Программа "Одарённые дети" на 2010-2015гг
учебно-методический материал на тему
Комплексно-целевая программа "Одарённые дети"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа "Одарённые дети" на 2010-2015гг | 310.5 КБ |
План работы с одарёнными детьми на 2012-2013гг | 61.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа «Одарённые дети»
Наименование комплексно-целевой программы | Одарённые дети |
Заказчик | Совет школы |
Основные разработчики | Рабочая группа из представителей администрации, членов Методического Совета и педагогов. |
Цель: | Формирование системы выявления, поддержки и развития одаренных детей, обеспечение условий для их личностной, социальной самореализации. |
Задачи: |
|
Сроки реализации Программы: | 2010- 2015 г. |
Орган, ответственный за реализацию Программы: | Совет школы осуществляет контроль сроков и выполнения мероприятий программы Координационный совет один раз в год анализирует исполнение программы и информирует Совет о реализации Программных мероприятий. Целевые руководители отчитываются перед Координационным советом о деятельности в рамках конкретных направлений реализации программы. |
Источники финансирования: | Бюджет школы, привлеченные спонсорские средства, гранты |
Ожидаемые конечные результаты: |
|
1. Пояснительная записка
Отечественная система образования обновляется на основе гуманистических принципов. Перед педагогической наукой стоит задача воспитания человека с новым, интеллектуальным уровнем самосознания, способного к концептуальному мышлению, творческой деятельности и самостоятельному управлению собственной деятельностью и поведением. Смена приоритетов образования связана с глубоким кризисом общества, с процессами глобализации и интеграции, происходящими в мире. Реформа образования в России приняла необратимый характер, а государственная политика в области образования характеризуется как гуманная, направленная на приоритет общечеловеческих ценностей, свободного развития личности.
Миссия школы по отношению к одаренным учащимся – предоставление каждому обучающемуся сферы деятельности, необходимой для реализации интеллектуальных и творческих способностей, формирование потребности в непрерывном самообразовании, активной гражданской позиции, культуры здоровья, способности к социальной адаптации и творческому самовыражению.
Реализуя одно из направлений Программы развития школы «Развитие мотивации учащихся на основе использования современных образовательных технологий в учебном процессе», развивая творческие и познавательные способности учащихся, школа лидирует среди школ города Абазы в предметных олимпиадах, научно-практических конференциях. Последние три года учащиеся школы становятся абсолютными победителями на муниципальном этапе всероссийской предметной олимпиады школьников по большинству предметов в разных параллелях, также занимают наибольшее количество призовых мест и одерживают победу в муниципальной научно-практической конференции. В целом охват участием в вышеназванных мероприятиях составляет более 50 % учащихся.
Учебный год | Количество обучающихся – победителей и призёров | ||
Муниципальный уровень | Республиканский уровень | Всероссийский уровень | |
Всероссийская предметная олимпиада учащихся | |||
2007-2008 | 59 | 6 | Участие ученицы 11кл. Косырьковой О., секция информатика и ИТ, учитель Панова Т.И. |
2008-2009 | 25 | 2 | - |
2009-2010 | 86 | 4 | - |
Научно-практическая конференция учащихся | |||
2007-2008 | 12 | 1 | - |
2008-2009 | 20 | 1 | - |
2009-2010 | 27 | 1 | - |
Всероссийские и международные игровые конкурсы
«Кенгуру» | «Золотое руно» | «Русский медвежонок» | «Британский Бульдог» | «КИТ – 2008» | ЧИП | |
2007/08гг | 244 | 102 | 311 | 59 | - | - |
2008/09гг | 257 | 108 | 253 | 91 | 20 | - |
2009/10гг | 245 | 114 | 208 | 104 | 23 | 68 |
Значимые достижения 2009-2010гг
Предметная олимпиада Сибирского Федерального округа для выпускников (СФУ, г. Красноярск) Пономарев Н. (информатика и ИКТ) – призер; Захарова Е. (информатика и ИКТ) – призер; Пономарев Н. (физика) – призер; Черемнов И. (физика) – призер; Гатилов Д. (физика) – призер; Благодатских Д. (история) – призер. |
Всероссийский конкурс исследовательских работ «Познание и творчество» Рыженков А., 6кл. – лауреат I степени, учитель Горшкова З.Н. |
Всероссийский конкурс исследовательских работ «Познание и творчество» Саночкина Е., 8кл. – лауреат, учитель Кашперова Т.В. |
Всероссийский открытый конкурс исследовательских работ «Первые шаги» Калабин А., 11кл. – лауреат I степени, учитель Сотова В.В. |
Внеклассная и внеурочная деятельность учащихся организуется учителями-предметниками за счет средств, предусмотренных на эти цели: проводится большая работа по подготовке учащихся к участию в предметных олимпиадах, научно-практических конференциях, конкурсах. При проведении сравнительного анализа результатов предметных олимпиад за последние три года наблюдается положительная динамика результативности на муниципальном уровне, понижение на республиканском уровне, научно-практические конференции учащихся - положительная динамика на муниципальном уровне, стабильность результатов на республиканском уровне. За последние три года наблюдается уменьшение количества участников во Всероссийской игре-конкурсе «Русский медвежонок». Причины, вследствие которых наблюдается такая результативность: не на должном уровне объединены усилия педагогов и родителей по развитию способностей у одарённых учащихся, слабая психологическая и методическая подготовка учителей, способных поддержать уникальность ребёнка, не сформирована система выявления одарённых детей.
