"Организация подвижных игр и элементов спортивных игр в режиме дня дошкольника"
консультация по зож

консультация

Скачать:


Предварительный просмотр:

            «Подвижная игра - это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами»

Подвижные игры как основная двигательная деятельность детей дошкольного возраста может планироваться в различное время дня в соответствии с режимом возрастной группы.

В утренние часы приёма рекомендуется проводить игры малой подвижности. Активная двигательная деятельность сразу после завтрака нецелесообразна, лучше провести игру средней или малой подвижности.

Перед занятиями уместны игры средней подвижности. В перерывах между организованными занятиями, особенно если они связаны с неподвижной позой (рисование, лепка, развитие речи и математических представлений), полезны игры средней и малой подвижности («Сделай фигуру», «Делай, как я». 

        Игры бывают различными: ролевые, подвижные, дидактические, спортивные, соревновательные, сюжетные и бессюжетные, игры-забавы.           

        Сюжетные игры используются во всех возрастных группах. Однако в младшем дошкольном возрасте они особенно популярны, т.к. строятся на основе имитационных движений исходя из опыта ребенка. Они наиболее понятны и доступны. К ним относятся такие игры, как: «Воробушки и автомобиль», «Солнышко и дождик», «Пузырь», «Самолеты», «Поезд», «Лохматый пес» «Кролики», «Трамвай» и др.

        Бессюжетные игры бывают разные по организации: для большего количества участников - «Ловишки»; для небольших групп групп – «Кольцебросс», «Кегли»; командные – игры-эстафеты, «Школа мяча» Они доступны и младшим и старшим дошкольникам. Однако они требуют большей самостоятельности, быстроты, ловкости движений, ориентировки в пространстве.

        Игры с элементами соревнований доступны детям среднего и старшего возраста. Игры могут быть индивидуальными – «Кто быстрее до флажка», и командными – «Чье звено скорее соберется». Игры-забавы представляют собой двигательные задания, выполняемые в необычных условиях, например бег в мешке. Перемещение на ходулях, задания с завязанными глазами.

       К отдельной группе относятся игры с элементами спорта. Они проводятся только с детьми старшего дошкольного возраста по упрощенным правилам. Это игры городки, бадминтон, настольный теннис, баскетбол, волейбол, футбол, хоккей. В дошкольном возрасте используются элементы этих игр и дети играют по упрощенным правилам.

       Методика проведения подвижной игры направлена на воспитание эмоционального, сознательно действующего в меру своих возможностей и владеющего разнообразными навыками ребенка. Под руководством воспитателя формируется творчески мыслящий человек, умеющий ориентироваться в окружающей среде, активно преодолевать творческие трудности, проявлять доброжелательное отношение к товарищам, выдержку, самообладание.

Обязательным условием проведения подвижной игры является учет индивидуальных особенностей каждого ребенка.

        В методике организации и проведения подвижных игр определены следующие этапы:

  1. выбор игры;
  2. подготовка к проведению игры;
  3. проведение игры (руководство процессом игры);
  4. подведение итогов игры.

Выбор игры зависит от педагогических задач, которые ставятся перед занятием. Подбор подвижных игр зависит от условий работы каждой возрастной группы: общего уровня физического, умственного развития детей, их двигательных умений; состояния здоровья каждого ребенка, его индивидуальных типологических особенностей, времени года, режима дня, места проведения игр, интересов детей.

При подборе сюжетных подвижных игр следует принимать во внимание сформированность у детей представления об обыгрываемом сюжете. Обязательным условием подготовки педагога к проведению подвижных игр является предварительное разучивание движений с детьми как имитационных, так и физических упражнений, действий, которые дети выполняют в игре.

        Для лучшего понимания игрового сюжета педагог проводит предварительную работу: читает художественные произведения, организует наблюдения за природой, за животными, деятельностью людей различных профессий, просмотр видеофильмов, кино – и диафильмов; проводит беседы. Педагог значительное внимание уделяет подготовке атрибутов игры –изготавливает их вместе с детьми или в их присутствии( в зависимости от возраста детей).

