Программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья" 1 класс
рабочая программа по зож (1 класс)

Белоусова Елена Георгиевна

Программа курса внеурочной деятельности "Азбука здоровья" 1 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Новоаганская общеобразовательная средняя школа №1»

«Рассмотрено»                     «Согласовано»                                    «Утверждаю»

на заседании МО                  зам. директора по УВР                     Директор МБОУ

_______________                 ____________________                   «Новоаганская ОСШ №1»

Протокол № ____                                                                         ________ Л.Н. Константинова

от «___» _______2019 г.      «____» _________2019 г.              Приказ №____ от __________

Рабочая программа внеурочной деятельности

Азбука здоровья

для    1   класса

на 2019-2020 учебный год

                                                                                                     Составитель:

                                                                                    учитель начальных классов высшей

квалификационной категории

                                                                                                          Белоусова Е.Г..

Новоаганск, 2019

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа является модифицированной, в основе её положена «Школа докторов Природы или 135 уроков здоровья» Л. А.Обуховой ,    Н. А.Лемяскиной  для 1-4 классов.

Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25-30% детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья.

За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза,

число близоруких детей увеличивается с 1 класса к выпускным с 3,9 до 12,3%,

с нервно-психическими расстройствами — с 5,6 до 16,4%,

нарушениями осанки — с 1,9 до 16,8%.

Наметившаяся во всем мире тенденция новых подходов в вопросах формирования здоровья способствует созданию новых образовательно-оздоровительных программ по валеологии («валео» — быть здоровым, «логос» — наука), начиная с дошкольного и младшего школьного возраста, поскольку именно в этот период у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни.

Программа по валеологии ориентирована на формирование у ребёнка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре.

Цель данной программы.

Данная программа имеет своей целью раскрыть детям основы здорового образа жизни, позволяющие эффективно решать одну из самых актуальнейших задач современного образования — формирование здорового образа жизни младших школьников (обучение детей элементарным приёмам здорового образа жизни (ЗОЖ), содействие оздоровлению учащихся).

Задачи

Образовательные:

- обучение детей профилактическим методикам — оздоровительная гимнастика, пальцевая, корригирующая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости,  самомассаж;

- обучение детей простейшим  навыкам оказания первой медицинской помощи при порезах, ссадинах, ожогах, укусах;

- привитие детям элементарных гигиенических навыков (мытьё рук, использование носового платка при чихании и кашле и т. д.).

Воспитательные:

- желание быть здоровым душой и телом;

- стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия;

- приобретение навыков самосовершенствования при получении знаний о том, от чего зависит наше здоровье.

Развивающие:

- самостоятельное экспериментирование и поисковая активность детей побуждают их к творческому отношению при выполнении заданий;

- обучение любви к себе, к людям, к жизни развивают гармонию с собой и с миром;

- формирование позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре.

Режим занятий – 1 класс 2 часа в неделю 66часов в год.

Общая характеристика

Методика работы с детьми строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, побуждая их к творческому отношению при выполнении заданий. Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей в сочетании с практическими заданиями (тренинг, оздоровительные минутки, упражнения для глаз, для осанки, дыхательные упражнения и пр.), необходимыми для развития навыков ребенка.

Содержания занятий наполнены сказочными и игровыми сюжетами и персонажами.

Наряду с теоретическим материалом ученикам предлагаются практические рекомендации, игры и упражнения, тренинги. Один из разделов посвящен профилактике заболеваний у детей младшего школьного возраста и оказанию доврачебной помощи.  

 Уроки по валеологии носят творческий характер. С детьми проводятся занятия разных видов: беседы, оздоровительные минутки, тренинги, деловые игры («Скорая помощь», «Доктора природы», «Вопросы-ответы»), комплекс упражнений, общение с природой и др.

Беседы  включают  вопросы  гигиены, питания, закаливания, строения человека, ведения индивидуальной программы, паспорта здоровья; вопросы, связанные с факторами, укрепляющими и разрушающими здоровье, и т.д.

В одной беседе может быть затронуто одно или несколько направлений.

 Оздоровительные минутки включают не только физические упражнений, но и «этюды для души» (например: «Сотвори солнце в себе»). Оздоровительные паузы комбинируются, включая физические упражнения для осанки и несколько упражнений для глаз, рук или стоп и т.д. Задача оздоровительных пауз — дать знания, выработать умения и навыки, необходимые каждому ребёнку для укрепления позвоночника, стоп, рук, для красивой осанки, снятия усталости, обретения спокойствия и равновесия и т.д.

Планируемые результаты реализации курса "Азбука здоровья".

Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

Выстраивая предполагаемый образ выпускника школы, исходим из того, что он представляет собой динамическую систему, которая постоянно изменяется, самосовершенствуется, наполняясь новым содержанием. А значит, образ выпускника- это не конечный результат, не итог в развитии личности, а тот базовый уровень, развитию и становлению которого должна максимально способствовать школа.

