АНАЛИЗ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
материал по теме
Основная цель воспитания в школе: формирование личности с активной гражданской позицией, сопричастной судьбе Отечества, адаптированной к жизни общества, создание основы для физического, духовного, нравственного и интеллектуального развития; развитие способностей личности принимать обоснованные решения, нести ответственность за их реализацию в различных областях человеческой деятельности, социальной, профессиональной, семейной, досуговой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_vr_12-13_uch.g.doc | 115 КБ |
Предварительный просмотр:
АНАЛИЗ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
ЗА 2012-2013 УЧЕБНЫЙ ГОД И ЗАДАЧИ НА 2013-2014 УЧЕБНЫЙ ГОД.
Основная цель воспитания в школе: формирование личности с активной гражданской позицией, сопричастной судьбе Отечества, адаптированной к жизни общества, создание основы для физического, духовного, нравственного и интеллектуального развития; развитие способностей личности принимать обоснованные решения, нести ответственность за их реализацию в различных областях человеческой деятельности, социальной, профессиональной, семейной, досуговой.
Воспитательные задачи на 2012-2013 учебный год следующие:
- Создание условий для формирования гуманистического мировоззрения, чувства ответственности перед собой и обществом;
- создание условий каждому ученику для максимальной реализации его возможностей и потребностей.
- Создание условий для сохранения здоровья и эмоционального благополучия учащихся;
- Совершенствование деятельности органов ученического самоуправления.
- Совершенствование форм и методов воспитательной работы по нравственному образованию и воспитанию.
- Изучение и внедрение новых воспитательных технологий, электронного мониторинга воспитательной работы.
- Продолжение работы над формированием традиций школы.
На основе выдвинутых задач были сконструированы воспитательные планы и программы; планы работы методического объединения классных руководителей, классных коллективов, социального педагога, педагога-психолога.
Принципы воспитательной деятельности.
- Принцип развития
- Принцип открытости
- Принцип поддержки и доверия
- Принцип ответственности
Основные направления воспитательной работы:
- методическая работа с классными руководителями, педагогами;
- организация общешкольных КТД;
- работа с органами ученического самоуправления;
- организация взаимодействия с родителями обучающихся;
- организация взаимодействия с внешкольными организациями;
- спортивно-оздоровительная деятельность;
- трудовое воспитание и общественная деятельность;
- нравственно-правовая деятельность.
Воспитательная деятельность включает следующие формы:
- праздники;
- конкурсные программы;
- интеллектуально-познавательные программы;
- КТД;
- конференции, выставки;
- театрализованные представления;
- индивидуальные беседы;
- дискотеки;
- посещение выставок, музеев, экскурсионные поездки;
- участие в районных мероприятиях;
- развитие органов самоуправления;
- работа с классными руководителями.
В школе создается воспитательная система в соответствии с законом РФ «Об образовании», Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», программой развития МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2 города Суздаля» на период с 2012 по 2013 год.
Решение вышеперечисленных задач должно способствовать развитию воспитательной системы школы. В основе ее – совместная творческая деятельность учащихся, учителей, родителей по различным сферам:
- Познавательной;
- Организационной;
- В области формирования гражданско-правовой культуры;
- В области художественного, эстетического и нравственного воспитания;
- Спортивно – оздоровительной
- В работе с родителями
Работа строится на отборе и реализации наиболее действенных форм воспитательной работы по методике коллективной творческой деятельности (КТД). Главная заслуга данной методики в том, что КТД предполагает одновременное включение в нее большого количества участников разного возраста, разных интересов и возможностей. Практически, каждый учащийся принимает участие в различных мероприятиях, где каждый может проявить себя как личность.
Управление процессом воспитания строится по следующим направлениям:
- Совместная работа, сотрудничество школы с организациями города, желающими поддерживать с нами связь:
ЦКД «Исток» (игровые программы, кинолекторий, встречи)
Владимиро-Суздальский музей-заповедник (лекции, экскурсии, конкурсы)
Городской выставочный центр (посещение выставок, встречи)
Школа искусств им. В. Фирсовой (занятия в кружках, музыкальные лектории)
Городская библиотека
ДЮСШ (Детская юношеская Спортивная Школа)
На базе школы проходят районные семинары, конкурсы, представления, спектакли.
Уже не первый год в школе работают органы ученического самоуправления, которые участвуют в соуправлении жизнедеятельностью коллектива нашего учебного заведения. В связи с этим определена главная задача, над которой работают классные руководители: «От управления, к соуправлению и самоуправлению».
