диагностика
тест по теме
Предлагаются некоторые анкеты для оценки готовности педагогов к введению ФГОС второго поколения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diagnostika_gotovnosti_pedagogov_k_vvedeniyu_fgos_novogo_pokoleniya.zip | 27.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Критерии готовности педагогов к введению ФГОС
Обеспечение готовности педагогов к реализации ФГОС – приоритетное направление любого образовательного учреждения и необходимое условие эффективности образовательного процесса.
Имеет место ряд трудностей, препятствующих эффективности процесса введения ФГОС. Эти трудности не всегда и не в полной мере осознаются педагогами, включившимися в процесс реализации стандарта, формирования УУД. Диагностика (самодиагностика) позволяет педагогам увидеть уровень собственной готовности на основании определённых критериев, предполагающих показатели, свидетельствующие о том или ином уровне. Кроме того, диагностику можно рассматривать, как сильный мотивирующий фактор для саморазвития педагогов.
Можно предположить, что педагоги не всегда объективно оценивают свою готовность к реализации нового стандарта, ссылаясь на многолетний опыт и успешность в решении профессиональных задач. Стоит рассматривать уровень когнитивной готовности педагогов, т.к. часто педагоги поверхностно знакомы с содержанием стандарта, новыми нормативными документами. Часто педагоги предпочитают работу по уже сложившемуся стереотипу, используя освоенные стратегии деятельности, не видя для себя преимуществ в работе по- новому. Мотивация либо не высока, либо отсутствует вовсе. Педагоги упорно избегают новых форм деятельности, взаимодействия с детьми, считая, что ничего менять нет необходимости, не обладая знаниями, позволяющими осуществить отбор учебного материала с точки зрения наличия в нём инструментов для формирования УУД. Встречается так же, мягко говоря, неадекватная самооценка педагогов по причине недостаточного уровня развития у них рефлексивных навыков. Не всегда педагог готов изменить свою позицию относительно ребёнка с источника знаний «над» на консультанта, сотрудника «рядом»., демократичность, партнёрство и толерантность. Это указывает на личностную готовность к иной психологии отношений с обучающимися.
На основании этого мы можем выделить следующие критерии готовности педагога
к введению ФГОС: Личностный, мотивационный, когнитивный и технологический.
Личностный критерий
Показатели
1.Умение выстраивать субъект-субъектные отношения с детьми
2.Демократический (на-равных) стиль общения с детьми
3. Учёт личностных индивидуальных особенностей и возможностей ребёнка
4. Толерантность
5. Умение работать в команде
6. Знание принципов и правил эффективного взаимодействия.
Мотивационный критерий
Показатели
1.Понимание значения перехода на новые стандарты для современного образования и для отдельно взятого ребёнка
2. Сознательная активность в различных мероприятиях, связанных с переходом на новые стандарты
3. Самостоятельность в постановке и решении педагогических проблем
3. Настойчивость в преодолении трудностей
4. Познавательная активность, продиктованная необходимостью перехода на новые стандарты обучения. Целенаправленное саморазвитие исамообразование.
Когнитивный критерий
Показатели
1. Знание роли и значения введения ФГОС в школе.
2. Знание основных документов, связанных с введением ФГОС
3. Знание особенностей технологии деятельностного подхода в образовании.
4. Знание структуры учебной деятельности
5. Знание роли педагога в процессе введения и реализации ФГОС.
6. Знание возрастных психологических особенностей детей
7. Умение пользоваться диагностическим инструментарием.
8. Умение анализировать результаты диагностики.
Технологический аспект
Показатели
1. Умение провести отбор учебного материала с позиции нём:
- элементов воспитывающего ценностно-смыслового характера
- элементов развивающего характера
-нахождения противоречий
- возможности организовать учебное исследование
- вариативности
2. Умение работать над выявлением и формированием компонентов учебной деятельности:
- целеполагания
- контроля и оценки
- учебного интереса
- содержательной рефлексии
3. Умение организовать учебное исследование.
