Здоровьесберегающая организация воспитательного процесса
учебно-методический материал по зож
Забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребенка – это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества». В.А. Сухомлинский.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberezhenie.docx | 26.66 КБ |
relaksatsiya.docx | 33.52 КБ |
Предварительный просмотр:
«Здоровьесберегающая организация воспитательного процесса»
"Забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребенка – это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества». В.А. Сухомлинский.
Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие заболеваний или физических дефектов.
ФИЗИЧЕСКОЕ здоровье - это состояние человека, которое характеризуется совершенством саморегуляции функций организма, гармонией физических процессов, максимальной адаптацией к различным факторам внешней среды;
ДУХОВНОЕ (ПСИХИЧЕСКОЕ) здоровье - это способность человека адекватно реагировать на внешние и внутренние раздражители, умение уравновесить себя с окружающей средой;
СОЦИАЛЬНОЕ здоровье - это мера социальной активности, деятельное отношение человека к миру.
Духовное и физическое здоровье - это две неотъемлемые части человеческого здоровья. Они должны находиться в гармонии. Физическое здоровье воздействует на духовную жизнь. Духовное здоровье достигается умением жить в согласии с собой, с родными, друзьями и обществом, т.е. социальным здоровьем.
Здоровье школьников в соответствии с Законом РФ « Об образовании» отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. Основной задачей педагогики, оберегающей здоровье детей, является такая организация режима труда и отдыха школьника, создание таких условий для работы, которые обеспечили бы работоспособность на протяжении всего времени нахождения детей в школе, позволили отодвинуть утомление и избежать переутомления.
Здоровьесберегающие технологии – это система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровье.
Функции здоровьесберегающей технологии:
Формирующая: осуществляется на основе биологических и социальных закономерностей становления личности.
Информативно-коммуникативная: обеспечивает трансляцию опыта ведения ЗОЖ.
Диагностическая: заключается в мониторинге развития учащихся на основе прогностического контроля.
Адаптивная: воспитание у учащихся направленности на здоровое творчество.
Рефлексивная: заключается в переосмыслении предшествующего личностного опыта.
Интегративная: объединяет народный опыт.
Выделяются так называемые секреты здоровьесберегающей педагогики. Рассмотрим каждый из них.
1. Секрет доброты — необходимо дарить доброту детям, чтобы и они сами стали дарить добро окружающим.
2. Секрет успешности (в делах и в жизни вообще) — стремление и готовность дарить радость себе и другим, чтобы уметь находить поводы для радости всегда, как бы ни трудна была жизнь.
3. Секрет эффективности усилий по созданию здоровьесберегающего пространства — профессионализм всех работающих в образовательном учреждении педагогов.
4. Секрет результативности — целенаправленное воспитание культуры здоровья детей, способности и умения заботиться о собственном здоровье.
5. Секрет технологичности — создание работающей технологии из суммы разрозненных программ, приемов, методов возможно лишь при наличии единства целей, задач, принципов и методологий.
Также можно определить и основные принципы здоровьесберегающих технологий:
1. гуманизации — приоритетность личностного, индивидуального развития ребенка в организации педагогического процесса;
2. учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка — использование первичной диагностики здоровья детей, учет ее результатов в ходе организации здоровьесберегающего педагогического процесса;
3. учета и развития субъектных качеств и свойств ребенка - соблюдение в организации воспитательного процесса интересов и направленности ребенка на конкретные виды деятельности, поддержание его активности, самостоятельности, инициативности;
4. педагогической поддержки — решение совместно с ребенком сложной ситуации приемлемыми для конкретного ребенка способами и приемами,
5. основной критерий реализации данного принципа — удовлетворенность ребенка самой деятельностью и ее результатами, снятие эмоциональной напряженности;
6. профессионального сотрудничества и сотворчества — профессиональное взаимодействие воспитателей и специалистов в процессе организации здоровьесберегающего педагогического процесса.
Классификация здоровьесберегающих технологий (по Н. Смирнову) А) по разным подходам к охране здоровья:
1 МЕДИКО- ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ (МГТ) Использование профилактических программ; обеспечение гигиенических условий в соответствии с регламентациями; проведение мероприятий по санитарно-гигиеническому просвещению учащихся и педагогического коллектива; организация профилактических мероприятий.
