Программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья" 1 класс
рабочая программа по зож (1 класс)
Программа курса внеурочной деятельности "Азбука здоровья" 1 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья" 1 класс | 130 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новоаганская общеобразовательная средняя школа №1»
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
на заседании МО зам. директора по УВР Директор МБОУ
_______________ ____________________ «Новоаганская ОСШ №1»
Протокол № ____ ________ Л.Н. Константинова
от «___» _______2019 г. «____» _________2019 г. Приказ №____ от __________
Рабочая программа внеурочной деятельности
Азбука здоровья
для 1 класса
на 2019-2020 учебный год
Составитель:
учитель начальных классов высшей
квалификационной категории
Белоусова Е.Г..
Новоаганск, 2019
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа является модифицированной, в основе её положена «Школа докторов Природы или 135 уроков здоровья» Л. А.Обуховой , Н. А.Лемяскиной для 1-4 классов.
Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25-30% детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья.
За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза,
число близоруких детей увеличивается с 1 класса к выпускным с 3,9 до 12,3%,
с нервно-психическими расстройствами — с 5,6 до 16,4%,
нарушениями осанки — с 1,9 до 16,8%.
Наметившаяся во всем мире тенденция новых подходов в вопросах формирования здоровья способствует созданию новых образовательно-оздоровительных программ по валеологии («валео» — быть здоровым, «логос» — наука), начиная с дошкольного и младшего школьного возраста, поскольку именно в этот период у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни.
Программа по валеологии ориентирована на формирование у ребёнка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре.
Цель данной программы.
Данная программа имеет своей целью раскрыть детям основы здорового образа жизни, позволяющие эффективно решать одну из самых актуальнейших задач современного образования — формирование здорового образа жизни младших школьников (обучение детей элементарным приёмам здорового образа жизни (ЗОЖ), содействие оздоровлению учащихся).
Задачи
Образовательные:
- обучение детей профилактическим методикам — оздоровительная гимнастика, пальцевая, корригирующая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости, самомассаж;
- обучение детей простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи при порезах, ссадинах, ожогах, укусах;
- привитие детям элементарных гигиенических навыков (мытьё рук, использование носового платка при чихании и кашле и т. д.).
Воспитательные:
- желание быть здоровым душой и телом;
- стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия;
- приобретение навыков самосовершенствования при получении знаний о том, от чего зависит наше здоровье.
Развивающие:
- самостоятельное экспериментирование и поисковая активность детей побуждают их к творческому отношению при выполнении заданий;
- обучение любви к себе, к людям, к жизни развивают гармонию с собой и с миром;
- формирование позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре.
Режим занятий – 1 класс 2 часа в неделю 66часов в год.
Общая характеристика
Методика работы с детьми строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, побуждая их к творческому отношению при выполнении заданий. Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей в сочетании с практическими заданиями (тренинг, оздоровительные минутки, упражнения для глаз, для осанки, дыхательные упражнения и пр.), необходимыми для развития навыков ребенка.
Содержания занятий наполнены сказочными и игровыми сюжетами и персонажами.
Наряду с теоретическим материалом ученикам предлагаются практические рекомендации, игры и упражнения, тренинги. Один из разделов посвящен профилактике заболеваний у детей младшего школьного возраста и оказанию доврачебной помощи.
Уроки по валеологии носят творческий характер. С детьми проводятся занятия разных видов: беседы, оздоровительные минутки, тренинги, деловые игры («Скорая помощь», «Доктора природы», «Вопросы-ответы»), комплекс упражнений, общение с природой и др.
Беседы включают вопросы гигиены, питания, закаливания, строения человека, ведения индивидуальной программы, паспорта здоровья; вопросы, связанные с факторами, укрепляющими и разрушающими здоровье, и т.д.
В одной беседе может быть затронуто одно или несколько направлений.
