Материал для проверки навыка чтения
методическая разработка (5 класс) по теме
Данный материал предназначен для проверки навыка осмысленного чтения учащимися 4 -5 классов. Данный вид работы проводится в рамках класно-обобщающего контроля в 5-ых классах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
testy_po_proverke_navyka_chteniya.doc | 96 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕСТЫ ПО ПРОВЕРКЕ НАВЫКА ЧТЕНИЯ
Тест № 1
Вечер в степи
В июльские вечера и ночи уже не кричат перепела и коростели, не поют в лесных балочках соловьи, не пахнет цветами, но степь все еще прекрасна и полна жизни. Едва зайдет солнце и землю окутает мгла, как дневная тоска забыта, все прощены, и степь легко вздыхает широкой грудью. Как будто от того, что траве не видно в потемках своей старости, в ней поднимается веселая, молодая трескотня, какой не бывает днем; треск, посвистыванье, царапанье, степные басы, теноры и дисконты1 — все мешается в непрерывный, монотонный гул, под который хорошо вспоминать и грустить. Однообразная трескотня убаюкивает, как колыбельная песня; едешь и чувствуешь, что засыпаешь, но вот откуда-то доносится отрывистый, тревожный крик неуснувшей птицы или раздается неопределенный звук, похожий на чей-то голос, вроде удивленного «а-а!», и дремота опускает веки. А то, бывало, едешь мимо балочки, где есть кусты, и слышишь, как птица, которую степняки зовут сплюком, кому-то кричит «Сплю! сплю! сплю!», а другая хохочет или заливается истерическим плачем — это сова. Для кого они кричат и кто их слушает на этой равнине, бог их знает, но в крике их много грусти и жалобы... Пахнет сеном, высушенной травой и запоздалыми цветами, но запах густ, сладкоприторен и нежен.
Сквозь мглу видно все, но трудно разобрать цвет и очертания предметов. Все представляется не тем, что оно есть. Едешь и вдруг видишь: впереди у самой дороги стоит силуэт, похожий на монаха; он не шевелится, ждет и что-то держит
в руках... Не разбойник ли это? Фигура приближается, растет, вот она поравнялась с бричкой, и вы видите, что это не человек, а одинокий куст или большой камень. Такие неподвижные, кого-то поджидающие фигуры стоят на холмах, прячутся за курганами, выглядывают из бурьяна, и все они походят на людей и внушают подозрение...
Едешь час-другой... Попадается на пути молчаливый старик-курган или каменная баба, поставленная бог ведает кем и когда, бесшумно пролетит над землею ночная птица, и мало-помалу на память приходят степные легенды, рассказы встречных, сказки няньки-степнячки и все то, что сам сумел увидеть и постичь душою. И тогда в трескотне насекомых, в подозрительных фигурах и курганах, в голубом небе, в лунном свете, в полете ночной птицы, во всем, что видишь и слышишь, начинают чудиться торжество красоты, молодость, расцвет сил и страстная жажда жизни; душа дает отклик прекрасной, суровой родине, и хочется лететь над степью вместе с ночной птицей.
А. Чехов
Выполни задания
1. Чем хороша вечерняя степь? Приведи 2 примера.
1.
2.
2. Запиши предложение, в котором степь уподобляется живому существу.
________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Какие фигуры чудятся едущему по степи путнику? Напиши одним предложением.
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
4. Что отличает июльские вечера и ночи? Напиши.
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
5. Чем можно доказать, что степь полна жизни? Напиши.
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
6. Какие чувства и желания вызывают в душе автора неповторимые картины ночной степи? Напиши.
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
7. Определи значение выделенных слов:
внушать подозрение_______________________________
увидеть и постичь душою___________________________
монотонный гул___________________________________
8. Какие сравнительные обороты можно встретить в тексте?
Приведи 2 примера.
1. ___________________________________
2.____________________________________
9. Каким словом можно заменить выделенное слово в выражении «степь легко вздыхает широкой грудью»?
а) Засыпает;
б) поднимается;
в) дышит;
г) думает.
10. Каким словом можно заменить выделенное слово в выражении «дремота опускает веки»?
а) Слушает;
б) рассматривает;
в) засыпает;
г) начинает чудиться.
