Педагогический совет «Развития познавательного интереса у школьников»
методическая разработка по теме
Данный педагогический совет разработан на основе технологии модерации
Цель : Через проживание в активных процессах поисково-познавательной деятельности способствовать систематизации знаний о ключевых понятиях « познавательного интереса» и получению представлений о роли учителя его развитии.
Задачи:
- Обобщить и систематизировать теоретические положения о познавательном интересе как основном среди других мотивов учения.
- Определить, в чем состоит стимулирующая роль учителя при развитии познавательного интереса у школьников.
- Используя практический опыт учителей познакомить с приемами формирования познавательного интереса .
- Формирование творческо – поисковой деятельности педагогов школы
Время работы 2 – 2,5 часа
Педагогический коллектив разбивается на группы – творческие мастерские, желательно заранее определить их состав, назначить руководителя мастерской. Всего таких групп может быть шесть.
Задача этого педсовета соединить теорию с практикой, чтобы каждый учитель смог обогатить свой педагогический арсенал, чтобы учителя позаимствовали друг у друга эффективные методы, приемы, формы организации образовательного процесса, способствующие развитию познавательного интереса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskiy_sovet_0.doc | 67 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический совет «Развития познавательного интереса у школьников» (разработан на основе технологии модерации)
Если хочешь воспитывать в детях смелость ума, интерес к серьезной интеллектуальной работе, самостоятельность, как личную черту, вселить в них радость творчества, то создавай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовали царство мысли, дай им возможность почувствовать себя в нем властелинами.
Ш. А. Амонашвили
Цель : Через проживание в активных процессах поисково-познавательной деятельности способствовать систематизации знаний о ключевых понятиях « познавательного интереса» и получению представлений о роли учителя его развитии.
Задачи:
Обобщить и систематизировать теоретические положения о познавательном интересе как основном среди других мотивов учения.
Определить, в чем состоит стимулирующая роль учителя при развитии познавательного интереса у школьников.
Используя практический опыт учителей познакомить с приемами формирования познавательного интереса .
Формирование творческо – поисковой деятельности педагогов школы
Время работы 2 – 2,5 часа
Педагогический коллектив разбивается на группы – творческие мастерские, желательно заранее определить их состав, назначить руководителя мастерской. Всего таких групп может быть шесть.
Задача этого педсовета соединить теорию с практикой, чтобы каждый учитель смог обогатить свой педагогический арсенал, чтобы учителя позаимствовали друг у друга эффективные методы, приемы, формы организации образовательного процесса, способствующие развитию познавательного интереса.
Этап | Время, продолжительность этапа % времени | Активный метод обучения (прием, способ, техника) | Подробное описание АМО (приема, способа, техники) |
Инициация | 5% | «Наш цветок» | Цель: организация эффективного взаимодействия в творческих группах (мастерских) Каждой творческой группе педагогов выдается цветок из 5 разноцветных лепестков. Ведущий педсовета просит посовещавшись, ответить на 5 вопросов. Ответы необходимо написать на лепестке соответствующего цвета, в середине цветка написать название группы. Вопросы: 1. Вашего кредо (лозунг); 2. Ваша цель в педагогической деятельности; 3. Мастерство учителя это 4. Самое главное на уроке; 5. На уроке не допустимо. После выполнения задания каждая группа кратко комментирует ответы, цветки прикрепляются к доске и остаются там до конца работы. |
Вхождение или погружение в тему | 5% | «Блиц – опрос» | Цель: сконцентрировать внимание педагогов вызвать интерес к обсуждению данной темы Ведущий педсовета сообщает тему, цель и задачи мероприятия, его эпиграф. Участники педсовета получают листы, на которых необходимо ответить на три вопроса. Ответы должны быть краткими. Познавательный интерес это .. В чем проявляется познавательный интерес учащегося на уроке? Познавательный интерес и активность. Их взаимосвязь? Ответы собираются для дальнейшей обработки |
Формирование ожиданий | 5% | «Лето – осень» | Цель: выявить ожидание участников педсовета и их опасения от предстоящей работы. На одном листе ватмана нарисовано дерево ожиданий, на другом листе дерево опасений. Всем участникам педсовета раздают листки с клеевой полосой в форме яблок (возможно и другая форма). Цвет яблок - зеленый (2 шт), красный (4 шт), оранжевый (4 шт) На зеленых яблоках пишут свои ожидания и опасения. Далее педагоги наклеивают яблоки на каждое дерево. |
Интерактивная лекция | 10% | Построение Интеллект - карты[1] | Цель: обобщить и систематизировать теоретические положения о познавательном интересе. В ходе выступления на доске (листе ватмана) выстраивается Интеллект – карта, отражающая основные теоретические положения. В центре главная тема - Познавательный интерес. |
Проработка содержания темы | 55% | Метод «Ульи» | Цель: Практическое рассмотрение материала, знакомство с передовым педагогическим опытом, анализ деятельности Каждая творческая группа - творческая мастерская получает задание. После работы каждая группа представляет свою презентацию по заданной теме. Остальные участники педсовета оценивают представленный материал и решение поставленной проблемы. Задание для творческих мастерских: |
