Открытый урок окружающего мира в 1 классе. УМК "Школа России". Тема "Почему нужно чистить зубы и мыть руки"
материал по окружающему миру (1 класс)

Технологическая карта урока создана в соответствии с требованиями ФГОС. На уроке использованы всевозможные пед.технологии, принципы наглядности, научности, доступности, связи обучения с жизнью

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл технологическая карта484.71 КБ
Файл презентация1.14 МБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Дата: 22.04.2022 г.

Ф.И.О. учителя: Никульшина Ирина Михайловна

Предмет: Окружающий мир

Тема урока: Почему нужно чистить зубы и мыть руки?

Класс: 1 А

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цель урока: организация деятельности учащихся по изучению и первичному закреплению знаний о необходимости соблюдения правил гигиены, освоению приёмов чистки зубов и мытья рук

Задачи урока:

дидактические – довести до понимания необходимость гигиенических процедур – чистки зубов и мытья рук, учить приемам чистки зубов и мытья рук;

развивающие - развивать мышление, воображение, устную и письменную речь; формировать умения устанавливать закономерности, контролировать свои действия, познакомить с элементарными способами анализа изучаемых явлений, взаимодействовать с учителем и одноклассниками;

воспитательные - воспитывать интерес к окружающему миру, к самостоятельному выполнению заданий и к сотрудничеству.

Оборудование: Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник. 1 кл., 2 ч., Плешаков А.А. Рабочая тетрадь по окружающему миру. 1 кл, 2 ч., проектор, компьютер, презентация, карточки для работы в группе.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап урока

Образовательная задача этапа урока

Мет оды и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма организации учеб. деятель ости (фронтальная, индивидуальная, парная, групповая)

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Формы контроля, взаимоконтроля и самокон троля

Планируемые результаты

Предметные

Метапред метные

(П-познавате льные,

 Р - регулятив ные,

К - коммуник ативные)

Лично стные

Организационный этап

Организовать актуализацию требований к учащимся со стороны учебной деятельности

Словесный - беседа

Проверяет готовность к уроку, приглашает к сотрудничеству, создает положительный настрой на урок

Слушают, выполняют установку учителя. Проверяют готовность к уроку

Ф

презентация

Р – организация своего рабочего места; К – планирование учебного сотрудничества с преподавателем и одноклассниками

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Организовать актуализацию изученных                 изученных

способов действий, достаточных для построения новых знаний

Словесный – беседа.

Наглядный: видеофрагмент

Посмотрите, муравьишка принес нам от кого-то письмо, давайте посмотрим, что в нем написано.

Дорогие мои дети!

Я пишу вам письмецо:

Я прошу вас, мойте чаще

Ваши руки и лицо.

Всё равно какой водою:

Кипячёной, ключевой.

Из реки, иль из колодца,

Или просто дождевой!

Нужно мыться непременно

Утром, вечером и днём-

Перед каждою едою,

После сна и перед сном!

Дорогие мои дети!

Очень, очень вас прошу:

Мойтесь чище, мойтесь чаще —

Я грязнуль не выношу.

Не подам руки грязнулям,

Не поеду в гости к ним!

Сам я моюсь очень часто.

До свиданья!

Как вы думаете, кто прислал письмо? (просмотр фрагмента мультфильма)

Ребята, а почему брюки сбежали от мальчика?

Слушают учителя

Мойдодыр 

Потому что он не мыл руки

Ф

Презентация, письмо

опрос

К - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; К - выражение своих мысли с достаточной полнотой и точностью; П - смысловое прослушивание

Постановка учебной задачи

Постановка цели, задач урока

Словесный – беседа.

Чему будет посвящен наш урок? обратите внимание на фотографии, приятно на них смотреть? Почему? Что вы можете посоветовать этим детям? А почему вообще нужно чистить зубы и мыть руки? Этот вопрос и будет темой нашего сегодняшнего урока. Предположите, о чем мы с вами сегодня будем говорить

Правильно вы говорили, это и будет темой нашего сегодняшнего занятия.

Почему нужно чистить зубы и мыть руки.

