Образовательная программа ЦДТ
рабочая программа по теме
Данный материал - одна из форм образовательной программы УДО, в настоящее время ведется работа по корректировке ОП
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovatelnaya_programma_cdt.doc | 89.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр детского творчества»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Центр детского творчества» - это государственное образовательное учреждение, открытое для всех детей в возрасте от 5 до 18 лет, желающих посещать его творческие объединения.
Основным видом деятельности учреждения является образовательная деятельность, которая базируется на основе научно обоснованной концепции современного личностно-ориентированного образования.
Мы понимаем под образованием единство трех составляющих - обучения, воспитания и педагогической поддержки, активизирующих личность на деятельность по овладению общественным опытом: знаниями, практическими умениями и навыками, способами творческой деятельности, социальными отношениями. Дополнительное образование не просто предоставляет возможность обновления и дополнительного приобретения знаний, но и формирует потребность личности в постоянном самосовершенствовании. Такая личность лучше адаптируется к изменениям социальной среды, что позволяет ей развиваться, удовлетворяя свои духовные потребности независимо от колебаний социокультурной коньюктуры.
Гуманистический подход к образованию в ЦДТ основан на следующих принципах:
В личности изначально заложено стремление к саморазвитию, самореализации, самовоспитанию, самоопределению, самопознанию.
Задача педагогов заключается в том, чтобы помочь обучающемуся осознать свои возможности, создать условия для их оптимального развития, привести в действие механизмы, стимулирующие это саморазвитие.
Таким образом, главной целью педагогов и родителей становится обучение ребенка самопознанию, методами и приемами саморазвития, создание условий реально побуждающих его к самосовершенствованию в основных видах жизнедеятельности, творчества.
Субъектом личностно - ориентированного образования в ЦДТ является ребенок, его родители и педагоги. Образовательный процесс в ДО реализуется на основе свободного выбора обучающимися направления деятельности. Такой подход заставляет педагогов дополнительного образования искать такие технологии обучения и воспитания когда ребенку психологически комфортно, когда нет ограничения ни в выборе изучаемых тем, ни в сроках их изучения, учебный материал не навязывается, а усваивается в процессе сотрудничества и сотворчества педагога и обучающегося.
Целевыми установками образовательного процесса являются:
развитие творческих способностей обучающихся посредством формирования их познавательных интересов, самостоятельности мышления;
адаптация ребенка к жизни в социуме, его самореализация;
сознательный выбор и освоение допрофессиональных образовательных программ, направленных на выбор профессии.
Задачи:
Расширение и углубление знаний обучающихся.
Развитие творческого потенциала обучающихся, умения пользоваться специальной литературой, чертежами, справочниками; развитие и совершенствование технологических, конструкторских, исследовательских навыков; при обретение умений составлять планы, техническую документацию, творческие отчеты, проекты; обосновывать принятые решения.
Формирование ценностных ориентации, воспитание любви и уважения к Родине, труду, людям труда, воспитание таких качеств как целеустремленность, самостоятельность, дисциплинированность.
Субъекты образовательной среды.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА - РЕБЕНОК
Самопознание ребенка.
Самопознание ребенка начинается в ЦДТ, а это значит, что ответы на вопросы: «Кто я?», «Какой я?» он будет искать в условиях детского коллектива и в процессе совместной творческой деятельности.
Мы предлагаем ребенку целый комплекс ознакомительных программ, направленных на наиболее полное его информирование и вовлечение в разные формы творческой деятельности. Уровень самопознания ребенка зависит от его возрастных особенностей и непосредственно влияет на выбор форм и методов педагогического сопровождения.
В младшем возрасте - это собеседования, консультации с родителями; праздники: «День открытых дверей», «Посвящение в кружковцы», «Презентации ДО». В более старшем - проведение психологических тренингов, тестов по выявлению направленности личности и ее интересов, работа педагогов в ОУ.
Получая информацию о ДО ЦДТ ребенок пытается осмыслить себя и найти свое место в ЦДТ.