Тест № 2
Дмитрий Донской
Великий князь московский Дмитрий Иванович всю свою жизнь словом и делом стремился к единению всех русских людей. Славный город Москву он украсил многими постройками, огородил ее от вражеских набегов крепкой белокаменной стеной. И был он незлобив, как дитя, хотя в сражениях страшен бывал, пустотных бесед не вел, злых людей сторонился, а добрых и мудрых приближал к себе. А в то время все русские княжества платили Золотой Орде большую дань.
Но вот спесивый царь Золотой Орды Мамай решил, что ему мало дани.
— Разорю-ка я светлую Русь, — сказал он.
И послал он на Москву своего воеводу Бегича с силой великой и многими князьями ордынскими. Вышел Бегич со своим несметным войском к реке Вожже и увидел на противоположном берегу строй русского воинства в сверкающих доспехах.
И Бегич ударил в центр московского войска, где развевалось великокняжеское знамя.
Однако москвичи выдержали первый удар, а потом обратили непобедимую конницу в бегство. Русским достался весь обоз Бегича с награбленным на Руси добром.
И тогда нечестивый Мамай решил сам пойти на Москву. И набрал он войско неисчислимое. И были у него воины монгольские, кавказские, татарские, итальянские.
А в ту пору на том месте, где сейчас стоит Троице-Сергиева лавра в Сергиевом Посаде, жил основатель монастыря — премудрый и почитаемый Сергий из Радонежа. Он своими руками строил кельи для монахов, носил дрова, тачал сапоги, шил одежду, мирил враждовавших князей. Он был славен по всей Руси и особенно среди бедных людей. Мудрые слова старца воспринимались как пророчества. И вот Дмитрий Иванович поехал к нему посоветоваться, как быть. И Сергий предсказал Дмитрию победу над несметным ордынским войском, благословил его на победу и отправил с ним двух своих монахов — Александра Пересвета и Андрея Ослябю.
Но это были не простые монахи, а могучие богатыри, великие мастера рукопашного боя. И Дмитрий, преисполнившись мужества и веры в победу над супостатом, стал собирать войско. И были в его войске люди и серпуховские, и смоленские, и брянские, и владимирские, и белорусы, и украинцы, и литовские князья Ольгердовичи — Андрей и Дмитрий со своими дружинами. Но не только дружинники были в войске, а еще и простые люди — крестьяне и ремесленники. Все, кто мог держать оружие в руках, поднялись на Золотую Орду.
Наше войско вышло из Москвы и двинулось на Дон. И подойдя к светлому Дону, князья стали совещаться: переходить реку или нет. Но в конце концов решили перейти, а мосты после переправы разобрать. Дмитрий Иванович решился перейти Дон не только для того, чтоб каждый воин знал, что отступать некуда — позади Русь: он решил, что Куликово поле — лучшее место для сражения. Ордынская конница никак не сможет здесь развернуться и ударить всей своей силой: мешают реки, леса и болота.
Рано утром русские войска заняли свои позиции. Рассеялся предутренний туман, и солнце озарило славное русское воинство, его щиты и знамена. А ордынские полки серые, будто грозовая туча, и сверкают в ней, как синие молнии, острые сабли. И Дмитрий Иванович сказал:
— Положим, братья, головы за землю Русскую. Дмитрий снял великокняжеские доспехи сверкающие и надел на себя одеяние простого ратника.
Дмитрию советовали занять какое-нибудь безопасное место и наблюдать за ходом сражения со стороны, как это обычно и делают полководцы, но он ответил:
Умру — с вами, спасусь — с вами. Дмитрий Иванович сражался как простой ратник, и под ним трижды меняли убитых лошадей.
Целый день с утра до вечера бились русские с татарами. Наконец татары побежали. Русские прогнали их далеко со своей земли.
Вернулись победители на Куликово поле и стали искать Дмитрия Ивановича среди живых и мертвых. И наконец нашли. Его доспехи были помяты и порублены, но сам он был жив. Его привели в чувство и помогли сесть на коня.
С той поры князя Дмитрия Ивановича стали называть Донским.
А. Старостин
Выполни задания
1. Кто ведет рассказ об этом историческом событии?
- Простой монах;
- древнерусский автор;
- царь Золотой Орды;
- русский воин.
2. Как жилось русскому народу под гнетом Золотой Орды? Напиши одним предложением.
____________________________________________________________________________
3. Чем прославился Сергий из Радонежа на Руси? Приведи 2 примера.
1. ___________________________________________
2. ___________________________________________
4. Назови главную причину победы Дмитрия Ивановича.
