Статья. Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного и школьного возраста
статья по зож

Драскова Юлия Борисовна

Здоровый образ жизни – образ жизни человека, направленный на сохранение здоровья, профилактику болезней и укрепление человеческого организма в целом.  По результатам исследований, здоровье человека на 50% - его образ жизни, на 20% - наследственность, еще 20% - окружающая среда и только 10% - здравоохранение. Здоровье – основное условие и залог полноценной и счастливой жизни каждого человека, а здоровый образ жизни – важнейшее условие формирования этого самого здоровья. Физически здоровый и активный человек меньше поддаётся влиянию различного стресса и других факторов, которые могут повлиять на него негативно.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mama_zdorovyy_obr_zhizni_draskova.docx84.25 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему:

«Формирование здорового образа жизни у детей (дошкольного, школьного возрастов)»

Санкт-Петербург

2021

Здоровый образ жизни – образ жизни человека, направленный на сохранение здоровья, профилактику болезней и укрепление человеческого организма в целом.  По результатам исследований, здоровье человека на 50% - его образ жизни, на 20% - наследственность, еще 20% - окружающая среда и только 10% - здравоохранение. Здоровье – основное условие и залог полноценной и счастливой жизни каждого человека, а здоровый образ жизни – важнейшее условие формирования этого самого здоровья. Физически здоровый и активный человек меньше поддаётся влиянию различного стресса и других факторов, которые могут повлиять на него негативно.

Соблюдение здорового образа жизни особенно актуально в детском возрасте, когда психика и тело человека еще только формируются. Безусловно, здоровье человека оказывается под влиянием целой группы различных факторов – и наследственность, и экологическая обстановка, и уровень развития медицины. Однако наиболее существенным является образ жизни, которого придерживается человек. Игнорирование вопроса здорового образа жизни, как правило, приводит к самым плачевным результатам, когда даже самый мощный запас здоровья ребенка истощается и человек становится жертвой различных заболеваний. Фактические доказательства нам представляет статистика, за время обучения в школе около половины детей приобретают то или иное хроническое заболевание и только 10% выпускников полностью здоровы.

Под задачей формирования здорового образа жизни понимается следование простым правилам и нормам, которые способствуют сохранению и укреплению здоровья. Уберечь ребенка от заболеваний и сохранить его здоровье на максимально высоком уровне вполне по силам и родителям, и педагогам – нужно лишь понимать важность этой проблемы и действовать со знанием дела.

Моей настоящей задачей является выявление компонентов, формирующих здоровый образ жизни, правил, которых должен придерживаться человек, в конкретном случае ребенок, для поддержания здоровья.

Для начала отметим особенности и закономерности физического развития детей разных возрастов.

В дошкольный период закладывается фундамент здоровья и полноценного физического развития. Именно до 7 лет человек проходит путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и формирование функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, отношение к себе и окружающим. Поэтому выработка привычки соблюдать здоровый образ жизни, в идеале, должно начинаться еще с детского сада.

В период обучения в школе ребенок сталкивается с дополнительным рядом факторов, которые отрицательно влияют на его здоровье. Появляются новые особенности жизни, изменяющие ее нормальный ход.

1. Учебная нагрузка, которая постоянно возрастает.

2. Занятия в учреждениях дополнительного образования.

3. Уменьшение контроля со стороны родителей.

4. Становление личности ребенка и формирование собственных взглядов на правильный образ жизни.

5. Влияние сверстников на поведение, предпочтения и устремления.

7. Психологическая ранимость ребенка в критические переходные периоды, в том числе в подростковом возрасте.

В подростковом периоде наблюдается новое ускорение темпов роста, которое связано с усилением функции половых желез, и определяет многие стороны перестройки деятельности организма. В этом возрасте понятие "физическое развитие подростка" тесно связано с половым созреванием, которое является наиболее характерным явлением этого периода.

В любом возрасте здоровый образ жизни формируется из множества составляющих, причем каждый компонент по-своему важен, поэтому ни один нельзя игнорировать, так как это может привести к плачевным последствиям.

