диагностика
тест по теме

Клейменова Любовь Алексеевна

Предлагаются некоторые анкеты  для оценки готовности педагогов к введению ФГОС  второго поколения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Критерии готовности педагогов к введению ФГОС

Обеспечение готовности педагогов к реализации ФГОС – приоритетное направление любого образовательного учреждения и необходимое условие эффективности образовательного процесса.

Имеет место ряд трудностей, препятствующих эффективности процесса введения ФГОС. Эти трудности не всегда и не в полной мере осознаются педагогами, включившимися в процесс реализации стандарта, формирования УУД. Диагностика (самодиагностика) позволяет педагогам увидеть уровень собственной готовности на основании определённых критериев, предполагающих показатели, свидетельствующие о том или ином уровне. Кроме того, диагностику можно рассматривать, как сильный мотивирующий фактор для саморазвития педагогов.

Можно предположить, что педагоги не всегда объективно оценивают свою готовность  к реализации нового стандарта, ссылаясь на многолетний опыт и успешность в решении профессиональных задач. Стоит рассматривать уровень когнитивной готовности педагогов, т.к. часто педагоги поверхностно знакомы с содержанием стандарта, новыми нормативными документами. Часто педагоги предпочитают работу по уже сложившемуся стереотипу, используя освоенные стратегии деятельности, не видя для себя преимуществ в работе по- новому. Мотивация  либо не высока, либо отсутствует вовсе. Педагоги упорно избегают новых форм деятельности, взаимодействия с детьми, считая, что ничего менять нет необходимости, не обладая знаниями, позволяющими осуществить отбор учебного материала с точки зрения наличия в нём инструментов для формирования УУД.  Встречается так же, мягко говоря, неадекватная самооценка педагогов по причине недостаточного уровня развития у них рефлексивных навыков.  Не всегда педагог готов изменить свою позицию относительно ребёнка с источника знаний «над» на консультанта, сотрудника «рядом»., демократичность, партнёрство и толерантность. Это указывает на личностную готовность к иной психологии отношений с обучающимися.

На основании этого мы можем выделить следующие критерии готовности педагога

к введению ФГОС: Личностный,  мотивационный, когнитивный и технологический.

Личностный критерий

Показатели

1.Умение выстраивать субъект-субъектные отношения с детьми

2.Демократический (на-равных) стиль общения с детьми

3. Учёт личностных индивидуальных особенностей и возможностей ребёнка

4. Толерантность

5. Умение работать в команде

6. Знание принципов и правил эффективного взаимодействия.

Мотивационный критерий

Показатели

1.Понимание значения перехода на новые стандарты для современного образования и для отдельно взятого ребёнка

2. Сознательная активность в различных мероприятиях, связанных с переходом на новые стандарты

3. Самостоятельность в постановке и решении педагогических проблем

3. Настойчивость в преодолении трудностей

4. Познавательная активность, продиктованная необходимостью перехода на новые стандарты обучения. Целенаправленное саморазвитие исамообразование.

Когнитивный критерий

Показатели

1. Знание роли и значения введения ФГОС в школе.

2. Знание основных документов, связанных с введением ФГОС

3. Знание особенностей технологии деятельностного подхода в образовании.

4. Знание структуры учебной деятельности

5. Знание роли педагога в процессе введения и реализации ФГОС.

6. Знание возрастных психологических особенностей детей

7. Умение пользоваться диагностическим инструментарием.

8. Умение анализировать результаты диагностики.

Технологический аспект

Показатели

1. Умение провести отбор учебного материала с позиции нём:

- элементов воспитывающего ценностно-смыслового характера

- элементов развивающего характера

-нахождения противоречий

- возможности организовать учебное исследование

- вариативности

2. Умение работать над выявлением и формированием компонентов учебной деятельности:

- целеполагания

- контроля и оценки

- учебного интереса

- содержательной рефлексии

3. Умение организовать учебное исследование.

4. Умение организовать проектную деятельность обучающихся.

