Подвижные игры для группы продленного дня в начальной школе
материал по зож (3 класс)
Игры в начальной школе специалисты считают одним из самых продуктивных методов развития школьника. Благодаря им учащимся даются не только знания, но и происходит воспитание школьника, что влияет на физическое, интеллектуальное, умственное и гармоничное развитие учащегося.
В жизни каждого ребёнка начальная школа это новый этап: школьнику предоставляется помощь открывать для себя новых друзей, в его жизни появляются новые занятия. Именно на данном этапе развития ребёнка особое место занимают игры в начальной школы, так как основные учебные материалы подаются детям в игровой форме.
Для чего необходимы игры в начальной школе
Игры в начальной школе выступают методом воспитания и обучения, передачей накопившегося опыта, по пути своего развития начиная уже с первых шагов человеческого общества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_gpd.docx | 38.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры для группы продлённого дня в начальной школе
Ребёнок идёт в школу, и родителям приходится задумываться о том, кто будет забирать его после уроков. Хорошо, если есть бабушка, няня или неработающая мама.
А если родители с утра до вечера заняты, и помочь некому? Неужели детям придётся одним добираться до дома? Кроме того, сейчас в школах много интересных кружков и секций, в том числе бесплатных, но далеко не все они начинаются сразу после уроков.
Ребёнку вроде бы и домой идти на полчаса смысла нет, но и в школе заняться нечем. Вот в этих-то случаях родители обычно вспоминают о «продлёнке».
Младший школьный возраст – это особый период в жизни ребенка. В этом возрасте учебная деятельность начинает только формироваться, поэтому преобладающей все-таки считается игровая.
Играя, дети учатся считаться с мнением и интересами других, сдерживать свои желания. У них развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитывается характер, воля, дисциплина.
Сборник подвижных игр (для учащихся 1 класса в группе продлённого дня)
Море волнуется раз
- ◈ Выбирается водящий. Он произносит вслух:
- Море волнуется раз,
- Море волнуется два,
Море волнуется три…
◈ В это время играющие делают разные затейливые движения (или раскачиваются, имитируя волны).
Морская фигура, замри!
Глухой телефон
◈ Участники рассаживаются кругом. Первый участник говорит что-либо шепотом на ухо ближайшему соседу. Тот — также шепотом — передает фразу своему соседу. По правилам игры дважды повторять фразу нельзя. Сообщение передается по кругу и должно возвратиться к первому участнику, который громко повторяет услышанное и то, что было в начале. Затем фразу придумывает следующий участник.
◈ Увлекателен как процесс, так и результат игры.
◈ Садиться можно не по кругу, а в линию. В этом случае последний участник повторяет вслух то, что он услышал, а первый участник — первоначальную фразу.
Ручеек
◈ Число участников нечетное.
◈ Разбившись на пары, игроки встают друг за другом, берутся за руки и поднимают их над головой. Образуется своеобразный коридор. Тот, кто остался без пары, направляется к «истоку» ручейка и затем, пробираясь под сцепленными руками, выбирает себе пару. Новая пара идет в конец ручейка, а игрок, оставшийся в одиночестве, — в начало. И все повторяется.
◈ Играть в эту игру лучше под музыку.
Совушка
Необходимый инвентарь: мел, скамейка.
◈ В углу площадки чертят круг — «гнездо совушки». Около круга ставится скамейка. Нужно выбрать руководителя и водящего — «сову». Остальные — «полевые мышки». Совушка становится в своем гнезде, а мышки — вдоль стен, в своих «норках».
◈ Руководитель говорит: «День!». Все мышки выбегают в центр игровой площадки, бегают, веселятся, а совушка в это время спит в своем гнезде.
◈ Когда руководитель говорит: «Ночь!» — все мышки замирают на месте, а совушка просыпается, вылетает на охоту и смотрит, не шевелится ли кто из игроков. Пошевелившуюся мышку совушка забирает к себе в гнездо.
