выработать на личностнозначимом уровне внутренней готовности выполнение нормативов учебной деятельности

2.Актуализация знаний и фиксирование затруднений в деятельности

Подготовить мышление учащихся  и организовать осознание ими внутренних потребностей к построению нового способа действий

3.Постановка учебной задачи.

Поставить цель учебной деятельности  и на этой основе  выбрать способ и средства её  реализации.

4.Построение  проекта выхода из затруднения (открытия детьми нового знания)

Построить новый способ действия и сформировать умение применять его  как при решении задачи, которая вызвала затруднение, так и при решении задания такого же типа.

5.Первоначальное закрепление  с проговарива-

нием во внешней речи.

Усвоить учащимися новый способ действия.

6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Формирование адекватной самооценки и самоконтроля.

Интериоризировать (т.е пропустить через себя и отдать как собственный опыт) учащимся новый способ действия и  провести рефлексию(коллективно или индивидуально) достижения цели пробного учебного действия.

7.Включение в систему знаний и повторения

 Включить  новый способ действий в систему знаний  при этом  повторить и закрепить  раннее изученные способы  подготовки к изучению следующих разделов.

8.Рефлексия деятельности

Оценить учащимися собственную учебную деятельность, осознать  методы построения и границы применения  нового способа действий

               

Жерелина С.Д.

 Следующий наш шаг – представление самих уроков. Структура современного урока разработана методистами щкольного образования.  Для знакомства мы раздаем опорные схемы структуры урока, используя их, вы должны разработать свой урок по любым темам и обсудить их на методических объединениях. Лучшие разработки будут представлены руководителями методобъединений на следующем педсовете.

ИТАК, МЫ ПОЗНАКОМИЛИСЬ С АЛГОРИТМ УРОКА ОТКРЫТИЯ НОВОГО ЗНАНИЯ…

  

Подведение итогов работы    Капитонова М.В.

Что главное в уроке?

Каждый учитель имеет на этот счет свое мнение.

 Для одних успех обеспечивается эффектным началом, буквально захватывающим учеников сразу с появлением учителя.

Для других, наоборот, гораздо важнее подведение итогов, обсуждение достигнутого. Для третьих – объяснение, для четвертых – опрос и т.д.

Новизна современного российского образования требует личностного начала учителя, которое позволяет ему либо упрочить, наполняя учеников знаниями умениями и навыками, либо давать урок, развивая понимание этих знаний, умений, навыков, создавая условия для порождения их ценностей и смыслов.

 

Можно долго спорить о том, каким должен быть урок. 

Неоспоримо одно: он должен быть деятельностным

Хоть выйди ты не в белый свет,

А в поле за околицей, —

Пока идешь за кем-то вслед,

Дорога не запомнится.

Зато, куда б ты ни попал

И по какой распутице,

Дорога та, что сам искал,

Вовек не позабудется.

(Н.Рыленков)

Решение:

  1. Учителям при проектировании учебных занятий учитывать требования федерального государственного образовательного стандарта, теоретические и методологические основы современного учебного занятия. В течение года.
  2. Администрации школы и учителям-предметникам изучить и использовать в работе матрицу анализа и самоанализа урока с уровневыми показателями оценки. В течение 1I1 четверти.
  3. Спроектировать и провести учебные занятия в соответствии с требованиями ФГОС. Сдать в учебную часть «Мой лучший урок по ФГОС». Январь-Март 2015 г. Ответственные руководители методических объединений
  4.  Организовать в рамках работы методических объединений  взаимопосещение уроков учителей с заполнением матрицы самоанализа с уровневыми показателями оценки с целью выявления уровня сформированности у  учителей-предметников умения  проектировать современное учебное занятие в контексте реализации требований федерального государственного образовательного стандарта. В течение третьей четверти. Зам директора по УВР
  5. На очередном  педсовете педагогов АНО СОШ УЦ «Перспектива» организовать практикум по  методической разработке  и проведению современного урока по ФГОС .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к докладу на XII городской научно-практической конференции "Современный урок географии. Речевая культура как условие реализации требований ФГОС", 2012г.

Хочу представить вашему вниманию краткую информацию об опыте своей работы с «особыми детьми».О школе Наш центр образования относиться к образовательным учреждениям, где учатся те, кого выставили...

Технология проблемного обучения на уроках физики как реализация деятельностного подхода в соответствии с требованиями ФГОС.

Обобщение опыта работы по теме: "Технология проблемного обучения на уроках физики как реализация деятельностного подхода в соответствии с требованиями ФГОС"....

Разработка технологической карты урока в контексте реализации требований ФГОС

Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока,...

Особенности современного урока при реализации требований ФГОС системно-деятельностный подход

Особенности современного урока при реализации требований ФГОС: системно-деятельностный подход...

Современный урок информатики в контексте реализации требований ФГОС ООО

Урок – клеточка педагогического процесса. В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его  стороны. Если не вся, то значительная часть педагогики  концентрируется в уроке.Совр...

Сборник "Преемственность педагогических идей В.А. Сухомлинского в контексте реализации требований ФГОС УО (ИН)"

Преемственность педагогических идей В.А. Сухомлинского в контексте реализации требований ФГОС УО (ИН)....