Организация физкультурно-оздоровительной работы в школе
статья на тему
Организация физкультурно-оздоровительной работы в школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_fizkulturno-_ozdorovitelnoy_raboty_v_shkole.docx | 44.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация физкультурно-оздоровительной работы в школе.
С.И. Назарова
Физкультурно-оздоровительная работа в школе – вопрос важный, который охватывает много направлений. За 5-7 минут осветить его в полном объеме невозможно.
Я проанализирую коротко систему физкультурно-оздоровительной работы в нашей школе по следующим основным составляющим:
1). нормативно-правовое обеспечение данного вопроса,
2). материально-техническая база для физкультурно-оздоровительной работы (наличие спортивных сооружений и их оснащенность спортивным инвентарем),
3). кадровая обеспеченность для реализации физкультурно-оздоровительной работы,
4). формы работы по данному направлению (уроки, внеурочная деятельность, дополнительное образование и т.д);
5). взаимодействие с ФОК и другими социальными партнерами,
6). образовательный мониторинг и мониторинг физического состояния учащихся; агитация и пропаганда за здоровый образ жизни,
7). управленческое обеспечение данного вопроса,
8). результативность данного направления,
9). перспективы развития данного направления.
- Работа МОУ Лесогорская СОШ по данному вопросу осуществляется на основании нормативно-правовых документов, определяющих деятельность в области физического развития детей. Это, прежде всего, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», где в статье 41. «Охрана здоровья обучающихся» пункте 1: «Охрана здоровья обучающихся включает в себя: организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом». А в пункте 4 написано, что «организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают: проведение профилактических и оздоровительных мероприятий».
В статье 84. «Особенности реализации образовательных программ в области физической культуры и спорта» в пункте 1 написано, что «реализация образовательных программ в области физической культуры и спорта направлена на физическое воспитание личности, приобретение знаний, умений и навыков в области физической культуры и спорта, физическое совершенствование, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, выявление и отбор наиболее одаренных детей и подростков, создание условий для прохождения спортивной подготовки, а также на подготовку кадров в области физической культуры и спорта».
В пункте 2 этой же 84 статьи написано, что в «области физической культуры и спорта реализуются следующие образовательные программы:
- образовательные программы основного общего и среднего общего образования,
- дополнительные общеобразовательные программы в области физической культуры и спорта».
Пункт 3 этой же статьи нам «говорит», что «дополнительные общеобразовательные программы в области физической культуры и спорта кроме предпрофессиональных программ включают в себя также:
- реализацию дополнительных общеразвивающих программ в области физической культуры и спорта, которые направлены на физическое воспитание личности, выявление одаренных детей, получение ими начальных знаний о физической культуре и спорте (программы физического воспитания и физкультурно-оздоровительные программы)»;
Физкультурно-оздоровительная работа в школе также строится в соответствии с СанПин, Уставом школы и программой развития школы на 2011-2016 «Школа здорового поколения», положениями о спортивных соревнованиях, днях здоровья.
Законодательные и иные нормативные правовые акты обязывают нас решать главную задачу - сохранять здоровье учащихся в процессе воспитания и обучения.
Я считаю, школа - идеальное место для формирования здорового образа жизни и реализации оздоровительных программ, так как большую часть времени дети проводят в школе, она оказывает значительное влияние на формирование личности ученика, его мировоззрение.
Школа в поселке является единственным очагом приобщения детей к занятиям физической культурой и спортом, она выступает также в качестве центра физкультурно-оздоровительной работы в поселке.
- В новом здании Лесогорской школы созданы все необходимые условия для реализации данного направления: спортивный зал, отвечающий требованиям СанПин, с душевыми кабинами, раздевалками для девочек и мальчиков, умывальниками и туалетами. В школе оборудован тренажерный зал. Большим преимуществом является обширная территория. На территории школы имеется баскетбольная площадка, площадка для мини-футбола, оборудованы: площадка для игры в пляжный волейбол, секторы для метания и прыжков в длину, для бега на короткие дистанции, установлен спортивный городок. Обеспеченность спортивным оборудованием и инвентарем – 100%. В 2013 г. приобретена новая форма для учащихся школы – участников различных соревнований (кроме зимних видов спорта).
- Говоря о кадрах, реализующих физкультурно-оздоровительного направление, хочется отметить, что в этом плане Лесогорской школе очень повезло. Стоит согласиться с изречением «кадры решают все». С 1 сентября 2010 года с огромным желанием (я подчеркиваю) работает молодой педагог Мосалев С.И. В круг его обязанностей также входит организация внутришкольных соревнований, физкультурных праздников.