Следующим шагом подробно рассмотрим каждых компонент и, если таковые есть, его особенности относительно разных периодов жизни ребенка.

Рациональное питание

В детском возрасте особенно велика роль питания, когда формируется пищевой стереотип. Но вообще относительно каждого компонента существует ряд правил, которые должны учитываться всеми.

  1. Пища должна быть разнообразной и полноценной. Однообразное питание весьма вредно для здоровья, оно приводит к различным расстройствам. Особенно это важно в детском и подростковом возрасте, когда организм растет и развивается, а нехватка необходимых веществ - приводит к дисбалансам в его развитии.
  2.  Обеспечение баланса. Должны соблюдаться оптимальные пропорции белков, жиров и углеводов, а также включать необходимое количество витаминов и минеральных веществ.

Рекомендуемые пропорции белков, жиров и углеводов выражаются как 1:1:4 соответственно, причем углеводы, которые являются основой рациона ребенка, должны быть преимущественно сложными, а вот доля простых углеводов (сахара) должна быть минимальной. Из сложных углеводов в рационе могут использоваться различные крупы (гречу, рис, пшено, овсянку и т. п.), макароны, овощи, выпечку (лучше грубого помола). Жиры в обязательно должны включать растительное и сливочное масло. Белки в рационе школьника должны быть полноценными и содержать существенную долю белков животного происхождения. Ребенок должен получать молочные продукты, мясо, яйца.

Для получения витаминов следует включать в ежедневного питание свежие овощи и фрукты, однако хотя бы раз в год, желательно весной, школьникам рекомендуется прохождение курса комплексных витаминных препаратов.

Конечно, следует минимизировать употребление чипсов, продуктов фаст-фуда и пищи с разнообразными красителями, ароматизаторами и консервантами, но категорически исключать их из жизни ребенка тоже не нужно, если он все равно к ним тянется, в противном случае можно навредить эмоциональному состоянию ребенка.

  1. Питание должно соответствовать возрасту.
  2. Питание должно обеспечивать энергозатраты организма с учетом динамики роста.

Информация о питании детей, полезные статьи медицинской клиники Невро-Мед |  НЕВРОМЕД

Энергетическая ценность питания определяется калорийностью, и она своя для каждого периода развития ребенка. Например, средние цифры нормальной калорийности суточного рациона школьника находятся в пределах 2200–2400 кКал для ребенка 7-10 лет и 2600-3000 кКал для школьника 12-17 лет. Калорийность должна учитывать интенсивность физической активности человека, поэтому для детей, посещающих спортивную секцию, принято условно добавлять 300–500 кКал в сутки.

Систематическое недоедание и особенно переедание прямой путь к сокращению длительности жизни и ухудшению здоровья. В наше время более актуальны проблемы, связанные с перееданием, что приводит к ожирению.

Если не усложнять эту информацию сложными расчетами каллорийности, ребенок, у которого нет проблем с весом, должен есть столько, чтобы наедаться – вот самое простое правило.

  1. Питание должно быть кратным. Оптимально питаться 3–4  раза в сутки, но значение может варьироваться в зависимости от возраста ребенка (например, в школьном возрасте уже мало кто готов принимать полдник). При трехразовом питании самым сытным должен быть обед, а самым легким - ужин. Промежутки между приемами пищи не должны быть слишком долгими, не стоит принимать пищу только 1 или 2 раза в день, особенно чрезмерными порциями, т. к. это создает слишком большую нагрузку для организма, ухудшает работу всех его систем, в большинстве случаев это негативно сказывается даже на взрослом организме. В связи с важностью такого компонента питания, как регулярность, в выходные и праздничные дни родителям над рекомендовать придерживаться того же распорядка приема пищи, что и в дошкольном учреждении.

Также стоит отметить, что во время еды вредно читать, смотреть телевизор, работать за компьютером и вообще отвлекаться на решение каких-либо задач. Не стоит торопиться, есть слишком горячее или холодное. Тщательное пережевывание в известной мере предохраняет слизистую оболочку пищеварительных органов от механических повреждений, и способствует лучшему перевариванию и усвоению пищи.

