Доклад по теме: "Коррекционная работа по профилактике нарушения зрения и зрительных патологий"
материал по теме
В мае 2007 года выступала на городских педагогических чтениях. В данном материале отражена работа по коррекции зрения младших школьников, имеющих зрительные нарушения. Надеюсь, что эта информация будет интересна и полезна не только педагогам, но и родителям, и всем, кому небезразличны проблемы здоровья детей, поступающих в школу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
-3_ped._chteniya.doc | 61.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Серьезную тревогу сегодня вызывают проблемы здоровья дошкольников и младших школьников. По данным Государственного доклада «О состоянии здоровья детей в Российской Федерации» 20 % дошкольников имеют отклонения в состоянии здоровья, а в начальных классах этот процент увеличивается до 50%. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, растет число детей с близорукостью, нервно -психическими расстройствами, нарушениями осанки. Одна из самых частых патологий у школьников - нарушение остроты зрения, составляющее в ряде регионов России до 40%.
Итак, проблема здоровья детей на сегодняшний день как никогда актуальна. Мы, взрослые, привыкли считать, что для детей самое важное - это хорошо учиться. А можно ли хорошо учиться, если у тебя кружится голова, если организм ослаблен болезнями, если он не умеет бороться с недугом. Очевидно, что только медицинские нововведения не могут в полной мере обеспечить существенного улучшения детского здоровья, если не произойдут определенные изменения на уровне образовательных учреждений в организации учебно-воспитательного процесса.
В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно педагог в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Это не значит, что педагог должен выполнять обязанности медицинского работника. Просто свою деятельность педагог должен построить так, чтобы обучение и воспитание детей в учреждении не наносило ущерба здоровью. Ведь только здоровый ребенок способен успешно и в полной мере овладеть образовательной программой. А нарушение здоровья, как правило, приводит к трудностям в обучении, особенно если в классе, в группе не созданы условия для нормальной жизнедеятельности организма обучающихся, воспитанников.
Модель нашего образовательного учреждения позволяет решить проблему нарушения зрения через создание щадящих условий обучения и воспитания; общеукрепляющих, коррекционных, лечебных мероприятий для детей в возрасте от 2 до 11 лет.
Учитывая тот факт, что специализированное учреждение для детей с нарушениями зрения в нашем городе и в республике одно, а дети с нарушениями зрения есть в каждом классе, группе любой школы, детского сада необходимо объединить усилия воспитателей, учителей, родителей в борьбе с возникновением зрительных расстройств и их прогрессированием.
Практика научных наблюдений показывает, что у 45-60% детей за первый год обучения в школе ухудшается именно зрение и в первую очередь появляется близорукость. Зрение школьников является предметом широких и всесторонних исследований. При этом все исследователи обнаруживают общую закономерность - увеличение числа обучающихся с близорукостью от младших классов к старшим. С возрастом увеличивается не только процент близорукости обучающихся, но и степень близорукости. Это имеет особое значение при рассмотрении всей проблемы в целом, особенно с профилактических позиций.
В настоящее время считается окончательно доказанным, что близорукость чаще возникает у детей с отклонениями в общем состоянии здоровья. Отмечается связь близорукости с простудными, хроническими и тяжёлыми инфекционными заболеваниями. У близоруких детей чаще, чем у здоровых, встречаются изменения опорно-двигательного аппарата - нарушение осанки, сколиоз, плоскостопие. Это связано с неправильной позой при чтении и письме, а также быстрым утомлением мышц шеи и спины. Нарушение осанки, в свою очередь, ухудшает состояние внутренних органов и систем, особенно дыхательной и сердечно-сосудистой.
Таким образом, профилактическая и коррекционно- оздоровительная работа выступает, как одно из важнейших направлений обучения и воспитания детей с нарушением зрения.
Мы рассмотрим сегодня практическую сторону профилактики и коррекции зрения. Профилактика и коррекция нарушений зрения у детей составляет сегодня большую проблему для начальной школы. Одна из главных причин роста глазных нарушений состоит в недостаточном внимании со стороны родителей, педагогов и врачей к вопросам гигиены зрения и освещения. Известно, что дефекты зрения не врожденные формируются под влиянием сложного комплекса многочисленных факторов, в котором переплетаются внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные) влияния. При этом во всех случаях определяющими оказываются условия внешней среды. Их довольно много, но особенно большое значение в детском возрасте имеют характер, длительность и условия зрительной нагрузки. Если учесть, что 90% информации поступает в человеческий мозг через зрительный анализатор, то легко представить, сколь большие нагрузки приходится испытывать органу зрения ученика.