Мосалев С.И.. – молодой, инициативный педагог, уроки которого отвечают требованиям современного процесса обучения. Его учащиеся показывают 100% результат качества ЗУН по физической культуре.
Значительных результатов Сергей Иванович достиг также в организации внеурочной спортивной работы. Будучи руководителем спортивных секций, он сумел вовлечь в занятия спортом большое количество ребят, в том числе детей группы «риска».
За 5 лет работы в школе он сумел поднять спортивную и физкультурно-оздоровительную работы на новый уровень. Регулярно в школе проводятся спортивные соревнования, приуроченные к различным праздникам и знаменательным датам такие как, соревнования по настольному теннису, армрестлингу, Дни здоровья, Осенний кросс, спортивные эстафеты и др.
Ежегодно команда школы принимает участие в открытой межрайонной лиге по волейболу среди команд девушек Дивеевского, Первомайского, Ардатовского и Шатковского районов.
Также хочется отметить, что Сергей Иванович может обстоятельно анализировать не только победы своих подопечных, но и их проигрыш, который он в дальнейшем использует как ценный опыт в подготовке к другим соревнованиям.
Своим активным образом жизни он вдохновляет не только учащихся, но и родителей и нас педагогов школы на занятия спортом.
- Составными элементами системы физкультурно-оздоровительной работы в школе являются уроки и внеурочная деятельность.
В соответствии с СанПинами и согласно учебного плана в 1-11 классах преподавание по учебному предмету «физическая культура» ведется 3 часа в неделю. В 1-4 классах по программе Чичикова, 5-9 классах по программе Ляха. Обеспеченность учебниками – 100%.
Небольшая в среднем наполняемость классов, дает возможность осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход. Учет индивидуальных потребностей и интересов детей при планировании форм и видов внеурочной деятельности во многом обеспечивает успешность физкультурных мероприятий в системе физического воспитания учащихся.
Так, внеурочная физкультурно-оздоровительная работа в нашей школе включает в себя следующие формы: спортивные секции по видам спорта, праздники физической культуры; школьные соревнования; дни здоровья,
Медицинская группа здоровья | Всего учащихся | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 (дети инвалиды) |
2013-2014 | 121 | 95 % (115 чел.) | 1,6% (2 чел) | 3,3% (4 чел) | ||
2014-2015 | 119 | (22%) 27 | (34%) 41 | (39,5%) 47 | (2,5%) 3 |
Физкультурная группа | Основная | Подготовительная | Спец.мед. |
2013-2014 | 97% (115 чел.) | 3% (4 чел.) | |
2014-2015 | 96% (115 чел.) | 1 (1%) | 2,5 % (3 чел.) |
В прошлом учебном году была апробирована новая для нашей школы форма организации спортивно-оздоровительной работы, такая как школьная спартакиада среди команд 5-7 классов, 8-11 классов. В начале учебного года на общем собрании учащихся были обговорены все условия и правила, с которыми уч-ся согласились. Спартакиада состояла из соревнований по баскетболу, волейболу, мини-футболу, легкоатлетическому кроссу, стрельбе, теннису и др. Места распределялись среди возрастных групп. Победители были награждены грамотами и переходящими кубками. Данная форма организации физкультурно-оздоровительной работы принесла положительные результаты и сплотила классные коллективы учащихся.
В школе работают спортивные секции «Волейбол», «Футзал», «Тяжелая атлетика»
Занятость учащихся в спортивных кружках и секциях
Учебный год | Кол-во кружков | Кол-во учащихся |
2013-2014 | 3 | 64 |
2014-2015 | 4 | 67 – 60 % |
Спортивно-оздоровительная работа активно проводится во время работы ДОЛ при школе «Радуга». В нее включаются все ребята, которые посещают лагерь. Они участвуют в веселых соревнованиях, походах на природу. Для детей организуются выезды в ФОК на ледовую арену и бассейн.
Учитель ОБЖ Уткин Е.П. также участвует в организации и проведении различных физкультурно-оздоровительных мероприятий, ежемесячных днях здоровья и спорта. Он организует работу внутришкольных соревнований по военно-прикладным видам спорта.
Классные руководители и учителя добиваются соблюдения учениками режима дня и правил личной гигиены, выполнения ими утренней зарядки, которая является неотъемлемой частью организации ежедневного образовательного процесса для учащихся 1-4 классов.
- Необходимо сказать о взаимодействии школы с МБУ ФОК «Атлант» в р.п.Шатки.