Кроме того, нужно постоянно следить за состоянием зубов и ротовой полости. Плохо влияет на организм систематическая еда всухомятку. Людям, не соблюдающим режим питания, особенно это касается детей, со временем угрожает появление болезней пищеварения, гастритов, язв и др.

  1. Питание должно учитывать существующие проблемы со здоровьем. Такие заболевания как пищевые аллергии не должны игнорироваться при составлении рациона ребенка. Продукты, содержащие аллергены, при всей их пользе, должны быть исключены и заменены на некую альтернативу. То же касается и других заболеваний – внутричерепной гипертензии, болезней почек и т. д. Вопрос питания в данном случае решается совместно с лечащим врачом.

Стоит также отметить, что при составлении рациона родителями должен использоваться индивидуальный подход. Не следует насильно «впихивать» в ребенка продукты, которые считаются крайне полезными – при резко негативном к ним отношении они могут просто не усвоиться или даже вызвать рвоту, что только закрепит нелюбовь к данному вкусу.

Режим дня

Также включает несколько составляющих.

Сон

Для нормальной деятельности нервной системы и всего организма большое значение имеет полноценный сон. Именно во сне происходит сложнейшая работа, в результате которой формируется мозг, развивается тело. Нужно постараться в максимальной степени соблюдать ритм сна и бодрствования.

Сон должен быть достаточно длительным и глубоким. Если человек мало спит, то утром он может быть раздраженным, разбитым, а иногда вставать с головной болью, потом же в течение дня чувствует себя усталым.

Для нормального и спокойного сна необходимо за 1-1,5 часа до его начала прекратить напряженную умственную работу. Кушать необходимо не позднее, чем за два часа до сна. Это важно для полноценного переваривания пищи и крепкого сна. Спать следует в хорошо проветренном помещении, еще лучше приучить детей спать при открытой форточке, а в теплое время года с открытыми окнами. Желательно ложиться спать в одно и то же время — это способствует быстрому засыпанию.

Игнорирование этих правил гигиены сна вызывает ряд негативных явлений. Сон становится неглубоким и неспокойным, как правило, со временем развивается бессонница, различные расстройства нервной системы.

Потребность во сне зависит от возраста. Новорожденные спят около 20 часов в сутки, дети от 2 до 4 лет — около 16 часов, 4–5-летним детям следует обеспечить 13-часовой сон. Нормальная продолжительность сна для школьника 1–8 класса – 9-10 часов, 9-11 класса – 8-9 часов. Для школьника здоровый сон является одним из условий успешного обучения.

Распорядок дня

Под распорядком мы имеем в виду четкий план деятельности на день, предусматривающий рациональное распределение времени и последовательность различных видов деятельности и отдыха.

При правильном и строгом его соблюдении вырабатывается четкий ритм функционирования организма. А это в свою очередь создает наилучшие условия для работы и восстановления, тем самым способствует укреплению здоровья. Режим дня необходимо соблюдать с первых дней жизни. От этого зависит здоровье и правильное развитие. Например, доказано, что прием пищи в одно и то же время способствует отделению достаточного количества пищеварительных соков, а, значит, пища будет усваиваться лучше и не возникнет проблем с пищеварением.

При проведении режимных процессов следует придерживаться следующих правил:

  • Полное и своевременное удовлетворение всех органических потребностей детей (сон, пища). 
  • Тщательный гигиенический уход, обеспечение чистоты тела, одежды, постели.
  • Привлечение детей к посильному участию в режимных процессах.
  • Эмоциональное общение в ходе выполнения режимных процессов.
  • Учет потребностей детей, индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Рациональный режим должен быть стабильным и вместе с тем динамичным для изменений в связи с новыми жизненными условиями.

Распорядок дня особенно важен для детей школьного возраста. Если ребёнок соблюдает режим, то он быстрее и эффективнее адаптируется к учебе, больше успевает.

