АНАЛИЗ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
материал по теме

Мохначева Елена Ивановна

 

Основная цель воспитания в школе: формирование личности с активной гражданской позицией, сопричастной судьбе Отечества, адаптированной к жизни общества, создание основы для физического, духовного, нравственного и интеллектуального развития; развитие способностей личности принимать обоснованные решения, нести ответственность за их реализацию в различных  областях человеческой деятельности, социальной, профессиональной, семейной, досуговой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon analiz_vr_12-13_uch.g.doc115 КБ

Предварительный просмотр:

АНАЛИЗ  ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ  РАБОТЫ

ЗА 2012-2013 УЧЕБНЫЙ ГОД И ЗАДАЧИ НА 2013-2014 УЧЕБНЫЙ ГОД.

    Основная цель воспитания в школе: формирование личности с активной гражданской позицией, сопричастной судьбе Отечества, адаптированной к жизни общества, создание основы для физического, духовного, нравственного и интеллектуального развития; развитие способностей личности принимать обоснованные решения, нести ответственность за их реализацию в различных  областях человеческой деятельности, социальной, профессиональной, семейной, досуговой.        

Воспитательные задачи на 2012-2013 учебный год следующие:

  • Создание условий для формирования гуманистического мировоззрения, чувства ответственности перед собой и обществом;
  • создание условий  каждому ученику для  максимальной реализации его возможностей  и потребностей.
  • Создание условий для сохранения здоровья и эмоционального благополучия учащихся;
  • Совершенствование деятельности органов ученического самоуправления.
  • Совершенствование форм и методов воспитательной работы по нравственному образованию и воспитанию.
  • Изучение и внедрение новых воспитательных технологий, электронного мониторинга воспитательной работы.
  • Продолжение работы над формированием традиций школы.

На основе выдвинутых задач были сконструированы воспитательные планы и программы; планы работы методического объединения классных руководителей, классных коллективов, социального педагога, педагога-психолога.

Принципы воспитательной деятельности.

  • Принцип развития
  • Принцип открытости
  • Принцип поддержки и доверия
  • Принцип ответственности

Основные направления воспитательной работы:

- методическая работа с классными руководителями, педагогами;

- организация общешкольных КТД;

- работа с органами ученического самоуправления;

- организация взаимодействия с родителями обучающихся;

- организация взаимодействия с внешкольными организациями;

- спортивно-оздоровительная деятельность;

- трудовое воспитание и общественная деятельность;

- нравственно-правовая деятельность.

Воспитательная деятельность включает следующие формы:

  1. праздники;
  2. конкурсные программы;
  3. интеллектуально-познавательные программы;
  4. КТД;
  5. конференции, выставки;
  6. театрализованные представления;
  7. индивидуальные беседы;
  8. дискотеки;
  9. посещение выставок, музеев, экскурсионные поездки;
  10. участие в районных мероприятиях;
  11. развитие органов самоуправления;
  12. работа с классными руководителями.

В школе создается воспитательная система в соответствии с законом РФ «Об образовании», Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», программой развития МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2 города Суздаля» на период с 2012 по 2013 год.

Решение вышеперечисленных задач должно способствовать развитию воспитательной системы школы. В основе ее – совместная творческая деятельность учащихся, учителей, родителей по различным сферам:

  1. Познавательной;
  2. Организационной;
  3. В области формирования гражданско-правовой культуры;
  4. В области художественного, эстетического и нравственного воспитания;
  5. Спортивно – оздоровительной
  6. В работе с родителями

Работа строится на отборе и реализации наиболее действенных форм воспитательной работы по методике коллективной творческой деятельности (КТД). Главная заслуга данной методики в том, что КТД предполагает одновременное включение в нее большого количества участников разного возраста, разных интересов и возможностей. Практически, каждый учащийся принимает участие в различных мероприятиях, где каждый может проявить себя как личность.        