       Важно правильно организовать игру в соотношении содержания, очередности выполнения заданий. Игра может быть проведена одновременно со всеми детьми или с небольшой группой. Педагог варьирует способы проведения организации игр в зависимости от их структуры и характера, места проведения.

Ознакомление с игрой проводится четко, лаконично, образно и продолжается 1,5–2 минуты.

          Объяснение сюжетной подвижной игры дается после предварительной работы по формированию представлений об игровых образах. Тематика сюжетных подвижных игр разнообразна. В ходе объяснения новой игры перед детьми ставится игровая цель, способствующая активизации мышления, осознанию игровых правил, формированию и совершенствованию игровых навыков. При объяснении игры используется краткий образный сюжетный рассказ. Он изменяется в целях лучшего перевоплощения ребенка в игровой образ; развития выразительности, красоты, грациозности движений. Сюжетный рассказ – зрительное восприятие детьми всех ситуаций игры и действий, стимулирующих их к эмоциональному восприятию. Сюжет рассказа, его содержание должно быть понятно детям. Перед проведением первой игры педагог использует крошку – сказку или сюжетный рассказ, в который входят правила игры и сигнал(1,5-2 минуты). Сюжетные рассказы используются во всех возрастных группах.

       Объясняя несюжетную подвижную игру, педагог раскрывает последовательность игровых действий, игровые правила и сигнал. Он указывает местоположение играющих, игровые атрибуты, используя пространственную терминологию (в младших группах с ориентиром на предмет, в старших – без него). Затем с помощью вопросов педагог проверяет, как дети поняли игру. Если правила детям понятны, то игра проходит весело и увлекательно.

          Объясняя игры с элементами соревнования, педагог уточняет правила, игровые приемы, условия соревнования. Выражает уверенность в том, что все дети хорошо справятся с выполнением заданий.

Объединяя играющих в группы, команды, педагог должен учитывать физическое развитие и индивидуальные особенности детей. В команды подбирает равных по силам; для активизации неуверенных малышей объединяет их с активными детьми.

С помощью считалок выбирают водящих. Считалка способствует выработке таких качеств как честность, чувство товарищества. Произведение в хорошем исполнении считалки вырабатывает чувство ритма. Считалка несет познавательную, эстетическую, этическую функции, и вместе с играми способствует физическому развитию детей.

Подготовка к проведению игры.

  • в первую очередь очистить игровую площадку от посторонних предметов;
  • подготовка инвентаря: инвентарь продумываем и подготавливаем заранее, подбор осуществляем исходя из педагогической целесообразности;
  • разметка площадки: на игровой площадке заранее делаем яркие разметки, линии границ намечаем в 3 метрах от препятствий ( стен, деревьев):
  • расстановка играющих: указать играющим такое место, чтобы им хорошо было видно и слышно водящего;
  • объяснение правил и хода игры: стараемся давать понятно, логично и последовательно, излагаем его в сказочной форме в зависимости от сюжета игры;
  • назначение водящих: по желанию детей, по жребию, считалки;
  • распределение по командам: формировать команды равные по силам, состав команд в каждой игре меняем, учитывая желания детей.

С целью предупреждения травматизма нужно соблюдать следующие правила безопасности:

  1. планировать расстановку команд, интервал между участниками и пути передвижения так, чтобы полностью исключить возможность столкновений
  2. на пути движения детей не должно быть посторонних предметов, о которые они могут споткнуться
  3. высота препятствий для перелезания, прыжков, бега по узкой опоре должна регулироваться с учетом подготовленности детей.

Руководство педагога подвижной игрой состоит и в распределении ролей. Водящего педагог может назначить, выбрать с помощью считалки или предложить детям самим выбрать водящего и затем попросить их объяснить, почему они выбрали именно его.

