Программа летнего пришкольного оздоровительного лагеря "Эколята"
рабочая программа по зож
Цель программы: Создание условий для полноценного летнего отдыха детей и одновременного формирования у детей глубоких экологических знаний и умений в непосредственном общении с природой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_lagerya_ekolyata.docx | 653.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждаю: Директор МБОУ «Бердниковская ОШ» _______ С.И.Соколов «___»__________2023
Программа
летнего пришкольного оздоровительного лагеря
с дневным пребыванием
«Эколята»
с. Бердники, 2023
Информационная карта программы
1 | Полное название программы | Программа пришкольного летнего лагеря с дневным пребыванием «Улыбка» | ||||
2 | Цель программы | Создание условий для полноценного летнего отдыха детей и одновременного формирования у детей глубоких экологических знаний и умений в непосредственном общении с природой. | ||||
3 | Направление деятельности | Туристко - краеведческое направление | ||||
4 | Краткое содержание программы | Программа содержит: мероприятия, реализующие Программу; ожидаемые результаты и условия реализации; приложения. | ||||
5 | Автор программы | Начальник лагеря: Лошкарева Алёна Сергеевна | ||||
6 | Муниципальное общеобразовательное учреждение, представившее программу | МБОУ "Бердниковская ОШ" Тонкинского МО Нижегородской области | ||||
7 | Адрес,телефон | 606972, Нижегородская область, Тонкинский МО, с. Бердники, ул.Школьная Тел: 88315341290 e-mail: berdniki_school@mail.ru | ||||
8 | Место реализации | Пришкольный пребыванием | летний | лагерь | с | дневным |
9 | Количество, возраст | 24 обучающихся с 7до12 лет | ||||
10 | Сроки проведения | 29.05.2023г. – 16.06.2023г. |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Задача экологического воспитания подрастающего поколения выдвигается сегодня в качестве одной из важнейших. Истоки современных проблем в экологии - в бездумном и жестоком отношении человека к природе. Эпоха научно-технического прогресса привела к истощению и загрязнению природной среды, причем с каждым десятилетием противоречия во взаимодействии общества и природы обостряются.
Решить эти проблемы можно только с переходом общества на гуманистически ориентированный тип связи с природой.
А начинать работу по изменению общественного сознания необходимо с детства.
Лето – наилучшая пора для общения с природой, постоянная смена впечатлений, встреча с неизвестными, подчас экзотическими уголками природы, здоровье. Это время, когда дети имеют возможность снять психологическое напряжение, накопившееся за год, внимательно посмотреть вокруг себя и увидеть, что удивительное – рядом. Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Летний отдых сегодня – это не только социальная защита, это ещё и поле для творческого развития, обогащения духовного мира и интеллекта ребёнка. Досуг, игры в лагере побуждают ребенка к приобретению новых знаний, к серьёзным размышлениям, имеют познавательный характер.
Лагерь размещается на базе МБОУ «Бердниковская ОШ» с. Бердники Тонкинского МО. В основу организации закладываются здоровьесберегающие технологии, реализующиеся в игровой форме.
Лагерь – это новый образ жизни детей, новый режим с его особым романтическим стилем и тоном. Это жизнь в новом коллективе, это, новая деятельность. Это время игр, развлечений, свободы в выборе занятий, снятия накопившегося за год напряжения, восполнения израсходованных сил, восстановления здоровья. Это период свободного общения детей. Лагерь дневного пребывания выполняет очень важную миссию по оздоровлению и воспитанию детей. Кроме этого, лагерь способствует формированию у ребят самоутверждения личности в коллективе, общения, коммуникативных навыков, приобщение к активному отдыху на природе, доброжелательности, воспитание чувства коллективизма.
Все мы - дети Природы. И с малых лет человек должен познавать её и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира; умело отдохнуть с пользой на здоровье.
Воспитание экологической культуры – долгий, непрерывный путь формирования правильных способов взаимодействия с природой.
Приоритетной задачей является формирование в сознании учащихся единого образа окружающего мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. Создание летнего лагеря дневного пребывания с экологической направленностью является актуальной.
Программа «Эколята» нацелена на формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и нравственной среде.
В общении с природой заложен огромный потенциал для гармоничного развития личности. Активная экологическая работа, осуществляемая в летний период года, позволяет формировать у детей установку на диалоговое отношение к природе.