       Управление процессом воспитания строится по следующим направлениям:

  1. Совместная работа, сотрудничество школы с организациями города, желающими поддерживать с нами связь:

ЦКД  «Исток» (игровые программы, кинолекторий, встречи)

Владимиро-Суздальский музей-заповедник (лекции, экскурсии, конкурсы)

Городской выставочный центр (посещение выставок, встречи)

Школа искусств им. В. Фирсовой (занятия в кружках, музыкальные лектории)

Городская библиотека

ДЮСШ (Детская юношеская Спортивная Школа)

На базе школы проходят районные семинары, конкурсы, представления, спектакли.

Уже не первый год в школе работают органы ученического самоуправления, которые участвуют в соуправлении жизнедеятельностью коллектива нашего учебного заведения. В связи с этим определена главная задача, над которой работают классные руководители: «От управления, к соуправлению и самоуправлению».

Появляется ряд задач для реализации деятельности Совета Школы:

  1. Развитие ученического самоуправления.
  2. Руководство и контроль.
  3. Работе с детским коллективом по организации досуговой деятельности через КТД.
  4. Организация психолого-социальной службы.

Главная задача – организация досуга и развитие организаторских навыков. Для этого:

  1. выявляем интересы и потребности;
  2. определяем КТД;
  3. разрабатываем, организуем и анализируем.

В результате помогаем учащимся получить организаторские навыки, дать возможность определить свою социальную нишу.

Структура Совета школы:

  1. учащиеся 5-7 классов;
  2. учащиеся 8-11 классов;
  3. активные группы: творческая, спортивная, редакторская, трудовая, старостат.

Совет класса:

  1. староста;
  2. редколлегия;
  3. физорг;
  4. старший дежурный.

По одному человеку (представителю) от каждого класса входят в секции школьного совета.

Поскольку самоуправление предусматривает социализацию личности, то большую помощь в этом оказывает психолог школы Помещикова М.С..

В среднем и старшем звеньях проводится тренинговая работа по программе «Социально-психологический тренинг общения». В течение первой половины учебного года проводилась работа в виде индивидуальных консультаций и в небольших группах по проблемам «Я- пятиклассник», «Лестница роста», «Я-лидер». Психолог обучает говорить, слушать, отстаивать свою точку зрения, помогает в реализации принципа диалогичности, т. е. сотворчеству воспитателей и воспитанников.

В течение учебного года проводилась учеба актива школьников в соответствии с планом работы школы, отрабатывались навыки организаторов при подготовке массовых программ - «Школа лидеров»:

Учёба актива совета  по теме «Организация коллективных дел в классе» - ноябрь.

Учёба актива  «Лидер, как социальное явление» - декабрь.

Учёба актива  «Лидер и его команда» - январь

Круглый стол «Методы и формы проведения КТД» - февраль.

Учёба актива Монолита «Моя детская организация» - апрель

Участвовали в слёте союза детских объединений «Сокол» в октябре и мае, участвовали в конкурсе «Всероссийский конкурс по пожарной безопасности» (2 место), «Третий ежегодно межрегиональный открытый фестиваль социальной рекламы (неравнодушие)»

Традиционной стала форма проведения совместных планерок, на которых присутствуют классные руководители и организаторы дел: так прошли:

сентябрь – планирование работы на 1 четверть (кл. руководители + старосты)

 организация и проведение Дня здоровья (кл. руководители + физорги);

октябрь - подготовка к «Осеннему балу»  и дискотеки для старшеклассников. Игровой программы для среднего звена.

(кл. руководители +  ответственные за КТД );

декабрь- подготовка и  организация  Нового года

(кл. руководители + ответственные за КТД, школьный совет)  

январь - планирование работы на  2 полугодие  с уточнением плана работы на 3 четверть

(кл. руководители + старосты)

февраль – подготовка и проведение декады «Патриоты Отечества»

(кл. руководители + физорги, преподаватели ОБЖ );

организация и проведение  «Дня Защитника Отечества»

(кл. руководители + члены школьного совета).

