Рабочая программа "Час общения"
рабочая программа по зож (2 класс)
Аннотация к рабочей программе внеурочной деятельности
Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Час общения» разработана на основе авторской программы «Путь к успеху» Максимова С.В./ Методические рекомендации к учебному пособию «Путь к успеху. Портфель достижений» для 2 класса общеобразовательной организации / под ред. С.В. Максимовой. — М.: ООО «Русское слово - учебник», 2019./
Цель курса: формирование основы нравственного поведения учащихся, социально значимых ориентаций, обуславливающих отношение человека к себе и окружающему миру, развитие творческой активности.
Задачи курса:
1. Познание и воспитание собственной личности ребёнка посредством межличностного общения.
2. Развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей. ……………………………………………
3. Воспитание интереса к окружающим людям, развитие взаимоуважения, взаимодоверия и сочувствия.
4. Развитие навыков общения в различных ситуациях, умения противостоять отрицательным воздействиям среды.
5. Воспитание сознательного овладения детей речевыми средствами общения, формирование умений и навыков практического владения выразительными (неречевыми) средствами общения: жестами, мимикой, пантомимикой, интонацией.
6. Развитие творческих способностей и воображения в процессе общения. ………………
7. Выработка у учащихся положительных черт характера, способствующих взаимопониманию в коммуникативной деятельности.
Сроки реализации программы
2 класс-2023-2024 г.
Программа рассчитана на 2 класс – 34 часа в год (1 час в неделю).
Содержание курса внеурочной деятельности
№ | Наименование раздела | Количество часов |
1 | «Моя индивидуальность | 4 ч. |
2 | «Самопознание» | 7 ч. |
3 | «Мое творчество» | 17 ч. |
4 | «Я и школа» | 6 ч. |
Итого | 34 ч. |
В результате освоения программы психологического курса «Час общения» формируются универсальные учебные действия, соответствующие требованиям ФГОС НОО, а именно регулятивные, познавательные и коммуникативные, как основа умения учиться. Программа раскрывает основные подходы и стержень работы, оставляя учителю простор для творчества.
Ожидаемые результаты программы во 2 классе
Воспитательный результат внеурочной деятельности – непосредственное духовно-нравственное приобретение ребенка благодаря его участию.
Воспитательный эффект внеурочной деятельности – влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на весь процесс развития личности ребенка.
1 уровень: приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), понимание социальной реальности в повседневной жизни;
2 уровень: формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и социальной реальности в целом.
В календарно-тематическом планировании по внеурочной деятельности «Час общения» отражены: дата, тема занятия, количество часов и форма проведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_vd_chas_obshcheniya_2_klassy_toloka_o.n.docx | 373.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по внеурочной деятельности
(духовно-нравственного направления)
"Час общения"
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Час общения» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основании следующих документов:
- Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утв. приказом Минпросвещения РФ от 22.03.2021 № 115;
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утв. приказом Минпросвещения РФ от 31.05.2021 № 286 (далее – ФГОС НОО);
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утв. приказом Минпросвещения РФ от 31.05.2021 № 287 (далее – ФГОС ООО);
- Методических рекомендаций по использованию и включению в содержание процесса обучения и воспитания государственных символов Российской Федерации, направленных письмом Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06;
- Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки от 18.08.2017 № 09-1672;
- Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р; СП 2.4.3648-20;
- Нормативно-правовыми актами ЯНАО и органами местного самоуправления, Уставом "Прогимназия "Центр детства".
Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Час общения» разработана на основе авторской программы «Путь к успеху» Максимова С.В./ Методические рекомендации к учебному пособию «Путь к успеху. Портфель достижений» для 2 класса общеобразовательной организации / под ред. С.В. Максимовой. — М.: ООО «Русское слово - учебник», 2019./
Цель курса: формирование основы нравственного поведения учащихся, социально значимых ориентаций, обуславливающих отношение человека к себе и окружающему миру, развитие творческой активности.
Задачи курса:
1. Познание и воспитание собственной личности ребёнка посредством межличностного общения.
2. Развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей. ……………………………………………
3. Воспитание интереса к окружающим людям, развитие взаимоуважения, взаимодоверия и сочувствия.
4. Развитие навыков общения в различных ситуациях, умения противостоять отрицательным воздействиям среды.
5. Воспитание сознательного овладения детей речевыми средствами общения, формирование умений и навыков практического владения выразительными (неречевыми) средствами общения: жестами, мимикой, пантомимикой, интонацией.
6. Развитие творческих способностей и воображения в процессе общения. ………………
7. Выработка у учащихся положительных черт характера, способствующих взаимопониманию в коммуникативной деятельности.
Описание места предмета в учебном плане школы
Согласно плана образовательной деятельности МАОУ "Прогимназия "Центр детства" на изучение курса «Час общения» во 2-м классе отводится 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели), из часов выделенных ОО для деления на группы курсов, учебных практик, проектов.