Зрительные расстройства связаны не только с условиями зрительной работы, но и с другими широкими социальными и бытовыми условиями. Это такие факторы, как питание, природные условия, климат. Выявлено, что распространение патологии зрения увеличивается по мере продвижения с юга на север. Климатические условия Воркуты отличаются особой неравномерностью инсоляции (смена полярной ночи полярным днем). Синергичность местных неблагоприятных условий оказывает большое влияние на зрение, обусловливает зрительные нарушения. В первую очередь - это неудовлетворительный световой режим. С одной стороны, длительное отсутствие естественного света приводит к необходимости постоянно, в течение дня, во время занятий в школе и дома пользоваться искусственным освещением, с другой - большая яркость света в период белых ночей и полярного дня. Такая неравномерность световых условий в период полярного дня и полярной ночи приводит к частой переадаптацией глаза. Все это оказывает неблагоприятное влияние на зрение, способствует развитию ослабления зрения.
Есть и другие факторы, стимулирующие нарушение зрения у школьников:
- недостаточное освещение рабочего места (особенно при искусственном освещении),
- неизменный вред приносит недостаточная освещенность рабочего места в домашних условиях во время приготовления уроков и чтения,
- неприспособленная или плохо приспособленная мебель для занятий,
- очень важно, чтобы в домашней обстановке размеры мебели также соответствовали росту детей,
- неправильная посадка за рабочим столом, вредная привычка читать и писать, сильно склонив голову, сгорбившись.
Нельзя выделить один какой-нибудь фактор, влияющий на развитие нарушений зрения. Можно только думать о преобладающем значении того или иного фактора в конкретных условиях. Исходя из этого положения, надо рассматривать нарушения зрения у детей как большую, сложную проблему.
Важное место в комплексе мер по профилактике нарушения зрения и прогрессирования зрительной патологии, занимает физическая культура, подвижные игры на свежем воздухе, спорт, т. е. разумно- дозированный и оптимальный объем двигательной активности. Я не зря начала с двигательной активности, поскольку физические упражнения способствуют как общему укреплению организма и активизации его функций, так и повышению работоспособности глазных мышц, укреплению склеры глаза. Хочется привести аксиомы Йога Раманантата: «Всё, что полезно для тела, полезно и глазам.»
Упражнения для тела благотворно действует на глаза, но глазам никогда не бывает достаточно только этих упражнений – им необходимы ещё и свои собственные- упражнения для глаз.
Упражнения для глаз оказывают своё полное действие, то есть укрепляют и развивают зрение, лишь в том случае, если выполнять их систематически – ежедневно и по нескольку раз в течение дня. Усталость глаз – одно из выражений общей усталости тела. Глаза, как и всякий орган, нуждаются в отдыхе: сама способность глаз к работе предполагает их отдых, а отдых для них – это упражнения, расслабление психики, и сон. Упражнения для глаз предусматривают: движение глазного яблока по всем направлениям для снятия напряжения с глазных мышц и расслабление.
Для укрепления зрения мы применяем различные виды упражнений и пользуемся некоторыми приемами лечения глаз:
зрительные паузы - коротки по времени, снимают утомление и расслабляют мышцы глаз, выполняются по мере необходимости в течение дня в режимных моментах: для этого дети закрывают глаза, напрягая мимические мышцы, и медленно открывают глаза (зажмуриваются), часто моргают - «крылышки бабочки»; выполняют движения глазными яблоками сначала влево и вправо до предела ( без напряжения и очень медленно), затем вверх-вниз, также медленно( 4-5 раз), после чего глаза закрыть на 30 сек.; вращение глазными яблоками по кругу, сначала по часовой стрелке, а затем против - по 3 вращения в каждую сторону(обязательное условие- голову не наклонять).
Упражнение «Перемещение взгляда при закрытых глазах».
