Родительское собрание: «Здоровье наших детей. Режим дня младшего школьника. Воспитание гигиенической культуры»
методическая разработка по зож (2 класс)

Чтобы организм ребёнка справился с предъявляемой школьной нагрузкой, необходимо рационально организовать быт школьника, до мельчайших деталей продумав распорядок дня. Другими словами, строго выполнять режим дня.

Построенный с учётом возрастных анатомо-физиологических особенностей и состояния здоровья ребёнка, режим дня способствует правильному росту и развитию организма в целом, создаёт у человека чувство бодрости, свежести, повышает его работоспособность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie.docx55.06 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание:

«Здоровье наших детей. Режим дня младшего школьника.

Воспитание гигиенической культуры»

Колодезева А.И. учитель начальных классов

МАОУ «Гимназия №1 Октябрьского района города Саратова»

Цели собрания: 

  • получить информацию о формировании гигиенических навыках учащихся класса;
  • дать рекомендации родителям по укреплению здоровья детей;
  • Дать рекомендации родителям по организации режима дня школьника.

Участники: классный руководитель, родители второклассников, школьный психолог, врач.

Подготовительная работа:

1. Предварительное анкетирование учащихся:

  1. Соблюдаешь ли ты режим дня?
  2. Кто из взрослых помог его тебе составить?
  3. Выполняешь ли ты утром зарядку?
  4. Сколько раз в день ты ешь?
  5. Как ты питаешься?
  6. Гуляешь ли ты перед сном?
  7. Смотришь ли ты телевизор перед сном?
  8. Во сколько ложишься спать?
  9. Как ты отдыхаешь в выходные дни?

2. Анализ и обобщение результатов.

        В опросе приняло участие 27 учеников 2 «Б» класса. Из них соблюдают режим дня – 19 человек. Помогают детям соблюдать режим дня – родители. Так ответили – 17 человек. Ежедневно по утрам делают зарядку только 10 человек, иногда – 7 человек. На вопрос  «Сколько раз в день ты питаешься?», 18 человек ответили – 3 раза, остальные 4-5 раз в день. Большинство отмечают, что питаются вкусной и полезной пищей, стараются меньше есть сладкого. На вопрос «Во сколько ложишься спать?», только 5 человек ответили - в 20.00 ч и в 21.00 ч. Остальные ложатся в 22.00 ч. и позже. В выходные дни в основном дети находятся на свежем воздухе: на прогулке в парке, на даче.

3. Составление школьным врачом сводки заболеваний.

4. Составление рекомендаций для родителей.

Оформление, оборудование: выставка литературы по теме собрания, запись на доске темы собрания и эпиграфа:

Хочешь быть сильным - бегай,

Хочешь быть красивым – бегай,

Хочешь быть умным – бегай.

/Древнегреческое высказывание/

Ход собрания

1. Организационная часть.

Классный руководитель объявляет тему собрания, цели, кратко разъясняет порядок работы.

2. Этап вызова ассоциаций.

- Предлагаю вам назвать ассоциации, которые возникают со словом «гигиена».

Родители называют, учитель записывает в столбик.

3. Этап осмысления.

- Что включает понятие «гигиена»? Что формирует гигиенические навыки?

4. Этап составления кластера.

Учитель предлагает родителям поразмышлять, что такое гигиена, что она в себя включает. Начинается коллективное обсуждение, в ходе которого учитель на доске записывает ключевые слова. В результате получается такой кластер:

Гигиена

Соблюдение режима дня                                   Рациональное питание

Физические упражнения        

  Зрение              Полноценный здоровый сон        

Формирование осанки             Профилактика вредных привычек    

  1. Соблюдать режим дня.

Это сочетание слов у многих школьников вызывает раздражение, так это требует напряжения воли. Однако, на самом деле беспорядочный образ жизни истощает силы человека, мешает ему добиваться поставленных целей. Позже, соблюдение режима дня облегчает учение, труд, гарантирует здоровье.

  1. Рациональное питание.

Это прежде всего регулярное питание. Питаться регулярно – это значит есть не менее 3-4 раз в день, в точно установленное время, а ужинать не позднее 19 часов. Перед сном можно выпить стакан кефира, съесть яблоко.

  1. Полноценный сон.

