Картотека артикуляционной гимнастики .
картотека
Картотека артикуляционной гимнастики .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
artikulyatsionnaya_gimnastika_.docx | 49.44 КБ |
Памятка по развитию всех компонентов речи | 56.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека артикуляционной гимнастики
Артикуляционная гимнастика в логопедии — это комплекс упражнений для выработки правильных положений и движений артикуляционных органов (губ, языка, мягкого нёба, щёк, нижней челюсти).
Цель гимнастики — выработать полноценные движения и определённое положение речевых органов, научить преобразованию простейших артикуляционных движений в более сложные для верного произношения каждого конкретного звука и слова.
Задачи:
- укрепление мышц речевого аппарата;
- выработка определённого артикуляционного уклада для вызывания того или иного звука;
- обучение способности переключаться с одного упражнения на другое.
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.
Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики
- Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.
- Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
- Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
- При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
- Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.
- Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
- Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
- Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.
«Улыбка» | Широка Нева-река, И улыбка широка. Зубки все мои видны – От краев и до десны |
Цель: вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и
верхние передние зубы. Укреплять мышцы губ и развивать их подвижность.
Описание: Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удержать мышцы губ в таком положении под счёт от 1 до 5-10.
«Хоботок» | Я слегка прикрою рот, Губы – «хоботом» вперед. Далеко я их тяну, Как при долгом звуке: у-у-у. |
Цель: вырабатывать движение губ вперед, укреплять мышцы губ, их
подвижность.
Описание: Вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой». Удерживать их в
таком положении под счёт от 1 до 5-10.
«Домик открывается» | Ротик широко открыт, Язычок спокойно спит. |
Цель: научиться спокойно открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы языка. Удерживать губы и язык в заданном положении.
Описание: Слегка улыбнуться, медленно открыть рот (как для пропевания звука «а»: «а-а-а»), подержать рот открытым 5-10 секунд, медленно закрыть.
Чередование «Хоботок» - «Улыбка» - «Домик открывается». | Улыбается ребенок, Хобот вытянул слоненок. Вот зевает бегемот, Широко открыв свой рот. |
Цель: укреплять мышцы губ и тренировать их подвижность путем переключения позиций губ. Развивать произвольное внимание.
Описание: Упражнение выполняется в форме игры «Делай, как я». Взрослый выполняет поочерёдно движения губами в любом порядке («у – и – а», «а – у - и», «и – у - а»),удерживая губы в каждой позиции 3-5 секунд, а ребёнок повторяет.
«Любопытный язычок» | Вот и вышел на порог Любопытный язычок. «Что он скачет взад-вперед?» - Удивляется народ. |
Цель: укреплять мышцы языка, развивать его подвижность.
Описание: Улыбнуться, слегка приоткрыть рот и производить движения языком вперёд-назад. Язык кладём на нижнюю губу, затем убираем его в рот. Рот остаётся открытым. Упражнение выполняется 8-10 раз.
«Хомячок» | Языком давить стараюсь, В щеку сильно упираюсь. Раздалась моя щека, Как мешок у хомяка. |
Цель: развивать произвольные движения языка. Укреплять мускулатуру языка и щек.
Описание: Язык поочерёдно упирается в правую и левую щёки, задерживаясь в каждом положении на 3-5 секунд.
«Шарики» (поочерёдное надувание щёк) | Шарик слева, шарик справа, Есть у нас одна забава: В щеки дуем – чередуем, То в одну, а то в другую |
Цель: укреплять мускулатуру щек. Развивать координацию движений и умение переключаться.
Описание: Ребёнок в спокойном темпе поочерёдно надувает правую и левую
щёки, как бы перегоняя воздух из одной щёки в другую.
«Вкусное варенье» | Как будто варенье лежит на губе – Слижу его «чашечкой» в ротик себе. |
Цель: отрабатывать движение широкой передней части языка в форме чашечки вверх. Укреплять мышцы языка.
Описание: Улыбнуться, открыть рот и языком в форме чашечки облизывать губу, делая движение сверху вниз. Можно продолжить движение и убрать язык в рот, не разрушая «чашечку».