Важнейшие факторы, влияющие на эффективность работы с одаренными детьми:
1. Развитие личности одаренных детей – это изменение интеллектуальной, эмоциональной и волевой сферы ребенка. Развитие учебной деятельности способствует развитию субъектности ребенка, способности быть автором, активным созидателем жизни. Уметь ставить цель. Искать способы ее достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него. Относиться к своим способностям как к ресурсам. Стремиться их максимально использовать и выйти за их пределы. Развитие личности всегда связано с появлением психических новообразований. Этот процесс происходит через адаптацию и освоение социокультурных норм. Через развитие умения учиться.
2. Содержание образования – включает систему знаний, умений и навыков, а также опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностного отношения ребенка к миру. Содержание образования является основой для развития ценностей и смыслов, основой для развития его нравственной позиции и духовности.
3.Эффективные формы занятий – индивидуальные занятия, научно-исследовательская деятельность, совместная творческая деятельность. Нельзя недооценивать роль совместной деятельности в работе с одарёнными учащимися, т.к. от сформированности коммуникативных умений одарённых учащихся зависит их дальнейшая социальная адаптация.
4. Требования к учителю, работающему с одаренными детьми:
1. Позитивная Я - концепция.
2. Целеустремленность и настойчивость.
3. Зрелость.
4. Эмоциональная стабильность.
5. Доброжелательность.
6. Эмпатийность.
7. Рефлексивность.
8. Широкий кругозор.
9. Активность.
10. Гибкость ума.
11. Креативность.
12. Стрессоустойчивость.
13. Хорошее здоровье.
14. Иметь специальную подготовку для работы с одаренными детьми.
15. Уметь индивидуализировать обучение:
- уметь строить обучение в соответствии с результатами диагностического обследования учащихся и самостоятельно проводить психологические исследования;
- уметь модифицировать учебные программы;
- уметь разрабатывать индивидуальные образовательные стратегии в изучении тем;
- использовать активные формы и методы обучения;
- уметь организовать консультирование учащихся;
- умение организовать учебное сотрудничество.
Для реализации программы школа имеет высокопрофессиональное кадровое обеспечение, педагогический коллектив школы – 75 человек.
№ п/п | Наименование | Штатные педагогические работники (человек) | Внутренние совместители (человек) | Внешние совместители (человек) |
1 | Всего педагогических работников, из них имеют: | 73 | 10 | 2 |
1.1 | высшее профессиональное образование | 62 | 8 | 2 |
1.2 | среднее профессиональное образование (не имеющие высшего образования) | 11 | 2 | |
1.3 | профессиональное образование в области дефектологии, по направлению подготовки «Педагогика и психология» (среднее профессиональное/высшее профессиональное) | Педагог-психолог – 2 Логопед-дефектолог -1 (у всех высшее профессиональное образование) | 1 | - |
1.4 | высшую квалификационную категорию | 13 | 5 | - |
1.5 | первую квалификационную категорию | 32 | 5 | - |
1.6 | вторую квалификационную категорию | 7 | - | - |
1.7 | награды, почетные звания | 14 | 1 | - |
2. | Численность педагогических работников, повышающих квалификацию в настоящее время (курсы повышения квалификации, переподготовка) | - | - | - |
3. | Численность педагогических работников, повысивших квалификацию в течение последних 5 лет (курсы повышения квалификации, переподготовка) | 68 | 10 | 2 |
4. | Численность педагогических работников, повысивших квалификацию в течение последних 5 лет по профилю преподаваемой дисциплины | 68 | 10 | 2 |
Школа имеет достаточно хорошую материально-техническую базу: оборудованы два кабинета информатики и ИКТ, где работают высококвалифицированные специалисты, оба кабинета объединены в локальную сеть, имеется выход в Интернет, три спортивных зала и тренажёрный зал, две библиотеки, изостудия, танцевальная студия, шахматный клуб, автокласс, компьютеров 42, мультимедийных проекторов 15, интерактивных досок 1, ноутбуков 4.
