Программа "Этика"
рабочая программа по теме
Предварительный просмотр:
Программа по этике
Пояснительная записка
Социальные преобразования в нашем стремительно меняющемся обществе поставили перед современной школой множество новых проблем, связанных с обучением и воспитанием подрастающего поколения. Решение многих из них зависит от особой организации учебной деятельности, когда ребенок может как можно раньше и полнее осознать себя личностью с индивидуальными способностями. Опыт показывает, что процесс развития и самовоспитания личности возможен только через целенаправленное обучение и усвоение определенных нравственных знаний, норм, навыков культуры поведения и речи.
Исходя из данной проблемы, возникла необходимость создания программы по этическому воспитанию учащихся.
Цель: целенаправленное обучение и усвоение определенных нравственных знаний, норм, навыков культуры поведения и речи.
Задачи:
-пробуждение интереса ребенка к себе, своему внутреннему духовному миру;
-ознакомление с понятиями нравственность, добро, совесть, любовь, трудолюбие, долг;
-ознакомление с азбукой учения, с организацией здорового режима, культурного поведения;
-побуждение воспитанников к самопознанию и самовоспитанию, формирование мотивов самопознания и самовоспитания;
-формирование правильного, адекватного отношения к себе, самооценки;
-приобщение воспитанников к самонаблюдению, самоанализу,
-раскрытие возможностей человека в его стремлении стать лучше;
-формирование первоначальных умений самовоспитания, постановки перед собой целей и задач, организации режима, контроля над собой, волевого поведения;
-формирование веры в свои силы, в возможность стать лучше;
-формирование сознательного отношения к учению;
-формирование уважения к себе, чувства собственного достоинства;
Содержание и задачи определили четыре раздела программы: этика общения, этика и этикет, этика человеческих отношений, этика отношений в коллективе. Предполагается постепенное и последовательное углубление знаний, навыков и умений учащихся от элементарных правил поведения к осмыслению, осознанию и усвоению норм нравственности, определяемых ими, правил культуры поведения.
Занятия строятся так, чтобы подростки изо дня в день утверждались в необходимости следовать нравственным нормам отношений, испытывали чувство удовлетворенности и самоуважения, видя нравственный результат своих усилий. Занятия направлены на то, чтобы каждый ребенок учился анализировать свои поступки, свое отношение к другому человеку, к окружающему его миру. С этой целью во время занятий применяются различные виды педагогических задач, творческие совместные рассказы, своеобразные эксперименты, тесты, упражнения и игры.
Методы достижения поставленных целей и задач.
- Содержание курса реализуется на классных часах, которые планируются из расчета один классный час в четверть
- Основной формой является беседа, в процессе которой учащиеся приобретают теоретические навыки.
- Наряду с беседами используются такие формы как деловая игра, практикум, круглый стол, различные виды педагогических задач, творческие совместные рассказы, своеобразные эксперименты, тесты, упражнения и игры, которые способствуют развитию школьников.
- В 3,5,7,9 и 11 классах ежегодно проводится тестирование с целью диагностики нравственного воспитания учащихся
- Для родителей на основе данной программы разработан цикл лекций по этическому воспитанию учащихся и самовоспитанию.
Содержание программы
№ | Раздел | Тема | Класс |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Этика общения | Ежели вы вежливы | 1 |
Добрым быть на белом свете веселей | 2 | ||
Дружим с добрыми словами | 3 | ||
Любим добрые поступки | 4 | ||
Какого ты рода племени | 5 | ||
Умение быть самим собой | 6 | ||
Основы порядочности | 7 | ||
Как чувство наше отзовется | 8 | ||
Гуманность – основа этики | 9 | ||
В согласии с самим собой | 10 | ||
Мудрость – высшая добродетель | 11 | ||
2 | Этика и этикет | Повседневный этикет | 1 |
Вот магазин, куда идем | 2 | ||
Школьные правила этикета | 3 | ||
Дома и в гостях | 4 | ||
Внешняя и внутренняя воспитанность | 5 | ||
Мальчики и девочки | 6 | ||
Речь и этика | 7 | ||
Жит с достоинством – что это значит | 8 | ||
Смысл жизни – это то, что придает ей ценность. | 9 | ||
Жить согласно разуму. | 10 | ||
Человек как источник духовности. | 11 | ||
3 | Этика человеческих отношений | Я люблю маму свою | 1 |
В труде человек хорошеет | 2 | ||
Отвори волшебные двери добра и доверия | 3 | ||
Помоги понять себя | 4 | ||
Раздели печаль и радость другого | 5 | ||
Подадим друг другу руки | 6 | ||
О культуре чувств | 7 | ||
Как работать над своим характером | 8 | ||
Стремление к счастью – это стремление стремлений. | 9 | ||
Человек и нравственный закон | 10 | ||
Добродетели – свидетельства силы, пороки – слабости. | 11 | ||
4 | Этика отношений в коллективе | Мой класс - мои друзья. | 1 |
Что такое хорошо и что такое плохо | 2 | ||
Секретные советы мальчикам и девочкам | 3 | ||
Подарок коллективу (общеколлективное дело) | 4 | ||
Расскажи мне обо мне | 5 | ||
Добру откроется сердце | 6 | ||
Пожелания мальчикам и девочкам | 7 | ||
Полюби себя - полюбишь другого | 8 | ||
Честь и собственное достоинство сильнее всего | 9 | ||
Сострадание – основа всех нравственных побуждений человека | 10 | ||
Чаще заглядывай в самого себя | 11 |
Знания, умения и навыки, которые необходимо сформировать к концу учебного года.
класс | Знания, умения, навыки |
1-4 | Знать:
Уметь:
|
5-8 | Знать:
Уметь:
|
9-11 | Знать:
Уметь:
|
Диагностика
Класс | Название методики | Цель методики |
3 | Диагностика отношения к жизненным ценностям | Определить уровень отношения учащихся к жизненным ценностям |
5 | Диагностика нравственной мотивации. | Определить уровень нравственной мотивации учащихся. |
7 | Диагностика этики поведения | Определить уровень этической воспитанности учащихся |
9 | диагностика нравственной самооценки. | Определить уровень нравственной самооценки каждого учащегося |
11 | диагностика нравственной самооценки. | Определить уровень нравственной самооценки каждого учащегося |
Родительские собрания и совместные мероприятия детей и родителей
1 класс Праздник «Поздравляем наших мам»
3 класс Родительское собрание «Этическое поведение детей и взрослых»
4 класс Праздник «Начальной школе посвящается»
7 класс Родительское собрание «Поговори со мною мама (папа)»
9 класс Выпускной бал «Будущий день – завтрашний день жизни настоящей»
11 класс Выпускной бал «До свидания, школа!»
Методическая литература
Бочкарева М.А. Культура общения (риторика и этика в начальной школе), Ижевск, 1996
Николаева С.О. занятия по культуре поведения с младшими школьниками
Шемшурина А.И. Этические диалоги с учениками 5-7 классов, М., школа-пресс, 1998
Формановская Н.И. Вы сказали «Здравствуйте!» (речевой этикет в нашем общении), Знание,1989
Хлобыстова Т.А. Этика и речь (программа и конспекты уроков для 5-7 классов), Ижевск, 1998