Содержание курса внеурочной деятельности
Программа «Час общения» включает четыре направления, связанных между собой логикой формирования духовно-нравственного портрета школьника с развитием его творческой активности.
Раздел 1. «Моя индивидуальность» (4 часа)
Получение представлений о собственной индивидуальности (об уникальных особенностях личности, способностях, интересах и увлечениях).
Вот оно какое наше лето! Я в школе! Белое – черное. Я расту, и игрушки – вместе со мной.
Раздел 2. Самопознание (7 часов)
Развитие коммуникативных умений и навыков (умение слушать, понимать, адекватно оценивать себя и другого, сопереживать, взаимодействовать); умения строить равноправные, добрые взаимоотношения со сверстниками; умения настраивать себя на позитивный лад, выражать свои чувства и распознавать чувства других; овладение навыками разрешения межличностных конфликтов; развитие социальной активности.
Что я знаю о себе? Полезные и вредные привычки. Моя семья – моя крепость. Что мне нравится и не нравится в людях. Знание сила. Как я справляюсь с трудностями. Мое личное пространство.
Раздел 3. Мое творчество (17 часов)
Формирование у младших школьников опыта нравственных отношений с окружающим миром, здорового образа жизни через реализацию собственного творческого потенциала.
Весна красна цветами, а осень снопами. Я – мэр города. Как сделать город лучше? Я- президент. «Раз, два, три – елочка гори!» «Сказка – ложь, да в ней намек!» Как я смотрю фильмы. Музыка – волшебная страна. Я – поэт. «На старт…Внимание… Марш!» Краски, карандаши или пастель? Кто он настоящий друг? Что я люблю есть. Моя планета. Мои питомцы. Жизнь во Вселенной. Я мечтаю…
Раздел 4. Я и школа (6 часов)
Формирование положительного отношения к школе, себе и другим людям, развитие навыков общения, понимания других, сотрудничества в коллективе.
Обо мне узнают! Своими руками. Кто такой учитель? Одноклассники – моя вторая семья. Школьная семья. Что произошло в моей жизни за этот год.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Личностными результатами освоения программы являются следующие:
- сознание необходим ости получения знаний, как средств реализации коммуникативных умений и навыков.;
- внутренняя позиция учащегося с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
- интерес к различным видам учебной деятельности, включая элементы предметно-исследовательской деятельности;
- навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций
- ориентация на понимание предложений и оценок учителей и одноклассников;
- понимание причин успеха в учебе;
- понимание нравственного содержания поступков окружающих людей.
Метапредметными результатами освоения программы является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Познавательные УУД:
- умение распознавать и описать свои чувства и чувства других людей;
- умение осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернет;
- умение осуществлять выбор эффективных способов решения поставленной задачи с ориентиром на ситуацию успеха;
- умение понимать причин своего успеха/ неуспеха;
- исследование своих качеств и особенностей
- умение рассуждать, строить логические умозаключения
- умение осуществлять анализ объектов;
- умение осуществлять синтез как составление целого из частей;
- сравнение по заданным основаниям фактов, явлений, абстрактный понятий;
- представление информации в развёрнутом и сжатом виде (рисунок, текст, таблица, схема, план), в т.ч. используя ИКТ.
Регулятивные УУД:
- умение владеть навыками самоконтроля в общении со сверстниками и взрослыми;
- умение извлекать с помощью учителя необходимой информации из литературного текста
- умение определять и формулировать цели деятельности на занятии с помощью учителя
- умение осознать свои трудности и стремление к их преодолению
- умение строить речевое высказывание в устной форме
- умение адекватно понимать причины успеха/ неуспеха в учебной деятельности;
- умение планировать действия в соответствии с поставленной задачей;
- умение систематизировать подобранные информационные материалы в виде схемы;
- умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Коммуникативные УУД:
- умение выполнять различные роли
- умение слушать и понимать речь других ребят
- умение осознавать особенности позиции ученика и учиться вести себя в соответствии с этой позицией.
- умение учитывать разные мнения и интересы, представлять собственную позицию;
- умение аргументировать свою позицию при выработке общего решения в совместной деятельности;
- умение находить наиболее эффективные способы решения;
- умение доверительно и открыто говорить о своих чувствах
- умение работать в паре и в группе
- умение продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;
- умение принимать различные точки зрения;
- умение формулировать собственное мнение.
Предметными результатами изучения курса «Час общения» являются:
- умение осознавать особенности позиции ученика и вести себя в соответствии с этой позицией
- умение формировать и высказывать собственное мнение
- умение работать в группе
- умение осознавать границы своего личного пространства
- умение осознать свою роль в семье, проявление любви и заботы.
- умение воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации
- умение моделировать ситуации поведения в разных жизненных ситуациях и проявлять заботу о здоровом образе жизни.
- умение осознавать и контролировать свое психологическое и эмоциональное состояние
- умение проявлять заботу о других, сочувствие
- умение практически применять правила коллективных игр
- умение раскрывать значимость стремления человека к познанию как главного условия развития личности.
