Рабочая программа по внеурочной деятельности "Здоровейка"
рабочая программа по зож

Павлова Ю.

Программа расчитана на начальную школу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdoroveyka.docx49.02 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Здоровейка»

2 класс

Содержание

Раздел программы

стр.

1

Пояснительная записка

1

2

Результаты освоения курса

2

3

Содержание курса

2

4

Тематическое планирование

5

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа МБОУ «СОШ №2» г.Сафоново по внеурочной деятельности курса «Здоровейка» для учащихся 1—4 классов МБОУ «СОШ № 2» г. Сафоново Смоленской области составлена на основе:

- Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от г. №273-ФЗ;

- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 ноября 2019 г. № 632 «О внесении изменений ФПУ, рекомендованный к использованию при реализации имеющих государственных аккредитованных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, сформированный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 №345;

- Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СОШ № 2» г. Сафоново;

- Положения о порядке разработки, экспертизы и утверждения рабочих программ в МБОУ «СОШ № 2» г. Сафоново;

- Учебного плана МБОУ «СОШ № 2»г. Сафоново на 2021-2022 учебный год.

- Авторская программа внеурочной деятельности Обухова Л.А., Лемяскина Н.А., Жиренко О.Е. "Новые 135 уроков здоровья, или школа докторов природы". - Москва, "ВАКО", 2008 г.

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка» носит образовательно - воспитательный характер и направлена на осуществление следующих целей:

  • укрепление здоровья детей и формирование у младших школьников знаний о здоровом образе жизни;
  • формирование установки на ведение здорового образа жизни;
  • развитие коммуникативных навыков, взаимодействия со сверстниками;
  • снижение состояния психологического дискомфорта и тревожности; умение управлять эмоциями;
  • обучение способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья, развития навыков самоконтроля и самооценки в отношении здоровья.

Цели конкретизированы следующими задачами:

  1. Обеспечить ребёнку благоприятную психологическую атмосферу в школе через систему занятий «Уроки Здоровья».
  2. Повысить уровень двигательной активности детей через специально организованную игровую деятельность – подвижные игры.
  3. представления о факторах, оказывающих влияние на здоровье; правильном (здоровом) питании и его режиме; полезных продуктах; рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха; двигательной активности; влиянии эмоционального состояния на здоровье;
  4. Обучить правилам личной гигиены и формировать мотивацию для гигиенического поведения, здоровой и безопасной жизни.
  5. Продолжить работу по профилактике вредных привычек, привитие полезных навыков и привычек.
  6. Развивать навыки общения и взаимодействия обучающихся Продолжить знакомство с разными видами подвижных игр.
  7. Формировать через совместную игровую и творческую деятельность.

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка» может рассматриваться как одна из ступеней по формированию культуры здоровья и является неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса в школе. Основная идея программы заключается в мотивации обучающихся на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека.

Данная программа направлена на формирование, сохранение и укрепления здоровья младших школьников, в основу которой положены

культурологический и личностно-ориентированный подходы.

Основные принципы при формировании данной программы:

- принцип демократизации (обеспечение всем и каждому ученику одинакового доступа к занятиям, максимальное раскрытие способностей детей, использование различных методов и средств обучения для развития детей с разным уровнем двигательных и психических способностей);

- принцип гуманизации (учёт индивидуальных способностей личности ребёнка и педагога. Он строится с учётом личного опыта и уровня достижений, их интересов и склонностей, с применением разноуровневнего по сложности материала).

Осуществление принципов демократизации и гуманизации на основе педагогики сотрудничества – идеи совместной развивающей деятельности детей и взрослых.

- деятельностный подход (ориентирование ученика не только на усвоение готовых знаний и умений, но и развитие познавательных сил и творческого потенциала ребёнка, применение разнообразных видов физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности).

- расширение межпредметных связей из области разных предметов, системность и преемственность уроков физической культуры, окружающего мира, литературного чтения и технологии с внеурочными занятиями.

Данная программа помогает формировать здоровый образ жизни младших школьников через специально-организованную двигательную активность ребёнка. Всем известно, что дети любят играть. Это стремление нужно умело использовать в интересах самих детей, развивая и воспитывая в них такие необходимые качества, как сила, ловкость, быстрота, красота движений. «Подвижные игры» дополняют уроки физической культуры. Их использование способствует повышению уровня двигательной активности до уровня, обеспечивающего нормальное физическое, психическое развитие и здоровье детей, обеспечиваются условия для проявления активности и творчества каждого ученика.