Цель - снять болезненные ощущения, восстановить «смазку» глаз. Положение - сидя или стоя. Длительность - 30-45 секунд. Закройте глаза, расслабьте брови. Медленно, чувствуя напряжение глазных мышц, переведите глаза в крайнее левое положение. Медленно, с напряжением переведите глаза в крайнее правое положение. Повторите упражнение 10 раз.
Замечание: старайтесь не щуриться, следите за тем, чтобы веки не подрагивали.
- коррекционные физминутки - это общеразвивающие упражнения, выполняемые в сочетании с движениями глаз для укрепления зрения, проводятся на уроках, самоподготовке, внеклассных занятиях.
Упражнение «Большие повороты»
Цель: это упражнение не только улучшает зрение, но и снижает или полностью снимает болезненные ощущения, чувство дискомфорта и утомления.
Станьте, расставьте ступни ног на расстоянии около 30 см друг от друга и обратившись лицом к одной из стен комнаты. Отрывая немного левую пятку от пола, поворачивайте одновременно плечи, голову и глаза вправо до тех пор, пока линия плеч не станет перпендикулярной стене, к которой вы были обращены лицом. Чередуйте попеременные взгляды то на правую, то на левую стену, обращая внимание на то, чтобы голова и глаза двигались вместе с плечами.
- зрительные гимнастики – способствуют оздоровительному эффекту, предупреждают зрительное утомление, проводим между вторым и третьим уроками и перед самоподготовкой, (в нашей школе о начале зрительной гимнастики предупреждает звонок по расписанию). Зрительная гимнастика включает комплексы зрительных упражнений с тренировкой глазодвигательных мышц, снятие зрительного напряжения, массаж глаз;
Рисуй глазами треугольник (тренировочное упражнение)
Рисуй глазами треугольник.
Теперь его переверни вершиной вниз.
И вновь глазами ты по периметру веди.
Рисуй восьмёрку вертикально.
Ты головою не крути,
А лишь глазами осторожно
Ты вдоль по линиям води
И на бочок её клади.
Теперь следи горизонтально,
И в центре ты остановись,
Зажмурься крепко, не ленись.
Глаза открываем мы, наконец.
Физминутка окончена. Ты молодец!
- массаж глаз - проводится во второй половине дня, его элементы включаются в зрительные гимнастики. Он прекрасно восстанавливает зрение, усиливает кровообращение, улучшает обмен веществ в тканях глаз, укрепляет мускулатуру глаз.
- Цветотерапия.
Упражнение «Цветовые ванны» восстанавливают активность зрительных клеток, активизируют кровообращение в глазах и выделение шлаков. Это упражнение способствует саморегуляции, т.к. фазы напряжения и расслабления зрительных клеток сбалансированы между собой естественным образом. На выполнение понадобится до 10 мин. Смысл упражнения заключается в погружении в цвета: красный, серый, синий.
Упражнение «Цветовые пятна»
На зрительные ориентиры ( цветные пятна) предлагается обучающимся смотреть по очереди. Данные ориентиры могут быть представлены в разных моментах (игрушки, геометрические фигуры, флажки, метки на стенах)
– красный (стимулирует детей в работе, это сила внимания);
- оранжевый или жёлтый (соответствуют положительному рабочему настроению, это тепло, оптимизм, радость) и
- синий, голубой или зелёный – действуют успокаивающе, это общение, надежда, вдохновение.
Упражнение «Волшебное превращение»
Упражнение способствует расслаблению глаз, дает полноценный отдых.
Внимательно всматриваемся в середину фигуры. Попытаемся сосредоточить свое внимание на цвете, при этом спокойно и глубоко дышим. Продолжаем пристально всматриваться в фигуру до тех пор пока вокруг нее не появится светящаяся кромка. И когда эта кромка станет светиться ярче, переведем взгляд на чистую белую страницу рядом и пристально посмотрим на нее. После каждого такого «цветного» упражнения необходимо сделать пальминг.
