Программа "Здоровье"
методическая разработка по теме
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.
От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь,
мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…»
В.А.Сухомлинский
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.doc | 155.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа № 23»
Программа
Авторы программы:
Заместитель директора по ВР – Н.А.Лушникова
Педагог-организатор – М.Н.Попова
2008-2015гг
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.
От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь,
мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…»
В.А.Сухомлинский
Пояснительная записка
В условиях современной природной и социально-экономической ситуации проблема здо-
ровья детей приобретает глобальный характер. На фоне снижения уровня жизни, социального неблагополучия многих семей, ухудшающейся экологической обстановки и т.д. идёт стремительное ухудшение здоровья детей, что в конечном счёте ведёт к снижению генофонда населения в ближайшей перспективе. Здоровье каждого человека определяется соотношением внешних и внутренних воздействий на его организм, с одной стороны, и возможностями самого организма противостоять нежелательным влияниям, защищаться от них, по возможности усиливая воздействие полезных для здоровья факторов, с другой стороны.
Классификация факторов, влияющих на здоровье школьников
А ведь всего через 5-10 лет современные школьники войдут в общественную жизнь, которая неизбежно потребует от них активности, инициативы, предприимчивости, контактности, самостоятельности, дисциплинированности и просто энергии для того, чтобы трудиться.
Для укрепления связи между учебной деятельностью школьников и их психофизическим здоровьем, профилактики снижения исходного потенциала здоровья учеников в общеобразовательном учреждении функционирует программа «Школа - территория здоровья», разработанная в соответствии с законом РФ «Об образовании» и законом Ставропольского края «Об образовании». В программе представлены основные, приоритетные положения, связанные с личностным развитием, со сбережением здоровья учащихся, с осознанием всеми участниками учебно- воспитательного процесса роли физической культуры, пониманием необходимости здорового образа жизни. Главными направлениями программы являются: организационные, профилактические, оздоровительно – восстановительные, диагностические, консультационные, пропагандистские, коррекционные, обучающие и воспитывающие.
Программа «Школа - территория здоровья» строится на соблюдении принципов:
- индивидуальный подход к потенциалу здоровья каждого ребёнка;
- здоровье – это состояние организма, им нужно научиться управлять;
- здоровье – это результат собственного творчества.
Главное правило программы:
«Сделай так, чтобы ребёнку стало полезно находиться в школе, чтобы он совершенствовался и физически, и духовно».
Цель программы:
формирование и развитие здоровьесберегающей образовательной среды, обеспечивающей сохранение и укрепление здоровья всех участников образовательного процесса.
Задачи программы:
- создание благоприятных условий для сбережения и укрепления здоровья, профилактика заболеваний, содействие правильному физическому развитию, повышение с помощью средств физической культуры умственной работоспособности школьников;
- освоение и использование в работе педагогического коллектива современных и инновационных здоровьесберегающих технологий;
- обеспечение психологического комфорта и условий для самосовершенствования личности ученика;
- формирование у школьников осознанного отношения к своему здоровью, как необходимой составляющей общей культуры человека, устойчивого интереса к занятиям физической культурой и спортом, навыков здорового образа жизни; воспитание гармонично-развитой личности;
- использование физкультурно-познавательного компонента во всех циклах дисциплин УВП;
- организация мониторинга здоровья учащихся и сотрудников школы.
Модель школы здоровья по программе «Школа - территория здоровья»
1.Образование в области здоровья. Это последовательно спланированная программа на весь школьный курс, ориентированная на физические, интеллектуальные, эмоциональные и социальные аспекты здоровья. Цель – здоровье как необходимая составляющая общей культуры.
2. Физическая воспитание (физическая культура и спорт, трудовые навыки) представляет собой последовательно спланированную школьную программу на весь курс обучения физическим навыкам и физической активности, пригодную для всех школьников.
3. Работа медицинского кабинета ориентирована на профилактику и раннее вмешательство, включая оказание неотложной помощи, первой помощи, умение работать с хронически больными детьми, связь с медицинскими учреждениями по месту жительства.