Одна из содержательных линий программы включает экологическое воспитание, так как способствует освоению социализации и реализации школьников за счет включения их в конкретно значимую природоохранную деятельность. Только непосредственное включение учащихся в природоохранную и просветительскую деятельность необходимо для формирования личности, способной жить в гармонии с природой.
Центром воспитательной работы лагеря является ребенок и его стремление к реализации. Пребывание здесь для каждого ребенка – время получения новых знаний, приобретения навыков и жизненного опыта. Это возможно благодаря продуманной организованной системе планирования лагерной смены.
Новизна. Данная программа по своей направленности является комплексной, то есть включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления работы детей в условиях летнего экологического лагеря, может корректироваться в течение работы лагеря.
Программа разработана с учетом следующих ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ ДОКУМЕНТОВ:
- Конвенцией ООН о правах ребенка;
- Конституцией РФ;
- Законом РФ «Об образовании»;
- Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98 г. № 124-Ф3;
- Трудовым кодексом Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197-Ф3;
- Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в закон РФ «О защите прав потребителей и кодекс РСФСР «Об административных нарушениях» от 09.01.96 г. № 2-ФЗ;
- Приказом «Об учреждении порядка проведения смен профильных лагерей, с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха». Приказ Министерства образования РФ от 13.07.2001 г. № 2688.
Цель: создание условий для полноценного летнего отдыха детей и одновременного формирования у детей глубоких экологических знаний и умений в непосредственном общении с природой.
Задачи программы:
- расширять экологические знания, полученные при изучении школьных предметов;
- воспитывать экологическую культуру учащихся: бережное отношение к зеленым насаждениям, птицам, животным;
- формировать эстетическое отношение детей к окружающей среде и труду, как источнику радости и творчества людей;
- организовать активный отдых и оздоровление детей;
- развивать творческие и коммуникативные способности детей.
Программа летнего оздоровительного лагеря «Эколята» опирается на следующие принципы:
1. Принцип гуманизации отношений: построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху.
2. Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности:результатом деятельности воспитательного характера в лагере «Эколята» является сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью.
3. Принцип демократичности: участие всех детей в программе развития творческих способностей.
4. Принцип дифференциации воспитания: дифференциация в рамках летнего оздоровительного лагеря предполагает:
- отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;
- создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках дня;
- взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;
- активное участие детей во всех видах деятельности.
5. Принцип творческой индивидуальности: творческая индивидуальность – это характеристика личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал.
Планируемые результаты
- формирование у учащихся основ экологической культуры и культуры природолюбия;
- развитие внутренней потребности любви к природе, участие в природоохранной и экологической деятельности;
- расширение общего кругозора и их творческих способностей.
Основными методами организации деятельности являются:
- Метод игры (игры отбираемые воспитателем в соответствии с поставленной целью).
- Метод состязательности (распространяется на все сферы творческой деятельности).
- Метод коллективной творческой деятельности (КТД).
- Метод интерактивного обучения (ролевые игры, дисскусии).
- Проведение воспитательно-профилактических бесед.
Формы работы во время организации деятельности:
- Беседа
- Наблюдение
- Прослушивание тематических сказок и рассказов
- Просмотр тематического мультипликационного фильма
- Викторины
- Игры, спортивные состязания
- Конкурсы, акции
- Прогулка, работа на природе
- Экскурсии
- КТД
Методы реализации программы
Методы оздоровления:
- Витаминизация
- Закаливание
- Утренняя зарядка
- Спортивные занятия и соревнования
- Беседы по гигиеническому воспитанию и профилактике травматизма
Методы воспитания:
- Убеждение
- Поощрение
- Личный пример
- Вовлечение каждого в деятельность
- Словесные методы (объяснение, беседа, рассказ, диалог)
Направления деятельности летнего оздоровительного учреждения:
Экологическое направление
Задачи экологической деятельности:
Воспитать бережное отношение к природе. Обеспечить развитие экологического мышления:
- стимулировать учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде;
- приобщение детей к изучению природы, истории родного края, осознанию связей между человеком и природой;
- изучение эколого-санитарной обстановки на территории с.Бердники.
Основные формы работы:
Экологические беседы и экскурсии;
Операция «Чистый двор»
«Зеленый патруль» игра на местности
Участие в экологических акциях, конкурсах.