Нет

Почистить зубы и помыть руки.

Мы узнаем о том, зачем чистить зубы и мыть руки, чем чистить зубы и мыть руки, каким образом правильно чистить зубы и мыть руки.

Ф

презентация

опрос

П - анализ объектов; Р - целеполагание: постановка учебной задачи.

Открытие нового знания

Организовать фиксацию нового способа действия и его применения для решения задач

Словесный – беседа.

Наглядный: иллюстрация, демонстрация

Практический: чтение текста

Для начала скажите, как вы думаете, зачем нужно чистить зубы?

Что образуется на зубах, если долго их не чистить? А еще, если не чистить зубы изо рта будет неприятно пахнуть. Сколько раз в день нужно чистить зубы? Я очень надеюсь, что вы соблюдаете это правило, чистите зубы 2 раза в день. А теперь скажите, почему нужно мыть руки? А что образуется на руках, если их долго не мыть? Действительно, на зубах скапливается очень много бактерий, если не соблюдать правила регулярного ухода за зубами, то эти микробы начнут попадать в наш организм и нанесут ему вред. Бактерии питаются остатками пищи, размножаются и разрушают зубы, а в зубах появляются дырочки, зубы начинают болеть, а иногда и выпадать. А если у вас заболел зуб, то к кому нужно обратиться? Откройте учебник на странице 56, посмотрите на первую картинку и скажите, какие из этих предметов используются для чистки зубов? А для мытья рук?

Молодцы, а теперь скажите а кроме зубной пасты для чистки зубов используется что-нибудь еще?

Зубной порошок, зубная нить. Зубной порошок состоит из измельченных трав, минералов, морской соли и яичной скорлупы эффективно отбеливает и полирует эмаль, укрепляет десны, предотвращает кариес и снимает воспаление. Некоторые стоматологи, считают, что он гораздо эффективнее и полезнее зубных паст. А с помощью зубной нити можно эффективно удалить налет и остатки пищи в труднодоступных для зубной щетки местах – под линией десны и между зубами. Стоматологи рекомендуют пользоваться зубной нитью ежедневно.

Работать будете в паре.  Сейчас мы с вами поработаем в парах, каждая пара 1 ряда будет распределять продукты и вещи на 2 группы: 1 группа обозначает пользу для зубов, 2 – вред. Пары 2 ряда будут определять ситуации, в которых нужно обязательно мыть руки, в качестве подсказки используйте картинки учебника на странице 56. А пары 3 ряда должны распределить в правильном порядке алгоритм чистки зубов и мытья рук.

Чтобы зубы были чистыми, здоровыми.

Налет, кариес, остатки пищи.

2 раза, утром и вечером

Да

Чтобы они были чистыми

Грязь и микробы

К стоматологу

Открывают учебники

Работают по учебнику

Для чистки зубов: зубная паста и зубная щетка. Для мытья рук: мыло и полотенце.

Работают в парах

Ф

П, Г

Учебник, презентация

Опрос, взаимоконтроль

Знать основные правила личной гигиены; гигиенические навыки: мытье рук, чистка зубов, еженедельное купание; необходимость чистки зубов и мытья рук

П - анализ объектов; построение рассуждения по теме урока в соответствии с возрастными нормами; логический анализ объектов с целью выделения признаков; смысловое чтение; Р - выделение и осознание обучающимися того, что еще нужно усвоить; К - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

уметь адекватно оценивать свою работу и работу своих одноклассников; слушать своих одноклассников; иметь интерес к познанию окружающего мира

Первичное закрепление новых знаний

Проговаривание нового знания

Словесный: беседа

Практический: упражнение

Наглядный: демонстрация слайда, карточки с заданием.

