Занятие по программе РПП "Блюда из зерна"
план-конспект занятия по зож (3 класс)
Представлена разработка занятия по программе "Разговор о правильном питании" . Тема "Блюда из зерна"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_po_programme_rpp.docx | 38.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие по программе «Две недели в лагере здоровья»
Класс: 3
Учитель: Анкудинова О.Н.
Тема: «Блюда из зерна»
Цель: формирование у детей необходимости ежедневного включения в рацион питания продуктов из зерна.
Задачи: расширение знаний детей о полезности продуктов, получаемых из зерна, расширение представлений детей о традициях русского народа; способствовать формированию уважения к профессиям людей, выращивающих хлеб.
Оборудование: колосья зерновых (гербарий), каравай, презентация.
Ход занятия
Учитель. Слайд 1 Посадили весной в землю маленькое зёрнышко. Сначала появился росточек, потом он превратился в колос. Всё лето колос рос, набирался сил. В колоске стало много зёрнышек. Почему? Земля, солнце, вода, тепло помогли маленькому зёрнышку превратиться в сильный колос, полный новых зёрен. А в них много полезных питательных веществ. Осенью колоски собрали, обмолотили - достали зёрна. Из зёрен сделали крупу, а из крупы….. Что можно из неё сделать?
- Так какая тема нашего занятия? «Блюда из крупы» Слайд 2
- Сегодня состязаться будут две команды: «Зёрнышки» и «Колоски» и получать жетоны в виде зёрнышек и колосков за правильные ответы. В конце занятия увидим, кто больше знает о крупах и блюдах из них. Каждая команда имеет свою эмблему. (выставить на столы)
- Итак, занятие начинаем.
- Откройте тетради на с.29. Прочитаем начало диалога Л.Ф. и Рената.
Л.Ф.: Сегодня мы будем печь булочки. Хотите помочь их приготовить? Тогда надевайте халаты, колпаки и хорошенечко вымойте руки. Сначала замесим тесто и оставим его в тепле, чтобы оно поднялось.
Р.: А разве тесто может подниматься?
Л.Ф.: Конечно. Ведь мы же добавили туда дрожжи, чтобы булочки получились мягким и вкусным.
Учитель: А пока тесто поднимается, мы отправимся в поле и узнаем, как выращивают хлеб. Слайд 3
1. Да, не сразу стали зерна Слайд 4
Хлебом тем, что на столе,
Люди долго и упорно
Потрудились на земле!
2. Он не падает к нам с неба, Слайд 5
Появляется не вдруг.
Чтобы вырос колос хлеба,
Нужен труд десятков рук.
3. Прежде чем из семян будет получено зерно, надо землю подкормить удобрениями, вспахать, пробороновать, затем засеять её с помощью тракторов, плугов и других машин. После посева надо постоянно обрабатывать почву, подкармливать её, бороться с сорняками.
Кто на ранней зорьке встал
Поле плугом распахал? (пахарь) Слайд 6,7 Жетон
4. Но выращенные в поле колосья — ещё не хлеб. Их надо сжать. А труд этот очень тяжёлый, хоть и приходит человеку на помощь техника. На полях разворачивается настоящая битва за урожай. Ещё её называют жатва. Слайд 8
5. Затем зерно везут на элеватор. Слайд 9
- Кто везёт?
Ежедневно спозаранку
В руки он берёт баранку.
Крутит, вертит так и сяк9
Но не съест её никак!
(Шофёр.) Слайд 10 Жетон
Там его обмолачивают. После зерно надо провеять, рассортировать, просушить. Затем зерно постепенно отвозят на мельничный комбинат, перемалывают его и превращают в муку.
Послезавтра, в понедельник,
Смелет всё зерно нам ... (Мельник.) Слайд 11 Жетон
Учитель: Давайте прочитаем, что нам сообщает Л.Ф. на с.29 (Кто читал слова Л.Ф.)
-Из муки готовят тесто и выпекают хлеб.
Встанем мы, когда вы спите,
И муку просеем в сите,
Докрасна натопим печь,
Чтобы хлеб к утру испечь.
(Пекари.) Слайд 12 Жетон
Учитель. Давайте проследим путь от зерна к батону на нашем столе. Расставьте цифры от 1 до 5 в задании №5 на с.32 в тетрадях.
(Дети выполняют задание №5 на стр. 32 в тетрадях)
- Поле.
- Элеватор.
- Мельничный комбинат.