Оздоровительные минутки включают не только физические упражнений, но и «этюды для души» (например: «Сотвори солнце в себе»). Оздоровительные паузы комбинируются, включая физические упражнения для осанки и несколько упражнений для глаз, рук или стоп и т.д. Задача оздоровительных пауз — дать знания, выработать умения и навыки, необходимые каждому ребёнку для укрепления позвоночника, стоп, рук, для красивой осанки, снятия усталости, обретения спокойствия и равновесия и т.д.
Планируемые результаты реализации курса "Азбука здоровья".
Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
Выстраивая предполагаемый образ выпускника школы, исходим из того, что он представляет собой динамическую систему, которая постоянно изменяется, самосовершенствуется, наполняясь новым содержанием. А значит, образ выпускника- это не конечный результат, не итог в развитии личности, а тот базовый уровень, развитию и становлению которого должна максимально способствовать школа.
Следовательно, выпускник младших классов школы как современного образовательного учреждения должен иметь устойчивый интерес к учению, наблюдательность, осведомленность, применять знания на практике, быть исполнительным, уверенным, инициативным, добросовестным, заботливым, аккуратным, правдивым, креативным, инициативным, чувствовать доброту, иметь привычку к режиму, навыки гигиены, уметь согласовывать личное и общественное, иметь навыки самоорганизации, открытый внешнему миру.
В соответствии с ФГОС на ступени начального общего образования решаются следующие задачи:
- становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;
- формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;
- духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
- укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.
Соответствие целей и задач программы внеурочной деятельности по оздоровительному направлению «Азбука здоровья» целям и задачам основной образовательной программы учреждения будет способствовать осуществлению пролонгированного эффекта от ее реализации в педагогической практике.
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у
обучающихся, формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального общего образования по формированию здорового и безопасного образа жизни являются:
-умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения еѐ цели;
-умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
-умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Результатами освоения учащимися содержания программы по формированию здорового и безопасного образа жизни являются:
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ — готовность и способность обучающихся к саморазвитию,
сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности.
Личностными результатами программы внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Азбука здоровья» является формирование следующих умений:
-Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные).
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Азбука здоровья» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
1. РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД:
-Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
-Проговаривать последовательность действий на уроке.
-Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
-Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
2. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД:
-Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
-Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
-Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
-Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);
-Находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета.
3. КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД:
-Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
-Слушать и понимать речь других.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
-Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
-Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
-Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков).
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной
Ожидаемые результаты и способы их проверки.
К концу 1 года обучения
Должны знать: о причинах и признаках болезней,
-что такое адаптация и как организм помогает себе сам,
-понимать значение выражения «здоровый образ жизни»,
-какие врачи помогают сохранить нам здоровье,
-что такое инфекционные болезни и для чего делают прививки от болезней,
- понимать для чего нужны лекарства,
-признаки лекарственных и пищевых отравлений;
- правила поведения, если солнечно и жарко и если на улице дождь и гроза;
-правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте;
-правила безопасного поведения на воде;
- правила обращения с огнём;
-знать, чем опасен электрический ток;
-как уберечься от порезов, ушибов, переломов;
- как защититься от насекомых;
- правила обращения с животными;
-признаки отравлений жидкостями, пищей парами, газом;
- признаки перегревания и теплового удара;
-какие бывают травмы;
-правила поведения, если в глаз, ухо, нос или горло попал посторонний предмет;
-признаки укуса змеи;
- о неизлечимых болезнях века.
Должны уметь: заботиться о своём здоровье,
-составлять и выполнять режим дня,
-вести здоровый образ жизни,
- выполнять рекомендации врача во время болезни,
-своевременно делать прививки,
- следить за содержанием домашней аптечки,
-оказать себе первую помощь при лекарственных и пищевых отравлениях,
- при солнечных ожогах,
-если промокли под дождём;
-соблюдать правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте, на воде, при пожаре в доме,
-оказать первую помощь пострадавшему от электрического тока;
-оказать первую помощь при порезах, ушибах, переломах;
-оказать первую помощь при укусах насекомых;
-оказать себе первую помощь, если укусила собака;
-помочь себе при отравлении жидкостями, пищей, парами, газом;
- помочь себе при тепловом ударе, при ожогах и обморожении;
-оказать первую помощь при травмах;
-оказать первую помощь при укусе змеи;
-заниматься самовоспитанием.