Появляется ряд задач для реализации деятельности Совета Школы:
- Развитие ученического самоуправления.
- Руководство и контроль.
- Работе с детским коллективом по организации досуговой деятельности через КТД.
- Организация психолого-социальной службы.
Главная задача – организация досуга и развитие организаторских навыков. Для этого:
- выявляем интересы и потребности;
- определяем КТД;
- разрабатываем, организуем и анализируем.
В результате помогаем учащимся получить организаторские навыки, дать возможность определить свою социальную нишу.
Структура Совета школы:
- учащиеся 5-7 классов;
- учащиеся 8-11 классов;
- активные группы: творческая, спортивная, редакторская, трудовая, старостат.
Совет класса:
- староста;
- редколлегия;
- физорг;
- старший дежурный.
По одному человеку (представителю) от каждого класса входят в секции школьного совета.
Поскольку самоуправление предусматривает социализацию личности, то большую помощь в этом оказывает психолог школы Помещикова М.С..
В среднем и старшем звеньях проводится тренинговая работа по программе «Социально-психологический тренинг общения». В течение первой половины учебного года проводилась работа в виде индивидуальных консультаций и в небольших группах по проблемам «Я- пятиклассник», «Лестница роста», «Я-лидер». Психолог обучает говорить, слушать, отстаивать свою точку зрения, помогает в реализации принципа диалогичности, т. е. сотворчеству воспитателей и воспитанников.
В течение учебного года проводилась учеба актива школьников в соответствии с планом работы школы, отрабатывались навыки организаторов при подготовке массовых программ - «Школа лидеров»:
Учёба актива совета по теме «Организация коллективных дел в классе» - ноябрь.
Учёба актива «Лидер, как социальное явление» - декабрь.
Учёба актива «Лидер и его команда» - январь
Круглый стол «Методы и формы проведения КТД» - февраль.
Учёба актива Монолита «Моя детская организация» - апрель
Участвовали в слёте союза детских объединений «Сокол» в октябре и мае, участвовали в конкурсе «Всероссийский конкурс по пожарной безопасности» (2 место), «Третий ежегодно межрегиональный открытый фестиваль социальной рекламы (неравнодушие)»
Традиционной стала форма проведения совместных планерок, на которых присутствуют классные руководители и организаторы дел: так прошли:
сентябрь – планирование работы на 1 четверть (кл. руководители + старосты)
организация и проведение Дня здоровья (кл. руководители + физорги);
октябрь - подготовка к «Осеннему балу» и дискотеки для старшеклассников. Игровой программы для среднего звена.
(кл. руководители + ответственные за КТД );
декабрь- подготовка и организация Нового года
(кл. руководители + ответственные за КТД, школьный совет)
январь - планирование работы на 2 полугодие с уточнением плана работы на 3 четверть
(кл. руководители + старосты)
февраль – подготовка и проведение декады «Патриоты Отечества»
(кл. руководители + физорги, преподаватели ОБЖ );
организация и проведение «Дня Защитника Отечества»
(кл. руководители + члены школьного совета).
Март- подготовка и проведение праздника, посвящённый 8 Марта ,.
(кл. руководители и ответственные за КТД)
Апрель - подготовка и организация декады «Голубая планета»
(кл. руководители + ответственные за КТД, преподаватели биологии)
Подготовка к празднованию Дня победы в ВОВ
(кл. руководители + ответственные за КТД +старосты + руководитель краеведческой комнаты, заместители по ВР)
Май – организация и проведение мероприятий посвященных «Дню Победы»
(кл. руководители + ответственные за КТД +старосты)
Подготовка, организация и проведение «Последнего звонка»
(кл. руководители + ответственные за КТД +старосты)
Подготовка работы в летний период.
В течении 2012 - 2013 учебного года были проведены общешкольные мероприятия и недели, в которых большое участите в качестве помощников, принимали члены школьного совета и активов классов:
- «День знаний»,
- «День учителя»
- «День здоровья»,
- Месячник «Соблюдай правила дорожного движения»»
- «Осенние балы» (5-7 и 8-11 кл.),
- новогодние праздники,
- неделя «Если хочешь быть здоров»
- День краеведения – «Суздаль – моя малая Родина»
- «Мисс школы»
- Поздравительная открытка «В преддверии Нового Года»
- День святого Валентина
- Праздничный концерт «Господа офицеры», посвящённый 23 февраля
- Неделя «Патриоты Отечества»
- Нашим милым, любимым дамам посвящается – концерт - поздравление к 8 Марта,
- Неделя «Голубая планета»
- Акция «Весне, дорога!»