- Хлебозавод (пекарня).
- Булочная.
Проверка: каждая команда называет свой вариант ответа. Слайд 13 Жетон
Учитель. Какие механизмы помогают хлеборобам посеять, вырастить и собрать урожай? Соедините стрелками названия машин и их изображения.
(Дети выполняют задание №1 на стр.30 в тетрадях)Проверка по слайду 14. Жетон
Учитель. Видите, насколько долог и труден путь хлеба к нашему столу. И, наверное, самое трудное — искусство быть хлеборобом! Хлеборобы с осени до весны хранят в закромах зерно, чтобы снова засеять пашню, а затем вместе с ним пройти трудный путь рождения хлеба.
- Прочитаем диалог на с.30 в тетрадях.
Учитель: Пока наши булочки пекутся, мы продолжим наш разговор о зерне.
-Что ещё можно приготовить из зёрен разных культур?
Выполним задание в тетрадях №2 на с.31.
-Недаром говорят: «Хлеб да каша-пища наша» Слайд 15
6. Недаром так в народе говорят.
Кашу с удовольствием люди едят.
Вкусна, сытна, полезна,
Помогает от болезней.
Силы придаёт, к здоровью ведёт.
Особенно нужна для детей.
Готовится без затей.
Она помогает быстро расти
И здоровый дух обрести.
Учитель: На Руси каша занимала важнейшее место на столе. Специальные каши варились в честь любого знаменательного события. У русских князей был обычай- в знак примирения между врагами варить кашу. А про несговорчивых людей с тех пор говорят: «С ним каши не сваришь».
- Существуют и загадки про разные каши:
А теперь мои загадки,
Все они играют в прятки.
Кашу в них отгадайте,
Кто вспомнил- скорей называйте.
Её любят маленькие дети,
самая вкусная на свете.(Манная) Жетон
Называют её кашей красоты,
Полюби её и ты. (Овсяная) Жетон
Белые зёрнышки во рту тают,
О Китае вспоминают. (Рисовая) Жетон
Родина риса- Индия. Очень любят рис в Японии, Китае, Корее. Там он заменяет хлеб.
Разваренные крупинки
Сверкают, словно жемчуга.
Эта каша любимая моя. (Перловая) Жетон
Мелкие зёрнышки напоминают солнышко.
Желто в горшке, сытно в брюшке.(Пшено) Жетон
Эта каша витаминов полна,
Хоть на вид она черна. (Гречневая) Жетон
- А сейчас предлагаю поиграть в игру. Вы должны по очереди каждая команда после каждой строчки отвечать ДА или НЕТ. За правильный ответ- жетон
Сорока -белобока задумала кашу варить,
Чтобы деток накормить.
На рынок пошла и вот что взяла:
Парное молоко…(Да)
Куриное яйцо…(Нет)
Крупа манная…
Капуста кочанная…
Солёный огурец…
Мясной холодец…
Сахар да соль…
Белую фасоль…
Масло топлённое…
Рыбка солёная…
Лавровый лист…
Китайский рис…
Чернослив и изюм…
Шоколадный лукум…
Перец болгарский…
Соус татарский…
Клубничное варенье…
Бисквитное печенье…
Появляется девочка Сластёна в костюме конфеты. Слайд 16
Сластёна.
Я — Сластёна!
Я — Сластёна!
Очень сладкое люблю!
Мне не надо каш и макаронов,
Хлеба тоже не хочу!
Хочу халвы! Хочу пирожных!
Хочу мороженого! Хочу конфет!
Хочу! Хочу! Хочу!
Подумаешь — хлеб!
Учитель. Может быть, кто-нибудь тоже думает: «Подумаешь — хлеб! Вот шоколад, мороженое — другое дело!» Так? Так, да не так! Провели опыт: кормили человека целый день одними сладостями. День-два он съедал много сладкого, посмеивался: «Вот как мне повезло!» Через 3—4 дня аппетит его поубавился. Через 5—6 дней он уже не мог смотреть на лакомства. В хлебе есть и белки, и жиры, и углеводы, и витамины.
Учитель. Ребята, раскрасьте рисунки, и узнаете, какие питательные вещества содержатся в хлебе и пирожных. Сравните их состав и объясните, почему не стоит часто и много есть пирожные и торты.
(Дети выполняют задание №4 на стр. 32 в тетрадях)
Сластёна.
Простите меня, я всё поняла. Слайд 17
Хлеб.... Наскучит ли он? Никогда!