Давайте же узнаем, что приносит нашим зубам пользу, а что причиняет вред. А теперь проверим, все ли у нас получилось правильно. Яблоки, именно зеленые, улучшают приток крови к деснам, безболезненно и безопасно очищают зубы. Морковь убивает вредные микробы в полости рта и помогает предотвратить кариес. А также она укрепляет зубы. Так же морковь отлично чистит зубы, помогая им стать не только здоровыми, но и белыми. Еще полезно молоко и молочные продукты, как кефир и творог, в них много кальция, который укрепляет зубы. А вот много сладкого для зубов вредно. Нельзя грызть орехи, ими можно сломать зубы. Вредна как очень холодная, так и очень горячая еда. Теперь 2 ряд, вы работали с ситуациями в которых нужно обязательно мыть руки, какие ситуации вы придумали, давайте начнем с первой пары и по порядку, каждая пара по ситуации. (рассказывают). Мыть руки нужно перед едой и после еды, после посещения туалета, игры с животными и в любых ситуация, когда руки чем-то пачкаются. (Кроме того нельзя совать пальцы в рот и грызть ногти, потому что микробы из ротовой полости могут попасть в организм и плохо повлияют на внутренние органы, к примеру, у вас будет сильно болеть желудок. А вы умеете правильно мыть руки? Кто скажет, что нужно делать по порядку, чтобы вымыть руки? Хорошо, молодцы. Стоит отметить, что по правилам личной гигиены у каждого должно быть свое личное полотенце. И у нас остался 3 ряд, у вас было задание составить правильный алгоритм процесса чистки зубов. Что у вас получилось? 

- вначале нужно вымыть руки с мылом

- зубную щетку хорошо промыть под струей воды и встряхнуть

- на щетку выдавить немного зубной пасты

- почистить зубы

- хорошо прополоскать рот водой комнатной температуры

- тщательно промыть зубную щетку, стряхнуть

- поставить щетку в стакан ручкой вниз, чтобы щетка хорошо просохла. Молодцы, с заданиями справились!

Выступление групп

Ответы детей

Слушают учителя

Г, П

презентация

взаимоконтроль

Знать основные правила личной гигиены; гигиенические навыки: мытье рук, чистка зубов, еженедельное купание

Р - контроль в форме сличения способа действий и его результата; К - управление поведением партнера.

Иметь уважение к своим одноклассникам, интерес к познанию окружающего мира; слушать своих одноклассников

Физминутка

Здоровьесберегающая технология

Показывает упражнения

Выполняют упражнения, продемонстрированные учителем

Ф

П – восприятие на слух глаголов движения; Р – организация внимания и самоконтроля;

Формирование установки на здоровый образ жизни

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Организация самостоятельного выполнения типовых заданий на новый способ действия.

Словесный: разъяснение

Практический: упражнение

Ребята, сейчас вы самостоятельно выполните задание! Оно интересное и увлекательное! Теперь мы проверим насколько внимательно вы меня слушали.

Работа в тетрадях на печатной основе - Самостоятельная творческая работа. Открываем тетради на стр.38 № 1 и пользуясь учебником, укажите направления движения щетки при чистке зубов на каждой поверхности: передней, задней и жевательной, а дома вам нужно будет придумать этикетку для зубной пасты и мыла

Открывают, работают в печатной тетради

Выполняют самостоятельную работу.

И

Рабочая тетрадь, учебник, презентация

самоконтроль

П - смысловое чтение; структурирование знаний; осознание и построение речевого высказывания в устной форме.

Итог урока

Организовать фиксацию ранее изученного и нового содержания, рассмотренного на уроке.

Разговорный – беседа

Давайте вспомним, какой же у нас вопрос был в начале урока? Так зачем же нужно чистить зубы? А зачем нужно мыть руки? Сколько раз в день нужно чистить зубы:  А мыть руки?  Как правильно чистить зубы?

А как нужно мыть руки?

В каких случаях нужно мыть руки?

Отвечают на вопросы учителя

Ф

презентация

опрос

Р - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено; К – уметь оформлять свои мысли в устной форме;

слушать и понимать речь других

Рефлексия

Организовать рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации, своей деятельности

Самооценка

У вас на столе лежат карточки с лесенкой. Внимательно прочитайте инструкцию на слайде и покажите, на какой ступеньке после этого урока вы находитесь

Вместе с учителем читают инструкцию и поднимают соответствующий смайлик

Ф

презентация

самооценка

Способность к самооценке

Самоанализ урока окружающего мира в 1 классе

Тема «Почему нужно чистить зубы и мыть руки?».