- Праздник, посвященный Дню Победы,
- До свидания школьные годы - праздник последнего звонка для 9 и 11 кл.,
- Выпускные вечера в 9 и 11 классах.
В организации и проведении мероприятий огромную помощь активу оказывали учителя: Коновалова Е.Г., Козлов С.Н., Иовлева Г.О., Митрофанова Н. М., Ильина Г.В. , Боброва Н.Н., Полякова Ю.А., Козлова Г.В., Ваина С.Л., Полякова Г.В., Балашова Е. С., Логинова Н. А., Зинякова Т.Е., Помещикова М.С., Ерофеева И.А.. Совместная работа учителей и детей позволила провести данные мероприятия достаточно успешно, а учащиеся получили дополнительные знания по организации КТД.
Постепенно складывается система соуправления (учащиеся + учителя) в классных коллективах, в школьном совете (учащиеся + заместители директора по воспитательной работе + педагог-организатор).
В области руководства и контроля ставились задачи:
- повышение профессионального уровня классных руководителей;
- оказание методической помощи в работе с классными коллективами, родителями, трудными детьми;
- помощь в организации коллективных творческих дел (КТД).
Работа МО классных руководителей ведется по схеме:
Режим работы МО в 2012-2013 учебном году следующий:
- Заседание для всех классных руководителей (1 раза в четверть):
- сентябрь - Организационное «Утверждение планов ВР. Актуализация деятельности классных руководителей в новом учебном году»
- анализ работы за прошедший учебный год, задачи на следующий,
- знакомство с нормативными документами (проведено);
- октябрь - «Вредные привычки несовершеннолетних и их предупреждение»
- ноябрь – «Новые формы и методы работы с классом» (обмен опытом)
- февраль – «Мой опыт работы с родителями»
- апрель - «Трудные заботы классного руководителя»
- май – анализ ВР за истекший учебный год, подведение итогов работы МО.
18 января 2013 года - Педагогический совет «Педагогическое руководство формированием жизненных стратегий обучающихся в воспитательной деятельности».
Выступали:
Зинякова Т.Е. «Роль классного самоуправления в формировании жизненны стратегий младших подростков»;
Майорова И.В. «Роль внеклассных мероприятий по воспитанию доброты у учащихся начальной школы»;
Ильина Г.В., Чернышева Т.З. «Роль краеведческой работы в формировании жизненных стратегий у учащихся».
2 . Временные творческие объединения по проведению и организации КТД и другие вопросы:
1) планерки классных руководителей и членов классных активов,
2) подготовка творческих дел,
3) анализ проведенных мероприятий,
4. Совещания при директоре:
1) работа с «трудными»,
2) психологическая служба в школе.
В школе проводится такая форма работы с классными руководителями как собеседование по планам воспитательной работы, выявляются плюсы и минусы, обсуждается вопрос – какая и чья помощь необходима. Привлекается социальный педагог и психолог школы. Это помогает выявить трудности, направления работы классного коллектива, оказать необходимую помощь. Благодаря этому своевременно корректируется план воспитательной работы.
Классные руководители исследуют состояние и эффективность воспитательного процесса в классе, пользуясь различными методиками. Умеют анализировать воспитательную работу в классе, используя описательный, проблемный и системный анализ. В планировании деятельности классного руководителя используются современные научные разработки В.А. Караковского (общечеловеческие ценности), Н.Е. Щурковой (деятельностный подход), М.С. Кагана (планирование с учетом развития потенциалов).
С помощью методик классные руководители планируют работу с классным коллективом по различным направлениям. Совместно с психологом определили степень комфортности ученика в классном коллективе (4-е классы, 9-е классы), степени адаптации в «переходных» классах (1-а,1-б,1-в,5-а,5-б,5-в,10 классы).
Грамотно, с учетом возрастных особенностей учащихся, составлена работа классных коллективах, что имеет свое отражение среди ребят.
Наиболее хорошо поставлена работа в следующих классных коллективах:
5а,5б,5в – быстро адаптировались в среднем звене, часть ребят успешно принимают активное участие в жизни не только классных коллективов, но и школы.
10 класс – ребята из этого класса являются самыми активными участниками общешкольных мероприятий и КТД.
5а, 10 класс – на высоком уровне развито саомупраление и соуправление классного актива;
5б – главное в работе – экологическая воспитание, многие дети посещают кружки данного направления, проводится определенная работа в классном коллективе, участвуют в районных смотрах экологической работы.
