Профилактика нарушения зрения
методическая разработка по зож
За последнее десятилетие значительно увеличилось число детей с отклонениями в психическом и физическом развитии. Особое место в детской патологии занимают нарушения зрения, которые могут привести к слепоте, остаточному зрению, слабовидению или отклонениям в формировании полноценной функциональной зрительной системы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Охрана здоровья детей младшего школьного возраста
Профилактика нарушения зрения
Воспитатель: Гумерова Е .Ю
Профилактика нарушения зрения
За последнее десятилетие значительно увеличилось число детей с отклонениями в психическом и физическом развитии. Особое место в детской патологии занимают нарушения зрения, которые могут привести к слепоте, остаточному зрению, слабовидению или отклонениям в формировании полноценной функциональной зрительной системы.
«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» - гласит народная мудрость. Зрение играет большую роль в развитии человека. С помощью зрения осуществляется 90% восприятия внешнего мира. Хорошее зрение необходимо человеку для любой деятельности: учебы, отдыха, повседневной жизни. И каждый должен помнить, как важно оберегать и сохранить зрение. Потеря зрения особенно в детском возрасте – это трагедия. Поскольку организм ребенка очень восприимчив к различным видам воздействия, именно в детском возрасте зрению должны уделять особое внимание. Особенно остро встает вопрос в настоящее время из-за пагубного влияния дисплеев и компьютеров на зрение.
.
Нарушения зрения у детей сочетаются с рядом неврологических синдромов, что свидетельствует не только о задержке созревания центральной нервной системы, но и повреждении отдельных мозговых структур. Это проявляется, прежде всего, в нарушении умственной работоспособности, произвольной деятельности и поведении детей, а также быстрой истощаемости и пресыщаемости любым видом деятельности, повышенной возбудимости, раздражительности, двигательной расторможенности, происходят изменения в мелкой моторике.
Работа по профилактике зрения должна проводиться систематически и носить целенаправленный, осознанный характер; необходимо, чтобы представляла для детей определенный интерес и сочеталась с элементами занимательности
Заболевания глаз, чаще всего встречающиеся у детей школьного возраста
Самыми распространенными заболеваниями глаз являются: близорукость, дальнозоркость и астигматизм.
Основными причинами этих заболеваний является не только неточнаяфокусировка на сетчатке глаза, зависит от состояния хрусталика, но и мышечные усилия, которые прилагаются при разглядывании близких или удаленных предметов
Характерные симптомы данных болезней:
Близорукость-снижение зрения вдаль (т.е. плохо видны объекты, которые находятся далеко от нас).
Дальнозоркость-снижение зрения вблизи ( т.е. плохо видны объекты, которые находятся вблизи от нас).
Астигматизм - искажённое, нечёткое, "прыгающее" зрение и вдаль и вблизи.
Для всех этих болезней характерны усталость и боли в глазах при нагрузке.
Если ребенок будет с усилием рассматривать предметы, мышцы глаза напрягаются и зрение ухудшается.
Близорукость у детей младшего и среднего возраста значительно возросла в последние годы, в связи с бурным внедрением в нашу жизнь современных обучающих технологий. Зрительная система ребенка находится в постоянном развитии, поэтому вредные факторы окружающей среды могут оказывать на нее негативное воздействие, которое зачастую приводит к развитию близорукости у детей
Большую роль в правильном развитии зрительной системы играют зрительные нагрузки. К ним следует отнести не только рисование, чтение (т.е. зрительные нагрузки на близком расстоянии), но и просмотр телевизора.
Что же происходит со зрительной системой ребёнка, когда он долгонепрерывно смотрит телевизор? Изображение с экрана телевизора
проецируется на сетчатку (глазное дно). Так как дети младшего возраста в большинстве случаев имеют дальнозоркость (гиперметропию), то для того, чтобы четко увидеть изображение, находящееся на определенном конечном расстоянии, ребенку необходимо напрягать определенные структуры внутри глаза.
