Рабочая программа "Час общения"
рабочая программа по зож (2 класс)

Толока Оксана Николаевна

Аннотация к рабочей программе внеурочной деятельности

Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Час общения» разработана на основе авторской программы «Путь к успеху» Максимова С.В./ Методические рекомендации к учебному пособию «Путь к успеху. Портфель достижений» для 2 класса общеобразовательной организации / под ред. С.В. Максимовой. — М.: ООО «Русское слово - учебник», 2019./

Цель курса: формирование основы нравственного поведения учащихся, социально значимых ориентаций, обуславливающих отношение человека к себе и окружающему миру, развитие творческой активности.

Задачи курса:

1. Познание и воспитание собственной личности ребёнка посредством межличностного общения.
2. Развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей. ……………………………………………

3. Воспитание интереса к окружающим людям, развитие взаимоуважения, взаимодоверия и сочувствия.
4. Развитие навыков общения в различных ситуациях, умения противостоять отрицательным воздействиям среды.

5. Воспитание сознательного овладения детей речевыми средствами общения, формирование умений и навыков практического владения выразительными (неречевыми) средствами общения: жестами, мимикой, пантомимикой, интонацией.
6. Развитие творческих способностей и воображения в процессе общения. ………………

7. Выработка у учащихся положительных черт характера, способствующих взаимопониманию в коммуникативной деятельности.

            Сроки реализации программы

2 класс-2023-2024 г.

Программа рассчитана на 2 класс – 34 часа в год (1 час в неделю).

Содержание курса внеурочной деятельности

Наименование раздела

Количество часов

1

«Моя индивидуальность

4 ч.

2

«Самопознание»  

7 ч.

3

«Мое творчество»

17 ч.

4

«Я и школа»

6 ч.

Итого

34 ч.

В результате освоения программы психологического курса «Час общения» формируются универсальные учебные действия, соответствующие требованиям ФГОС НОО, а именно регулятивные, познавательные и коммуникативные, как основа умения учиться. Программа раскрывает основные подходы и стержень работы, оставляя учителю простор для творчества.

Ожидаемые результаты программы во 2 классе

Воспитательный результат внеурочной деятельности – непосредственное духовно-нравственное приобретение ребенка благодаря его участию.

Воспитательный эффект внеурочной деятельности – влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на весь процесс развития личности ребенка.

1 уровень: приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), понимание социальной реальности в повседневной жизни;

2 уровень: формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и социальной реальности в целом.

В календарно-тематическом планировании по внеурочной деятельности «Час общения» отражены: дата, тема занятия, количество часов и форма проведения.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Z:\Психолог\2023-2024\Толока\2 классы.jpeg

Рабочая программа по внеурочной деятельности

(духовно-нравственного направления)

"Час общения"

 Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Час общения» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основании следующих документов:

  • Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утв. приказом Минпросвещения РФ от 22.03.2021 № 115;
  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утв. приказом Минпросвещения РФ от 31.05.2021 № 286 (далее – ФГОС НОО);
  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утв. приказом Минпросвещения РФ от 31.05.2021 № 287 (далее – ФГОС ООО);
  • Методических рекомендаций по использованию и включению в содержание процесса обучения и воспитания государственных символов Российской Федерации, направленных письмом Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06;
  • Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки от 18.08.2017 № 09-1672;
  • Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р; СП 2.4.3648-20;
  • Нормативно-правовыми актами ЯНАО и органами местного самоуправления, Уставом "Прогимназия "Центр детства".

Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Час общения» разработана на основе авторской программы «Путь к успеху» Максимова С.В./ Методические рекомендации к учебному пособию «Путь к успеху. Портфель достижений» для 2 класса общеобразовательной организации / под ред. С.В. Максимовой. — М.: ООО «Русское слово - учебник», 2019./

Цель курса: формирование основы нравственного поведения учащихся, социально значимых ориентаций, обуславливающих отношение человека к себе и окружающему миру, развитие творческой активности.

