Защита методического портфолио
материал по зож

Шалимова Валентина Александровна

Выступление по теме "Развитие здоровьесберегающей образовательной среды в начальной школе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Добрый день, уважаемые коллеги! (слайд 1)

Здоровье ребенка превыше всего,

Богатство земли не заменит его.

Здоровье не купишь, никто не продаст

Его берегите, как сердце, как глаз.

                                          (Ж. Жабаев)

Здоровье человека – тема для разговора достаточно актуальная для всех времён и народов, а в ХХI веке она становится ещё и первостепенной.

Поскольку дети проводят в образовательных учреждениях фактически 70% активного времени, неизбежен вывод, что решение проблемы детского здоровья нуждается в новых подходах, прежде всего, в реализации здоровьесберегающего образовательного процесса.  

Если раньше, всего лишь несколько лет назад, говоря о здоровьесберегающих технологиях, делали упор именно на физическом состоянии здоровья ребенка, то теперь во главу угла поставлено общее здоровье: физическое, психическое, эмоциональное, нравственное, социальное. И теперь задача учителя — не просто вести уроки в чистом кабинете, следить за осанкой и проводить физкультминутки. Важнее создавать психологически и эмоционально благоприятную атмосферу в школе, формирующую Личность. Обучать без вреда для здоровья – это не задача школы, а обязательное условие ее работы.

 Слайд № 2 Состояние здоровья школьников вызывает серьёзную тревогу специалистов. По данным Минздрава на сегодня каждый пятый школьник имеет хроническую патологию, у половины отмечаются функциональные отклонения, отмечено увеличение нарушений нервно-психического здоровья школьников, количество детей с ОВЗ значительно выросло.

Очевидным становится существенное ухудшение здоровья обучающихся.

Малоподвижный образ жизни, перегрузка учебного процесса многими дисциплинами, несбалансированное питание, отсутствие здорового образа жизни во многих семьях, неблагополучная экологическая ситуация являются главными причинами этому.

  В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно учитель в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач.  Это не значит, что он должен выполнять обязанности медицинского работника.  Просто должен работать так, чтобы обучение в школе не наносило ущерба здоровью учащихся. На протяжении нескольких лет я работаю по теме «Развитие здоровьесберегающей образовательной среды в начальной школе». Моя работа направлена на то, чтобы помочь ребенку осознать, что здоровье – это прекрасный дар, первооснова счастья человека, поэтому его надо беречь и укреплять. А ещё для ребенка очень важен положительный пример ответственного отношения к своему здоровью, и тем более пример учителя.

(слайд 3) В нашей школе программой «Здоровье», охвачены все ступени обучения, в том числе и начальные классы. Также мы участвуем в программе «Доступная среда» и «Школа равных возможностей». Этого требует сложившаяся ситуация. 7 учеников школы обучаются с диагнозом ОВЗ. В моем классе таких детей 3 человека. Один ученик посещает школу в обычном режиме, обучается по адаптированной программе, а два ребенка, с тяжелым диагнозом заболевания, прикрепленные к моему классу, находятся на домашнем обучении. Для них разработана специальная программа – СИПР. Считаю, что моя задача как учителя, помочь таким детям социализироваться в детском коллективе, создать комфортную среду общения, обеспечить успешную самореализацию и адаптацию к жизни в обществе.

Свою концепцию я реализую в тесном сотрудничестве со всеми специалистами данного направления.

        (слайд 4) Совместно с психологом школы провожу индивидуальные беседы и консультации с детьми, испытывающими трудности в учебе и в общении, с родителями и с педагогами. Занятия в сенсорной комнате проводятся как в группах, так и индивидуально. Дети с удовольствием посещают такие занятия. Школа для них становится интересной и полезной.

      (слайд 5)   На мой взгляд обучение и воспитание младших школьников составляют единое целое, куда входят:

* строгое соблюдение санитарно-гигиенических требований в процессе обучения;

* рациональная организация учебного процесса:

   - соответствие программ, методов и средств обучения возрастным особенностям учащихся;

   - грамотно составленное расписание уроков в соответствии с нормами СанПин;

   - контроль за объёмом и дозировкой домашнего задания;

   - урок, построенный с соблюдением здоровьесберегающих аспектов.

Дифференцированное обучение позволяет снять трудности у слабых учащихся и создать благоприятные условия для развития сильных учащихся. При таком обучении каждый ребенок получает от урока только положительные эмоции, ощущает комфорт, защищенность и испытывает интерес.

Большое внимание в своей работе я уделяю строгому нормированию домашних заданий для недопущения перегрузок.