2. Этапы выполнения Программы
1. Проектировочный этап – 2010 -2011 учебный год.
Цель: подготовка условий для совершенствования системы работы с одаренными учащимися в школе.
Задачи:
- изучение последних изменений в нормативной базе, подзаконных актах;
- разработка программы работы с одаренными учащимися, должностных инструкций, распределение обязанностей;
- анализ материально-технических, педагогических условий реализации программы.
2. Практический этап - 2011-2013 гг.
Цель: формирование системы выявления, поддержки и развития одаренных детей.
Задачи:
- создать систему выявления талантливых и одаренных детей;
- строить учебно-воспитательный процесс на основе современных педагогических технологий, реализовывать программы профильного обучения;
- создать условия для реализации индивидуальных творческих способностей в процессе вовлечения их в научно-исследовательскую, поисковую и эстетико-художественную деятельность;
- обеспечить психолого-педагогическую и социальную поддержку одаренных детей;
- объединить усилия педагогов и родителей по развитию способностей у одаренных учащихся;
- обеспечить психологическую и методическую подготовку учителей, способных поддерживать уникальность ребенка.
3. Обобщающий этап – 2014 - 2015 гг.
Цель: анализ итогов реализации программы.
Задачи:
- проанализировать результаты реализации программы;
- провести коррекцию затруднений педагогов в реализации программы;
- обобщить и распространить положительный опыт.
3. Мероприятия, проводимые в рамках реализации Программы
№ | Мероприятия | Сроки реализации | Исполнители и ответственные |
1 | Создание координационного совета по реализации Программы | 2010 г. | Зам. директора по УВР (З1) |
2 | Анализ и создание условий, необходимых для реализации Программы | 2010-2011гг. | Зам. директора по УВР (З2) |
3 | Повышение квалификации педагогов школы (педагога-психолога, социального педагога, учителей-предметников, проявляющих интерес к проблеме работы с одаренными детьми). | 2010-2015гг | Зам. директора по УВР (З2) |
4 | Выделение рабочего времени педагогам для возможности осуществления индивидуальной или групповой работы над исследовательскими работами, проектами | В течение всего срока реализации | директор |
5 | Разработка и издание методических рекомендаций по применению инновационных технологий в учебно-воспитательном процессе, диагностических, развивающих программ и методик. | 2011-2015 | Методический Совет |
6 | Организация и осуществление комплексного мониторинга по выявлению одаренных детей и детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачек в развитии способностей. | В течение всего срока реализации программы | Педагог – психолог по начальной школе и среднему звену |
7 | Создание базы данных об учащихся на основе комплексной оценки | 2011-2012 | Зам. директора по УВР (З2, З3) |
8 | Обеспечение индивидуального сопровождения учащихся, склонных к интеллектуальному труду | В течение всего срока | Руководители ШМО, учителя-предметники |
9 | Проведение психопрофилактической работы, направленной на повышение степени устойчивости при стрессовых ситуациях подростков и педагогов. | В течение всего срока реализации | Педагог – психолог по начальному и среднему звену. |
10 | Проведение профориентационной работы с учащимися для определения сферы интересов и практического применения результатов исследовательской деятельности. | В течение всего срока реализации программы | Классные руководители |
11 | Привлечение к сотрудничеству в рамках социального партнерства:
| В течение всего срока реализации программы | Зам. директора по УВР, Попечительский совет |
12 | Укрепление материальной базы учебных специализированных кабинетов для осуществления возможности исследовательской деятельности. | В течение всего срока реализации | директор |
13 | Создание условий информационного обеспечения. | 2010г. | Библиотекарь, учителя информатики |
14 | Создание банка данных о творческих конкурсах различного уровня и условиях участия в них | В течение всего срока | Зам. директора по УВР, ВР, руководители ШМО |
15 | Формирование профильных классов и групп | ежегодно | Зам. директора по УВР |
16 | Создание научного общества учащихся для реализации условий взаимодействия и взаимного обогащения учащихся, склонных к научному труду. | 2010г | Зам. директора по УВР |
17 | Проведение школьной научно-практической конференции учащихся, участие в Международных играх-конкурсах. | ежегодно | Зам. директора по УВР, руководители ШМО |
18 | Создание фонда помощи и поддержки одаренным детям для участия в выездных олимпиадах, конкурсах, конференциях, различного уровня. | 2011 – 2012гг | Попечительский совет |
19 | Поощрение (награждение) учащихся, имеющих стабильно высокие результаты на олимпиадах, конкурсах, конференциях муниципального, регионального уровня. | 2010 – 2015гг | директор |
20 | Проведение ежегодного праздника «День школы" в честь победителей олимпиад и отличников учебы | ежегодно | Зам. директора по ВР, директор |
