«Формирование универсальных учебных действий в реализации
статья по теме

Жук Елена Владимировна

Доклад на семинаре

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_na_seminar.doc84 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

учителя географии Зайцевой Елены Владимировны

по теме: «Формирование универсальных учебных действий в реализации

 ФГОС на уроках географии».

«Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением».
А. Дистервег

 Впервые стандарт представляет собой систему требований:

  1. к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;
  2. к структуре образовательной программы;
  3. к условиям реализации программы.

Таким образом, одной главных особенностей стандарта является нацеленность на результат.  В стандарте выделены три группы результатов: личностные, метапредметные,

предметные.

Но если результаты образования – это ключевое понятие с точки зрения требований ФГОС, то в новых условиях особое значение приобретает их контроль и оценка: виды, содержание, а главное – цели и задачи.

Предметные задачи необходимо согласовывать с задачами развития универсальных метапредметных умений, при этом проверять знания и умения учащихся через различные виды деятельности. Принципиальным отличием образовательных стандартов второго поколения является усиление их ориентации на результаты образования как системообразующий компонент конструкции. При этом, стандарт трактует понятие «результат образования» с позиции деятельностного подхода, согласно которому психологические особенности человека, качества личности есть результат преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю  – психическую. Особо хочется отметить, что впервые представлены планируемые результаты освоения междисциплинарных программ. Программа  формирования УУД представлена в планируемых результатах освоения междисциплинарных программ двух уровней:
- выпускник научится (зона актуального развития);
- выпускник получит возможность научиться (зона ближайшего развития).
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Функции универсальных учебных действий включают:

  1. обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
  2. создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, необходимость которого обусловлена поликультурностью общества и высокой профессиональной мобильностью;
  3. обеспечение успешного усвоения знаний, формирование умений, навыков и компетентностей в любой предмет ной области.

В Стандарте представлены четыре вида УУД: личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные.

Виды УУД

Характеристика

Личностные (нравственно-оценочные умения)- оценка своих и чужих поступков

Личностные универсальные учебные действия выражаются формулами «Я и природа», «Я и другие люди», «Я и общество», «Я и познание», «Я и Я», что позволяет ребенку выполнять разные социальные роли («гражданин», «школьник», «ученик», «собеседник», «одноклассник», «пешеход» и др.).

Регулятивные универсальные учебные действия (организация умения)-организация своих дел, решения проблем

Отражают способность обучающегося строить учебно-познавательную деятельность, учитывая все ее компоненты (цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка).

Познавательные универсальные учебные действия (интеллектуальные умения)-обработка информации

Система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации

Коммуникативные универсальные действия (коммуникативные умения) -общение с людьми

Обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками; самостоятельная организация речевой деятельности в устной и письменной форме.

Например, урок в 6 классе по теме: «Географические координаты» (см презентацию) и урок в 8 классе по теме: «Зона арктических пустынь, лесотундры и тундры» (см презентацию).

         Овладение УУД, в конечном счете и ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, овладевать умениями и компетентностями, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т.е. умение учиться.   Таким образом, достижение «умения учиться» предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают:

  1. познавательные и учебные мотивы;
  2. учебную цель;
  3. учебную задачу;
  4. учебные действия и операции;
  5. контроль и оценка;
  6. рефлексия.

Все эти компоненты формируются у учащихся на уроке. Для того, чтобы это происходило качественно, и ребёнок активно участвовал в учебном процессе, а УУД стали действительно совместной деятельностью учителя и ученика, я считаю  необходимым целенаправленно учитывать возрастные особенности детей, состояние межличностных отношений в классе, определять «трудности» подростков в той или иной сфере (в учении, общении, поведении и т.п.), свойства характера (характерологический тип) ребёнка, способности ребёнка к обучению и т.д. Иными словами, чтобы научить ребёнка,  надо учитывать его возрастно-психологические особенности.  

География настолько универсальна, что при желании учителя может интегрироваться с любым предметом (биология, история, информатика, химия и др.)

В идеальном варианте было бы проведение интегрированных уроков совместно с другими учителями. Но элементы интеграции можно использовать и самому. В каждом уроке географии можно найти связь с какой-либо дисциплиной. Богатое содержание курса географии и требования к метапредметным результатам обучения посредством географического знания предоставляет учителю широкие возможности для организации процесса формирования УУД, в выборе методов и средств обучения. На своих уроках мы в той или иной степени сталкиваемся с элементами интеграции: фрагментарной и узловой. Но на наш взгляд синтезированная интеграция является наиболее эффективной, так как объединяет знания разных наук при раскрытии какого-то общего вопроса,   и тем самым  достигаются метапредметные результаты.

(Таблица- раздаточный материал для слушателей).

Формирование универсальных учебных действий на основных этапах интегрированного урока.

Этап урока

Универсальные Учебные Действия

Актуализация.

Эпиграф

Познавательные: извлечь информацию, ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания., формулировка темы урока.