Урок проводился в 1 классе, УМК «Школа России». В классе обучается 33 человека.

Целью урока было - организация деятельности учащихся по изучению и первичному закреплению знаний о необходимости соблюдения правил гигиены, освоению приёмов чистки зубов и мытья рук.

Задачи урока:

дидактические – довести до понимания необходимость гигиенических процедур – чистки зубов и мытья рук, учить приемам чистки зубов и мытья рук;

развивающие - развивать мышление, воображение, устную и письменную речь; формировать умения устанавливать закономерности, контролировать свои действия, познакомить с элементарными способами анализа изучаемых явлений, взаимодействовать с учителем и одноклассниками;

воспитательные - воспитывать интерес к окружающему миру, к самостоятельному выполнению заданий и к сотрудничеству.

Планируемые результаты:

  • личностные - иметь уважение к своим одноклассникам, интерес к познанию окружающего мира; уметь адекватно оценивать свою работу и работу своих одноклассников, слушать своих одноклассников, способность к самооценке.
  • Метапредметные: регулятивные - организация своего рабочего места, целеполагание, выделение и осознание обучающимися того, что еще нужно усвоить, контроль в форме сличения способа действий и его результата, выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено; познавательные - смысловое прослушивание, анализ объектов, построение рассуждения по теме урока в соответствии с возрастными нормами, логический анализ объектов с целью выделения признаков, смысловое чтение, структурирование знаний, уметь оформлять свои мысли в устной форме; коммуникативные - планирование учебного сотрудничества с преподавателем и одноклассниками, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, управление поведением партнера, слушать и понимать речь других.
  • предметные - знать основные правила личной гигиены, гигиенические навыки: мытье рук, чистка зубов, еженедельное купание, необходимость чистки зубов и мытья рук; уметь правильно чистить зубы, соблюдать правила личной гигиены.

Формы организации учащихся: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Оборудование: Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник. 1 кл., 2 ч., Плешаков А.А. Рабочая тетрадь по окружающему миру. 1 кл, 2 ч., проектор, компьютер, презентация, карточки для работы в группе.

Данный урок № 54 в разделе «Почему и зачем». Это был урок открытия новых знаний. Для самоопределения к деятельности была создана проблемная ситуация, которая продемонстрировала учащимся недостаток знаний. Учащиеся учились определять тему урока, формулировать ближайшую учебную цель и задачи для ее достижения.

На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В содержание урока я включила элементы обучения школьников универсальным учебным действиям: цели урока определяли сами ученики, исходя из соответствующей проблемной ситуации. Свой урок я строила в соответствии с требованиями, заложенными в ФГОС, используя современные пед. технологии.

На уроке были реализованы принципы наглядности, научности, доступности (реализован в подборе материала), принцип связи обучения с жизнью.

Важным моментом также на уроке было соблюдение здоровьесберегающего режима: смена видов деятельности, физминутка.

Общая организация работы на уроке позволила создать в классе рабочую обстановку и рационально распределить время на каждом этапе.

На уроке были использованы следующие формы и методы обучения: словесные (беседа, опрос, комментирование действий), наглядные (презентация), методы устного контроля и самоконтроля, проблемно-поисковый метод.

С целью активизации работы были использованы различные виды проверок: самопроверка, взаимопроверка выполненной работы в парах и группах. Тем самым формировались регулятивные УУД.

Проверка знаний осуществлялась в ходе групповой и самостоятельной работы. Самостоятельная работа проверялась в результате самопроверки по образцу. Проведена самооценка.

В ходе работы ребята показали высокий уровень усвоения материала, были внимательны, вежливы, терпеливы по отношению друг к другу, излагали изученный материал последовательно, логично.

Материал, подобранный для урока был доступен для всех учащихся этого класса. Выбранный тип и форма проведения урока себя оправдали.

Проверка сформированности умений и навыков была организована в течение всего урока: ответы на вопросы учителя, выполнение группового задания.