Следовательно, выпускник младших классов школы как современного образовательного учреждения должен иметь устойчивый интерес к учению, наблюдательность, осведомленность,  применять знания на практике, быть исполнительным, уверенным, инициативным, добросовестным, заботливым, аккуратным, правдивым, креативным, инициативным, чувствовать доброту, иметь привычку к режиму, навыки гигиены, уметь согласовывать личное и общественное, иметь навыки самоорганизации, открытый внешнему миру.

В соответствии с ФГОС на ступени начального общего образования решаются следующие задачи:

- становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;

- формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;

- духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;

- укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.

Соответствие целей и задач программы внеурочной деятельности по оздоровительному направлению «Азбука здоровья» целям и задачам основной образовательной программы учреждения будет способствовать осуществлению пролонгированного эффекта от ее реализации в педагогической практике.

В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у

обучающихся, формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.

         Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального общего образования по формированию здорового и безопасного образа жизни являются:

 -умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения еѐ цели;

-умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;

 -умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

 Результатами освоения учащимися содержания программы по формированию здорового и безопасного образа жизни являются:

        ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, 

сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества;  сформированность  основ российской, гражданской идентичности.

Личностными результатами   программы внеурочной деятельности по общекультурному  направлению «Азбука здоровья»  является формирование следующих умений:

-Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

       МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные).

      Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Азбука здоровья» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

    1. РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД:

-Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

-Проговаривать последовательность действий на уроке.

-Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

-Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

2. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД:

-Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

-Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

-Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

-Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);

-Находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета.

3. КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД:

-Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

-Слушать и понимать речь других.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

-Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

-Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

-Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков).

      ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной

Ожидаемые результаты и способы их проверки.

К концу 1 года обучения

Должны знать: о причинах и признаках болезней,

-что такое адаптация и как организм помогает себе сам,

-понимать значение выражения «здоровый образ жизни»,

-какие врачи помогают сохранить нам здоровье,

-что такое инфекционные болезни и для чего делают прививки от болезней,

- понимать для чего нужны лекарства,

-признаки лекарственных и пищевых отравлений;

- правила поведения, если солнечно и жарко и если на улице дождь и гроза;

-правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте;

-правила безопасного поведения на воде;

- правила обращения с огнём;

-знать, чем опасен электрический ток;

-как уберечься от порезов, ушибов, переломов;

- как защититься от насекомых;

- правила обращения с животными;

-признаки отравлений жидкостями, пищей парами, газом;

- признаки перегревания и теплового удара;

-какие бывают травмы;

-правила поведения, если в глаз, ухо, нос или горло попал посторонний предмет;

-признаки укуса змеи;

- о неизлечимых болезнях века.

Должны уметь: заботиться о своём здоровье,

-составлять и выполнять режим дня,

-вести здоровый образ жизни,

- выполнять рекомендации врача во время болезни,

-своевременно делать прививки,

- следить за содержанием домашней аптечки,

-оказать себе первую помощь при лекарственных и пищевых отравлениях,

- при солнечных ожогах,

-если промокли под дождём;

-соблюдать правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте, на воде, при пожаре в доме,

-оказать первую помощь пострадавшему от электрического тока;

-оказать первую помощь при порезах, ушибах, переломах;

-оказать первую помощь при укусах насекомых;

-оказать себе первую помощь, если укусила собака;

-помочь себе при отравлении жидкостями, пищей, парами, газом;

- помочь себе при тепловом ударе, при ожогах и обморожении;

-оказать первую помощь при травмах;

-оказать первую помощь при укусе змеи;

-заниматься самовоспитанием.

Способ проверки: наблюдение непосредственное и целенаправленное за поведением детей в школе на уроках, переменах, уроках физкультуры, во время экскурсий,  походов,

беседы с детьми и их родителями о соблюдении вне школы навыков ЗОЖ,

создание ситуации эксперимента,

опрос на занятиях после пройденной темы,

тестирование в конце года «Оцени себя сам».

Содержание

Как сохранить своё здоровье. 14 ч. Кто и как предохраняет нас от болезней. Почему мы болеем.

Закаливание.Практ. работа.  Кто и как защищает нас от болезней. Закаливание.Практ. работа.  Кто и как защищает нас от болезней. Прививки от болезней. Что нужно знать о лекарствах. Как избежать отравлений. Безопасность при любой погоде .  

ОБЖ 8 ч. Правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте. Правила безопасного поведения на воде.  Правила общения с огнем .  Как уберечься от поражения электрическим током.

Как уберечься от порезов, ушибов, переломов.

Оказание первой помощи 12 ч Как защититься от насекомых  

Предосторожности при обращении с животными  

Первая помощь при отравлении жидкостями, пищей, парами, газом

Первая помощь при перегревании и тепловом ударе, при ожогах и обморожении

Первая помощь утопающему

Первая помощь при травмах

Первая помощь при попадании инородных тел в глаз, ухо, нос  

Первая помощь при укусах насекомых, змей, собак и кошек

Я – ученик 24 ч.

 Сегодняшние заботы медицины  

Лекарственные растения

«Поговорим о правильном питании»:

Конкурс рисунков «Меню второклассника, здоровое и любимое»

Итог: Проект «Защити себя сам»

«В гостях у Мойдодыра!»