Происходит это рефлекторно и от сознания ребенка не зависит. Придлительном напряжении и рассматривании мелких и движущихся
изображений, что чаще всего и бывает при просмотре телевизора, не исключен срыв компенсаторных систем и включение механизмов миопизации (т.е. удлинения) глаза. В последующем это может привести к развитию детской близорукости
Близорукость ребенка это не только оптический дефект, который легкоисправить очками. При удлинении глазного яблока растягиваются и внутриглазные структуры, особенно страдает сетчатка, что впоследствии
может привести к безвозвратному снижению зрения.
Близорукость (миопия) у детей — одно из самых распространенных заболеваний у школьников К 10-12 годам практически каждый третий ребенок страдает детской близорукостью. В связи с удлинением глазного яблока изображение на сетчатке становится расфокусированным, и ребенок жалуется на снижение зрения вдаль. Чтобы увидеть удаленные предметы, дети часто прищуриваются, так как сжатые веки в этом случае играют роль диафрагмы, и изображение на сетчатке становится четче. Лечение близорукости у детей должно быть комплексным,направленнымна замедление ее прогрессирования и на улучшение кровоснабжения глазного яблока и внутриглазных структур
При дальнозоркости у детей глазное яблоко короче нормы, поэтому после преломления лучей фокус находится за сетчаткой
На глазном дне при этом формируется нечеткое размытое изображение. Практически все новорожденные имеют детскую дальнозоркость около 3 диоптрий. Однако по мере роста ребенка увеличивается в размере и глазное яблоко, и оптический фокус перемещается на сетчатку. В некоторых случаях, в силу различных причин, детская дальнозоркость может быть выше 3 диоптрий. Чтобы четко видеть предметы, детям приходится напрягать свои глаза Астигматизм у детей — это такой оптический дефект, при котором в глазу одновременно существуют два оптических фокуса и часто ни один из них не расположен там, где ему положено быть. Связано это, прежде всего, с тем, что по одной оси роговица преломляет лучи сильнее, чем по другой. В зависимости от места расположения фокусов различают простой, сложный и смешанный детский астигматизм
Последние два случая дефектов встречаются реже, чем близорукость.
Таким образом, зрение ребенка нужно беречь с самого раннего возраста..
В формировании представлений о здоровом образе жизни детей мы можем участвовать не только через воспитательную работу, но и через образовательный процесс. Учебный день ребёнка насыщен умственными и эмоциональными нагрузками. Школьная перегрузка и продолжительное нахождение в статическом положении приводит к переутомлению. Утомление обычно проявляется в снижении работоспособности. Устранить его можно, если оптимизировать физическую, эмоциональную, умственную активность. Для этого необходимо использовать всевозможные средства восстановления работоспособности. При выборе этих средств следует обратить внимание на те органы и системы органов, которые в большей степени подвержены негативному влиянию перегрузок.
Дефекты зрения формируются под влиянием многочисленных факторов. Особенно большое значение в детском возрасте имеют характер, длительность и условия зрительной нагрузки. Например, 6 – 7 летний ребёнок за несколько часов, проведённых за книгами и тетрадями, нагружает мышцы глаза в такой же степени, как он нагрузил бы другие мышцы, занимаясь штангой.
Уже к концу первого года обучения у каждого четвёртого ученика выявляется близорукость или предшествующее ей состояние
Одним из основных мероприятий, необходимых для профилактики нарушений зрения, является соблюдение основных санитарных правил освещённости в классах, цветовое оформление дверей, окон, предметов мебели. Для свободного попадания в учебное помещение дневного света необходимо содержать в чистоте оконные стёкла, не ставить на подоконники высокие цветы, наглядные пособия. На окнах должны быть светлые шторы.