5. Умение предоставить самостоятельность обучающимся.

6. Умение использовать различные формы организации учебной деятельности обучающихся (групповая, парная, индивидуальная и т.д.)

7. Умение работать с ошибками учеников.

8. умение предоставлять свободу в выборе обучающимся (выбор уровня задания, формы работы, критериев оценки и т.д.)

9. Умение включать обучающихся в учебный диалог и поддерживать их вербальную активность.

10. Умение поощрять поисковую и познавательную активность обучающихся.

Используя данные критерии, можно провести диагностику на уровне самоанализа ( учителя сами анализируют  свою готовность) и анализа экспертов (завучей).

По средствам самооценивания можно достаточно чётко определить уровень когнитивной и мотивационной готовности педагогов к реализации ФГОС.

Сравнивая ответы педагогов и экспертов можно оценить уровень рефлексивных навыков педагогов и адекватность их самооценки.

Анкеты-опросники для педагогов целесообразно разработать с учётом того или иного критерия, что позволит определить готовность по тому или иному критерию.

Например: соответствие педагога 5 показателям когнитивного критерия свидетельствует о высоком уровне когнитивной готовности к реализации ФГОС. Уровень адекватности самооценки педагога определяется совпадением отметок учителя и эксперта.

                                                 Анкета

                                        для выявления готовности педагогов

                                                 к переходу на ФГОС НОО

Уважаемый педагог! Просим вас ответить на вопросы анкеты, ввиду перехода нашего образовательного учреждения на ФГОС нового поколения. Внимательно прочтите и честно ответьте на вопросы, Ваше мнение важно для регулирования деятельности нашего образовательного учреждения.

Ф.И.О. _________________________________________________________

(возможно анонимное обследование)

1. Считаете ли Вы, что введение ФГОС положительно скажется на развитии и образовательных результатах обучающихся?

А) да

Б) нет

В) затрудняюсь ответить

2. Считаете ли Вы, что введение ФГОС положительно скажется на материально-технических , финансовых и иных условиях реализации образовательных программ в образовательном учреждении. ? 

А) да

Б) нет

В) затрудняюсь ответить

  1. Как Вы считаете, какие основные положительные изменения произойдут в школе в связи с введением ФГОС?
  2. Сформулируйте основные отличия ФГОС (стандарт 2-го покаления) от федерального компонента стандарта общего образования (стандарт 1-го покаления).
  3. Перечислите основные требования к рабочим программам учебных предметов (курсов).
  4. Как бы вы определили роль участников образовательного процесса при переходе на новые стандарты?
  5. По вашему мнению, в чём состоит готовность педагогов к переходу на новые стандарты?

8. Готовы ли Вы лично к введению ФГОС?

А) да

Б) нет

В) затрудняюсь ответить

  1. Какие педагогические затруднения, связанные с введением ФГОС, вы испытываете.
  2. Какую помощь по преодолению этих затруднений Вы хотели бы получить?
  3. На Ваш взгляд, готово ли ваше ОУ к переходу на новые стандарты?

А) да

Б) нет

В) затрудняюсь ответить

                                                 Анкета

                                        для выявления готовности педагогов

                                                 к переходу на ФГОС НОО

Уважаемый педагог! Просим вас ответить на вопросы анкеты, ввиду перехода нашего образовательного учреждения на ФГОС нового поколения. Внимательно прочтите и честно ответьте на вопросы, Ваше мнение важно для регулирования деятельности нашего образовательного учреждения.

Ф.И.О. _________________________________________________________

(возможно анонимное обследование)

  1. Достаточно ли Вы осведомлены о том , чем отличаются стандарты нового поколения от предыдущих стандартов?

А) да

Б) нет

В) отчасти

Д) затрудняюсь ответить

  1. В достаточной ли степени Вы ознакомлены с нормативно-правовой документацией по этому направлению?

А) да

Б) нет

В) отчасти

               Д) затрудняюсь ответить

  1. Владеете ли Вы умениями осуществлять системно-деятельностный подход в обучении?

