Профилактика синдрома эмоционального выгорания в педагогическом коллективе.
методическая разработка по зож
Синдром профессионального выгорания – это состояние психического, эмоционального и физического изнеможения, проявляющееся в профессиях группы «человек – человек» :учителей, социальных работников, психологов, менеджеров, врачей, журналистов, бизнесменов и политиков, - всех, чья деятельность невозможна без общения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
profilaktika_sindroma_emotsionalnogo_vygoraniya.docx | 32.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное коррекционное общеобразовательное учреждение
«Уренская коррекционная школа-интернат»
Профилактика синдрома профессионального выгорания
в педагогических коллективах из опыта работы.
\
Подготовила: педагог-психолог:
Горбатенко Л.Н
Урень, 2022г
Синдром профессионального выгорания – это состояние психического, эмоционального и физического изнеможения, проявляющееся в профессиях группы «человек – человек» :учителей, социальных работников, психологов, менеджеров, врачей, журналистов, бизнесменов и политиков, - всех, чья деятельность невозможна без общения.
Синдром профессионального выгорания развивается постепенно. Он проходит три стадии.
Первая стадия
- начинается приглушение эмоций, сглаживания остроты чувств и свежести переживаний; педагог неожиданно замечает: вроде бы все пока нормально, но скучно и пусто на душе;
- исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи;
- возникает состояние тревожности, неудовлетворенности; возвращаясь домой, все чаще хочется сказать: «Оставьте меня в покое!»
- наблюдаются отдельные сбои на уровне выполнения функций, произвольного поведения: забывание каких-то моментов, сбои выполнении каких – либо двигательных действий. Из–за боязни ошибиться, это сопровождается повышенным контролем и многократной проверкой выполнения рабочих действий на фоне ощущения нервно – психической напряженности.
Вторая стадия
- возникают недоразумения с учениками, педагог в кругу своих коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них;
- неприязнь начинает постепенно проявляться в присутствии учеников – вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения. Подобное поведение педагога– это неосознаваемое им самим проявление чувства самосохранения при общении, превышающем безопасный для организма уровень;
- у педагога падает интерес к работе, к общению (желание «никто бы меня не трогал»);
- происходит нарушение сна, головные боли по вечерам;
- повышается раздражительность;
- увеличивается число простудных заболеваний.
Третья стадия (личностное выгорание)
- притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру «уплощается», человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни;
- проявляется полная потеря интереса к работе, эмоциональное безразличие, отупение, нежелание видеть людей и общаться с ними, ощущение постоянного отсутствия сил;
- появление хронических заболеваний (сердечно – сосудистая система, желудочно – кишечный тракт).
Профилактика и психологическая помощь.
1. Физическая и психологическая направленность:
- освоение разных способов снятия напряжения и различных способов саморегуляции (психическая саморегуляция)
2. Формация и стереотипизация:
- развитие творческого подхода к деятельности;
- креативность (нестандартный подход к делу стандартному);
-восстановление смысла работы (получение обратной связи о своей деятельности)
3. Умение общаться с людьми:
- взаимодействие и взаимообмен (тренинг эффективного взаимодействия);
4. Получение энергии и пространства от природы.
Направление деятельности педагога-психолога.
- Просветительская работа.
1.Создание предпосылок к овладению психологическими знаниями.
2.Создание условий для профессионального и личностного самоопределения учителей.
3.Создание условий для формирования потребности у педагогов в саморазвитии, самопознании и самосовершенствовании
2. Профилактическая и коррекционная работа.
1.Профилактика и коррекция конфликтов в педагогическом коллективе.
2.Профилактика и коррекция профессиональных деформаций.
3.Психопрофилактическая и коррекционная работа с педагогами по вопросам обучения, воспитания, развития воспитанников.
3. Диагностическая работа.
1. Изучение воспитательного, обучающего и развивающего потенциала педагогического коллектива.
2. Выявление степени психологической комфортности в коллективе.
3. Создание условий для осознания уровня реализованности учителями их творческого потенциала.
4. Консультирование.
Индивидуальное консультирование по вопросам учебно-воспитательного процесса и другим актуальным вопросам.
5. Методическая работа.
1.Разработка методического инструментария по развитию творческих и деятельностных способностей личности.
2.Разработка тренингов и деловых игр по развитию творческого потенциала и деятельностных способностей личности.
3.Психологическая поддержка открытых учебных занятий.