Март- подготовка и проведение  праздника, посвящённый 8 Марта ,.

(кл. руководители и ответственные за КТД)

          Апрель -  подготовка и организация декады «Голубая планета»

 (кл. руководители + ответственные за КТД, преподаватели биологии)

Подготовка к празднованию Дня победы в ВОВ

(кл. руководители + ответственные за КТД +старосты + руководитель краеведческой комнаты, заместители по ВР)

Май – организация и проведение мероприятий посвященных «Дню Победы»

 (кл. руководители + ответственные за КТД +старосты)

Подготовка, организация и проведение «Последнего звонка»

(кл. руководители + ответственные за КТД +старосты)

Подготовка работы в летний период.

В течении 2012 - 2013 учебного года были проведены общешкольные мероприятия и недели, в которых большое участите в качестве помощников, принимали члены школьного совета и активов классов:

  • «День знаний»,
  • «День учителя»  
  • «День здоровья»,  
  • Месячник «Соблюдай правила дорожного              движения»»
  • «Осенние балы» (5-7 и 8-11 кл.),
  • новогодние праздники,
  • неделя «Если хочешь быть здоров» 
  • День краеведения – «Суздаль – моя малая Родина»
  • «Мисс школы»
  • Поздравительная открытка «В преддверии Нового Года»
  • День святого Валентина
  • Праздничный концерт «Господа офицеры», посвящённый 23 февраля
  • Неделя «Патриоты Отечества»
  • Нашим милым, любимым дамам посвящается – концерт - поздравление к 8 Марта,
  • Неделя «Голубая планета»
  • Акция «Весне, дорога!»
  • Праздник, посвященный Дню Победы,
  • До свидания школьные годы - праздник последнего звонка для 9 и 11 кл.,
  • Выпускные вечера в 9 и 11 классах.

        В организации и проведении мероприятий огромную помощь активу оказывали учителя: Коновалова Е.Г.,  Козлов С.Н.,  Иовлева Г.О.,  Митрофанова Н. М., Ильина Г.В. , Боброва Н.Н., Полякова Ю.А.,  Козлова Г.В.,  Ваина С.Л.,  Полякова Г.В., Балашова Е. С., Логинова Н. А., Зинякова Т.Е., Помещикова М.С., Ерофеева И.А.. Совместная работа учителей и детей позволила провести данные мероприятия достаточно успешно, а учащиеся получили дополнительные знания по организации КТД.

Постепенно складывается система соуправления (учащиеся + учителя) в классных коллективах, в школьном совете (учащиеся + заместители директора по воспитательной работе + педагог-организатор).

В области руководства и контроля ставились задачи:

  1. повышение профессионального уровня классных руководителей;
  2. оказание методической помощи в работе с классными коллективами, родителями, трудными детьми;
  3. помощь в организации коллективных творческих дел (КТД).

Работа МО классных руководителей ведется по схеме:

                                                        

                

Режим работы МО в 2012-2013 учебном году следующий:

  1. Заседание для всех классных руководителей (1 раза в четверть):
  • сентябрь - Организационное «Утверждение планов ВР. Актуализация деятельности классных руководителей в новом учебном году» 
  • анализ работы за прошедший учебный год, задачи на следующий,
  • знакомство с нормативными документами (проведено);
  • октябрь - «Вредные привычки несовершеннолетних и их предупреждение»
  • ноябрь – «Новые формы и методы работы с классом» (обмен опытом)
  • февраль – «Мой опыт работы с родителями»
  • апрель - «Трудные заботы классного руководителя»
  • май – анализ ВР за истекший учебный год, подведение итогов работы МО.

18 января 2013 года - Педагогический совет «Педагогическое руководство формированием жизненных стратегий обучающихся в воспитательной деятельности».

