"Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста"
консультация по зож
Предварительный просмотр:
«Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста»
Здоровье – одна из главных ценностей в жизни. Актуальная тема для разговора во все времена –это здоровье человека. Здоровье нельзя удержать лекарствами. Но есть другое средство – движение. Физические упражнения, движение должны прочно войти в быт каждого человека, который хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную долгую жизнь. Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был сильным, бодрым, энергичным: бегал, не уставая, катался на велосипеде, плавал, играл с ребятами во дворе, не болел. Плохое самочувствие, болезни являются причинами отставания в росте, неудач на занятиях, в играх, в спорте.
«Давным-давно, на горе Олимп жили боги. Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить планету Земля. Долго думали они, каким должен быть человек. Один из богов сказал: «Человек должен быть сильным», другой сказал: «Человек должен быть здоровым», третий сказал: «Человек должен быть умным». Но один из богов сказал так: «Если всѐ это будет у человека, он будет подобен нам». И, решили они спрятать главное, что есть у человека – его здоровье. Стали думать, решать – куда бы его спрятать? Одни предлагали спрятать здоровье глубоко в синее море, другие - за высокие горы. Как вы думаете, куда спрятали боги здоровье? Один из богов сказал: «Здоровье надо спрятать в самого человека». Так и живёт с давних времён человек, пытаясь найти своё здоровье. Да вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар богов! Значит, здоровье-то оказывается спрятано и во мне, и в каждом из нас и в каждом ребёнке. Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Поэтому важным направлением в дошкольном воспитании, сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни (ЗОЖ, а также устойчивой потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями. Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду являются формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни. Привить ребенку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него. Эти задачи должны решаться путем создания целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребенка. Формирование у ребенка осознанного отношения к своему здоровью. Привычка к здоровому образу жизни — это главная, основная, жизненно важная привычка; она аккумулирует в себе результат использования имеющихся средств физического воспитания детей дошкольного возраста в целях решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов.
Выделяется несколько компонентов здоровья:
1. Соматическое здоровье — текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития.
2. Физическое здоровье — уровень роста и развития органов и систем организма.
3. Психическое здоровье — состояние психической сферы, основу которой составляет состояние общего душевного комфорта.
4. Нравственное здоровье, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения человека в обществе.
Здоровый образ жизни — это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому главной задачей является развитие у них самостоятельности и ответственности. Все, чему мы учим детей, они должны применять в реальной жизни. В соответствии с ФГОС ДО: "Здоровье сберегающая компетентность позволит заботится о своем физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности; владеть двигательными навыками, социального отношения к собственному здоровью, понимание того, что здоровье - главная ценность, дарованная человеку природой, развитие двигательной активности и формированию физических качеств".
Цель работы по формированию основ здорового образа жизни и основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста
∙ Придание оздоровительной направленности всей организации жизнедеятельности ребенка в детском саду.
∙ Формирование осознанного отношения к здоровью как ведущей ценности и мотивации к здоровому образу жизни.
∙ Накопление знаний о здоровье, обретение умений и навыков, поддерживающих и сохраняющих здоровье.
∙ Формирование у детей элементарных знаний о человеческом организме и бережном отношении к своему здоровью.
∙ Донести правила личной безопасности до детей дошкольного возраста;
∙ Выработать потребность в соблюдении правил безопасности на дорогах, в быту или в других экстремальных ситуациях. Применительно к ребенку: o обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание вале логической культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека. o знание о здоровье и умении оберегать, поддерживать и сохранять его. o вале логическую компетентность, позволяющую дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения. o умение оказать элементарную медицинскую, психологическую самопомощь и помощь. Применительно к взрослым –
∙ содействие становлению культуры здоровья.
∙ вале логическое просвещение родителей.
∙ формирование основ ЗОЖ осуществляется через занятия, в совместной деятельности педагога, через режимные моменты; игру, прогулку, индивидуальную работу, самостоятельную деятельность детей. Здоровье сберегающие образовательные технологии – системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью детей; качественная характеристика педагогических технологий по критерию их воздействия на здоровье учащихся и педагогов; технологическая основа здоровье сберегающей педагогики.
Цель здоровье сберегающей технологии: обеспечить дошкольнику высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья. Решению этой цели подчинены многие задачи, которые решает педагог в процессе своей деятельности. Педагоги в детских садах учат детей культуре здоровья, как ухаживать за своим телом, то есть осознанному отношению к своему здоровью, безопасному поведению
. Задачи здоровье сберегающей технологии:
1.Обучить детей безопасному поведению в условиях чрезвычайных ситуаций в природе и мегаполисе.
2. Объединить усилия сотрудников и родителей для эффективной организации физкультурно-оздоровительной работы, в том числе и профилактике нарушений плоскостопия и осанки.
3. Осуществить преемственность между дошкольным образовательным учреждением и школой средствами физкультурно-оздоровительной работы.
