программа по легкой атлетики
рабочая программа по зож (3 класс)

внеурочная деятельность для  3 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v.d._legkaya_atletika_102_chasa.docx63.7 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение СОШ №2

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Легкая атлетика»

для учащихся 3 классов

на 2024 - 2025 учебный год.

                         

учитель физической культуры

Бахтиярова К.З.

г. Ханты-Мансийск

2024 г.


Пояснительная записка

Программа разработана на основе методических рекомендаций внеурочной деятельности «Легкая атлетика» под редакцией Г.А. Колодницкого,
В.С. Кузнецова, М.В. Маслова (Просвещение, 2011 год), на основе комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов. Авторы: доктор педагогических наук В. И. Лях, кандидат педагогических наук А. А. Зданевич (М.: Просвещение, 2012.Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации.)

Возраст детей: программа составлена для учащихся 3 классов (возраст учащихся  9-10 лет).

Сроки реализации: программа рассчитана на 3 часа в неделю (всего – 102 часа).

Цель программы – создание оптимальных условий и содействие гармоничному физическому и интеллектуальному развитию ребенка и укрепление здоровья занимающихся, через обучение легкой атлетике.

Актуальность занятий легкой атлетикой со школьниками обусловлена общественной потребностью развития здорового поколения.

Новизна данной образовательной программы опирается на понимание приоритетности воспитательной работы, направленной на развитие интеллекта, морально - волевых и нравственных качеств, коллективных действий. Развитие творческих и коммуникативных способностей обучающихся на основе их собственной предметной деятельности также является отличительной чертой данной программы. Такой подход, направленный на социализацию и активизацию собственных знаний и умений, актуален в условиях необходимости осознания себя в качестве личности, способной к самореализации именно в младшем школьном возрасте, что повышает самооценку ребёнка, и его оценку в глазах окружающих. Программа предусматривает постепенное развитие физических качеств с учетом сенситивных периодов развития детей и индивидуализации педагогического процесса.

Общая характеристика курса внеурочной деятельности                                                                   «Легкая атлетика» основываясь на курсе обучения, раскрывает обязательный минимум для такого рода программ. В программе отражены основные задачи наэтапах годичного цикла тренировки, построение учебно-тренировочного процесса на этапах: начальной подготовки, специальной подготовке; этапе спортивного совершенствования, распределение объемов основных средств и интенсивности тренировочных нагрузок в недельных циклах; участие в соревнованиях по их значимости.

Формы и режим занятия: групповые занятия, длительность занятия – 45 минут.

Для более качественного освоения предметного содержания занятия подразделяются на три типа: с образовательно-познавательной, образовательно-предметной и образовательно-тренировочной направленностью:

образовательно-познавательной направленности знакомят с учебными знаниями, обучают навыкам и умениям по организации и проведению самостоятельных занятий, с использованием ранее разученного учебного материала;

образовательно-предметной направленности используются для формирования обучения практическому материалу разделов легкой атлетики, подвижных игр, спортивных игр;

образовательно-тренировочной направленности используются для преимущественного развития физических качеств и решение соответствующих задач на этих занятиях, формируются представления о физической подготовке и физических качеств, обучают способам регулирования физической нагрузки.

Основными формами подведения итогов программы являются:

тестирование;

умение осуществлять бег на заданной дистанции, осуществлять различные виды прыжков и метаний, выполнять индивидуальные и коллективные действия.

знание основ техники легкоатлетических, специальных беговых упражнений и способность применения их на практике:

способность самостоятельно осуществлять и организовать занятие по легкой атлетике.

Тестирование проводится с целью определения эффективности занятий с периодичностью по выбору педагога. Тесты выбираются исходя из цели занятий.

Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля:

вводный, который проводится перед началом работы и предназначен для закрепления знаний, умений и навыков по пройденным темам;

итоговый, проводимый после завершения всей учебной программы.