Так она ловит мышек, пока руководитель не скажет: «День!». По этому сигналу совушка улетает к себе в гнездо, а мышки снова могут бегать и резвиться.
Когда в гнезде у совушки окажется 3-5 мышат, выбирают новую сову и начинают игру с начала.
◈ Хотя мышкам и не разрешается шевелиться, когда сова выходит на площадку, за спиной совы они могут менять позы, но так, чтобы она этого не заметила. Пойманные мышки сидят на скамейке — в гнезде у совы — и не участвуют в игре до смены водящего.
◈ По команде «День!» совушка должна обязательно улетать к себе в гнездо.
Гонка мячей
Необходимый инвентарь: два мяча.
◈ Игра существует в нескольких вариантах. Все играющие делятся на две команды, которые выстраиваются шеренгами. Первые игроки в каждой шеренге держат по мячу.
Вариант 1
◈ По команде «Мяч!» мяч передается над головой, затем игроки поворачиваются на 180°, широко расставляют ноги и обратно мяч прокатывают под ногами. На протяжении всей игры все остаются на своих местах.
Команда, сумевшая раньше передать мяч в одну сторону над головой и обратно под ногами, выигрывает.
Если у какого-то игрока мяч упал или укатился из-под ног, то следующий за ним игрок должен поймать мяч, вернуться на свое место и продолжить игру.
Вариант 2
◈ По команде мяч передается над головой от начала шеренги до конца. Замыкающие игроки, получив мяч, бегут и становятся первыми в шеренге, после чего снова начинают передавать мяч. Когда игрок, начинавший игру, окажется последним, то он должен, получив мяч, пробежать вперед, стать первым в своей шеренге и поднять мяч над головой. Побеждает та команда, которая закончит первой.
Вариант 3
◈ Игра проходит так же, как в варианте 2, но мяч не передают над головой, а перекатывают под широко расставленными ногами. Расстояние между игроками должно быть не менее 40-60 см.
Попрыгунчики-воробушки
◈ На земле или на полу чертится круг диаметром 4-6 метров. Выбирается водящий — кошка, которая сидит или стоит в середине круга. Остальные играющие — воробьи — становятся вне круга.
◈ По сигналу воробьи впрыгивают в круг и выпрыгивают из него. Кошка старается поймать воробья, не успевшего выпрыгнуть из круга. Пойманный воробей остается у кошки в центре круга. Когда кошка поймает 3-4 воробья, выбирается новая кошка из числа не пойманных птичек. Игра начинается с начала.
◈ Кошка может ловить только в пределах круга. Поймать воробушка — значит коснуться его рукой.
◈ Воробьи прыгают на одной или двух ногах (по договоренности).
Два Мороза
◈ На противоположных сторонах площадки на расстоянии 15 метров линиями отмечают дома. Выбирают двух водящих — Морозов. Остальные ребята выстраиваются в одну шеренгу за линией дома, а посередине площадки — на улице — стоят два Мороза.
- Морозы обращаются к ребятам со словами:
- Мы — два брата молодые,
- Два Мороза удалые.
- Я — Мороз, красный нос.
- Я — Мороз, синий нос.
- Кто из вас решится
- В путь-дороженьку пуститься?
- ◈ Ребята отвечают:
- Не боимся мы угроз
- И не страшен нам мороз!
◈ После этих слов ребята бегут из одного дома в другой (за черту на другом конце площадки). Морозы ловят и «замораживают» пробегающих.
Осаленные сейчас же останавливаются и стоят неподвижно на том месте, где их заморозил Мороз.
Затем Морозы опять обращаются с теми же словами к ребятам, а те, ответив, перебегают обратно, по дороге выручая «замороженных» ребят: дотрагиваясь до них рукой и тем самым позволяя им опять войти в игру.