(слайд 6) Неотъемлемой частью моих уроков является применение таких приемов приёмов:

- «настройся на работу», «сенсорный круг», цветотерапия, изотерапия.

В своей работе я использую следующие здоровьесберегающие технологии:

- речевые физкультминутки с движением,

-  пальчиковые, дыхательные гимнастики,

-  гимнастики для глаз,

- артикуляционную гимнастику,

-  релаксацию,

- эмоциональные разрядки и др.

 (слайд 7) Для повышения эффективности образовательного процесса, интереса к урокам я часто использую в практике метод свободного выбора, активные методы и нестандартные уроки. Приемы с элементами соревнования, благотворно влияющие на здоровье используются мною на многих уроках. Содержание моих занятий часто сопровождается сказочными и игровыми сюжетами и персонажами.

 Мало научить ребёнка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Надо, чтобы уже с раннего детства он учился любви к себе, к людям, к жизни.  Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров.

(слайд 8) С целью привития всех этих качеств в рамках внеурочной деятельности веду курс «Здоровый ребенок – успешный ребенок». На занятиях дети в непринуждённой обстановке обсуждают причины возникновения болезней, методы их профилактики, говорят о вредных привычках, о гигиенических навыках, о поведении в школе, от чего зависит хорошее настроение.  В рамках этого курса часто практикую инсценировки сказок и стихотворений — «Доктор Айболит», «Мойдодыр», «У меня опять тридцать шесть и пять», ведется тематический календарь «Этот день для здоровья человека», где дети сами придумывают виды физической активности.

(слайд 9)    Для изучения и укрепления здоровья своих воспитанников привлекаю и родителей. Именно они отвечают за соблюдение режима дня, режима питания, следят за физическим здоровьем ребенка. Регулярно провожу валеологическое просвещение родителей, это и родительские собрания, консультации, анкетирования на темы, посвященные здоровьесбережению.

Родители с удовольствием участвуют в театральных постановках, тематических утренниках, классных часах. Традиционными в классе стали спортивные соревнования: «Папа, мама, я – спортивная семья», совместные походы и экскурсии.

Считаю, что добиться положительных результатов удалось лишь потому, что все запланированные мероприятия проводились в системе. Внесение в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий позволило мне добиться положительных изменений в состояние здоровья моих учеников. (Слайд № 10) Если в 1 классе простудными заболеваниями переболело около 60 % учеников, то к концу первого полугодия 3 класса процент заболевания снизился до 35%.

Проблема формирования и повышения у обучающихся культуры ЗОЖ не может быть решена на протяжении одного учебного года. Буду продолжать формировать банк мероприятий для последующих лет обучения.

Подводя итоги, можно отметить, что здоровьесберегающие технологии учат детей жить без конфликтов. Обучают укреплять, сохранять свое и ценить чужое здоровье. Эти технологии прививают им принципы здорового образа жизни, усиливают мотивацию к обучению. Здоровье также заразительно, как и болезнь. Заразить здоровьем – вот цель моей работы.

(Слайд № 11) Своё выступление я хотела бы закончить словами великого гуманиста и педагога Ж.-Ж. Руссо, который сказал: «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым».

Желаю всем присутствующим никогда не забывать о своем здоровье, беречь его и заботиться о себе! Будете здоровыми – будете счастливыми!
Спасибо, за внимание!

Если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в том случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.

Проблема здоровья детей стоит сегодня настолько остро, что и передо мной стал вопрос: «Что важнее - физическое состояние или обучение?».

И своё выступление я хотела бы закончить словами русского учёного– педагога Н. И. Пирогова: «Всё будущее жизни находится в руках школы, прямое назначение которой – быть руководителем жизни на пути к будущему». Хотелось бы быть уверенным, что

Состояние здоровья молодого поколения является важнейшим показателем благополучия общества и государства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический портфолио

Методический портфолио учителя Недоводиевой Г.В.  Работаю по УМК "Начальная школа ХХI века"...

Методическое портфолио

Методическое портфолио...

Методическое портфолио

компьютерная презентация с объяснительной запиской...

Методическое портфолио

Образовательные технологии...

Защита методической идеи "Технология сотрудничества в начальной школе"

Защита методической идеи: выступление  Запасчиковой Ольги Николаевны...

презентация к заочному этапу конкурса "Методическое портфолио" "Методическая система как основа повышения качества образования"

презентация к  заочному этапу конкурса "Методическое портфолио"  "Методическая система как основа повышения качества образования"...