21 | Совершенствование компьютерной грамотности педагогов и учащихся для более полного использования ИКТ. | В течение всего срока | Зам. директора по УВР. |
22 | Формирование “портфолио” учащегося для отражения его успехов | 2010-2015гг | Кл. руководители |
4. Финансирование программы
№ | Статьи расхода | Сумма | Бюджетные средства | Внебюджетные средства |
1 | Премии для учащихся, имеющих стабильно высокие результаты |
|
| + |
2 | Оплата участия в выездных конкурсах регионального уровня |
|
| + |
3 | Организация приема в честь победителей олимпиад, конкурсов и отличников учебы |
| + | + |
4 | Укрепление материальной базы учебных специализированных кабинетов для осуществления возможности исследовательской деятельности. |
| + |
|
5 | Оплата занятий учителей с учащимися по Программе |
| + |
|
6 | Расходы на техническое сопровождение оборудования (заправка картриджей, бумага, ремонт) |
| + | + |
7 | Цифровая видеокамера для экспериментальной деятельности |
|
| + |
8 | Обучение на специализированных курсах педагогов, проявляющих интерес к проблеме работы с одаренными детьми, в рамках повышения квалификации |
| + | + |
6. Критерии оценки эффективности ожидаемых результатов
6.1 Повышение качества знаний в профильных классах и группах
6.2. Количественные и качественные показатели участия школьников в городских и республиканских олимпиадах, конференциях, игровых и творческих конкурсах.
6.3. Положительная динамика проявления интереса учащихся к исследовательской деятельности.
6.4. Положительная динамика проявления интереса педагогов к исследовательской деятельности.
6.5. Рост профессионального мастерства учителей, отраженный в “портфолио” учителя-предметника.
6.6. Уровень социальной успешности выпускников.
7. Формы представления результатов Программы
7.1. Ежегодные аналитические отчеты о ходе реализации программы.
7.2. Написание педагогами школы методических рекомендаций по проблеме эффективного взаимодействия с одаренными детьми.
7.3. Публикация в информационных изданиях издательских фирм «Завуч», «1 сентября», «Поиск» и др. материалов по инновационным технологиям, по организации научно-исследовательской деятельности учащихся.
7.4. Публикации в материалах республиканских НПК по данному направлению.
7.5. Участие педагогов в Интернет конференциях, форумах по работе с одарёнными детьми.
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «АСОШ №50»
____________________ С.Ю. Валов.
«______» ______________2012 год
Ежегодные мероприятия
№ | Мероприятия | Сроки реализации | Исполнители и ответственные |
3 | Повышение квалификации педагогов школы (педагога-психолога, социального педагога, учителей-предметников, проявляющих интерес к проблеме работы с одаренными детьми). | В течение года по возможности | Зам. директора по УВР (З2) |
4 | Выделение рабочего времени педагогам для возможности осуществления индивидуальной или групповой работы над исследовательскими работами, проектами | В течение года | директор |
8 | Обеспечение индивидуального сопровождения учащихся, склонных к интеллектуальному труду | В течение года | Руководители ШМО, учителя-предметники |
9 | Проведение психопрофилактической работы, направленной на повышение степени устойчивости при стрессовых ситуациях подростков и педагогов. | В течение года | Педагог – психолог по начальному и среднему звену. |
10 | Проведение профориентационной работы с учащимися для определения сферы интересов и практического применения результатов исследовательской деятельности. | В течение года | Классные руководители |
11 | Привлечение к сотрудничеству в рамках социального партнерства:
| В течение года | Зам. директора по УВР, Попечительский совет |
12 | Укрепление материальной базы учебных специализированных кабинетов для осуществления возможности исследовательской деятельности. | Постоянно | директор |
13 | Создание условий информационного обеспечения. | В течение всего года | Библиотекарь, учителя информатики |
14 | Создание банка данных о творческих конкурсах различного уровня и условиях участия в них | В течение всего года | Зам. директора по УВР, ВР, руководители ШМО |
15 | Формирование профильных классов и групп | ежегодно | Зам. директора по УВР |
16 | Создание научного общества учащихся для реализации условий взаимодействия и взаимного обогащения учащихся, склонных к научному труду. | 2010г | Зам. директора по УВР |
19 | Поощрение (награждение) учащихся, имеющих стабильно высокие результаты на олимпиадах, конкурсах, конференциях муниципального, регионального уровня. | В течение всего года по возможности | директор |
21 | Совершенствование компьютерной грамотности педагогов и учащихся для более полного использования ИКТ. | постоянно | Зам. директора по УВР. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Аналитический отчет за 2010-2015гг
Аналитический отчет учителя математики на подтверждение 1 квалификационой категории....