Способ проверки: наблюдение непосредственное и целенаправленное за поведением детей в школе на уроках, переменах, уроках физкультуры, во время экскурсий, походов,
беседы с детьми и их родителями о соблюдении вне школы навыков ЗОЖ,
создание ситуации эксперимента,
опрос на занятиях после пройденной темы,
тестирование в конце года «Оцени себя сам».
Содержание
Как сохранить своё здоровье. 14 ч. Кто и как предохраняет нас от болезней. Почему мы болеем.
Закаливание.Практ. работа. Кто и как защищает нас от болезней. Закаливание.Практ. работа. Кто и как защищает нас от болезней. Прививки от болезней. Что нужно знать о лекарствах. Как избежать отравлений. Безопасность при любой погоде .
ОБЖ 8 ч. Правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте. Правила безопасного поведения на воде. Правила общения с огнем . Как уберечься от поражения электрическим током.
Как уберечься от порезов, ушибов, переломов.
Оказание первой помощи 12 ч Как защититься от насекомых
Предосторожности при обращении с животными
Первая помощь при отравлении жидкостями, пищей, парами, газом
Первая помощь при перегревании и тепловом ударе, при ожогах и обморожении
Первая помощь утопающему
Первая помощь при травмах
Первая помощь при попадании инородных тел в глаз, ухо, нос
Первая помощь при укусах насекомых, змей, собак и кошек
Я – ученик 24 ч.
Сегодняшние заботы медицины
Лекарственные растения
«Поговорим о правильном питании»:
Конкурс рисунков «Меню второклассника, здоровое и любимое»
Итог: Проект «Защити себя сам»
«В гостях у Мойдодыра!»
«Азбука улицы»
Подвижные игры
Сон – лучшее лекарство
Я — ученик. Режим дня.
Где можно играть.
Правильное питание 8ч .Питание — необходимое условие жизни человека. Гигиена питания.
Питательные вещества: белки, жиры, углеводы и их роль в жизни человека
Содержание питательных веществ в разных продуктах питания
Основные правила поведения на улице. Безопасный путь домой.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
КРУЖКА «АЗБУКА ЗДОРОВЬЯ» ДЛЯ 1 КЛАССА
НА 2019 – 2020 УЧЕБНЫЙ ГОД.
Учитель: Белоусова Е.Г.
Название темы/урока | |||
По плану | По факту | ||
Как сохранить своё здоровье. 14 ч | |||
1 | Кто и как предохраняет нас от болезней. | 03.09 | |
2 | Кто и как предохраняет нас от болезней. | 03.09 | |
3 | Почему мы болеем | 10.09 | |
4 | Почему мы болеем | 10.09 | |
5 | Закаливание. | 17.09 | |
6 | .Практ. работа. Кто и как защищает нас от болезней. | 17.09 | |
7 | Прививки от болезней | 24.09 | |
8 | Прививки от болезней | 24.09 | |
9 | Что нужно знать о лекарствах | 01.10 | |
10 | Что нужно знать о лекарствах | 01.10 | |
11 | Как избежать отравлений | 08.10 | |
12 | Как избежать отравлений | 08.10 | |
13 | Безопасность при любой погоде | 15.10 | |
14 | Безопасность при любой погоде | 15.10 | |
ОБЖ 8 ч. | |||
15 | Правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте | 22.10 | |
16 | Правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте | 22.10 | |
17 | Правила безопасного поведения на воде | 05.11 | |
18 | Правила общения с огнем | 05.11 | |
19 | Правила общения с огнем | 12.11 | |
20 | Как уберечься от поражения электрическим током | 12.11 | |
21 | Как уберечься от порезов, ушибов, переломов | 19.11 | |
22 | Как уберечься от порезов, ушибов, переломов | 19.11 | |
Оказание первой помощи 12 ч | |||
23 | Как защититься от насекомых | 26.11 | |
24 | Предосторожности при обращении с животными | 26.11 | |