Прятки
◈ Выбирают водящего с помощью считалки или по жребию. Можно выбирать и так: все участники становятся в круг, и один начинает считать с себя до десяти (если играющих мало, то до пяти). Каждый, на кого выпадет число десять, выходит из круга. Водящим становится тот, кто останется последним.
◈ Водящий становится лицом к стене и медленно считает до определенного числа (если играют в квартире, то достаточно до 10). Остальные в это время прячутся.
◈ Со словами «Я иду искать, кто не спрятался, я не виноват» водящий отправляется на поиски.
◈ Игра продолжается до тех пор, пока не найдут всех игроков. Тот, кого нашли первым, становится водящим.
Поймай и угадай
◈ Выбирают водящего. Завязывают ему глаза. Его задача — поймать кого-нибудь из игроков и угадать, кого он поймал. Если водящий ошибся, то он должен отпустить игрока и ловить заново. Если угадал, то пойманный игрок становится водящим и игра продолжается.
◈ Так как глаза у водящего завязаны, то он ориентируется на звуки. Остальные игроки должны хлопать в ладоши, привлекая его внимание.
Штандер
Необходимый инвентарь: мяч.
◈ Эта игра интересна, когда в ней участвуют от пяти человек и больше.
◈ Выбирают водящего. Затем все становятся в круг, и водящий, подбросив мяч вверх, выкрикивает имя одного из участников. Последний, поймав мяч, пытается попасть им в кого-нибудь из убегающих.
◈ Если названный водящим участник ловит мяч на лету, то у него две возможности: подбросить мяч вверх и выкрикнуть имя следующего игрока или крикнуть: «Штандер!» — после чего все замрут и можно будет спокойно запятнать какого-либо участника.
◈ Правила таковы, что тому, в кого целятся, нельзя сходить с места, однако он вправе по-другому уклоняться от мяча: приседать, подпрыгивать вверх и т. д. Если игрок, которого пытались запятнать, ловит мяч, то может запятнать другого играющего. Тогда этот игрок становится водящим.
Гуси-лебеди
◈ Выбирают вожака и волка. Остальные дети играют роль гусей. Волк прячется в сторонке: за горой. Гуси уходят в один конец: отправляются в поле. Вожак прохаживается на другом конце, возле дома, да поглядывает. Завидев волка, он зовет гусей:
- Вожак:
- — Гуси-лебеди, домой!
- Гуси:
- — Почто?
- Вожак:
- — Волк под горой.
- Гуси:
- — А чего ему надо?
- Вожак:
- — Серых гусей пощипать да косточки глодать.
◈ Гуси бегут, гогоча: «Га-га-га», — а волк их ловит. Кого поймает, того отводит за гору, и игра возобновляется.
Цвета
◈ Выбирается водящий. Остальные игроки становятся в ряд на одной стороне площадки или комнаты.
◈ Водящий отворачивается и загадывает какой-либо цвет. Например, красный. Он поворачивается и внимательно смотрит.
◈ Игроки, у которых в одежде присутствует названный цвет, могут спокойно перейти на другую сторону площадки.
◈ Остальные должны тоже перебраться на другую сторону, но водящий может любого из них поймать. Тогда пойманный игрок становится водящим и игра продолжается.
Снежный бой-2
Необходимый инвентарь: бумага.
◈ Активная игра для большой компании шумных детей. Нужна просторная комната. Поделите комнату пополам (можно длинной елочной мишурой) и разделитесь на две команды. Дайте каждой команде одинаковое количество листов бумаги для снежков.
◈ По команде начинайте перебрасываться снежками. Как только прозвучит команда «Стоп!» каждая команда начинает считать снежки на своей половине комнаты. Выигрывает та команда, у которой снежков меньше.
Перепрыгни
Необходимый инвентарь: скакалка.
◈ Выбирают водящего. Игроки встают вокруг водящего. Он приседает на корточки и начинает крутить вокруг себя скакалку чуть выше пола. Игроки должны перепрыгивать через нее.