Выступали:

  Зинякова Т.Е. «Роль классного самоуправления в формировании жизненны стратегий младших подростков»;

Майорова И.В. «Роль внеклассных мероприятий по воспитанию доброты у учащихся начальной школы»;

Ильина Г.В., Чернышева Т.З. «Роль краеведческой работы в формировании жизненных стратегий у учащихся».

2 . Временные творческие объединения по проведению и организации КТД и другие вопросы:

 1) планерки классных руководителей и членов классных активов,

 2) подготовка творческих дел,

 3) анализ проведенных мероприятий,

4. Совещания при директоре:

  1) работа с «трудными»,

  2) психологическая служба в школе.

В школе  проводится такая форма работы с классными руководителями как собеседование по планам воспитательной работы, выявляются плюсы и минусы, обсуждается вопрос – какая и чья помощь необходима. Привлекается социальный педагог и психолог школы. Это помогает выявить трудности, направления работы классного коллектива, оказать необходимую помощь. Благодаря этому своевременно корректируется план воспитательной работы.

Классные руководители исследуют состояние и эффективность воспитательного процесса в классе, пользуясь различными методиками. Умеют анализировать воспитательную работу в классе, используя описательный, проблемный и системный анализ. В планировании деятельности классного руководителя используются современные научные разработки В.А. Караковского (общечеловеческие ценности), Н.Е. Щурковой (деятельностный подход), М.С. Кагана (планирование с учетом развития потенциалов).

С помощью методик классные руководители планируют работу с классным коллективом по различным направлениям. Совместно с психологом определили степень комфортности ученика в классном коллективе (4-е классы, 9-е классы), степени адаптации в «переходных» классах (1-а,1-б,1-в,5-а,5-б,5-в,10 классы).

Грамотно, с учетом возрастных особенностей учащихся, составлена работа классных коллективах,  что имеет свое отражение  среди ребят.

Наиболее хорошо поставлена работа в следующих классных коллективах:

5а,5б,5в – быстро адаптировались в среднем звене, часть ребят успешно принимают активное участие в жизни не только классных коллективов, но и школы.

10 класс – ребята из этого класса являются самыми активными участниками общешкольных мероприятий и КТД.

5а, 10 класс – на высоком уровне развито саомупраление и соуправление классного актива;

5б – главное в работе – экологическая воспитание, многие дети посещают кружки данного направления, проводится определенная работа в классном коллективе, участвуют в районных смотрах экологической работы.

5в,6а,6б,6в классы – в классах грамотно и обдуманно проводится работа с родителями учащихся по вопросам воспитания

9-б класс – классный руководитель обеспечивает тесную связь с семьей, вовлекает родителей в общественную жизнь школы.

10  класс – с уверенностью можно сказать, что учащиеся в этом учебном году вышли на новый уровень развития коллектива, как самостоятельной, целостной единицы, способной к самоуправлению и регулированию ровных социальных взаимодействий

Классные руководители своевременно информировались о текущей воспитательной работе. Информирование обеспечивалось через текущие планерки, стенд «В помощь классному руководителю», «Пресс-центр», «Живая лента событий в школьной жизни» на школьном сайте и в сообществе учеников школы VKontakte

Важным звеном в системе работы является знакомство с нормативными документами, поэтому первая четверть поводилась под девизом «Организационная», которая предусматривала работу с Уставом школы (права и обязанности учащихся – классные собрания; права и обязанности родителей – родительские собрания, права и обязанности участников образовательного процесса – учителей), Законом об образовании, должностными обязанностями – учителя, классные руководители, знакомство с положением о дежурстве по школе, правилами поведения учащихся.

Контроль и руководство – процесс двуединый, т.е. контроль – это не поймать за руку и наказать. Это, в первую очередь, оказание помощи классному руководителю в осуществлении воспитательных функций. Поэтому, в основном, в прошедшем учебном году, проводилась индивидуальная работа по коррекции планов (1-5  классы), консультации по работе с родителями и «трудными» учащимися (9б, 6в, 6а классы), педагогическая диагностика в работе классного руководителя (5а,5б, 5в, 7б,  классов).