Чтобы способы снятия напряжения были эффективны, нужно воздействовать на все три составляющие компонента выгорания – это тело, эмоции, мысли. Если мы воздействуем только на одну составляющую, то эффекта не будет.
Эмоции
Все говорят о том , что нельзя сдерживать свои эмоции нужно их выплескивать, чтоб они не копились.
Если не сдерживать эмоции и чувства, то они могут захватить человека. Переживая сильные эмоции, можно наговорить или сделать что-то, о чем потом пожалеть.
Чтобы найти золотую середину, надо переживать эмоции осознанно, уметь думать в тот момент, когда испытываешь чувства.
Соединить мышление и эмоции довольно сложная задача. Интеллект подавляется эмоцией. А эмоции могут увести мысли за инстинктами.
Как возникают эмоции.
У вас есть картинка в голове: как должно быть. И тут вы видите, что реальность не такая: мне должны были дать, а не дали; он должен был быть таким.. а он не такой! Так возникают эмоция. Что-то или кто-то просто не соответствуют вашим ожиданиям! Ожидания кто создал? ВЫ сами. И реальность создаете сами. Задавай себе вопросы: кто я есть сейчас? Чего я хочу? Каким надо быть, чтобы это иметь?
Иногда негативным чувствам и эмоциям надо дать время. Переболеть, перестрадать, перегрустить... дать себе возможность почувствовать себя беспомощным, обиженным… или наоборот – почувствовать себя в гневе, сильным и волевым! Только всегда помнить при этом: негативные эмоции направлять надо не против человека, а на обстоятельства!
Чтобы научиться управлять эмоциями, не подавляя их, нужны определенные знания (эмоциональная компетентность) и тренировка. Попробуйте «включаться» в тот момент, когда эмоции захлестывают. В этом помогают все упражнения на осознанность.
Самые сильные негативные эмоции вызывает чувство несправедливости. Развиваясь на каком-то этапе, начинаешь понимать, что на самом деле несправедливости не существует. Все что с нами происходит – мы притянули в свою жизнь сами.
Пошаговая инструкция по управлению эмоциями:
1. Принять свои эмоции. Сказать себе: да, я боюсь! Да, я обижен! или злюсь… Просто признать, что это уже со мной происходит. Не надо этому сопротивляться. Расшифруйте, какую информацию тебе несут эти эмоции? Если эмоции становятся очень сильными, важно вспомнить – эмоции как приходят, так и уходят! Это временно!
Принцип №1. То с чем мы боремся - тому даем силу!
2. Расставляем приоритеты. Когда что-то происходит с тобой и тебе это не нравится, спроси себя: а это важно?? Это действительно так важно, чтобы расстраиваться из-за этого?
Раздражаясь по пустякам, мы уподобляемся простейшим организмам, например амебе… Как только к ней что-то прикасается – она сразу реагирует. У нее нет ни мышления, ни чувств. Есть только нервы. У человека есть психика – великолепная система, благодаря которой можно не просто реагировать на сигналы , полученные извне, а еще и распознавать их.
Принцип №2. Правильно расставленные приоритеты - залог успеха в любом деле.
Упражнение « Распредели по порядку»»
Цель: Педагогам предлагается распределить по порядку (по степени значимости, на их взгляд) следующий перечень:
— дети
— работа
— муж (жена)
— Я
— друзья, родственники
Через некоторое время предложить вариант оптимального распределения перечня:
1. Я
2. Муж (жена)
3. Дети
4. Работа
5. Друзья, родственники
Затем участникам предлагается поразмыслить над полученными результатами
3. Превращаем минусы в плюсы?
Есть несколько хороших приемов, помогающих использовать негативные эмоции себе во благо.
Упражнение 1. «Ловец блага»
Инструкция.
Чтобы с вами не случилось, во всем старайтесь находить положительные стороны. Давайте потренируемся. Найдите и запишите, пожалуйста, положительные моменты в следующих ситуациях:
1. Вы собираетесь на работу, погода встречает вас проливным дождем.
2. Вы опоздали на автобус.
3. У вас нет денег, чтобы уехать куда-нибудь в отпуск.
Если ты не доволен чем-то или кем-то, кто-то у тебя вызывает сильные негативные чувства! Начни представлять то, что ты хочешь, и эта мощная энергия будет направлена на исполнение твоих желаний. Переключаться надо быстро! Не застревать на неприятных вещах. Например, тебя обидел кто-то, оскорбил, вместо того, чтобы прокручивать это в своей голове, представь что-то, о чем давно мечтал/а, например новую машину, дом или смартфон...
