Программа "Здоровье"
рабочая программа по теме
Программа "Здоровье" расчитана для реализации в средней школе, участники учащиеся 1-11 классов, педагоги и родители
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorove.doc | 116 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОДПРОГРАММА «ЗДОРОВЬЕ»
1.Пояснительная записка
Еще Шопнгауэр заметил, что десять десятых нашего счастья зависит от здоровья. На бытовом уровне понятием «Здоровье» обозначают обычно не только отсутствие болезни – это само собой разумеется; смысл этого слова в быту во многом перекликается с представлением о силе, об устойчивости человека, о его способностях приспосабливаться к самым разнообразным условиям , а так же его адекватности. Последнее – наиболее значимо в обыденных представлениях о психическом и социальном здоровье.
В уставе Всемирной организации здровоохранения здоровью дается такое понятие: Здоровье – это состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, духовное и социальное благополучие. А есть ли у наших детей физическое, духовное и социальное здоровье? По официальнымданным, 96% детей России имеют отклонения в состоянии здоровья.
Результаты медицинского осмотра осенью 2008 года показывают, что 1 группу здоровья не имеет ни один ученик, 2 – 64 человека, 3 – 11 человек.. У учащихся преобладают такие виды хронических заболеваний, как нарушения зрения и осанки, заболевания желудочно-кишечного тракта и нервной системы. На диспансерном учете у окулиста стоит 2 человека, у педиатра – 7 человек.
Диаграмма 1. Соотношение количества соматически здоровых детей и детей с различными отклонениями в здоровье
Диаграмма 2. Количество детей, имеющих наиболее распространённые заболевания.
В сравнении с 2006 годом на 7 % снизился показатель детей имеющих нарушения опорно-двигательной системы, по-прежнему высок % имеющих пониженное зрение (28%), 26% детей имеют болезни нервной системы, появились дети, имеющие болезни суставов (3 человека) и с диагнозом» «ожирение» (4 человека). Причин несколько:
-влияние экологии
-питание детей
-Дети много времени проводят у компьютера и телевизора
-мало двигаются и др.
Одной из возможных причин возникновения и развития высокой заболеваемости может являться умственное переутомление, которое может быть вовремя замечено и ликвидировано на стадии утомления с помощью физических упражнений, релаксации, прослушивания спокойной музыки. Из вышесказанного следует, что школа должна быть не только школой знаний, но и может быть школой здоровья, если:
-все работники школы и учащиеся будут относить свое здоровье к приоритетным направлениям
-в ОУ будут создаваться условия для укрепления здоровья детей и педагогов
-будет повышаться роль физической культуры в оздоровлении
-будет отслеживаться паспорт здоровья учащихся и педагогов
Все это и призвана осуществить программа «Здоровье»
2.Цели и задачи программы
ЦЕЛЬ: сохранение и укрепление здоровья обучающихся и педагогов. Формирование у школьников навыков организации здорового образа жизни посредством развития здоровьесберегающей и здоровьеформирующей среды в образовательном учреждении.
ЗАДАЧИ:
-укрепление материально-технической базы школы, приведение условий обучения в полное соответствие с санитарно-гигиеническими нормами
-формирование у школьников через цикл учебных дисциплин и внеурочных форм деятельности системы знаний о здоровье человека и здоровом образе жизни, мотивации на сохранение своего здоровья и здоровья окружающих людей
-осуществление медико-физиологического и психолого-педагогического мониторинга состояния здоровья обучающихся, создание информационного банка «Состояние здоровья учащихся»
-разработка и внедрение системы оздоровительных, профилактических и коррекционных мероприятий.
