Здоровье детей в руках учителя
статья по зож
Проблема воспитания здорового школьника – проблема общая, комплексная и наша задача выделить из неё конкретные вопросы, решение которых посильно учителю. В этой связи уместно привести слова замечательного педагога В.А. Сухомлинского: «Опыт убедил нас в том, что примерно у 85% всех неуспевающих учеников главная причина отставания в учёбе – плохое состояние здоровья, какое - нибудь недомогание или заболевание, чаще всего совершенно незаметное и поддающееся извлечению только совместными усилиями матери, отца и учителя».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorove_detey_v_rukah_uchitelya.doc | 35 КБ |
Предварительный просмотр:
Проблема воспитания здорового школьника – проблема общая, комплексная и наша задача выделить из неё конкретные вопросы, решение которых посильно учителю. В этой связи уместно привести слова замечательного педагога В.А. Сухомлинского: «Опыт убедил нас в том, что примерно у 85% всех неуспевающих учеников главная причина отставания в учёбе – плохое состояние здоровья, какое - нибудь недомогание или заболевание, чаще всего совершенно незаметное и поддающееся извлечению только совместными усилиями матери, отца и учителя».
Что же конкретно могу сделать я – учитель начальных классов?
-Правильно организовать педагогический процесс. Это своевременная смена статического напряжения при чтении, письме. Физминутки на массажных ковриках, активный отдых на переменах, упражнения с использованием офтольмологического тренажёра, дыхательные упражнения, смена динамических поз, упражнения для развития абстрактно-логического мышления, релаксационные упражнения.
Всё это способствует положительным эмоциям учащихся, сохранению и укреплению здоровья. Положительные эмоции облегчают усвоение материала, что в свою очередь уменьшает утомление, стимулирует высшую нервную деятельность ребёнка, улучшает психологический климат в классе.
В начале каждого урока я провожу настрой-упражнения:
Учитель: Прозвенел звонок,
Начинается урок,
Вот дневник, а вот тетрадка,
А настроение?
Дети: В порядке!
Этот момент позволяет создать в классе положительный настрой.
Регулярно провожу дыхательные упражнения, которые улучшают осанку, стимулируют движение диафрагмы, улучшают кровообращение, а так же при этом осуществляется профилактика заболеваний верхних дыхательных путей. Мои упражнения называются так: «Носик играет в прятки», «Одуванчик», «Насос», «Воздушный шарик», «Ароматный цветок». Такие упражнения чаще всего я провожу на литературном чтении. Например, при анализе стихотворении С.Маршака «Ландыш» я предлагаю детям представить это растение.
Учитель: Как выглядит это растение? Кто помнит запах этих цветов?
Закройте глаза. Представьте что вы в лесу. Вы вдыхаете свежий поток воздуха. Вы чувствуете знакомый запах – запах ландышей. Кому удалось это сделать?
При анализе сказки «Алладин и волшебная лампа», я предложила детям такое задание: сделайте глубокий вдох, а на выдохе перечислите положительные качества мальчика. Цель упражнения обогатить словарный запас детей, уметь видеть в окружающих доброе и самое лучшее. Широко использую в своей работе упражнения абстрактно-логического мышления.
«Тесто» (наше ухо-кусочек теста, давайте попробуем слепить вареник). Такие упражнения как «Носик», «Щечки», «Ручки», «Ножки», я стараюсь связать с погодными условиями. Например, при разборе упражнения по русскому языку:
Мы любим дни морозные,
Катка упругий лед.
Ночное небо звездное,
И шумный Новый год!
Учитель: - О чем нужно помнить в морозные дни?
Дети: Можно отморозить нос, руки, ноги.
Учитель: А что нужно делать, чтобы этого не произошло?
Дети: Прыгать, бегать, выполнять разные движения руками и ногами. (Дети на массажных ковриках, играя выполняют упражнения). Увлеченно включаясь в игру, дети наперебой предлагают свои варианты движений, что уже само является началом творчества. В тоже время они получают первые элементы знаний о самомассаже. В процессе таких упражнений дети «плачут», смеются, могут вволю покричать и погримасничать, свободно выражая свои эмоции; они полностью раскрепощены и не думают о терапевтическом эффекте, который дают эти упражнения.
С большим удовольствием ребята выполняют релаксационные упражнения в сопровождении инструментальной музыки. Такие упражнения снимают утомление, напряжение у детей, помогают восстановить их учебную работоспособность.
«Снеговик» - Представьте, что вы только что слепленный снеговик. Тело должно быть напряжено как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнышко, снеговик начал таять. Нравятся моим детям такие упражнения «Росток», «Штангист», «Чайник».
С первых дней обучения в школе возрастает нагрузка на зрение. Для профилактики нарушения зрения широко использую офтольмологический тренажер.
Готовясь к уроку, я всегда продумываю переход к здоровьеукрепляющим упражнениям. Если в окно светит солнце - значит, на уроке будем следить за солнечным зайчиком. Если идет дождь, обязательно в класс «попадет» капелька. Эта капелька будет путешествовать по цветным лабиринтам офтольмологического тренажера.
Особое значение я придаю физминуткам. Их я провожу 2-3.Это минутки отдыха в стихотворной форме с элементами подражания, которые очень нравятся детям, и они с удовольствием их выполняют.
Результатом этой работы является стабильное зрение, отсутствие простудных заболеваний у детей, желание заботиться о своем здоровье. Поэтому учитель, зная психологические особенности детей, условия их быта, владея педагогическим мастерством, должен стать основным «воспитателем» здоровья ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание "Здоровье детей в "руках" родителей
Цель: 1) довести до сознания родителей, что сохранить здоровье своего ребёнка – основная задача...
презентация к родительскому собранию "Здоровье детей - в наших руках"
В презентацию включены диагностичские данные 2 класса....
Родительское собрание "Здоровье детей в наших руках".
Родительское собрание "Здоровье детей в наших руках". Собрание поможет привлечь внимание родителей к проблеме здоровья детей, поможет обсудить факторы риска для здоровья современных детей, познакомит ...
Здоровье детей в наших руках!
Рекомендации родителям....
Родительское собрание на тему "Здоровье детей в Ваших руках, родители"
Родительское собрание на тему "Здоровье детей в Ваших руках, родители"...
«Здоровье детей в наших руках» Доклад Подготовила: Учитель начальных классов Манчилина Г.В.
laquo;Здоровье детей в наших руках» Доклад.Подготовила: Учитель начальных классов Манчилина Г.В. ...
«Здоровье детей в наших руках» Доклад Подготовила: Учитель начальных классов Манчилина Г.В.
laquo;Здоровье детей в наших руках»Доклад:Подготовила:...