Принцип. Куда направлено ВНИМАНИЕ – туда уходит энергия!
Таким образом, эмоцию надо сначала принять, затем распознать и, если это возможно, переключить внимание на то, чего ты хочешь. Поменять настроение - дело выбора. Но если очень хочется пообижаться или позлиться, не насилуйте себя (к себе важно научиться относиться доброжелательно и с уважением!) – дайте себе время на это. Например, скажите себе: я буду обижаться еще 30 мин. Потом все, расстаюсь с обидой и дальше живу с радостью!)
4. Концентрироваться надо на хороших мыслях, добрых светлых и радостных.
Мы являемся магнитами. То что у нас внутри, создает внешний мир. Испытывая часто злость, обиду, мы создаем такую атмосферу вокруг себя и привлекаем таких же людей.
Принцип. Фокусируйся на позитиве и позитива в твоей жизни станет больше
Задача педагога – научиться накапливать энергию, не терять зря и oтдавать тому, кому хочется ее отдать.
Давайте немного поговорим oб этом – с практической точки зрения. Сделаем небольшое упражнение-исследование. Возьмите листок и напишите на нем, что вам дает энергию. От чего вы чувствуете себя лучше, что вам помогает справляться со стрессом, с негативными переживаниями. Без цензуры, что это вредно, это трудно, это долго, это дорого….
Например:
Прогулка
Спорт
Шоколад
Ванна
Контрастный душ
Шоппинг
Уборка дома
Танцы
Приготовление еды
Изучение нового
Любимая музыка
Разговор по душам
Ведение дневника
Просмотр фотоальбомов
Мытье посуды
Общение с детьми
Творчество
Парикмахерская и т.д.
А теперь вспомните, что вы делаете, когда вам нехорошо, что вам помогает справляться с этим. А на другом листочке напишите все то, что отнимает у вас энергию. После чего вы чувствуете себя уставшей, разбитой и несчастной. Или за что потом вы сами себя съедаете.
Например:
Сплетни
Ссоры
Ситуации, где вы не смогли сказать «нет»
Молчание, когда внутри буря
Работа – и лучше уточнить конкретно, какие моменты в ней (например, строгий начальник, авралы, длинная дорога, длинный рабочий день, маленькая зарплата)
Общение с какими-то людьми (лучше перечислить)
Лень
Переедание на ночь
Страх общественного осуждения
Неумение держать личные границы
Жалобы на мужа
Выслушивание нытиков
Чтение новостей
Бардак дома
Некрасивая одежда
Слишком открытая одежда на людях
Распущенные волосы вне дома
Пройдитесь по всем сферами своей жизни, чтобы увидеть, что вам энергию дает, а что отнимает. Сделайте такую ревизию – не пожалейте на это времени.
И вы увидите, что лично вам помогает жить!
Это такой режим жизни, когда вы:
-Не тратите силы на лишних людей
-Не делаете лишних движений
-По максимуму делаете то, что любите
-Отдаете приоритет в своей жизни близким, а не посторонним (нравиться нужно мужу, а не начальнику)
-Делаете то, что для вас полезно, но может быть не очень приятно (например, походы к врачу)
-Перестаете переживать, что о вас думают или говорят другие (большинство людей в это время думают о том, что же вы думаете о них)
-Отказываетесь от пустых разговоров, осуждений, споров
-Фильтруете ту информацию, которой полон мир вокруг вас
-Учитесь постоянно пополнять свою энергию теми способами, которые вам нравятся
-Учитесь заботиться о себе, слышать свое тело и свою душу – их потребности, чувства
Каждый раз, когда вы собираетесь сделать что-то значительное или не очень простое, спросите себя:
* Даст ли мне это энергию?
* Полезно ли это для меня и моих близких?
* Нравится ли мне это?
А еще когда мы расходуем энергию на любимых нами людей, ее становится больше, она преумножается и растет. И это сигнал, что энергия потрачена правильно, с пользой и в правильном направлении.
Про тело.
«Мышечная релаксация»
Участники располагаются. Релаксация – это расслабление. Приемы релаксации основаны на сознательном расслаблении мышц. Понижая мускульное напряжение, мы способствуем снижению и нервного напряжения, поэтому состояние расслабленности уже само по себе обладает психогигиеническим эффектом.
Техника релаксации направлена на снятие ненужного напряжения. Умение расслабиться помогает приостановить ненужный расход энергии, быстро нейтрализует утомление, снимает нервное напряжение, дает ощущение покоя и сосредоточенности.