4. Умение организовать проектную деятельность обучающихся.
5. Умение предоставить самостоятельность обучающимся.
6. Умение использовать различные формы организации учебной деятельности обучающихся (групповая, парная, индивидуальная и т.д.)
7. Умение работать с ошибками учеников.
8. умение предоставлять свободу в выборе обучающимся (выбор уровня задания, формы работы, критериев оценки и т.д.)
9. Умение включать обучающихся в учебный диалог и поддерживать их вербальную активность.
10. Умение поощрять поисковую и познавательную активность обучающихся.
Используя данные критерии, можно провести диагностику на уровне самоанализа ( учителя сами анализируют свою готовность) и анализа экспертов (завучей).
По средствам самооценивания можно достаточно чётко определить уровень когнитивной и мотивационной готовности педагогов к реализации ФГОС.
Сравнивая ответы педагогов и экспертов можно оценить уровень рефлексивных навыков педагогов и адекватность их самооценки.
Анкеты-опросники для педагогов целесообразно разработать с учётом того или иного критерия, что позволит определить готовность по тому или иному критерию.
Например: соответствие педагога 5 показателям когнитивного критерия свидетельствует о высоком уровне когнитивной готовности к реализации ФГОС. Уровень адекватности самооценки педагога определяется совпадением отметок учителя и эксперта.
Анкета
для выявления готовности педагогов
к переходу на ФГОС НОО
Уважаемый педагог! Просим вас ответить на вопросы анкеты, ввиду перехода нашего образовательного учреждения на ФГОС нового поколения. Внимательно прочтите и честно ответьте на вопросы, Ваше мнение важно для регулирования деятельности нашего образовательного учреждения.
Ф.И.О. _________________________________________________________
(возможно анонимное обследование)
1. Считаете ли Вы, что введение ФГОС положительно скажется на развитии и образовательных результатах обучающихся?
А) да
Б) нет
В) затрудняюсь ответить
2. Считаете ли Вы, что введение ФГОС положительно скажется на материально-технических , финансовых и иных условиях реализации образовательных программ в образовательном учреждении. ?
А) да
Б) нет
В) затрудняюсь ответить
- Как Вы считаете, какие основные положительные изменения произойдут в школе в связи с введением ФГОС?
- Сформулируйте основные отличия ФГОС (стандарт 2-го покаления) от федерального компонента стандарта общего образования (стандарт 1-го покаления).
- Перечислите основные требования к рабочим программам учебных предметов (курсов).
- Как бы вы определили роль участников образовательного процесса при переходе на новые стандарты?
- По вашему мнению, в чём состоит готовность педагогов к переходу на новые стандарты?
8. Готовы ли Вы лично к введению ФГОС?
А) да
Б) нет
В) затрудняюсь ответить
- Какие педагогические затруднения, связанные с введением ФГОС, вы испытываете.
- Какую помощь по преодолению этих затруднений Вы хотели бы получить?
- На Ваш взгляд, готово ли ваше ОУ к переходу на новые стандарты?
А) да
Б) нет
В) затрудняюсь ответить
Анкета
для выявления готовности педагогов
к переходу на ФГОС НОО
Уважаемый педагог! Просим вас ответить на вопросы анкеты, ввиду перехода нашего образовательного учреждения на ФГОС нового поколения. Внимательно прочтите и честно ответьте на вопросы, Ваше мнение важно для регулирования деятельности нашего образовательного учреждения.
Ф.И.О. _________________________________________________________
(возможно анонимное обследование)
- Достаточно ли Вы осведомлены о том , чем отличаются стандарты нового поколения от предыдущих стандартов?
А) да
Б) нет
В) отчасти
Д) затрудняюсь ответить
- В достаточной ли степени Вы ознакомлены с нормативно-правовой документацией по этому направлению?