4.Система питания обеспечивает детей разнообразной, вкусной и здоровой пищей, витаминизацию пищевого рациона, йодирование питьевой воды, формирует и отслеживает правила питания в школьном буфете.
5. Служба здоровья школы (Школьный совет содействия укреплению здоровья) оценивает состояние здоровья педагогического и технического персонала, уровень его компетентности по данному вопросу, готовность к системным действиям по сохранению здоровья, поддерживает работу персонала, направленную на обеспечение здоровья учащихся, создает позитивные ролевые модели.
6. Социально- психологическая служба включают в работу создание позитивного психологического климата в образовательном учреждении.
7. Вовлечение родителей и общественности в социуме включает широкий круг возможностей по сохранению и улучшению здоровья школьников.
Предполагаемые результаты реализации программы:
- создание благоприятной образовательной среды, способствующей сохранению и укреплению здоровья, воспитанию и развитию личности;
- повышение функциональных возможностей организма учащихся;
- рост уровня физического развития и физической подготовленности школьников;
- повышение мотивации к двигательной деятельности и здорового образа жизни;
- снижение роста заболеваемости и укрепление иммунитета учащихся и педагогов;
- повышение профессиональной компетенции и заинтересованности педагогов в сохранении и укреплении здоровья школьников;
- поддержка родителями и социума деятельности школы по воспитанию здоровых детей;
- социальная адаптация детей с проблемами в развитии, ограниченными возможностями здоровья; детей, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях
Блок 1
№ | Основные мероприятия | Сроки | Ответственные |
1 | Соблюдение требований к состоянию и содержанию здания и помещений лицея в соответствии с санитарно-гигиеническими нормативами | в течение года | Администрация |
2 | Оборудование учебных кабинетов, спортивного зала, спортивных площадок современным оборудованием и инвентарем | постоянно | Администрация, учителя |
3 | Организация и функционирование одного медицинского кабинета, кабинета здоровьесберегающих технологий в условиях осуществления здоровьесберегающей деятельности | в течение года | Администрация, медработник |
4 | Укрепление материально-технической базы пищеблока | постоянно | Администрация, Зав. пищеблоком |
5 | Организация качественного сбалансированного питания для учащихся и педагогов школы | до 1.09. | Администрация, зав. пищеблоком |
6 | Организация диетического питания для учащихся, имеющих хронические заболевания | постоянно | Зам. директора по УВР |
7 | Обеспечение столовой свежими овощами, фруктами, йодированными продуктами, витаминизация блюд | постоянно | Зам. дир по УВР, медсестра, повар |
8 | Организация социально – психологического сопровождения УВП; комплектование школы квалифицированными специалистами | август | Директор |
Здоровьесберегающая инфраструктура лицея
Блок 2
Рациональная организация образовательного процесса
№ | Основные мероприятия | Сроки | Ответственные |
1 | Соблюдение санитарно-гигиенических норм и требований к организации и объему учебной и внеучебной нагрузки учащихся на всех этапах обучения | постоянно | Администрация, учителя, кл.рук. |
2 | Использование методов и методик обучения, с учётом возрастных возможностей и особенностей учащихся | в течение года | Учителя- предметники, психологи |
3 | Работа по инновационным программам. | постоянно | Зам.директора по ВР, психолог, учителя-предметники |
4 | Соблюдение всех требований к использованию информационно-технических средств в обучении (компьютерное и мультимедийное оборудование, аудиовизуальные средства) | в течение года | Учителя-предметники |
5 | Рациональная и соответствующая требованиям организация уроков физической культуры | постоянно | Учителя физической культуры |
6 | Индивидуализация обучения и работа по индивидуальным программам с учетом индивидуальных особенностей развития | в течение года | Зам.директора по УВР и НМР |