Расслабились мышцы – отдыхают нервы, исчезают отрицательные эмоции, быстро улучшается самочувствие. [5]
Инструкция.
Сейчас мы будем использовать для мышечной релаксации 10 групп мышц по методике Джекобсона.
Важно запомнить, что наша главная задача на глубоком, медленном вдохе напрягать определенную группу мышц, затем задержать дыхание на 5 секунд. А на медленном выдохе максимально расслабить эти мышцы. Затем восстановить дыхание и в течение 30-ти секунд сосредоточить внимание на возникающее расслабление.
В таком режиме дыхания мы сейчас будем выполнять следующие упражнения:
Группы мышц | Упражнения |
1. Кисти рук | 1. Сжать кисти рук |
2. Руки (кисть, предплечье, плечо) | 2. Попытаться дотянуться руками до противоположной стены, сильно растопырив пальцы |
3. Шея и надплечье | 3. Плечами дотянуться до мочек ушей |
4. Мышцы спины | 4. Свести лопатки и потянуть их немного вниз |
5. Стопы | 5. Попытаться дотянуться пальцами стоп до голени |
6. Ноги | 6. Встать на цыпочки и напрячь мышцы ног |
7. Мышцы лба | 7. Поднять брови высоко вверх |
8. Мышцы носа, щек | 8. Сморщить нос |
9. Мышцы щек, шеи | 9. Растянуть уголки губ («Улыбка Буратино») |
10. Мышцы губ | 10.Вытянуть губы трубочкой |
Все упражнения повторяются два раза. [2]
Комментарии для ведущего.
Ведущий, в процессе выполнения упражнений, помогает участникам сосредоточиться на ощущении расслабления и успокоения. После выполнения упражнений можно дать участникам следующую инструкцию: «Мысленно повторите следующие фразы: «Я хочу быть спокойным…», «Я успокаиваюсь…», «Я спокоен…», «Я буду спокойным…».
Советы психолога
Профилактика выгорания.
Удовлетворение физиологических потребностей:
- принимать пищу регулярно (завтрак, обед, ужин).
- делать зарядку
- проходить медицинский осмотр у врачей
- брать больничный лист на время болезней
- пользоваться услугами массажиста (делать самомассаж)
- достаточно спать
- носить одежду, которая нравится
- брать отпуск
- ограничить время телефонных разговоров
- удовлетворять сексуальные потребности
- вести оптимально активный образ жизни (танцевать, плавать, бегать, петь, заниматься спортом, совершать пешие прогулки и т.д.)
Удовлетворение психологических потребностей
- выделять время для саморефлексии
- читать литературу, не относящуюся к работе
- иметь хобби
- снизить уровень стрессового воздействия в жизни
- умение говорить «нет»
- проявлять любопытство
- обращаться за помощью к другим, когда нужно
- посещать музеи, выставки, театры, спортивные соревнования
- давать возможность другим людям узнать меня с разных сторон,
- прислушиваться к своему внутреннему опыту (мыслям, чувствам, суждениям)
Удовлетворение эмоциональных потребностей
- проводить время с людьми, которые симпатичны
- поддерживать отношение со значимыми людьми
- поощрять и награждать себя
- любить себя
- перечитывать любимые книги и пересматривать любимые фильмы
- позволять себе иногда плакать
- играть с детьми
- смеяться и улыбаться
- осознавать свои потребности
- научиться выражать свои эмоции и делать это конструктивно
Удовлетворение духовных потребностей.
- проводить время на природе
- поддерживать в себе оптимизм и надежду
- ориентироваться не только на материальные ценности
- не брать на себя ответственность за все
- быть открытым новому и неизвестному
- участвовать в осуществлении того, во что верится
- медитировать, молиться или петь.
Создание благоприятных условий работы.
- делать перерывы в работе в течение дня
- позволять себе поболтать с сотрудниками
- уметь отстаивать свои принципы
- распределять рабочее время так, чтобы избежать перегрузок
- выделять время для завершения определенной работы
- уделять время профессиональному росту
- заботиться о своих финансовых интересах
- создать себе удобное рабочее место
Обретение жизненного баланса
- стремиться к балансу в своей профессиональной жизни в пределах каждого рабочего дня
- стремиться к балансу между работой, семьей, общением с людьми, игрой и отдыхом.
Способы эффективного управления стрессом.