Самоопределение ребенка.
МОУ ДОД «ЦДТ» работает 5 дней в неделю с 9.00 до 19.00. Самоопределение ребенка начинается со « Дня открытых дверей», а продолжается в течение всего учебного года и даже в течение всех лет образования. Дети знакомятся с педагогами, с их образовательными программами, с достижениями других воспитанников.
Самоорганизация ребенка.
Работа в ЦДТ построена так, что дополнительное образование доступно каждому. Каждый обучающийся имеет свободу выбора ДО, направления, педагога, вида деятельности и форм его участия.
Самореализация ребенка.
Самореализация обучающихся в ЦДТ идет по 5 направлениям
Направления деятельности ДО:
Данная деятельность осуществляется по образовательным программам дополнительного образования.
Саморегуляция ребенка.
Результатом образования в ЦДТ должно стать овладение обучающимися определенным объемом знаний, умений и навыков, развитие их творческих способностей, комплекса личных качеств (нравственно-волевых, адаптационных и поведенческих), получения социальных знаний, навыков саморазвития.
Формы творческих показов:
выставки;
фестивали;
концерты;
конкурсы;
конференции;
открытые занятия;
интеллектуальные игры и пр.
Самовоспитание ребенка.
Пройдя все этапы в своем развитии, обучающийся выходит на самую высокую стадию - самовоспитание и самообразование, когда, участвуя в коллективной творческой деятельности, он начинает сам выступать в роли автора, создателя своих собственных работ и целых творческих проектов.
Свою задачу мы видим в том, чтобы широко показать достижения наших воспитанников и поддержать их в дальнейших творческих начинаниях, выходя на другие уровни взаимодействия, в том числе за рамки ЦДТ (т.е. район., обл.)
ПЕДАГОГ - ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА.
Чтобы эффективность развития и саморазвития обучающихся в - ЦДТ была максимальной, целенаправленной, взаимодействие педагогов с детьми осуществляется системно. Важное условие, действующее в ЦДТ - саморазвитие самого педагога.
Самопознание — педагог.
В ЦДТ работает психолого-педагогическая служба, которая проводит психолого-педагогические семинары, диагностику, в форме опросов, анкетирования, тестирования, тренингов.
В перспективе решения вопроса - внутренняя самоаттестация педагогов и методистов, которая позволит решить вопросы педагогическому коллективу и каждому педагогу в отдельности «Что у нас получилось? Какими методами и формами работы можно добиться лучших результатов? Какие проблемы есть у нас? Как их решить? Какие перспективные направления развивать?»
Самоопределение.
Весь процесс самоопределения подкреплен в ЦДТ программно-методическим обеспечением. В ЦДТ успешно реализуются разнопрофильные образовательные программы дополнительного образования, работающие по вышеуказанным направлениям.
Познавательные программы направлены на углубление знаний по изучаемой дисциплине, развивают интеллектуальные способности, мотивы деятельности детей, расширяют кругозор в рамках дополнительного образования.
Цель познавательных программ-знакомство, расширение и углубление знаний обучающихся.
Приоритет отдается поиску наиболее адекватных индивидуальности ребенка форм освоения учебного материала, сочетающих в себе эстетические, психологические, ценностные, эвристические и другие аспекты.
Общеразвивающие программы социализации ориентированы на решение задач формирования общей культуры ребенка, расширение знаний о мире и о себе, формирование социального опыта, удовлетворение познавательного интереса, расширение информативности обучающихся, обогащение навыками общения и умениями совместной деятельности, выбору ценностных ориентации и способности рефлексии, становление личной позиции, осознание своего социального статуса и связанного с ним ролевого поведения как формы реализации индивидуальных возможностей личности в процессе решения коллективных вопросов.
Программы, развивающие художественную одаренность, Главная цель - становление индивидуального творческого воображения, наблюдения, фантазии, умение видеть и слышать, описать, изобразить, озвучить многообразный мир, формирование ответственного отношения к природному дару, таланту. Критерии подготовки - профессионализм, коммуникабельность, социальная активность, эмоционально - психологическая развитость и пр. (Прог.д.о. художественного направления: «Музыкальный калейдоскоп», «Золотое колесо», «Мастерица», «Акварелька» и др.).
