«Здоровье детей в наших руках» Доклад Подготовила: Учитель начальных классов Манчилина Г.В.
материал (2 класс)

Манчилина Галина Викторовна

«Здоровье детей в наших руках»

Доклад:

Подготовила:

                         Учитель начальных классов

    Манчилина Г.В.

 

                                                                                                                https://fsd.multiurok.ru/html/2020/05/29/s_5ed1350...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dobryy_den.docx27.22 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Новокасторенская средняя Общеобразовательная школа»

Касторенского района Курской области

«Здоровье детей в наших руках»

Доклад

Подготовила:

                         Учитель начальных классов

    Манчилина Г.В.

Добрый день, уважаемые родители! Прежде, чем начать наш разговор, прошу вас нарисовать воздушный шар.

В центре шара представьте себя. С собой мы берем девять важных ценностей. Любовь, семья, друзья, здоровье, деньги, успех, удача, работа.

Итак, мы с вами начинаем путешествие. Мы летим по голубому небу, светит яркое солнце, но вдруг шар начинает терять высоту. Мы падаем и нам необходимо выкинуть три из тех ценностей, которые у нас в корзине. Отлично.

 Теперь мы можем продолжить путешествие. Шар снова набирает высоту. Но через некоторое время шар снова теряет высоту и нам надо снова выкинуть балласт – еще три из взятых ценностей.

Итак, что же у вас осталось.

(Результат озвучивают родители, а педагог фиксирует данные на мольберте, прикрепляя магниты).

Обратите внимание, что здоровье оставили все.

“Давным-давно, на горе Олимп жили боги. Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить планету Земля. Долго думали они, каким должен быть человек. Один из богов сказал: “Человек должен быть сильным”, другой сказал: “Человек должен быть здоровым”, третий сказал: “Человек должен быть умным”. Но один из богов сказал так: “Если всё это будет у человека, он будет подобен нам”. И, решили они спрятать главное, что есть у человека – его здоровье. Стали думать, решать – куда бы его спрятать? Одни предлагали спрятать здоровье глубоко в синее море, другие - за высокие горы. Как вы думаете, куда спрятали боги здоровье?

Один из богов сказал: "Здоровье надо спрятать в самого человека". Так и живёт с давних времён человек, пытаясь найти своё здоровье. Да вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар богов! Значит, здоровье-то оказывается спрятано и во мне, и в каждом из нас и в каждом ребёнке.

Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Поэтому важным направлением в  воспитании младших школьников , сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни (ЗОЖ, а также устойчивой потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями.)

Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в школе являются формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни.

Здоровье для человека – самая главная ценность. К сожалению, обычно мы начинаем говорить о здоровье тогда, когда его теряем.

Итак, что такое «Здоровье»?

Вот что говорят об этом некоторые известные личности:

«Здоровье – это такое состояние организма, при котором он биологически полноценен, трудоспособен» (В. И. Дубровский).

«Здоровье – это не отсутствие болезни, а физическая, социальная и психологическая гармония человека» (И. Т. Фролов).

«Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов» (Всемирная организация Здравоохранения)

Выделяют основных 4 компонента здоровья, взаимодействие которых и является основой здоровой личности:

Здоровье физическое – это состояние, при котором у человека имеет место быть гармония физиологических процессов и максимальная адаптация к различным факторам внешней среды.

Здоровье психическое – это способности человека адекватно реагировать на внешние и внутренние раздражители, умение уравновесить себя с окружающей средой.

Здоровье социальное – мера социальной активности, деятельностного отношения человека к миру.

Здоровье нравственное – это комплекс характеристик мотивационной и информационной сферы личности, основу которого определяет система нравственных ценностей.

- Есть ли у наших детей физическое, нравственное и социальное благополучие? Сейчас в России практически не рождаются здоровые дети. На каждую тысячу родившихся малышей до 900 имеют какие-либо врожденные дефекты…

Не секрет, что на состояние здоровья сильно влияют многие факторы.