А) да

Б) нет

В) отчасти

               Д) затрудняюсь ответить

  1. Испытываете ли Вы затруднения в овладении методологией организации самостоятельной творческой деятельности обучающихся?

А) да

Б) нет

В) отчасти

               Д) затрудняюсь ответить

  1. Способны ли Вы аккумулировать и использовать опыт творческой деятельности других учителей?

А) да

Б) нет

В) отчасти

               Д) затрудняюсь ответить

  1. Имеете ли Вы необходимость в повышении своего профессионального уровня в условиях перехода на ФГОС, имея частные затруднения?

А) да

Б) нет

В) отчасти

               Д) затрудняюсь ответить

  1. Испытываете ли вы затруднения в составлении рабочих программ?

А) да

Б) нет

В) отчасти

               Д) затрудняюсь ответить

  1. Способны ли Вы отказаться от стереотипов, преодолеть инерцию мышления, использовать вариативность в педагогической деятельности?

А) да

Б) нет

В) отчасти

               Д) затрудняюсь ответить

  1. Испытываете ли вы проблемы с выбором методов обучения и умением сочетать методы, средства и формы обучения, которые успешно использовали Вами ранее с эффективными, на ваш взгляд, для формирования УУД?

А) да

Б) нет

В) отчасти

               Д) затрудняюсь ответить

  1. Считаете ли Вы себя в достаточной степени творческой личностью?

А) да

Б) нет

В) отчасти

               Д) затрудняюсь ответить

  1. Чувствуете  ли Вы в себе решительность и уверенность в том, чтоизменив свою позицию относительно обучающихся,  преодолеете трудности при переходе на стандарты нового покаления?

 А) да

Б) нет

В) отчасти

               Д) затрудняюсь ответить

  1.  Если говорить о сформированности УУД у Вас лично они сформированы?

А) да

Б) нет

В) отчасти

               Д) затрудняюсь ответить

              13. Свойственны ли Вам качества, необходимыми для работы в группе:

Конструктивное слушание или эффективная «обратная связь». (доброжелательность, демонстрация заинтересованности, уточнения, вопросы, обобщения, подитоживание и т.д.)

Аргументация. (приведение веских аргументов двух-трёх, чётко, коротко, обоснованно)

«Внутренний регламент»  

Соблюдение правил и принципов построения эффективных коммуникаций.

А) да

Б) нет

В) отчасти

               Д) затрудняюсь ответить

                     14. Соблюдаю ли Вы правила и принципы построения эффективных коммуникаций во взаимодействии с детьми.

*Ясность изложения…нельзя приступать к сообщению идеи, если она не понятна самому себе.

* Правило постоянной готовности к непониманию… готовность дать дополнительные разъяснения.

* Правило конкретности… нежелательны двусмысленные, неопределённые выражения и слова, незнакомые и узкоспециальные термины.

* Правило контроля за невербальными сигналами… мимика, жесты, интонация, позы.

* Правило адресата…формулирование своей идеи на языке собеседника, учёт его жизненного и профессионального опыта и т.д.

* Правило «собственной неправоты»… принятие того, что личная точка зрения может быть неправильной.

* Правило открытости… готовность к пересмотру своей точки зрения под влиянием вновь открывшихся обстоятельств, способность принимать точку зрения собеседника.

А) да

Б) нет

В) отчасти

               Д) затрудняюсь ответить

Ключ:

   Признаки  команды, обеспечивающие её высокую функциональность и эффективность.

- члены мотивированы, инициативны, энергичны

- неформальная раскрепощённая атмосфера

- задача понята и принимается

- члены прислушиваются друг к другу

- высока степень взаимозависимости

- в обсуждении задач участвуют все члены

- конфликты и разногласия присутствуют, но выражаются и центрируются вокруг идей и мотивов, а не личностей

- позиция лидерства выражается в активизации группового взаимодействия и сотрудничестве, а не в продвижении собственных идей и самодемонстрации.