Оно выстроено в соответствии с договором о совместной деятельности от 03.09.14 № 96. Ранее на базе ФОКа были организованы уроки плаванья. Однако в дальнейшем от этой практики пришлось отказаться из-за ряда возникших проблем: 1) организация учебного процесса в школе нарушалась, в связи с необходимостью вносить коррективы в расписание; 2) из-за посещения ФОКа нарушался график подвоза учащихся; 3) учащиеся стали чаще болеть, т.к. после посещения бассейна не все успевали обсохнуть, простывали в дороге; 4) также у достаточного количества учащихся обнаружилась аллергия на хлорированную воду. Да и администрация ФОКа согласно договора всю ответственность за жизнь и здоровье детей во время проведения уроков по плаванию возложила на образовательное учреждение. Получается, что инструктора ФОК никакую ответственность за жизнь и здоровье детей не несут.
Необходимо отметить, что количество учащихся, занимающихся в спортивных секциях в Фоке на постоянной основе значительно сократилось.
Учебный год | 2012-2013 | 2013-2014 | 2014-2015 |
Кол-во учащихся | 18 (5 - плавание, 9 -тяжелая атлетика, 1 – фигурное катание, 3- аэробика) | 11 (1 – плавание, 8 – тяжелая атлетика, 1 – фигурное катание, 1 - хоккей) | 2 (1 – фигурное катание, 1 – хоккей) |
Это можно объяснить несколькими причинами:
- количество и разнообразие секций, предоставляемых школой, удовлетворяет интересам учащихся,
- те учащиеся, которые занимались в ФОКе тяжелой атлетикой, при открытии в школе тренажерного зала и организация секции по этому виду спорта, стали заниматься в школе,
- сменившийся тренер по тяжелой атлетике не смог расположить ребят к продолжению занятиями этим видом спорта.
Еще стоит отметить, что на базе ФОК проходят различные соревнования, в которых наши учащиеся принимают активное участие. В каникулярное время администрация школы организовывает выезд учащихся ФОК на ледовую арену и в бассейн.
- Одним из необходимых компонентов системы физкультурно-оздоровительной работы является образовательный мониторинг. Основными объектами наблюдения в мониторинге ФОР в условиях нашей школы являются педагогический процесс физкультурно-оздоровительной работы со школьниками и его конечный результат, выраженный в динамике физического состояния учащихся.
Составными элементами системы мониторинга выступают: планирование, организация и координация данной работы, совершенствование, контроль, учет и анализ.
- В годовом плане работы школы отражен внутришкольный контроль, который ведет администрация по данному вопросу. Все проверки оформляются в виде управленческих справок и рассматриваются на совещаниях при директоре. При проведении проверок администрацией школы контролируется ведение и оформление педагогами необходимой документации. Руководство всей внеурочной системой физкультурно-оздоровительной работы в школе осуществляет заместитель директора по ВР. Она же курирует все инновационные процессы, связанные со здоровьесбережением средствами физической культуры и спорта, организует вокруг этой работы коллектив школы. Наряду с этим она оказывает помощь в организации физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме дня школы, а также участвует в работе по привлечению родителей и старшеклассников к проведению спортивно-массовой и оздоровительной работы, как в школе, так и в поселке в целом. Организует также пропаганду и агитацию физической культуры и спорта среди учащихся, родителей и учителей.
- Положительными результатами эффективной организации физкультурно-оздоровительной работы в школе являются результаты соревнований
2013-2014 учебный год
1 | Район | Соревнования по волейболу | Команда девушек |
2 | Район | Соревнования по баскетболу | Команда юношей 2001/2002 г.р. |
3 | Район | Соревнования по баскетболу | Команда юношей 1999/2000 |
3 | Район | Соревнования по плаванию | Команда юношей 1995/96 г.р. |
3 | Район | Соревнования по настольному теннису | Команда юношей |
1 | Район | Соревнования по настольному теннису | Команда юношей |
1 | Район | Соревнования «Спорт – для всех» | Команда школы |
2 | Межрайонная волейбольный турнир | Команда Энергия | |
3 | Район | 41 эстафетный легкоатлетический пробег на призы газеты «Новый путь» | Смешанная команда до 7 класса включительно |
3 | Район | 41 эстафетный легкоатлетический пробег на призы газеты «Новый путь» | Смешанная команда до 9 класса включительно |
«Мальчишник» | |||
2 | Район | Номинация «Показательные выступления спортивных групп и отдельных спортсменов (армреслинг)» | Соколов Никита |
3 | Район | Номинация «Показательные выступления спортивных групп и отдельных спортсменов (армреслинг)» | Карабанов Илья |
3 | Район | Номинация «Показательные выступления спортивных групп и отдельных спортсменов (армреслинг)» | Пундиков Александр |
3 | Район | Номинация «Показательные выступления спортивных групп и отдельных спортсменов (гири)» | Карабанов Илья |