«Уроки здоровья» знакомят детей с полезными привычками как альтернатива привычкам вредным и формируют установки на ведение здорового образа жизни. Не нужно делать большой акцент на сами вредные привычки. Главное – приобщить детей к здоровому образу жизни. Дети младшего школьного возраста наиболее восприимчивы к обучающемуся воздействию в этот возрастной период. Программа помогает создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространстве. «Подвижные игры» чередуются с «Уроками Здоровья». Работа была начата в 1 классе и продолжается во 2-ом классе.

Основные направления реализации программы:

- организация и проведение инструктажа по технике безопасности в разных ситуациях;

- организация и проведение подвижных, спортивных и народных игр, применение развивающих упражнений с разными предметами (мячи, скакалки, обручи, кегли и др.);

- проведение оздоровительных минуток, гимнастики, зарядки;

- организация и проведение динамических прогулок и подвижных игр на свежем воздухе в любое время года с активным использованием спортивных площадок на школьной территории;

- проведение Уроков Здоровья в форме бесед, сюжетных и ролевых игр, викторин, инсценировок, лепки и рисования, просмотр презентаций, мультфильмов, чтение отрывков произведений по темам.

В своей работе педагог должен ориентироваться не только на усвоение ребёнком знаний и представлений, но и становление его мотивационной сферы гигиенического поведения, реализации усвоения знаний и представлений в поведении. Педагог учитывает, что ребёнок, изучая себя, особенности своего организма, психологически готовится к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать своё здоровье. Содержание занятий желательно наполнять сказочными и игровыми сюжетами и персонажами. Введение игры в занятие позволяет сохранить специфику младшего школьного возраста и учесть возрастные особенности.

Режим проведения, а именно все занятия по внеурочной деятельности проводятся после всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН, т. е. 35-40 минут. Занятия проводятся в учебном кабинете, закрепленном за классом,

приветствуется проведение занятий в специально оборудованном учебном кабинете, спортивном зале, спортивной площадке на улице. Курс может вести как классный руководитель, так и любой другой учитель начальных классов. Здоровьесберегающая организация образовательного процесса предполагает использование форм и методов обучения, адекватных возрастным возможностям младшего школьника.

Программа рассчитана на 34 часа в год

2. Результаты освоения курса

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка» предполагает обучение на первом уровне - информативном, который заключается в изучении правил и закономерностей здорового образа жизни. Принимая во внимание этот факт, наиболее рациональным способом будет подведение итогов каждого изучаемого раздела в игровой форме, при организации коллективного творческого дела. Применяются такие формы деятельности, как: викторины, праздники, творческие конкурсы, ролевые игры, конкурсы, Дни Здоровья, Весёлые Старты. Подобная организация учета знаний, умений и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого ученика, а также обучению в командном сотрудничестве.

Результатами практической деятельности по программе «Здоровейка» можно считать следующее:

- личностными результатами обучающихся являются: осознание роли и значения занятий физическими упражнениями и подвижными играми для укрепления здоровья; самостоятельное использование изученных видов упражнений и игр в повседневной жизни; умение сделать выбор самому или при поддержке других участников группы и педагога, воспитание воли, выдержки, развитие таких личностных качеств, как: отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру.

- метапредметными результатами обучающихся являются: умение определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения (этические нормы); умение работать по предложенному учителем плану, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя на занятии; умение слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. Умение выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика), первоначальные умения работы в парах и малых группах, подчиняться правилам игры.

- предметными результатами обучающихся являются: учащиеся знают разные виды подвижных и народных игр, обучены технико-тактическим приёмам и правилам; умеют передвигаться различными способами (ходьба, бег, прыжки) в разных ситуациях, выполняют упражнения для развития основных физических качеств (силы, ловкости, быстроты, координации, выносливости); осуществляют индивидуальные и групповые действия в подвижных играх; получили первоначальные сведения о здоровом образе жизни, полезных привычках, особенностях работы организма человека.

Результаты соответствуют первому уровню - приобретаются новые знания и закрепляются через систему тренировочных упражнений и игр.

3. Содержание курса

"Здоровейка" ( 34 ч )

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка» состоит из 2 блоков: "Уроков Здоровья" и "Подвижных игр", каждый из которых делится на разделы.

Содержание занятий «Уроки Здоровья» по разделам:

1. «Я в школе и дома» ( 6 ч ): формирование здоровых установок и навыков поведения, снижающих вероятность приобщения к вредным привычкам. Социально одобряемые нормы и правила поведения учащихся в школе, в столовой, гигиена одежды, правила хорошего тона.

