Программа "Одарённые дети" на 2010-2015гг
учебно-методический материал на тему

Рябова Марина Николаевна

Комплексно-целевая программа "Одарённые дети"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа «Одарённые дети»

Наименование комплексно-целевой программы

Одарённые дети

Заказчик

Совет школы

Основные разработчики

Рабочая группа из представителей администрации, членов Методического Совета и педагогов.

Цель:

Формирование системы выявления,  поддержки и развития одаренных детей, обеспечение условий для их личностной, социальной самореализации.

Задачи:

  1. Создать систему выявления талантливых и одаренных детей.
  2. Строить учебно-воспитательный процесс на основе современных педагогических технологий, реализовывать программы профильного обучения.
  3. Создать условия для реализации индивидуальных творческих способностей в процессе вовлечения их в научно-исследовательскую, поисковую и эстетико-художественную деятельность.
  4. Обеспечить психолого-педагогическую и социальную поддержку одаренных детей.
  5. Объединить усилия педагогов и родителей по развитию способностей у одаренных учащихся.
  6. Обеспечить психологическую и методическую подготовку учителей, способных поддерживать уникальность ребенка.

Сроки реализации Программы:

2010- 2015 г.

Орган, ответственный за реализацию Программы:

Совет школы осуществляет  контроль сроков и выполнения мероприятий программы

Координационный совет один раз в год анализирует исполнение программы и  информирует Совет о  реализации Программных мероприятий.

Целевые руководители отчитываются перед Координационным советом  о деятельности в рамках конкретных направлений реализации программы.

Источники финансирования:

Бюджет школы, привлеченные спонсорские средства, гранты

Ожидаемые конечные результаты:

  1. Повышение качества знаний в профильных классах и группах.
  2. Обеспечение конкурентоспособности, функциональной грамотности и социальной ориентации выпускников школы.
  3. Увеличение удельного веса численности обучающихся, принявших участие в предметных олимпиадах, конкурсах, конференциях:
  4. школьный уровень до 50 %
  5. муниципальный уровень до 20 %
  6. республиканский уровень до 3 %.

1. Пояснительная записка

Отечественная система образования обновляется на основе гуманистических принципов. Перед педагогической наукой стоит задача воспитания человека с новым, интеллектуальным уровнем самосознания, способного к концептуальному мышлению, творческой деятельности и самостоятельному управлению собственной деятельностью и поведением. Смена приоритетов образования связана с глубоким кризисом общества, с процессами глобализации и интеграции, происходящими в мире. Реформа образования в России приняла необратимый характер, а государственная политика в области образования характеризуется как гуманная, направленная на приоритет общечеловеческих ценностей, свободного развития личности.

Миссия школы по отношению к одаренным учащимся – предоставление каждому обучающемуся сферы деятельности, необходимой для реализации интеллектуальных и творческих способностей, формирование потребности в непрерывном самообразовании, активной гражданской позиции, культуры здоровья, способности к социальной адаптации и творческому самовыражению.

Реализуя одно из направлений Программы развития школы «Развитие мотивации учащихся на основе использования современных образовательных технологий в учебном процессе», развивая творческие и познавательные способности учащихся, школа лидирует среди  школ города Абазы в предметных олимпиадах, научно-практических конференциях. Последние три года учащиеся школы становятся абсолютными  победителями на муниципальном этапе всероссийской предметной олимпиады школьников по большинству предметов в разных параллелях, также занимают наибольшее количество призовых мест и одерживают победу в муниципальной научно-практической конференции. В целом охват участием в вышеназванных мероприятиях составляет более  50 % учащихся.

Учебный год

Количество обучающихся – победителей и призёров

Муниципальный уровень

Республиканский уровень

Всероссийский уровень

Всероссийская предметная олимпиада учащихся

2007-2008

59

6

Участие ученицы 11кл. Косырьковой О., секция информатика и ИТ, учитель Панова Т.И.