7 | Психологическая поддержка учащихся группы риска и детей с ограниченными возможностями | в течение года | Психолог, учителя-предмет, соц. педагог |
Блок 3
№ | Основные мероприятия | Сроки | Ответственные |
1 | Организация занятий с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе | до 15.09. | Зам. директора по УВР |
2 | Организация работы групп коррегирующей гимнастики, профилактики плоскостопия | постоянно | Мед. работник, учителя физкультуры |
3 | Организация утренней зарядки на свежем воздухе (I и IV четверти), динамических пауз и перемен в начальной школе | в течение года | Зам. директора по УВР, учителя нач. классов |
4 | Проведение физкультминуток, физкультпауз, подвижных перемен, спортивных часов ГПД в режиме рабочего дня | постоянно | Зам.директора по УВР, учителя, кл.рук., воспитатель ГПД |
5 | Проведение в процессе урока физкультпауз для снятия мышечного утомления и гимнастики для глаз по методике В.Базарного | постоянно | Учителя-предметники |
6 | Организация работы спортивных секций по: -баскетболу; -волейболу; -футболу; -легкой атлетике; | в течение года | Учителя физкультуры |
7 | Проведение спортивно-оздоровительных мероприятий (Дня спорта, здоровья; соревнований походов) | регулярно | Зам.директора по ВР, учителя физкультуры |
8 | Контроль деятельности спецгрупп. | в течение года | Зам.директора по ВР, учителя физкультуры |
Организация физкультурно-оздоровительной работы
Блок 4
Лечебно-профилактический
№ | Основные мероприятия | Сроки | Ответственные |
1. | Прохождение ежегодного осмотра всех работников школы узкими специалистами | январь | мед. сестра, |
2. | Медосмотр учащихся 1-9-х классов | ежегодно (по графику) | мед. сестра, |
3. | Проведение декадника по охране зрения: -определение остроты зрения учащихся по классам -определение детей с пониженной остротой зрения; -учет рекомендаций по профилактике зрения | в течение года | Врачи Суворовской участковой больницы, мед. сестра, учителя |
4. | Осуществлять санитарный режим в школе: регулярно проветривать помещение, проводить влажную уборку | в течение года | зам. дир. по ХЧ, классные руководители |
5. | Контроль соблюдения правил по охране труда | 1 раз в четверть | Зам. дир. по УВР и ХЧ, инспектор по ОТ |
6. | Проведение комплекса санитарно-противоэпидемических мероприятий, направленных на профилактику инфекционных заболеваний у здоровых детей и детей с хронической патологией | в течение года | мед. сестра |
7. | Контроль работы по профилактике травматизма и ДТП | в течение года | инструктор по технике безопасности |
8. | Противовирусная вакцинация. | ежегодно (по графику) | мед. сестра |
Блок 5
Просветительно-воспитательная работа с учащимися
№ | Основные мероприятия | Сроки | Ответственные |
1 | Проведение по учебному плану школы уроков здоровья и ОБЖ | в течение года | Учителя – предметники и учителя нач. кл. |
2 | Инструктаж учащихся по технике безопасности на уроках и во внеурочное время | 1 раз в четверть | Классные руководители, инструктор по технике безопасности |
3 | Разработка и внедрение в образовательный процесс программ, направленных на формирование здорового образа жизни:
| ежегодно | Творческие группы |
4 | Проведение бесед, консультаций, лекций, круглых столов, классных часов, просмотр фильмов, библиотечные уроки с рекомендацией списка литературы по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактики асоциальных явлений | в течение года | Администрация, мед. работник, социально-психологическая служба кл. рук. |
5 | Проведение рейдов "Внешний вид – визитная карточка школьника» | 1 раз в месяц | Администрация, мед.сестра |
6 | Выпуск тематических плакатов, листовок, школьных газет; участие в конкурсах рисунков, фотографий, сочинений о здоровом образе жизни и о вреде асоциальных явлений |
7 | Оборудование в кабинетах классных уголков «Помоги себе сам» и стендов по данной тематике» | до 15.10. | Кл.руководители, учителя нач.классов |
