Беседа на тему: «Правила безопасности на воде»
учебно-методическое пособие по зож (1 класс)

Колабкина Ирина Анатольевна

Формирование у детей представления о безопасном поведении на водоеме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beseda_bez_pov_iyun.docx21.05 КБ

Предварительный просмотр:

Беседа на тему: «Правила безопасности на воде»

 Цель: формирование у детей представления о безопасном поведении на водоёме.

Задачи:

1.                 Познакомить с правилами безопасного поведения на воде в теплое время года, с причинами несчастных случаев на воде; создать представление о действиях в случае опасности.

2.                  Воспитывать чувство осторожности, ответственного поведения за свою жизнь и жизнь окружающих.

3.                  Развивать способности к осмысленности восприятия опасности на водоёме.

Перечень необходимого оборудования: компьютер, проектор, презентация, иллюстрации, сигнальные карточки для рефлексии.

Ход

I.                  Организационный момент.

Учитель: Сегодня мы поговорим на очень волнующую тему. Чтобы узнать, о чем мы будем беседовать, я предлагаю вам разгадать загадки. (слайд 1)

1.     Перед едой

Руки вымоем ... (Водой)

2.     Не конь, а бежит.

Не лес, а шумит.  (Река)

3.     По городу дождик осенний гулял,

Зеркальце дождик своё потерял.

Зеркальце то на асфальте лежит,

Ветер подует — оно задрожит. (Лужа)

4.     Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу

И стеклянной быть могу. (Вода)

Учитель: Догадались, о чем мы будем говорить?  (Дети: О воде)

Учитель: И не просто о воде, а о том, как она нам помогает и какие несёт опасности.

Тема нашего классного часа «Правила безопасности на воде». (слайд 2)

Учитель: Ребята, сегодня мы поговорим о воде, о её пользе и вреде. 

Вода – одно из самых важных для живых организмов веществ. При недостатке воды жизнь организмов нарушается. Растения увядают и могут погибнуть. Животные, лишенные воды, быстро погибают. Потеря воды опаснее для организма, чем голодание: без пищи человек может прожить больше месяца, без воды – несколько дней. Вода – добрый друг и помощник человека. Но бывают ситуации, когда вода может стать для человека врагом. В каких случаях это может быть?

Учитель: В какое время года вы чаще всего стремитесь к водоемам? (Дети: Летом и зимой) (слайд 3)

Учитель: Почему летом? (Дети: Летом жарко и хочется искупаться, поплавать на чем-нибудь).

Учитель: А для чего вы идете к водоему зимой? (Дети: Покататься на коньках).

Учитель: Вот сегодня мы подробно поговорим о поведении у воды летом. Чтобы не испортить себе отдых, надо соблюдать определенные правила безопасного поведения.

II.               Основная часть.

Учитель: Вода – самая удивительная на земле жидкость, бесценный дар природы. Она ничего не стоит, лишь, когда её много. Но когда её нет, ничего дороже и важнее для нашей жизни не найти. Благодаря воде, на нашей планете зародилась и до сих пор существует жизнь. Если исчезнет вода – исчезнет жизнь. Наша планета станет безжизненной.

Берегите воду

Вода — это то, что дает людям жизнь,
Водой дорожи, за сохранность борись!
Пусть будет чиста или очень грязна,
Какой ни была бы, полезна она.
В болоте, в грязи, где лягушки живут,
Вода грязна очень, для них там уют.
Для рыбок в реке и животных морских,
Вода всегда чистой должна быть для них.
А что в Антарктиде замерзла совсем,
И та, в виде льда, что знакома нам всем,
И эта вода ведь полезная тоже,
Она охлаждает, взбодрить быстро может.
Какую бы воду, друзья, не встречали,
Мы все за сохранность ее отвечаем.
Иначе закончиться может вода,
И жизнь на планете затихнет тогда.

Учитель: Я начала разговор о воде, как о бесценном даре природы. А как вы думаете, природа долго сможет преподносить нам этот подарок. Почему?

Учитель: А теперь рассмотрим такой случай:

«Алёша пришёл на берег реки и увидел, что его друг бросал в воду камни и глину.

- Что ты делаешь?- спросил Алёша.

- Играю, - ответил друг.

- Ты разве не понимаешь, что загрязняешь воду, а ведь она даёт воду всему  нашему городу.

- Странно!- сказал друг, но бросать больше не стал.»

Учитель: Что вы можете сказать об этой ситуации? Как ещё загрязняется  вода?  (Ответы детей)

Учитель:  Пусть на земле не умирают реки

 И стороной обходит их беда.

 Пусть чистой остаётся в них навеки

 Студёная и вкусная вода.

Знакомство с правилами поведения на воде.

 Учитель: Но наряду с таким огромным значением воды в нашей жизни, вода ещё приносит много бед.

Во время весеннего паводка, сильных дождей разливаются реки. Вода затопляет дома, огороды, поля, сады. Конечно, это приносит людям большие убытки и неприятности. И уже совсем страшно, когда в воде гибнут люди. По статистике каждый год в России тонет не меньше 10 тысяч человек. Причиной гибели людей  является не соблюдение правил безопасного поведения в воде. Среди тонущих почти четвертую часть составляют дети. На воде надо быть очень внимательными. Вода ошибок не прощает.

Обсуждение стихотворения:

У моста стоит Авось,
На другом конце – Небось.
Издают за вздохом вздох:
– Больно мост над речкой плох! –
Но Авось сказал: «Авось!» –
А Небось сказал: «Небось!».
Как взошли на середину,
Мост прогнулся –
И... в пучину!
Тем и кончился их риск –
Сколько шума, сколько брызг!
На реке потом лучистой
Пузыри всплывали быстро...
Так пошли друзья ко дну
Под водой делить вину...
На Авось и на Небось
Коль понадеялся, то брось! 
(слайд 4)

Учитель: В чем заключается основная мысль стихотворения?  А в чем  опасность на воде?  Что должен уметь человек, чтобы избежать беды на воде? (Дети: уметь плавать)

Учитель: Большинство детей любят купаться и хотят научиться плавать. Другие – боятся войти в реку. Не бойтесь воды. Страх – плохой учитель. В то же время, чтобы избежать беды, купаясь в водоемах, необходимо соблюдать правила поведения.

Ну, во-первых нужно правильно выбрать место для купания.

Просмотр мультфильма «Азбука безопасности. Место для купания» с последующим обсуждением. (Приложение 1)

 Учитель: Почему нужно купаться на оборудованных пляжах? (Дети: спасательная служба, могут оказать помощь в случае беды)

Рассказ о спасателях.

Учитель: Летом мы часто видим у реки спасателей. Они наблюдают за поведением людей и оказывают помощь, если кому-то вдруг стало плохо или человек начал тонуть.

Это очень сложная и ответственная работа, поэтому постарайтесь вести себя так, чтобы спасателям не пришлось выручать из беды вас. И еще запомните, что нельзя кричать: «Тону!» - если не происходит ничего серьезного. Спасатели бросятся к вам на этот крик, а в данное время в воде может оказаться человек, которому на самом деле понадобится помощь. Выясняя, что вы пошутили, спасатели потеряют силы и время.

Вот рассказ одного из таких людей.

(Читают дети)

Глеб Иванович, водолаз,

В день нырял по двадцать раз...

Спас он двести сорок взрослых

И детей три тысячи спас.

У него медаль и орден,

Но махнул он на медаль:

«Если кто-нибудь утонет -

Это будет очень жаль.

Целый день сижу на вышке -

Хулиганят ребятишки:

То воюют на плотах,

То нырнут не в тех местах,

Заплывают за буйки

И идут на дно реки...

Я искал бы лучше клад!

Рыбу я ловить бы рад!

Но в реке за место рыбы

Должен я ловить ребят...

В общем, я скажу всем так,

Что купанье - не пустяк!»

Так закончил свой рассказ

Глеб Иванович, водолаз.

Учитель: Ребята, что же надо делать, если на ваших глазах тонет человек? (Ответы детей).

Учитель: А теперь коротко о том, как же надо спасать тонущего. Подплыв к утопающему, надо поднырнуть под него, и взяв сзади за волосы, транспортировать к берегу.  В случае, если утопающему удалось схватить  вас за руку, ногу, освобождайтесь и немедленно ныряйте – инстинкт самосохранения заставит потерпевшего вас отпустить, иначе можете утонуть оба. Если человек уже погрузился в воду, не бросайте попыток найти его в глубине, а затем вернуть к жизни. Это можно сделать, если утопающий  был в воде не более 6 минут.

Учитель: О каких правилах упомянул в своем рассказе Глеб Иванович?

Правила безопасного поведения на воде. (слайды 5 – 13)

-                   Входите в воду быстро и во время купания не стойте без движения. Почувствовав озноб, быстро выходите из воды и сообщите об этом взрослому.

-                   Не купайтесь сразу после приема пищи и большой физической нагрузки (игры в футбол, борьбы, бега и т.п.).

-                   Перерыв между приемами пищи и купанием должен быть не менее 45 - 50 мин.

-                   В холодную погоду после купания, чтобы согреться, проделайте несколько легких гимнастических упражнений.

-                   Не купайтесь больше 30 мин., если вода холодная, достаточно 5 - 6 мин.

-                   В жаркие солнечные дни купайтесь в плавательной шапочке или укрывайте голову белым платком.

-                   Не прыгайте в воду головой вниз при ушных заболеваниях, особенно при повреждении барабанной перепонки. 

-                   После перенесенного заболевания среднего уха вкладывайте в ушную раковину при купании и плавании шарик ваты, смазанный вазелином.

-                   Не оставайтесь при нырянии долго под водой.

-                   Выйдя из воды, вытритесь насухо и сейчас же оденьтесь.

-                   Почувствовав усталость, спокойно плывите к берегу. При судорогах не теряйтесь, старайтесь держаться на воде и зовите на помощь.

-                   При оказании вам помощи не хватайте спасающего, а помогите ему буксировать вас к берегу.

-                   Не купайтесь при недомогании и повышенной температуре.

-                   При слабости или недомогании после купания и плавания обратитесь к врачу. 

Учитель: А сейчас мы с вами поиграем в игру «Верно-не верно». Я буду показывать вам картинки. Если на ней правильное поведение – мы хлопаем. Если нет – показываем крест руками. (Приложение 2)

III.           Подведение итогов. Рефлексия.

Игра «Светофор». Дети показывают красный или зеленый сигнал, согласны или нет. (Приложение 3)

Учитель:

Наступило чудо-лето,
Долгожданная пора!
Загорает, отдыхает,
Веселиться детвора!
Этим летом лучший друг
Пригласил меня на пруд.
«Говорят, - сказал он мне,-
Ничего плохого нет
Окунуться в жаркий день!
Соглашайся  же скорей!»
И вприпрыжку, и бегом,
Мы помчались босиком.
Наконец-то, вот и он!
Незнакомый водоем.
Только, - «Стоп!»,- сказал я другу,
Оглядевши все  вокруг.
«Говорили в школе нам,
Можно лишь купаться там,
Где есть пляж, и есть спасатель,
Чистый берег и буйки.
Ну а здесь, ты посмотри!
Знак стоит «Нельзя купаться».
Всюду мусор, всюду грязь,
И разбитое стекло,
непроверенное дно.
Я купаться не пойду.
И тебя я не пущу»
Наступило чудо-лето,
Долгожданная пора!
Загорает, отдыхает,
Веселиться детвора!
Этим летом не лежим,
Мы на речку поспешим!
За руку берем мы маму,
И на голову панаму,
И улыбку во весь рот!
Удивительный поход!
Вот и речка! А спасатель,
Там на вышке. На посту.
Не допустит он беду.
Чистый пляж, буйки в воде
Безопасно детворе.
В воду же! Скорей! Бегом!
С другом мы нырнем вдвоем!
Ах, как весело купаться,
Плавать и в воде плескаться!
Друг мой пошутить решил.
Понарошку утопил.
Я барахтался руками,
Я барахтался ногами.
Было страшно и обидно.
Было больно! Как не стыдно!
Так нельзя себя вести!
Так недолго до беды!
Помирились с другом. Вскоре
Мы отправились на море.
Там купались и плескались
На волнах вдвоем качались.
Только скучно стало другу.
За буйки заплыл он. Глупо!
Сил своих не рассчитал,
И, конечно же, устал.
Хорошо спасатель четко
Оказался в своей лодке,
До тонувшего доплыл,
Спас его и укорил.
«Правила ты должен знать:
За буйки не заплывать»
Чтоб в больнице  это лето
Не пришлось провести,
Сам запомни и друзьям
 всем своим расскажи.
Купаться можно только там,
Где это разрешается.
Недопустимы на воде
любые твои шалости.

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метапредметный урок (окружающий мир +литературное чтение + физкультура) 4 класс по теме "Правила безопасности на воде"

Конспект урока  (окружающий мир +литературное чтение + физкультура)  4 класс по теме  "Правила безопасности на воде". Материал для проведения внеклассного мероприятия....

Классный час на тему «Вода – наш друг и враг. Правила безопасности на воде»

Формирование экологической культуры, бережного отношения к водным запасам Земли и серьезного отношения к собственной жизни и безопасности других людей....

Беседа на тему:"Правила безопасности на воде"

Беседа на тему: "Правила безопасности на воде"...

Беседа на тему: "Правила безопасности на воде"

Правила безопасности на воде...

Ознакомительная беседа на тему правил безопасности на зимних каникулах для учащихся и родителей

Ознакомление с правилами безопасности на зимних каникулах для учащихся ГПД и родителей школьников...