Все здоровье сберегающие технологии можно разделить на 4 группы:
1 группа Технологии сохранения и стимулирования здоровья.
∙ динамические паузы (комплексы физ. минуток, которые могут включать дыхательную, пальчиковую, артикуляционную гимнастику, гимнастику для глаз и т.д.)
∙ подвижные и спортивные игры
∙ контрастная дорожка
2 группа Технологии обучения здоровому образу жизни.
∙ утренняя гимнастика
∙ физкультурные занятия
∙ спортивные развлечения, праздники
∙ День здоровья
∙ СМИ (ситуативные малые игры – ролевая подражательная имитационная игра)
3 группа Технологии музыкального воздействия.
∙ музыкотерапия
∙ сказкотерапия
4 группа Технология коррекции поведения. В группах детского сада должны быть оборудованы «Центры здоровья». Они оснащаются как традиционными пособиями, так и нестандартным оборудованием для:
♣ ходьбы по коврику из пробок, пуговиц, крупы, мелких камушек, где происходит массаж стопы ног
♣ развития дыхания и увеличения объема легких используются султанчики и вертушки;
♣ массажа ладоней рук, массируя которые можно воздействовать на различные точки организма;
♣ массажа ступней ног и развития координации движений используются коврики: веревки с узелками, фломастеры, ребристые дорожки;
♣ ежедневной после сна оздоровительной гимнастики босиком под музыку. Здоровье сберегающая деятельность в итоге формирует у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
Работа по оздоровлению детей в ДОУ имеет несколько направлений:
1. Комплексная диагностика и исследование состояния здоровья детей специалистами: осмотр детей специалистами детской поликлиники; диагностирование общей физической подготовки детей в начале и в конце года по нормативам
2. Направление включает в себя рациональную организацию двигательной деятельности детей: ⎫ утренняя гимнастика; ⎫ физкультурные занятия (традиционные, тренировочные, занятия соревнования, интегрированные с другими видами деятельности, праздники и развлечения); ⎫ ритмика; ⎫ гимнастика после сна; ⎫ ежедневный режим прогулок; ⎫ создание необходимой развивающей среды; ⎫ строгое соблюдение двигательного режима и режима дня; ⎫ проведение физкультминуток, игр с движениями в свободной деятельности; ⎫ музыкальные занятия; ⎫ занятия по формированию здорового образа жизни;
3. направление определяет систему эффективного закаливания по ступеням: от щадящего до более интенсивных воздействий, с учетом индивидуальных особенностей детей. При этом используется комплекс процедур: ⎫ босо хождение; ⎫ умывание; ⎫ ходьба босиком по «дорожкам здоровья»; ⎫ воздушные ванны в облегченной одежде; ⎫ гимнастика на свежем воздухе в теплый период года.
Организация закаливающих мероприятий с детьми в летний период. Закаливание в дошкольном возрасте следует рассматривать как важнейшую составную часть физического воспитания детей. Лучшими средствами закаливания являются естественные силы природы: воздух, солнце и вода. Лето приносит детям много радостных впечатлений, связанных с плаванием, играми с водой и песком, подвижными играми на воздухе, наблюдениями в природе. Теперь все, что было усвоено холодной зимой, выучено и познано в закрытых помещениях, возможно и необходимо использовать на свежем воздухе. В солнечный день особенно занимательны игры с водой. Вода наряду с глиной и песком представляет интерес для детей. Игры с водой интересны тем, что предметы и игрушки, попадая в воду, обнаруживают по – новому свои свойства. Меняются их яркость, подвижность, динамичность, плавучесть. Вольно или невольно, но каждый ребенок, играя с водой, становится маленьким исследователем. Эти моменты благоприятны для познавательной активности, формирования любознательности и самое главное являются закаливающими мероприятиями. Не случайно за лето на природе дети здоровеют и крепнут. И взрослые должны позаботиться, чтобы их лето было благодатным, познавательным, интересным, наполненным яркими, радостными впечатлениями.
Закаливающие мероприятия летом:
∙ игры на свежем воздухе,
∙ босо хождение по траве, по песку, гладким камушкам,
∙ игры с водой,
∙ плавание,
∙ солнечные ванны.
Все закаливающие мероприятия необходимо проводить дозировано. Только в этом случае они принесут пользу для здоровья. Игры с водой: «Пеленки для Аленки» В тазике, стирка и отжимание кукольных вещей. Развешивание на веревочке. «Игра с сачками» Вылавливание из тазика с водой различны предметов: камни, шишки, теннисные шарики и т.д. «Самодельный водопад» Переливание воды из тазика в тазик. Чем выше – тем громче. «Самый смелый» Необходимо пробежать под струей воды из брызгалки. И не намокнуть. «Собираем воду губкой» С подноса собрать воду губкой и отжать в ведерко. «Дыхательные упражнения» Выполнить 5 – 6 раз, активный вдох и продолжительный спокойный выдох. Дуть можно на небольшие ленточки, ниточки, изображая «ветер». «Мыльное мороженное» В стакане налито несколько граммов мыльной воды. Через трубочку выдуваем обильную пену. Кто больше.
