Картотека артикуляционной гимнастики .
картотека

Зотова Евгения Владиславовна

Картотека артикуляционной гимнастики .

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека артикуляционной гимнастики

 

Артикуляционная гимнастика в логопедии — это комплекс упражнений для выработки правильных положений и движений артикуляционных органов (губ, языка, мягкого нёба, щёк, нижней челюсти). 

Цель гимнастики — выработать полноценные движения и определённое положение речевых органов, научить преобразованию простейших артикуляционных движений в более сложные для верного произношения каждого конкретного звука и слова. 

Задачи:

  • укрепление мышц речевого аппарата; 
  • выработка определённого артикуляционного уклада для вызывания того или иного звука; 
  • обучение способности переключаться с одного упражнения на другое. 

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.  

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики

  • Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.
  •  Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
  •  Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
  •  При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.           
  • Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.           
  • Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. 
  •  Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
  • Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ. 

«Улыбка»

Широка Нева-река,

И улыбка широка.

Зубки все мои видны –

От краев и до десны

                                                                                    

Цель: вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и

верхние передние зубы. Укреплять мышцы губ и развивать их подвижность.

Описание: Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удержать мышцы губ в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

«Хоботок»

Я слегка прикрою рот,

Губы – «хоботом» вперед.

Далеко я их тяну,

Как при долгом звуке: у-у-у.

Цель: вырабатывать движение губ вперед, укреплять мышцы губ, их

подвижность.

Описание: Вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой». Удерживать их в

таком положении под счёт от 1 до 5-10.

«Домик открывается»

Ротик широко открыт,

Язычок спокойно спит.

Цель: научиться спокойно открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы языка. Удерживать губы и язык в заданном положении.

Описание: Слегка улыбнуться,  медленно открыть рот (как для пропевания  звука «а»: «а-а-а»), подержать рот открытым 5-10 секунд, медленно закрыть.

Чередование «Хоботок» - «Улыбка» -

 «Домик открывается».

Улыбается ребенок,

Хобот вытянул слоненок.

Вот зевает бегемот,

Широко открыв свой рот.

Цель: укреплять мышцы губ и тренировать их подвижность путем переключения позиций губ. Развивать произвольное внимание.

Описание: Упражнение выполняется в форме игры «Делай, как я». Взрослый выполняет поочерёдно движения губами в любом порядке («у – и – а», «а – у - и»,  «и – у - а»),удерживая губы в каждой позиции 3-5 секунд, а ребёнок повторяет.

«Любопытный язычок»

Вот и вышел на порог

Любопытный язычок.

«Что он скачет взад-вперед?» -

Удивляется народ.

Цель: укреплять мышцы языка, развивать его подвижность.

Описание: Улыбнуться, слегка приоткрыть рот и производить движения языком вперёд-назад. Язык кладём на нижнюю губу, затем убираем его в рот. Рот остаётся открытым. Упражнение выполняется 8-10 раз.

 

«Хомячок»

Языком давить стараюсь,

В щеку сильно упираюсь.

Раздалась моя щека,

Как мешок у хомяка.

 

Цель: развивать произвольные движения языка. Укреплять мускулатуру языка и щек.

Описание: Язык поочерёдно упирается в правую и левую щёки, задерживаясь в каждом положении на 3-5 секунд.

 

«Шарики» (поочерёдное надувание щёк)

Шарик слева, шарик справа,

Есть у нас одна забава:

В щеки дуем – чередуем,

То в одну, а то в другую

Цель: укреплять мускулатуру щек. Развивать координацию движений и умение переключаться.

Описание: Ребёнок в спокойном темпе поочерёдно надувает правую и левую

 щёки, как бы перегоняя воздух из одной щёки в другую.

«Вкусное варенье»

Как будто варенье лежит на губе –

Слижу его «чашечкой» в ротик себе.

Цель: отрабатывать движение широкой передней части языка в форме чашечки вверх. Укреплять  мышцы языка.

Описание: Улыбнуться, открыть рот и языком в форме чашечки облизывать губу, делая движение сверху вниз. Можно продолжить движение и убрать язык в рот,  не разрушая «чашечку».

 

 

«Покусаем язычок»

Выдвигай свой язык,

Чтоб лениться не привык.

