Психолого-педагогические проблемы современного образования
статья на тему
ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Точка зрения
(Не хотелось бы теоретизировать обозначенную проблему, ибо не всегда теория применима к практическим ситуациям).
Каждое образовательное учреждение определяет свою миссию, выстраивает собственную линию образования (воспитания), которые зависят от традиций ОУ, территории, личности руководителя, компетентности педагогического коллектива.
Написана масса статей на тему качества образования в сельской школе. Наша школа – исключение. За все годы введения новых форм итоговой аттестации в выпускных классах, в том числе и ЕГЭ, выпускники школы не получили ни одной неудовлетворительной отметки и всегда подтверждали качество знаний, которое было выше не только среднерайонного, но и среднеобластного.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psikhologo-ped_.probl_._ro.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Сергеева Валентина Петровна, учитель первой квалификационной категории Зеленовского филиала МБОУ Платоновской СОШ Рассказовского района
Точка зрения
(Не хотелось бы теоретизировать обозначенную проблему, ибо не всегда теория применима к практическим ситуациям).
Каждое образовательное учреждение определяет свою миссию, выстраивает собственную линию образования (воспитания), которые зависят от традиций ОУ, территории, личности руководителя, компетентности педагогического коллектива.
- Образовательное учреждение, в котором мне посчастливилось работать более 20 лет (из них 16 с половиной лет директором школы) - сельское.
Написана масса статей на тему качества образования в сельской школе. Наша школа – исключение. За все годы введения новых форм итоговой аттестации в выпускных классах, в том числе и ЕГЭ, выпускники школы не получили ни одной неудовлетворительной отметки и всегда подтверждали качество знаний, которое было выше не только среднерайонного, но и среднеобластного.
Одной из причин вымирания сел многие считают отсутствие рабочих мест на селе. В нашем поселке есть рабочие места: два унитарных предприятия, детский сад, Дом культуры. Однако в последние годы село стареет, молодые семьи переезжают на жительство в районный центр по причине перспективы полного закрытия когда–то лучшей в районе школы, а каждое утро со всей округи приезжают рабочие и служащие учреждений.
Для родителей, детей и педагогов нашего ОУ на сегодняшний день это главная психологическая проблема. Каждая мама думает о том, чтобы хоть еще годок школу не закрыли. Каждая мама мечтает о том, чтобы ребенок получил основное образование в своей школе, ведь не всякий школьник легко адаптируется в новой обстановке и может быть принят коллективом.
- В последние годы общение с детьми стало преимущественно словесным. Коллективные дела (творческие, трудовые и т.д.), разговор при свечах, такая активная форма соперничества мнений как диспут, ушли в прошлое. Воспитательное пространство в школе сузилось до бесед с учащимися, родителями и организации праздничных мероприятий. Все чаще воспитанники и родители становятся слушателями, а не главными действующими лицами, организаторами общественно – значимого и в то же время личностного дела.
Очень четко прописаны виды деятельности и формы занятий с обучающимися, основное содержание образования, принципы и особенности организации содержания воспитания и социализации обучающихся в Примерной основной образовательной программе образовательного учреждения, разработанной в соответствии со стандартами нового поколения. Однако возродить деятельностную работу и с родителями, и с детьми будет сложно.
Если 5-10 лет назад субботник для учащихся был праздником, на котором можно было проявить личностные качества, организаторский талант, индивидуальность, выразить себя, показать степень воспитанности и трудолюбия, взаимовыручки и товарищества, зажечь учащихся общей идеей, сплотить коллектив, то сегодня организовать это дело гораздо сложнее. Потеряно самое главное – идея.
А помните, в расписании отдельной строчкой значилось ОПТ – общественно – полезный труд, а детские работающие организации – все кануло в небытие. Занятость детей значимыми делами свелась практически к нулю.
Самоустраненность некоторых родителей от воспитания детей или направленность воспитания на материальную обеспеченность привели к тому, что удельная частота благородства на ученика резко упала, а непонимание между педагогами и детьми возросло.
Деятельностного контакта «ученик – школа – родитель» не хватает (а то и вовсе не стало). Большинство проблем умалчивается (поскольку не всякий родитель с пониманием к ним относится) или решается по телефону. Сами родители по собственной инициативе редко заходят в школу. Это очень печально.
Школа подхватывает и развивает в ребенке то, что заложено в семье. А если ничего не заложено, а сформировалось под влиянием улицы, друзей, Интернет, телевидения, то воспитателю надо быть суперпедагогом, чтобы направить человека с уже сформировавшимися устоями по доброму пути.
- Современная школа сегодня живет и развивается в расширенном информационном пространстве. Проблема информатизации образования рассматривается как одна из наиболее важных стратегических проблем, повышается роль участников образовательного процесса.
Информатизация образования позволяет обеспечивать подлинную интеграцию урочной и внеурочной деятельности обучающихся по развитию у них УУД (Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011), в том числе: усиление интеллекта; развитие логического, прогностического, оперативного мышления; специализации познавательных процессов; формирование мотивации применения компьютера для решения предметных учебных задач; повышение самооценки; индивидуализация.
ИКТ способствует развитию адекватной самооценки, формированию позиции Я-концепция, воспитывает терпимость, тактичность, потребность во взаимопомощи; ориентировано на удовлетворение эмоционально-психических потребностей. Это положительные стороны информатизации.
Но в то же время возникает отрицательное психолого-педагогическое воздействие современных информационных технологий на личность учащегося.