2. ФИЗКУЛЬТУРНО- ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (ФОТ) Направлены на физическое развитие учащихся. К ним относятся: закаливание, тренировка силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств, отличающих здорового, тренированного человека от физически слабого.
3. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ (ЭЗТ) Способствуют воспитанию у школьников любви к природе, потребности заботиться о ней, приобщение их к исследовательской деятельности в сфере экологии. Направленность этих технологий - создание экологически оптимальных условий жизни и деятельности людей, гармоничных взаимоотношений с природой.
4. ТЕХНОЛОГИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ТОБЖ) Главная задача - сохранение жизни. Требования и рекомендации специалистов по охране труда, защите в чрезвычайных ситуациях, пожарной инспекции и гражданской обороны подлежат обязательному учету и интеграции в общую систему здоровьесберегающих технологий.
5. ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (ЗОТ) Отличительный признак - использование психолого- педагогических приемов, методов, подходов для решения задач сохранения и укрепления здоровья учащихся.
Реализация ЗОТ возможна только при осознании всеми педагогами ОУ своей общей ответственности за сохранение здоровья учащихся и получении профессиональной подготовки для работы в этом направлении по характеру действия:
1. ЗАЩИТНО- ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ Направлены на защиту человека от неблагоприятных для здоровья воздействий.ТЕХНОЛОГИИ К ним относится выполнение санитарно- гигиенических требований; Большая часть того, что в школах традиционно понимается под здоровьесберегающими технологиями, как раз и относится к этой группе.
2. КОМПЕНСАТОРНО- НЕЙТРАЛИЗУЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ Задача - восполнить недостаток того, что требуется организму для полноценной жизнедеятельности, частично нейтрализовать негативные воздействия в тех случаях, когда полностью защитить человека невозможно. К ним относят: йодирование питьевой воды и соли, витаминизация пищевого рациона, физкультминутки.
3. СТИМУЛИРУЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ Позволяют активизировать собственные силы организма, использовать его ресурсы для выхода из нежелательного состояния. К ним относят: температурное закаливание, физические нагрузки, приемы педагогической техники и педагогической психотерапии.
4. ИНФОРМАЦИОННО- ОБУЧАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ Обеспечивают учащимся уровень грамотности, необходимый для эффективной заботы о здоровье.
Здоровьесберегающие приемы и методы подразделяются на обеспечивающие и реконструирующие.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ
1 Организационно-педагогические технологии (ОПТ) Структура учебного процесса частично регламентируется требованиями государственных санитарных правил и норм.
2 Психолого-педагогические технологии (ППТ) Психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса
3 Учебно-воспитательные технологии (УВТ) Включают программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, просвещению их родителей.
4 Социально адаптирующие и личностно-развивающие технологии (САЛРТ) Включают технологии, обеспечивающие формирование и укрепление психологического здоровья учащихся. К ним относятся: разнообразные социально-психологические тренинги, программы социальной и семейной педагогики и т. д.
5 Лечебно-оздоровительные технологии (ЛОТ) Составляют самостоятельные медико- педагогические области знаний: лечебную педагогику и лечебную физкультуру, воздействие которых обеспечивает восстановление физического здоровья школьников.
Физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ). Направлены на физическое развитие занимающихся: закаливание, тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств, отличающих здорового, тренированного человека от физически немощного. Реализуются на уроках физической культуры и в работе спортивных секций.
Экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ). Направленность этих технологий - создание природосообразных, экологически оптимальных условий жизни и деятельности людей, гармоничных взаимоотношений с природой. В школе это - и обустройство пришкольной территории, и зеленые растения в классах, рекреациях, и живой уголок, и участие в природоохранных мероприятиях.
Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ). Грамотность учащихся по этим вопросам обеспечивается изучением курса ОБЖ.
В целях углубления компетенций по здоровьесбережению используются различные методы и приемы, такие как:
практический метод; познавательная игра; ситуационный метод; игровой метод;
соревновательный метод; активные методы обучения; воспитательные;
просветительские образовательные программы.
Средства педагог может выбрать в соответствии с конкретными условиями работы. Это могут быть физические упражнения, физкультминутки, подвижные перемены, «минутки покоя», различные виды гимнастики (оздоровительная гимнастика, пальчиковая, дыхательная), подвижные игры, тренинги, оздоровительные тренинги для педагогов и учащихся, массовые оздоровительные мероприятия, спортивно-оздоровительные праздники, тематические праздники здоровья и др. Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни. Применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.
