Творческая презентация "Я-учитель здоровья"
методическая разработка по зож

Описание опыта работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

                

Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе.

                           

            В условиях современной природной и социально-экономической ситуации проблема здоровья детей  приобретает глобальный характер. Здоровье детей катастрофически падает и мы вправе поставить вопрос: « Что для нас важнее – их физическое состояние или обучение?»

 Ещё  А. Шопенгауэр говорил: «Здоровье до того перевешивает все остальные блага, что здоровый нищий счастливее больного короля».

 

1 сентября 2007 года набрав 1 класс, в медицинских картах  я увидела такие результаты состояния здоровья.

ТАБЛИЦА ( Сравнение приводится в классах параллели)

   

Как мы видим из таблицы в 1 «Б» классе дети страдают снижением зрения, нарушением осанки, имеют дефекты речи.

Вышеуказанные факты свидетельствуют о том, что нужно было проводить специальную работу по сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Основной целью моей работы стало формирование здоровьесберегающего образовательного пространства, отвечающего медицинскому и педагогическому принципу: «Не навреди!»

В своей работе я опиралась на   передовые технологии по здоровьесбережению      исследования учёных, опыт коллег, консультировалась со специалистами различных сфер, использовала свои имеющиеся наработки по проблеме.

Для успешной работы мне необходимо учитывать следующие условия:

  1. Выявлять и учитывать показатели здоровья учащихся.

Медицинский работник школы проводит мониторинг состояния здоровья учащихся школы, привлекая специалистов. Мониторинг  проводился 2 раза в год. Данные систематизировались и составлялся отчёт о состоянии здоровья.

  1. Применять здоровьесберегающие технологии, приемлемые в образовательном процессе  образовательного учреждения.

В системе образования накоплен большой опыт реализации здоровьесберегающих технологий.

  • Методика Э.С. Аветисова «Специальные упражнения для глаз»
  • Методика В.А. Ковалёва «Массаж и использование тренажёров для глаз».
  • Методика Н.Исаевой « Выполнение упражнений для глаз лёжа»
  • Методика Э.С.Аветисова» Три группы упражнений»

Наиболее разработанной является технология В.Ф.Базарного, включающая в себя:

  • основу телесной вертикали и телесно-моторную активность,
  • использование режима смены динамических поз,
  • реализацию специальных упражнений и таблиц, снимающих зрительное утомление.
  1. Правильно организовывать место и время учебной деятельности
  1. Периодическая смена поз
  2. Изменение пространства.

Ещё одна из биологических предпосылок нормального развития – это пространство. В Тибетской медицине, например, пространству отведена главная роль в развитии человека. Вне пространства дети впадают в состояние хронической угнетённости. Не говоря уже о чёрно-белой палитре большинства наших книг. А мозг человека, и в первую очередь ребёнка, настроен на многоцветье.  Использую в работе идею В.Ф.Базарного экологический букварь – это натянутое на стену полотно (2 Х 3 м). На нём изображается пейзаж. Экологическая стенка меняется с приходом нового времени года.

     Продумывая урок, планирую, где можно использовать материал экологической стенки, подойти к ней детям, предложить индивидуальные задания.

  А как же использовать зрительно - пространственную активность в режиме школьного урока? Достигается это за счёт максимального удаления от глаз ребёнка учебного дидактического  материала. Предъявляемый дидактический материал может быть  маленьких размеров (раньше нам запрещали его использовать). Дети всматриваются вдаль и тем самым снимают напряжение с глазных мышц.

    Способствует расширению зрительно- двигательной активности и проведение физкультминуток для глаз с помощью расположенных в пространстве ориентиров. Физкультминутки выполняются через 10-15 минут напряжённого зрительного труда.

    Какие же ориентиры я использую на уроках?

  • Траектории. Разного рода траектории, по  которым дети « бегают» глазами.
  • «Весёлые человечки». На карточках, которые я показываю детям, схематично изображены человечки, выполняющие различные гимнастические упражнения. Размер изображения равен 2см. Дети повторяют движения человечка.
  • Специальный тренажёр, расположенный на потолке класса или перед глазами.
  • Бумажные офтальмотренажёры.  

          а) Пирамидки.

               б) Тарелки с разноцветными кружками.

               в) Коврик.  

               г) Цветовые карточки.

                  Задания: найди два одинаковых предмета; найди лишний и т. д.