4. направление связано с осуществлением лечебно- профилактической работы. В его рамках проводится следующие мероприятия постоянный контроль осанки; контроль дыхания на занятиях по физическому воспитанию; подбор мебели в соответствии с ростом детей; сбалансированное питание; вакцинация против гриппа; потребление фитонцидов (чеснока, лука); употребление соков и фруктов; кварцевания групп.
5. направлением является использование практически апробированных и разрешенных методик нетрадиционного оздоровления детей: пальчиковая и артикуляционная гимнастика, рекомендованная для использования в ДОУ; дыхательная и звуковая гимнастика; психо гимнастика; игровой массаж.
6. направление является реабилитация и коррекционная работа ⎫ индивидуальная работа с детьми, отстающими в основных видах движений; ⎫ коррекция психоэмоциональной сферы; ⎫ индивидуальная работа в группе и на прогулке, проводимая воспитателями групп; ⎫ индивидуальная работа в спортзале и на прогулке, проводимая инструктором по физической культуре.
7. направлением является консультативно- информационная работа оказание консультативной помощи всем участникам образовательного процесса, родителям воспитанников по вопросам сохранения здоровья и профилактических мероприятий для дошкольников; открытые просмотры и показы с использованием оздоравливающих технологий; активное участие родителей в физкультурно-оздоровительной работе ДОУ; оформление папок, ширм, письменных консультаций, информационных стендов.
Использование здоровье сберегающих технологий в ДОУ
Утренняя гимнастика: дыхательная и пальчиковая гимнастика; общеразвивающие упражнения; танцевальные упражнения; использование элементов упражнений из различных оздоровительных систем: аэробика, шейпинг и др.;
Перед ООД: точечный и антистрессовый массаж
Физкультминутки: дыхательные упражнения; пальчиковая гимнастика. Прогулка: дыхательная гимнастика, включающая мышечные упражнения; оздоровительная ходьба и бег.
Перед сном: релаксация, само регуляция
После сна: гимнастика пробуждения; дыхательная гимнастика; пальчиковая гимнастика; ходьба с использованием нестандартного физкультурного оборудования (предупреждение плоскостопия, профилактика осанки).
Перед ужином: массаж на профилактику простудных заболеваний. Приобщение детей к ценностям здорового образа жизни очень интересно давать через технологию воздействия через сказки (сказкотерапия). Сказка – зеркало, отражающее реальный мир через призму личного восприятия. В ней, возможно, все чего не бывает в жизни. На занятиях по сказкотерапии с детьми можно учить составлять словесные образы. Вспоминая старые, и придумывая новые образы, дети увеличивают свой образный репертуар, и внутренний мир ребенка становится интереснее, богаче. Это истинный шанс понять и принять себя и мир, повысить самооценку и измениться в желаемом направлении. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, а группа детей. Спокойное состояние нервной системы возвращает ребенку здоровье. Технологию музыкального воздействия используют для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя в различных формах физкультурно-оздоровительной работы.
Задача укрепления здоровья детей является необходимым условием их всестороннего развития и обеспечения нормальной жизнедеятельности растущего организма. Главное – дети должны расти счастливыми. Только счастливый ребенок может быть здоров физически и душевно, гармонично развиваться, в полной мере разворачивая свои возможности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по познавательному развитию «Режим дня – как средство формирования у детей основ здорового образа жизни» для детей дошкольного возраста 5-6 лет
Материал предназначен для организации и проведения НОД по ЗОЖ. Направлен на привитие детям умения самостоятельно мыслить, находить правильные ответы, формировать мотивацию к здоровому образу жизни....
Консультация для педагогов и родителей. Тема: «Основы формирования здорового образа жизни у детей дошкольного и младшего школьного возраста в системе воспитательно-образовательной деятельности»
Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ...
Беседа с родителями будущих первоклассников "Проблемы формирования здорового образа жизни у детей дошкольного и младшего школьного возраста."
Дети должны расти здоровыми и крепкими духом. Здоровье – важнейшая предпосылка правильного формирования детского характера, развития воли, природных способностей. Здоровый образ жизни - это не просто ...
Статья "Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста"
Статья о воспитании полезных привычек...
«Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста»
Консультация для воспитателей...
Здоровьесберегающие технологии в формировании привычек к здоровому образу жизни для детей с ограниченными возможностями.
На каждом историческом этапе развития человечества существовали разные ценности, но, пожалуй, единственной поистине вечной ценностью оставалось здоровье....
Статья. Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного и школьного возраста
Здоровый образ жизни – образ жизни человека, направленный на сохранение здоровья, профилактику болезней и укрепление человеческого организма в целом. По результатам исследований, здоровье ...