Основными показателями выполнения программных требований являются:

выполнение контрольных нормативов;

овладение теоретическими знаниями;

знание и выполнение правил легкоатлетических, специальных беговых упражнений;

способность применять основные приёмы самоконтроля;

знание правил поведения в спортивном зале и на спортивной площадке;

знание основ истории развития лёгкой атлетики.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения факультативного курса внеурочной деятельности

Личностные результаты:

  • дисциплинированность, трудолюбие, упорство в достижении поставленных целей;
  • умение управлять своими эмоциями в различных ситуациях;
  • умение оказывать помощь своим сверстникам.

Метапредметные результаты:

  • определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • умение находить ошибки при выполнении заданий и уметь их исправлять;
  • умение объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения.

Предметные результаты:

  • формирование знаний о легкой атлетике  и его роли в укреплении здоровья;
  • умение рационально распределять своё время в режиме дня, выполнять утреннюю зарядку;
  • умение вести наблюдение за показателями своего физического развития.

Данная программа делает акцент на формирование у учащихся активистской культуры здоровья и предполагает:

потребность в систематических занятиях спортом, регулярном участии в спортивных соревнованиях, стремление показывать как можно более высокие результаты на соревнованиях;

умение использовать полученные знания для успешного выступления на соревнованиях;

спортивный образ (стиль) жизни, предусматривающий активные занятия спортом и регулярное участие в спортивных соревнованиях;

стремление индивида вовлечь в занятия легкой атлетикой  свое ближайшее окружение (семью, друзей, коллег и т.д.).

Ожидаемые результаты к уровню подготовленности учащихся:

В результате изучения раздела «Лёгкая атлетика» во внеурочной деятельности учащиеся должны:

характеризовать:

  • значение лёгкой атлетики в развитии физических способностей и совершенствовании функциональных возможностей организма занимающихся;
  • прикладное значение легкоатлетических упражнений;
  •  правила безопасного поведения во время занятий лёгкойатлетикой;
  • названия разучиваемых легкоатлетических упражнений;
  • технику выполнения легкоатлетических упражнений, предусмотренных учебной программой;
  • типичные ошибки при выполнении легкоатлетических упражнений;
  • упражнения для развития физических способностей (скоростных, силовых, скоростно-силовых, координационных, выносливости, гибкости);
  • контрольные упражнения (двигательные тесты) для оценкифизической подготовленности и требования к технике и правилам их выполнения;
  • основное содержание правил соревнований в беге на короткие и средние дистанции, прыжках в длину и в высоту с разбега, метании малого мяча (гранаты) на дальность;
  • игровые упражнения, подвижные игры и эстафеты с элементами лёгкой атлетики.

уметь:

  • соблюдать меры безопасности и правила профилактикитравматизма на занятиях лёгкой атлетикой;
  • технически правильно выполнять предусмотренные учебной программой легкоатлетические и контрольные упражнения (двигательные тесты);
  •  контролировать своё самочувствие (функциональное состояние организма) на занятиях лёгкой атлетикой;
  • выполнять обязанности судьи по бегу, прыжкам, метаниям.

демонстрировать (3 класс):

№ п\п

Физические способности

Контрольные упражнения

уровень

мальчики

Девочки

низкий

средний

высокий

низкий

средний

высокий

1

скоростные

Бег 30 м,с

6.8

6.7-5.7

5.1

7.0

6.9-6.0

5.3

2

координационные

Челночный бег 3х10м,с

10.2

9.9-9.3

8.8

10.8

10.3-9.7

9.3

3

скоростно-силовые

Прыжки в длину с места, см

120

130-150

175

110

135-150

160

4

выносливость

6-ти минутный бег, м

800

850-1000

1200

600

700-900

1000

5

гибкость

Наклон вперед из положения сидя, см

1

3-5

7.5

2

6-9

13

6

силовые

Подтягивание на высокой перекладине из виса, кол-во раз (М) На низкой перекладине из виса лежа, кол-во раз (Д)

1

3-4

5

3

8-13

16


Содержание факультативного курса внеурочной деятельности

№ п/п

Наименование раздела

Всего часов

1

Бег на короткие дистанции

25

2

Прыжки в длину с разбега «согнув ноги»

17

3

Прыжки в высоту «перешагиванием»

18

4

Метание малого мяча

12

5

Подвижные игры с элементами легкой атлетики

30

Итого часов:

102

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Наименование разделов, тем

Всего часов

1.