8 | Организация работы наркологического школьного поста | в течение года | Зам. дир. по ВР, социально-психологическая служба |
Блок 6
Организация методической работы с педагогами и родителям
№ | Основные мероприятия | Сроки | Ответственные |
1 | Рассмотрение на совещании при директоре вопросов, связанных с выполнением санитарно-гигиенических требований, охраны жизни и здоровья учащихся | по плану работы | Директор |
2 | Проведение семинаров-практикумов, совещаний, консультаций, мастер – классов, круглых столов по направлениям:
| в течение года | Зам.директора по УВР мед.работник |
3 | Проведение акций:
| по плану работы | Зам.директора по ВР, медсестра, социально- психологическая служба, классные руководители |
4 | Проведение родительских собраний, всеобучей по вопросам оздоравливания детей, повышения валеологической грамотности, профилактике асоциальных явлений | 1 раз в четверть | Зам.директора по ВР, классные руководители |
5 | Проведение консультаций для родителей по вопросам организации:
| в течение года | Медико-психолого-педагогическая служба лицея |
6 | Комплектация библиотечки и выставки книг по проблеме здорового образа жизни | постоянно | библиотекарь |
7 | Создание банка массовой пропаганды, выпуск газет, бюллетеней, статей, оформление стендов наглядной агитации | постоянно | Учителя физкультуры |
Блок 7
Мониторинг здоровьесберегающей деятельности лицея
№ | Основные мероприятия | Сроки | Ответственные |
1 | Анализ школьной среды | в течение учебного года | Мониторинговая группа научно-методического совета лицея |
2 | Мониторинг организации работы по обеспечению питанием школьников |
3 | Анализ организации режима, учебной и внеучебной нагрузки учащихся |
4 | Анализ школьной адаптации учащихся младших и старших классов |
5 | Анализ физкультурно-оздоровительной работы, физической активности и подготовленности школьников |
6 | Анализ организации медицинской помощи, уровня и динамики состояния физического и психического здоровья учащихся |
7 | Анализ организации работы школьного наркопоста |
8 | Мониторинг успешности организации двигательного режима школьников |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Тематические классные часы
1-4 классы
- Режим дня
- Закаливание организма
- Культура питания
- Мой друг – Мойдодыр
- Культура одежды
- Профилактика простудных заболеваний
5-8 классы
- Режим дня.
- Способы укрепления здоровья
- Гигиена мальчика и девочки
- О вредных привычках
- О вреде никотина
- О вреде алкоголя
- Имя беды – наркотик
- Определение здорового образа жизни
9-11 классы
- Береги здоровье смолоду
- Гармония тела
- Роль спорта в жизни человека
- Система питания старшеклассника
- Стресс
- Традиции и табакокурение
- исторические аспекты винопития на Руси
- Юридическая ответственность за злоупотребления ПАВ
- Наркотики и их жертвы
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Тематика родительских собраний
- Психологические особенности учащихся (по возрастам)
- Режим дня и гигиенические нормы
- Режим питания
- Семейные конфликты
- Как уберечь ребёнка от наркотиков
- Лекции работников ПДН, ЦРБ
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Конкурсы, викторины, соревнования
- Конкурс творческих работ
- «Поляна здоровья»
- «Зелёная аптека»
- «По дороге с улыбкой»
- «Осторожно: пожар»
- Конкурс плакатов
- «Мы за здоровый образ жизни»
- «Безопасность на дороге»
- Викторина
- «Красный, жёлтый, зелёный»
- «Береги здоровье смолоду»
- Станционные игры «Мы за здоровый образ жизни»
- Спортивные соревнования
- Лёгкая атлетика
- Гимнастика
- Волейбол
- Теннис
- Турслёт, походы
Факторы
Эндогенные
Экзогенные
Возрастные
Наследственные
Половые
Катамнез
Внешкольные
Внутришкольные
Типологические
Индивидуальные
Пороки развития
Перенесённые заболевания
Экологические
.
Экономические
Социальные
Педагогические
Физиолого-гигиенические
Социопсихологические