В ходе игры педагог обращает внимание на выполнение детьми правил, тщательно анализирует причины их нарушения. Педагог должен следить за движениями, взаимоотношениями, нагрузкой, эмоциональным состоянием детей в игре. По ходу игры педагог может усложнить или упростить отдельные правила, изменить размеры площадки, количество и размеры препятствий, которые преодолевают игроки.

Руководя игрой, педагог формирует правильную самооценку, доброжелательные взаимоотношения, дружбу и взаимовыручку, учит детей преодолевать трудности. Правильное педагогическое руководство игрой помогает ребенку понять себя, своих товарищей, обеспечивает развитие и реализацию его творческих сил, оказывает психокоррекционное, психотерапевтическое воздействие.

Подведение итогов игры. Игра прекращается, как только у игроков появляются первые признаки утомления и снижается интерес. Заканчивается подвижная игра ходьбой, постепенно снижающей физическую нагрузку и приводящей пульс ребенка в норму.

Подводя итог игры, педагог отмечает ребят, за то что они хорошо выполнили свои роли, проявили смекалку, взаимопомощь, творчество.

Особенности проведения подвижных игр на улице.

  • не следует включать движения, требующие большой амплитуды;
  • не желательно давать игры с продолжительным бегом;
  • в холодную, сырую погоду не следует планировать игры с речетативом и пением;
  • необходимо учитывать наличие оборудования, стоящее на площадке и свободное пространство;
  • рекомендуется проводить игры, сюжет которых соответствует сезону;
  • при выборе игры нужно учитывать количество игроков.

Планирование подвижных игр.

При подборе игры следует учитывать предыдущую и последующую деятельность детей.

На прогулке проводятся 2 игры: подвижная и спокойная.

Общая длительность игр составляет в младшей группе 5–6 минут, в средней: 6–8 минут, в старшей и подготовительной: 8–10 минут.

Игра повторяется в течение недели 4 – 5 раз.

Проведение подвижных игр в разных возрастных группах.

Младшая группа (общая длительность игры 5-6 минут).

Игровая деятельность возникает уже в преддошкольном возрасте. Для того, чтобы игра малышей была полноценной, необходимо создать для них педагогически целесообразную внешнюю обстановку. Необходимо иметь горку, скамейки, ящики и др. пособия. Детям должно быть предоставлено много места, для того чтобы бегать, прыгать, сползать по скату горки и т.д. В играх детей старше 1,5 лет можно заметить признаки подражания взрослым, учитывая это, педагог вовлекает детей в игры с помощью игрушки, старается разбудить в них интерес эмоциональным образным объяснением. В младших группах используются сюжетные игры и простейшие несюжетные типа «ловишек», а также игры – забавы.

Малышей привлекает в игре сам процесс действия, им интересно бежать, догонять, ловить. Важно научить ребенка действовать по сигналу, соблюдать простые правила.

Ведущие роли в игре педагог выполняет сам или поручает самому активному ребенку. В игре водящий только делает вид, что ловит детей: этот педагогический прием используется для того, чтобы не испугать детей и чтобы у них не пропал интерес к игре.

При проведении сюжетных игр рекомендуется пользоваться методикой, которая обращена воображению ребенка. С этой целью используют образные возможности сюжетного рассказа. Проводя игру необходимо постоянно напоминать детям об игровом образе.

Для младшей группы рекомендуются игры с текстом. Педагог выразительно читает текст, иллюстрируя его соответствующими движениями. Такие игры у детей воспитывают чувство ритма, дети подражают движениям педагога.

Средняя группа (общая длительность игры 6-8 минут)

К средней группе у детей накапливается двигательный опыт, движения становятся более координированными. Поэтому педагог усложняет условия проведения игры: увеличивается расстояние для бега, метания, высота прыжков, подбираются игры, упражняющие детей в ловкости. Смелости, выдержке.