2008-2009

25

2

-

2009-2010

86

4

-

Научно-практическая конференция учащихся

2007-2008

12

1

-

2008-2009

20

1

-

2009-2010

27

1

-

Всероссийские и международные игровые конкурсы

«Кенгуру»

«Золотое руно»

«Русский медвежонок»

«Британский

 Бульдог»

«КИТ – 2008»

ЧИП

2007/08гг

244

102

311

59

-

-

2008/09гг

257

108

253

91

20

-

2009/10гг

245

114

208

104

23

68

Значимые достижения 2009-2010гг

Предметная олимпиада Сибирского Федерального округа для выпускников

(СФУ, г. Красноярск)

Пономарев Н. (информатика и ИКТ) – призер;

Захарова Е. (информатика и ИКТ) – призер;

Пономарев Н. (физика) – призер;

Черемнов И. (физика) – призер;

Гатилов Д. (физика) – призер;

Благодатских Д. (история) – призер.

Всероссийский конкурс исследовательских работ «Познание и творчество» Рыженков А., 6кл. – лауреат I степени, учитель Горшкова З.Н.

Всероссийский конкурс исследовательских работ «Познание и творчество» Саночкина Е., 8кл. – лауреат, учитель Кашперова Т.В.

Всероссийский открытый конкурс исследовательских работ «Первые шаги» Калабин А., 11кл. – лауреат I степени, учитель Сотова В.В.

Внеклассная и внеурочная деятельность учащихся организуется учителями-предметниками за счет средств, предусмотренных на эти цели: проводится большая работа по подготовке учащихся к участию в предметных олимпиадах, научно-практических конференциях, конкурсах. При проведении сравнительного анализа результатов предметных олимпиад за последние три года наблюдается положительная динамика результативности на муниципальном уровне, понижение на республиканском уровне, научно-практические конференции учащихся - положительная динамика на муниципальном уровне, стабильность результатов на республиканском уровне. За последние три года наблюдается уменьшение количества участников во Всероссийской игре-конкурсе «Русский медвежонок». Причины, вследствие которых наблюдается такая результативность: не на должном уровне объединены усилия педагогов и родителей по развитию способностей у одарённых учащихся, слабая психологическая и методическая подготовка учителей, способных поддержать уникальность ребёнка, не сформирована система выявления одарённых детей.

Важнейшие факторы, влияющие на эффективность работы с одаренными детьми:

1. Развитие личности одаренных детей – это изменение интеллектуальной, эмоциональной и волевой сферы ребенка. Развитие учебной деятельности способствует развитию субъектности ребенка, способности быть автором, активным созидателем жизни. Уметь ставить цель. Искать способы ее достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него. Относиться к своим способностям как к ресурсам. Стремиться их максимально использовать и выйти за их пределы. Развитие личности всегда связано с появлением психических новообразований. Этот процесс происходит через адаптацию и освоение социокультурных норм. Через развитие умения учиться.

2. Содержание образования – включает систему знаний, умений и навыков, а также  опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностного отношения ребенка к миру. Содержание образования является основой для развития ценностей и смыслов, основой для развития его нравственной позиции и духовности.

3.Эффективные формы занятий – индивидуальные занятия, научно-исследовательская деятельность, совместная творческая деятельность. Нельзя недооценивать роль совместной деятельности в работе с одарёнными учащимися, т.к. от сформированности коммуникативных умений одарённых учащихся зависит их дальнейшая социальная адаптация.

4. Требования к учителю, работающему с одаренными детьми:

1. Позитивная Я -  концепция.

2. Целеустремленность и настойчивость.

3. Зрелость.

4. Эмоциональная стабильность.

5. Доброжелательность.

6. Эмпатийность.

7. Рефлексивность.

8. Широкий кругозор.

9. Активность.

10. Гибкость ума.

11. Креативность.

12. Стрессоустойчивость.

13. Хорошее здоровье.

14. Иметь специальную подготовку для работы с одаренными детьми.

15. Уметь индивидуализировать обучение:

- уметь строить обучение в соответствии с результатами диагностического обследования учащихся и самостоятельно проводить психологические исследования;

- уметь модифицировать учебные программы;

- уметь разрабатывать индивидуальные образовательные стратегии в изучении тем;

- использовать активные формы и методы обучения;

- уметь организовать консультирование учащихся;

- умение организовать учебное сотрудничество.

Для реализации программы школа имеет высокопрофессиональное кадровое обеспечение, педагогический коллектив школы – 75 человек.