Эффективность взаимодействия зависит от организации совместной деятельности:

  1. Каждый участник делает свою часть общей работы независимо от других – «совместно-индивидуальная деятельность»
  2. Общая задача выполняется последовательно каждым участником – «совместно-последовательная деятельность»
  3. Одновременное взаимодействие каждого участника со всеми остальными – «совместно-взаимодействующая деятельность» (спортивные команды, конструкторское бюро)

  • взаимодействие, связанное с позитивными эмоциями (солидарность, снятие напряжения, согласие, взаимоодобрение, поддержка).
  • взаимодействие, связанное с негативными эмоциями (несогласие, создание напряжённости, высокомерие, демонстрация антагонизма)
  • взаимодействие в сфере постановки проблемы (просьба об информации, просьба высказать мнение, просьба об указании)
  • взаимодействие в решении проблемы (предложение, указание, мнение, ориентация других, признание собственной неправоты)

Показатели:

  1. Конструктивное слушание или эффективная «обратная связь». (доброжелательность, демонстрация заинтересованности, уточнения, вопросы, обобщения, подитоживание и т.д.)
  2. Аргументация. (приведение веских аргументов двух-трёх, чётко, коротко, обоснованно)
  3. «Внутренний регламент»  
  4. Соблюдение правил и принципов построения эффективных коммуникаций.

*Ясность изложения…нельзя приступать к сообщению идеи, если она не понятна самому себе.

* Правило постоянной готовности к непониманию… готовность дать дополнительные разъяснения.

* Правило конкретности… нежелательны двусмысленные, неопределённые выражения и слова, незнакомые и узкоспециальные термины.

* Правило контроля за невербальными сигналами… мимика, жесты, интонация, позы.

* Правило адресата…формулирование своей идеи на языке собеседника, учёт его жизненного и профессионального опыта и т.д.

* Правило «собственной неправоты»… принятие того, что личная точка зрения может быть неправильной.

* Правило открытости… готовность к пересмотру своей точки зрения под влиянием вновь открывшихся обстоятельств, способность принимать точку зрения собеседника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Актуальные направления диагностико-консультативной и коррекционно-развивающей работы учителей-дефектологов Центра диагностики и консультирования Санкт-Петербурга

В данной презентации изложены основные направления  и содержание диагностико-консультативной и коррекционно-развивающей деятельности сотрудников кабинета специальной педагогичекой диагн...

Психолого-педагогическое сопровождение и диагностика обучающихся как факторы саморазвития и самоопределения личности по программе-инициативе «Наша новая школа» «По проведению комплексной диагностики психофизического и социально-личностного развития

В последнее время в системе образования России усилиями учёных и практиков сложилась особая культура поддержки и помощи ребёнку в учебно-воспитательном процессе – психолого-педагогическое сопровождени...

Диагностика творческих способностей обучающихся (Е.П. Ильин) и диагностика мотивации учебной деятельности Н.Г. Лускановой

Диагностика творческих способностей обучающихся (Е.П. Ильин) и  диагностика мотивации учебной деятельности Н.Г. Лускановой...

Диагностика: Способ скриннинговой диагностики компьютерной зависимости 

Выявление уровня компьютерной (телефонной) зависимости у подростков...

Диагностика мотивации учебной деятельности (методика диагностики направленности учебной мотивации (по Дубовицкой Т.Д.))

Диагностика мотивации учебной деятельности(методика диагностики направленности учебной мотивации  (по Дубовицкой Т.Д.))...

Дистанционная психолого-педагогическая диагностика обследуемых от 5 до 18 лет - разработка комплекта диагностических материалов для дистанционной психолого-педагогической диагностики учителем-дефектологом обучающихся с ОВЗ на ЦПМПК

комплект материалов (презентаций) для проведения психолого-педагогической диагностик обследуемых 5-18 лет в дистанционной форме по возрастам, классам, четвертям, уровням образования...