А) да
Б) нет
В) отчасти
Д) затрудняюсь ответить
- Владеете ли Вы умениями осуществлять системно-деятельностный подход в обучении?
А) да
Б) нет
В) отчасти
Д) затрудняюсь ответить
- Испытываете ли Вы затруднения в овладении методологией организации самостоятельной творческой деятельности обучающихся?
А) да
Б) нет
В) отчасти
Д) затрудняюсь ответить
- Способны ли Вы аккумулировать и использовать опыт творческой деятельности других учителей?
А) да
Б) нет
В) отчасти
Д) затрудняюсь ответить
- Имеете ли Вы необходимость в повышении своего профессионального уровня в условиях перехода на ФГОС, имея частные затруднения?
А) да
Б) нет
В) отчасти
Д) затрудняюсь ответить
- Испытываете ли вы затруднения в составлении рабочих программ?
А) да
Б) нет
В) отчасти
Д) затрудняюсь ответить
- Способны ли Вы отказаться от стереотипов, преодолеть инерцию мышления, использовать вариативность в педагогической деятельности?
А) да
Б) нет
В) отчасти
Д) затрудняюсь ответить
- Испытываете ли вы проблемы с выбором методов обучения и умением сочетать методы, средства и формы обучения, которые успешно использовали Вами ранее с эффективными, на ваш взгляд, для формирования УУД?
А) да
Б) нет
В) отчасти
Д) затрудняюсь ответить
- Считаете ли Вы себя в достаточной степени творческой личностью?
А) да
Б) нет
В) отчасти
Д) затрудняюсь ответить
- Чувствуете ли Вы в себе решительность и уверенность в том, чтоизменив свою позицию относительно обучающихся, преодолеете трудности при переходе на стандарты нового покаления?
А) да
Б) нет
В) отчасти
Д) затрудняюсь ответить
- Если говорить о сформированности УУД у Вас лично они сформированы?
А) да
Б) нет
В) отчасти
Д) затрудняюсь ответить
13. Свойственны ли Вам качества, необходимыми для работы в группе:
Конструктивное слушание или эффективная «обратная связь». (доброжелательность, демонстрация заинтересованности, уточнения, вопросы, обобщения, подитоживание и т.д.)
Аргументация. (приведение веских аргументов двух-трёх, чётко, коротко, обоснованно)
«Внутренний регламент»
Соблюдение правил и принципов построения эффективных коммуникаций.
А) да
Б) нет
В) отчасти
Д) затрудняюсь ответить
14. Соблюдаю ли Вы правила и принципы построения эффективных коммуникаций во взаимодействии с детьми.
*Ясность изложения…нельзя приступать к сообщению идеи, если она не понятна самому себе.
* Правило постоянной готовности к непониманию… готовность дать дополнительные разъяснения.
* Правило конкретности… нежелательны двусмысленные, неопределённые выражения и слова, незнакомые и узкоспециальные термины.
* Правило контроля за невербальными сигналами… мимика, жесты, интонация, позы.
* Правило адресата…формулирование своей идеи на языке собеседника, учёт его жизненного и профессионального опыта и т.д.
* Правило «собственной неправоты»… принятие того, что личная точка зрения может быть неправильной.
* Правило открытости… готовность к пересмотру своей точки зрения под влиянием вновь открывшихся обстоятельств, способность принимать точку зрения собеседника.
А) да
Б) нет
В) отчасти
Д) затрудняюсь ответить
Ключ:
Признаки команды, обеспечивающие её высокую функциональность и эффективность.
- члены мотивированы, инициативны, энергичны
- неформальная раскрепощённая атмосфера
- задача понята и принимается
- члены прислушиваются друг к другу
- высока степень взаимозависимости
- в обсуждении задач участвуют все члены
- конфликты и разногласия присутствуют, но выражаются и центрируются вокруг идей и мотивов, а не личностей
- позиция лидерства выражается в активизации группового взаимодействия и сотрудничестве, а не в продвижении собственных идей и самодемонстрации.