Школа – очень серьёзный, переломный этап в жизни ребёнка. Это и существенное изменение привычного образа жизни, новые непривычные нагрузки, серьёзный умственный труд, резкое ограничение движений.
Ребёнок, привычный играть, много двигаться, вынужден длительное время проводить за партой. Резко уменьшается время отдыха, прогулок, возрастают эмоциональные нагрузки. Ребёнку нужно привыкнуть к новому коллективу, требованиям учителя, необходимости усидчиво и целенаправленно работать. Безусловно, для детей младшего школьного возраста, это большой труд. Нагрузки на детский организм огромны, поэтому для получения высоких результатов в учебно - воспитательном процессе важную роль играет физкультурно-оздоровительная работа.
Обязательно должен быть учет индивидуальных особенностей детей. Не могут дети в классе быть все одинаковыми, поэтому нельзя к ним применять одни и те же приемы работы или проводить одни и те же упражнения. Очень важно постоянно, шаг за шагом, прививать детям мысль, что они сами творцы своего здоровья. Личный пример воспитателя. Благодаря позитивному примеру воспитателя дети овладевают элементарными приёмами сохранения и укрепления здоровья.
Важна организация саморефлексии. Умело проведенная рефлексия дает возможность понять следующее: насколько дети осознают, что и как они делали на занятиях, что им помогало и что могут использовать впоследствии в жизни.
Результаты использования здоровьесберегающей технологии:
1. Благоприятный психологический и эмоциональный климат .
2. Знание правил личной гигиены.
3. Знание основ ОБЖ и наиболее опасных факторов риска для здоровья и жизни.
4. Знание о правильном питании.
5. Знание о необходимости физкультурной подготовки.
6. Развитие личностных качеств: выносливость, ловкость, быстрота, находчивость, смелость, дисциплинированность.
Заключение. Комплексное использование оздоровительных мероприятий в учебном процессе позволяет снижать утомление, повышать эмоциональный настрой и работоспособность, а это в свою очередь способствует сохранению и укреплению здоровья школьников.
Предварительный просмотр:
«Релаксация в школе как неотъемлемая часть формирования здоровья»
Цель:
1. Содействовать мотивации применения релаксации в школе для достижения высоких результатов в обучении школьников и психофизиологической устойчивости организма, как педагогов, так и учащихся.
2. Познакомить коллег с приёмами предупреждения чрезмерного утомления.
Извечен был вопрос – как человеку преодолеть неблагоприятные влияния окружающей среды на организм и сохранить хорошее здоровье, быть физически крепким, сильным и выносливым с тем, чтобы прожить долгую и творчески активную жизнь?
Рекомендуется регулярно включать в урок систему упражнений оздоровительной направленности, применять упражнения для регуляции дыхательной, сердечно - сосудистой, нервной функции организма, навыки психической саморегуляции:
Например:
а) при эмоциональном «всплеске» (регуляция дыхания – задержка дыхания на вдохе, резкий выдох через рот);
б) при стрессовых воздействиях (выполнение быстрых движений под громкую музыку);
в) при возникновении конфликтных ситуаций между учащимися на уроке физической культуры (применение статических поз до 5 минут при полной неподвижности и произвольном дыхании); и, естественно, релаксацию (полное расслабление всех мышц).
Во время этих занятий используется звуковое сопровождение. Это помогает ученикам услышать пение птиц, шелест деревьев, плеск воды, шум прибоя, почувствовать тепло ласкового солнца.
На уроках физической культуры используются специальные упражнения для формирования правильной осанки, для укрепления отдельных мышечных групп, для повышения эмоциональности уроков используется музыкальное сопровождение. На уроках гимнастики разучиваются комплексы ритмической гимнастики.
Однако по жизни все мы, и дети, и взрослые попадаем во власть отрицательных эмоций. В наши дни много говорят о стрессе…..
Стресс - это состояние напряжения, возникающее у человека под влиянием различных внешних воздействий.
Избежать стрессов, к сожалению, невозможно, и каждый из нас рано или поздно испытывает их. Поскольку стресс связан с любой деятельностью, избежать его может лишь тот, кто ничего не делает, точнее - не живет.