Мотивация к учебной деятельности и целеполагание.

Познавательные: Ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания,  самостоятельное  выделение и формулирование познавательной цели.


Личностные:    мотивация к познанию, действия смыслообразования.


Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности;   

Процессуальный (основная часть урока)


  1. Формулирование проблемы
  2. Выдвижение гипотезы

 

  1. Направление поиска исследования


  1. Выбор источников информации


  1. Проверка гипотезы


  1. Выводы по результатам исследования


  1. Подведение итогов


  1. Работа с тематической картой


  1. Творческая работа

Познавательные:  постановка и формулирование проблемы,

выбор  способов решения проблемы; извлечение информации, выбор источников информации и   способы переработки информации  для получения необходимого результата,  в том числе и для создания нового продукта, презентации в том числе с использованием ИКТ; Анализировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия   явлений.




Личностные:    мотивация к познанию, действия смыслообразования


Регулятивные: Определять и формулировать цель деятельности,  составлять план действий по решению проблемы (задачи), осуществлять действия по реализации плана, соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его, в диалоге   совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки.

В ходе представления презентации учиться давать оценку.



Коммуникативные: доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи; понимать другие позиции (взгляды, интересы); договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща; организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.); управление поведением партнера;

предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений.

Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности.

Познавательные: умение структурировать знания, презентовать их; составлять публичное выступление.


Коммуникативные: учет позиции других людей, умение выражать свои мысли;


Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка своей работы; Достиг ли я своей цели?; взаимооценка

Конторольно-оценочная деятельность.

Регулятивные: волевая саморегуляция; самооценка    работы на уроке; соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его.

Заключительный этап.


 Домашнее задание.

Познавательные: постановка и формулирование новой проблемы.


Коммуникативные: учет позиции других людей, умение выражать свои мысли;

Регулятивные: обнаруживать и формулировать учебную проблему,   Составлять план выполнения проекта совместно с учителем

Хочу  проиллюстрировать  предлагаемую  инновацию  в организации  учебно-воспитательного  процесса  и  показать  возможности  применения  элементов  данной  интегрированной технологии  на  уроках географии ( с литературой, музыкой, ИЗО). Приведу  пример  фрагмента урока  географии в 6 классе  по  теме     «  Погода»  с  использованием   малых стихотворных  форм - синквейн.

На  подготовительном  этапе  педагог  задает  творческую  проблему.                                                                        Учитель:  Ребята, можно  ли  прогноз  погоды  передать  в  стихах? Сегодня мы с вами будем синоптиками. Но необычными, потому что будем   описывать погоду  в стихах  в  форме  синквейна.  Учитель объясняет правила  сочинения малых стихотворных форм,                                                                           ребята выполняют предложенное  им  задание и демонстрируют  ответы.                                                                                                            

Ответ обучающихся:

Погода дождливая, скучная                                                                                                                   огорчает,   удивляет, засыпает                                                                                                          Меняется днем и ночью-                                                                                                              Состояние тропосферы.        

 В результате занятия у детей  возникло  ощущение интеллектуального приобретения.    Дети  не  только     познакомились с малыми  стихотворными  формами,   но  и  попробовали  себя  в  написании синквейнов.                                                                          

Два  подхода к реализации технологии выполнены: обогащение субъективного опыта, развитие личности и  ее творческого потенциала.   Главное, что  образовательная  цель  выполнена.  

   Литературное  творчество  помогает  обучающимся   развивать личностную  компетентность ( развитие  индивидуальных  способностей  и  талантов).                                                                                                                                

При изучении темы «Байкал- жемчужина  Сибири»  в 8 классе, постепенно подводя  обучающихся к  проблеме,  учитель  использует  музыкальный  прием: воспроизводится  запись      фрагмента    русской песни  «Славное  море,  священный  Байкал»:

Славное море - священный Байкал,
Славный корабль -
омулевая бочка.
Эй, б
аргузин, пошевеливай вал,
Молодцу плыть недалечко                                                              

После  прослушивания  обучающиеся  самостоятельно   выделяют   и  объясняют  смысл слов из  текста песни, касающихся  темы.                                                                                                  

Вопрос: Почему оз. Байкал   автор   песни  называет  морем?                                                  

Ответ: Местные  жители  так называют  Байкал.                                                                                          

В: Как вы понимаете выражение «омулевая  бочка»?

О: Омулевая -   знаменитый  байкальский омуль небольшая рыбка длиной 30-40 см.

В: Почему  бочка?  

О: Омуль   имеет  промысловое  значение.                                                                                                

У: Баргузин - северо-восточный  ветер  и река, Баргузинский хребет.                                  

Метод - проблемно-диалоговый. Форма работы  - самостоятельная.