Чтобы сон был полноценным, необходимо выполнять такие правила:

  • Если вы проснулись утром вялым, уставшим, надо установить причину и постараться ее устранить.
  • Если вы с трудом засыпаете, нужно избегать в вечерние часы всего того, что возбуждает нервную систему.
  • Перед сном желательно совершать спокойную прогулку, принять теплый душ, почистить зубы и заранее приготовить постель.
  • Обязательно надо ложиться в одно и тоже время.
  • Спать надо в хорошо проветриваемом помещении, и даже зимой – с открытой форточкой.
  • Спать лучше всего на спине, на маленькой подушке. Нельзя спать на левом боку.

Быстро заснув и хорошо выспавшись, вы встанете утром бодрым, со свежей головой и хорошим настроением.

  1. Положительные эмоции.

Нужно научить детей радоваться всему вокруг. Очень важно у детей воспитывать оптимизм, волю, твердый характер, научиться формировать как можно больше способов психологической защиты, приемлемых для самых различных ситуаций.

    5.Формируем правильную осанку.

Осанка – это привычное  положение тела при выполнении естественных движений. Она тесно связана с физическим развитием человека и его двигательной подготовленностью. Правильная осанка – это определенная симметрия в развитии мышц плечевого пояса, оптимальный уровень развития выносливости, мышечной силы, гибкости и других физических качеств.

Чаще всего нарушения осанки бывают у ребят со слабо развитой мышечной системой. Особое внимание необходимо уделять гармоничному физическому развитию. Необходимо давать такую нагрузку на обе руки, чтобы высота плеч позже была на одном уровне. Очень вредно на осанке отражается привычка носить портфель в одной руке, на одном плече.

В числе многих факторов, способствующих формированию правильной осанки, важную роль играют дневной отдых лежа 30-40 минут, а также определенные физические упражнения. Одни упражнения способствуют развитию силы и выносливости, другие – направлены на формирование ощущений тех или иных поз в различных ситуациях двигательной деятельности, третьи – это упражнения корригирующего характера.

     6. Профилактика близорукости.

Многие люди читают при плохом освещении, лежа, на ходу, в движущемся транспорте. В результате чего возникает близорукостью. Ее причиной может стать неполноценное питание, длительные болезни, особенно инфекционные.

Рекомендации, выполнение которых позволит предупредить развитие близорукости:

  • Прежде всего надо правильно оборудовать рабочее место, создать благоприятные условия, если вы читаете или пишете, почаще давать отдых глазам. Поработали 20-25 минут, посмотрите в окно, на потолок.
  • Настольную лампу включайте с верхним освещением.
  • Почему нельзя читать на ходу? При этом расстояние от глаз до книги все время меняется и глазам надо постоянно приспосабливаться к новому расстоянию, а это их утомляет.
  • Может для глаз стать и телевизор, если смотреть передачи больше, чем 2 часа в день ближе, чем на расстоянии 2 метров.

При сильном утомлении глаз посидите 15-20 минут в затемненном помещении.

  1. Тестирование родителей.

Тест «Как вы относитесь к своему здоровью?»

За каждый ответ «а» вы получите 4 очка, за «б» - 2, за «в» - 0.

1.Как известно, нормальный режим питания – это плотный завтрак, обед из трех блюд и скромный ужин. А какой режим питания у вас?

А) именно такой, к тому же я ем много овощей и фруктов

Б) иногда бывает, что я обхожусь без завтрака и обеда      

В) я не придерживаюсь никакого режима


2. Курите ли вы?

А) нет

Б) да, но лишь одну сигарету в день

В) курю много

3. Употребляете ли вы спиртное?

А) нет

Б) иногда выпиваю

В) пью довольно часто , даже без повода

4. Пьете ли вы кофе?

А) очень редко

Б) не больше 1-2 чашек в день

В) пью его очень много

5. Регулярно ли вы делаете зарядку?

А) да, для меня это необходимо

Б) хотел бы делать, но не всегда могу себя заставить

В) нет, не делаю

6. Вам доставляет удовольствие ваша работа?

А) да, на работу я иду с удовольствием

Б) работа меня устраивает

В) я работаю без особой охоты

7. Принимаете ли вы какие-нибудь лекарства?

А) нет

Б) только при острой необходимости

В) да, принимаю почти каждый день

8. Страдаете ли вы от какого-нибудь острого заболевания?

А) нет

Б) затрудняюсь ответить

В) да

9. Используете ли вы хотя бы один  выходной для физической работы, туризма, занятий спортом?

