Адаптация первоклассников с ОВЗ к школьной среде
методическая разработка по зож (1 класс)

Курилова Нина

 

Методы адаптации: сказотераия (приключения будущих первокласников Н.Ю. Куражева, И.А. Козлова), песочная терапия, куклотерапию, нейройога (авторская программа Кузнеченкова Светлана).

Поступление в школу — это новый этап в жизни ребенка. Это торжественное событие иногда омрачается тревогой, страхом неизвестности, тем более для детей с ОВЗ.

На каждом занятии игрушка Ежик-учитель знакомит первоклассников  со сказками для школьной адаптации, которые оказывают организующее влияние на учебную деятельность, учат правильно обращаться со школьными принадлежностями, развивают аккуратность и самостоятельность, позволяют понять логику процесса обучения, позволяют выработать эффективных стратегий поведения в тех или иных школьных ситуациях, все это проигрывается, через песочную терапию, для лучшего восприятия.

В ходе сюжетной линии занятия дети выполняют упражнения (нейроупражнения), играют в подвижные и настольно-печатные игры, развивающие познавательные способности дошкольников (память, внимание, мышление, восприятие),эмоциональную сферу, волевую сферу, формирующие адекватнуюсамооценку, а так же приобретают навыки групповой и подгрупповой работы, учатся соблюдать правила игры.

 Нейройога — это новейшая оздоровительная, комплексная система упражнений, способствующая повышению деятельности головного мозга, улучшению психических процессов, активизации вестибулярного аппарата и лобных долей мозга, которые отвечают за контроль и поведение собственных действий, а коммуникативные упражнения ориентированы на понижение импульсивности, агрессивности и гиперактивности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_pesochki_i_neyroyogi.odp1.48 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Адаптация первоклассников с ОВЗ к школьной среде Методы адаптации: сказотераия (приключения будущих первокласников Н.Ю. Куражева, И.А. Козлова), песочная терапия, куклотерапию, нейройога (авторская программа Кузнеченкова Светлана).

Слайд 2

Поступление в школу — это новый этап в жизни ребенка. Это торжественное событие иногда омрачается тревогой, страхом неизвестности, тем более для детей с ОВЗ. На каждом занятии игрушка Ежик-учитель знакомит первоклассников со сказками для школьной адаптации, которые оказывают организующее влияние на учебную деятельность, учат правильно обращаться со школьными принадлежностями, развивают аккуратность и самостоятельность, позволяют понять логику процесса обучения, позволяют выработать эффективных стратегий поведения в тех или иных школьных ситуациях, все это проигрывается, через песочную терапию, для лучшего восприятия. В ходе сюжетной линии занятия дети выполняют упражнения (нейроупражнения), играют в подвижные и настольно-печатные игры, развивающие познавательные способности дошкольников (память, внимание, мышление, восприятие),эмоциональную сферу, волевую сферу, формирующие адекватнуюсамооценку, а так же приобретают навыки групповой и подгрупповой работы, учатся соблюдать правила игры. Нейройога — это новейшая оздоровительная, комплексная система упражнений, способствующая повышению деятельности головного мозга, улучшению психических процессов, активизации вестибулярного аппарата и лобных долей мозга, которые отвечают за контроль и поведение собственных действий, а коммуникативные упражнения ориентированы на понижение импульсивности, агрессивности и гиперактивности.

Слайд 3

Sandplay Песочная терапия ( sandplay ) – это терапия игрой, увлекательный, творческий и в то же время исцеляющий процесс. Психолог предлагает ребенку поднос с песком, воду и множество различных объектов и материалов для строительства песочного мира (например, домики, деревья, фигурки животных, кукол и т.д.).

Слайд 4

Цели групповых занятий : 1. Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность 2. Развитие познавательных и психических процессов: восприятия (формы, цвета, целостного восприятия), памяти, внимания, мышления, воображения, пространственных представлений 3. Развитие фонематического слуха, автоматизация звука в слогах, словах, обучение чтению 4. Дифференциация, автоматизация звуков, обучение чтению и письму 5. Совершенствование навыков и умений практического общения, используя вербальные и невербальные средства 6. Развитие фантазии, наглядно-образного мышления, словесно-логического мышления, творческого и критического мышления, побуждая детей к активным действиям и концентрации внимания, способствуя проявлению эмпатии 7. Снижение психофизического напряжения 8. Актуализация эмоций Задачи: Образовательные: 1. Учить детей последовательно и точно передавать увиденное, с учетом развития сюжета 2. Обучить умению отвечать на вопросы проблемно - поискового характера 3. Обучить специальным движениям и их выполнение детьми 4. Учить выстраивать композиции на песке по образцу 5. Закрепить представления об окружающем мире Развивающие: 1. Развивать психические процессы (внимание, память) 2. Развивать логическое мышление 3. Развивать тонкие тактильные ощущения, мелкую моторику 4. Развивать умение действовать по инструкции 5. Стимулировать развитие сенсорно-перцептивной сферы, особенно тактильно-кинестетической чувствительности Воспитательные: 1. Вызывать эмоционально положительное состояние, удовольствие от игр и совместной деятельности с другими детьми 2. Воспитать внимательное отношение к коллективу при организации групповой деятельности 3. Воспитывать слуховое внимание и память 4. Воспитывать доброту, бережное отношение ко всему живому 5. Совершенствовать навыки позитивной коммуникации 6. «Проигрывание» разнообразных жизненных ситуаций, создание композиций на песке