Этапы выполнения программы «Здоровье»
Этапы | Наименование мероприятий | Сроки реализации | Исполнители |
1 | Анализ и создание условий, необходимых для сохранения и укрепления здоровья школьников в образовательном учреждении | ||
1.1 | Осуществление контроля за соблюдением норм СаНПиНа | ежегодно | администрация школы |
1.2 | Развитие материально-технической базы школы | ежегодно | администрация школы |
1.3 | Повышение уровня знаний педагогического коллектива школы через семинары, лекции и другие формы работы | ежегодно | администрация школы, методический совет |
1.4 | Разработка и создание методических рекомендаций по применению здоровьесберегающих технологий на уроках и внеклассных мероприятиях | 2009-2010 годы | ШМО классных руководителей |
2 | Организация и проведение диагностических мероприятий | ||
2.1 | Организация и осуществление комплексного мониторинга состояния здоровья обучающихся | ежегодно | администрация школы |
2.2 | Создание базы данных о состоянии здоровья обучающихся и учителей | ежегодно | администрация школы, медработники, учитель биологии |
3 | Организация профилактических, оздоровительных и коррекционных мероприятий для обучающихся | ||
3.1 | Организация и проведение диспансеризации учащихся и педагогов | ежегодно | мед.работники |
3.2 | Обеспечение качественного и рационального питания школьников и педагогов | ежегодно | работники столовой, директор школы, щам АХЧ |
3.3 | Работа по коррекции нарушений опорно-двигательнойго аппарата | ежегодно | учитель физкультуры |
3.4. | Работа по профилактике и коррекции нарушения зрения у школьников | ежегодно | учителя-предметники |
3.5 | Увеличение числа спортивных кружков и секций | ежегодно | администрация школы |
3.6 | Проведение конкурса «Самый здоровый класс» | ежегодно | Совет ДО |
3.7 | Использование разнообразных форм проведения уроков | ежегодно | учителя-предметники |
3.8 | Организация и проведение пришкольного оздоровительного лагеря | ежегодно | администрация школы |
3.9 | Дифференцированный подход к домашнему заданию с целью устранения перегрузок | ежегодно | учителя-предметники |
3.10 | Разработка комплекса упражнений, используемых на физкульт. паузах | ежегодно | учитель ФК, физорги |
4 | Формирование системы знаний о здоровьесбережении | ||
4.1 | Работа по программам: -«Разговор о правильном питании» -«Две недели в лагере здоровья» – «Формула правильного питания". -«Нить Ариадны» (профилактика адиктивного поведения» | ежегодно | учителя 1-2 классов учителя 3-4 классов кл.рук. 5-6 классов классные руководители 7-8 классов |
4.2 | Различные формы урочной и внеурочной деятельности (беседы, тренинги, экскурсии) | постоянно | кл.рук., учителя предметникп |
4.3 | Организация и проведение олимпиад, спортивных праздников и состязаний для школьников с участием педагогов и родителей обучающихся | ежегодно | педагог-организатор, уч. Физкультуры |
4.4 | Работа волонтерского отряда | постоянно | учитель биологии |
4.5 | Соблюдение санитарно-гигиенических норм жизни (зарядка, проветривание кабинетов, наличие сменной обуви) | постоянно | учителя, учащиеся, учитель физкультуры |
4.6 | Соблюдение режима дня | постоянно | родители, учащиеся |
5 | Работа с родителями | ||
5.1 | Проведение совместных спортивных мероприятий и походов с участием учащихся и их родителей | ежегодно | РК школы |
5.2 | Организация и проведение мероприятий по популяризации различных форм здоровьесберегающих факторов среди родителей (беседы, лекции, тренинги, разработка памяток, оформление информационных стендов на предприятиях, показ видеофильмов ….) | ежегодно | Зам ВР, кл. рук. РК школы |
6 | Внешние связи школы в рамках реализации комплексно-целевой программы «Здоровье» | ||
6.1 | Сотрудничество с Тыловайской участковой больницей и другими заинтересованными организациями | постоянно | администрация |
6.2 | Популяризация форм здоровьесберегающей деятельности через лекции, беседы, оформление стендов на предприятиях, сотрудничество со средствами массовой информации | постоянно | коллектив педагогов |
Классные часы
Тема классного часа | класс |
Уход за телом | 1 |
Режим дня школьника | 1 |
Уход за зубами и глазами | 2 |
Как сделать сон полезным? | 3 |
Вредные привычки | 4 |
Красивая осанка | 4 |
Возрастные особенности кожи. Уход за кожей лица, рук и ног. | 5 |
Переутомление | 6 |
Правила личной гигиены подростков. Пользование предметами личной гигиены | 6 |
Подростковый алкоголизм. Пивной алкоголизм. (с просмотром видеофильма) – 2 занятия | 7 |
Здоровье девочки, девушки, женщины | 8 |
Здоровье мальчика, юноши, мужчины | 8 |
Венерические заболевания | 8 |
Употребление ПАВ. Последствия употребления ПАВ – 2 занятия | 9 |
Здоровая семья | 10 |
Медицинское страхование и права больных | 11 |
Родительские собрания
Тема родительского собрания | класс |
Трудности адаптации ребенка в 1 классе | 1 |
Проблема «голубых» экранов | 2 |
Эмоции положительные и отрицательные | 3 |
Физиологическое взросление и его влияние на формирование познавательности и личностных качеств ребенка | 4 |
Трудности адаптации и обучения ребенка в 5 классе | 5 |
Физиологическое и психологическое развитие школьников и пути его совершенствования | 6 |
Половое различие и половое созревание. Проблемы их решения | 7 |
Влияние атмосферы семьи на здоровье ребенка | 8 |
Экзамены без стресса | 9 |
Особенности организации учебного труда школьников в 10 классе и роль родителей в этом процессе | 10 |
Экзамены без стресса | 11 |
Знания, умения и навыки, которые необходимо сформировать к концу учебного года.
класс | Знания, умения, навыки |
1-4 | Знать:
Уметь:
|
5-8 | Знать:
Уметь:
|
9-11 | Знать:
Уметь:
|