Бег на короткие дистанции

25

1.1

Правила техники безопасности при беге на короткие дистанции.

1

1.2

Техника выполнения высокого старта и стартового разгона

1

1.3

Бег с высокого старта

3

1.4

Техника выполнения низкого старта

1

1.5

Бег с низкого старта

3

1.6

Бег с ускорением и с максимальной скоростью

3

1.7

Бег с преодолением различных препятствий прыжками

2

1.8

Бег на выносливость

2

1.9

Техника выполнения эстафетного бега

1

1.10

Эстафетный бег

3

1.11

Интервальный бег

2

1.12

Бег на короткие дистанции (100, 200, 400)

3

2

Прыжки в длину с разбега "согнув ноги"

17

2.1

Правила техники безопасности при прыжках в длину с разбега "согнув ноги"

1

2.2

Техника отталкивания в прыжках в длину с разбега

1

2.3

Техника приземления после прыжка с высоты до 70 см

1

2.4

Техника прыжка в длину с места

2

2.5

Техника прыжка в длину способом «согнув ноги» с небольшого разбега

2

2.6

Сочетание шага и прыжка

1

2.7

Подбор полного разбега

1

2.8

Прыжок в длину способом «согнув ноги» через препятствие

2

2.9

Прыжок в длину способом «согнув ноги» с небольшого разбега

3

2.10

Прыжок в длину способом «согнув ноги» с полного разбега

3

3.

Прыжки в высоту с разбега способом «перешагивание»

18

3.1

Правила техники безопасности при прыжках в высоту с разбега способом «перешагивание»

1

3.2

Перешагивание через препятствие (или низкую планку) с места и в ходьбе.

1

3.3

Техника прыжка в высоту способом «перешагивание» с 3-5 шагов разбега

2

3.4

Техника отталкивания

2

3.5

Техника приземления после прыжка способом «перешагивание»

2

3.6

Сочетание шага и прыжка

2

3.7

Подбор полного разбега

1

3.8

Прыжок в высоту способом «перешагивание» через препятствие

2

3.9

Прыжок в высоту способом «перешагивание» с небольшого разбега

2

3.10

Прыжок в высоту способом «перешагивание»  с полного разбега

3

4.

Метание малого мяча

12

4.1

Правила техники безопасности при метании малого мяча

1

4.2

Техника метания малого мяча способом «из-за спины через плечо» из и.п. – стоя лицом в направлении метания.

2

4.3

Метание малого мяча с разбега

2

4.4

Метание малого мяча с места

2

4.5

Метание малого мяча в горизонтальную и вертикальную цель (1,5х1,5м) с расстояния 4-5 м

2

4.6

Метание малого мяча на дальность

3

5.

Подвижные игры с элементами легкой атлетикой

30

Календарно-тематическое планирование

 (102 часа, 3 часа в неделю)

п/п

Тема учебного занятия

Кол-во часов

Дата

(план)

Дата

(факт)

Правила техники безопасности при беге на короткие дистанции.

1

Техника выполнения высокого старта и стартового разгона

1

Бег с высокого старта

1

Подвижные игры с элементами легкой атлетикой

1

Бег с высокого старта

1

Подвижные игры с элементами легкой атлетикой

1

Бег с высокого старта

1

Техника выполнения низкого старта

1

Бег с низкого старта

2

Подвижные игры с элементами легкой атлетикой

1

Бег с низкого старта

1

Бег с ускорением и с максимальной скоростью

1

Подвижные игры с элементами легкой атлетикой

1

Бег с ускорением и с максимальной скоростью

2

Бег с преодолением различных препятствий прыжками

1

Подвижные игры с элементами легкой атлетикой

1

Бег с преодолением различных препятствий прыжками

1

Бег на выносливость

2

Техника выполнения эстафетного бега

1

Эстафетный бег

1

Подвижные игры с элементами легкой атлетикой

1

Эстафетный бег

2

Подвижные игры с элементами легкой атлетикой

1

Интервальный бег

2

Бег на короткие дистанции (100, 200, 400)