№ п/п

Наименование

Штатные педагогические работники

(человек)

Внутренние совместители

(человек)

Внешние совместители

(человек)

1

Всего педагогических работников,

из них имеют:

73

10

2

1.1

высшее профессиональное образование

62

8

2

1.2

среднее профессиональное образование (не имеющие высшего образования)

11

2

1.3

профессиональное образование в области дефектологии, по направлению подготовки «Педагогика и психология»    (среднее профессиональное/высшее профессиональное)

Педагог-психолог – 2

Логопед-дефектолог -1

(у всех высшее профессиональное образование)

1

-

1.4

высшую квалификационную категорию

13

5

-

1.5

первую квалификационную категорию

32

5

-

1.6

вторую квалификационную категорию

7

-

-

1.7

награды, почетные звания

14

1

-

2.

Численность педагогических работников, повышающих квалификацию в настоящее время (курсы повышения квалификации, переподготовка)

-

-

-

3.

Численность педагогических работников, повысивших квалификацию в течение последних 5 лет (курсы повышения квалификации, переподготовка)

68

10

2

4.

Численность педагогических работников, повысивших квалификацию в течение последних 5 лет по профилю преподаваемой дисциплины

68

10

2

Школа имеет достаточно хорошую материально-техническую базу: оборудованы два кабинета информатики и ИКТ, где работают высококвалифицированные специалисты, оба кабинета объединены в локальную сеть, имеется выход в Интернет, три спортивных зала и тренажёрный зал, две библиотеки, изостудия, танцевальная студия, шахматный клуб, автокласс, компьютеров 42, мультимедийных проекторов 15, интерактивных досок 1, ноутбуков 4.

2. Этапы выполнения Программы

1. Проектировочный этап – 2010 -2011 учебный год.

Цель: подготовка условий для совершенствования системы работы с одаренными учащимися в школе.

Задачи:

- изучение последних изменений в нормативной базе, подзаконных актах;

- разработка программы работы с одаренными учащимися, должностных инструкций, распределение обязанностей;

- анализ материально-технических, педагогических условий реализации программы.

2. Практический этап - 2011-2013 гг.

Цель: формирование системы выявления,  поддержки и развития одаренных детей.

Задачи:

- создать систему выявления талантливых и одаренных детей;

- строить учебно-воспитательный процесс на основе современных педагогических технологий, реализовывать программы профильного обучения;

- создать условия для реализации индивидуальных творческих способностей в процессе вовлечения их в научно-исследовательскую, поисковую и эстетико-художественную деятельность;

- обеспечить психолого-педагогическую и социальную поддержку одаренных детей;

- объединить усилия педагогов и родителей по развитию способностей у одаренных учащихся;

- обеспечить психологическую и методическую подготовку учителей, способных поддерживать уникальность ребенка.

3. Обобщающий этап – 2014 - 2015 гг.

Цель: анализ итогов реализации программы.

Задачи:

  1. проанализировать результаты реализации программы;
  2. провести коррекцию затруднений педагогов в реализации программы;
  3. обобщить и распространить положительный опыт.

3. Мероприятия, проводимые в рамках реализации Программы

Мероприятия

Сроки реализации

Исполнители и ответственные

1

Создание координационного совета по реализации Программы

2010 г.

Зам. директора по УВР (З1)

2

Анализ и создание условий, необходимых для реализации Программы

2010-2011гг.

Зам. директора по УВР (З2)

3

Повышение квалификации педагогов школы (педагога-психолога, социального педагога, учителей-предметников, проявляющих интерес к проблеме работы с одаренными детьми).

2010-2015гг

Зам. директора по УВР (З2)

4

Выделение рабочего времени педагогам для возможности осуществления индивидуальной или групповой работы над исследовательскими работами, проектами

В течение всего срока реализации

директор

5

Разработка и издание методических рекомендаций по применению инновационных технологий в учебно-воспитательном процессе, диагностических, развивающих программ и методик.

2011-2015

Методический Совет

6

Организация и осуществление комплексного мониторинга по выявлению одаренных детей и детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачек в развитии способностей.