5в,6а,6б,6в классы – в классах грамотно и обдуманно проводится работа с родителями учащихся по вопросам воспитания
9-б класс – классный руководитель обеспечивает тесную связь с семьей, вовлекает родителей в общественную жизнь школы.
10 класс – с уверенностью можно сказать, что учащиеся в этом учебном году вышли на новый уровень развития коллектива, как самостоятельной, целостной единицы, способной к самоуправлению и регулированию ровных социальных взаимодействий
Классные руководители своевременно информировались о текущей воспитательной работе. Информирование обеспечивалось через текущие планерки, стенд «В помощь классному руководителю», «Пресс-центр», «Живая лента событий в школьной жизни» на школьном сайте и в сообществе учеников школы VKontakte
Важным звеном в системе работы является знакомство с нормативными документами, поэтому первая четверть поводилась под девизом «Организационная», которая предусматривала работу с Уставом школы (права и обязанности учащихся – классные собрания; права и обязанности родителей – родительские собрания, права и обязанности участников образовательного процесса – учителей), Законом об образовании, должностными обязанностями – учителя, классные руководители, знакомство с положением о дежурстве по школе, правилами поведения учащихся.
Контроль и руководство – процесс двуединый, т.е. контроль – это не поймать за руку и наказать. Это, в первую очередь, оказание помощи классному руководителю в осуществлении воспитательных функций. Поэтому, в основном, в прошедшем учебном году, проводилась индивидуальная работа по коррекции планов (1-5 классы), консультации по работе с родителями и «трудными» учащимися (9б, 6в, 6а классы), педагогическая диагностика в работе классного руководителя (5а,5б, 5в, 7б, классов).
Традиционно каждая четверть проходит под своим девизом, и в рамках каждого КТД проводились различные мероприятия.
1-ая четверть – организационная – выборы школьного и классного активов, работа с нормативными документами, родительские собрания, планирование работы, участие в районных конкурсах учебно-опытных участков.
2-ая четверть – «В страну знаний» - организация и проведение школьных олимпиад, участие в областном конкурсе исследовательских работ «Отечество», конкурсах стенной печати.
3-ья четверть – «Я чту Отечество своё» – неделя «Патриоты Отечества»; литературная неделя в её рамках литературная викторина; конкурсы творческих работ по военно-патриотической тематике, конкурсы.
4-ая четверть – традиционная – недели «В здоровом теле – здоровый дух», «Голубая планета», «Вахта памяти», праздник «Последнего звонка».
В течение 2012-2013 учебного года школа участвовала в районных и городских конкурсах:
- Лучшая общеобразовательная школа года по организации профилактики ДДТТ;
- Лучшая школа свободная от ПАВ;
- Конкурс воспитательных систем ОУ;
- Городской КВН;
- «а ну-ка, парни!»;
- «а ну-ка, девушки!»;
- Молодежная конференция «Молодежь за здоровый образ жизни»;
- Городская акция «Свеча памяти»;
- Районные соревнования по плаванию (Н-Посад);
- Городская акция «Весне, дорога!»;
- Районный конкурс «Подросток»;
- Районная спартакиада школьников по: шахматам, лыжным гонкам, баскетболу, лёгкой атлетике, в «Шиповке юных», кроссе, призовые места;
- В районном конкурсе экологической работы.
- Конкурс творческих работ учащихся по противопожарной тематике;
- Районный конкурс знатоков Отечественной истории;
- Городском музыкальном конкурсе песни военных лет. 1 место;
- В вахте памяти;
- Слёт союза детских объединений «Сокол»
Каждый год в феврале проводится игровая программа «Патриоты Отечества» для учащихся 5-11 классов, в которую входят: день стрелка, ГО, разборка автомата, «боевых» листков.
В школе составлены программы по отдельным направлениям работы, с учетом этих программ ведется воспитательная работа: программа «Здоровье», «Юный патриот», работа (план) краеведческой комнаты.
Итоги работы классов (участие в общешкольных конкурсах) оглашаются в конце каждой четверти на общешкольных собраниях для 5-7 классов и 8-11 классов. На этих собраниях награждаются классы-победители и учащиеся-победители в отдельных конкурсах.
По итогам года грамотами отмечены лучшие классные коллективы:
1а, 2б, 3а, 3б, 4а, 4в, 5а, 8а, 8б, 10, 11.
В школе создан и действует совет профилактики в состав, которого входят: администрация школы, социальный педагог, педагог-психолог, медицинский работник, представитель отдела внутренних дел. Основными задачами деятельности совета профилактики являются: выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности несовершеннолетних, совершению ими преступлений, правонарушений; обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних; выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в преступную или антиобщественную деятельность.