Традиционно каждая четверть проходит под своим девизом, и в рамках каждого КТД проводились различные мероприятия.

1-ая четверть – организационная – выборы  школьного и классного активов, работа с нормативными документами, родительские собрания, планирование работы, участие в районных конкурсах учебно-опытных участков.

2-ая четверть – «В страну знаний» - организация и проведение школьных олимпиад, участие в областном конкурсе исследовательских работ «Отечество», конкурсах стенной печати.

3-ья четверть – «Я чту Отечество своё» – неделя «Патриоты Отечества»; литературная неделя в её рамках литературная викторина; конкурсы творческих работ по военно-патриотической тематике, конкурсы.

4-ая четверть – традиционная – недели «В здоровом теле – здоровый дух», «Голубая планета», «Вахта памяти», праздник «Последнего звонка».

В течение 2012-2013 учебного года школа участвовала в районных и городских конкурсах:

  • Лучшая общеобразовательная школа года по организации профилактики ДДТТ;
  • Лучшая школа свободная от ПАВ;
  • Конкурс воспитательных систем ОУ;
  • Городской КВН;
  • «а ну-ка, парни!»;
  • «а ну-ка, девушки!»;
  • Молодежная конференция «Молодежь за здоровый образ жизни»;
  • Городская акция «Свеча памяти»;
  • Районные соревнования по плаванию (Н-Посад);
  • Городская акция «Весне, дорога!»;
  • Районный конкурс «Подросток»;
  • Районная спартакиада школьников по: шахматам, лыжным гонкам, баскетболу, лёгкой атлетике, в «Шиповке юных», кроссе,  призовые места;
  • В районном конкурсе экологической работы.
  • Конкурс творческих работ учащихся по противопожарной  тематике;
  • Районный конкурс знатоков Отечественной истории;
  • Городском музыкальном конкурсе песни военных лет. 1  место;
  • В вахте памяти;
  • Слёт союза детских объединений «Сокол»

Каждый год в феврале проводится игровая программа «Патриоты Отечества» для учащихся 5-11 классов, в которую входят: день стрелка, ГО, разборка автомата,  «боевых» листков.

В школе составлены программы по отдельным направлениям работы, с учетом этих программ ведется воспитательная работа: программа «Здоровье», «Юный патриот», работа (план) краеведческой комнаты.

Итоги работы классов (участие в общешкольных конкурсах) оглашаются в конце каждой четверти на общешкольных собраниях для 5-7 классов и 8-11 классов. На этих собраниях награждаются классы-победители и учащиеся-победители в отдельных конкурсах.

По итогам года грамотами отмечены лучшие классные коллективы:

1а, 2б, 3а, 3б, 4а, 4в, 5а, 8а, 8б, 10, 11.

В школе создан и действует совет профилактики в состав, которого входят: администрация школы, социальный педагог, педагог-психолог, медицинский работник, представитель отдела внутренних дел. Основными задачами деятельности совета профилактики являются: выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности несовершеннолетних, совершению ими преступлений, правонарушений; обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних; выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в преступную или антиобщественную деятельность.

Заседание совета профилактик проходили по плану:

                I ч. – начало октября;

                II ч. – ноябрь

                  III ч. – февраль

                  IV ч. - май

                

Рассматриваются персональные дела, приглашаются классные руководители и родители или лица их заменяющие; учащихся информируют о постановке на внутришкольный контроль, о снятии с учета, при отрицательном результате – продление индивидуальной профилактики, либо ходатайстве перед комиссией по делам несовершеннолетних о принятии административных мер. Совет профилактики работает во взаимодействии с педагогом-психологом школы и классным руководителем, и родителями.