Важные факторы профилактики нарушения зрения:
- постоянный контроль за правильной посадкой во время занятий,
- использование удобной мебели, соответствующей росту,
- целесообразно каждую учебную четверть пересаживать детей на разные ряды парт,
- использование учебников и книг, имеющих хорошее качество оформления, соответствующее санитарным нормам и правилам,
- чередование занятий учащихся с отдыхом,
- продолжительность чтения должна быть регламентирована для младших школьников не более 15 - 20 минут на уроке и сопровождаться промежутками для отдыха глаз от зрительной работы( физкультминутки – см. приложение),
- организация систематических прогулок на свежем воздухе – динамические паузы,
- организация рационального питания
- активное гармоничное физическое развитие детей. Ещё недавно детям, страдающим близорукостью, рекомендовалось ограничение физической активности. В настоящее время это признано неправильным. Физическая культура должна занять важное место в комплексе мер по профилактике близорукости, т. к. физические упражнения способствуют общему укреплению организма и активизации его функций, повышению работоспособности мышц глаза. Приведу в пример ряд общеразвивающих упражнений в сочетании с движением глаз:
1. и. п. – основная стойка, руки спереди в замок. Поднять руки вверх, прогнуться – вдох, опустить руки – выдох. При этом смотреть на руки. Повторять 4 - 6 раз.
2. и. п. – руки вперёд, стоя, круговые движения руками в одном и другом направлении. Сопровождать взглядом движения рук, выполняя 5 с в левую сторону, 5 с в правую.
3. и. п. – руки вперёд. Одну руку поднимать, другую опускать, сопровождая движение рук взглядом, выполнять 10 - 15 секунд.
4. и. п. – основная стойка. Поднять руки вверх, затем опустить. Смотреть сначала на левую кисть, затем на правую. Менять направление взгляда после каждого движения. Выполнять 10 - 15 секунд.
5. и. п. – стоя, руки вперёд. Вращать кисти рук в левую сторону, смотреть на левую кисть 10 с, затем в правую – смотреть на правую.
6. и. п. – основная стойка. Повернуть голову направо, затем налево. Повторить 6 - 8 раз с движением глаз.
7. и. п. – основная стойка. Поднять голову, затем опустить, не изменяя взгляда. Повторять 6 - 8 раз.
Упражнение укрепляет мышцы век, способствует улучшению кровообращения и расслаблению мышц глаза:
и. п. –сидя. Крепко зажмурить глаза на 3 - 5 с, затем открыть на 3 - 5 с, повторять 5 - 7 раз.
2. Упражнение улучшает кровообращение:
и. п. – сидя. Быстро моргать в течение 20 - 30 с.
3. Упражнение улучшает циркуляцию внутриглазной жидкости:
и. п. – сидя. Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко, через 1 - 2 с пальцы убрать. Повторять 3 - 4 раза.
4. Упражнение улучшает кровообращение и расслабляет мышцы глаза:
и. п. – сидя. Закрыть веки, массировать их с помощью лёгких круговых движений пальцев 20 - 30 с
5. Упражнение снимает напряжение, облегчает работу на близком расстоянии:
и. п. – стоя. Смотреть перед собой 2 - 3 с, поставить палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 25 - 30 см от глаз, перевести взгляд на конец пальца и смотреть на него 3 - 5 с, опустить руку. Повторять 5 - 6 раз.
6. и. п. – стоя. Смотреть на кончик пальца вытянутой руки, расположенной на средней линии лица, медленно приближать палец, не сводя с него глаз до тех пор, пока палец не начнёт двоиться. Повторять 4 - 6 раз.
7. и. п. – стоя. Вращательные движения головой, её наклоны вперёд, назад, в стороны. Повторять 10 - 15 с.
Для укрепления мышц глаза используют различные игровые элементы с мячом: передача мяча из различных положений – от груди, из - за головы, от плеча, как одной, так и двумя руками. Применяются также броски и ловля мяча с воздуха, отскока от пола или стены, броски в мишень. Дозировка 5 - 10 раз.
Гимнастика для глаз по методике У.К. Бейтса.
Одним из факторов ухудшения зрения школьников, является большая нагрузка на глаза во время уроков. Однако, глазную мышцу, как и любую другую, можно тренировать и укреплять.
Методика У.К. Бейтса эффективна для профилактики зрительных расстройств, особенно для детей школьного возраста.
Она состоит из трех групп упражнений. Упражнения нужно делать не от случая к случаю, а каждый день. Договоритесь с ребенком о времени проведении гимнастики, лучше – перед выполнением домашних заданий, или в перерывах. Делайте зарядку вместе с детьми, так ребенок быстрее будет вовлечен в процесс. Распечатайте комплекс упражнений, и повесьте его на видном месте.
