Формироване навыка чтения у младших школьников
методическая разработка по теме
Информация для родителей начальной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_navyka_chteniya.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Трудности формирования навыков чтения у младших школьников.
Чтение – новый вид познавательной деятельности, который в корне меняет процесс индивидуального развития ребёнка. Обучение чтению ведёт к тому, что ребёнок по-новому начинает познавать мир, он приобщается к самому мощному интеллектуальному средству, выработанному цивилизацией.
Если раньше всё познание для ребёнка сводилось к тому, с чем он непосредственно встречался в своей жизни, о чём он узнал от людей, которые его окружают, то теперь, благодаря чтению, малыш начинает общаться с авторами книг – мудрецами, сказочниками, писателями, учёными, педагогами.
Общаясь с книгой, ребёнок постепенно становится самостоятельным в своей познавательной деятельности, начинает сам определять своё развитие. Вспомните высказывание Максима Горького о том, что всем лучшим он обязан книгам. Однако без взрослых ребёнку научиться читать очень трудно, а часто совсем невозможно. Чтение начинается с совместного труда взрослого и ребёнка.
В чём же заключается роль взрослого в обучении ребёнка чтению? Прежде всего, это ознакомление ребёнка с книгой. Ребёнку читают вслух с самого раннего детства. А дальше, наступает следующий этап – необходимо развивать у ребёнка желание учиться читать самому.
Сегодня первоклассник, поступающий в школу, должен хорошо читать. Это один из основных критериев подготовки к современному школьному обучению.
Перед тем, как научить ребенка читать, родители должны понимать, какие психические процессы помогают формированию этого навыка.
- Память способствует зрительному запоминанию и воспроизведению образа букв, буквосочетаний, слогов и целых слов.
- Внимание, его объем и распределение, помогают ребенку держать в «поле зрения» определенное количество букв, слогов, слов.
- Мышление отвечает за синтетическо-аналитический процесс чтения, стимулирует развитие фонематического слуха, который позволяет усвоить звуко-буквенный состав слова.
- Хорошее произношение и широкий кругозор тоже играют не последнюю роль в формировании навыка чтения.
Развивая психические функции, родители создают фундамент, на котором будет легко учиться не только чтению, но и письму, счету.
Как научить ребенка читать?
- Во-первых, примем за правило никогда не заставлять ребенка читать. Все, что мы хотим сделать, называем ИГРОЙ.
- В игре учим буквы. Буквы должны быть везде: кубики, картинки, плакатики, магнитики и т.д. Буквы можно рисовать, вырезать, клеить, составлять из конструктора. Хорошо, если ребенок может потрогать букву, созданную своими руками из разных материалов: ткань различной фактуры, пшено, пластилин и т.д. Кончики пальчиков тоже «запоминают» букву.
- Параллельно развиваем фонематический слух. Для ребенка важно научиться выделять из речи слова, из слова звуки и слоги. Со звуками тоже можно играть:
а) найди вокруг слова со звуком «п»;
б) отгадай слово, в котором первый звук «т»;
в) в каком слове спрятался звук «а».
Эти и подобные игры не только научат ребенка внимательно относиться к слову, но и станут прекрасным помощником, когда нужно чем-то занять ребенка.
- Следующая игра может стать мостиком в обучении чтению. Отгадываем, какое слово задумано. Взрослый называет слово по звукам: К-О-Т, а ребенок произносит слово целиком. Сначала загадываем маленькие слова, потом подлиннее.
Уже можно и за книжки приниматься. Рассмотрим внимательно страничку, назовем знакомые буквы, слоги. Пробуем называть слоги-слияния, протягивая согласный звук: в-в-в-а.
Как научить ребенка читать плавно?
Сначала поработаем над произношением. Любое стихотворение, которое ребенок знает наизусть, можно превратить в игру. Будем рассказывать стихотворение тихо, громко, плавно, как песню поем, как птичий базар. Такая речевая зарядка помогает развивать артикуляцию. Когда ребенок начинает читать, предупреждаем, что наш язычок не рубит слова, как топор дрова. Язычок произносит слоги плавно, как уточка по речке плывет.
Успеваемость младшего школьника характеризуется на только оценками, но и некоторыми показателями развития учебных навыков. Один из них – техника чтения.
Как научить быстро читать ребенка?
Нужно придерживаться следующих правил:
- Дополнительное чтение должно быть регулярным и постоянным. Каждый вечер ребенку нужно читать самостоятельно вслух. Пусть в начале это будет одна страничка, затем количество страниц увеличивается. Подбирайте литературный материал в соответствии с интересами ребенка.
- Не забывайте про игру. Читаем по цепочке: сначала мама, потом сын; читаем по ролям; читаем только короткие слова, потом только длинные; читаем слова с буквосочетаниями ОРО, ОЛО, ЕРЕ и т.д. Можно придумать много интересных заданий для совместного чтения. Родители показывают пример плавного, беглого чтения, ребенок старается подражать.
- Сделайте чтение для ребенка необходимым в жизни навыком. Оставляйте ему короткие записки, пишите письма, составляйте различные списки: продуктов, которые надо купить, вещей, которые надо взять в поход, книг, которые надо прочитать.
- Организуйте дома просмотры диафильмов. Старенький диапроектор - хороший помощник в этом деле. Медленная смена кадров, короткие подписи, удобные для чтения, - все, что нужно для поддержки в освоении техники чтения.
- Предлагайте ребенку текст для чтения только тогда, когда вы ему его уже прочитали. Читать знакомый текст школьнику намного легче и интереснее (!), чем совершенно незнакомый. Радость узнавания того, что читаешь, - прекрасная помощница в процессе улучшения техники чтения.
- Используйте прием параллельного чтения: взрослый читает текст вслух, а ребенок вслед за ним - про себя, водя пальчиком по строчкам. Таким образом, устраняется ситуации проверки и оценки качества детского чтения с сопутствующими им тревогой, скованностью, напряжением.
- Интересный прием для тренировки навыка чтения "Секретное письмо". На большом листе бумаги взрослый пишет какое-нибудь слово крупными буквами с помощью белой свечи. Понятно, что написанное вами не будет видно на белом листе. Теперь ребенку предлагается закрасить разными цветами с помощью красок и кисти весь лист. Тот момент, когда неожиданно на цветном фоне появляются белые буквы, неизменно освещается чувством радостного удивления ребенка. Так процесс чтения и приятные эмоции крепко связываются в представлении школьника, а прочитанные таким необычным способом слова хорошо запоминаются.
- Продолжайте развивать внимание и память. Чем лучше развиты эти процессы, тем быстрее сформируется навык чтения.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приёмы,упражнения,методики формирования навыка чтения у младших школьников
В материале изложены приёмы,упражнения,методики,используемые мною, при формировании навыка чтения у младших школьников.Формирование у младших школьников навыка чтения-одна из основ фундаментального об...
Упражнения по формированию навыка чтения у младших школьников,испытывающих трудности при чтении
В статье представлены упражнения по формированию навыка чтения у младших школьников,испытывающих трудности при чтении...
Формирование навыка чтения у младших школьников
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов...
Методика формирования навыка чтения у младших школьников
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов...
Обобщение педагогического опыта по теме: "Формирование навыка чтения у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья на основе использования игровых технологий"
В работе представлен ряд упражнений игрового характера, который позволяет развить правильность, беглость, сознательность и выразительность чтения в начальных классах в школе 8 вида....
Доклад на тему «Формирование навыка чтения у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья на основе использования игровых технологий»
Доклад на тему:«Формирование навыка чтения у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья на основе использования игровых технологий»...
Доклад на тему Формирование навыков чтения у младших школьников
Интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения.Условием овладения читательской деятельностью является ...