Программа "Семья"
рабочая программа по теме
Предварительный просмотр:
Подпрограмма «Семья»
Авторы: Родительский комитет школы, Протопопова И.Ю.
Пояснительная записка
«Мы все родом из детства» , «И хорошее и плохое человек получает в семье». Эти выражения знакомы каждому,
Именно семья была, есть и, по – видимому, всегда будет важнейшей средой формирования личности и главнейшим институтом воспитания. Система семейного воспитания в последнее время претерпевают значительные изменения. Известно, что состояние современной семьи обусловлено рядом негативных факторов, произошло разрушение статуса семьи, как воспитательного института, даже во внешне вполне благополучных семьях отсутствует взаимопонимание между супругами, детьми, и родителями.
Изменилось и качество самой семьи, прервалась преемственность педагогической традиции. Родители нередко проявляют неграмотность в вопросах развития и воспитания. Причинами семейных проблем становится не только социальные трудности, но и психологическому развитию становление личности ребенка.
Нарушены нравственные представления о браке и семье, утрачены традиционные восприятия родительства и детства.
Следствием кризисного состояния семьи также является проблема здоровья детей, в последнее время обозначена как главная проблема национальной безопасности России. Заметно увеличился в обществе, особенно в подростковой среде, рост социально – обусловленных заболеваний, таких как алкоголизм, наркомания, СПИД.
Динамичная и порой непредсказуемая социально – политическая обстановка в стране значительно усложнила воспитательный процесс, когда подрастающее поколение, вобрав в себя все недостатки общества в его переломный период, становится все более непредсказуемым. Аудио-, видеопродукция, компьютерные игры, эскалация населения и жестокости из воспитательного процесса, заменяя детям родительское общение, окончательно подрывая авторитете семьи, школы, образовательных учреждений.
Есть такой старый школьный афоризм: « в работе с детьми – самое трудное – работа с взрослыми». На наш взгляд, сегодня эта мысль актуальна как никогда, потому что современно состояние семьи в России можно охарактеризовать как кризисно. Упала рождаемость, происходит девальвация смысла семейной жизни, ее ориентации на воспитание детей.
К сожалению, резкое социальное расслоение, снижение жизненного уровня большинства населения, не могло не сказаться на состоянии уровня воспитанности детей.
Родители вынуждены основное время уделять решению материально – бытовых проблем в ущерб вопросам культурного, интеллектуального, духовного развития и воспитания детей.
Многие родители считали и считают, что главная их задача – обеспечить содержание ребенка в семье, создать ему условия жизнедеятельности, а его воспитание – дело школы и других учебно – воспитательных учреждений.
Необходимость создания и реализация программы «Семья» была обусловлена этими факторами. Невозможно промедление в решении данных проблем. Выход из этого положения возможен выработке механизмов эффективного взаимодействия системы образовательных учреждений и семьи, в перестройке взглядов на роль семьи, возрождению семьи как главного воспитательного института является продолжением программы «Взаимодействие семьи и школы».
ЦЕЛЬ: Создание благоприятных условий для полноценного социального становления, воспитания и обучения детей.
ЗАДАЧИ:
В работе с родителями:
- формирование у родителей правильных представлений о своей роли в воспитании ребенка как гражданина, о необходимости участия в учебно-воспитательном процессе школы и класса;
- формирование субъективной позиции родителей в работе школы и класса, при проведении различных форм работы с семьей и детьми;
- формирование психолого-педагогической культуры родителей;
- развитие отношений уважения и доверия между родителями и детьми.
В работе с педагогами:
- формирование понимания значимости сотрудничества школы с семьей, роли педагогов в установлении гуманных взаимоуважительных отношений между родителями и детьми;
- формирование у педагогов потребности и умения решать проблемы каждого ребенка на основе совместного заинтересованного диалога с родителями;
- освоение педагогами способов изучения семьи, диалоговых и сотруднических форм взаимодействия с родителями, форм организации совместной деятельности родителей и детей.
Организационно-управленческие задачи:
- разработать и обеспечить систему психолого-педагогического просвещения родителей;
- организовать методическую работу с педагогами по проблеме взаимодействия с семьей;
- организовать работу родительского комитета школы, поднять его престиж и роль в решении вопросов жизнедеятельности школы;
- обеспечить (по возможности) проведение воспитательных мероприятий в школе и классе с участием родителей;
- разработать и обеспечить систему стимулирования родителей и педагогов.