Часто ли мы находимся в стрессовом состоянии? (да)
Конечно, не стоит думать, что стресс - это абсолютное зло. Физиологи опытным путем доказали, что небольшой, несильный и недолгий стресс даже полезен мозгу и организму в целом, так как оказывает мобилизующее влияние на деятельность организма. Но нельзя забывать о том, что факторы, влияющие на возникновение стресса, никуда не исчезнут, а их очень много в нашей жизни. Поэтому самый оптимальный выход из положения - освоить приемы релаксации.
Если "стресс" - это напряжение, то "релаксация" - состояние покоя, расслабленности, возникающее вследствие снятия напряжения после сильных переживаний или физических усилий.
Релаксация — метод воздействия на мышечный тонус с целью снятия повышенного нервно-психического напряжения, выравнивания эмоционального состояния. Она заключается в резком сокращении определенной группы мышц с последующим длительным и как можно более полным расслаблением.
В технике релаксации выделяется четыре основных компонента, важных для получения расслабления:
•спокойная окружающая обстановка;
• психический механизм — звук, слово, фраза, повторяемая тихо, либо сосредоточение взгляда на каком-то предмете;
• состояние пассивности — не надо беспокоиться о том, насколько правильно вы выполняете упражнение, и просто отгонять посторонние мысли, мешающие сосредоточению;
•удобная поза.
Формы игрового метода релаксации могут быть различными. 1.Психотехнические игры, цель которых - снятие психической напряженности, развитие внутренних психических сил ученика;
среди основных типов игр можно выделить следующие:
- игры-релаксации,
- адаптационные игры,
- игры-формулы,
- игры-освобождения.
- Регулярное выполнение каждым учащимся психотехнических игровых упражнений поможет ему правильно ориентироваться в собственных психических состояниях, адекватно оценивать и эффективно управлять собой.
2.Игровые методы разрешения конфликта. Эти методы основываются на развитии способности у обучаемых рефлексии, т.е. воспроизведению в сознании мыслей и чувств человека, с которым произошла ссора.
3.Игры для развития интуиции.
4.Позиционные игры. В ходе этих игр ребёнок учится занимать позицию, оптимальную для общения с другим человеком.
Релаксация является одной из ступеней или одним из приемов аутогенной тренировки. Она может быть полной, когда весь организм находится в состоянии расслабленности и покоя, а может быть частичной, когда мы расслабляем отдельные части тела с помощью специальных упражнений.
Понаблюдайте за собой.
-В какой позе вы сидите?
-Удобно ли вам?
-Почему вы сидите ссутулившись?
-Почему сидите на краешке стула, скорчившись и поджав ноги?
( вы сидите свободно, расслабленно, не напряженно, следовательно, вам спокойно, комфортно, вы расслабленны)
(если поза напряженная значит и чувствуете вы себя не комфортно)
Вывод, необходимо научиться расслабляться.
Существуют специальные упражнения для саморасслабления.
Например, сбрасывание "зажимов" лица - хорошее средство сохранения самоконтроля в напряженных ситуациях.
1.Сморщите лоб, подняв брови, показав "удивление" - расслабьтесь. Постарайтесь сохранить лоб абсолютно гладким в течение минуты.
2.Нахмурьтесь, как бы говоря, я "сержусь" - расслабьте брови.
3.Расширьте глаза, показав "страх" - расслабьте веки.
4.Расширьте ноздри как бы "вдыхая запах".
5.Зажмурьтесь, показав "ужас" - расслабьте веки; сузьте глаза - расслабьте.
6.Поднимите верхнюю губу, сморщив нос, показав "презрение" - расслабьте.
7.Оскальте зубы , проявив "ярость" - расслабьте щеки и рот.
8.Оттяните вниз нижнюю губу - "отвращение" - расслабьте.
Во всех этих упражнениях была главная задача - усилить мышечное чувство лица и контроль тонуса мимической мускулатуры.
А следующее упражнение нацелено на полное не только физиологическое, но психологическое расслабление:
Это упражнение - “Внутренний луч”
Для того чтобы выполнить упражнение, надо принять удобную позу.
