ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ: ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ С УЧЁТОМ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ.
статья по зож (1, 2, 3, 4 класс)
Подбор и создание физкультминуток - важная задача для учителя. Возрастной фактор здесь играет основную роль. Упражнения должны восприниматься детьми с интересом, вызывать желание присоединиться к разминке. Эффективность учебной деятельности напрямую зависит от состояния физического и нервно-психического здоровья учащихся, а поддерживать, стараться сохранить его должен каждый педагог.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_1.docx | 17.13 КБ |
Предварительный просмотр:
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ: ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ С УЧЁТОМ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ
Картавина Н.С.
МБОУ СШ № 16
Уже давно одним из приоритетных направлений в образовании, наряду с обучением и воспитанием, является здоровьесбережение. Здоровьесберегающие технологии неразрывно связаны с образовательным процессом. На данный момент роспотребнадзор утвердил новые требования к работе школ и других детских учреждений, которые будут действовать до 2027 г. В документе детально прописаны очень многие аспекты школьной жизни. Один из пунктов - обязательное проведение физкультминуток в течение учебного часа. «Физкультминутки – это кратковременные перерывы в работе (учебе) для проведения комплекса упражнений (преимущественно физических), направленных на предупреждение выраженного утомления и устранение неблагоприятных для здоровья последствий трудовой (учебной) деятельности.» [2] Обычно, они проводятся по две на каждом уроке – для учеников 1 класса и по одной – для учеников 2-4 классов на начальном этапе утомления (через 15-20 минут от начала занятия). Оптимальная продолжительность – 2-3 минуты.
Перед учителем стоит важная задача в подборе и создании физкультминуток для учащихся разных возрастных групп. Упражнения должны восприниматься учеником с интересом, вызывать желание принять участие в разминке. Например, в 4 классе, когда возраст детей составляет 10-11 лет, зарядки с чтением стихов уже неуместны. Вместо них может быть видеоразминка с дыхательной гимнастикой, либо пауза для релаксации, расслабления с успокаивающими звуками: классическая музыка, звуки природы. Сюда относятся и физкультпаузы с применением специальных тренажёров. Одним из них является дыхательный тренажёр БОС (биологически-активной связи), разработанный учёным-физиологом А.А.Сметанкиным. Во время его использования ученики вырабатывают такой тип дыхания, при котором в организме нормализуются все физиологические процессы. Программу тренажёра мы устанавливаем на компьютер и демонстрируем на интерактивной доске всем детям класса на уроках. Дыхательная гимнастика оформлена в игровой познавательной форме с учётом возрастных особенностей: как с физиологической точки зрения, так и с познавательной, интеллектуальной. Ученики делают вдох и выдох, подстраиваясь под движение цветовых столбиков на экране. При этом, получают информацию о растениях, животных, материках, предметах быта и многом другом в виде занимательных картинок, загадок, ребусов, которые были «спрятаны» за столбцами. Подобная разминка длится не более 6 минут, поэтому соответствует временным рамкам физкультминуток. Актуальность данного тренажёра неоспорима: тренировка дыхательного аппарата является профилактикой острых вирусных респираторных заболеваний.
Равноценными физкультурным паузам станут учебные задания, которые выполняются с перемещением по классу. Прежде всего - это работа в группах, когда приходится пересаживаться, меняться местами, потом возвращаться обратно, тем самым обеспечивая физическую и психологическую разрядку. В учебных «кабинетах с площадью не менее 2,5 квадратных метров на одного ученика при фронтальной работе» [3] мы практикуем такой вид деятельности учащихся, когда им нужно встать со своего рабочего места и в целях решения поставленной учебной задачи пройти в заданную точку классной комнаты.
Рассмотрим подобный пример:
На уроке на этапах закрепления знаний и способов действий, контроля и самопроверки даётся небольшое самостоятельное задание. По периметру класса учителем заранее расклеены, разложены карточки с правильными ответами. По мере выполнения работы, ученики могут подходить к ним и сверять своё решение с верным. Для рационального использования пространства класса, учитель определяет место расположения карточек для детей, соответственно определённому ряду школьных парт. Таким образом, разные группы учащихся будут перемещаться по классу в разных направлениях. Этим же способом можно предложить ученикам выполнить разноуровневые задания, определив их место в помещении в зависимости от уровня сложности. Прослушав инструкцию по выбору задания и оцениванию результата и учитывая свои возможности и желания, ученики подходят и забирают карточки с определёнными задачами и упражнениями.
Такой вид работы можно проводить с элементами игры-соревнования. Так, на уроке математики в разных точках класса можно разместить группу примеров для решения детей, сидящих на определённом ряду парт. Ученики по очереди подходят к своим заданиям и выполняют их. Побеждает группа, решившая всё правильно.
Подобный вид работы на уроке позволяет снять напряжение, усталость, активизировать учащихся.
Таким образом, эффективность учебной деятельности напрямую зависит от состояния физического и нервно-психического здоровья учащихся, а поддерживать, стараться сохранить его должен каждый педагог.
Литература
- Гурьев С.В. «Использование компьютерного тренажера бос «дыхание» для сохранения и укрепления здоровья студентов». - №55-1, 19.11.2016
Педагогические науки. / Российский государственный профессионально-педагогический университет, г. Екатеринбург
- https://adaptive_physical_education.academic.ru/611
- http://gimn3prol.narod.ru/new_sanpin_for_schools_from_1_january_2021.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальных классах"
Забота о здоровье – одна из важнейших задач каждого человека. Статья раскрывает возможности школы в сохранении здоровья....
Особенности применения здоровьесберегающих технологий на уроках в начальных классах в рамках ФГОС
Курсовая работа. Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации Российского образования....
Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальных классах
Здоровьесбережение - неотъемлемая часть урока в начальных классах. В статье найдете физминутки, пальчиковую гимнастику и др....
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальных классах.
Представление педагогического опыта по теме....
Доклад: Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальных классах специальной коррекционной школе VIII вида
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках...
Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальных классах
Опыт работы и методические рекомендации по использованию здоровьесберегающих технологий в 1 классе...
Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальных классах
Статья посвящена педагогическим технологиям направленным на сохранение здоровья ребёнка. В начальной школе этот вопрос стоит особенно остро. Важность материала обусловлена всё более ухудшающимся...