- Дмитрий Иванович был храбрым воином.
- Сергий предсказал Дмитрию победу над ордынским войском.
- Все, кто мог держать оружие в руках, поднялись на Золотую Орду.
- Дмитрий сражался в одежде простого воина.
5. За что потомки должны быть благодарны московскому князю Дмитрию? Найди точное подтверждение своей мысли и запиши.
________________________________________________________________________________
6. Как вы понимаете слова князя Дмитрия «Положим головы за землю Русскую!»?
1)Прославиться;
- заслужить награду;
- одержать победу во имя Родины;
- показать себя храбрым среди других воинов.
7. Что явилось причиной поражения войска Мамая?
_________________________________________________________________________________
8. Найди образные сравнения в тексте.
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
9. Определи значения выделенных слов:
спесивый князь
обратить в бегство
пророческие слова
одеяние простого воина
10. Что говорит о том, что князь Дмитрий был не только мудрым правителем, но и талантливым полководцем? Приведи 2 примера.
1.
2.
11. Почему для сражения князем было выбрано Куликово поле?
- Находилось недалеко от Москвы;
- располагалось на берегу Дона;
- было красивым и понравилось князю;
- в этой местности реки, леса и болота мешали ордынской коннице ударить всей своей силой.
Тест № 3
Когда бушевали метели
Суровая случилась зима. В декабре и после Нового года шел снег, выли метели. Оставит зверь в лесу следы — наутро уже не видно.
В феврале ударили морозы, да такие, что вековые липы и дубы лопались по стволу. Трудно было в лесу тому, кто каждый день должен добывать себе пропитание.
Подлинная лесная драма разыгралась с оленями. Их в Воронежском заповеднике несколько сотен. Под охраной человека они расселились далеко по окрестным лесам. В малоснежные зимы олени легко находили прошлогоднюю траву, поедали молодые побеги кустов, легко добирались к кормушкам. Теперь даже стали находить трупы животных. В желудке оленей лишь жесткая кора деревьев.
Прежде только счастливцам доводилось увидеть в лесу стройных красавцев. Теперь же робких оленей часто встречали на лесных дорогах. Они подходили вплотную к жилью. Скоро олени стали частыми гостями на скотных дворах в поселке Графском.
В это трудное время о лесных жителях позаботились школьники станции Графской.
Натуралист1 Коля Чубинский пошел на лыжах в лес подсыпать зерен в кормушки для птиц. Увлеченный прогулкой, он не заметил, как очутился в дальнем, глухом квартале. Он повернул было назад, но задержался, заметив свежие следы. — Что за соседство? — подумал Коля. — Почему это рядом с оленьим следом вьется ровной цепочкой лисий?
Так вот в чем тайна! Утопая в снегу, с трудом пробираясь сквозь подлесок и бурелом2, понурив голову, брела олениха. Бока ввалились. Еле передвигает ноги. Лисица почуяла близкую смерть оленихи и шла, поджидая, когда олениха ляжет. Олениха чувствовала опасность и поднималась, мотая головой, когда лисица уже намеревалась броситься к ней.
Коля стукнул палкой по дереву, лисица оглянулась и огненным шаром метнулась в чащу. Олениха тоже кинулась, но после четырех-пяти прыжков грузно села в сугроб, вытянув голову с большими печальными глазами. Коля медленно, очень медленно, чтобы не спугнуть олениху, стал подходить ближе. Через полчаса олениха уже подбирала шершавыми губами с Колиных ладоней приготовленный для птиц овес...
Стало смеркаться. Коля наломал тонких веток, сделал оленихе постель и собрался домой.
Утром, приторочив3 сзади вязанку сена, наполнив карманы овсом и взяв пакет с солью, он снова пустился в путь. Не ушла ль олениха? Нет, она лежала на том же месте и сразу подняла голову. С жадностью стала лизать соль, съела овес. Сено Коля оставил у лёжки4.
Так продолжалось несколько дней. Олениха привыкла к гостю и робкими шагами выходила из чащи на призыв:
— Ленка, Ленка.
Свидания прервала вьюга.
— Погибнет без меня Ленка, — сокрушался Коля. В школе был разговор: почуяв легкую добычу, в заповедник пришли из степей волки.
— Ленка погибнет... А вдруг на меня нападут?
Пошел!.. Самым трудным оказалось не сбиться с дороги.
