Роль физического воспитания в подготовке дошкольника
статья по зож

Кузьмина Марина Александровна

Развитие человека представляет собой процесс физического, психологического и социального созревания и охватывает все количественные и качественные изменения врожденных и приобретенных средств, происходящие под воздействием окружающей действительности.

Физическое развитие связано с изменением роста, веса, увеличением мышечной силы, совершенствованием органов чувств, координации движений и т.д. В процессе психического развития происходят существенные изменения, волевых, эмоциональных процессах, в формировании психических качеств и черт личности. Социальное развитие ребенка, осуществляется в процессе его включения в жизнь общества, проявляется в изменении его поведения, отношения к окружающим, в особенностях участия в делах коллектива и т.д.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_fizo.docx18.03 КБ

Предварительный просмотр:

Роль физического воспитания в подготовке

дошкольника

Развитие человека представляет собой процесс физического, психологического и социального созревания и охватывает все количественные и качественные изменения врожденных и приобретенных средств, происходящие под воздействием окружающей действительности.

Физическое развитие связано с изменением роста, веса, увеличением мышечной силы, совершенствованием органов чувств, координации движений и т.д. В процессе психического развития происходят существенные изменения, волевых, эмоциональных процессах, в формировании психических качеств и черт личности. Социальное развитие ребенка, осуществляется в процессе его включения в жизнь общества, проявляется в изменении его поведения, отношения к окружающим, в особенностях участия в делах коллектива и т.д.

В первые годы жизни физическое воспитание является основой всестороннего развития ребенка. В детстве закладывается фундамент здоровья   и формируются некоторые важные черты личности. Успех в любой деятельности во многом определяется физическим состоянием ребенка. Детский организм остро реагирует на незначительные отклонения от нормы в окружающей среде, что связано с его развитием и недостаточной зрелостью отдельных органов и систем. Связи между соматическим и психическими процессами более тесные , чем у взрослых. Поэтому решение многих педагогических задач должно осуществляться с обязательным учетом физических возможностей и состояния ребенка.

Физическое воспитание-это процесс целенаправленного и систематического формирования здорового, полноценного человека, его физических сил и физических качеств, обеспечивающих его к физической культуре и стремление к физическому совершенству.

Физическая культура-совокупность материальных и духовных ценностей общества, которые накоплены, создаются и используются для физического совершенствования людей.

Содержание  физической культуры составляют:

  1. Личная гигиена, включающая в себя навыки в труде и быту( аккуратность, опрятность одежды, чистоту помещений), и привычки к гигиеническому режиму (рациональный распорядок деятельности и отдыха, гигиены сна, питания и т.д);
  2. Закаливание организма в естественных условиях природы (воздух, солнце и вода);
  3. Физические упражнения.

Физическое воспитание тесно связано с возрастными особенностями детей. В связи с этим и определяются конкретные задачи, содержание, методы и формы организации физического воспитания в раннем дошкольном и школьном возрасте, а также преемственная связь между ними. Особенно важно физическое воспитание в раннем и дошкольном детстве, когда происходит наиболее интенсивное развитие организма ребенка, когда формируются основные его движения, но вместе с тем организм еще очень слаб и раним.

Физическое воспитание детей дошкольного возраста направлено, прежде всего, на охрану жизни и укрепление здоровья, полноценное физическое развитие, формирование двигательных навыков и развитие физических качеств, на освоение культурно-гигиенических навыков, воспитание привычек к упорядоченному ритму жизни.

Работа по физическому развитию пронизывает всю организацию жизни детей в семье и дошкольном учреждении. Организацию предметной и социальной среды, все виды детской деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников. В дошкольном учреждении режим дня  ребенка предусматривает занятия по физическому воспитанию, игры и развлечения на воздухе, отдельные закаливающие процедуры, при проведении которых учитываются и климатические условия.

Основной формой обучения детей движениям признаны занятия, проводимые инструктором по физической культуре (или воспитателем). В то же время значительное место в системе физического воспитания занимают подвижные игры, которые широко применяются на занятиях учителя-дефектолога, на других занятиях(музыка, ритмика, театрализованная деятельность), а также в ходе прогулок, проводимых воспитателем. Занятия по физическому воспитанию решают как общие, так и коррекционные задачи. В занятия включаются физические упражнения, направленные на развитие всех основных движений(метание, ходьба, бег, ползание, прыжки).Большое разнообразие воспитательных дел физкультурного направления позволяет решать в комплексе задачи нравственного, умственного, эстетического и трудового воспитания.