Ученик научится: правилам хорошего тона, соблюдать правила личной гигиены и внешнего вида, распознавать полезные и вредные привычки.

Ученик получит возможность научиться: соблюдать общепринятые правила в семье, в школе, в гостях, транспорте, отвечать за свои поступки, отстаивать свою позицию в ситуации выбора, противостоять влиянию вредных привычек.

2. «Питание и здоровье» ( 6 ч ): основы правильного питания, культура питания и этикет, полезные и вредные продукты, морские продукты, значение витаминов для организма человека, особенно ребёнка, гигиенические навыки культуры поведения во время приема пищи.

Ученик научится: различать “полезные” и “вредные” продукты, основным правилам культурного поведения во время приёма пищи, составлять рациональное полезное меню.

Ученик получит возможность научиться: соблюдать правильный режим питания, составлять меню из полезных продуктов для себя и своей семьи, отстаивать свою позицию в ситуации выбора.

3. «Моё здоровье в моих руках» ( 6 ч ): влияние окружающей среды на здоровье человека, понятие об иммунитете, закаливающие процедуры, чередование труда и отдыха, работа жизненно-важных органов человека, профилактика нарушений зрения, слуха и опорно-двигательного аппарата, формирование устойчивых нравственных представлений и убеждений в отношении к своему здоровью.

Ученик научится: новым знаниям о работе своего организма, составлять свой режим дня, закаляться.

Ученик получит возможность научиться: чередовать труд и отдых, соблюдать режим дня, выполнять физические упражнения для развития физических навыков, правильно делать зарядку, следить за своим здоровьем.

4. «Я и моё окружение» ( 7 ч ): развитие познавательных процессов, мир эмоций и чувств, настроение в школе и дома, умение управлять своими чувствами, настроением, формирование позитивного отношения к себе и окружающим, толерантность к товарищам, стимул к самовоспитанию, снижение эмоционального напряжения, уменьшение тревожности.

Ученик научится: выражать чувства пантомимикой и мимикой, выполнять простые упражнения для релаксации.

Ученик получит возможность научиться: управлять своими эмоциями, чувствами, приёмам ауторелаксации, почувствовать себя уверенным, спокойным, самостоятельным.

5. «Чтоб забыть про докторов» ( 5 ч ): болезни и их признаки, какие врачи нас лечат, закаливание организма, знакомство с разными видами спорта, пропаганда здорового образа жизни.

Ученик научится: основным способам закаливания, познакомится с различными видами спорта.

Ученик получит возможность научиться: применять способы закаливания, выполнять физические упражнения для сохранения и укрепления здоровья; сохранять и укреплять свое здоровье.

6. «Вот и стали мы на год взрослей» ( 4 ч): опасности летнего периода, первая доврачебная помощь в летний период, лекарственные растения, летний отдых, наши успехи и достижения, диагностика.

Ученик научится: правилам оказания первой помощи; узнавать наиболее распространённые лекарственные и ядовитые растения.

Ученик получит возможность научиться: закаливать организм в летний период, оказывать первую медицинскую помощь при кровотечении, укусах насекомых, тепловом и солнечном ударах.

Содержание занятий " Подвижные игры" по разделам:

  1. «Народные игры». Знакомство с играми своего народа и других народностей, развитие физических способностей детей, координации движений, силы, ловкости. Воспитание уважительного отношения к истории и культуре родной страны и других народностей.
  2. «Бессюжетные игры». Совершенствование координации движений. Развитие быстроты реакции, внимания, сообразительности, умение действовать в коллективе. Проявление упорства, дисциплинированности в достижении поставленных целей. Воспитание инициативы, культуры поведения, творческого подхода к игре.

3. "Игры-забавы" Учащимся даются понятия: игры-забавы, аттракционы, они часто проводятся на спортивных праздниках, на вечерах досуга. Двигательные задания выполняются в необычных условиях и часто включают элемент соревнования (бежать в мешке, выполнить движение с закрытыми глазами)

4. «Игры-эстафеты». Повторение эстафетных правил. Развитие быстроты реакций, внимания, навыки быстрого передвижения. Воспитание чувства коллективизма и ответственности, терпимости, уважение к сопернику.

5. «Спортивные игры». Повторение основных правил для спортивных игр. Отработка игровых приёмов, умение владеть мячом, скакалкой, обручем.