Эффективность взаимодействия зависит от организации совместной деятельности:
- Каждый участник делает свою часть общей работы независимо от других – «совместно-индивидуальная деятельность»
- Общая задача выполняется последовательно каждым участником – «совместно-последовательная деятельность»
- Одновременное взаимодействие каждого участника со всеми остальными – «совместно-взаимодействующая деятельность» (спортивные команды, конструкторское бюро)
- взаимодействие, связанное с позитивными эмоциями (солидарность, снятие напряжения, согласие, взаимоодобрение, поддержка).
- взаимодействие, связанное с негативными эмоциями (несогласие, создание напряжённости, высокомерие, демонстрация антагонизма)
- взаимодействие в сфере постановки проблемы (просьба об информации, просьба высказать мнение, просьба об указании)
- взаимодействие в решении проблемы (предложение, указание, мнение, ориентация других, признание собственной неправоты)
Показатели:
- Конструктивное слушание или эффективная «обратная связь». (доброжелательность, демонстрация заинтересованности, уточнения, вопросы, обобщения, подитоживание и т.д.)
- Аргументация. (приведение веских аргументов двух-трёх, чётко, коротко, обоснованно)
- «Внутренний регламент»
- Соблюдение правил и принципов построения эффективных коммуникаций.
*Ясность изложения…нельзя приступать к сообщению идеи, если она не понятна самому себе.
* Правило постоянной готовности к непониманию… готовность дать дополнительные разъяснения.
* Правило конкретности… нежелательны двусмысленные, неопределённые выражения и слова, незнакомые и узкоспециальные термины.
* Правило контроля за невербальными сигналами… мимика, жесты, интонация, позы.
* Правило адресата…формулирование своей идеи на языке собеседника, учёт его жизненного и профессионального опыта и т.д.
* Правило «собственной неправоты»… принятие того, что личная точка зрения может быть неправильной.
* Правило открытости… готовность к пересмотру своей точки зрения под влиянием вновь открывшихся обстоятельств, способность принимать точку зрения собеседника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностика одарённости
Материал для педагогов для диагностики одарённости...
Актуальные направления диагностико-консультативной и коррекционно-развивающей работы учителей-дефектологов Центра диагностики и консультирования Санкт-Петербурга
В данной презентации изложены основные направления и содержание диагностико-консультативной и коррекционно-развивающей деятельности сотрудников кабинета специальной педагогичекой диагн...
Психолого-педагогическое сопровождение и диагностика обучающихся как факторы саморазвития и самоопределения личности по программе-инициативе «Наша новая школа» «По проведению комплексной диагностики психофизического и социально-личностного развития
В последнее время в системе образования России усилиями учёных и практиков сложилась особая культура поддержки и помощи ребёнку в учебно-воспитательном процессе – психолого-педагогическое сопровождени...
Диагностика специальных способностей ребенка, принимаемого в хореографический коллектив. Диагностика формирования знаний и умений учащихся по теме ПДД.
Правильный отбор детей для обучения танцу и успешное решение задач учебно-воспитательной работы возможны только при тщательном изучении их анатомо-физиологических и психологических особенностей....
Результаты диагностики уровня сформированности гражданско-патриотических качеств у студентов техникума, на основании исследования отношения студентов 1 курса техникума к патриотическим ценностям по модифицированной методике диагностики личностного рос
Презентация для выступления "Особенности диагностики уровня сформированности гражданско-патриотических качеств у студентов техникума"...
Диагностика творческих способностей обучающихся (Е.П. Ильин) и диагностика мотивации учебной деятельности Н.Г. Лускановой
Диагностика творческих способностей обучающихся (Е.П. Ильин) и диагностика мотивации учебной деятельности Н.Г. Лускановой...
Диагностика: Способ скриннинговой диагностики компьютерной зависимости
Выявление уровня компьютерной (телефонной) зависимости у подростков...