- Натуралист — тот, кто занимается изучением природы. -
- Бурелом – поломанные или поваленные бурей деревья
- Приторочив – привязать.
- Лёжка - место, где лежат
Метель слепила глаза, и Коля порой ощупью находил протоптанную им раньше лыжню. Усталый, он подошел к старой лежке. Оленихи не было. Не было и следов, метель их замела. «Ленка! Ленка!», — звал Коля, не зная, куда направить лыжи. В ответ лишь ветер свистел в верхушках старых сосен. Потеряв надежду, Коля повернул, было, домой, и вдруг под тремя толстыми деревьями поднялась голова. Ленка! Олениха поднялась на ноги и лизнула в лицо...
Наутро метель утихла, но Коля слег в постель...
Мы встретились с ним, когда он уже оправился от болезни.
— Четыре дня не видел, — волновался Коля. — Что теперь с ней?
Запасшись кормом, биноклем и фотоаппаратом с объективом для дальней съемки, мы отправились в лес. Ярко светило солнце, снег переливался тысячами искр. Идти было трудно. Лыжи тонули в снегу, запутывались в густом кустарнике, натыкались на бурелом.
Олениху искали долго. Вдруг Коля замер и знаками стал показывать:
— Смотрите! Стадо оленей на лёжке...
Я неловко повернулся, треснула под ногой ветка, и пять оленей во главе с рогатым самцом побежали. С минуту их головы виднелись над сугробами, потом исчезли.
- Кажется, Ленка там! — сказал Коля. Мы пошли по следам и после часа пути увидели в ложбине1 оленей. Они стояли, насторожив уши.
- Ленка! Ленка! — позвал Коля.
Стадо бросилось бежать, олениха с пролежнями на боках тоже метнулась и вдруг стала.
— Ленка! Ленка!
Олениха узнала Колю. Встречу друзей удалось запечатлеть с помощью телеобъектива...
Домой едва дотащились. На лыжи налипали огромные комья размякшего под солнцем снега. Март вступал в свои права.
— Теперь олениха не одна, со стадом не пропадет. Да и тепло стало, — сказал Коля.
В. Песков
- Ложбина — неглубокий овраг с пологими склонами
Выполни задания
1. Кто рассказывает историю?
- Коля;
- мама;
3)автор;
4) одноклассник.
2. Почему снежная зима особенно губительна для оленей?
- Потому что настали сильные холода;
- о них никто не заботился;
- трудно стало ходить по глубокому снегу;
- деревья были голые.
3. Кто позаботился о лесных жителях в трудное для них время?
- Школьники;
- жители города;
- никто не заботился;
- не было необходимости заботиться.
4. Какие опасности подстерегали Колю, отправившегося в разгар метели в лес? Приведи 2 примера.
1. ____________________________________________________________
2. ____________________________________________________________
5. Подбери синонимы к выделенным словам:
Коля слег в постель _____________________________________
брела олениха _________________________________________
намеревалась броситься__________________________________
грузно села в сугроб _____________________________________
6. Определи значения выделенных слов:
лыжи тонули в лесу____________________________________________
суровая зима__________________________________________________
сокрушался Коля_______________________________________________
наутро метель утихла_____________________________________________
- На какие части можно разделить этот текст? Покажи в тексте цифрами.
- Озаглавь каждую часть и запиши.
Что можно сказать о Коле? Какой он был? Приведи 2 примера.
1.____________________________________________
2.
Сформулируй главную мысль. Запиши.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тест № 4
Настоящий солдат
Подошел как-то Суворов к солдату и сразу в упор1:
- Сколько от Земли до Месяца?2
- Два суворовских перехода! — гаркнул солдат.
Фельдмаршал3 аж крякнул от неожиданности. Вот так ответ! Вот так солдат!
Любил Суворов, когда солдаты отвечали находчиво, без запинки. Приметил он молодца. Понравился фельдмаршалу солдатский ответ, однако и за себя стало обидно. «Ну, — думает, — не может быть, чтобы я, Суворов, и вдруг не поставил солдата в тупик4».
Встретил он через несколько дней находчивого солдата и снова в упор:
- Сколько звезд на небе?
- Сейчас, ваше сиятельство5, — ответил солдат, — сочту,— и уставился в небо.
Ждал, ждал Суворов, продрог на ветру, а солдат не торопясь звезды считает.