В течение всего срока реализации программы

Педагог – психолог по начальной школе и среднему звену

7

Создание базы данных об учащихся на основе комплексной оценки

2011-2012

Зам. директора по УВР (З2, З3)

8

Обеспечение индивидуального сопровождения учащихся, склонных к интеллектуальному труду

В течение всего срока

Руководители ШМО, учителя-предметники

9

Проведение психопрофилактической работы, направленной на повышение степени устойчивости при стрессовых ситуациях подростков и педагогов.

В течение всего срока реализации

Педагог – психолог по начальному и среднему звену.

10

Проведение профориентационной работы с учащимися для определения сферы интересов и практического применения результатов исследовательской деятельности.

В течение всего срока реализации программы

Классные руководители

11

Привлечение к сотрудничеству в рамках социального партнерства:

  1. специалистов различных направлений и профилей других учебных учреждений (в том числе учреждений дополнительного образования);
  2. активных родителей учащихся.

В течение всего срока реализации программы

Зам. директора по УВР, Попечительский совет

12

Укрепление материальной базы учебных специализированных кабинетов для осуществления возможности исследовательской деятельности.

В течение всего срока реализации

директор

13

Создание условий информационного обеспечения.

2010г.

Библиотекарь, учителя информатики

14

Создание банка данных о творческих конкурсах различного уровня и условиях участия в них

В течение всего срока

Зам. директора по УВР, ВР, руководители ШМО

15

Формирование профильных классов и групп

ежегодно

Зам. директора по УВР

16

Создание научного общества учащихся для реализации условий взаимодействия и взаимного обогащения учащихся, склонных к научному труду.

2010г

Зам. директора по УВР

17

Проведение школьной научно-практической конференции учащихся, участие в Международных играх-конкурсах.

ежегодно

Зам. директора по УВР, руководители ШМО

18

Создание фонда помощи и поддержки одаренным детям для участия в выездных олимпиадах, конкурсах, конференциях, различного уровня.

2011 – 2012гг

Попечительский совет

19

Поощрение (награждение) учащихся, имеющих стабильно высокие результаты на олимпиадах, конкурсах, конференциях муниципального, регионального уровня.

2010 – 2015гг

директор

20

Проведение ежегодного праздника «День школы" в честь победителей олимпиад и отличников учебы

ежегодно

Зам. директора по ВР, директор

21

Совершенствование компьютерной грамотности педагогов и учащихся для более полного использования ИКТ.

В течение всего срока

Зам. директора по УВР.

22

Формирование “портфолио” учащегося для отражения его успехов

2010-2015гг

Кл. руководители

4. Финансирование программы

Статьи расхода

Сумма

Бюджетные средства

Внебюджетные средства

 1

Премии для учащихся, имеющих стабильно высокие результаты

 

 

+

 2

Оплата участия в выездных конкурсах регионального уровня

 

 

+

 3

Организация приема в честь победителей олимпиад, конкурсов и отличников учебы

 

+

+

 4

Укрепление материальной базы учебных специализированных кабинетов для осуществления возможности исследовательской деятельности.

 

 

+

 

 5

Оплата занятий учителей с учащимися по Программе

 

+

 

 6

Расходы на техническое сопровождение оборудования (заправка картриджей, бумага, ремонт)

 

+

+

 7

Цифровая видеокамера для экспериментальной деятельности

 

 

+

 8

Обучение на специализированных курсах педагогов, проявляющих интерес к проблеме работы с одаренными детьми, в рамках повышения квалификации

 

+

+

6. Критерии оценки эффективности ожидаемых результатов

6.1 Повышение качества знаний в профильных классах и группах

6.2. Количественные и качественные показатели участия школьников в городских и республиканских олимпиадах, конференциях, игровых и творческих конкурсах.

6.3. Положительная динамика проявления интереса учащихся к исследовательской деятельности.

6.4. Положительная динамика проявления интереса педагогов к исследовательской деятельности.

6.5. Рост профессионального мастерства учителей, отраженный в “портфолио” учителя-предметника.

6.6. Уровень социальной успешности выпускников.

7. Формы представления результатов Программы

7.1. Ежегодные аналитические отчеты о ходе реализации  программы.

7.2. Написание педагогами школы методических рекомендаций по проблеме эффективного взаимодействия с одаренными детьми.