Рисование в лагере дает большие возможности в развитии художественных способностей детей. Рисуя, дети усваивают целый ряд навыков изобразительной деятельности, укрепляют зрительную память, учатся замечать и различать цвета и формы окружающего мира. В своих рисунках они воплощают собственное видение мира, свои фантазии.
Оздоровительная работа.
Основополагающими идеями в работе с детьми в пришкольном летнем лагере является сохранение и укрепление здоровья детей, поэтому в программу включены следующие мероприятия:
- утренняя гимнастика;
- принятие солнечных и воздушных ванн (в течение всего времени пребывания в лагере);
- организация пешеходных экскурсий;
- организация здорового питания детей;
- организация спортивно-массовых мероприятий:
- спортивные эстафеты;
- подвижные спортивные игры.
Работа по сплочению коллектива воспитанников
Для повышения воспитательного эффекта программы и развития коммуникативных способностей с детьми проводятся:
- коммуникативные игры на знакомство «Тутти-фрутти»,«Назовись»;
- Игры на выявление лидеров «Верёвочка», «Карабас».
- Игры на сплочение коллектива «Зоопарк», «Заколдованный замок»,
«Шишки, жёлуди, орехи», «Казаки-разбойники», «Да» и «Нет» не говори!»,
«Хвост дракона».
Профилактические мероприятия и мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций и охране жизни детей в летний период
Инструктажи:
«Правила пожарной безопасности»
«Правила поведения детей при прогулках и походах»
«Правила при поездках в автотранспорте»
«Безопасность детей при проведении спортивных мероприятий»
«Меры безопасности жизни детей при укусе клещом»
«Правила поведения с незнакомыми людьми»
«Безопасность детей при проведении спортивных мероприятий».
Работа по развитию творческих способностей детей
- Оформление отрядных уголков, стенных газет;
- Ярмарка идей и предложений;
- Конкурсы рисунков на асфальте (предложенных в течение смены);
- Коллективно-творческие дела: Открытие лагеря, Посвящение в юных Эколят, Ярмарка талантов, Квест-игры;
- Разработка настольных игр;
- Создание сборника творческих работ.
СХЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРИШКОЛЬНОГО ЛАГЕРЯ
«Эколята» С СОЦИУМОМ В РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
СДК
Музей
Сельская библиотека
Критерии эффективности реализации программы
Чтобы оценить эффективность данной программы с воспитанниками лагеря проводится постоянный мониторинг, промежуточные анкетирования. Каждый день ребята заполняют экран настроения, что позволяет организовать индивидуальную работу с детьми.
Соревнование между командами:
В начале смены у каждой команды есть только ствол дерева. Задача участников – вырастить крону своего дерева. Жетоны, заработанные в течение дня можно обменять у воспитателей на листья. 10 жетонов – 1 листок. В конце смены подводятся итоги. Выигрывает та команда, у которой дерево с самой густой кроной.
Начисление жетонов:
трудовой десант – максимально 5 жетонов команде;
подготовка и участие в мероприятии - 5 жетонов;
1 место в любом мероприятии – 10 жетонов;
2 место – 5 жетонов;
хорошее поведение за день – 5 жетонов;
Снятие жетонов:
неудовлетворительное поведение – 5 жетонов.
Дополнительно для анализа работает Ларец откровения. Он служит для того, чтобы получить от детей отзыв о проведенных мероприятиях, жизни в лагере. Ларец откровений постоянно висит на территории лагеря, обновляется, сделать там запись может каждый.
По продолжительности программа является краткосрочной, т.е. реализуется в течение лагерной смены.
Материально-техническое обеспечение
Методическая литература, канцелярские принадлежности, компьютер, колонки, игровая площадка, спортивный зал, спортивный инвентарь (мячи, сетки, обручи, канат, маты), настольные игры (шашки, конструкторы, головоломки и др.)
Режим дня
8.30 – 9.00 | СБОР ДЕТЕЙ |
9.00 – 9.15 | УТРЕННЯЯ ЗАРЯДКА, ЛИНЕЙКА |
9.15 – 9.30 | ЗАВТРАК |
9.30 – 10. 00 | ПРОГУЛКА |
10.00 – 11.00 11.00 - 12.30 | ЧАС ОБЩЕНИЯ КТД |
12.30 – 13.15 | ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ, ИГРЫ НА СВЕЖЕМ ВОЗДУХЕ |
13.15 – 13.30 | ОБЕД |
13.30 – 14.00 | ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ДНЯ, УХОД ДОМОЙ |
Кричалка:
1, 2, 3, 4,
Мы живем в прекрасном мире!