Без него обойтись и не пробуй,
Без него человеку беда!
Физминутка Слайд18
Учитель. Сейчас я предлагаю вам принять участие в игре-викторине. Тут вы сможете и свои знания показать, и новое от своих товарищей узнать.
Учитель. Первый к-с «Народная мудрость». Его девиз – «Ум и смекалка – что брат с сестрой». Слайд 19 Тут мы проверим, насколько хорошо вы знаете пословицы и поговорки о хлебе.
- Сначала выполните в команде и проверьте друг у друга задание №3 на с.31. Команды зачитывают по одной пословице. Жетон
- А теперь попробуйте вспомнить ещё другие пословицы о хлебе. Жетон
Хлеб – всему голова.
Ржаной хлебушко – калачу дедушка.
Что летом родится – зимой пригодится.
Лето – припасиха, зима – подбериха.
Горька работа, да хлеб сладок.
Весна красна цветами, а осень – снопами.
Что посеешь, то и пожнешь.
Снег на полях – хлеб в закромах.
Не шуба греет, а хлеб.
Хлеб на стол, так и стол – престол.
У кого хлебушко, у того и счастье.
Земля – матушка, а хлеб – батюшка.
Учитель. 2-й к-с – «Почемучка». Слайд 20 Его девиз – «Хочу все знать!». Каждая команда обсуждает вопрос и даёт один ответ. Отвечает на вопрос представитель команды. Вопросы конкурса Жетон за ответ
Какие крупы можно получить из пшеницы? (Пшеничную, манную.)
Какие продукты необходимы для того, чтобы испечь хлеб?
Почему озимые хлеба так называются? (Они вызревают под снегом – зимой.)
Что надо добавить в тесто, чтобы оно поднялось?( Дрожжи)
Что можно приготовить их проса? (Пшённую кашу)
В какой русской народной сказке случилось так: «Посеял раз старик пшеницу. Добрая уродилась пшеница, да только повадился кто-то пшеницу мять да таскать»? («Сивка-Бурка».)
Кто не велел в русской сказке садиться на пенек и есть пирожок? (Маша. «Маша и медведь».)
«Тут Иван с печи слезает, малахай свой одевает
Хлеб за пазуху кладет, караул держать идет…» (Конёк-горбунок).
Учитель. Теперь 3-й к-с "Загадочный". Слайд 21
Каждой команде по очереди будет загадываться загадка. Если команда не может ее отгадать, право ответа переходит к соперникам.
Он науку изучил.
Землю, словно приручил.
Знает он, когда сажать,
Сеять как и убирать.
Он знаток в краю родном
И зовётся…(агроном) Жетон
Снег весной ещё не стаял,
Семена я проверяю.
И планирую при этом
Где и что посеем летом.
Есть редиска, лук, укроп.
Будет целый огород.
И конечно я мечтаю
О хорошем урожае
Он приносит радость в дом.
Я, ребята ... (агроном) Жетон
В поле вызреет пшеница,
день и ночь уборка длится.
Дорог очень каждый день,
всем трудиться там не лень.
Кто в уборке хлеба скор ?
Дети это-…............(комбайнёр) Жетон
Он похож на капитана,
Но ведет корабль степной.
Спорит он с волной упрямо,
Только с золотой волной.
(Комбайнёр.) Жетон
Выезжает на дорогу
Он обычно спозаранку,
На педаль поставив ногу
И рукой крутя баранку.
(Шофёр.) Жетон
Для уборки урожая
На поля я выезжаю
И за несколько машин
Там работаю один.
(механизатор) Жетон
Кто хлопочет с поварёшкой
Варит каши и картошку.(повар) Жетон
Без рук, без ног, а подпоясанный. (Сноп) Жетон
Отгадать легко и быстро –
мягкий, пышный и душистый,
он и черный, он и белый,
а бывает – подгорелый. (Хлеб) Жетон
Из меня пекут ватрушки,
И оладьи, и блины.
Если делаете тесто,
Положить меня должны. (Мука) Жетон
Маленький, горбатенький,
все поле перебежал и весь хлеб повалил. (Серп) Жетон
Овсом не кормят, кнутом не гонят,
а как пашет – пять плугов тащит. (Трактор) Жетон
С неба солнце золотое золотые льет лучи,
в поле дружною стеною – золотые усачи. (Пшеница) Жетон
Широко, а не море,
золото, а не деньги,
сегодня на земле,
а завтра на столе. (Хлеб) Жетон
Одно бросил – целую горсть взял. (Зерно) Жетон
Вырос в поле дом, полон дом зерном.