Слайд 5

Методы и приёмы: § Дискуссии § Беседы § Игры – коммуникации § Экологические и исторические игры § Проективные игры § Познавательные игры § Рисование цветным песком § Просыпание цветной морской солью § Элементы сказкотерапии § Музыкальное сопровождение Основные принципы игр на песке 1. Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребёнок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность Для этого подбираются задания, соответствующие возможностям ребенка; формулируется инструкция к играм в сказочной форме; исключается негативная оценка его действий, идей, результатов, поощряется фантазия и творческий подход 2. «Оживление» абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур и пр. Реализация этого принципа позволяет сформировать и усилить положительную мотивацию к занятиям и личностную заинтересованность ребенка в происходящем 3. Реальное «проживание», проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями сказочных игр На основе этого принципа осуществляется взаимный переход воображаемого в реальное и наоборот. Например, оказавшись в роли Спасителя Принцессы, ребенок не только предлагает выход из ситуации, но и реально разыгрывает ее на песке с помощью миниатюрных фигурок. Так, он «на деле» убеждается в правильности или ошибочности выбранного пути

Слайд 6

Нейройога Это — комплексная система, включающая в себя наилучшие методики, способствующие благоприятному развитию резервов мозга, гармоничному развитию организма в целом.

Слайд 7

Программа занятий включает в себя : • Простые растяжки -разминки с элементами суставной гимнастики. Эти упражнения оптимизируют тонус мышц, снимают напряжение, тренируют вестибулярный аппарат, дают прилив бодрости, укрепляют мышцы тела, делают позвоночник более гибким. • Массажи и самомассажи – стимулирующие упражнения, повышающие энергетику, помогают размять мышцы, подготовить их к выполнению более сложных упражнений. • Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие, развивают межполушарные взаимодействия, активизируют процесс обучения. • Артикуляционные упражнения необходимы для укрепления и развития речевого аппарата, улучшения произношения. • Упражнения для развития общей и мелкой моторики обеспечивают развитие межполушарного взаимодействия, снятия непроизвольных дополнительных движений, обеспечивают развитие высших психических функций, способствуют активизации вестибулярного аппарата и лобных долей мозга, отвечающих за поведение и умение контролировать свои действия. • Коммуникативные упражнения предназначены для развития внимания, снижения импульсивности, агрессивности и гиперактивности. • Дыхательные упражнения улучшают ритмирование организма, развивают самоконтроль над поведением, снижают гиперактивность и импульсивность, успокаивают и способствуют концентрации внимания, происходит интенсивный массаж внутренних органов, что способствует общему оздоровлению и улучшению самочувствия. • Релаксация в конце каждого комплекса предназначена для отдыха, расслабления, успокоения возбужденных мышц.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптация первоклассников к новым условиям школьной жизни

Статья на тему: "Адаптация первоклассников к новым условиям школьной жизни"...

Содержание курса "Введение в школьную жизнь. Адаптация первоклассников к школьной жизни".

Содержание курса "Введение в школьную жизнь. Программа адаптации первоклассников к школьной жизни"....

ПРОГРАММА Коррекционно-развивающих занятий по адаптации первоклассников к школьному обучению “Я – первоклассник!”

Начало школьной жизни – серьезное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс, связанное с резким изменением всего образа жизни. Дети должны привыкнуть к новому коллективу, к новым треб...

Обмен опытом. «Адаптация первоклассников к новым условиям школьной жизни»

Выступление на заседании МО в целях обмена опытом....

Статья "АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЬНЫМ УСЛОВИЯМ. ДЕЗАДАПТАЦИЯ. СХЕМА ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ И МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ".

Главным фактором, влияющим на успешность усвоения знаний у первоклассников, является адаптированность к школьным условиям. Поступление в школу, смена обстановки предъявляют повышенные требования к пси...

Трудности адаптации первоклассников с ОВЗ к школьному обучению

Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане. Это не только новые условия жизни и деят...

занятие на тему: "Адаптация первоклассников к условиям школьной среды".

Занятие для родителей первоклассников. В теме дается понятие об особенностях младшего школьного возраста, адаптация к условиям обучения в школе. Раскрываются проблемы адаптации, этапы адаптации первок...