картотека артикуляционной гимнастики для детей
консультация по зож

Коновалова Наталья Николаевна

картотека артикуляционной гимнастики для детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл art.gimn_.docx229.63 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

города Новосибирска «Детский сад № 303»

Комплекс упражнений артикуляционной гимнастики для детей.

                                                                                                 Разработала:

                                                                                                воспитатель

Коновалова Н.Н.

                                                      2021 г.

Комплекс для развития мышц губ.

«Улыбка».

Надо растянуть губы в улыбке и удерживать их в таком положении.

«Улыбка зайчика».

 Ребенок может представить, что он зайчик, который грызет морковку передними зубами. Затем пусть «зайчик» улыбнется так, чтобы были видны все зубы. При этом верхняя челюсть стоит на нижней, не перекрывая ее.

«Трубочка». 

Губы вытягиваются вперед трубочкой, как будто это хобот слона или трубочка.

«Бублик». 

Зубы сомкнуты, губы округлены и вытянуты вперед. Важно, чтобы было видно и верхние, и нижние резцы.

«Буря». 

Надо дуть сильной струей выдыхаемого воздуха через трубочку в стакан с водой. Получится «шторм».

 «Художник». 

Удерживая губами карандаш, нужно «нарисовать» круг или квадрат в воздухе.

Комплекс для развития мышц языка.

 «Чашечка». 

Нужно широко раскрыть рот, как можно дальше высунуть язык и загнуть его по направлению к себе так, чтобы он не коснулся зубов.

«Лопата». 

Полностью расслабленный язык высунуть изо рта и удерживать на нижней губе.

«Жало».

Напряженный язык резко выдвигается вперед, как жало пчелы.

«Футбол».

С закрытым ртом надо упираться языком поочередно в правую и левую щеки, в зубы, в нёбо и т.д.

«Маятник».

Высунуть язык и водить напряженным языком вправо и влево, как маятник часов.

«Чистим зубы».

С закрытым ртом надо «почистить» верхние и нижние зубы.

«Лошадка».

Изобразить языком, как цокает копытами лошадь.

Комплекс для развития мышц щек.

 «Сытый хомячок».

 Набирается полный рот воздуха, надуваются щеки и удерживаются в таком положении. Можно надувать попеременно правую и левую щеки.

 «Голодный хомячок».

Нужно втянуть щеки внутрь. На первых порах можно помочь ребенку руками.

«Лопнувший шарик».

 Губы плотно сомкнуты, зубы разомкнуты. Щеки надуть. Затем хлопнуть по ним ладонями.

Комплекс упражнений для свистящих звуков (с, з, ц).

 «Заборчик».

 Улыбнуться так, чтобы было видно, как верхние зубы стоят на нижних, как будто это заборчик. Про себя говорить звук «И».

 «Бублик».

Улыбнуться, как при выполнении упражнения «Заборчик». Затем округлить губы и вытянуть их вперед, как бы произнося звук «О».

«Непослушный язычок».

Немного приоткрыть рот, положить расслабленный язык на нижнюю губу. Пошлепывая язык губами, произносить: «Пя-пя-пя». Прикусывая зубами, говорить: «Тя-тя-тя».

«Блинчик».

Улыбнуться и держать широкий язык неподвижно, так, чтобы он касался уголков рта, а верхние зубы были видны. «Остуди блинчик». Исходное положение — как в упражнении «Блинчик». Нужно дуть на “блинчик”, произнося звук «Ф». Щеки при этом не надувать.

«Чистим нижние зубки».

Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончик языка двигается вправо-влево, «чистя» нижние зубы снаружи и внутри. Нижняя челюсть не должна двигаться.

«Горка».

 Рот приоткрыт, кончик языка упирается в нижние зубы. Спинка языка приподнята горкой, а боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Держать 10 счетов, затем покусать спинку языка и «скатиться» зубами по языку вниз.

 «Волшебная палочка».

Улыбнувшись, открыть рот. Напряженный язык кончиком упирается в нижние зубы. Вдоль, по середине языка, кладется спичка или счетная палочка. Сомкнуть зубы и с силой выдохнуть воздух, чтобы получился длинный звук «С».