Использование  музыкального  приема  позволяет   изменить эмоциональное  состояние обучающихся,  что  повышает  мотивацию  обучения,  следовательно,  развивает  информационную   компетентность.                                                                                                                      

На уроке   в 6 классе по  теме  “Волны в океане” провожу беседу  по картине “Девятый вал”    Айвазовского. Очень важно качество репродукции, так как художник тонко и изящно передает цвет волн, моря, бури. Особенное восхищение вызывает мужество горстки людей, борющихся со страшной стихией.    Много репродукций  не использую, лучше позаботиться о том, чтобы они оставили в душах и сердцах детей яркое эмоциональное впечатление, запомнились, побудили к творчеству.  И  домашнее  задание на  таких  уроках тоже  творческое: краткое  описание впечатлений  о картине Айвазовского.

 Использование  художественного  приема   позволяет формировать  у  обучающихся   ключевые  компетентности:  познавательные,  личностные,  самообразовательные.    

Изучая ФГОС второго поколения, я вывела основные позиции современного урока: 1 этап- актуализация темы урока. На этом этапе необходимо смотивировать учеников. Например, использовать методы критического мышления, проблемного изложения материала, аудио или видео мотивации, познавательной информации и других. Второй этап- совместная деятельность ученика и учителя. Например, дискуссия, практическая деятельность, исследование и т.д, где учитель выступает в роли советчика, организатора, но не транслятора знаний. Третий этап- завершающий или рефлексия. Это могут быть проверочные работы разного уровня, результат проектной или исследовательской деятельности.

Формирование УУД можно и нужно активно  развивать во внеурочное время. Мною организована группа учеников из разных классов, и я привлекаю их в конкурсы и дистанционные олимпиады. Здесь формируются все виды УУД: коммуникативные- умение общаться друг с другом, регулятивные- умение строить и планировать свою деятельность, оценивать свой результат, познавательные- поиск информации в интернете, в современных журналах, книгах, личностные- ученики познают природу, мир. Примеры внеурочных заданий: найти тайник на местности, используя карту и определить географические координаты тайника, т.е. ученикам дается описание пути, дети составляют маршрутную съемку, по карте определяют географические координаты тайника. У нас вблизи протекает Муринский ручей и задание такое: определить температуру воды у берега в разных местах, заполнить таблицу и сделать вывод. Составить архитектурную, историческую справку о географических объектах и т.д.

Таким образом, общеучебные универсальные действия состоят из: выделения познавательной цели, структурирования знаний, выбор способов решения задач, контроль и оценка процесса.

Каковы средства формирования УУД? Это предметное содержание, образовательные технологии деятельностного вида, продуктивные задания. Образовательные технологии, которые активно могут использоваться: критического мышления, проектная, проблемная, продуктивного чтения и другие.

Таким образом, УУД:

  1. определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний, формирование умений, образа мира и основных видов компетенций учащихся;
  2. создают возможность обучения в зоне ближайшего развития учащегося;
  3. способствуют достижению высокой успешности в усвоении учебного содержания;
  4. создают предпосылки для перехода к самообразованию;
  5. обеспечивают формирование осознанности и критичности учебных действий.

«Всякое знание остается мертвым, если в учащихся не развивается инициатива и самодеятельность: учащегося нужно приучать не только к мышлению, но и к хотению».
Н. Умов (Российский физик. 1846 - 1915)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно-коммуникативные технологии как инструмент формирования универсальных учебных действий и реализации проектно – исследовательской деятельности учащихся

Материалы заочной региональной научно-практической конференции «Образовательные технологии, обеспечивающие достижение требований ФГОС к результатам деятельности общеобразовательной школы», март 2014 ...

Концептуальная основа Программы развития универсальных учебных действий для основного общего образования Составила Алеева ЭГ по пособию «Формирование универсальных учебных действий в основной школе : от действия к мысли. Система заданий», пособие для учи

Концептуальная основа Программы развития универсальных учебных действий для основного общего образованияСоставила Алеева ЭГ по пособию «Формирование универсальных учебных действий в основной школе : о...

Статья "Педагогическое руководство в учебно-воспитательной работе проектной деятельностью учащихся как средством формирования универсальных учебных действий на этапе реализации ФГОС ООО"

В своей педагогической практике с 2010 года автор активно использует в работе с обучающимися проектную технологию и убедился  в том, что проектная деятельность учащихся является эффективным средс...

ИННОВАЦИОННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Формирование универсальных учебных действий через реализацию принципов компетентностного подхода в урочной и внеурочной деятельности предмета «Технология»

Если раньше действовала формула «знать – значит уметь», то в стандартах второго поколения она изменяет смысл на противоположный: «уметь – значит знать». Необходимо ...

Универсальные учебные действия. От стихийности – к целенаправленному и планомерному формированию универсальных учебных действий

Виды УУД.Личностный (Л.Р.): внутренняя позиция, мотивация учебной деятельности  Регулятивный (М.Р.): организация, планирование, контроль, коррекцияПознавательный (М.Р.): восприятие, анализ, модел...