1

Подвижные игры с элементами легкой атлетикой

1

Бег на короткие дистанции (100, 200, 400)

2

Подвижные игры с элементами легкой атлетикой

1

Правила техники безопасности при прыжках в длину с разбега "согнув ноги"

1

Техника отталкивания в прыжках в длину с разбега

1

Техника приземления после прыжка с высоты до 70 см

1

Техника прыжка в длину с места

1

Подвижные игры с элементами легкой атлетикой

1

Техника прыжка в длину с места

1

Техника прыжка в длину способом «согнув ноги» с небольшого разбега

1

Подвижные игры с элементами легкой атлетикой

1

Техника прыжка в длину способом «согнув ноги» с небольшого разбега

1

Подвижные игры с элементами легкой атлетикой

1

Сочетание шага и прыжка

1

Подвижные игры с элементами легкой атлетикой

1

Подбор полного разбега

1

Прыжок в длину способом «согнув ноги» через препятствие

1

Подвижные игры с элементами легкой атлетикой

1

Прыжок в длину способом «согнув ноги» через препятствие

1

Прыжок в длину способом «согнув ноги» с небольшого разбега

2

Подвижные игры с элементами легкой атлетикой

1

Прыжок в длину способом «согнув ноги» с небольшого разбега

1

Прыжок в длину способом «согнув ноги» с полного разбега

1

Подвижные игры с элементами легкой атлетикой

1

Прыжок в длину способом «согнув ноги» с полного разбега

2

Подвижные игры с элементами легкой атлетикой

1

Правила техники безопасности при прыжках в высоту с разбега способом «перешагивание»

1

Перешагивание через препятствие (или низкую планку) с места и в ходьбе.

1

Техника прыжка в высоту способом «перешагивание» с 3-5 шагов разбега

1

Подвижные игры с элементами легкой атлетикой

1

Техника прыжка в высоту способом «перешагивание» с 3-5 шагов разбега

1

Техника отталкивания

1

Подвижные игры с элементами легкой атлетикой

1

Техника отталкивания

1

Техника приземления после прыжка способом «перешагивание»

1

Подвижные игры с элементами легкой атлетикой

1

Техника приземления после прыжка способом «перешагивание»

1

Сочетание шага и прыжка

1

Подвижные игры с элементами легкой атлетикой

1

Сочетание шага и прыжка

1

Подбор полного разбега

1

Прыжок в высоту способом «перешагивание» через препятствие

1

Подвижные игры с элементами легкой атлетикой

1

Прыжок в высоту способом «перешагивание» через препятствие

1

Прыжок в высоту способом «перешагивание» с небольшого разбега

1

Подвижные игры с элементами легкой атлетикой

1

Прыжок в высоту способом «перешагивание» с небольшого разбега

1

Прыжок в высоту способом «перешагивание»  с полного разбега

1

Подвижные игры с элементами легкой атлетикой

1

Прыжок в высоту способом «перешагивание»  с полного разбега

1

Подвижные игры с элементами легкой атлетикой

1

Прыжок в высоту способом «перешагивание»  с полного разбега

1

Подвижные игры с элементами легкой атлетикой

1

Правила техники безопасности при метании малого мяча

1

Техника метания малого мяча способом «из-за спины через плечо» из и.п. – стоя лицом в направлении метания.

1

Подвижные игры с элементами легкой атлетикой

1

Техника метания малого мяча способом «из-за спины через плечо» из и.п. – стоя лицом в направлении метания.