В зависимости от набора детей педагоги корректируют свои образовательные программы, методы и формы обучения для обучающихся различных уровней развития и с разными интересами.
Наши образовательные программы отличаются вариативностью, как по видам деятельности, так и по уровню сложности и срокам реализации.
Перспективное направление-разработка новых комплексных образовательных программ для подростков. (Предпрофильная подготовка.)
Самоорганизация - педагог.
Самоорганизацию деятельности обучающихся невозможно выстроить без самоорганизации педагога. Задавая себе вопросы: «Что я буду делать?», «Как сделать это лучше?», педагоги ЦДТ выстраивают свою педагогическую деятельность.
Каждый педагог работает над темой самообразования, осваивает новые педагогические технологии.
Развивается ребенок - совершенствуется педагог. Среди форм обретения педагогического мастерства - курсы повышения квалификации, МО, педагогические советы, педагогические чтения, семинары, конференции. Молодые специалисты принимают участие в работе школы молодого педагога.
В ЦДТ созданы условия для того, чтобы педагог смог реализовать свой творческий педагогический потенциал. Наряду с традиционной формой педагогической деятельности в качестве руководителя коллектива некоторые педагоги ведут не одну, а несколько образовательных программ. Кроме того, методистом по массовой работе создана программа культурно-досуговой деятельности ЦДТ в целом.
Саморегуляция - педагог.
При составлении образовательной программы педагог планирует предполагаемый результат своей деятельности, определяет результативность каждого ребенка и коллектива в целом, продумывает и организует самые разные формы творческих отчетов-показов своих достижений.
Рефлексию и анализ своего педагогического труда педагог проводит на итоговом собеседовании в конце учебного года, МО, педагогического совете.
Достижения коллективов освещаются в итоговом отчете, педагогический опыт обобщается и пропагандируется в научно-педагогических публикациях.
Нашей перспективой является поиск и использование новых эффективных форм анализа педагогической деятельности и корректировки методов управления образовательной системой ЦДТ.
РОДИТЕЛИ И «ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА».
В ЦДТ родители являются полноправными участниками образовательного процесса, сегодня родители оказывают помощь ребенку в самоопределении и самореализации, что особенно важно для детей младшего возраста. Неоценима и моральная поддержка родителями и педагога.
Нас очень радует то, что многие родители активно участвуют в деятельности ДО и всего ЦДТ в целом - совместное участие с детьми в различных культурно-досуговых, праздничных программах.
В перспективе планируется работа психолого-педагогической службы ЦДТ. Это консультации, лектории для родителей.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО.
Выстраивать содержание деятельности нам помогают внешние связи и контакты, которые в целом составляют образовательное пространство.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ
В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ МОУ ДОД «ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
Психолого-педагогический мониторинг рассматривается как форма организации сбора, хранения, обработки и распространения полученной информации о деятельности образовательной системы, обеспечивающая непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозированием дальнейшего развития.
Мониторинговая карта ЦДТ отражает работу по 5 направлениям:
- обучающиеся;
- социум;
- родители;
- педагоги;
- методическое обеспечение образовательным процессом.
Обучающиеся как объект мониторинга.
Мы рассматриваем следующие показатели:
Количественные - анализ 3 раза в течение учебного года. Контрольными точками являются 15 сентября, 1 января, 25 мая. Анализируемся количество обучающихся, возрастной состав, сохранность контингента, т.е. анализ по годам обучения и данного учебного года, количество мальчиков и девочек, распределения по школам, количество учебных групп.
Результаты учебно-воспитательной деятельности отслеживаются путем проведения нулевого, промежуточного и итогового этапов аттестации обучающихся.
Нулевой этап проводится в течение 2-х недель, в конце сентября (когда закончился набор обучающихся в учебные группы и ДО).