Новые информационные технологии изменяют психику личности учащегося, приводят к уменьшению вербального общения, к отстраненности участников образовательного процесса друг от друга, более того, меняется устойчивость внимания учащихся на уроках (из наблюдений и личного опыта).
Включение информационных технологий в учебный процесс порой усугубляет некоторые стороны обучения: формализует учебный процесс, уменьшает степень общения учащихся, обедняет формы учебной деятельности, затрудняет перенос полученных знаний в сферы деятельности, не связанные с компьютером. Дети не дружат с книгой, не работают самостоятельно над сочинением, не читают классику, так как можно найти краткое содержание любого произведения в Интернет — мотивация на самостоятельность, творчество резко снижается и, как следствие, падает уровень мышления школьников.
Эта проблема может быть решена родителями в сотрудничестве с классным руководителем: установление временных и содержательных рамок необходимости пользования Интернет и воспитание ценностного отношения к книге, чтению.
- Среди основных тенденций в развитии образовательного процесса современной школы ведущее место занимает переход к личностно-ориентированной образовательной системе, что успешно может быть достигнуто
только в инновационном общеобразовательном учреждении, к каковым не относится сегодня ни одна сельская школа и малая доля крупных школ.
Большинство педагогов в своей деятельности руководствуются традиционными средствами обучения и воспитания, используя элементы инноваций. В школе не проводятся (либо проводятся не в полной мере: в малочисленных школах нет специалистов, в крупных школах одному психологу или социальному педагогу охватить всех детей и педагогов невозможно) психолого-педагогические исследования условий и средств реализации современных образовательных технологий. Попытки пробного их использования приводят к недостаточной сформированности способов творческой деятельности, знаний, умений и навыков учащихся. Выход единственный — каждой школе психолога, крупной школе - целая психологическая служба, которая могла бы заняться исследовательской работой по изучению эффективности использования современных образовательных технологий.
Практические советы классному руководителю
Педагогика, психология – это общение. Всякое общение с коллективом начинается с установления контакта с его участниками: делового, словесного, духовного.
В этом плане у сельской школы есть явное преимущество по сравнению с крупной школой – имеется возможность знать все сильные и слабые стороны в воспитании детей и использовать эти знания в образовательной работе.
Всегда настаивала на посещении семей и знакомстве с характером ребенка, условиями воспитания при собеседовании с родителями. Заполняется много журналов с дежурными вопросами, планов, за которыми человека, ребенка, воспитанника не видно. А хороший классный руководитель должен знать о своем воспитаннике все:
- есть ли постоянные поручения в семье;
- как часто родители проводят время с сыном (дочерью);
- как сын (дочь) реагирует на критику, замечания взрослых;
- обсуждаете ли вы покупки для детей с ними:
- может ли ребенок отказаться от вещи, о которой он мечтал, в случае непредвиденных семейных обстоятельств;
- что важнее для вас и вашего ребенка: хорошая отметка или прочные знания;
- какова может быть ваша реакция на возможные жалобы соседей на вашего ребенка;
- наказываете ли вы своего ребенка, за что, как;
- делится ли ваш ребенок сокровенным;
- какая форма общения с классным руководителем удобна для вас: встреча, по телефону, запиской;
- хотели бы слышать о своем ребенке «горькую правду» или «сладкую ложь»;
- как вы относитесь к трудовым поручениям вашему ребенку в школе;
- как часто болеет ребенок простудными заболеваниями;
- сколько времени ребенок проводит у телевизора, компьютера, за книгой и т.д.
Ответы на эти вопросы помогут классному руководителю правильно выстроить свои взаимоотношения с ребенком и избежать многих психолого-педагогических проблем, ибо «в закрытую дверь ломиться бесполезно».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
психолого-педагогический консилиум "Проблемы адаптации в школе учащихся 1 и 5 классов"
В данном материале освещается проблема адаптации школьников к физическим и когнитивным нагрузкам. Исследуются гендерные особенности учащихся 1-х и 5-х классов в обеспечении адаптивных реакций. Р...
Выступление на тему: "Психолого-педагогическое сопровождение специального (коррекционного) образования в общеобразовательных учреждениях"
Методический материал для педагога-психолога к методическому объединению, семинару или педагогическому свету педагогов ОУ....
Психолого-педагогический анализ проблемы гендерных особенностей развития личности
Презентация к родительскому собранию на тему: "Психолого-педагогический анализ проблемы гендерных особенностей развития личности"...
Психолого-педагогический семинар "Проблема концентрации внимания учащихся" (конспект + презентация)
Данный психолого-педагогический семинар направлен на просвещение педагогов в области управления вниманием учащихся на уроке. Здесь рассматриваются основные понятия, виды и свойства внимания, условия и...
Дети «группы риска» Психолого-педагогический аспект проблемы.
Когда говорят о трудных детях, обычно имеют в виду педагогическую трудность. При этом чаще всего берется за основу одна сторона явления - трудность работы с этими детьми и не рассматривается вторая - ...
Тема выступления "Психолого-педагогические аспекты проблемы агрессивного поведения у подростков».
обобщение психологических знаний природы подростковой агрессивности, ее причины и профилактики;обучение педагогов практическому использованию приемов коррекции агрессивного поведения, формирования нав...
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ
Оценка учебно-познавательной деятельности учащихся - педагогически сложная и психологически тонкая операция. Она требует проявления чуткости и педагогического такта.Оценка должна побуждать ученика к п...