- В стрессовых ситуациях эмоции выходят на первый план, а способность рационально мыслить уменьшается. Один из эффективных элементов управления стрессом – дать мозгу выполнить какую – нибудь конкретную мыслительную задачу. Например, вспомнить двадцать слов на английском языке, пять имен женщин на букву «А», посчитать, сколько человек в комнате одеты в брюки, сколько лампочек горит на потолке или другие подобные вещи, главное, занять мозг четко поставленной задачей, с которой можно справится, но она требует определенных мыслительных усилий.
- Старайтесь быть «позитивны»:
Дайте себе установку: «как хорошо я могу справляться», и не думайте как всё ужасно и что всё будет плохо. Хорошо работает формула «Дело сложное, но я постараюсь, и все получится хорошо».
- Используйте навыки аутотренинга: можно просто посидеть в расслабленном состоянии и послушать приятную музыку. Учитесь расслабляться. В напряженных ситуациях можно просто многократно повторять формулу «Я спокоен, собран, готов к действию».
- Увеличите «обратную связь» с телом и пытайтесь саморегулировать стресс. Можно спросить себя «Где у меня в теле находится стресс?». Определив это место, надо расслабить это место (выполняя комплекс упражнений именно для этой части тела). Разминка поможет снять телесные зажимы.
- Вспомните, какие эмоции вы знаете. Умение распознавать свои истинные мысли и чувства помогает их контролировать.
- Учитесь ставить реальные цели.
- Попробуйте «использовать» стресс: если вы не можете бороться с тем, что вас беспокоит, то просто используйте стресс в творческом процессе.
- Физическая нагрузка поможет вам бороться со стрессом: бег, теннис, садоводство - лучшие лекарства против стресса.
- Всегда хорошо высыпайтесь.
Недостаток хорошего здорового сна может привести к стрессу.
- Сделайте что-то для других: переведите свои мысли на проблемы других - почувствуйте себя нужным кому-то ещё.
- Расслабьтесь, сделайте перерыв: Переключитесь на что-нибудь другое, не вызывающее у вас стрессовой реакции.
- Нарисуйте свои эмоции: когда мы видим свои чувства – мы можем ими управлять. Кроме того, с рисунком можно работать, дорисовываю или, изменяя картинку на более позитивную.
- Следите за питанием: бананы, брокколи, гречка, рыба, изюм, финики – природные антидепрессанты, включайте их в рацион в напряженных ситуациях.
- Постарайтесь выговориться. Лучше всего – со специалистом или одним самым близким человеком. Еще лучше действует, когда мы рассказываем о своей проблеме мягкой игрушке или пишем письмо самому себе.
- Примите душ или ванну. Вода помогает снять напряжение и актуализирует состояние гармонии.
- Больше гуляйте на свежем воздухе, в красивой части города. Посетите музеи или выставки – восприятие прекрасного помогает восстановить хорошее настроение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ОУ "ПРОФИЛАКТИКА СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПЕДАГОГОВ ОУ"
Современный учитель призван решать задачи, требующие серьезных педагогических усилий. Освоение нового содержания учебных предметов, новых форм и методов преподавания, поиски эффективных путей воспитан...
Профилактика эмоционального выгорания педагогов: способы саморегуляции эмоционального состояния
Оформление стенда школьного психолога...
Профилактика синдрома профессионально выгорания у педагогов.
К концу учебного года, или с его началом, (каждый реагирует по-своему) может появиться эмоциональная, психологическая или физическая усталость, у кого-то даже расстройство сна, сн...
Программа по профилактике синдрома эмоционального выгорания педагогов
Педагоги в значительной степени подвержены влиянию синдрома эмоционального выгорания (СЭВ). Объясняется это тем, что профессиональный труд педагогов отличается очень высокой эмоциональной напряженност...
Семинар-практикум на тему: «Профилактика синдрома профессионального выгорания».
Те, кто помогает другим людям, как правило, стремятся отрицать собственные психологические затруднения. Трудно признаться самому себе: «я страдаю профессиональным выгоранием». Тем б...
Презентация "Профилактика синдрома профессионального выгорания"
В течение последних десятилетий особенно острой стала проблема сохранения психического здоровья педагога в образовательном учреждении. Переход современной школы на личностно-ориентированные мод...
Профилактика синдрома эмоционального выгорания у педагогов, работающих с детьми с РАС
Представленная презентация отражает материалы первого занятия из цикла школьного проекта" Здоровьесберегающие технологии в работе с педагоагми"...