«Формирование универсальных учебных действий в реализации
статья по теме
Предварительный просмотр:
Доклад
учителя географии Зайцевой Елены Владимировны
по теме: «Формирование универсальных учебных действий в реализации
ФГОС на уроках географии».
«Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением».
А. Дистервег
Впервые стандарт представляет собой систему требований:
- к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;
- к структуре образовательной программы;
- к условиям реализации программы.
Таким образом, одной главных особенностей стандарта является нацеленность на результат. В стандарте выделены три группы результатов: личностные, метапредметные,
предметные.
Но если результаты образования – это ключевое понятие с точки зрения требований ФГОС, то в новых условиях особое значение приобретает их контроль и оценка: виды, содержание, а главное – цели и задачи.
Предметные задачи необходимо согласовывать с задачами развития универсальных метапредметных умений, при этом проверять знания и умения учащихся через различные виды деятельности. Принципиальным отличием образовательных стандартов второго поколения является усиление их ориентации на результаты образования как системообразующий компонент конструкции. При этом, стандарт трактует понятие «результат образования» с позиции деятельностного подхода, согласно которому психологические особенности человека, качества личности есть результат преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю – психическую. Особо хочется отметить, что впервые представлены планируемые результаты освоения междисциплинарных программ. Программа формирования УУД представлена в планируемых результатах освоения междисциплинарных программ двух уровней:
- выпускник научится (зона актуального развития);
- выпускник получит возможность научиться (зона ближайшего развития).
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Функции универсальных учебных действий включают:
- обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
- создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, необходимость которого обусловлена поликультурностью общества и высокой профессиональной мобильностью;
- обеспечение успешного усвоения знаний, формирование умений, навыков и компетентностей в любой предмет ной области.
В Стандарте представлены четыре вида УУД: личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные.
Виды УУД | Характеристика |
Личностные (нравственно-оценочные умения)- оценка своих и чужих поступков | Личностные универсальные учебные действия выражаются формулами «Я и природа», «Я и другие люди», «Я и общество», «Я и познание», «Я и Я», что позволяет ребенку выполнять разные социальные роли («гражданин», «школьник», «ученик», «собеседник», «одноклассник», «пешеход» и др.). |
Регулятивные универсальные учебные действия (организация умения)-организация своих дел, решения проблем | Отражают способность обучающегося строить учебно-познавательную деятельность, учитывая все ее компоненты (цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка). |
Познавательные универсальные учебные действия (интеллектуальные умения)-обработка информации | Система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации |
Коммуникативные универсальные действия (коммуникативные умения) -общение с людьми | Обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками; самостоятельная организация речевой деятельности в устной и письменной форме. |
Например, урок в 6 классе по теме: «Географические координаты» (см презентацию) и урок в 8 классе по теме: «Зона арктических пустынь, лесотундры и тундры» (см презентацию).
Овладение УУД, в конечном счете и ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, овладевать умениями и компетентностями, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т.е. умение учиться. Таким образом, достижение «умения учиться» предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают:
- познавательные и учебные мотивы;
- учебную цель;
- учебную задачу;
- учебные действия и операции;
- контроль и оценка;
- рефлексия.
Все эти компоненты формируются у учащихся на уроке. Для того, чтобы это происходило качественно, и ребёнок активно участвовал в учебном процессе, а УУД стали действительно совместной деятельностью учителя и ученика, я считаю необходимым целенаправленно учитывать возрастные особенности детей, состояние межличностных отношений в классе, определять «трудности» подростков в той или иной сфере (в учении, общении, поведении и т.п.), свойства характера (характерологический тип) ребёнка, способности ребёнка к обучению и т.д. Иными словами, чтобы научить ребёнка, надо учитывать его возрастно-психологические особенности.
География настолько универсальна, что при желании учителя может интегрироваться с любым предметом (биология, история, информатика, химия и др.)
В идеальном варианте было бы проведение интегрированных уроков совместно с другими учителями. Но элементы интеграции можно использовать и самому. В каждом уроке географии можно найти связь с какой-либо дисциплиной. Богатое содержание курса географии и требования к метапредметным результатам обучения посредством географического знания предоставляет учителю широкие возможности для организации процесса формирования УУД, в выборе методов и средств обучения. На своих уроках мы в той или иной степени сталкиваемся с элементами интеграции: фрагментарной и узловой. Но на наш взгляд синтезированная интеграция является наиболее эффективной, так как объединяет знания разных наук при раскрытии какого-то общего вопроса, и тем самым достигаются метапредметные результаты.