◈ Есть два варианта ведения игры:
♦ Игрок, который не успел перепрыгнуть и скакалка задела его по ногам, становится водящим.
♦ Игрок, которого задело скакалкой, выбывает из игры. Так продолжается до тех пор, пока на поле не останется один игрок. Он и считается выигравшим. После этого выбирают нового водящего.
«Молчанка»
- Играющие садятся в ряд.
- Водящий ходит перед ними и поёт:
- Кони, кони, мои кони,
- мы сидели на балконе,
- чай пили, чашки мыли,
- по-турецки говорили:
- чаб-чаляби, чаб-чаляби!
- Прилетели журавли
- и сказали всем: «Замри!»
- А кто первый отомрёт,
- тот получит шишку в лоб!
- Не смеяться, не болтать,
- и солдатиком стоять!
Сразу после окончания песни все должны «замереть» — молчать и не двигаться. Водящий подходит к каждому и говорит что-нибудь смешное, старается рассмешить гримасами. Кто засмеётся или заговорит — из игры выбывает. Иногда, по уговору, он ещё получает и щелчок в лоб.
«Гуси и волк»
- Один из играющих — «волк», остальные — «гуси». «Волк» стоит напротив «гусей» и переговаривается с ними:
- — Гуси, гуси!
- — Га-га-га!
- — Есть хотите?
- — Да, да, да!
- — Ну, летите!
- — Нет, нет, нет —
- серый волк под горой,
- зубы точит, съесть нас хочет,
- не пускает нас домой!
- — Ну, летите как хотите,
- только крылья берегите!
Тогда «гуси» бегут и кричат: «Га, га, га!» В это время «волк» ловит их. Те, кого он поймал, считаются «съеденными». Остальные опять выстраиваются напротив «волка» и продолжают игру до тех пор, пока не останется один «гусь». На этом игра останавливается. Последний «гусь» становится «волком», и всё начинается сначала.
«Медведь»
- Один из ребят изображает «медведя» и садится на корточки.
- Остальные играющие ходят вокруг него, делают вид, что рвут ягоды и грибы, и поют:
- У медведя во бору
- грибы, ягоды я рву,
- а медведь не спит,
- всё на нас глядит!
- Лукошко опрокинулось,
- медведь за нами кинулся!
По окончании песни «медведь» вскакивает и бежит за разбегающимися ребятами. Кого он первого поймает, тот становится новым «медведем», и игра повторяется.
«Яблонька»
Дети становятся в круг. На середину выходит девочкам яблонька», её имя называется в песне, и она изображает всё, о чём поётся. Взявшись за руки и двигаясь то в одну, то в другую сторону, все поют:
- Мы посадим яблонъку — на горе, на горе,
- наша яблонъка расцветёт — по весне, по весне!
- Вырастай, яблонъка, вот такой вышины;
- распускайся, яблонъка, вот такой ширины.
- Расти, расти, яблонъка, в добрый час,
- потанцуй, Машенька, поскачи для нас.
- Ой как наша яблонъка да распустилась.
- Ой как наша Машенька да закружилась.
- А мы нашу яблонъку все трясти будем,
- а мы сладки яблочки собирать будем.
- А мы нашу яблонъку все пощиплем
- да от нашей Машеньки убежим вихрем!
При словах «такой вышины» и «такой ширины» играющие поднимают, а затем разводят руки. При словах «трясти будем» все плавно подходят к «яблоньке» и движениями изображают, как трясут её и собирают упавшие яблоки. Со словами «щипать будем» легко щиплют девочку и тут же разбегаются. «Яблонька» бежит ловить: кого поймает, тот — «яблонька».
«Баба-яга»
Один из играющих ребят — «Баба-яга». Он становится в углу комнаты. Ребята подходят к нему и дразнят:
- Баба-яга — костяная нога,
- с печки упала, ногу сломала.
- Пошла в огород, испугала народ.