Кроме того, вместе с классным руководителем, совет профилактики пытается вовлечь учащихся, состоящих на внутриклассном контроле в объединения дополнительного образования, в летнюю оздоровительную компанию, трудовые объединения.

Проблемные вопросы выносятся на обсуждение педагогического совета, МО классных руководителей.

Анализ и изучение классных коллективов показывает, что деятельность большинства классных коллективов направлена на реализацию общешкольных и социально значимых задач и перспектив. Уровень развития общественного мнения соответствует возрастным особенностям ребят, большинство которых приходят к правильному решению вопросов, справедливые и разумные требования предъявляются и принимаются большинством учащихся, многие активы классов умеют распределить между собой работу, стремятся к общению в свободное время.

Но вместе с тем есть слабые места и проблемы:

  1. Не все учащиеся активно включены в жизнедеятельность ученического коллектива, не у всех находится дело по интересу.
  2. Вызывает  тревогу коллектив  8-в класса, где проявляются признаки регрессии и расслоения коллектива на группы.
  3. Слабое самоуправление, нет стабильного актива (кроме 10, 11 классов).
  4. В поведении части коллектива наблюдаются факты невоспитанности и бестактности (выход из зала во время концерта, нарушение дисциплины).
  5. Слаба связь классных коллективов и родителей.
  6. Не все классные руководители готовы к применению новых форм работы с классом, с родителями. Не всегда активно включаются в общешкольные мероприятия.

        

Оценка воспитанности учащихся в целом удовлетворительная.

При собеседовании с членами школьного совета и активами классов выявлено вполне благоприятное отношение к проводимым в школе мероприятиям. Но вместе с тем, организаторами дел в основном являются активы классов и классный руководитель, невысок процент учащихся-организаторов школьных мероприятий. Уровень деловых качеств классных коллективов 5-6 классов – ответственности, организованности, коллективизма, открытости – оценен самокритично.

Уровень удовлетворенности учащимися жизнедеятельностью школы и класса среди 8 - 11 классов достаточно высокий. Прослеживается картина позитивного социального развития выпускников (доброжелательность, умение отстоять и обосновать свою точку зрения, благодарность школе, учителям, бережное отношение к результатам своего труда).  

При планировании работы на 2013-2014 учебный год учесть слабые места и проблемы предыдущего года и обратить внимание на следующее

В области руководства и контроля:

  • Вывести электронный мониторинг воспитательной работы школы и классных коллективов на открытый уровень.
  • Проводить его регулярно в декабре и мае.
  • Проводить дни открытых дверей (открытые внеклассные мероприятия).
  • 2 раза в год проводить собеседование с классными руководителями по выполнению планов воспитательной работы.
  • Систематизировать заседание школьных МО классных руководителей.

В  работе с детским коллективом:

  • повысить ответственность за организаторскую деятельность;
  • продолжить планирование через КТД;
  • 2 раза в год проводить анкетирование учащихся по вопросам воспитательной работы;
  • продолжить проект – «Общее дело» и вывести его на сетевой уровень.
  • совместно с советом школы и активами классов планировать, проводить и анализировать все мероприятия и отражать результаты работы в электронном вестнике в сетевом сообществе школы;
  • взять под контроль работу с «трудными» детьми;
  • взять под контроль дежурство по школе,
  • при планировании работы учесть предложения и пожелания классных коллективов, рекомендации управления образования,
  • разработать и провести школьные мероприятия за пределами территории школы (общешкольные походы, зарницы, активные городские игры)

При работе с социальным педагогом и психологом:

Поручить разработать социальному педагогу школы программу «Взаимодействие семьи и школы» и спланировать работу по этой программе  с целью профилактики правонарушений и в рамках работы с  «трудными» детьми.

Поручить психологу-организатору  разработать мероприятия для привлечения и повышения активности участия в районных и городских мероприятиях членов школьного объединения «Монолит».

Зам. директора по ВР

Гордеева М.Е.

Мохначева Е.И.