И от кончика до корня

Я кусаю все проворней.

Цель: добиваться расслабления мышц языка, усиления кровоснабжения мышц языка, улучшения иннервации (нервной проводимости).

Описание:  Улыбнуться, приоткрыть рот и покусать язык.

Варианты: 

1. Покусать кончик языка.

2. Покусать середину языка.

3. Покусывать язык, продвигая его постепенно вперёд-назад.

Во время выполнения упражнения произносить: «та-та-та». Произношение слогов («та-та-та») помогает ребёнку выполнять задания.

«Чистим зубы снаружи»

Зубки верхние снаружи

Нам почистить очень нужно.

Зубки нижние – не хуже,

Тоже чистки просят дружно.

Цель: отрабатывать произвольные движения языка, развивать координацию движений. Укреплять мускулатуру языка.

Описание: Улыбнуться, показать зубы, широким языком медленно провести с наружной стороны зубов, имитируя чистящее движение. Так же «чистим» наружную сторону нижних зубов.

 

«Маляр»

Язык – как кисточка моя,

И ею нёбо крашу я.

Цель: укреплять мышцы языка и развивать его подвижность.

Описание: Улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твёрдое нёбо («потолок»), делая движения языком вперёд-назад.

«Лошадка»

Рот широко открываю,

К нёбу язык прижимаю.

Прыгает вниз язычок.

И раздается щелчок.

Цель: отрабатывать подъём языка, подготавливать его к выработке вибрации, растягивать подъязычную связку (уздечку). Укреплять мышцы языка.

Описание: Улыбнуться, открыть рот и пощёлкать кончиком языка («лошадка

цокает копытами»).

 

«Иголочка»

Улыбаюсь: вот шутник –

Узким – узким стал язык.

Меж зубами, как сучок,

Вылез длинный язычок.

Цель: научиться делать язык узким и удерживать его в таком положении.

Описание: Открыть рот, язык высунуть как можно чаще, напрячь его, сделать узким и удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

«Маятник»

Влево-вправо кончик ходит,

Будто места не находит

 

Цель: укреплять мышцы языка, отрабатывать его подвижность.

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, высунуть язык как можно дальше и производить им плавные движения от одного уголка рта к другому. Проделать упражнение 10-15 раз.


 

 



Предварительный просмотр:

Памятка по обследованию

 и развитию всех компонентов речи.

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. 

 

Рекомендации

  • Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.  
  • Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.  
  • Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).  
  • При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.  
  • Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.  
  • Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.  
  • Ребёнок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребёнок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.  
  • Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ. 

Упражнения для постановки свистящих звуков.

  • «Улыбка» - губы плотно сжаты и растянуты в широкую улыбку. Удерживаем положение 8-10 секунд.    
  •  «Заборчик» -  зубы плотно сжаты,   губы в широкой улыбке.  Удерживаем положение 8-10 секунд. 
  • «Чистим зубки» - рот открыт, гладим  кончиком языка вправо- влево, вверх- вниз нижние резцы(с внутренней стороны). Выполняем упражнения 15-20 раз.

                                Упражнения для постановки шипящих звуков.

  • «Бублик» - зубы сомкнуты, губы вытянутые вперёд  образуют круг. Удерживаем положение 8-10 секунд.
  • «Вкусное варенье»- рот широко открыт,  кончиком языка облизываем верхнюю  губу, движениями сверху - вниз 10-15раз.
  • «Чашечка» - рот широко открыт, вытягиваем язык вперед и поднимаем боковые края, образуя чашечку. Удерживаем положение 8-10 секунд.  

                                       

Упражнения для постановки звука Л.

                     

  • «Грибок» - рот широко открыт, присосать язык вдоль неба.     Удерживаем положение 8-10 секунд.
  •  «Маляр»  - рот широко открыт, кончиком языка гладим небо движениями вперед-назад.
  • «Качели» - высунуть язык, выполнять поочередно движения к носу, подбородку. Выполнять движения 10-15 раз

Упражнения для постановки звука Р.