25 | Предосторожности при обращении с животными | 03.12 | |
26 | Первая помощь при отравлении жидкостями, пищей, парами, газом | 03.12 | |
27 | Первая помощь при отравлении жидкостями, пищей, парами, газом | 10.12 | |
28 | Помощь при тепловом ударе, при ожогах. | 10.12 | |
29 | Помощь при тепловом ударе, при ожогах. | 17.12 | |
30 | Помощь при тепловом ударе, при ожогах. | 17.12 | |
31 | Помощь при тепловом ударе, при ожогах. | 24.12 | |
32 | Первая помощь при травмах | 24.12 | |
33 | Первая помощь при травмах | 14.01 | |
34 | Первая помощь при попадании инородных тел в глаз, ухо, нос | 14.01 | |
35 | Первая помощь при попадании инородных тел в глаз, ухо, нос | 21.01 | |
36 | Первая помощь при укусах насекомых, змей, собак и кошек | 21.01 | |
Я – ученик 24 ч | |||
37 | Сегодняшние заботы медицины | 28.01 | |
38 | Сегодняшние заботы медицины | 28.01 | |
39 | Лекарственные растения | 04.02 | |
40 | Лекарственные растения | 04.02 | |
41 | Поговорим о правильном питании»: | 11.02 | |
42 | Поговорим о правильном питании»: | 11.02 | |
43 | Конкурс рисунков «Меню второклассника, здоровое и любимое | 18.02 | |
44 | Конкурс рисунков «Меню второклассника, здоровое и любимое | 18.02 | |
45 | Итог: Проект «Защити себя сам» | 25.02 | |
46 | Итог: Проект «Защити себя сам» | 25.02 | |
47 | «В гостях у Мойдодыра!» | 03.03 | |
48 | «В гостях у Мойдодыра!» | 03.03 | |
49 | «Азбука улицы» | 10.03 | |
50 | «Азбука улицы» | 10.03 | |
51 | Подвижные игры | 17.03 | |
52 | Подвижные игры | 17.03 | |
53 | Сон – лучшее лекарство | 31.03 | |
54 | Сон – лучшее лекарство | 31.03 | |
55 | Я — ученик. Режим дня | 07.04 | |
56 | Я — ученик. Режим дня | 07.04 | |
57 | Где можно играть. | 14.04 | |
58 | Где можно играть. | 14.04 | |
59 | Мы - пассажиры | 21.04 | |
60 | Мы - пассажиры | 21.04 | |
Правильное питание 6. ч | |||
61 | Питание — необходимое условие жизни человека. | 28.04 | |
62 | Гигиена питания. | 28.04 | |
63 | Питательные вещества. | 12.05 | |
64 | Питательные вещества. | 12.05 | |
65 | Содержание питательных веществ в разных продуктах питания | 19.05 | |
66 | Содержание питательных веществ в разных продуктах питания | 19.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексная программа внеурочной деятельности 1 класса на 2011 - 2012 учебный год.
Комплексная программа внеурочной деятельности составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО для 1 класса для учащихся малокомплектной школы. Программа реализует социальное, духовно-нравственное, с...
Рабочая программа внеурочная деятельность 2 класс русский язык
Рабочая программа внеурочной деятельности"Занимательный русский язык"2 класс...
Программа внеурочной деятельности 2 класс
Программа внеурочной деятельности, отвечающая требованиям ФГОС...
Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс
Рабочие программы внеурочной деятельности для 1 класса ФГОС "Эрудит", "Школа развития речи"....
Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс "Занимательная математика"
Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если ур...
Занимательная математика. Программа внеурочной деятельности. 2 класс
Программа составлена по новым ФГОС....
Рабочие программы внеурочной деятельности 1 класс Программа ПНШ
Внеурочная деятельность представлена по направлениям: социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное и духовно-нравственное. Представлены рабочие программы и календарно--тематическое планирование ра...