Задачи курса:

1. Познание и воспитание собственной личности ребёнка посредством межличностного общения.
2. Развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей. 
……………………………………………

3. Воспитание интереса к окружающим людям, развитие взаимоуважения, взаимодоверия и сочувствия.
4. Развитие навыков общения в различных ситуациях, умения противостоять отрицательным воздействиям среды.

5. Воспитание сознательного овладения детей речевыми средствами общения, формирование умений и навыков практического владения выразительными (неречевыми) средствами общения: жестами, мимикой, пантомимикой, интонацией.
6. Развитие творческих способностей и воображения в процессе общения. 
………………

7. Выработка у учащихся положительных черт характера, способствующих взаимопониманию в коммуникативной деятельности.

Описание места предмета в учебном плане школы

Согласно плана образовательной деятельности МАОУ "Прогимназия "Центр детства" на изучение курса «Час общения» во 2-м классе отводится 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели), из часов выделенных ОО для деления на группы курсов, учебных практик, проектов.

Содержание курса внеурочной деятельности

Программа «Час общения» включает четыре направления, связанных между собой логикой формирования духовно-нравственного портрета школьника с развитием его творческой активности.

Раздел 1.  «Моя индивидуальность» (4 часа)        

Получение представлений о собственной индивидуальности (об уникальных особенностях личности, способностях, интересах и увлечениях).

Вот оно какое наше лето! Я в школе! Белое – черное. Я расту, и игрушки – вместе со мной.

Раздел 2. Самопознание (7 часов)

Развитие коммуникативных умений и навыков (умение слушать, понимать, адекватно оценивать себя и другого, сопереживать, взаимодействовать); умения строить равноправные, добрые взаимоотношения со сверстниками; умения настраивать себя на позитивный лад, выражать свои чувства и распознавать чувства других; овладение навыками разрешения межличностных конфликтов; развитие социальной активности.

Что я знаю о себе? Полезные и вредные привычки. Моя семья – моя крепость. Что мне нравится и не нравится в людях. Знание сила. Как я справляюсь с трудностями. Мое личное пространство.  

Раздел 3. Мое творчество (17 часов)

Формирование у младших школьников опыта нравственных отношений с окружающим миром, здорового образа жизни через реализацию собственного творческого потенциала.

Весна красна цветами, а осень снопами. Я – мэр города. Как сделать город лучше? Я- президент. «Раз, два, три – елочка гори!» «Сказка – ложь, да в ней намек!» Как я смотрю фильмы. Музыка – волшебная страна. Я – поэт. «На старт…Внимание… Марш!» Краски, карандаши или пастель? Кто он настоящий друг? Что я люблю есть. Моя планета. Мои питомцы. Жизнь во Вселенной. Я мечтаю…

Раздел 4. Я и школа (6 часов) 

Формирование положительного отношения к школе, себе и другим людям, развитие навыков общения, понимания других, сотрудничества в коллективе.

Обо мне узнают! Своими руками. Кто такой учитель? Одноклассники – моя вторая семья. Школьная семья. Что произошло в моей жизни за этот год.

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности.

Личностными результатами освоения программы являются следующие:

- сознание необходим ости получения знаний, как средств реализации коммуникативных умений и навыков.;

- внутренняя позиция учащегося с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.

- интерес к различным видам учебной деятельности, включая элементы предметно-исследовательской деятельности;

- навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

- ориентация на понимание предложений и оценок учителей и одноклассников;

- понимание причин успеха в учебе;

- понимание нравственного содержания поступков окружающих людей.

Метапредметными результатами освоения программы является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

Познавательные УУД:

  • умение распознавать и описать свои чувства и чувства других людей;
  • умение осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернет;
  •  умение осуществлять выбор эффективных способов решения поставленной задачи с ориентиром на ситуацию успеха;
  •  умение понимать причин своего успеха/ неуспеха;
  • исследование своих качеств и особенностей
  • умение рассуждать, строить логические умозаключения
  •  умение осуществлять анализ объектов;
  • умение осуществлять синтез как составление целого из частей;
  • сравнение по заданным основаниям фактов, явлений, абстрактный понятий;
  • представление информации в развёрнутом и сжатом виде (рисунок, текст, таблица, схема, план), в т.ч. используя ИКТ.