(Таблица- раздаточный материал для слушателей).
Формирование универсальных учебных действий на основных этапах интегрированного урока.
Этап урока | Универсальные Учебные Действия |
Актуализация. Эпиграф | Познавательные: извлечь информацию, ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания., формулировка темы урока. |
Мотивация к учебной деятельности и целеполагание. | Познавательные: Ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Личностные: мотивация к познанию, действия смыслообразования. Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности; |
Процессуальный (основная часть урока)
| Познавательные: постановка и формулирование проблемы, выбор способов решения проблемы; извлечение информации, выбор источников информации и способы переработки информации для получения необходимого результата, в том числе и для создания нового продукта, презентации в том числе с использованием ИКТ; Анализировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия явлений. Личностные: мотивация к познанию, действия смыслообразования Регулятивные: Определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблемы (задачи), осуществлять действия по реализации плана, соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его, в диалоге совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки. В ходе представления презентации учиться давать оценку. Коммуникативные: доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи; понимать другие позиции (взгляды, интересы); договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща; организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.); управление поведением партнера; предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений. |
Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности. | Познавательные: умение структурировать знания, презентовать их; составлять публичное выступление. Коммуникативные: учет позиции других людей, умение выражать свои мысли; Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка своей работы; Достиг ли я своей цели?; взаимооценка |
Конторольно-оценочная деятельность. | Регулятивные: волевая саморегуляция; самооценка работы на уроке; соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его. |
Заключительный этап. Домашнее задание. | Познавательные: постановка и формулирование новой проблемы. Коммуникативные: учет позиции других людей, умение выражать свои мысли; Регулятивные: обнаруживать и формулировать учебную проблему, Составлять план выполнения проекта совместно с учителем |
Хочу проиллюстрировать предлагаемую инновацию в организации учебно-воспитательного процесса и показать возможности применения элементов данной интегрированной технологии на уроках географии ( с литературой, музыкой, ИЗО). Приведу пример фрагмента урока географии в 6 классе по теме « Погода» с использованием малых стихотворных форм - синквейн.
На подготовительном этапе педагог задает творческую проблему. Учитель: Ребята, можно ли прогноз погоды передать в стихах? Сегодня мы с вами будем синоптиками. Но необычными, потому что будем описывать погоду в стихах в форме синквейна. Учитель объясняет правила сочинения малых стихотворных форм, ребята выполняют предложенное им задание и демонстрируют ответы.
Ответ обучающихся:
Погода дождливая, скучная огорчает, удивляет, засыпает Меняется днем и ночью- Состояние тропосферы.
В результате занятия у детей возникло ощущение интеллектуального приобретения. Дети не только познакомились с малыми стихотворными формами, но и попробовали себя в написании синквейнов.
Два подхода к реализации технологии выполнены: обогащение субъективного опыта, развитие личности и ее творческого потенциала. Главное, что образовательная цель выполнена.
Литературное творчество помогает обучающимся развивать личностную компетентность ( развитие индивидуальных способностей и талантов).
При изучении темы «Байкал- жемчужина Сибири» в 8 классе, постепенно подводя обучающихся к проблеме, учитель использует музыкальный прием: воспроизводится запись фрагмента русской песни «Славное море, священный Байкал»:
Славное море - священный Байкал,
Славный корабль - омулевая бочка.
Эй, баргузин, пошевеливай вал,
Молодцу плыть недалечко
После прослушивания обучающиеся самостоятельно выделяют и объясняют смысл слов из текста песни, касающихся темы.
Вопрос: Почему оз. Байкал автор песни называет морем?
Ответ: Местные жители так называют Байкал.
В: Как вы понимаете выражение «омулевая бочка»?
О: Омулевая - знаменитый байкальский омуль небольшая рыбка длиной 30-40 см.
В: Почему бочка?
О: Омуль имеет промысловое значение.
У: Баргузин - северо-восточный ветер и река, Баргузинский хребет.
Метод - проблемно-диалоговый. Форма работы - самостоятельная.
Использование музыкального приема позволяет изменить эмоциональное состояние обучающихся, что повышает мотивацию обучения, следовательно, развивает информационную компетентность.
На уроке в 6 классе по теме “Волны в океане” провожу беседу по картине “Девятый вал” Айвазовского. Очень важно качество репродукции, так как художник тонко и изящно передает цвет волн, моря, бури. Особенное восхищение вызывает мужество горстки людей, борющихся со страшной стихией. Много репродукций не использую, лучше позаботиться о том, чтобы они оставили в душах и сердцах детей яркое эмоциональное впечатление, запомнились, побудили к творчеству. И домашнее задание на таких уроках тоже творческое: краткое описание впечатлений о картине Айвазовского.