Проработка содержания темы | 55% | Метод «Ульи» | Творческая мастерская 1 Классическая педагогика прошлого утверждала – «Смертельный грех учителя – быть скучным». Когда ребенок занимается из-под палки, он доставляет учителю массу хлопот и огорчений, когда же дети занимаются с охотой, то дело идет совсем по-другому. Как прогнать с урока скуку? Как рутинную работу сделать не скучной? Принцип вариативности и повторяемости – как их совместить? Как сделать так, чтобы ребенку хотелось учиться? Представьте себе, что у вас 8 урок, учиться народ не хочет. Что вы предпримите, чтобы не раздражая, не ругаясь, не морализируя заставить что – то делать. Предложите необычное предъявление нового материала, нестандартные методические приемы, способы снятия напряжения на уроке из вашего опыта работы. Форма представления – любая: плакат, рекламный буклет, художественное творчество (песни, частушки, стихи, эссе, проза…), деловая игра (учитель – ученики). |
Творческая мастерская 2. Подготовьте 1 - 2 выступления перед учениками на 2 – 3 минуты каждое. Тема любая. Начните со слов: “Ребята, я хочу рассказать вам…”. Цель – вызвать любопытство, как причину познавательного интереса. Необычная наглядность, мимика и жесты приветствуются. Учитель – это лицедей… Вы согласны? Удивление - сильный стимул познания, его первичный элемент. Представьте отдельные элементы уроков, призванные вызвать у учащихся любопытство, желание трудиться, заниматься монотонным делом ради достижения поставленной цели. Но…познавательный интерес к учебному материалу не может поддерживаться все время только яркими фактами, а его привлекательность невозможно сводить к удивляющему и поражающему воображение. Еще К. Д. Ушинский писал о том, что предмет, для того чтобы стать интересным, должен быть лишь отчасти нов, а отчасти знаком. Новое и неожиданное всегда в учебном материале выступает на фоне уже известного и знакомого. Вот почему для поддержания познавательного интереса важно учить школьников умению в знакомом видеть новое. Как вы это делаете на практике? |
Проработка содержания темы | 55% | Метод «Ульи» | Творческая мастерская 3 За рубежом этот распространенный синдром получил название «гиперактивность с дефицитом внимания». Говорят, что сегодня он встречается примерно у 1/3 подростков. Как создать такие условия, чтобы у подростка не было иного выхода, кроме занятия конкретным, пусть даже самым простым, делом, требующим хотя бы элементарных усилий интеллекта? Предложите несколько оригинальных заданий, форм организации обучения подобной категории детей. Как сделать так, чтобы они не мешали классу? Составьте памятку в помощь начинающему учителю «Как управлять обучением гиперактивного ребенка» Творческая мастерская 4 Предлагаем на основе общих методических материалов по формированию компетентностей у учителей создать модель профессиональной компетентности учителя, работающего со «слабыми детьми» (в классах КРО) Творческая мастерская 5 Данной группе предлагается обработать проведенный блиц – опрос. Результаты работы представить в форме небольшой презентации (3-4 кадра) |
Подведение итогов | 15% | «Лето – осень» | Цель: Оценка работы участников и достижения поставленной цели. Ведущий предлагает после презентации всех групп взять оставшиеся красные и оранжевые яблоки, подойти к деревьям и наклеить на свое зеленое яблоко красное если ожидание сбылось, а опасение не оправдалось и оранжевое если ожидание не сбылось, а опасение оправдалось. Итог достижение цели виден сразу: Поспели красные наливные яблоки - цели достигнуты, корни у дерева крепкие, крона густая. Больше оранжевых яблок (с порчей) - выросло не то что ожидали. |
Эмоциональная разрядка (разминка) | 5% | Веселый коллаж | Цель: Снять усталость и напряжение. Внести элемент непринужденности, расслабления и юмора. Творческая мастерская 5 «Эмоциональной поддержки» По ходу работы педсовета создает коллаж «Формирование познавательного интереса на уроке». Рисунки для этой группы готовятся заранее, желательно, чтобы они были напечатаны на листах разного цвета, как и задания для групп (цвет сохраняется: рисунки, отражающие эмоции на листах желтого цвета, интерес на листах розового цвета и т.д.) Рисунки можно найти в из Microcoft Word, отсканировать из детских книжек. После выступления всех творческих мастерских, представляют коллаж с краткими комментариями. |
Проект решения может быть таким:
Заслушав и обсудив выступления творческих групп по теме педагогического совета, педагогический коллектив принял следующее решение:
С целью развития познавательного интереса продолжить работу по систематизации индивидуальных методических комплексов для разных категорий учащихся по:
диагностике уровня развития познавательного интереса (учителя – предметники, психолог);
созданию индивидуальных образовательных программ (учителя – предметники);
обучению целеполаганию, осознанию целей учения и способов их реализации:
имеется в виду, что цели – это ожидаемые конечные и промежуточные результаты тех действий ученика, которые ведут к реализации их мотивов.
Учитывать при планировании образовательного процесса психологические особенности разных категорий учащихся, выбирать соответствующие их личностным характеристикам методы и формы организации обучения (учителя – предметники, тематическое и поурочное планирование).
Организовать:
постоянно действующий теоретический семинар по проблемам развития положительной мотивации к учению (отв. ……).
практико – ориентированные семинары, круглые столы, методические дни с целью обмена опытом по данной проблеме (отв. …..).
[1] Метод Интеллект - карт подробно описан в работах Т. Бьюзена:
Бьюзен Т. Научи себя думать. Мн.:ООО «Попури», 2004; Бьюзен Т. Карты памяти. М.: Росмэн-Пресс, 2007.
http://www.mnemonica.ru/content/intellektualnye-karty-ot-toni-byuzena;