- Волшебные игры для глаз (по методу И. Смирновой и С. Фатеева)- упражнения в занимательной игровой форме для снятия зрительного напряжения и профилактике глазных заболеваний (желательно, но не обязательно музыкальное сопровождение)
- Коррекционно-оздоровительные игры-физминутки ( по Степановой)
- Коррекционно-оздоровительные игры-физминутки вызывая возбуждение одних участков мозга, усилива ют кровообращение и создают возможность для отдыха участ ков, находившихся в раздраженном состоянии во время учеб ных занятий. После такого короткого активного отдыха вни мание детей повышается, восприятие учебного материала улучшается, активизируется весь организм, снимается зрительное утомление.
- Приемы лечения глаз - Солнечный свет и видение чёрного поля закрытыми глазами – два могучих рычага в восстановлении и поддержании здорового зрения, поэтому мы используем некоторые приемы лечения глаз. Это:
1) лечение солнцем (соляризация)- для человеческих глаз солнечный свет также необходим, как покой и расслабление и если глаза лишить света, то они утрачивают свою силу и заболевают; соляризацию проводят в три этапа по методике М. Корбетт, если нет возможности воспользоваться солнечным светом, то в домашних условиях солнце может заменить подходящий источник искусственного освещения или свечи, лампу следует расположить на расстоянии метра от лица; методика использования аналогична
2) оладонивание (“пальминг”)- с помощью этого приема добиваются значительного расслабления мышц глаза; Пальминг регулярно используем в работе на уроках и во внеурочное время, заканчивать или начинать тренировочные упражнения рекомендуется пальмингом. Прежде, чем приступить к практике использования названных приемов лечения, мы обучаем детей технике выполнения данных приёмов.
- Большое значение имеет аутотренинг, который то же улучшает зрение. С помощью аутотренинга человек может расслаблять мышцы, создавать состояние покоя, преодолевать боли, страх, упадок сил, утомление. Методы аутотренинга вполне приемлемы и необходимы для улучшения работы глаз. Аутотренинг применяем на уроках перед напряжённой работой, во второй половине дня во время самоподготовки, а так же предлагаем выполнять дома.
Проводя упражнения для глаз необходимо соблюдать следующие принципы:
- системность воздействий;
- постепенное увеличение коррекционной нагрузки;
- индивидуально-дифференцированный подход, в зависимости от зрительной патологии, состояния здоровья ученика;
И помните, глаза самовосстанавливаемы и самоисцелимы, поэтому грамотно организованная работа в данном направлении обязательно принесет положительный результат. Очень важна и роль тесного сотрудничества школы и семьи, в результате которого, складываются единые взгляды на профилактическую, оздоровительную и коррекционную работу, и обучающиеся могут в семейных условиях продолжать обучение и закреплять полученные в школе знания, а приобретённые умения трансформировать в навыки и привычки. С родителями детей, имеющих патологию зрения ведем разъяснительную работу по профилактике нарушения органов зрения, по вопросам соблюдения режима зрительной работы, выполнения основных динамических, статических, релаксационных упражнений и приемов массажа и самомассажа для органа зрения, организуем широкую просветительскую и консультативную помощь на родительских собраниях, показываем необходимые приемы, способы, средства коррекции, нормативные физические и зрительные нагрузки, а так же даём рекомендации по сохранению зрения детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профилактика нарушения зрения
Развитие близорукости и её профилактика...
Упражнение для профилактики нарушений зрения
Всем известно, что в начальных классах увеличивается нагрузка на глаза и, как правило, у большинства детей острота зрения снижается. Особенно это касается детей, которые имеют определенные проблемы зр...
Профилактика нарушения зрения
Профилактика нарушения зренияЗа последнее десятилетие значительно увеличилось число детей с отклонениями в психическом и физическом развитии. Особое место в детской патологии занимают нарушения зрения...
Профилактика нарушения зрения
Профилактика нарушения зренияЗа последнее десятилетие значительно увеличилось число детей с отклонениями в психическом и физическом развитии. Особое место в детской патологии занимают нарушения зрения...
Профилактика нарушения зрения
За последнее десятилетие значительно увеличилось число детей с отклонениями в психическом и физическом развитии. Особое место в детской патологии занимают нарушения зрения, которые могут привести к сл...
Профилактика нарушений зрения у младших школьников
В статье рассказывается о применении здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе для профилактики нарушений зрения у детей. Проведение электронных физминуток, упражнений зрительной гимна...