Как утверждает медицинская наука, здоровье человека определяется четырьмя основными факторами:

  • 50–55 % зависит от образа жизни :малоподвижный образ жизни, вредные привычки, неправильное питание, психологический климат.
  • 20–25 % влияние окружающей среды и экологии (только от 5 до 10 порцентов детей рождаются здоровыми).
  • 20 % – наследственность (по наследственности передаются такие заболевания, как болезнь Дауна, болезни, связанные с обменом веществ, вирусные и другие заболевания).
  • И только 5 % зависит от медицины.

Усугубляют состояние учащихся в процессе обучения следующие негативные факторы здоровья:

  • малоподвижный образ учащихся;
  • перегрузка учебного процесса многими дисциплинами;
  • стрессовые воздействия во время обучения;
  • несбалансированное питание;
  • отсутствие здорового образа жизни во многих семьях;
  • несоблюдение режима дня;
  • несоблюдение гигиенических требований.

3. Состояние здоровья учащихся первых и четвертых классов нашей школы 

Результаты медицинских осмотров говорят о том, что школьники имеют различные нарушения состояния здоровья:

  • Год от года увеличивается количество детей со сколиозом.
  • Увеличивается количество детей, больных ожирением.
  • Увеличивается число детей с заболеваниями нервной системы.
  • Растет количество детей, имеющих отклонения в системе кровообращения.
  • Увеличивается процент детей, страдающих аллергией.

Рациональное питание

Пища должна быть рациональной по химическому составу и содержать белки, жиры и углеводы, витамины и микроэлементы. Быть безвредной и безопасной. Ещё в древности было известно, что правильное питание есть непременное условие долгой жизни.

  • Современные учёные выявили, что основными нарушениями в питании являются избыток углеводов и жиров животного происхождения, дефицит фруктов, овощей и ягод, а также нарушение режима питания.
  • По данным исследований содержание витаминов в организме школьников только у 10 % в норме. Поэтому рекомендуется использование детьми витаминных комплексов. Особенно в зимнее время.
  • Родителям также надо помнить, что детям в младшем школьном возрасте надо питаться не менее 4–5 раз в день и придерживаться таких правил: разнообразие умеренность и своевременность питания.
  • Следует ли заставлять ребёнка кушать, если он отказывается? Заставлять нельзя, оценивая своё желание поесть, ребёнок прислушивается к потребностям своего организма.
  • Обязательно ли детям есть первые блюда? Да. Употребляемые только вторые блюда не вызывают достаточного отделения желудочного сока, пища долгое время задерживается в пищеварительном канале, бродит и раздражает слизистую оболочку.
  • Кроме того следует научить ребенка есть не спеша, хорошо пережёвывая пищу, не заниматься во время еды посторонними делами.
  • Двигательная активность

Движение как форма физиологической активности показатель физического здоровья, присуще практически всему живому и играет важную роль в развитии психики и интеллекта человека.

  • У растущего организма создаётся некоторый избыток двигательной активности. Существует понятие «биологической достаточности движений».
  • Например, минимальная норма количества шагов в день для взрослого человека – 10 тысяч, а школьник должен сделать 25–30 тысяч шагов в день.
  • Если родители имеют избыточный вес, то 80 % детей его имеют тоже.
  • У людей, не занимающихся спортом, частота пульса на 20 % выше. Это приводит к быстрому изнашиванию организма. По статистике у 20 % родившихся детей развивается плоскостопие. Это связано со слабостью мышц.
  • Значение сна для детей.
  • Особое место в режиме дня отводится сну. Младший школьник много времени проводит в школе, он подвижен, легко возбудим, поэтому ему требуется полноценный сон. Первоклассникам надо спать 11 часов, а учащимся 8–10 лет до 10 часов в сутки.
  • Правильный сон обеспечивает отдых, высокую работоспособность, предупреждает возникновение переутомления, головные боли, слабость. раздражительность, плаксивость.
  • И если ребёнок хронически не досыпает, у него развивается нервно-психическое заболевание.
  • И поэтому мы сейчас предлагаем всем родителям окунуться в прекрасный волшебный сон.

Повышение психоэмоциональной устойчивости.

По материалам исследований, особо опасны для любого человека и ученика в том числе, не активные эмоции, а пассивные: отчаяние, тревога, боязливость, депрессия. Именно поэтому надо развивать позитивное мышление, которое достигается упорными тренировками.

Школьника важно учить радоваться даже малой своей победе, а ещё больше чужой удаче. Обучение только тогда будет эффективным, когда ученик будет испытывать радость от процесса познания.