5, 6, 7, 8,
Планету мы в беде не бросим!
Воду мы и воздух
Будем очищать!
Птиц, зверей, растения
Будем охранять!
Атрибутика лагеря «Эколята»
Наш девиз: «Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья!»
Наш гимн:"Ты да я, да мы с тобой"
1. Ты, да я, да мы с тобой, 2.Ты, да я, да мы с тобой, 3.Ты, да я, да мы с тобой, |
ЗАКОНЫ «ЮНЫХ ЭКОЛЯТ»
Будь природе другом!
Принимай участие в охране окружающей среды.
Не оставляй непогашенным костер.
Не бросай мусор.
Подкармливай зимой птиц.
Старайся изучать и приумножать природные богатства родного края.
Один за всех и все за одного! За друзей стой горой!
Помыл руки – закрой кран.
Уходя из комнаты, погаси свет.
Соблюдай законы ВРЕМЕНИ, ТЕРРИТОРИИ.
Будь терпимым к другим.
Требуй от себя того же, что требуешь от других.
Узнал сам – расскажи другим.
Умеешь сам – научи другого.
Помни: лишней информации не бывает.
Стремись сделать что-нибудь сам.
От плохого настроения есть два лекарства – хорошая песня и друзья.
Знай! Будущее зависит ОТ ТЕБЯ!
Наша эмблема
План-сетка мероприятий
29 мая «День знакомств» 1.Беседа «Расскажи мне о себе». 2.Минутка здоровья «Мой вес и мой рост» 3. Беседа «Кто такие Эколята?» | 30 мая «День здорового питания» 1.Минутка здоровья «Правильное питание» 2.Подвижные игры на свежем воздухе (стадион) 3. Подготовка к открытию лагерной смены 4.Беседа «О пользе молока» | 31 мая "День улыбки" 1. Минутка здоровья 2. Подвижные игра на свежем воздухе. 3. Посещение СДК |
1 июня "День защиты детей" 1. Минутки безопасности 2. Подвижные игры на свежем воздухе. 3. Игровая программа "Ребенком быть здорово!" | 2 июня "День запуска бумажных самолетиков" 1. Минутка здоровья 2. Беседа "Здоровым быть здорово" 3. Конкурс на запуск самолетиков | 3 июня "День здорового питания" 1. Минутка здоровья "я то, что я ем" 2. Подвижные игры 3. Конкурс рисунков на тему здорового питания |
5 июня «День экологии» 1.Минутка безопасности «У светофора нет каникул» 2.Праздничное открытие лагеря «Здравствуй, лето!» 3. Библиотека «Всемирный день охраны окружающей среды | 6 июня «Пушкинский день в России» 1.Беседа «А.С. Пушкин -кто он?» 2. Конкурс на лучшую иллюстрацию по сказкам А.С. Пушкина 3. Посещение библиотеки | 7 июня «День здоровья и спорта» 1.Военно-спортивная игра «Вымпел» 2. Отрядные дела 3. Беседа «Здоровье и экология» |
8 июня «Всемирный день океанов» 1. Минутка здоровья «Как вести себя на воде?» 2.Кинотеатр просмотр мультфильмов по экологии | 9 июня «Международный день друзей» 1.Беседа о празднике День семьи 2. Конкурс рисунков «Мои друзья» 3.Игра по станциям «Игры народов России» | 12 июня "День России" 1. Беседа "Россия-какая она?" 2. Отрядные дела 3. Просмотр фильмов о России |
13 июня День «Лесное путешествие» 1.Минутка здоровья «Как вести себя в лесу?» 2. Спортивно-развлекательное мероприятие «Лесное путешествие (Весёлые старты с участием лесных героев) | 14 июня «День смеха» 1.Квест-игра «Тропа сказок» КТД 2. Беседа «Смех – лучшее лекарство» 2.Минутка здоровья «Берегите зубы» | 15 июня «День защиты животных» 1.Минутка здоровья 2.КТД Выпуск листовок |
16 июня «Международный день цветка» Закрытие лагеря 1.РДК мастер-класс 2.Минутка здоровья «Бывают ли привычки редными?» |
Анкета (на входе)
Мы снова вместе! Для того чтобы сделать жизнь в нашем лагере более интересной, мы просим тебя ответить на некоторые вопросы:
– Твои первые впечатления от лагеря?