7.3. Публикация в информационных изданиях издательских фирм «Завуч», «1 сентября», «Поиск» и др. материалов по инновационным  технологиям, по организации научно-исследовательской деятельности учащихся.

7.4. Публикации в материалах республиканских НПК по данному направлению.

7.5. Участие педагогов в Интернет конференциях, форумах по работе с одарёнными детьми.



Предварительный просмотр:

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «АСОШ №50»

____________________ С.Ю. Валов.

 «______» ______________2012 год

ПЛАН РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

НА 2012 – 2013 УЧЕБНЫЙ ГОД  

Месяц

Содержания  деятельности

Ответственный

Сентябрь

Изучение федеральной,  республиканской, муниципальной нормативно-правовой  базы  работы  с  одаренными  детьми.

Разработка  программ,  спецкурсов,  элективных  курсов,  факультативов  и  объединений  дополнительного  образования

Разработка  и  корректировка  нормативно-инструктивной  базы  ОУ:

-программа  «Одаренные  дети  школы»;

-положение  о  школьном  этапе  предметной  олимпиады;

- положение о школьной НПК

Формирование  доп. образования  детей: формирование  групп,  составление  расписания

Принятие:

-плана  работы  с  одаренными  детьми;

-локальных  актов,  регламентирующих  работу  с  одаренными  детьми

Издание  приказа:

- «О  назначении  педагогов  на  ведение  факультативов, элективных  курсов,  предметных  кружков»;

Методический совет с рассмотрением вопроса о подготовке к школьной НПК, школьного этапа Всероссийской олимпиады учащихся

Проведение 1 этапа декадника биологии, географии «Мой город – Моя Абаза»

Старт смотра-конкурса «Ученик года 2013».

Участие учащихся в конкурсах, соревнованиях, конференциях различного уровня

Проведение  диагностических  процедур  мониторинга  одаренных  детей

Рябова М.Н.


Валова Е.В.


Зам директора по УВР




Зам. директора по ВР

Директор







Рябова М.Н.



Руководитель ШМО биологии

Зам. директора по ВР


Классные руководители

Октябрь

Проведение школьного этапа НПК учащихся

Участие команды обучающихся на муниципальном этапе НПК «Интеллектуальный Марафон»

Проведение школьного этапа предметной олимпиады учащихся

Проведение 2 этапа декадника биологии, географии, химии экологической направленности

Участие в игровом конкурсе по информатике «КИТ»

Рябова М.Н.



Зажигаев А.В.


Кирилюк О.С.


Панова Т.И.

Ноябрь

Участие обучающихся на муниципальном этапе Всероссийской олимпиады учащихся

Участие обучающихся на муниципальном этапе НПК


Участие в игровом конкурсе «Русский медвежонок – 2012»

(2-11кл.)

Участие в Международном турнире по интеллектуальному многоборью среди ОУ «Эрудиты Планеты – 2013» (1-5кл.)

Участие в муниципальном этапе олимпиады «Мы юные избиратели»

Участие в городской спартакиаде школьников

Контроль:

- за проведением факультативов, ЭК;

-организации  системы  дополнительного образования  детей;

-тематического и календарного  планирования.

Всемирный день матери:

- Участие в муниципальном фотоконкурсе «Моя мама»;

- Выставка рисунков, плакатов «Мама, милая мама, как тебя я люблю»

Зажигаев А.В.


Рябова М.Н.


Захарова Л.К.


Фомина Е.Б.


Хуртина Е.А.


Зам. директора по ВР

Зам. директора по УВР


Зам. директора по ВР

Декабрь

Участие в Международном игровом конкурсе «Британский Бульдог»

День Наума Грамотника – праздник для победителей олимпиад

Участие в турнире «Мини-футбол в школу» (муниципальный этап)

Контроль:

- за проведением факультативов, ЭК;

-организации  системы  дополнительного образования  детей;

-тематического и календарного  планирования.

 Проведение 1 этапа декадника истории, обществоведения и права «Правовая неделя»

Сорокина Г.С.


Зам. директора по ВР



Зам. директора по УВР, ВР


Горшкова З.Н.

Январь

Участие в Международном турнире по интеллектуальному многоборью среди ОУ «Эрудиты Планеты – 2013». Третий этап Чемпионат страны (1-5кл.)