В этой группе педагог распределяет роли среди детей. Роль водящего поручается ребенку, который может с ней справиться. В средней группе широко используются сюжетные игры типа: « Кот и мыши», « Мышеловка» и др.; несюжетные игры – «Найди себе пару», «Чье звено скорее соберется» и т.д. Проводя сюжетную игру, педагог использует образный рассказ.

Старшая группа (общая длительность игры8-10 минут).

В подвижных играх детей старшего дошкольного возраста используются более сложные движения. Перед детьми ставится задача мгновенно реагировать на изменение игровой ситуации, проявлять смелость, сноровку, смекалку.

Движения детей старшего дошкольного возраста отличаются большой координированностью, точностью, поэтому наряду с сюжетными и несюжетными подвижными играми используются игры с элементами соревнования, которые вначале целесообразно вводить между несколькими детьми, равными по физическим силам и развитию двигательных навыков.

По мере овладения детьми навыков и ориентировке в пространстве вводятся соревнования по звеньям. Лучшим считается звено, участники которого справятся с заданием быстро и правильно.

Подготовительная группа (общая длительность 8-10 минут).

В подготовительной группе большинство детей хорошо владеют основными движениями. Педагог обращает внимание на качество движений, следит за тем, чтобы они были легкими, красивыми, уверенными. Дети должны быстро ориентироваться в пространстве, проявлять выдержку, смелость, находчивость, творчески решать двигательные задачи. В играх необходимо ставить перед детьми задачи для самостоятельного решения. Осуществляя поиск решения тех или иных двигательных задач в подвижных играх, дети сами добывают знания. При умелом руководстве педагога подвижной игрой формируется творческая активность детей: они придумывают новые варианты игры, более сложные игровые задания.

Важную роль в развитии творческой деятельности детей играет привлечение их к составлению вариантов игр, усложнению правил. Используя метод творческих заданий, педагог подводит детей к придумыванию подвижных игр и самостоятельной их организации.

        В подготовительной группе наряду с сюжетными и несюжетными играми проводятся игры – эстафеты, спортивные игры, игры с элементами соревнования.

        Дети подготовительной группы должны знать все способы выбора ведущего, пользоваться считалками.

        Продуманная организация проведения подвижных игр способствует раскрытию индивидуальных способностей ребенка, помогает воспитать его здоровым, бодрым, жизнерадостным, активным, умеющим самостоятельно и творчески решать самые разнообразные задачи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Подвижные игры с элементами спортивных игр" (технологическая карта урока)

Планируемые образовательные результаты: - предметные  (объем освоения и уровень владения компетенциями):научатся: организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы со...

Распределение учебного материала по разделу «Подвижные игры с элементами спортивных игр» во 2-х классах при трёх разовых занятиях физической культурой в неделю (25 часов).

Распределение  учебного материала по разделу «Подвижные игры с элементами спортивных игр» во 2-х классах при трёх разовых занятиях физической культурой в неделю (25 часов)....

Распределение учебного материала по разделу « Подвижные игры с элементами спортивных игр» при трёх разовых занятиях физической культурой в неделю в 3-х классах (25 часов).

Распределение учебного материала по разделу « Подвижные игры с элементами спортивных игр» при трёх разовых занятиях физической культурой в неделю в 3-х классах (25 часов)....

Тема урока: «Подвижные игры с элементами спортивных игр»

Цели деятельности учителя: развивать умение участвовать в спортивных играх в соответствии с правилами и техникой безопасности; Планируемые результаты:Личностные: развитие мотивов учебной деятельности ...

Спортивный клуб "ЗОЖик". Подвижные игры с элементами спортивных игр.

Мастер-класс. Спортивный клуб "ЗОЖик". Подвижные игры с элементами спортивных игр....

Подвижные игры с элементами спортивных игр

технологическая карта урока...

Подвижные игры с элементами спортивных игр

урок физической культуры во 2 классе...