«Покусаем язычок» | Выдвигай свой язык, Чтоб лениться не привык. И от кончика до корня Я кусаю все проворней. |
Цель: добиваться расслабления мышц языка, усиления кровоснабжения мышц языка, улучшения иннервации (нервной проводимости).
Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот и покусать язык.
Варианты:
1. Покусать кончик языка.
2. Покусать середину языка.
3. Покусывать язык, продвигая его постепенно вперёд-назад.
Во время выполнения упражнения произносить: «та-та-та». Произношение слогов («та-та-та») помогает ребёнку выполнять задания.
«Чистим зубы снаружи» | Зубки верхние снаружи Нам почистить очень нужно. Зубки нижние – не хуже, Тоже чистки просят дружно. |
Цель: отрабатывать произвольные движения языка, развивать координацию движений. Укреплять мускулатуру языка.
Описание: Улыбнуться, показать зубы, широким языком медленно провести с наружной стороны зубов, имитируя чистящее движение. Так же «чистим» наружную сторону нижних зубов.
«Маляр» | Язык – как кисточка моя, И ею нёбо крашу я. |
Цель: укреплять мышцы языка и развивать его подвижность.
Описание: Улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твёрдое нёбо («потолок»), делая движения языком вперёд-назад.
«Лошадка» | Рот широко открываю, К нёбу язык прижимаю. Прыгает вниз язычок. И раздается щелчок. |
Цель: отрабатывать подъём языка, подготавливать его к выработке вибрации, растягивать подъязычную связку (уздечку). Укреплять мышцы языка.
Описание: Улыбнуться, открыть рот и пощёлкать кончиком языка («лошадка
цокает копытами»).
«Иголочка» | Улыбаюсь: вот шутник – Узким – узким стал язык. Меж зубами, как сучок, Вылез длинный язычок. |
Цель: научиться делать язык узким и удерживать его в таком положении.
Описание: Открыть рот, язык высунуть как можно чаще, напрячь его, сделать узким и удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10.
«Маятник» | Влево-вправо кончик ходит, Будто места не находит |
Цель: укреплять мышцы языка, отрабатывать его подвижность.
Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, высунуть язык как можно дальше и производить им плавные движения от одного уголка рта к другому. Проделать упражнение 10-15 раз.
Предварительный просмотр:
Памятка по обследованию
и развитию всех компонентов речи.
Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Рекомендации
- Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.
- Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
- Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
- При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
- Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.
- Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
- Ребёнок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребёнок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
- Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.
Упражнения для постановки свистящих звуков.
- «Улыбка» - губы плотно сжаты и растянуты в широкую улыбку. Удерживаем положение 8-10 секунд.
- «Заборчик» - зубы плотно сжаты, губы в широкой улыбке. Удерживаем положение 8-10 секунд.
- «Чистим зубки» - рот открыт, гладим кончиком языка вправо- влево, вверх- вниз нижние резцы(с внутренней стороны). Выполняем упражнения 15-20 раз.
Упражнения для постановки шипящих звуков.
- «Бублик» - зубы сомкнуты, губы вытянутые вперёд образуют круг. Удерживаем положение 8-10 секунд.
- «Вкусное варенье»- рот широко открыт, кончиком языка облизываем верхнюю губу, движениями сверху - вниз 10-15раз.
- «Чашечка» - рот широко открыт, вытягиваем язык вперед и поднимаем боковые края, образуя чашечку. Удерживаем положение 8-10 секунд.
Упражнения для постановки звука Л.
- «Грибок» - рот широко открыт, присосать язык вдоль неба. Удерживаем положение 8-10 секунд.
- «Маляр» - рот широко открыт, кончиком языка гладим небо движениями вперед-назад.
- «Качели» - высунуть язык, выполнять поочередно движения к носу, подбородку. Выполнять движения 10-15 раз
Упражнения для постановки звука Р.
- «Гармошка» - язык плотно присосатьк небу, открываем и закрываем рот, растягивая подъязычную уздечку. Выполняем упражнения 10-15 раз.