Представьте, что внутри Вашей головы, в верхней ее части, возникает светлый луч, который медленно и последовательно движется сверху вниз и медленно, постепенно освещает лицо, шею, плечи, руки теплым, ровным и расслабляющим светом. По мере движения луча разглаживаются морщины, исчезает напряжение в области затылка, ослабляется складка на лбу, опадают брови, “охлаждаются” глаза, ослабляются зажимы в углах губ, опускаются плечи, освобождаются шея и грудь. Внутренний луч как бы формирует новую внешность спокойного, освобожденного человека, удовлетворенного собой и своей жизнью, профессией и учениками (пауза).
Заканчивайте упражнение словами: “Я стал новым человеком! Я стал молодым и сильным, спокойным и стабильным! Я все буду делать хорошо!”
Выполняя упражнение, вы получите удовольствие, даже наслаждение. Выполните упражнение несколько раз - сверху вниз.
В успокаивающей части аутогенной тренировки применяется такой приём релаксации, как полное расслабление всех мышц тела.
Релаксация
Напряженье улетело…
и расслабленно все тело,
и расслабленно все тело…
Будто мы лежим на травке…
на зеленой мягкой травке…
Греет солнышко сейчас…
Руки теплые у нас…
Дышится легко… ровно… глубоко…
Губы чуть приоткрываются,
все чудесно расслабляется…
Нам понятно, что такое
Состояние покоя!
Появляется приятное ощущение легкости.
Весь мой организм отдыхает… и набирается сил…
Для более полного эффекта восприятия чувственными образами в занятия включаются звуковые сопровождения.
«Нахожусь в лесу», где слышны пение птиц, шелест деревьев; «У озера» - плеск воды, кряканье уточек; «У моря» - греет ласковое солнце, тепло песка, шум прибоя.
Упражнение «Облака»
Цель: развитие мимики, воображения.
Я читаю стихотворение, а вы должны изображать облака, которые в этом стихотворении.
По небу плыли облака,
А я на них смотрел,
И два похожих облачка
Найти я захотел.
Вот облачко веселое
Смеется надо мной:
-Зачем ты щуришь глазки так?
Какой же ты смешной!
Я тоже посмеялся с ним:
-Мне весело с тобой!
И долго-долго облачку
Махал я вслед рукой.
И вдруг по небу грозное
Страшилище летит
И кулаком громадным
Сердито мне грозит.
Ох, испугался я, друзья,
Но ветер мне помог:
Так дунул, что страшилище
Пустилось наутек.
(Н.А. Екимова)
Игра- релаксация. «НЕБО»
Цель: ощущение покоя, обретение способности управлять своими мыслями.
Закройте глаза. Представьте прекрасное голубое небо. По небу двигаются облака.
Ты наблюдаешь за ними. Если о чем-то думаешь, пусть мысли улетят вместе с облаками.
Ты сосредоточен на небе. Очень спокоен, уравновешен и счастлив, ты ощущаешь покой, тишину, радость.
Теперь медленно открываем глаза, и некоторое время сидим спокойно. Прислушиваемся к себе.
Список используемой литературы:
- Оздоровительные технологии в школе / Советова Е.В. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.-288 – (Здравствуй, школа!)
- Поташник М.М. Требования к современному уроку. Методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2008. -272 с.
- Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4. М.: «ВАКО», 2004-296 с.
(релаксация – расслабление тонуса мышц)
Закройте глаза, расслабьте тело,
Представьте – вы птицы, вы вдруг полетели!
Теперь в океане дельфином плывете,
Теперь в саду яблоки спелые рвете.
Налево, направо, вокруг посмотрели,
Открыли глаза, и снова за дело!
Время тратить мы не будем, поднимаем кверху руки,
Опускаем их на плечи, продолжаем дальше вместе.
Поднимаем, опускаем, от урока отдыхаем.
Руки вверх над головой, смотрим все перед собой,
Позвоночник выпрямляем, локти сводим, распрямляем,
Организм оздоровляем, кислородом наполняем.
Чтобы ноги поразмять, будем дружно приседать,
Встали, кверху потянулись, повторили, улыбнулись.
Заряд бодрости поможет нам опять урок продолжить.
Мы немного отвлечемся
И гимнастикой займемся.
С места не вставая, Головой вращая
За цифрами в углах Дружно наблюдая
Немного размялись, пора снова в путь
Вниманье, старанье с собой не забудь.
Пока занимались мы, тихо, но прытко
В класс к нам пробралась сеньора ошибка.
Чтоб убралась она без оглядки
Сделать придется математическую зарядку.