Стоит также упомянуть о такой вещи как свободное время. Конечно, оно необходимо и полезно, однако если свободного времени много (например, в выходные или в каникулы), то оно тоже требует систематизации. Лучше использовать свободное время для активных игр и приучения ребенка к домашнему труду, к помощи по дому, можно также организовывать походы, давать какие-нибудь задания или поручения. Такой подход к организации свободного времени убережет ребенка от развития вредных привычек, поиска опасных приключений и знакомства с сомнительными компаниями. Без должного внимания ребенок может целыми днями сидеть за компьютером или перед телевизором, что, безусловно, не даст ничего положительного.

Не следует забывать и о возможных перегрузках ребенка. Они могут часто возникать, когда, например, желая всесторонне развить ребенка, родители водят детей в несколько секций, кружков. Чтобы понять, перегружен ребенок или нет, родителям нужно спросить себя, есть ли у ребенка каждый день хотя бы час свободного времени, когда бы он мог заняться тем, чем ему хочется? Если ответ отрицательный, то необходимо отказаться от определенных занятий.

Физическая нагрузка

Культура здоровья и культура движения – два взаимосвязанных компонента в жизни ребенка. Движение так же необходимо ребенку, как полноценное питание. Мало того, ребенку с достаточной физической активностью в большинстве случаев не нужно ограничивать питание: здесь лишних калорий просто не может быть – все излишки тут же «сжигаются». Физическая активность способствует правильному росту и развитию костного скелета и мускулатуры, кроме того, достаточная двигательная нагрузка является отличным профилактическим средством детских и подростковых неврозов и может стать настоящим лекарством от любой депрессии.

Средства двигательной направленности

• Физические упражнения;

• Физкультминутки;

• Эмоциональные разрядки;

• Гимнастика (оздоровительная после сна);

• Пальчиковая гимнастика, зрительная, дыхательная, корригирующая;

• Подвижные и спортивные игры способствуют улучшению работы всех органов и организма в целом.

Игры — главный способ поддержания двигательной активности ребенка. Укрепляющие физические упражнения важны, однако на них отводится всего лишь несколько минут в день. Все остальное время ребенок, в особенности дошкольного возраста, проводит в играх. Однако должен быть сохранен разумный баланс между активной деятельностью и отдыхом. Поэтому лучше чередовать активные и спокойные игры, а также времяпровождение на свежем воздухе и в помещении.

Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни начинается с коротких физических нагрузок. Это утренняя гимнастика, двигательные физкультминутки, которые нужно проводить как дома, так и в детском саду, зарядка после дневного сна. Полезно проводить с ребенком оздоровительные водные процедуры в бассейне. Не должны стать исключением и выходные дни.

Кроме активного развития костного скелета и мускулатуры рациональная физическая нагрузка учит ребенка чувствовать свое тело и управлять им, к тому же движение активирует аппетит, улучшает обмен веществ и пищеварительные процессы, тренирует волю и характер, дает ребенку массу позитивных эмоций.

К компоненту формирования физического здоровья также стоит отнести процесс закаливания. Все методы закаливания направлены на укрепление иммунных сил и повышение адаптационных возможностей организма. Оздоровительно-закаливающие процедуры осуществляются с использованием естественных факторов: воздуха, солнца и воды. В детских садах, например, в групповых помещениях поддерживается постоянная температуры воздуха (+21–22 С); во время сна осуществляется поддержание в спальне прохладной температуры (+15-16 С); проведение воздушных ванн во время одевания после сна и переодевания в течение дня. Одним из эффективных закаливающих мероприятий является прогулки с детьми в любую погоду не менее 4-х часов (с условием соблюдения требований САНПиН), пребывание детей под прямыми лучами солнца в летнее время. После окончания прогулки в летнее время сочетание гигиенических и закаливающих процедур при умывании мытье рук и ног. Если закаливание проводить систематически и планомерно, оно положительно влияет на организм ребенка: улучшается деятельность его систем и органов, увеличивается сопротивляемость к различным заболеваниям, и, в первую очередь, простудного характера, вырабатывается способность без вреда для здоровья переносить резкие колебания различных факторов внешней среды, повышается выносливость организма. 