Заседание совета профилактик проходили по плану:
I ч. – начало октября;
II ч. – ноябрь
III ч. – февраль
IV ч. - май
Рассматриваются персональные дела, приглашаются классные руководители и родители или лица их заменяющие; учащихся информируют о постановке на внутришкольный контроль, о снятии с учета, при отрицательном результате – продление индивидуальной профилактики, либо ходатайстве перед комиссией по делам несовершеннолетних о принятии административных мер. Совет профилактики работает во взаимодействии с педагогом-психологом школы и классным руководителем, и родителями.
Кроме того, вместе с классным руководителем, совет профилактики пытается вовлечь учащихся, состоящих на внутриклассном контроле в объединения дополнительного образования, в летнюю оздоровительную компанию, трудовые объединения.
Проблемные вопросы выносятся на обсуждение педагогического совета, МО классных руководителей.
Анализ и изучение классных коллективов показывает, что деятельность большинства классных коллективов направлена на реализацию общешкольных и социально значимых задач и перспектив. Уровень развития общественного мнения соответствует возрастным особенностям ребят, большинство которых приходят к правильному решению вопросов, справедливые и разумные требования предъявляются и принимаются большинством учащихся, многие активы классов умеют распределить между собой работу, стремятся к общению в свободное время.
Но вместе с тем есть слабые места и проблемы:
- Не все учащиеся активно включены в жизнедеятельность ученического коллектива, не у всех находится дело по интересу.
- Вызывает тревогу коллектив 8-в класса, где проявляются признаки регрессии и расслоения коллектива на группы.
- Слабое самоуправление, нет стабильного актива (кроме 10, 11 классов).
- В поведении части коллектива наблюдаются факты невоспитанности и бестактности (выход из зала во время концерта, нарушение дисциплины).
- Слаба связь классных коллективов и родителей.
- Не все классные руководители готовы к применению новых форм работы с классом, с родителями. Не всегда активно включаются в общешкольные мероприятия.
Оценка воспитанности учащихся в целом удовлетворительная.
При собеседовании с членами школьного совета и активами классов выявлено вполне благоприятное отношение к проводимым в школе мероприятиям. Но вместе с тем, организаторами дел в основном являются активы классов и классный руководитель, невысок процент учащихся-организаторов школьных мероприятий. Уровень деловых качеств классных коллективов 5-6 классов – ответственности, организованности, коллективизма, открытости – оценен самокритично.
Уровень удовлетворенности учащимися жизнедеятельностью школы и класса среди 8 - 11 классов достаточно высокий. Прослеживается картина позитивного социального развития выпускников (доброжелательность, умение отстоять и обосновать свою точку зрения, благодарность школе, учителям, бережное отношение к результатам своего труда).
При планировании работы на 2013-2014 учебный год учесть слабые места и проблемы предыдущего года и обратить внимание на следующее
В области руководства и контроля:
- Вывести электронный мониторинг воспитательной работы школы и классных коллективов на открытый уровень.
- Проводить его регулярно в декабре и мае.
- Проводить дни открытых дверей (открытые внеклассные мероприятия).
- 2 раза в год проводить собеседование с классными руководителями по выполнению планов воспитательной работы.
- Систематизировать заседание школьных МО классных руководителей.
В работе с детским коллективом:
- повысить ответственность за организаторскую деятельность;
- продолжить планирование через КТД;
- 2 раза в год проводить анкетирование учащихся по вопросам воспитательной работы;
- продолжить проект – «Общее дело» и вывести его на сетевой уровень.
- совместно с советом школы и активами классов планировать, проводить и анализировать все мероприятия и отражать результаты работы в электронном вестнике в сетевом сообществе школы;
- взять под контроль работу с «трудными» детьми;
- взять под контроль дежурство по школе,
- при планировании работы учесть предложения и пожелания классных коллективов, рекомендации управления образования,
- разработать и провести школьные мероприятия за пределами территории школы (общешкольные походы, зарницы, активные городские игры)
При работе с социальным педагогом и психологом:
Поручить разработать социальному педагогу школы программу «Взаимодействие семьи и школы» и спланировать работу по этой программе с целью профилактики правонарушений и в рамках работы с «трудными» детьми.
Поручить психологу-организатору разработать мероприятия для привлечения и повышения активности участия в районных и городских мероприятиях членов школьного объединения «Монолит».
Зам. директора по ВР
Гордеева М.Е.
Мохначева Е.И.