Гимнастика для глаз по методике У.К. Бейтса.
Группа первая (для улучшения циркуляции крови и внутриглазной жидкости)
Упражнение 1. Сомкните веки обоих глаз на 3-5 секунд, затем откройте их на 3-5 секунд; повторите 6-8 раз.
Упражнение 2. Быстро моргайте обоими глазами в течение 10-15 секунд, затем повторите то же самое 3-4 раза с интервалами 7-10 секунд.
Упражнение 3. Сомкните веки обоих глаз и указательным пальцем соответствующей руки массируйте их круговыми движениями в течение одной минуты.
Упражнение 4. Сомкните веки обоих глаз и тремя пальцами соответствующей руки слегка надавливайте на глазные яблоки через верхние веки в течение 1-3 секунд; повторите 3-4раза.
Упражнение 5. Прижмите указательными пальцами каждой руки кожу соответствующей надбровной дуге и закройте глаза, при этом пальцы должны оказывать сопротивление мышцам верхних век и лба; повторите 6-8 раз.
Группа вторая (для укрепления мышц)
Упражнение 1. Медленно переведите взгляд с пола на потолок и обратно, не меняя положения головы; повторите 8-12 раз.
Упражнение 2. Медленно переводите взгляд вправо, влево и обратно; повторите 8-10 раз.
Упражнение 3. Медленно переводите взгляд вправо - вверх, затем влево - вниз и обратно, после этого переводите взгляд по другой диагонали — влево - вверх, вправо - вниз и обратно; и так -8-10 раз.
Упражнение 4. Делайте круговые движения глазами в одном, затем в другом направлении; повторите 4-6 раз.
Группа третья (для улучшения аккомодации)
В этой группе упражнения выполняются из положения стоя.
Упражнение 1. Смотрите обоими глазами вперед в течение 2-3 секунд, затем переводите взгляд на палец правой руки, поставив его перед лицом до уровня носа на расстоянии 25-30 сантиметров, и через 3-5 секунд руку опустите; повторите так 10-12 раз.
Упражнение 2. Обоими глазами смотрите 3-5 секунд на указательный палец левой руки, вытянутый перед лицом, затем, сгибая руку, приближайте палец к носу до тех пор, пока палец не начнет двоиться; и так — 6-8 раз.
Упражнение 3. В течение 3-5 секунд смотрите обоими глазами на указательный палец вытянутой правой руки, после чего прикройте левой ладонью левый глаз на 3-5 секунд, а правую руку в это время сгибайте и разгибайте. То же самое делайте, закрывая правой рукой правый глаз; повторите 6-8 раз.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профилактика нарушения зрения
Развитие близорукости и её профилактика...
Доклад по теме: "Коррекционная работа по профилактике нарушения зрения и зрительных патологий"
В мае 2007 года выступала на городских педагогических чтениях. В данном материале отражена работа по коррекции зрения младших школьников, имеющих зрительные нарушения. Надеюсь, что эта инфо...
Упражнение для профилактики нарушений зрения
Всем известно, что в начальных классах увеличивается нагрузка на глаза и, как правило, у большинства детей острота зрения снижается. Особенно это касается детей, которые имеют определенные проблемы зр...
Профилактика нарушения зрения
Профилактика нарушения зренияЗа последнее десятилетие значительно увеличилось число детей с отклонениями в психическом и физическом развитии. Особое место в детской патологии занимают нарушения зрения...
Профилактика нарушения зрения
Профилактика нарушения зренияЗа последнее десятилетие значительно увеличилось число детей с отклонениями в психическом и физическом развитии. Особое место в детской патологии занимают нарушения зрения...
Профилактика нарушений зрения у младших школьников
В статье рассказывается о применении здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе для профилактики нарушений зрения у детей. Проведение электронных физминуток, упражнений зрительной гимна...
Памятка "Профилактика нарушения зрения"
Памятка содержит в себе информацию о том, как нужно заботиться о своем зрения, чего не стоит делать, чтобы оно не ухудшалось, представлены профилактические меры и то, как следует выполнять гимнастику ...