«Азбука улицы»

Подвижные игры

Сон – лучшее лекарство

Я — ученик. Режим дня.

Где можно играть.

Правильное питание 8ч .Питание — необходимое условие жизни человека. Гигиена питания.

Питательные вещества: белки, жиры, углеводы и их роль в жизни человека

Содержание питательных веществ в разных продуктах питания

Основные правила поведения на улице. Безопасный путь домой.

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 КРУЖКА «АЗБУКА ЗДОРОВЬЯ» ДЛЯ 1 КЛАССА

НА 2019 – 2020 УЧЕБНЫЙ ГОД.

Учитель: Белоусова Е.Г.

Название темы/урока

По плану

По факту

Как сохранить своё здоровье. 14 ч

1

Кто и как предохраняет нас от болезней.

03.09

2

Кто и как предохраняет нас от болезней.

03.09

3

Почему мы болеем

10.09

4

Почему мы болеем

10.09

5

Закаливание.

17.09

6

.Практ. работа.  Кто и как защищает нас от болезней.

17.09

7

Прививки от болезней

24.09

8

Прививки от болезней

24.09

9

Что нужно знать о лекарствах

01.10

10

Что нужно знать о лекарствах

01.10

11

Как избежать отравлений

08.10

12

Как избежать отравлений

08.10

13

Безопасность при любой погоде

15.10

14

Безопасность при любой погоде

15.10

ОБЖ 8 ч.

15

Правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте

22.10

16

Правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте

22.10

17

Правила безопасного поведения на воде

05.11

18

Правила общения с огнем

05.11

19

Правила общения с огнем

12.11

20

Как уберечься от поражения электрическим током

12.11

21

Как уберечься от порезов, ушибов, переломов

19.11

22

Как уберечься от порезов, ушибов, переломов

19.11

Оказание первой помощи 12 ч

23

Как защититься от насекомых

26.11

24

Предосторожности при обращении с животными

26.11

25

Предосторожности при обращении с животными

03.12

26

Первая помощь при отравлении жидкостями, пищей, парами, газом

03.12

27

Первая помощь при отравлении жидкостями, пищей, парами, газом

10.12

28

Помощь при тепловом ударе, при ожогах.

10.12

29

Помощь при тепловом ударе, при ожогах.

17.12

30

Помощь при тепловом ударе, при ожогах.

17.12

31

Помощь при тепловом ударе, при ожогах.

24.12

32

Первая помощь при травмах

24.12

33

Первая помощь при травмах

14.01

34

Первая помощь при попадании инородных тел в глаз, ухо, нос

14.01

35

Первая помощь при попадании инородных тел в глаз, ухо, нос

21.01

36

Первая помощь при укусах насекомых, змей, собак и кошек

21.01

Я – ученик 24 ч

37

Сегодняшние заботы медицины

28.01

38

Сегодняшние заботы медицины

28.01

39

Лекарственные растения

04.02

40

Лекарственные растения

04.02

41

Поговорим о правильном питании»:

11.02

42

Поговорим о правильном питании»:

11.02

43

Конкурс рисунков «Меню второклассника, здоровое и любимое

18.02

44

Конкурс рисунков «Меню второклассника, здоровое и любимое

18.02

45

Итог: Проект «Защити себя сам»

25.02

46

Итог: Проект «Защити себя сам»

25.02

47

«В гостях у Мойдодыра!»

03.03

48

«В гостях у Мойдодыра!»

03.03

49

«Азбука улицы»

10.03

50

«Азбука улицы»

10.03

51

Подвижные игры

17.03

52

Подвижные игры

17.03

53

Сон – лучшее лекарство

31.03

54

Сон – лучшее лекарство

31.03

55

Я — ученик. Режим дня

07.04

56

Я — ученик. Режим дня

07.04

57

Где можно играть.

14.04

58

Где можно играть.

14.04

59

Мы - пассажиры

21.04

60

Мы - пассажиры

21.04

Правильное питание 6. ч

61

Питание — необходимое условие жизни человека.

28.04

62

Гигиена питания.

28.04

63

Питательные вещества.

12.05

64

Питательные вещества.

12.05

65

Содержание питательных веществ в разных продуктах питания

19.05

66

Содержание питательных веществ в разных продуктах питания

19.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексная программа внеурочной деятельности 1 класса на 2011 - 2012 учебный год.

Комплексная программа внеурочной деятельности составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО для 1 класса для учащихся малокомплектной школы. Программа реализует социальное, духовно-нравственное, с...

Рабочая программа внеурочная деятельность 2 класс русский язык

Рабочая программа внеурочной деятельности"Занимательный русский язык"2 класс...

Программа внеурочной деятельности 2 класс

Программа внеурочной деятельности, отвечающая требованиям ФГОС...

Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс

Рабочие программы внеурочной деятельности для 1 класса ФГОС "Эрудит", "Школа развития речи"....

Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс "Занимательная математика"

Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если ур...

Рабочие программы внеурочной деятельности 1 класс Программа ПНШ

Внеурочная деятельность представлена по направлениям: социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное и духовно-нравственное. Представлены рабочие программы и календарно--тематическое планирование ра...