Цель - определение уровня подготовки учащихся в начале цикла обучения, т.е. начальное диагностирование.
В ходе проведения нулевого этапа аттестации педагог осуществляет:
- прогнозирование возможности (совместно с детьми) успешного обучения на данном этапе;
- выбор программы обучения;
- оценку дидактической и методической подготовленности.
Формы проведения нулевого этапа аттестации - это тестирование, анкетирование, срез, смотр кабинетов.
Организация проведения осуществляется администрацией, педагогами, психологом.
Промежуточная аттестация проводится (ноябрь-декабрь).
Цель - подведение промежуточных итогов обучения, оценка успешности продвижения обучающихся. -
Задачи:
- оценка успешности выбора технологии и методики; корректировка учебного процесса; организация выставок, творческих отчетов.
Формы проведения, показатели, критерии оценки разрабатывают - администрация, методисты, педагоги.
Анализ осуществляется методической службой, выв оды обсуждаются на МО, пед. советах.
Итоговая аттестация проводится в мае.
Цель - подведение итогов завершающего года обучения.
Задачи:
- анализ результатов обучения;
- оценка успешности усвоения обучающимися образовательных учебных программ;
- анализ действий педагога.
Формами проведения итоговой аттестации являются: контрольные занятия; отчетные концерты; самостоятельные практикумы; защита творческих проектов; тестирование; конкурсные и игровые программы; занятия-концерты; творческие конкурсы; спектакли; фестивали; выставки; итоговые интеллектуальные игры.
Результаты итоговой аттестации, анализ с выводами и предложениями обсуждаются на итоговом педагогическом совете.
Результаты исследования развития обучающихся. Происходит отслеживание следующих показателей:
- уровень развития познавательных способностей;
- эмоциональных качеств личности;
- креативность;
Объект мониторинга — профессиональное мастерство педагогов.
Цель - повышение профессионального мастерства педагогов, мотивация педагогов к саморазвитию и творчеству.
Мониторинг проводится по следующим показателям:
- освоение программы;
- сохранность контингента обучающихся;
- промежуточная и итоговая аттестация обучающихся;
- проведение открытых занятий и досуговых мероприятий;
- нестандартные формы занятий;
- участие в семинарах, пед. советах, МО, пед. чтениях, пед. конференциях;
- шк. молодого педагога;
- повышение квалификации;
- участие в опытно - экспериментальной работе;
- взаимоггосещение занятий;
- участие в отчетных выставках, фестивалях, конкурсах;
- работа с родителями;
- взаимодействие со средой;
- система повышения квалификации и переподготовки кадров.
Вся полученная информация по данным показателям обрабатывается администрацией, методистами ЦДТ и обсуждается на МО, пед. советах, производственных совещаниях, в индивидуальных беседах с педагогами.
Мониторинг профессионального мастерства ставит педагога в ситуацию, когда постоянное повышение профессионального мастерства становится необходимым.
Такой переход от анализа результатов к анализу действий позволяет обеспечить креативно - поисковый режим деятельности ЦДТ: свободу творчества, профессиональный рост педагогов, их личные успехи, совместную продуктивную деятельность.
Родители как объект педагогического мониторинга.
Работа с семьей ведется по следующим направлениям:
консультативное (консультации для педагогов и родителей, детей по вопросам взаимоотношений, деятельности ЦДТ);
организация семейного досуга;
подготовка детей к социальной зрелости.
Анализ проводится по двум показателям:
исследование «Моя семья» (диагностика взаимоотношений, уровня коммуникативных умений, тревожности, притязаний и пр.)
исследования потребности семьи.
Методическое обеспечение образовательного процесса.
Включает в себя следующие показатели:
методическое обеспечение образовательных учебных программ;
программное обеспечение образовательного процесса.
Объект мониторинга социум.
Включает в себя социокультурные связи ЦДТ. Здесь диагностике и анализу подвергаются связи ДО, педагогов, методистов за пределами ЦДТ.
Социальная адаптированность системы образования в ЦДТ.