1

Метание малого мяча с разбега

2

Подвижные игры с элементами легкой атлетикой

1

Метание малого мяча с места

2

Метание малого мяча в горизонтальную и вертикальную цель (1,5х1,5м) с расстояния 4-5 м

2

Подвижные игры с элементами легкой атлетикой

1

Метание малого мяча на дальность

2

Подвижные игры с элементами легкой атлетикой

1

Метание малого мяча на дальность

1

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Обучение на занятиях направлено на изучение разнообразных спортивных упражнений легкой атлетики, на освоение умений правильно оценивать свои возможности в соревновательной, игровой ситуации, распределять свои усилия, действовать рационально и целесообразно планируемому результату, освоению знаний средств и методов специальной физической подготовки. 

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического оснащения

Стенка гимнастическая

Бревно гимнастическое высокое

Козел гимнастический

Конь гимнастический

Перекладина гимнастическая

Мост гимнастический подкидной

Скамейка гимнастическая жесткая

Маты гимнастические

Мяч  набивной (1 кг)

Мяч малый (теннисный)

Скакалка гимнастическая

Палка гимнастическая

Обруч гимнастический

Планка для прыжков в высоту

Стойка для прыжков в высоту

Лента финишная

Дорожка разметочная для прыжков в длину с места

Рулетка измерительная (10 м, 50 м)

Мячи для метания

Комплект щитов баскетбольных с кольцами и сеткой

Щиты баскетбольные тренировочные кольцами и сеткой

Мячи баскетбольные

Сетка для переноса и хранения мячей

Жилетки игровые с номерами

Стойки волейбольные

Сетка волейбольная

Мячи волейбольные

Табло перекидное

Ворота для мини футбола

Сетка для ворот мини-футбола

Мяч футбольный

Насос для накачивания мячей

Секундомер

Аптечка медицинская

Легкоатлетическая дорожка

Сектор для прыжков в длину

Игровое поле для футбола

Площадка игровая баскетбольная

Площадка игровая волейбольная

Гимнастический городок

ЛИТЕРАТУРА

Для педагога:

  1. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов. Авторы: доктор педагогических наук В. И. Лях, кандидат педагогических наук А. А. Зданевич. (М.: Просвещение, 2012 Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации.)
  2. Пособия Внеурочная деятельность учащихся. Легкая атлетика: пособие для учителей и методистов / Г.А. Колодницкий, В.С. кузнецов, М.В. Маслов.- М.: Просвещение, 2011г.

Для обучающегося:

  1. Былеева Л.Л. «Подвижные игры». М. 2008г.
  2. Вамк Б.В. «Тренерам юных легкоатлетов». М. 2009г
  3. Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А. Физическая культура. Физкультурно-оздоровительная работа в школе. Москва, 2007.
  4. В. С. Кузнецов, Г. А. Колодницкий. Планирование и организация занятий. М. :Дрофа, 2008. С. – 3312003.
  5. Лыхов В.И. «Судейство соревнований по легкой атлетике». М. 2008г. Попов В. Б. «Прыжки в длину». М.2011г

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Раздел программы: легкая атлетика. Тема урока :низкий старт

План  конспект- урока по физической культуре для учащихся 3-х классов .Раздел программы: легкая атлетика.Тема урока низкий старт....

Раздел программы: легкая атлетика. Тема урока :прыжки в высоту

План  конспект- урока по физической культуре для учащихся 3-х классов .Раздел программы: легкая атлетика.Тема урока прыжки в высоту...

Программа дополнительного образования по легкой атлетики для учащихся 1 – 4 классов МОУ «СОШ № 40» (7 – 10 лет)

Программа секции легкой атлетики общеобразовательной    школы рассчитана на школьников в возрасте от семи до десяти  лет. Она предусматривает проведение теоретических и практически...

Первичный инструктаж по технике безопасности на уроках ФК и легкой атлетики. Легкая атлетика

Презентация к уроку физической культуры "Первичный инструктаж по технике безопасности на уроках ФК и легкой атлетики. Легкая атлетика"...

Дополнительная программа по легкой атлетике для спортивно-оздоровительной группы

В программе нашли отражение построение учебно-тренировочного процесса в группах спортивного оздоровления, основные задачи на различных этапах годичного цикла тренировки, распределение объемов основных...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по легкой атлетике

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по легкой атлетике для учащихся 7 - 10 лет. Срок реализации 3 года....