- Побежала в баньку, испугала зайку!
«Баба-яга» начинает прыгать на одной ноге, стараясь поймать кого-нибудь из увертывающихся и убегающих детей. Кого «Баба-яга» поймает, с тем меняется ролями. Игра продолжается.
Игры и развлечения в группе продлнного дня
«Игры и развлечения в группе продленного дня»
Филиппова Екатерина Дмитриевна , учитель начальных классов
Группа продленного дня у нас смешанная, т.е. ее посещают ученики с 1-го по 4-й класс. И конечно же в своей работе я уделяю особое значение играм, игровой деятельности, нахожу такие игры, которые будут интересны всем детям.
Потому что мир детства — таинственная и чудесная планета, жители которой много знают, многое понимают, чувствуют, но у них мало жизненного опыта. Они приобретают этот опыт в своей деятельности, в играх.
Игра — вечный спутник детства, для младших школьников — это способ научиться тому, чему их никто не сможет научить, способ исследования и ориентации в реальном мире.
Наши ученики очень любят подвижные игры, которые мы проводим с ними в зале или на улице на пришкольном участке.
Эстафета со скакалками.
Чертятся две параллельные линии на расстоянии 15—20 м одна от другой. У первой линии выстраиваются в затылок две или три команды. Игроки, стоящие впереди колонны, держат в руках скакалку. На противоположной черте, напротив каждой команды, ставят флажок.
По сигналу руководителя первые номера начинают бег, перепрыгивая через скакалку, и, обогнув флажок, возвращаются обратно и передают скакалку следующему игроку. Тот, не задерживаясь, прыгает через скакалку и устремляется вперед. Последний участник, достигнув финиша, поднимает руку со скакалкой вверх.
Выигрывает команда, первая закончившая эстафету.
Прыжки со скакалкой вырабатывают и тренируют такие нужные всем качества, как быстрые, легкие и эластичные движения, выносливость и внимание, чувство ритма.
Это помогает им лучше подготовиться к соревнованиям, сделать свои движения более быстрыми, точными и уверенными,ноги сильными.
Игра «У медведя во бору».
Все играющие стоят, свободно группируясь на одной стороне площадки,на противоположной стороне проводится линия — опушка леса. За линией, в двух-трех шагах от нее, находится берлога медведя.
Играющие подходят к медвежьей берлоге и начинают делать движения, имитирующие сбор ягод, грибов, и в то же время все вместе приговаривают:
У медведя во бору Грибы, ягоды беру, А медведь сидит И на нас рычит.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья по теме "Подвижные игры в группе продленного дня", написанная воспитателем группы продленного дня ГБОУ СОШ №394 Титовой Е.В.
Важность проведения подвижных игр в группе продленного дня для физического, интеллектуального развития младших школьников, снятия усталости....
Статья " Подвижные игры в группе продленного дня"
Подвижные игры в группе продленного дня Виноградова Ольга Евгеньевна, ГБОУ СОШ № 147 , Красногвардейского района ...
Подвижные игры в группе продленного дня и здоровье детей.
актуальность подвижных игр и программ здоровьесбережения....
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта «Здоровьесберегающие технологии в группе продлённого дня. Подвижные игры» воспитателя группы продленного дня МБОУ «Комсомольская средняя общеобразовательная школа №3» Чамзи
Игровая деятельность служит основой для нормального роста и развития ребенка младшего школьного возраста. Игра может быть средством самопознания,...
Подвижные игры в группе продленного дня
Одной из важных задач в работе с детьми в группе продленного дня является забота о том, чтобы часы, свободные от выполнения учебных заданий, заполнялись разумно, интересно, чтобы они были действенным ...
«Наши любимые игры» (подвижные игры в группе продленного дня).
В методической разработке мы подобрали самые яркие и популярные подвижные игры для детей младшего школьного возраста, в которые могут играть, как здоровые, так и дети с недоста...