  • «Гармошка» - язык плотно присосатьк небу, открываем и закрываем рот,      растягивая подъязычную уздечку.     Выполняем упражнения 10-15 раз.
  •    «Лошадка» - рот широко открыт, щелкаем кончиком языка.  Выполняем упражнения 10-15 раз.
  • «Барабан» -  рот широко открыт, стучим кончиком языка по альвеолам(бугорки за верхними зубами), произнося звук похожий на Д. Выполняем упражнения 15-20 раз.

Дыхательная гимнастика

  • «Гуси летят» (укреплять физиологическое дыхание у детей.)

Медленная ходьба. На вдох – руки поднять в стороны, на выдох - опустить вниз с произнесением длинного звука «г-у-у-у».

  • «Подуй на одуванчик» (тренировать силу вдоха и выдоха). Ребёнок стоит или сидит. Делает глубокий вдох носом, затем длинный выдох через рот, как будто хочет сдуть с одуванчика пух.
  • «Ветряная мельница» (развитие плавного, длительного выдоха). Ребенок дует на лопасти игрушки-вертушки или мельницы из песочного набора

Фонематический слух

 

  • «Хлопни как  Я» Х-Х, ХХ-Х, Х-ХХ, ХХ-ХХ, ХХ-ХХХ…
  • «Эхо» А-О, У-И, А-О-Э, А-О-А…

БА-ПА, ПА-БА, СА-ША, ША-СА, ША-ЖА-ША, ЖА-ША-ЖА, ЦА-СА-ЦА,

СА-ЦА-СА, РА-ЛА-РА, ЛА-РА-ЛА.

  • Назови  первый звук, назови  второй Э-О, Ы-И, А-У…
  • Покажи картинки на заданный звук.
  • Покажи где:

Крыса- крыша, коза- коса, бочка-почка, дрова- трава, ложки- рожки…

Лексика

  • Части предметов (пр. чайник: крышка, носик, ручка)
  • Обобщающие понятия:
  • рука, нога, живот, голова, спина - части тела
  • лук, морковь, картофель, огурец, свекла, помидор – овощи
  • яблоко, апельсин, банан, виноград, лимон- фрукты
  • медведь, заяц, волк, лиса- дикие животные
  • корова, собака, кошка, коза, лошадь- домашние животные
  • учитель, повар, строитель, врач, продавец-  профессии
  • Глагольный словарь (лошадь что делает? – скачет, самолет- летит, дятел – стучит…)
  • Назвать близкие по значению действия: шить, вязать, вышивать, печь, жарить, варить.
  • Антонимы (черный- белый, короткий- длинный, высокий- низкий, яркий- бледный, большой- маленький…)
  • Синонимы (грязный, чумазый, нечистый, испачканный…)

Грамматический строй речи

  • Правильное употребление предлогов.
  • Употребление слов в единственном и множественном числе (стул- стулья, окно- окна…)
  • Изменение существительных по падежам.
  • Согласование существительных с числительными(1 ухо, 2 уха, 5 ушей)
  • «Большой- маленький» (стол-столик, гнездо- гнездышко, ложка- ложечка)

Связная речь

  • Пересказ

Лев спал. По его спине пробежала мышь. Лев проснулся и поймал мышь. Она стала просить, чтобы он ее отпустил. Лев рассмеялся и отпустил. На следующий день охотник поймал льва и привязал его веревкой к дереву. Мышь прибежала, перегрызла веревку и освободила льва.

  • Составление рассказа по серии картин.
  • Составление рассказа по сюжетной картине.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы для родителей.

Мой ребенок - школьник.Материал для скачивания:https://cloud.mail.ru/public/424h/4rBxMhsv2...

Материалы для родителей

Здесь содержатся статьи по важным моментам школьной жизни....

Материалы для родителей

Полезные советы для родителей учащихся....

Материалы для родителей

Карточка -подсказка по теме Имя существительное...

Материалы для родителей.

Советы для родителей первоклассников....

Материалы для родителей "Эмоционально - личностные особенности детей"

Родителям и учителям в своём общении с детьми необходимо учитывать эмоционально-личностные особенности детей....

Материалы для родителей

ПРЕДИСЛОВИЕ  Задачи Г. Остера . Настоящие и необычные. Рассказать вам садистский анекдот? Приходит детский писатель кчитателям и говорит: "А я для вас новую книжечку написал - задачник ...