Сплюнул Суворов с досады. Ушел. «Вот так солдат! — снова подумал. — Ну, уж на третий раз, — решил фельдмаршал, — я своего добьюсь: поставлю в тупик солдата».
Встретил солдата он в третий раз и снова с вопросом:
— Ну-ка, молодец, а скажи-ка мне, как звали мою прародительницу?
Доволен Суворов вопросом: откуда же знать простому солдату, как звали фельдмаршальскую бабку. Потер Суворов от удовольствия руки и только хотел сказать: «Ну, братец, попался!», — как вдруг солдат вытянулся во фрунт6и гаркнул:
- Виктория7, ваше сиятельство.
- Вот и не Виктория! — обрадовался Суворов.
- Виктория, Виктория, — повторил солдат. — Как же может быть, чтобы у нашего фельдмаршала и вдруг в прародительницах была не Виктория!
Опешил Суворов. Ну и ответ! Ну и хитрый солдат попался!
- Ну, раз ты такой хитрый, — произнес Суворов, — скажи мне, какая разница между твоим ротным командиром и мной?
- А та, — не раздумывая, ответил солдат, — что ротный командир хотя бы и желал произвести меня в сержанты, да не может, а вашему сиятельству стоит только захотеть, и я...
Что было делать Суворову? Пришлось ему произвести солдата в сержанты.
Возвращался Суворов в свою палатку и все восхищался: — Помилуй бог, как провел! Вот это да! Вот это солдат! Помилуй бог, настоящий солдат! Российский!
- В упор — прямо, без обиняков (сказать, спросить и т.п.).
- Месяц — здесь: Луна.
- Фельдмаршал — высший генеральский чин, а также лицо в этом чине.
- Поставить в тупик — привести в крайнее затруднение, замешательство, растерянность.
- Ваше сиятельство — обращение к князю, графу.
- Вытянулся во фрунт — то есть стал по стойке «смирно».
- Виктория — победа.
Выполни задания
1. Какими вопросами Суворов решил поставить солдата в тупик?
1. ________________________________________________
2._________________________________________________
3._________________________________________________
2. Почему фельдмаршалу не удалось поставить солдата в тупик?
- Солдат знал вопросы заранее;
- солдат был находчивым, остроумным;
- он знал ответы на вопросы;
- вопросы Суворова приводили его в замешательство, растерянность.
3. Как ты понимаешь выражение Суворова «Героем не рождаются, героем становятся»?
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
4. Как ты понимаешь выражения:
потереть от удовольствия руки_____________________________________
гаркнул солдат _______________________
сплюнуть с досады _______________________
помилуй бог________________________________________________________
5. Какой смысл вкладывает Суворов в понятие «настоящий солдат»?
___________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
6. Какие качества Суворова сделали его великим полководцем?
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
7. Назови имена других русских полководцев. Что ты знаешь о них?
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
8. Что ты знаешь о суворовских училищах?
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
1 Бас — самый низкий мужской голос; тенор — высокий мужской голос; дискант — высокий детский голос.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тесты в формате ЕГЭ для проверки навыка чтения
Данные задания составлены на основе заданий ФИПИ и могут быть использованы для подготовки учащихся к ЕГЭ...
Тест для проверки навыков чтения
Тест для проверки навыков чтения (Themen neu. Lehrwerk für Deutsch als Fremdsprache. Kursbuch 1 von Hartmut Aufderstraße, Heiko Bock, Mechthild Gerdes) Lektion 10, seite 120-121 Ü.4...
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ПРОВЕРКЕ НАВЫКА ЧТЕНИЯВ 5 КЛАССЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ (английский язык) 1 вариант.
Учителю важно видеть, насколько успешны его ученики в разных видах учебной деятельности. Создание разного вида тестов помогает быстро провести проверку, например, навыка чтения с извлечением информаци...
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ПРОВЕРКЕ НАВЫКА ЧТЕНИЯВ 5 КЛАССЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ (английский язык) 2 вариант.
Тесты предназначены для проверки навыка чтения в 5 классе общеобразовательной школы (английский язык)...
Тексты для проверки навыков чтения в 5 классе.
Тексты с заданиями для развития и проверки навыков чтения в 5 классе....
Тест для проверки навыков чтения. 2 класс
Тест для проверки навыков чтения...
Текст для проверки навыков чтения в 6 классе
Данный текст может быть использован как дополнительныйй материал на уроке....