Механизм реализации программы
Осуществляется через:
- мониторинговые исследования и определение перспектив;
- установление партнерских отношений педагогов, родителей, детей, создание единого социокультурного пространства;
- психолого – педагогическое сопровождение психологического просвещения родителей, вовлечение родителей в педагогическое самообразование, изучение и внедрение лучшего опыта семейного воспитания, проведение совместных проблемных семинаров;
- внедрение здоровьесберегающих технологий, формирующих позитивные установки на ЗОЖ;
- привлечение родителей к непосредственной творческой деятельности с детьми, к активной созидательной воспитательной практике по возрождению национальных духовных традиций;
- повышение роли дополнительного образования детей в развитии форм семейного досуга, организацию совместной деятельности детей и взрослых: военно – патриотическое, научно – техническое, художественное, эстетическое, экологическое, физическое воспитание, туристко – краеведческую работу.
Ожидаемые результаты работы, их социальная эффективность
1. Возрождение традиций семейного воспитания, утверждение здорового образа жизни
2. Улучшение микроклимата в семье.
3. Обучение родителей навыкам социально – поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношении с ребенком (подростком).
4. Оказание практической помощи родителям, при возникновении проблемных ситуаций.
5. Уменьшение факторов риска, приводящих к безнадзорности, правонарушениям и злоупотреблению психоактивными веществами в подростковой среде.
мероприятия | сроки проведения | ответственные |
Диагностика семьи, изучение ребенка.
| ежегодно по мере надобности постоянно постоянно ежегодно 2010 | кл. рук., зам. ВР кл.рук. кл.рук. кл.рук. зам ВР зам ВР, кл.рук. |
Учебный процесс.
| по мере надобности по мере надобности ежегодно ежегодно по мере надобности | кл.рук. учителя-предметники учителя-предметники зам УВР, зам ВР кл.рук., уч.предметники |
Внеучебная воспитательная работа.
| ежегодно ежегодно ежегодно ежегодно ежегодно ежегодно по мере надобности | кл.рук. РК школы кл.рук. зам ВР кл.рук. зам ВР зам ВР |
Социально-психологическая поддержка семьи.
Психолого-педагогическое просвещение семьи.
| ежегодно ежегодно ежегодно ежегодно ежегодно по мере надобности ежегодно ежегодно ежегодно 2009-2010 ежегодно | кл.рук. зам ВР зам ВР психолог зам ВР, кл.рук. инспектор ОПД кл.рук., зам ВР зам ВР, кл.рук. зам ВР зам ВР зам УВР, зам ВР |
Взаимодействие школы с общественностью по совершенствованию семейного воспитания.
| ежегодно по мере надобности ежегодно, июнь ежегодно ежегодно | кл.рук кл.рук. инсектор ОПД, РК школы РК школы РК школы администрация МО «Тыловайское» |
Научно-методическое обеспечение программы.
- В)разработки нетрадиционных форм проведения собраний с родителями;
| ежегодно постоянно постоянно постоянно ежегодно | РК Школы щам ВР зам ВР зам ВР зам ВР зам ВР зам ВР |
Родительские собрания и совместные мероприятия детей и родителей
Класс | Тема собрания, мероприятия |
1 класс | Праздник «Поздравляем наших мам» |
Законы воспитания в семье. Какими им быть? | |
Трудности адаптации ребенка в 1 классе | |
2 класс | Воспитание ненасилием в семье |
Проблема «голубых» экранов | |
3 класс | Родительское собрание «Этическое поведение детей и взрослых» |
Как научить сына или дочь говорить «нет» | |
Эмоции положительные и отрицательные | |
4 класс | Праздник «Начальной школе посвящается» |
Детская агрессивность, ее причины и последствия | |
Физиологическое взросление и его влияние на формирование познавательности и личностных качеств ребенка | |
5 класс | за что ставят на учет в милиции? |
Трудности адаптации и обучения ребенка в 5 классе | |
6 класс | Свободное время для души и с пользой, или чем занят ваш ребенок? |
Физиологическое и психологическое развитие школьников и пути его совершенствования | |
7 класс | Родительское собрание «Поговори со мною мама (папа)» |
Как уберечь ребенка от насилия? | |
Половое различие и половое созревание. Проблемы их решения | |
«Воля и пути ее формирования у учащихся» | |
8 класс | Конфликты с собственным ребенком и пути их разрешения |
Влияние атмосферы семьи на здоровье ребенка | |
Круглый стол с учащимися и администрацией школы. «Способности и роль семьи в их развитии». | |
9 класс | Выпускной бал «Будущий день – завтрашний день жизни настоящей» |
Экзамены без стресса | |
Помощь семьи в правильной профессиональной ориентации ребенка | |
10 класс | Что делать, если ваш ребенок попал в милицию? |
Особенности организации учебного труда школьников в 10 классе и роль родителей в этом процессе | |
Дискуссия. «Ответственность, самооценка и самоконтроль. Как их в себе развить?» | |
11 класс | Выпускной бал «До свидания, школа!» |
Закон и ответственность | |
Экзамены без стресса | |
Круглый стол. «Значение выбора в жизни человека». |