Использованы такие виды контроля, как: ученик - ученик (при групповой работе и работе в парах), самоконтроль и взаимоконтроль.

Психологическая атмосфера поддерживалась за счет взаимоуважительного общения, создания ситуации успеха для каждого ученика, стимулирования активности учащихся, что обеспечивало эмоциональный комфорт и психологическую безопасность.

Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей детей.

Урок закончился рефлексией, где учащиеся оценили свою деятельность на протяжении всего урока с помощью лесенки успеха.

Считаю, что все поставленные на уроке задачи были реализованы. Ребята усвоили материал с учетом способностей каждого ребенка, при этом не было перегрузок. Считаю, что урок цели достиг.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Почему нужно чистить зубы и мыть руки? Урок окружающего мира Выполнила Никульшина И.М.

Слайд 2

Приветствие Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра. Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно - я тебе помогу.

Слайд 3

Угадай, от кого это письмо?

Слайд 4

Почему нужно мыть руки и чистить зубы? Мы узнаем о том, зачем чистить зубы и мыть руки, чем чистить зубы и мыть руки, каким образом правильно чистить зубы и мыть руки.

Слайд 5

Загадка На красной жёрдочке Сидят белые курочки

Слайд 6

Загадка Костяная спинка, Жёсткая щетинка, С мятной пастой дружит, Нам усердно служит.

Слайд 7

Запомни… На зубах постоянно образуется налёт из микробов и остатков пищи. Частички пищи застревают между зубами. Поэтому обязательно надо чистить зубы.

Слайд 8

Групповая работа 1 группа: какие продукты приносят пользу, а какие вред? 2 группа: в каких ситуациях нужно обязательно мыть руки? 3 группа: алгоритм чистки зубов и мытья рук.

Слайд 9

1. Польза и вред для зубов Полезные : яблоко, морковь, молочные продукты. Вредные : сладости, очень горячая или холодная вода. Нельзя грызть орехи зубами.

Слайд 10

2. В каких ситуациях нужно обязательно мыть руки

Слайд 11

3. Алгоритм чистки зубов Зубы надо чистить с углов, с боковых зубов. Сначала изнутри, вверх-вниз. Так чистят стеночки. По верхушкам зубов водим щеткой кругами или петельками. Когда мы почистим зубы, щетку надо помыть и поставить в стаканчик.

Слайд 12

3. Алгоритм мытья рук

Слайд 13

Самостоятельная работа Выполни задание 1 на стр. 38 в рабочей тетради.

Слайд 14

Итог урока Зачем же нужно чистить зубы? А зачем нужно мыть руки? Сколько раз в день нужно чистить зубы? А мыть руки? Как правильно чистить зубы? А как нужно мыть руки? В каких случаях нужно мыть руки?

Слайд 15

Оцени себя на уроке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока окружающего мира в 1 классе на тему: «Почему нужно чистить зубы и мыть руки?»

Предмет: окружающий мир 1 классФорма  организации урока: урок - исследование  по теме  «Почему нужно чистить зубы и мыть руки?»Тип урока: урок  усвоения  новых знаний...

Конспект урока Окружающий мир в 1 классе по теме : "почему нужно чистить зубы и мыть руки?"

Конспект урока Окружающий мир в 1 классе по теме : "почему нужно чистить зубы и мыть руки?" Презентация прилагается....

Почему нужно чистить зубы и мыть руки Практическая работа Как правильно чистить зубы и мыть руки.

Технологическая карта к уроку окружающего мира в 1 классе  "Почему нужно чистить зубы и мыть руки? Практическая работа: Как правильно чистить зубы и мыть руки"....

Презентация к уроку окружающего мира " Почему нужно чистить зубы и мыть руки? Практическая работа. Как правильно чистить зубы и мыть руки".

Презентация к уроку окружающего мира: " Почему нужно чистить зубы и мыть руки? Практическая работа:Как правильно чистить зубы и мыть руки"....

Открытый урок по окружающему миру 1 класс « Почему нужно чистить зубы и мыть руки?»

Открытый урок по окружающему миру 1 класс « Почему нужно чистить зубыи мыть руки?»...