6. «Любимые игры детей». Закрепление полученных знаний в 1 классе, развитие воображения, творчества, смекалки, активности и самостоятельности в любимых, наиболее популярных играх.

Ученик научится: играть в подвижные игры разных видов под руководством учителя и без него, соблюдать правила игры и подчиняться общим командным и игровым требованиям, координации движений.

Ученик получит возможность научиться: сознательно и правильно применять физические упражнения и подвижные игры для развития физических способностей, организации отдыха и укрепления здоровья, работать в команде, уважать товарищей, согласовывать с ними действия, управлять эмоциями, проявлять положительные качества личности, быть сильным, ловким, находчивым, подвижным.

4. Тематическое планирование

п/п

Тема раздела, занятия

Кол-во часов

Характеристика видов деятельности

обучающихся

Виды и формы занятий

Формы контроля

1. Я в школе и дома.

6

1.

Гигиена позвоночника. Сколиоз.

1

Гимнастика для спины и шеи.

Разучивают и выполняют спец. упражнения.

2.

Почему устают глаза?

1

Комплекс упражнений для глаз.

Разучивают и выполняют упражнения.

3.

Я сажусь за уроки.

1

Беседа.

Составляют памятку «Как правильно делать уроки».

4.

Шалости и травмы.

1

Беседа.

Внимательно слушают и отвечают на вопросы.

5.

Компьютер-друг или враг?

1

Беседа.

Слушают, участвуют в беседе, отвечают на вопросы.

6.

Умники и умницы.

1

Викторина.

Отвечают на вопросы, анализируют ситуации, задают загадки соперникам.

2. Питание и здоровье.

6

7.

Правильное питание-

залог здоровья.

1

Беседа.

Составляют меню на день и на неделю.

8.

Культура питания. Этикет.

1

Беседа. Практическое занятие "Мы идём в столовую". Упражняются в этикете и культуре питания.

9.

Я выбираю кашу.

1

Беседа о пользе и видах каш. Чтение рассказа Драгунского "Тайное становится явным".

Обсуждают прочитанного. Читают по ролям.

10

Что дает нам море.

1

Беседа о морских продуктах. Показ презентации. Обсуждение. Отвечают на вопросы, рассказывают по теме.

11

Вкусные и полезные вкусности.

1

Беседа. Конкурс рисунков.

Рисуют рисунки на заданную тему.

12

Светофор здорового питания.

1

Викторина среди 2 кл.

Отвечают на вопросы, анализируют ситуации, задают вопросы соперникам.

3. Моё здоровье в моих руках.

6

13

Что такое иммунитет.

1

Беседа. Просмотр мультфильма.

Читают стихотворение А.Л. Барто «Мимоза».

14

Прививки.

1

Беседа.

Чтение стихотворения С.Михалкова «Прививка».

15

Спорт в жизни человека.

1

Показ презентации, беседа.

Рассказывают о своих достижениях в спортивных кружках и секциях.

16

Слагаемые здоровья.

1

Совместное творчество .

Рисование плаката-аппликации.

17-18

День Здоровья «Будьте здоровы!»

2

Спортивное мероприятие. Спортивная эстафета среди 2 классов.

4. Я и моё окружение.

7

19

Взаимоотношения в семье.

1

Беседа. Методика «Рисунок семьи».

Выполняют рисование.

20

Нет вредным привычкам.

1

Беседа.

Слушают сказку, отвечают на вопросы.

21

Мир эмоций и чувств. Мимика и пантомимика.

1

Игра-тренинг.

Учатся выражать и изображать мимикой различные житейские ситуации.

22

Выразительность движений.

1

Игра «Пантомима».

Учатся выражать и изображать мимикой и жестами различные житейские ситуации.

23

Релаксация.

1

Упражнения на релаксацию.

Разучивают и выполняют упражнения для снятия напряжения.

24

Давай жить дружно!

1

Беседа.

Разучивают песню "Настоящий друг", показывают мини-сценки.

25

Музыкальная мозаика.

1

Свободное рисование под музыкальное оформление. Выставка работ. Обсуждение настроения, выраженного в рисунке.

5. Чтоб забыть про докторов.

5

26

Признаки болезней. Как защитить себя от болезней.

1

Беседа.

Участвуют в беседе, отвечают на вопросы, приводят примеры.

27

Какие врачи нас лечат.

1

Ролевая игра "Больница". Дети выступают в роли докторов и пациентов.

28- 29

"Все спортом занимаются"

2

Разучивание песни о спорте.