Участие обучающихся на республиканском этапе Всероссийской олимпиады учащихся

1 этап предметного декадника русского языка и литературы

«Итак, она звалась Татьяной»

Фомина Е.Б.



Зажигаев А.В.


Захарова Л.К.

Февраль

Проведение декадника по иностранному языку «С любовью в сердце»

Проведение декадника русского языка и литературы «Носил он совесть близко к сердцу…» к 75-летию В.С. Высоцкого»

Участие в игровом конкурсе «Золотое Руно»

Сорокина Г.С.


Захарова Л.К.


Горшкова З.Н.

Март

Участие в международном игровом математическом конкурсе «Кенгуру»

Участие в республиканской интеллектуальной игре «Сто вопросов – сто ответов о войне»

«Мисс выпускница»4 классы


Проведение на базе школы республиканского семинара учителей иностранного языка, подготовка площадки по теме «Организация внеклассной работы по иностранному языку с одарёнными учащимися»

Контроль:

- за проведением факультативов, ЭК;

-организации  системы  дополнительного образования  детей;

-тематического и календарного  планирования.

Ганненко Н.В.


Горшкова З.Н.


Зам. директора по ВР

Сорокина Г.С.




Зам. директора по УВР, ВР


Апрель

Проведение предметного декадника по математике «Нестандартные задачи математики, физики, информатики»

Участие в Международном игровом конкурсе «ЧИП»

Ганненко Н.В.


Кирилюк О.С.

Май

Смотр  школьных  портфолио  учащихся 9-го  класса


Проведение 2 этапа декадника по истории, обществознанию и праву «Сталинградская битва – 70 лет»

Формирование базы данных по одарённым детям

Контроль:

- за проведением факультативов, ЭК;

-организации  системы  дополнительного образования  детей;

-тематического и календарного  планирования.

Рябова М.Н., кл. руководители

Горшкова З.Н.


Руководители ШМО, зам. директора по УВР

Ежегодные мероприятия

Мероприятия

Сроки реализации

Исполнители и ответственные

3

Повышение квалификации педагогов школы (педагога-психолога, социального педагога, учителей-предметников, проявляющих интерес к проблеме работы с одаренными детьми).

В течение года по возможности

Зам. директора по УВР (З2)

4

Выделение рабочего времени педагогам для возможности осуществления индивидуальной или групповой работы над исследовательскими работами, проектами

В течение года

директор

8

Обеспечение индивидуального сопровождения учащихся, склонных к интеллектуальному труду

В течение года

Руководители ШМО, учителя-предметники

9

Проведение психопрофилактической работы, направленной на повышение степени устойчивости при стрессовых ситуациях подростков и педагогов.

В течение года

Педагог – психолог по начальному и среднему звену.

10

Проведение профориентационной работы с учащимися для определения сферы интересов и практического применения результатов исследовательской деятельности.

В течение года

Классные руководители

11

Привлечение к сотрудничеству в рамках социального партнерства:

  1. специалистов различных направлений и профилей других учебных учреждений (в том числе учреждений дополнительного образования);
  2. активных родителей учащихся.

В течение года

Зам. директора по УВР, Попечительский совет

12

Укрепление материальной базы учебных специализированных кабинетов для осуществления возможности исследовательской деятельности.

Постоянно

директор

13

Создание условий информационного обеспечения.

В течение всего года

Библиотекарь, учителя информатики

14

Создание банка данных о творческих конкурсах различного уровня и условиях участия в них

В течение всего года

Зам. директора по УВР, ВР, руководители ШМО

15

Формирование профильных классов и групп

ежегодно

Зам. директора по УВР

16

Создание научного общества учащихся для реализации условий взаимодействия и взаимного обогащения учащихся, склонных к научному труду.

2010г

Зам. директора по УВР

19

Поощрение (награждение) учащихся, имеющих стабильно высокие результаты на олимпиадах, конкурсах, конференциях муниципального, регионального уровня.

В течение всего года по возможности

директор

21

Совершенствование компьютерной грамотности педагогов и учащихся для более полного использования ИКТ.

постоянно

Зам. директора по УВР.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитический отчет за 2010-2015гг

Аналитический отчет учителя математики на подтверждение 1 квалификационой категории....