Родители также должны помнить, что только в крепкой, дружной, благополучной семье, где комфортная обстановка и понимающие родители, где царит взаимопонимание и любовь, где конфликты носят внутренний характер и быстро разрешаются, только в такой семье возможно воспитать поистине здоровое потомство.

Гигиенические требования при выполнении домашних заданий.

Воздушно-тепловой режим – один из важных факторов среды, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье детей. Гигиенистами установлен, что в помещении, где ребёнок работает, должна быть температура 18–20 градусов, относительная влажность до 60 %. Измерение температуры проводится в центре помещения на уровне роста ребёнка. Обязательным является ежедневное осуществление влажной уборки и проветривание помещения.

Световой режим – может предупредить перегрузки, стимулировать развитие зрительно анализатора, препятствовать возникновению близорукости. Наиболее оптимальное расположение комнаты для уроков – южная или юго-восточная сторона. Недопустимо использование в интерьере тёмных цветов. Красный цвет используется только в качестве сигналов. Рекомендуются тёплые тона – оранжевый и жёлтый, Можно использовать оттенки зелёного. Можно использовать искусственное освещение в дополнение к естественному. В декабре месяце свет должен гореть до 10 часов утра и с 14 часов дня. Далее каждый месяц сокращать дополнительный световой режим на 1 час.

Мебель и другие предметы оборудования тоже влияют на здоровье школьников. Уровень столешницы должен быть на 4 см выше локтя свободно опущенной руки сидящего человека.

При слишком низком стуле, ученик вынужден высоко поднимать правое плечо, а если стул высокий, ребёнок вынужден горбиться, а это всё приводит к искривлению позвоночника.

Обязательным условием во время выполнения домашних заданий является его время.

Уроки надо выполнять в одно и то же время, оптимальным и наиболее продуктивным считается время с 16 до 18 часов. К 12 часам обычно наступает падение работоспособности. Первая фаза это – врабатывание, она длится до 7 минут. Средняя продолжительность активного внимания первоклассника до 20 минут, у учащихся 4-х классов немного выше. Затем работоспособность начинает падать, необходим отдых. За 2 часа подготовки уроков можно сделать 2–3 переменки по 5 минут каждая.

Наиболее трудными считаются уроки математики, информатики, иностранного языка, обществознания, обучения грамоте.

В течение недели, самым продуктивным считается вторник, от среды до субботы работоспособность снижается .Самые низкие её показатели отмечены в понедельник. В пятницу отмечается вновь повышение работоспособности.

Поэтому лучше готовить домашние уроки так:

  • 1-й урок – фаза врабатывания, уроки средней сложности.
  • 2–3-й уроки – уроки максимальной сложности.
  • 4-й урок – более лёгкий.

Длительность непрерывного чтения в начальной школе такова:10 минут для учеников 1–2-х классов, до 20 минут для учащихся 3–4-х классов.

Для работы с компьютером отводится такое же время.

Все чаще даже у здоровых детей возникают проблемы со зрением. Специалисты считают, что основными причинами снижения остроты зрения у детей являются бесконтрольный длительный просмотр телевизионных передач, занятия на компьютере.

Родители должны знать, что детям для сохранения остроты зрения необходимо выполнять определённые правила. Не читать в сумерках и лежа в постели, избегать чтения текстов напечатанных мелким шрифтом, держать книгу с тетрадью на расстоянии 30-40 см, через каждые 20-30 мин зрительной работы посидеть с закрытыми глазами 1-5 мин и расслабиться, не смотреть долго на очень яркий свет.

Постарайтесь приучить ребенка сидеть ровно за партой и за столом дома. Плечи ребёнка должны находиться на одном уровне, а оба локтя – лежать на крышке стола. Стол должен иметь наклон в 2-3 градуса, освещение должно быть достаточным.

Есть еще 2 новых, современных фактора, которые очень сильно влияют на здоровье детей – компьютер и мобильный телефон. Некто сказал: «Нельзя допустить, чтобы за достижения цивилизации человек платил своим здоровьем

Влияние компьютера.