Комплекс упражнений для шипящих звуков (ш, щ, ч, ж).

«Варенье».

Рот немного приоткрыт. Нижняя челюсть неподвижна. Можно представить, что рот намазан вареньем. Широким краем языка нужно облизать нижнюю губу движениями сверху вниз (но не из стороны в сторону!).

«Фокус».

Приготовить кусочек ваты. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на верхнюю губу. Боковые края языка при этом прижаты к верхней губе, а по центру языка образован желобок. Нужно сдуть ватку, положенную на кончик носа. Важно следить, чтобы нижняя губа не подворачивалась и не натягивалась на зубы, а нижняя челюсть была неподвижной.

«Приклей конфетку».

Широкий язык лежит на нижней губе. На кончик языка кладется тонкий кусочек мармелада или ириски. Нужно приклеить кусочек к нёбу за верхними резцами.

 «Чашечка».

Сделать «Чашечку», завести ее за верхние зубы и подуть в нее, на верхние зубы, как бы остужая чай или раздувая парус корабля.

 

«Грибочек».

Нужно улыбнуться, приоткрыв рот и показав зубы. Затем прижать широкий язык полностью к поверхности нёба и широко открыть рот. Следует обратить внимание на то, чтобы губы все время улыбались, а боковые стороны языка не опускались. Натянутая подъязычная связка будет напоминать ножку грибочка.

 «Маляр».

Открыть рот и показать зубы. Кончиком языка водить вперед и назад по нёбу от бугорков у верхних зубов — как будто маляр красит кисточкой.

 Комплекс упражнений для сонорных звуков (р, л).

 «Непослушный язычок».

Надо приоткрыть рот и произносить звук «Ы», как будто гудит пароход. Кончик языка должен быть опущен и находиться в глубине рта, а спинка языка при этом — подниматься к нёбу.

«Индюк».

Рот приоткрыт, язык лежит на нижней губе и двигается широким передним краем по верхней губе, как бы поглаживая ее. Делать сперва медленно, затем убыстрять темп, добавив голос (должен получиться звук «бл-бл», как будто говорит индюк). Надо следить, чтобы язык был широким, а его движения были четко вперед-назад. 

 «Качели».

Нужно улыбнуться, приоткрыть рот и положить широкий язык с внутренней стороны за нижние зубы. Удерживать 5-10 секунд. Затем поднять широкий язык за верхние зубы и также удерживать. Нижняя челюсть и губы должны оставаться неподвижными.  

«Барабан».

 Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, произнося при этом звук «Д-д-д». Сперва произносить медленно, постепенно наращивая темп. В этом упражнении подвижным должен быть только язык. Он не должен быть подвернут. Звук «Д» четкий и сильный, при произнесении нужно ощущать воздушную струю.

«Автомат».

 Открыть рот, улыбнуться. Напряженным языком постучать в бугорки за верхними зубами, произнося при этом звук «Т-т-т» — сперва медленно, затем быстрее. Губы и нижняя челюсть при этом неподвижны. Кончик языка не подворачивается, а при произнесении ощущается выдыхаемая воздушная струя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка комплекса артикуляционной гимнастики для детей 8 вида

Презентация комплекса артикуляционной гимнастики для детей 8 вида....

Картотека артикуляционной гимнастики

Картотека артикуляционной гимнастики...

Ежедневная артикуляционная гимнастика для детей ТНР

Детям всегда проще воспринимать  информацию через игры, сказки и истории....

Артикуляционная гимнастика для детей с ОВЗ

Артикуляционная гимнастика для детей с ОВЗ в начальной школе.Использую на "Альтернативной коммуникации". Обратите внимание, что презентация анимационная. К сожалению, пришлось вырезать много...

Дыхательная и артикуляционная гимнастика для детей 2 - 4 лет

Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система – это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса....

Дыхательная и артикуляционная гимнастика для детей 4 - 6 лет

Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система – это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Д...

КАРТОТЕКА АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ

Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка...