Урок ОБЖ 1 класс«Опасные ситуации на дорогах и способы их предотвращения». «Меры пожарной безопасности в быту». «Действия в экстремальных ситуациях и угрозе террористического акта». «Правила безопасности на воде».
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Классный час по теме:
Основы безопасности и жизнедеятельности «Опасные ситуации на дорогах и способы их предотвращения». «Меры пожарной безопасности в быту». «Действия в экстремальных ситуациях и угрозе террористического акта». «Правила безопасности на воде». Цель: создать условия для обучения детей видеть всё, что представляет опасность для жизни и здоровья.
Задачи: Развивать умение контролировать своё поведение.
Совершенствовать знания основных правил поведения на улице.
Способствовать осознанию важности соблюдения ПДД.
Ознакомить с основными причинами пожаров, с первичными средствами пожаротушения. Учить соблюдать правила пожарной безопасности. Обучать действиям при возникновении пожара. Формировать у детей представление о правилах безопасного поведения на воде в теплое время года. Раскрыть причины несчастных случаев на воде. Дать представление о действиях в случае опасности. Воспитывать осторожность и аккуратность в поведении на воде. Воспитывать личность, готовую к созидательной деятельности и нравственному поведению.
Оборудование: плакат по ПДД; плакат с правилами пожарной безопасности; плакат по угрозе террористического акта; плакат по правилам поведения на воде; схемы «Мой путь в школу»; правила дорожного движения;
дорожные знаки; ситуационные картинки;
1. Организационный момент.
Учитель: ребята, сегодня мы с вами прочитаем очень интересный и необычный устный журнал. В нем четыре увлекательных рассказа и все они посвящены одной теме - нашему здоровью и безопасности нашей жизни.
2. Новый материал Страница 1 «Дорожная»
Город, в котором с тобой мы живём,
Можно по праву сравнить с букварём,
Вот она азбука над головой,
Знаки развешаны вдоль мостовой.
Азбуку города помни всегда,
Чтоб не случилась с тобою беда.
- Как вы понимаете эти слова?
- Сегодня мы с вами будем учиться видеть всё, что представляет опасность для жизни и здоровья, контролировать своё поведение, совершенствовать знания основных правил поведения на улице. И мне бы очень хотелось, чтобы вы осознали важность соблюдения ПДД.
- А помогать нам будет наш друг Светофор (картинка) Светофорчик принес нам письмо. Давайте прочитаем, его «Ребята, отгадайте мои загадки»:
- В два ряда дома стоят – десять, двадцать, сто подряд –
И квадратными глазами друг на друга глядят. (Улица)
- Не живая, а ведёт, неподвижна, а идёт. (Дорога)
- Чтоб тебе помочь путь пройти опасный,
Горит и день, и ночь – зелёный, жёлтый, красный. (Светофор)
Беседа по вопросам:
Учитель:
- Кто из вас переходил улицу, когда гуляет по городу?
- С кем вы идёте?
- Кто вам помогает переходить улицу?
- Как нужно правильно переходить улицу? Только с взрослыми. По пешеходному переходу. Сначала посмотреть налево, а дойдя до середины – направо.
Физкультминутка.
Дорога не тропинка,
Дорога не канава…
Сперва смотри налево.
Потом смотри направо.
Ты налево повернись,
Другу рядом улыбнись,
Топни правою ногой:
Раз – два – три,
Покачай головой.
Раз – два – три,
Руки вверх ты подними
И похлопай: раз – два – три.
Учитель: В городе много пешеходов и транспорта. Пешеходы хозяйничают на тротуарах, а транспорт на дороге. Если те и другие соблюдают правила дорожного движения, то они не мешают друг другу. Послушайте стихотворение и ответьте, на вопрос правильно ли ведут себя звери. Ехали медведи на велосипеде,
А за ними кот – задом наперёд.
Волки – на кобыле, львы – в автомобиле.
Зайчики – в трамвайчике, жаба – на метле.
Едут и смеются, пряники жуют.
-Как вы считаете, звери правильно себя ведут на дороге? Почему?
- Какие нужно помнить ПДД? (Работа с памяткой на доске, плакатами).
- Рассмотрите картинки и скажите: правильно ли ведут себя дети и почему?
Учитель: Какие правила поведения на улице вы запомнили? (Ещё раз читаем с доски).
Страница 2 «Пожарная»
Учитель: Отгадайте загадку:
Рыжий зверь в печи сидит,
Рыжий зверь на всех сердит.
Он от злобы ест дрова,
Целый час, а может два.
Ты рукой его не тронь –
Искусает всю ладонь. (Огонь)
Учитель: ребята, огонь может быть другом, а может быть врагом.
Огонь – друг.
Овладение этой величайшей стихийной силой природы дало возможность человеку обеспечить себя светом и теплом. Огонь помог ему расселиться по Земле, преодолеть неблагоприятные для жизни человека климатические условия, господствовавшие в отдельных областях земного шара.
Без огня невозможна жизнь на Земле. Он нужен всюду: в домах и школах, на заводах и фабриках, на фермах и в сельскохозяйственном производстве. Огонь плавит руду, помогая человеку получить металл. Работа двигателей внутреннего сгорания, полеты реактивных лайнеров и космических кораблей стали возможными благодаря освоению и умелому применению могучей силы огня.
Огонь – враг, оставивший свои следы в истории всех эпох и народов. Тысячи городов и сел исчезли в гигантских языках пламени. Бесценные творения, созданные разумом и талантливыми руками предыдущих поколений, превратились в прах. Огонь сгубил миллионы человеческих жизней. По своим трагическим последствиям пожары не уступали эпидемиям, засухам и другим бедствиям.
Огонь – враг, если к нему относятся небрежно. Причины возникновения пожара
Учитель: Значительную часть своей жизни человек проводит в своем доме или квартире. Нам кажется, что дома мы в полной безопасности. «Мой дом – моя крепость», – гласит известная поговорка. Поэтому мы часто пренебрегаем самыми элементарными правилами предосторожности и допускаем непростительную беспечность.
Учитель:
Ребята, подумайте и назовите, по каким причинам может возникнуть пожар: неосторожное обращение с огнем – спички, костер; нарушение правил пожарной безопасности при эксплуатации печей; нарушение правил безопасности при пользовании электробытовыми приборами; нарушение правил хранения и использования горючих и легковоспламеняющихся жидкостей; утечка бытового газа; неосторожное обращение с пиротехническими изделиями (хлопушки, петарды, бенгальские огни, фейерверки и т. д.).
Учитель: Пожары опасны тем, что приносят людям громадные убытки, а самое главное – уносят человеческие жизни. От одной непотушенной спички может сгореть целый дом. Лучшая защита от пожара – знание и соблюдение правил пожарной безопасности.
- Не балуйтесь со спичками, зажигалками. Это – одна из причин пожаров.
- Не оставляйте без присмотра включенные электроприборы, особенно утюги, обогреватели, телевизоры, светильники и др. Уходя из дома, не забудьте их выключить.
- Не забывайте выключать газовую плиту. Если почувствуете запах газа, не зажигайте спичек и не включайте свет. Срочно проветрите квартиру.
- Фейерверки, свечи, бенгальские огни зажигайте подальше от елки, лучше вообще вне дома.
Учитель: Ребята, а кто из вас читал книги о пожаре?
Дети. С. Я. Маршак «Кошкин дом», «Рассказ о неизвестном герое», «Пожар».
(Чтение отрывка из стихотворения С. Я. Маршака «Пожар»)
Учитель: Мать на рынок уходила,
Дочке Лене говорила:
Печку, Леночка, не тронь.
Жжется, Леночка, огонь!
Только мать сошла с крылечка,
Лена села перед печкой,
В щелку красную глядит,
А в печи огонь гудит.
Приоткрыла дверцу Лена –
Соскочил огонь с полена,
Перед печкой выжег пол,
Влез по скатерти на стол,
Побежал по стульям с треском,
Вверх пополз по занавескам,
Стены дымом заволок,
Лижет пол и потолок.
Учитель: Ребята, как вы думаете, почему возник пожар?
Дети. Пожар возник, потому что Лена не послушалась маму. Она открыла дверцу печки, уголек упал на пол и начался пожар. Лена нарушила правила пожарной безопасности.
Учитель: Правильно.
Печь является одной из самых распространенных причин пожаров и несчастных случаев.
Учитель:
– Никогда не прикасайтесь голыми руками к металлическим частям печи. Вы можете получить серьезный ожог.
– Не трогайте без разрешения взрослых печную заслонку. Если ее закрыть раньше времени, в доме скопится угарный газ, и вы можете задохнуться.
– Не открывайте печную дверцу. Оттуда могут выскочить раскаленный уголек или искра и стать причиной пожара. Действия при возникновении пожара Учитель. А знаете ли вы, что нужно делать при возникновения пожара?
Дети. Позвать на помощь взрослых, вызвать пожарную машину по номеру 01.
Учитель. Молодцы, правильно. Физминутка
Игра «Огонь – вода» Выбирается ведущий по желанию, либо по считалке или другим способом. Когда ведущий громко говорит: «Огонь» – все начинают приседать, когда говорит: «Вода» – все начинают прыгать. Ведущий старается запутать игроков, повторяя иногда подряд одно и тоже слово, меняя при этом интонацию, делая движения, соответствующие другому слову
6. Итог занятия
Учитель. С огнем нужно быть предельно осторожным. Когда он используется в управляемой ситуации, он очень помогает в жизни, и многие процессы невозможны без него. Но в руках безответственных людей огонь становится очень опасным.
7. Рефлексия
Учитель. Ребята, что вам запомнилось? Поднимите руку, кто из вас считает, что он сегодня хорошо работал на уроке? Кто не очень доволен своей работой на уроке? Поднимите руку, кто на следующем уроке будет работать лучше, чем сегодня?
Страница 3 «Опасная»
Учитель: В старину, когда еще не было никаких учебников, дети узнавали о том, как вести себя в опасной ситуации из сказок. Давайте вспомним сказки и подумаем почему с героями случилась беда. « Волк и семеро козлят» (не открывай дверь чужим). « Колобок» (чрезмерное доверие незнакомцам). «Лиса и кувшин» (прежде чем что-то сделать, подумай). «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» (слушайся старших).
Правила поведения с незнакомцами
- Старайся избегать разговоров. Если говоришь – будь вежлив.
- Не садись в машину к незнакомцу.
- Не играй по дороге из школы домой.
- Не играй в темное время на улице.
- Не рассказывай чужим людям о своей семье, о соседях.
- Не впускай незнакомых людей в квартиру.
Страница 4 «Водная»
Учитель: Трудно вообразить, что было бы на Земле без рек, прудов, озер, морей. Наверное, планета была бы похожа на пустыню или каменистую местность. К счастью, на Земле достаточно большие водные пространства, и человек издавна селился на их берегах, потому что где вода, там и жизнь.В какое время года вы чаще всего стремитесь к водоемам? (Летом и зимой). Почему летом? (Летом жарко и хочется искупаться, поплавать на чем-нибудь). Для чего вы идете к водоему зимой? ( Покататься на коньках). Сегодня мы подробно поговорим о поведении у воды летом. Чтобы не испортить себе отдых, надо соблюдать определенные правила безопасного поведения. Самое главное правило: когда мы купаемся, рядом должны быть взрослые.
– Нельзя нырять в незнакомых местах.
– Играя в воде, даже в шутку нельзя "топить" своих друзей.
Учитель: Что же надо делать в первую очередь, когда человек тонет? Сразу надо кричать: "Человек тонет!" – чтобы привлечь внимание. Кинуть тонущему какой-либо предмет, который до него долетит и поможет удержаться на поверхности воды. Правильно. Если возможно, то надо помочь человеку. Но если вы плохо плаваете, не уверены в своих силах, то не лезьте в воду. Иначе спасать придется уже двоих.
Существует такое выражение: "Спасение утопающих – дело рук самих утопающих". Как вы его понимаете? Наверное, человек должен сам себе как-то помочь. Действительно, самое главное – не паниковать. В этом случае появляется возможность сэкономить силы, сохранить дыхание, позвать на помощь и какое-то время удержаться на воде.
Классный час мы сегодня посвятили рассмотрению ситуаций, при которых может возникнуть опасность в повседневной жизни. А также повторили правила обращения с электроприборами, правила пожаробезопасности, дорожного движения, подвижных игр на улице, общения с незнакомцами, поведение на воде.
Нарушение правил безопасности может привести к непоправимым последствиям. Самым страшным является то, что незнание или неумение правильно действовать в тех или иных ситуациях могут создать угрозу жизни и здоровью человека. Я желаю всем здоровья и надеюсь, что наши занятия помогут вам вырасти счастливыми и успешными людьми.
Литература
- Максиняева М.Р. Занятия по ОБЖ с младшими школьниками. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 128 с. (Серия «Вместе с детьми».)
- Горбунова Н.А. Основы безопасности жизнедеятельности.2 класс. – Волгоград, «Учитель-АСТ»,2002. – 128 с.
3. Л. И. Гайдина, А. В. Кочергина. Группа продлённого дня.
4. Т. Н. Максимова. Классные часы.
5. Л. А. Обухова, Н. А. Лемянская. Новые 135 уроков здоровья, или школа докторов природы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Безопасность жизнедеятельности в экстремальных ситуациях (пожар, землетрясение, наводнение)
Ознакомление с ситуациями, которые можно назвать “чрезвычайными”, с действиями при чрезвычайных ситуациях....
Памятка для учащихся "Правила пожарной безопасности в быту"
При профилактической работе с детьми по пожарной безопасности может использоваться данная памятка....
Экстремальные ситуации на дороге
Презентация к классному часу "Экстремальные ситуации на дороге" для учащихся 2-4 классов....
Памятка для родителей правила пожарной безопасности в быту
Памятка для родителей правила пожарной безопасности в быту...
Действия в экстремальных ситуациях. Технические средства радиационной, химической, биологической разведки и кон¬троля
Ознакомить кадет с приборами радиационной и химической разведки и контроля, используемых в подразделениях и воинских частях ВС РФ. Предназначение и порядок испольльзования данных приборов....
"Пожарная безопасность в быту"
Консультация для родителей...