  • В наше время компьютеры так глубоко проникли во все сферы нашей жизни, что жизнь без этой умной машины сложно себе представить. Наши дети родились и растут в мире, где компьютер - такая же привычная вещь, как телевизоры, автомобили, электрическое освещение. То, что нам, взрослым совсем недавно казалось чудом техники, для них – вовсе не чудо, а просто любопытная вещь. Однако взрослых очень волнует влияние компьютера на здоровье детей. Безопасен ли он? Какие же основные, вредные факторы воздействуют при этом на человека?
  • - сидячее положение в течение длительного времени;
  • - электромагнитное излучение;
  • - перегрузка суставов кистей рук;
  • - повышенная нагрузка на зрение;
  • - стресс при потере информации.
  • Влияние сотового телефона.
  • Последние несколько десятилетий бурное развитие цифровых технологий привело к сотовой эпидемии, поразившей весь земной шар! Сегодня «мобильник»есть у каждого, его не использует только ленивый.
  • Вы, возможно, уже много слышали, сколько проблем и вреда может принести эта маленькая вещь. Одной из самых главных причин, по которой обычно родители покупают своим детям сотовые телефоны – безопасность.
  • Споры о влиянии мобильных телефонов на здоровье человека бушуют уже 10 лет. В последнее время в странах северной Европы появились исследования. Результаты этих работ указывают на рост числа раковых опухолей головного мозга у тех людей, которые, по крайней мере, в течение 10 лет использовали мобильные телефоны и много по ним разговаривали. Примечательно, что опухоль возникает с той стороны головы, где пациент, как правило, держал у уха телефон. Германские исследователи из Фрайбурга обнаружили еще один изъян сотовых телефонов - во время работы они повышают артериальное давление человека.
  • Специалисты Российского национального комитета по защите от неионизирующих излучений подготовили доклад «Дети и мобильные телефоны: под угрозой здоровье будущих поколений». Вот дословная цитата: «У детей, использующих мобильные телефоны, следует ожидать следующие расстройства: ослабление памяти, снижение внимания, снижение умственных и познавательных способностей, раздражительность, нарушение сна, склонность к стрессорным реакциям, повышение эпилептической готовности.
  • Как обезопасить себя и своего ребенка?
  • - Предельно ограничивайте себя в использовании мобильного телефона, уменьшите длительность звонка.
  • - Не носите мобильные телефоны и в карманах или на ремне включенными.
  • - Не пользуйтесь сотовым телефоном в автомобиле, лифте и других закрытых металлических пространствах.
  • - Крайне не рекомендуется пользоваться телефоном, когда индикатор его заряда составляет одну черту.
  • Если соблюдать эти рекомендации, думаю, многих проблем мы сможем избежать.
  • Хорошее здоровье – это образ жизни. Это стиль жизни, который человек выбирает для себя, если хочет достичь наивысшего благополучия. Считается, что все, что ни делает человек, так или иначе, отражается на состоянии его здоровья. Хорошее здоровье – это не фиксированное состояние, а непрерывно протекающий процесс, который включает в себя все цели в жизни человека, его интересы и привычки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к родительскому собранию "Здоровье детей - в наших руках"

В презентацию включены диагностичские данные 2 класса....

Родительское собрание "Здоровье детей в наших руках".

Родительское собрание "Здоровье детей в наших руках". Собрание поможет привлечь внимание родителей к проблеме здоровья детей, поможет обсудить факторы риска для здоровья современных детей, познакомит ...

Здоровье детей в наших руках!

Рекомендации родителям....

Родительское собрание на тему:"Здоровье детей в наших руках"

Презентация к родительскому собранию на данную тему....

Мастер-класс «Здоровье детей в наших руках»

Данная разработка будет полезна как педагогам, так и родителям, заинтересованным в сохранении здоровья обучающихся. Разработка содержит описание конкретных упражнений, таких как пальчиковая гимнастика...

Конспект родительского собрания в 4 классе на тему: «Здоровье детей в наших руках»

Конспект родительского собрания в 4 классе на тему:    «Здоровье детей в наших руках»...

«Здоровье детей в наших руках» Доклад Подготовила: Учитель начальных классов Манчилина Г.В.

laquo;Здоровье детей в наших руках»  Доклад.Подготовила:    Учитель начальных классов    Манчилина Г.В.                 ...