- «Лошадка» - рот широко открыт, щелкаем кончиком языка. Выполняем упражнения 10-15 раз.
- «Барабан» - рот широко открыт, стучим кончиком языка по альвеолам(бугорки за верхними зубами), произнося звук похожий на Д. Выполняем упражнения 15-20 раз.
Дыхательная гимнастика
- «Гуси летят» (укреплять физиологическое дыхание у детей.)
Медленная ходьба. На вдох – руки поднять в стороны, на выдох - опустить вниз с произнесением длинного звука «г-у-у-у».
- «Подуй на одуванчик» (тренировать силу вдоха и выдоха). Ребёнок стоит или сидит. Делает глубокий вдох носом, затем длинный выдох через рот, как будто хочет сдуть с одуванчика пух.
- «Ветряная мельница» (развитие плавного, длительного выдоха). Ребенок дует на лопасти игрушки-вертушки или мельницы из песочного набора
Фонематический слух
- «Хлопни как Я» Х-Х, ХХ-Х, Х-ХХ, ХХ-ХХ, ХХ-ХХХ…
- «Эхо» А-О, У-И, А-О-Э, А-О-А…
БА-ПА, ПА-БА, СА-ША, ША-СА, ША-ЖА-ША, ЖА-ША-ЖА, ЦА-СА-ЦА,
СА-ЦА-СА, РА-ЛА-РА, ЛА-РА-ЛА.
- Назови первый звук, назови второй Э-О, Ы-И, А-У…
- Покажи картинки на заданный звук.
- Покажи где:
Крыса- крыша, коза- коса, бочка-почка, дрова- трава, ложки- рожки…
Лексика
- Части предметов (пр. чайник: крышка, носик, ручка)
- Обобщающие понятия:
- рука, нога, живот, голова, спина - части тела
- лук, морковь, картофель, огурец, свекла, помидор – овощи
- яблоко, апельсин, банан, виноград, лимон- фрукты
- медведь, заяц, волк, лиса- дикие животные
- корова, собака, кошка, коза, лошадь- домашние животные
- учитель, повар, строитель, врач, продавец- профессии
- Глагольный словарь (лошадь что делает? – скачет, самолет- летит, дятел – стучит…)
- Назвать близкие по значению действия: шить, вязать, вышивать, печь, жарить, варить.
- Антонимы (черный- белый, короткий- длинный, высокий- низкий, яркий- бледный, большой- маленький…)
- Синонимы (грязный, чумазый, нечистый, испачканный…)
Грамматический строй речи
- Правильное употребление предлогов.
- Употребление слов в единственном и множественном числе (стул- стулья, окно- окна…)
- Изменение существительных по падежам.
- Согласование существительных с числительными(1 ухо, 2 уха, 5 ушей)
- «Большой- маленький» (стол-столик, гнездо- гнездышко, ложка- ложечка)
Связная речь
- Пересказ
Лев спал. По его спине пробежала мышь. Лев проснулся и поймал мышь. Она стала просить, чтобы он ее отпустил. Лев рассмеялся и отпустил. На следующий день охотник поймал льва и привязал его веревкой к дереву. Мышь прибежала, перегрызла веревку и освободила льва.
- Составление рассказа по серии картин.
- Составление рассказа по сюжетной картине.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы для родителей.
Мой ребенок - школьник.Материал для скачивания:https://cloud.mail.ru/public/424h/4rBxMhsv2...
Материалы для родителей
Здесь содержатся статьи по важным моментам школьной жизни....
Материалы для родителей
Полезные советы для родителей учащихся....
Материалы для родителей
Карточка -подсказка по теме Имя существительное...
Материалы для родителей.
Советы для родителей первоклассников....
Материалы для родителей "Эмоционально - личностные особенности детей"
Родителям и учителям в своём общении с детьми необходимо учитывать эмоционально-личностные особенности детей....
Материалы для родителей
ПРЕДИСЛОВИЕ Задачи Г. Остера . Настоящие и необычные. Рассказать вам садистский анекдот? Приходит детский писатель кчитателям и говорит: "А я для вас новую книжечку написал - задачник ...