Работа проходит в разных формах: физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня(утренняя гимнастика, подвижные игры, физические упражнения на прогулке), самостоятельная двигательная деятельность детей, активный отдых(физкультурные досуги, праздники, дни здоровья).

Учитывая специфику возраста, задачи определяются в более конкретной форме: помогать формированию изгиба позвоночника, развитию сводов стопы, укреплению связочно - суставного аппарата. Способствовать развитию всех групп мышц, особо-мышц-разгибателей;  правильному соотношению частей тела; способствовать совершенствованию деятельности сердечно сосудистой  и дыхательной систем, правильному функционированию внутренних органов, развитию функции терморегуляции, центральной нервной системы тренировать процессы возбуждения и торможения, их подвижность) , органов чувств. Педагогическая работа, направленная на решение данной задачи, включает в себя организацию режима жизни детей, закаливающих процедур, специальных упражнений по развитию движений. Эта сфера физического воспитания детей требует от воспитателя  постоянных контактов  с медицинским работниками,   учета их рекомендаций,  индивидуального подхода к детям, бесед с родителями . На занятиях физическими упражнениями у детей развиваются все психические процессы (восприятие, мышление, память, воображение и др.), а также мыслительные операции(наблюдение, сравнение, анализ, синтез, обобщение и др.).Нужно стремиться, чтобы дети умели творчески пользоваться приобретенными знаниями и навыками в своей двигательной деятельности, проявляя активность, самостоятельность, смекалку, находчивость.

Естественные силы природы (солнце, воздух, вода) усиливают эффективность влияния физических упражнений на организм ребенка. Во время занятий на воздухе, при солнечном излучении у детей возникают положительные эмоции, больше поглощается кислорода, увеличивается обмен веществ, повышаются функциональные возможности всех органов и систем. Сочетание естественных сил природы с физическими упражнениями увеличивает эффект закаливания. Важно воспитывать положительные эмоции, создающие бодрое, жизнерадостное настроение, а также развивать умение быстро преодолевать отрицательное психическое состояние.

Это необходимо потому, что положительные эмоции благотворно влияют на работу всех органов и систем организма, обеспечивают быстроту и прочность формирования двигательных навыков и умений.

Физическое воспитание, в свою очередь, неотъемлемая часть воспитания личности ребенка, которая обуславливает отличную адаптацию и подготовку к учебному процессу в школе.

Таким образом, можно сказать, что процесс физического воспитания существенно облегчает адаптацию к школе и всестороннее развитие личности ребенка.

Список литературы:

1.ЕкжановаЕ.А., Стебелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение. - М.:Просвещение.2005.

2.ЛогиноваВ.И., СаморуковаП.Г. Дошкольная педагогика. Уч. пос. для студентов пед. институтов  «Педагогика и психология». Ч.1,2 В.И.-2-е изд.,-М.:Просвещение,1988.-270с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль семьи в физическом воспитании ребенка

О роли семьи в физическом воспитании ребенка...

Роль подвижных игр в системе физического воспитания младших школьников

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«Металлплощадская средняя общеобразовательная школа»Кемеровского муниципального района  СТАТЬЯРоль подвижных игр в системе физического в...

Консультация для родителей Роль семьи в физическом воспитании детей дошкольного возраста

Роль семьи в деле воспитания положительного отношения к физической культуре очень велика. Правильное физическое воспитание детей предполагает постоянное заботливое отношение к их здоровью в семье....

Роль подвижных игр в процессе физического воспитания младших школьников

Младший школьный возраст – наиболее благоприятное время для включения игры в процесс воспитания.     Доказано, что подвижные игры и физические упражнения оказывают значительное вл...

Интеграция двигательной и речевой деятельности в процессе физического воспитания дошкольников

презентация "Интеграция двигательной и речевой деятельностив процессе  физического воспитания дошкольников"...

Интеграция двигательной и речевой деятельности в процессе физического воспитания дошкольников»

Консультация для воспитателей "Интеграция двигательной и речевой деятельности в процессе  физического воспитания дошкольников»...

«Образовательные программы для детей дошкольного возраста» Вариант 6 1.Развитие речи в детском саду. 2.Проблема физического воспитания дошкольников.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что методика обучения русскому языку является отраслью педагогической науки. В ней выделены методика развития речи в детском саду и методика преподавания...