Регулятивные УУД:

  • умение владеть навыками самоконтроля в общении со сверстниками и взрослыми;
  • умение извлекать с помощью учителя необходимой информации из литературного текста
  • умение определять и формулировать цели деятельности на занятии с помощью учителя
  • умение осознать свои трудности и стремление к их преодолению
  • умение строить речевое высказывание в устной форме
  • умение адекватно понимать причины успеха/ неуспеха в учебной деятельности;
  •  умение планировать действия в соответствии с поставленной задачей;
  • умение систематизировать подобранные информационные материалы в виде схемы;
  • умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Коммуникативные УУД:

  •  умение выполнять различные роли
  • умение слушать и понимать речь других ребят
  • умение осознавать особенности позиции ученика и учиться вести себя в соответствии с этой позицией.
  • умение учитывать разные мнения и интересы, представлять собственную позицию;
  •   умение аргументировать свою позицию при выработке общего решения в совместной деятельности;
  •   умение находить наиболее эффективные способы решения;
  • умение доверительно и открыто говорить о своих чувствах
  • умение работать в паре и в группе
  • умение продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;
  •  умение принимать различные точки зрения;
  •  умение формулировать собственное мнение.

Предметными результатами изучения курса «Час общения» являются:

  • умение осознавать особенности позиции ученика и вести себя в соответствии с этой позицией
  • умение формировать и высказывать собственное мнение
  • умение работать в группе
  • умение осознавать границы своего личного пространства
  • умение осознать свою роль в семье, проявление любви и заботы.
  • умение воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации
  • умение моделировать ситуации поведения в разных жизненных ситуациях и проявлять заботу о здоровом образе жизни.
  • умение осознавать и контролировать свое психологическое и эмоциональное состояние
  • умение проявлять заботу о других, сочувствие
  • умение практически применять правила коллективных игр
  • умение раскрывать значимость стремления человека к познанию как главного условия развития личности.
  • умение перспективно оценивать себя на основе выделения собственных достоинств и способностей;
  • умение говорить о своих мечтах и увлечениях;
  • умение объяснять простейшие причинно-следственные связи;
  • умение рассуждать о возможных последствиях своих негативных поступков.
  • умение учитывать разные точки зрения, согласовывать их в групповой работе;
  • умение выбирать оптимальные с позиции нравственных норм правила вежливости с одноклассниками, друзьями, взрослыми 

Виды организации деятельности

На занятиях  предусматриваются следующие виды деятельности и формы организации деятельности:

Игровая:

  • ролевая игра,
  • тренинги

                Познавательная:

  • дискуссии
  • круглые столы
  • викторины
  • познавательные беседы
  • исследовательские проекты
  • практикум

Досугово-развлекательная деятельность:

  • инсценировки

Художественное творчество:

  • участие в конкурсах
  • мастер-класс

Формы подведения итогов:  

  • Презентации
  • Практические работы

Тематическое планирование   2 год обучения

Тема/раздел

Количество часов, отводимых на освоение темы

Электронные учебно-методические материалы

Воспитательный компонент (формы учета РПВ)

1

Моя индивидуальность

  1. ч.

https://uchitelya.com/

внутренняя позиция учащегося с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие

2

Самопознание

 

7 ч.

https://infourok.ru/

сознание необходимости получения знаний, как средств реализации коммуникативных умений и навыков.

3

Мое творчество

17 ч.

https://nsportal.ru/

интерес к различным видам учебной деятельности, включая элементы предметно-исследовательской деятельности

4

Я и школа

6 ч.

https://psy.wikireading.ru/

навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

Всего за год:

34ч.

Оценочные материалы:

В основу изучения курса положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются следующими результатами:

1 уровень: приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), понимание социальной реальности в повседневной жизни;

2 уровень: формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и социальной реальности в целом;

3 уровень: приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия.  

Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:

Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся.  

Текущий:

  • прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
  • пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
  • рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
  • контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.

Итоговый контроль   в формах

  • практические работы;
  • творческие работы учащихся;
  • участие в олимпиадах, конкурсах различного уровня.

Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания -  незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления   деятельности.

Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.

Анкета для учащихся

Дорогие друзья!

Заполните анкету, закончив предложения либо выделив цветом подходящие ответы на вопросы.

  1. Лучшие качества моего характера: ______________________________________                                __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  2. Как ты относишься к своему имени?

Мое имя мне нравится.

Я горжусь своими известными тезками.

Мне бы хотелось сменить свое имя на другое.

  1. Школа для меня – это…_________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Я люблю...______________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Я не люблю…________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________5. В свободное время я чаще всего…____________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Я отличаюсь от других тем, что…________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Мои полезные привычки: _______________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Мои вредные привычки:________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. В будущем я хочу стать…________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Мои любимые книги:___________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Мои любимые персонажи: ______________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Мои любимые персонажи:_______________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Мои любимые певцы: ___________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Мои любимые поэты:___________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Мои друзья:____________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Лучше всего у меня получается…________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Я мечтаю…_____________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. В следующем году я планирую… _______________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Мне бы хотелось изменить в своей жизни… _____________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Я чувствую в себе способности к …______________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Люди, которые являются для меня авторитетом:________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Благодарим за работу!

Учебно-методическое и материально- техническое обеспечение внеурочной деятельности

№ п/п

Программно-нормативное обеспечение

1.Используемая литература (книгопечатная продукция)

1.

  1. Книжка про меня: портфель достижений младшего школьника / С.В. Максимова, И.В. Камышева, М.Н. Ковалева, Ю.В. Николаева. М., 2014.
  2. Методические рекомендации к учебному пособию «Путь к успеху. Портфель достижений» для 1 класса общеобразовательных организаций / под/ С.В. Максимова, Н.В. Фоменко. -  М.: ООО «Русское слово - учебник», 2019.
  3. «Путь к успеху. Портфель достижений младшего школьника» для 1 класса общеобразовательных организаций / С.В. Максимова. -  М.: ООО «Русское слово - учебник», 2018.
  4. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. В 4-х частях. М.: Генезис, 2010. – 2 изд.

2. Печатные пособия

2.

1. Калейдоскоп эмоций. Плакат для детей серии Веселый Маркер

3. Игры и другие пособия

3.

1. Набор психолога «Приоритет» 7 модулей

4. Технические средства обучения

4

1. ПК учителя

2. Интерактивная доска

3. Музыкальный центр

5.

5. Интернет-ресурсы

  1. https://uchitelya.com/- сайт для учителей (методическая помощь)
  2. https://infourok.ru/- образовательный интернет-проект
  3. https://nsportal.ru/- образовательная социальная сеть
  4. https://psy.wikireading.ru/- раздел Психологии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению "Школа общения"

Программа «Школа общения» реализует нравственное направление во внеурочной деятельности в 1-4 классах. Главное назначение данного курса формирование навыков общения и культуры поведения обучающихся в...

" Культура общения" Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному напрвлению

Предлагаемая рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Культура общения» – это практический педагогический курс для развития навыков межличностного взаимоде...

Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению "Школа общения"

Программа «Школа общения» реализует нравственное направление во внеурочной деятельности в 1-4 классах. Главное назначение данного курса формирование навыков общения и культуры поведения...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Мастерская общения» 1 класс

Речевое развитие учащихся начальных классов  - одно  из центральных направлений в общеобразовательной школе. Воспитан...

Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 класса "Этикет поведения и общения"

Цель настоящей программы: освоение учащимися норм нравственного отношения к миру, самим себе....

Круглый стол На тему: «Особенности общения воспитателя с родителями воспитанников». «Как стать компетентным в общении с родителями».

У педагогов и родителей единые задачи: сделать всё, чтобы дети росли счастливыми, здоровыми, активными, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями. Современные дошк...