Стены позолочены, ставни заколочены. (Колос) Жетон
Вот он –
Теплый, золотистый.
В каждый дом,
На каждый стол –
Он пожаловал – пришел. В нем –
Здоровье, наша сила,
В нем –
Чудесное тепло.
Сколько рук
Его растило,
Охраняло, берегло! (Хлеб) Жетон
Ты не клюй меня, дружок, голосистый петушок.
В землю теплую уйду, к солнцу колосом взойду.
В нем тогда, таких, как я, будет целая семья. (Зерно) Жетон
Учитель: Последний к-с «Соотнеси» Слайд 22 покажет, как вы знаете зерновые культуры и крупу, которую из них производят. Гербарий (картинки) с зерновой культурой соотнести с крупой, которая из неё получается. (овёс- перловая, геркулес; пшеница – манка, пшеничная; ячмень – ячневая, перловая; гречиха – гречневая; просо – пшённая; рис - рисовая) Жетон
Учитель. Давайте закончим игру стихотворением Ирины Токмаковой «Что такое хлеб?»
Слайд 23
Учитель.
Только снег сошёл в апреле,
Как поля зазеленели.
Мы говорим:
Дети (хором). «Хлеб».
Учитель.
Золотой простор бескрайний.
Там работают комбайны.
Мы говорим;
Дети (хором). «Хлеб».
Учитель.
Вот зерно течёт рекой,
Чтобы сделаться мукой.
Мы говорим:
Дети (хором). «Хлеб».
Учитель.
Тесто кружится в квашне,
Запекается в огне.
Мы говорим:
Дети (хором). «Хлеб».
Учитель.
Ешь его, расти и помни:
В мире нет труда огромней,
Чтоб на стол к тебе явился
Свежий хлеб.
Учитель. Наши булочки, наконец, готовы. Запишите в №6 на с.32, какие продукты мы брали для теста? Проверка. Команды по очереди называют продукты и получают жетоны.
- Итак, подведём итог нашего занятия. Каждая команда посчитает свои жетоны. Победила команда …. Но молодцы сегодня все. Поэтому булочки у нас испеклись румяные, пышные.
Девочка выносит булочки.
Девочка : Отведайте нашего хлебушка.
Девочка разносит хлеб каждому ребёнку. Ролик «Шумят хлеба» (муз. А. Пахмутовой, ел. С. Гребенникова).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по программе "Полезные привычки" по теме "Учусь оценивать себя сам" 3 кл.
Цель этого занятия - дать учащимся представление о самооценке; дать возможность оценить самого себя. Оно содержит интересные формы работы с учащимися, например,работа в группах, энергизаторы или игры,...
Занятие по программе "Полезные привычки" по теме "Общение. Учусь взаимодействовать" 3 кл.
Цель этого занятия - способствовать пониманию важности уважительных отношений во взаимодействии; учить детей взаимодействовать друг с другом. Занятие включает практическое взаимодействие между детьми ...
Примерное планирование занятий по программе «Предшкольная пора»
Примерное планирование занятий подготовлено в соответствии с программой подготовки дошкольника к школьному обучению «Предшкольная пора», и предназначено для организаций занятий с детьми, не посещающих...
Методическая разработка занятия по программе внеурочной деятельности «Лесная школа». Тема занятия: «Дружная страна»
Занятия по программе «Лесная школа» реализовываются в параллели 1-х классов во время внеурочной деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС по запросу администрации.Цель программы: помочь ребенку в...
Методическая разработка занятия по программе внеурочной деятельности «Первый раз в пятый класс». Тема занятия «Общение и уважение».
Занятия по программе «Первый раз» реализовываются в параллели 5-х классов во время внеурочной деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС по запросу администрации.Цель программы: создание условий д...
Программа индивидуальных занятий по программе СКОУ 8 вида.
Данная программа рассчитана на обучение ребёнка с синдромом Дауна, находящегося на домашнем обучении. Найти специальную программу обучения трудно, поэтому я составила индивидуальную программу обучения...
Конспект итогового занятия по программе «Домашняя мастерская» Тема занятия: «Выставка мастеров».
Цель: закрепить знания и умения работы с разными материалами.Задачи: Обучающие: - формировать интерес к прикладным видам творчества.Воспитательные: - воспитывать любовь и интер...