А) да

Б) да, но только когда есть возможность

В) нет

10. Как вы предпочитаете проводить свой отпуск?

А) активно, занимаясь спортом

Б) в приятной компании

11. Есть ли что-то , что постоянно вас раздражает?

А) нет

Б) да, но я стараюсь избегать этого

В) да

12. Есть ли у вас чувство юмора?

А) да, есть

Б) я ценю людей, у которых оно есть

В) нет

Ключ к тесту:

От 30 до48 очков – у вас есть все шансы дожить до ста лет. Вы следите за своим здоровьем больше, чем за чем-то другим, у вас хорошее самочувствие. Будьте только внимательны при переходе улиц.

От 15 до 29 очков – у вас не только хорошее здоровье, но часто и хорошее настроение. Вы общительны, часто встречаетесь с друзьями. Вы не отказываетесь и от удовольствий, которые делают нашу жизнь разнообразней. Но подумайте, не будут ли ваши некоторые привычки с годами иметь последствия для вашего здоровья?

От 0 до 14 очков – вы слишком легкомысленно относитесь к своему здоровью. Вероятно, вы уже жалуетесь на свое здоровье. Не слишком надейтесь на лекарства. Откажитесь от сигарет и спиртного, упорядочите режим питания.

        В анкетировании приняли участие 20 родителей 2 «Б» класса.  13 из них соблюдают режим питания. 19 – не курят. 17 – не употребляют спиртное. Регулярно делают зарядку только 4 человека. Большинство родителей используют выходной день для физической работы, туризма, занятий спортом. 6 человек из 20 предпочитают проводить отпуск активно, занимаясь спортом.

  1. Выступление школьного врача по теме «Режим дня младшего школьника»

Чтобы организм ребёнка справился с предъявляемой школьной нагрузкой, необходимо рационально организовать быт школьника, до мельчайших деталей продумав распорядок дня. Другими словами, строго выполнять режим дня.

Построенный с учётом возрастных анатомо-физиологических особенностей и состояния здоровья ребёнка, режим дня способствует правильному росту и развитию организма в целом, создаёт у человека чувство бодрости, свежести, повышает его работоспособность.

Надо сказать, что в младшем школьном возрасте успеваемость учащихся в значительной степени зависит от их здоровья. Для сохранения здоровья важное значение имеет полноценный отдых, и прежде всего сон. Даже небольшое, но систематическое недосыпание вредно сказывается на самочувствии и здоровье детей. Поэтому в семье надо обратить особое внимание на то, чтобы у школьника был достаточный и спокойный сон.

Продолжительность сна детей младшего школьного возраста колеблется в пределах 10-12 часов, но при определении времени для сна в каждом конкретном случае следует учитывать состояние здоровья ребёнка, его дневную нагрузку.

При организации сна детей младшего школьного возраста необходимо:

  • Следить, чтобы ребёнок спал положенное для его возраста количество часов, ложился и вставал в определённое время;
  • Приучить ребёнка к выполнению перед сном гигиенических процедур (умываться, чистить зубы, мыть ноги); приучить спать при открытой форточке;
  • Не разрешать ребёнку перед сном возбуждающих развлечений (просмотр несоответствующих возрасту телевизионных передач, шумных игр, компьютерных игр); не давать непосредственно перед сном плотного ужина, кофе или какао, крепкого чая;
  • В помещении, где засыпает ребёнок, создать спокойную обстановку: устранить яркий свет, прекратить громкие разговоры, выключить телевизор и радиоприёмник и т.д.

Не следует пренебрегать указаниями гигиенистов о времени подъёма и отхода ко сну. Здесь важно помнить о полезной привычке – рано ложиться и рано вставать, которая закрепилась в нашем быту с незапамятных времён.

Ученику надо вставать не за полчаса до начала занятий, чтобы наспех проглотить свой завтрак и домчаться до школы, а примерно за полтора часа. Школьник должен самостоятельно убрать свою постель. Совершенно необходимо, чтобы дети делали утреннюю гимнастику. Гигиеническая гимнастика благотворно воздействует на центральную нервную систему ребёнка, активизирует работу системы кровообращения и дыхания, устраняет и предупреждает функциональные отклонения в отдельных системах организма, способствует вхождению в ритм рабочего дня.