Использование художественного приема позволяет формировать у обучающихся ключевые компетентности: познавательные, личностные, самообразовательные.
Изучая ФГОС второго поколения, я вывела основные позиции современного урока: 1 этап- актуализация темы урока. На этом этапе необходимо смотивировать учеников. Например, использовать методы критического мышления, проблемного изложения материала, аудио или видео мотивации, познавательной информации и других. Второй этап- совместная деятельность ученика и учителя. Например, дискуссия, практическая деятельность, исследование и т.д, где учитель выступает в роли советчика, организатора, но не транслятора знаний. Третий этап- завершающий или рефлексия. Это могут быть проверочные работы разного уровня, результат проектной или исследовательской деятельности.
Формирование УУД можно и нужно активно развивать во внеурочное время. Мною организована группа учеников из разных классов, и я привлекаю их в конкурсы и дистанционные олимпиады. Здесь формируются все виды УУД: коммуникативные- умение общаться друг с другом, регулятивные- умение строить и планировать свою деятельность, оценивать свой результат, познавательные- поиск информации в интернете, в современных журналах, книгах, личностные- ученики познают природу, мир. Примеры внеурочных заданий: найти тайник на местности, используя карту и определить географические координаты тайника, т.е. ученикам дается описание пути, дети составляют маршрутную съемку, по карте определяют географические координаты тайника. У нас вблизи протекает Муринский ручей и задание такое: определить температуру воды у берега в разных местах, заполнить таблицу и сделать вывод. Составить архитектурную, историческую справку о географических объектах и т.д.
Таким образом, общеучебные универсальные действия состоят из: выделения познавательной цели, структурирования знаний, выбор способов решения задач, контроль и оценка процесса.
Каковы средства формирования УУД? Это предметное содержание, образовательные технологии деятельностного вида, продуктивные задания. Образовательные технологии, которые активно могут использоваться: критического мышления, проектная, проблемная, продуктивного чтения и другие.
Таким образом, УУД:
- определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний, формирование умений, образа мира и основных видов компетенций учащихся;
- создают возможность обучения в зоне ближайшего развития учащегося;
- способствуют достижению высокой успешности в усвоении учебного содержания;
- создают предпосылки для перехода к самообразованию;
- обеспечивают формирование осознанности и критичности учебных действий.
«Всякое знание остается мертвым, если в учащихся не развивается инициатива и самодеятельность: учащегося нужно приучать не только к мышлению, но и к хотению».
Н. Умов (Российский физик. 1846 - 1915)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: Проблемы иммиграции во Франции. Цель: формирование универсальных учебных действий. Задачи: Формирование универсальных учебных знаний:
урок в 10 классе " Проблемы иммиграции во Франции"...
Информационно-коммуникативные технологии как инструмент формирования универсальных учебных действий и реализации проектно – исследовательской деятельности учащихся
Материалы заочной региональной научно-практической конференции «Образовательные технологии, обеспечивающие достижение требований ФГОС к результатам деятельности общеобразовательной школы», март 2014 ...
Концептуальная основа Программы развития универсальных учебных действий для основного общего образования Составила Алеева ЭГ по пособию «Формирование универсальных учебных действий в основной школе : от действия к мысли. Система заданий», пособие для учи
Концептуальная основа Программы развития универсальных учебных действий для основного общего образованияСоставила Алеева ЭГ по пособию «Формирование универсальных учебных действий в основной школе : о...
Статья "Педагогическое руководство в учебно-воспитательной работе проектной деятельностью учащихся как средством формирования универсальных учебных действий на этапе реализации ФГОС ООО"
В своей педагогической практике с 2010 года автор активно использует в работе с обучающимися проектную технологию и убедился в том, что проектная деятельность учащихся является эффективным средс...
ИННОВАЦИОННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Формирование универсальных учебных действий через реализацию принципов компетентностного подхода в урочной и внеурочной деятельности предмета «Технология»
Если раньше действовала формула «знать – значит уметь», то в стандартах второго поколения она изменяет смысл на противоположный: «уметь – значит знать». Необходимо ...
Универсальные учебные действия. От стихийности – к целенаправленному и планомерному формированию универсальных учебных действий
Виды УУД.Личностный (Л.Р.): внутренняя позиция, мотивация учебной деятельности Регулятивный (М.Р.): организация, планирование, контроль, коррекцияПознавательный (М.Р.): восприятие, анализ, модел...