2 | Район | Номинация «Показательные выступления спортивных групп и отдельных спортсменов (штанга, жим лежа)» | Карабанов Илья |
3 | Район | Номинация «Показательные выступления спортивных групп и отдельных спортсменов (штанга, жим лежа)» | Сорокин Артем |
1 | Район | Номинация «Показательные выступления спортивных групп и отдельных спортсменов (армреслинг)» | Назаров Арнольд |
1 | Район | Соревнования по стрельбе | Команда юношей |
2 | Район | Команда девушек | |
2 | Район | Карабанов Илья | |
2 | Район | Кулакова Ольга | |
1 | Район | «Спорт – альтернатива пагубным привычкам» номинация «Видеоролик» | 10 класс |
2014-2015 учебный год
1 | Район | Соревнования по настольному теннису | Команда юношей |
3 | Район | Соревнования по настольному теннису | Команда юношей |
1 | Район | Кубок района по волейболу | Команда девушек |
1 | Район | Осенний легкоатлетический кросс 2000м | Грицкевич Никита |
2 | Район | Осенний легкоатлетический кросс 500 м | Бабушкин Никита |
1 | Район | Соревнования по мини-футболу | Команда юношей 1999/2000 г.р. |
3 | Район | Соревнования по мини-футболу | Команда юношей 2001/2002 г.р. |
3 | Район | Соревнования по мини-футболу | Команда юношей 2003/2004 г.р. |
1 | Район | Соревнования по баскетболу | Команда юношей 2001/2002 г.р. |
2 | Дивеево | Открытая межрайонная лига по волейболу | Команда девушек |
3 | Шатки |
Говоря о результативности работы в данном направлении, необходимо отметить и неплохие результаты наших детей на районном этапе олимпиады по физической культуре. Например, в этом учебном году 5 учащихся 7-11 классов стали призерами районного этапа Всероссийской олимпиады школьников.
Ежегодно юноши 10 класса, участвуя в военизированных сборах, занимают призовые места в разных соревнованиях: по легкой и тяжелой атлетике, армреслингу.
9). Говоря о перспективах развития физкультурно-оздоровительной работы в нашей Лесогорской школе стоит сказать, что из-за отсутствия стадиона, хороших лыжных трасс мы пока не готовы показывать высокие результаты в лыжных соревнованиях и легкой атлетике. Эту проблему нужно решать. Для занятий полного прохождения программы по физической культуре необходим канат. Канат есть, но некуда его повесить. В проекте школы это было упущено. Администрацией школы уже подготовлен проект, но нет специализирующей организации, которая бы его установила с соответствующими нормами и сертификатами.
В заключении еще раз отмечу, что физкультурно-оздоровительная работа – одно из главных направлений деятельности каждого образовательного учреждения, т.к. в основе его лежит укрепление здоровья детей и формирование установки на здоровый образ жизни (по ФГОС). Правильно говорят, что школа должна быть для всех и для каждого. Дети в наших школах учатся с разными интеллектуальными и физическими возможностями. Те дети, которые не могут проявить себя в учебе, как правило, показывают хорошие результаты в физической культуре, становятся лучшими спортсменами школы и в дальнейшем ведут здоровый образ жизни. Тем самым сформированная в школе установка на сохранение и укрепление здоровья, здорового и безопасного образа жизни остается с выпускником на всю последующую жизнь, содействуя гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План организации физкультурно-оздоровительной, спортивно-массовой работы в специальной (коррекционной)школе-интернате
Оздоровительные мероприятия в режиме дняучащихся.1.Беседы в классах о режиме дня школьника и его значении для укрепления растущего организма, о порядке проведения утреннейгимнастики до занятий, физкул...
План организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в школе
планирование и организация физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в школе для учителей....
Программа организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в школе.
Составляющая физического воспитания в школе является: внеклассная спортивно-массовая и физкультурно-оздаровительная работа. В рамках этой работы в школе практикуются разнообраз...
ПЛАН ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ И СПОРТИВНО-МАССОВОЙ РАБОТЫ В САДОВОЙ СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ (2012-2013 УЧ.ГОД)
организационная работа...
ПЛАН ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ И СПОРТИВНО-МАССОВОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ НА 2015-2016 УЧ. ГОД.
Цели,направления, план спортивной работы в школе....
Организация физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в коррекционной школе.
Стендовый доклад об особенностях организации спортивной и оздоровительной работы в условиях коррекционной школы-интерната....
ПЛАН ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ И СПОРТИВНО-МАССОВОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ на 2017-2018 учебный год.
ПЛАН ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ И СПОРТИВНО-МАССОВОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕна 2017-2018 учебный год....