При организации питания ребёнка родители чаще обращают внимание на качество и калорийность пищи, чем на строгое соблюдение постоянного её приёма. Рациональное же питание предусматривает не только оптимальную сбалансированность пищевых веществ (белков, жиров, углеводов, витаминов и минеральных солей) соответственно возрасту, но и правильный режим питания, то есть приём пищи в течение дня в строго определённое время.

В младшем школьном возрасте рекомендуют кормить ребёнка не реже четырёх раз в день, примерно через каждые 3-4 часа. Утром ребёнок должен получать горячий завтрак (каша, картофель), а также чай или молоко. Обед в строго определённое время, обязательно с первым блюдом, а также необходим полдник. Ужин должен быть лёгким, и давать его следует за 1-1,5 часа до сна.

  1. Рекомендации школьного психолога.

Какие типичные ошибки в режиме дня допускают родители при организации учебного труда младшего школьника?

  • Не выделяют для учебного домашнего труда определённого времени. Дети делают уроки когда хотят, зачастую забывают о них или делают под нажимом взрослых.
  • Перед домашней учебной работой ребёнок плохо отдохнул, не потрудился физически. Поэтому приступает к ней с неохотой, работает небрежно.
  • Заставляют ребёнка ожидать прихода с работы взрослых и только тогда делать уроки. К этому времени ребёнок уже устал, даже если находился на улице. Исследования гигиенистов показали, что подвижные игры в течение длительного времени (более 2 часов) переутомляют детей и снижают их готовность к умственному труду.
  • Строго не ограничивают в режиме дня время начала и окончания работы над домашними заданиями. Поэтому ребёнок неорганизованно включается в работу, не проявляет в ней достаточного прилежания. Время для уроков надо выбирать самое продуктивное (с учётом суточных колебаний умственной работоспособности): утром – с 9 до 11.30, а вечером – с 16 до 17.30. Это время строго фиксировать в режиме дня и не допускать его срыва.
  • Отдых должен быть активным. Полноценный отдых – это смена видов деятельности. После нескольких часов работы за школьной партой ребёнку необходимо пребывание на воздухе в подвижном состоянии (спортивные игры, физический труд). Пассивный отдых дома и на улице (бесцельное хождение) ведёт к потере работоспособности, постепенно воспитывать лень, нежелание делать полезное для людей дело. Прогулка необходима и после приготовления домашних заданий.
  1. Обсуждение и принятие решения родительского собрания.
  1. Продолжить воспитание гигиенических навыков детей.
  2. Контролировать соблюдение режима дня своими детьми.
  3. Использовать рекомендации по формированию осанки, профилактике близорукости.
  4. Оказывать помощь детям в укреплении здоровья.
  1.  Ознакомление родителей с литературой по теме собрания.

Литература:

  • Воликова Т.В. Режим дня в жизни школьника. – М.: Просвещение, 1991.
  • Краковяк Г.М. Физическое воспитание школьника в семье. – Л., 1997.
  • Пекелис В.Я. Твои возможности, человек. – М.: Знание, 1984.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Здоровье наших детей"

Данная разработка поможет в проведении родительского собрания по теме: Здоровье наших детей".Каждый человек должен с раннего детства учиться относиться к своему здоровью, как главной человеческой ценн...

Родительское собрание "Речь наших детей"

Родительское собрание проводиться в форме "круглого стола".Беседа строится на основе предварительно проведённого анкетирования детей с целью выяснения их отношения к нецензурной брани. Перед родителям...

Родительское собрание "Здоровье наших детей"

Задачи родительского собрания :познакомить родителей с особенностями  физического воспитания младшего школьника в семье, с возможными вариантами утренней гимнастики;показать родителям значимость ...

Презентация для родительского собрания в 1 классе "Режим дня младшего школьника"

Чтобы многое успеть сделать, многому научиться, важно уметь правильно распределять свое время.  Об этом и многом другом вы узнаете, просмотрев эту презентацию: советы родителям по организации вре...

Родительское собрание "Здоровье наших детей"

Тема: «Здоровье наших детей»             Школа призвана дать подрастающему поколению глубокие и прочные знания основ наук, выраб...

Родительское собрание: Здоровье наших детей

Сценарий родительского собрания "Здоровье наших детей" с интерактивом....

Родительское собрание "здоровье наших детей"

Конспект родительского собрания на тему "Здоровье наших детей"...