- умение перспективно оценивать себя на основе выделения собственных достоинств и способностей;
- умение говорить о своих мечтах и увлечениях;
- умение объяснять простейшие причинно-следственные связи;
- умение рассуждать о возможных последствиях своих негативных поступков.
- умение учитывать разные точки зрения, согласовывать их в групповой работе;
- умение выбирать оптимальные с позиции нравственных норм правила вежливости с одноклассниками, друзьями, взрослыми
Виды организации деятельности
На занятиях предусматриваются следующие виды деятельности и формы организации деятельности:
Игровая:
- ролевая игра,
- тренинги
Познавательная:
- дискуссии
- круглые столы
- викторины
- познавательные беседы
- исследовательские проекты
- практикум
Досугово-развлекательная деятельность:
- инсценировки
Художественное творчество:
- участие в конкурсах
- мастер-класс
Формы подведения итогов:
- Презентации
- Практические работы
Тематическое планирование 2 год обучения
№ | Тема/раздел | Количество часов, отводимых на освоение темы | Электронные учебно-методические материалы | Воспитательный компонент (формы учета РПВ) |
1 | Моя индивидуальность |
| внутренняя позиция учащегося с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие | |
2 | Самопознание
| 7 ч. | сознание необходимости получения знаний, как средств реализации коммуникативных умений и навыков. | |
3 | Мое творчество | 17 ч. | интерес к различным видам учебной деятельности, включая элементы предметно-исследовательской деятельности | |
4 | Я и школа | 6 ч. | навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций | |
Всего за год: | 34ч. |
Оценочные материалы:
В основу изучения курса положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются следующими результатами:
1 уровень: приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), понимание социальной реальности в повседневной жизни;
2 уровень: формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и социальной реальности в целом;
3 уровень: приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия.
Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:
Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся.
Текущий:
- прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
- рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
- контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
Итоговый контроль в формах
- практические работы;
- творческие работы учащихся;
- участие в олимпиадах, конкурсах различного уровня.
Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.
Анкета для учащихся
Дорогие друзья!
Заполните анкету, закончив предложения либо выделив цветом подходящие ответы на вопросы.
- Лучшие качества моего характера: ______________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Как ты относишься к своему имени?
Мое имя мне нравится.
Я горжусь своими известными тезками.
Мне бы хотелось сменить свое имя на другое.
- Школа для меня – это…_________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Я люблю...______________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Я не люблю…________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________5. В свободное время я чаще всего…____________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Я отличаюсь от других тем, что…________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Мои полезные привычки: _______________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Мои вредные привычки:________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- В будущем я хочу стать…________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Мои любимые книги:___________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Мои любимые персонажи: ______________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Мои любимые персонажи:_______________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Мои любимые певцы: ___________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Мои любимые поэты:___________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Мои друзья:____________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Лучше всего у меня получается…________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Я мечтаю…_____________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- В следующем году я планирую… _______________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Мне бы хотелось изменить в своей жизни… _____________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Я чувствую в себе способности к …______________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Люди, которые являются для меня авторитетом:________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Благодарим за работу!
Учебно-методическое и материально- техническое обеспечение внеурочной деятельности
№ п/п | Программно-нормативное обеспечение |
1.Используемая литература (книгопечатная продукция) | |
1. |
|
2. Печатные пособия | |
2. | 1. Калейдоскоп эмоций. Плакат для детей серии Веселый Маркер |
3. Игры и другие пособия | |
3. | 1. Набор психолога «Приоритет» 7 модулей |
4. Технические средства обучения | |
4 | 1. ПК учителя 2. Интерактивная доска 3. Музыкальный центр |
5. | 5. Интернет-ресурсы |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению "Школа общения"
Программа «Школа общения» реализует нравственное направление во внеурочной деятельности в 1-4 классах. Главное назначение данного курса формирование навыков общения и культуры поведения обучающихся в...
" Культура общения" Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному напрвлению
Предлагаемая рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Культура общения» – это практический педагогический курс для развития навыков межличностного взаимоде...
Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению "Школа общения"
Программа «Школа общения» реализует нравственное направление во внеурочной деятельности в 1-4 классах. Главное назначение данного курса формирование навыков общения и культуры поведения...
Рабочая программа и тематическое планирование уроков культуры общения во 2 классе
уроки культуры общения проводятся 1раз в две недели...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Мастерская общения» 1 класс
Речевое развитие учащихся начальных классов - одно из центральных направлений в общеобразовательной школе. Воспитан...
Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 класса "Этикет поведения и общения"
Цель настоящей программы: освоение учащимися норм нравственного отношения к миру, самим себе....
Круглый стол На тему: «Особенности общения воспитателя с родителями воспитанников». «Как стать компетентным в общении с родителями».
У педагогов и родителей единые задачи: сделать всё, чтобы дети росли счастливыми, здоровыми, активными, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями. Современные дошк...