Учат слова песни, исполняют под музыку.

30

Сказка «Репка» на новый лад.

1

Инсценировка сказки. Показ в актовом зале для 2-классников.

Разучивают слова, исполняют роли, читают стихи, поют песню.

6. Вот и стали мы на год взрослее.

4

31

Как и чем можно отравиться. Первая помощь.

1

Презентация. Беседа.

Обсуждают, отвечают на вопросы.

32

А.Колобов. Красивые грибы.

1

Просмотр презентации, обсуждение. Игра "Грибники".

Дети "собирают" грибы, учатся отличать съедобные грибы от несъедобных.

33

Домашняя аптека.

1

Беседа.

Слушают, отвечают на вопросы, собирают домашнюю аптечку(под руководством учителя).

34

Наши успехи и достижения.

1

Итоговое занятие. Диагностика.

Выполняют тестовые задания.

п/п

Тема раздела, урока

Кол-во часов

Народные игры

8

1

Бояре.

1

Игра-песня. Разучивание слов песни, проведение игры.

2

Краски.

1

Повторение правил, проведение игры.

3

Салки.

1

Повторение правил, проведение игры.

4

Колечко.

1

Разучивание правил, проведение игры.

5

Хлебец.

Украинская народная игра

1

Разучивание, проведение игры.

6

Горный козёл

Таджикская народная игра

1

Разучивание, проведение игры.

7

Конное состязание

Казахская народная игра

1

Разучивание, проведение игры.

8

Волк и ягнята

Бурятская народная игра

1

Разучивание, проведение игры.

2. Бессюжетные игры

5

1

Петушиный бой.

1

Разучивание, проведение игры. Отработка координации движений, ловкости.

2

Ловишки-перебежки.

1

Разучивание, проведение игры. Упражнение в скоростных беговых навыках.

3

Попади в след.

1

Разучивание, проведение игры. Построение. Перемещение.

4

Белые медведи.

1

Разучивание, проведение игры. Упражнение в координации движений, ловкости.

5

Закрепление. Игры по выбору.

1

Проведение детьми понравившихся игр (по выбору).

3. Игры-забавы

5

1

Охота на тигра.

1

Знакомство с правилами игры. Отработка игровых приемов.

2

Рыбаки. Донеси рыбку.

1

Знакомство с правилами игры. Отработка игровых приемов.

3

Черепаха-путешественница.

1

Знакомство с правилами игры. Отработка игровых приемов.

4

Собери орехи.

1

Знакомство с правилами игры. Отработка игровых приемов.

5

Пролезь сквозь мешок.

1

Знакомство с правилами игры. Отработка игровых приемов.

4. Игры-эстафеты

4

1

Переправа. Эстафета с обручем.

1

Игровые правила. Отработка игровых приёмов.

2

Кто быстрее. Эстафеты с мячом.

1

Комплекс ОРУ с мячом. Отработка умения владеть мячом.

3

Кто быстрее. Эстафеты со скакалкой.

1

Комплекс ОРУ со скакалкой. Отработка умения владеть скакалкой.

4

Комбинированная эстафета.

Весёлые старты. Отработка координации движений, быстроты реакций, подвижности, ловкости.

5. Любимые игры детей

8

1

Увернись от мяча. Вышибалы.

1

Отработка координации движений, быстроты реакций, подвижности, ловкости.

2

Меткий стрелок.

1

Отработка координации движений, быстроты реакций, подвижности, ловкости.

3

Второй (третий) лишний.

1

Отработка координации движений, быстроты реакций, подвижности, ловкости.

4

Картошка.

1

Отработка координации движений, быстроты реакций, подвижности, ловкости.

5

Собачки.

1

Отработка координации движений, быстроты реакций, подвижности, ловкости.

6

Резиночки.

1

Знакомство с правилами игры. Отработка игровых приёмов.

7

Классики.

1

Знакомство с правилами игры. Отработка игровых приемов.

8

Собеседования в рамках промежуточной аттестации.

6. Спортивные игры

4

1

Мини-футбол

1

Повторение игровых правил. Отработка игровых приёмов. Проведение игры.

2

Баскетбол

1

Повторение игровых правил. Отработка игровых приёмов. Броски в корзину.

3

Бадминтон

1

Знакомство с игровыми правилами. Проведение игры.

4

"Выше, сильнее, быстрее»

1

Спортивный праздник.

Игры, эстафеты для 2 классов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»

Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Сильные, смелые, ловкие"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...