Творческая презентация "Я-учитель здоровья"
методическая разработка по зож
Описание опыта работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberegayushchie_tehnologii_v_nachalnoy_shkole.doc | 60.5 КБ |
Творческая презентация "Я-учитель здоровья" | 1.36 МБ |
Предварительный просмотр:
Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе.
В условиях современной природной и социально-экономической ситуации проблема здоровья детей приобретает глобальный характер. Здоровье детей катастрофически падает и мы вправе поставить вопрос: « Что для нас важнее – их физическое состояние или обучение?»
Ещё А. Шопенгауэр говорил: «Здоровье до того перевешивает все остальные блага, что здоровый нищий счастливее больного короля».
1 сентября 2007 года набрав 1 класс, в медицинских картах я увидела такие результаты состояния здоровья.
ТАБЛИЦА ( Сравнение приводится в классах параллели)
Как мы видим из таблицы в 1 «Б» классе дети страдают снижением зрения, нарушением осанки, имеют дефекты речи.
Вышеуказанные факты свидетельствуют о том, что нужно было проводить специальную работу по сохранению и укреплению здоровья учащихся.
Основной целью моей работы стало формирование здоровьесберегающего образовательного пространства, отвечающего медицинскому и педагогическому принципу: «Не навреди!»
В своей работе я опиралась на передовые технологии по здоровьесбережению исследования учёных, опыт коллег, консультировалась со специалистами различных сфер, использовала свои имеющиеся наработки по проблеме.
Для успешной работы мне необходимо учитывать следующие условия:
- Выявлять и учитывать показатели здоровья учащихся.
Медицинский работник школы проводит мониторинг состояния здоровья учащихся школы, привлекая специалистов. Мониторинг проводился 2 раза в год. Данные систематизировались и составлялся отчёт о состоянии здоровья.
- Применять здоровьесберегающие технологии, приемлемые в образовательном процессе образовательного учреждения.
В системе образования накоплен большой опыт реализации здоровьесберегающих технологий.
- Методика Э.С. Аветисова «Специальные упражнения для глаз»
- Методика В.А. Ковалёва «Массаж и использование тренажёров для глаз».
- Методика Н.Исаевой « Выполнение упражнений для глаз лёжа»
- Методика Э.С.Аветисова» Три группы упражнений»
Наиболее разработанной является технология В.Ф.Базарного, включающая в себя:
- основу телесной вертикали и телесно-моторную активность,
- использование режима смены динамических поз,
- реализацию специальных упражнений и таблиц, снимающих зрительное утомление.
- Правильно организовывать место и время учебной деятельности
- Периодическая смена поз
- Изменение пространства.
Ещё одна из биологических предпосылок нормального развития – это пространство. В Тибетской медицине, например, пространству отведена главная роль в развитии человека. Вне пространства дети впадают в состояние хронической угнетённости. Не говоря уже о чёрно-белой палитре большинства наших книг. А мозг человека, и в первую очередь ребёнка, настроен на многоцветье. Использую в работе идею В.Ф.Базарного экологический букварь – это натянутое на стену полотно (2 Х 3 м). На нём изображается пейзаж. Экологическая стенка меняется с приходом нового времени года.
Продумывая урок, планирую, где можно использовать материал экологической стенки, подойти к ней детям, предложить индивидуальные задания.
А как же использовать зрительно - пространственную активность в режиме школьного урока? Достигается это за счёт максимального удаления от глаз ребёнка учебного дидактического материала. Предъявляемый дидактический материал может быть маленьких размеров (раньше нам запрещали его использовать). Дети всматриваются вдаль и тем самым снимают напряжение с глазных мышц.
Способствует расширению зрительно- двигательной активности и проведение физкультминуток для глаз с помощью расположенных в пространстве ориентиров. Физкультминутки выполняются через 10-15 минут напряжённого зрительного труда.
Какие же ориентиры я использую на уроках?
- Траектории. Разного рода траектории, по которым дети « бегают» глазами.
- «Весёлые человечки». На карточках, которые я показываю детям, схематично изображены человечки, выполняющие различные гимнастические упражнения. Размер изображения равен 2см. Дети повторяют движения человечка.
- Специальный тренажёр, расположенный на потолке класса или перед глазами.
- Бумажные офтальмотренажёры.
а) Пирамидки.
б) Тарелки с разноцветными кружками.
в) Коврик.