         С помощью таких приёмов развиваются зрительно-моторная реакция, чувство локализации в пространстве, стереоскопическое зрение, различительно-цветовая функция.

   4. Элементы светотерапии.

На уроках использую элементы светотерапии: доска зелёного цвета, записи жёлтым цветом по волнистым линиям. Это способствует лучшему усвоению и запоминанию материала, понижению утомляемости.

5.Использование на уроках вертушки

Вертушка прикрепляется кронштейном к стене около классной доски на высоте 2,3м. На концах ленточек прикреплены прищепки с колечками. В них – задания в виде капелек, снежинок и т.д. Учитель приглашает учащегося к доске для выполнения задания. Школьник тянется, открывает прищепку и берёт задание.

Вертушка способствует правильной осанке и стимулирует развитие спинных мышц.

  1. Дифференцированные физкультминутки.

Изучив с помощью  школьного медика данные  о физиологической возможности каждого ребёнка, составила диаграмму заболеваемости класса. При помощи учителя физической культуры и тренера по лечебной гимнастике были подобраны дифференцированные физкультминутки. Каждый ребёнок по имеющейся у него памятке в течение 1,5 – 2 минут выполняет на уроке комплекс упражнений для детей и избыточным весом, профилактики плоскостопия, улучшения осанки.

7. Использование специальной образовательной программы « Здоровое питание», направленной на мотивацию ЗОЖ;

Работа по данной программе способствовала систематизации знаний, повышала познавательную активность. У большинства детей изменилось отношение к «нелюбимым блюдам».  

          «Цветок здоровья»

Цветок здоровья сделан из цветного картона. В нём 7 лепестков. На каждом лепестке написана одна тема внеклассных занятий, которые проводятся в течение года: «Моя семья»,  «Думаю»,  «Пою и говорю», «Дышу»,  «Двигаюсь»,  «Закаляюсь»,  «Правильно питаюсь»,  «Лечусь».

Итогом работы за год стали творческие работы учащихся, отказ от вредных продуктов( чипсов, сухариков, газ.напитков)

  7. Соблюдать принцип педагогического сотрудничества учителей и родителей по проблемам сохранения и укрепления здоровья учащихся.

Применение здоровьесберегающих технологий  позволило увеличить плотность двигательной активности, уличшить физическое, псизическое, нравственное здоровье детей. Обучить детей искусству сохранения и укрепления здоровья. Повысить работоспособность, внимательность, активность. Оказывать стимулирующее влияние на психомоторную и умственную деятельность.          У детей отмечается устойчивый интерес к знаниям и самоконтроль. Дети отличаются свободой суждений, наблюдается повышенный интерес к изучаемым предметам, увеличивается объём выполняемых работ в классе. Всё это позволяет не только сохранить физическое здоровье, но и улучшить его.

ТАБЛИЦА сравнение

          Здоровье так же заразительно, как и болезнь. «Заразить здоровьем» - вот цель моей работы.  

             В заключение, вслед за великим гуманистом и педагогом Ж.-Ж. Руссо, хочется сказать: «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, научите его быть крепким и здоровым».  

Учитель не волшебник и не бог

Он Прометей, когда огонь познания зажёг в учениках.

Он Данко - лучший из людей,

Он сердце б вынул,

Если б смог.

Ведь он учитель.

 


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий отчет "В здоровом теле здоровый дух"

Жизнь в ХХI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья.Моя задача как учителя -...

Презентация "Учитель здоровья-2012"

В данной презентации вы найдете исползование на уроках и внеурочной деятельности здоровьесберегающие технологии....

творческая игра "Кристалл здоровья"

внеклассное мероприятие, посвящённое Дню здоровья...

Творческий проект "В здоровом теле - здоровый дух"

Творческий проект внеурочной деятельности по спортивно - оздоровительному направлению...

Разработка внеклассного мероприятия в рамках творческой группы «Школа +…здоровье»

ЦЕЛЬ: формировать отношение к правильному питанию как основной части здорового образа жизни....

Коллективный информационно-творческий проект "Правила здоровья"

Проект «Правила здоровья» в рамках внеурочной деятельности - как один из способов использования педагогических технологий и методических приемов для демонстрации учащимся значимости физиче...

презентация "Учитель Здоровья"

Презентация "Учитель Здоровья" - обобщение опыта работы....