Гигиена

Гигиенические мероприятия должны стать для ребенка обычными и необходимыми – этого можно достичь регулярностью и возможно более ранним их введением. Гигиеническая культура столь же важна для человека, как и умение, разговаривать, писать, читать.

Важно, чтобы ребенок усвоил, что в его теле нет органов, отделов ненужных, некрасивых, что обо всех частях тела надо одинаково постоянно заботиться и в первую очередь содержать в чистоте. Нельзя заставлять свой организм долго ждать, если возникла потребность в уринизации, дефекации и т. д.

У ребенка должны быть личные вещи: расческа, зубная щетка, полотенце и носовой платок. С детства нужно научить его правильно пользоваться этими предметами. Подводить детей к пониманию того, что соблюдение чистоты тела важно не только для охраны личного здоровья, но и здоровья окружающих.

Сюда же стоит отнести и формирование отношения ребенка к вредным привычкам. Вся обстановка вокруг должна строиться таким образом, чтобы ребенку было совершенно очевидно, что полезно, а что нет. Что мы имеем в виду под вредными привычками?

  • Привычка сосать пальцы и грызть ногти.
  • Прием пищи за чтением книги.
  • Чтение лежа.
  • Курение.
  • Прием алкоголя.
  • Наркотики.

Психологический климат

Психологическое здоровье важно никак не меньше здоровья физического – психически здоровый и психически стабильный человек найдет силы справиться с любой болезнью, с любой проблемой. Основой психического здоровья ребенка является благоприятная обстановка в семье, где все любят и уважают друг друга, где вместе обсуждают сложные вопросы и вместе (с учетом возможностей и опыта каждого) принимают решения, где готовы принять и простить оступившегося и провинившегося.

Здоровый человек – это еще и стабильная уверенная личность, критически оценивающая свои способности и стремящаяся к самосовершенствованию. Для формирования такой личности требуется создать благоприятную психологическую атмосферу в семье и научить ребенка самооценке и продуктивному общению.

В заключении хочу сказать, здоровье – это не только отсутствие болезни, эмоциональный тонус, но и фундамент будущего благополучия личности. Поэтому главной задачей по укреплению здоровья детей является формирование у них представлений о здоровье- одной из главных ценностей жизни. Ребенка нужно научить правильно поступать в определенных ситуациях, отличать полезное от вредного. Нужно привить ребёнку с малых лет правильное отношение к своему здоровью и ответственности за него.

Список использованной литературы:

  • «Здоровый образ жизни семьи – залог здоровья ребёнка» врач-педиатр Крупинова Т.В
  •  «Формирование здорового образа жизни у дошкольников» Никитина М.З.
  • «Формирование здорового образа жизни у детей раннего возраста» Балацкая Ю.А.
  • ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.-М., 2014.- с. 333
  • «Здоровый образ жизни школьника, рекомендации» Шляпо О.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по познавательному развитию «Режим дня – как средство формирования у детей основ здорового образа жизни» для детей дошкольного возраста 5-6 лет

Материал предназначен для организации и проведения НОД по ЗОЖ. Направлен на привитие детям умения самостоятельно мыслить, находить правильные ответы, формировать мотивацию к здоровому образу жизни....

Консультация для педагогов и родителей. Тема: «Основы формирования здорового образа жизни у детей дошкольного и младшего школьного возраста в системе воспитательно-образовательной деятельности»

Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ...

Беседа с родителями будущих первоклассников "Проблемы формирования здорового образа жизни у детей дошкольного и младшего школьного возраста."

Дети должны расти здоровыми и крепкими духом. Здоровье – важнейшая предпосылка правильного формирования детского характера, развития воли, природных способностей. Здоровый образ жизни - это не просто ...

Перспективный план работы с родителями по формированию здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи: Научите ребенка неукоснительно соблюдать гигиенические требования к чистоте тела, белья, одежды, жилища.Совет 3. Приучайте ребенка строить свой день, чередуя труд и отдых. Ничто так не вредит ...