г) Цветовые карточки.
Задания: найди два одинаковых предмета; найди лишний и т. д.
С помощью таких приёмов развиваются зрительно-моторная реакция, чувство локализации в пространстве, стереоскопическое зрение, различительно-цветовая функция.
4. Элементы светотерапии.
На уроках использую элементы светотерапии: доска зелёного цвета, записи жёлтым цветом по волнистым линиям. Это способствует лучшему усвоению и запоминанию материала, понижению утомляемости.
5.Использование на уроках вертушки
Вертушка прикрепляется кронштейном к стене около классной доски на высоте 2,3м. На концах ленточек прикреплены прищепки с колечками. В них – задания в виде капелек, снежинок и т.д. Учитель приглашает учащегося к доске для выполнения задания. Школьник тянется, открывает прищепку и берёт задание.
Вертушка способствует правильной осанке и стимулирует развитие спинных мышц.
- Дифференцированные физкультминутки.
Изучив с помощью школьного медика данные о физиологической возможности каждого ребёнка, составила диаграмму заболеваемости класса. При помощи учителя физической культуры и тренера по лечебной гимнастике были подобраны дифференцированные физкультминутки. Каждый ребёнок по имеющейся у него памятке в течение 1,5 – 2 минут выполняет на уроке комплекс упражнений для детей и избыточным весом, профилактики плоскостопия, улучшения осанки.
7. Использование специальной образовательной программы « Здоровое питание», направленной на мотивацию ЗОЖ;
Работа по данной программе способствовала систематизации знаний, повышала познавательную активность. У большинства детей изменилось отношение к «нелюбимым блюдам».
«Цветок здоровья»
Цветок здоровья сделан из цветного картона. В нём 7 лепестков. На каждом лепестке написана одна тема внеклассных занятий, которые проводятся в течение года: «Моя семья», «Думаю», «Пою и говорю», «Дышу», «Двигаюсь», «Закаляюсь», «Правильно питаюсь», «Лечусь».
Итогом работы за год стали творческие работы учащихся, отказ от вредных продуктов( чипсов, сухариков, газ.напитков)
7. Соблюдать принцип педагогического сотрудничества учителей и родителей по проблемам сохранения и укрепления здоровья учащихся.
Применение здоровьесберегающих технологий позволило увеличить плотность двигательной активности, уличшить физическое, псизическое, нравственное здоровье детей. Обучить детей искусству сохранения и укрепления здоровья. Повысить работоспособность, внимательность, активность. Оказывать стимулирующее влияние на психомоторную и умственную деятельность. У детей отмечается устойчивый интерес к знаниям и самоконтроль. Дети отличаются свободой суждений, наблюдается повышенный интерес к изучаемым предметам, увеличивается объём выполняемых работ в классе. Всё это позволяет не только сохранить физическое здоровье, но и улучшить его.
ТАБЛИЦА сравнение
Здоровье так же заразительно, как и болезнь. «Заразить здоровьем» - вот цель моей работы.
В заключение, вслед за великим гуманистом и педагогом Ж.-Ж. Руссо, хочется сказать: «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, научите его быть крепким и здоровым».
Учитель не волшебник и не бог
Он Прометей, когда огонь познания зажёг в учениках.
Он Данко - лучший из людей,
Он сердце б вынул,
Если б смог.
Ведь он учитель.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческий отчет "В здоровом теле здоровый дух"
Жизнь в ХХI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья.Моя задача как учителя -...
Презентация "Учитель здоровья-2012"
В данной презентации вы найдете исползование на уроках и внеурочной деятельности здоровьесберегающие технологии....
творческая игра "Кристалл здоровья"
внеклассное мероприятие, посвящённое Дню здоровья...
Творческий проект "В здоровом теле - здоровый дух"
Творческий проект внеурочной деятельности по спортивно - оздоровительному направлению...
Разработка внеклассного мероприятия в рамках творческой группы «Школа +…здоровье»
ЦЕЛЬ: формировать отношение к правильному питанию как основной части здорового образа жизни....
Коллективный информационно-творческий проект "Правила здоровья"
Проект «Правила здоровья» в рамках внеурочной деятельности - как один из способов использования педагогических технологий и методических приемов для демонстрации учащимся значимости физиче...
презентация "Учитель Здоровья"
Презентация "Учитель Здоровья" - обобщение опыта работы....