Уровень управления дифференциальный, разноуровневое обучение;
• обеспечение сопряженности в звеньях непрерывного образования соответствие образовательной системы в ЦДТ образовательными потребностям обучающихся, их способностям и возможностям, запросом социума;
• оценка факторов психологического микроклимата ЦДТ.
Материально-техническое обеспечение
образовательного процесса.
Наличие специализированных кабинетов;
обеспечение наглядными пособиями, приборами, дидактическими средствами обучения, ТСО;
Критерии эффективности дополнительного образования | Показатели дополнительного образования (нач. шк.) | Показатели дополнительного образования (подрост, возраст) | Показатели дополнительного образования (стар. кл.) |
ТВОРЧЕСКОЕ ОТНОШЕНИЕ | Желание научиться чему-либо; интерес к разносторонней деятельности; любовь к педагогу; проявление инициативы в действиях. | Познавательный интерес; направленность, содержание, устойчивость, умение учиться; реализация инициативы в творческих проектах. | Познавательная активность, творчество. |
ОБУЧАЕМОСТЬ | Усвоение знаний в определенном темпе: -высокий; -средний; -замедленный. | Способность к усвоению теоретических, фактических данных. Применение теории на практике. | Познавательная самостоятельность, способность к самообразованию. |
РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ | Вербальные способности, восприимчивость информации, развитие речи, координации, моторики. | Опережающий темп развития, мышления в сфере способностей, осознанный выбор профиля (направления обучения.) | Сознательный профессиональный выбор, самовоспитание, развитие способностей. |
Комитет по образованию администрации муниципального Большереченского района
Образовательные учреждения: общеобразовательные учреждения, дошкольные образовательные учреждения, учреждения начального профессионального образования, ИРООО, ЦТРиГО, ОблСЮТ, ОблСЮН, ОДЮЦТиК
Учреждения культуры и спорта: Культурно-досуговый центр, зоопарк, картинная галерея, библиотека, БИЭМ, ИКК «Старина Сибирская», ДЮКФП
Общественные организации: Центр занятости населения, Совет инвалидов, Совет Ветеранов, ЦСПСиД, ЦСРН (с приютом), ЦСРНсОВ
Ведомственные учреждения: РОВД, ГИБДД, ЦРБ
ЦДТ
☺
☺
☺
ребенок
родители
педагоги
ЦДТ
Туристско-краеведческое
Художественное творчество
Эколого-биологическое
Научно-техническое
Социально-педагогическое
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа. ВСТК «Сибиряк». Образовательная программа. Пояснительная записка ВСТК «Сибиряк». Образовательная программа. Пояснительная записка ВСТК «Сибиряк».
Образовательная программа. ВСТК«Сибиряк»....
Примерная основная образовательная программа - основа образовательной программы образовательного учреждения.
Презентация "Примерная основная образовательная программа - основа образовательной программы образовательного учреждения"....
Реализация требований к основной образовательной программе по математике: формирование УУД, инновационная система оценки, результаты освоения основных образовательных программ, структура основных образовательных программ.
В основе построения рабочей программы по математике лежит идея гуманизации математического образования, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и уделяющая особое вним...
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности по плаванию, 108 часов.Программа прошла процедуру сертификации и внесена в единый Реестр образовательных программ.
Программа разработана на основе: Федерального закона №273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»....
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности по плаванию, 144 часа. Программа прошла процедуру сертификации и внесена в единый Реестр образовательных программ.
Программа разработана на основе: Федерального закона №273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»....
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности по плаванию, 216 часов. Программа прошла процедуру сертификации и внесена в единый Реестр образовательных программ.
Программа разработана на основе: Федерального закона №273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»....
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности по лыжным гонкам, 216 часов. Программа прошла процедуру сертификации и внесена в единый Реестр образовательных программ.
Общеразвивающая программа по лыжным гонкам (далее - Программа) соответствует «базовому уровню сложности», по содержанию является физкультурно - спортивно, по функциональному предназначению...