– Что ты ждешь от лагеря?
– Есть ли у тебя идеи, как сделать жизнь в нашем лагере интересной и радостной для всех?
– В каких делах ты хочешь участвовать?
– Что тебе нравиться делать?
– Хочешь ли ты чему-нибудь научиться или научить других?
– Кто твои друзья в лагере?
– Пожалуйста, закончи предложения (фразы):
Я пришел в лагерь, потому, что___________________________________________
Я не хочу, чтобы_______________________________________________________
Я хочу, чтобы__________________________________________________________
Я боюсь, что___________________________________________________________
Пожалуйста, напиши также:
Имя_______________________Фамилия__________________
Анкета (последний день смены):
Что ты ожидал (а) от лагеря?
______________________________________________________________
Что тебе понравилось в лагере?
______________________________________________________________
Что тебе не понравилось?
______________________________________________________________
Изменился (ась) ли ты как личность за время пребывания в лагере?
______________________________________________________________
Если изменился (лась), то, что с тобой произошло?
______________________________________________________________
Какие из мероприятий лагеря оказали наибольшее влияние на тебя? На всех?
______________________________________________________________
Было ли скучно в лагере?
______________________________________________________________
Было ли тебе страшно?
______________________________________________________________
Жалеешь ли ты о чем-то, что произошло за время пребывания в лагере? О чем?
______________________________________________________________________
Что бы ты хотел (а) пожелать себе?________________________________________
Что бы ты хотел (а) пожелать другим ребятам?______________________________
Что бы ты хотел (а) пожелать педагогам? _________________________________
Самое важное событие в лагере? Было или оно?___________________________
Список литературы
- Григоренко Ю.Н. Планирование и организация работы в детском оздоровительном лагере. М.. 2002 г.
- Детские праздники: Сценарии, игры, конкурсы. – М.: РИПОЛ классик, 2006.
- Журналы «Завуч начальной школы», 2002-2010 г.
- Загребина Г.В. Давай устоим праздник! Игры, конкурсы, забавы для младших школьников. Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг: 2003.
- Коган М.С. С игрой круглый год в школе и на каникулах. – Новосибирск: Сиб.унив. изд-во, 2004.
- Позывные лета. Калейдоскоп летнего отдыха детей. М., 2000 г.
- Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки. Сост. Тарабарина Т.И., Елкина Н.А., Ярославль, 1998 г.
- Праздники в средней школе. Сост. Мельникова А.М., Волгоград, 2001 г.
- Сысоева М.Е. Организация летнего отдыха детей. М.. 1999 г.
- Учебно-воспитательные занятия в группе продлённого дня: конспекты занятий, занимательные материалы, рекомендации. Автор-составитель Н.А.Касаткина. – Волгоград: Учитель, 2005.
- .http://summercamp.ru/index.php5/ Категория:Лагерь_от_А_до_Я
- http://www.vozhatyj.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа организации отдыха в летнем пришкольном оздоровительном лагере
Программа включает пояснительную записку, цели и задачи организации работы лагеря, организацию и содержание деятельности, кадровое обеспечение, формы реализации программы, условия реализации программы...
Программа летнего пришкольного оздоровительного лагеря "Радуга".
Программа летнего пришкольного оздоровительного лагеря "Радуга"....
Программа летнего пришкольного оздоровительного лагеря
Программа летнего пришкольного оздоровительного лагеря, расчитанная на детей 7-16 лет....
Программа детского пришкольного оздоровительного лагеря «Летняя сказка» с дневным пребыванием детей
Цель - создать благоприятные условия для укрепления здоровья и организации досуга учащихся во время летних каникул, развития творческого и интеллектуального потенциала личности, ее индивидуальных спос...
Программа летнего пришкольного оздоровительного лагеря "Волжские самоцветы"
Данная программа разработана на пять лет работы в пришкольном детском оздоровительном лагере....
Программа летнего пришкольного оздоровительного лагеря "Солнышко"
для летнего пришкольного лагеря...
Воспитательная программа летнего пришкольного оздоровительного лагеря с дневным прибыванием детей.
Организация летнего отдыха - один из важных аспектов образовательной деятельности. Организованная деятельность детей в летний период позволяет сделать педагогический процесс непрерывным в течение всег...