Правильно – вверх, неверно – вперед,
Ответ посчитаем- ошибка уйдет.
Вверх рука и вниз рука.
Потянули их слегка.
Быстро поменяли руки!
Нам сегодня не до скуки.
(Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)
Приседание с хлопками:
Вниз – хлопок и вверх – хлопок.
Ноги, руки разминаем,
Точно знаем – будет прок.
(Приседания, хлопки в ладоши над головой.)
Крутим-вертим головой,
Разминаем шею. Стой!
(Вращение головой вправо и влево.)
И на месте мы шагаем,
Ноги выше поднимаем.
(Ходьба на месте, высоко поднимая колени.)
Потянулись, растянулись
Вверх и в стороны, вперёд.
(Потягивания – руки вверх, в стороны, вперёд.)
И за парты все вернулись –
Вновь урок у нас идёт.
(Дети садятся за парты.)
Реснички опускаются…
Глазки закрываются…
Мы спокойно отдыхаем… (два раза).
Сном волшебным засыпаем…
Дышатся легко… ровно… глубоко…
Наши руки отдыхают…
Отдыхают, засыпают… (два раза).
Шея не напряжена…
Губы чуть приоткрываются…
Всё чудесно расслабляется… (два раза).
Дышится легко… ровно… глубоко.
Дышим носом глубоко
Дышим носом глубоко-
Поднимаемся легко.
(Приседания.)
Наклоняемся вперёд.
Прогибаемся назад.
Как деревья ветер гнёт.
Так качаемся мы в лад-
(Наклоны взад-вперёд.)
Головой теперь покрутим-
Так мы лучше думать будем.
Поворот и поворот,
А потом наоборот.
(Вращения головой в стороны.)
Встанем, дети, на носочки -
(Потягивания — руки вверх.)
На зарядке ставим точку.
Одолела вас дремота,
(Зеваем.)
Шевельнуться неохота?
Ну-ка, делайте со мною
Упражнение такое:
Вверх, вниз потянись,
(Руки вверх, потянулись.)
Окончательно проснись.
Руки вытянуть пошире.
(Руки в стороны.)
Раз, два, три, четыре.
Наклониться — три, четыре
(Наклоны туловища.)
И на месте поскакать.
(Прыжки на месте.)
На носок, потом на пятку.
Все мы делаем зарядку.
Руки потянули вверх,
Словно там висит орех.
(Потягивания — руки вверх.)
Тянем в стороны потом,
Словно обнимаем дом.
(Потягивания — руки в стороны.)
Ноги врозь, на пояс руки.
Влево плечи разверни.
А теперь направо. Ну-ка!
Упражненье повтори.
(Вращение туловищем в стороны.)
А теперь пора попрыгать,
Как лягушка: прыг-прыг-прыг.
Кто устать боится мигом,
Кто к зарядке не привык?
(Прыжки на месте.)
Руки за спину, головки назад.
Глазки пускай в потолок поглядят.
Головки опустим - на парту гляди
И снова наверх – где там муха летит?
Глазами повертим, поищем её
И снова читаем. Немного ещё.
Релаксация.
1. Приглашаю вас в комнату психологической разгрузки.
Детям даётся инструкция: «Сядьте удобнее, закройте глаза. Представьте, что вы лежите на красивой поляне. Сделайте глубокий вдох и медленно делайте выдох, пусть всё напряжение уходит. Вокруг зелёная трава, вдалеке большой лес, поют птицы. Вы чувствуете, какая тёплая земля. Светит яркое солнышко. Один тёплый лучик упал на ваше лицо. Лицо стало тёплым и расслабилось. А луч света пошёл гулять дальше по вашему телу. Вам хорошо и приятно греться на солнышке. Вокруг зелёная трава, вдалеке большой лес, поют птицы. Вы чувствуете, какая тёплая земля. Земля вам даёт силу и уверенность. Сделайте глубокий вдох и медленно делайте выдох, пусть всё напряжение уходит. Ещё раз вдох и выдох... На счёт 5 вы вернётесь обратно. 1 – вы чувствуете, как хорошо лежать и отдыхать. 2,3,4 – у вас открываются глаза, 5 – вы возвращаетесь к уроку полные сил и уверенности.
2. Дети закрывают глаза, опускают голову на парту.
Вы - маленький цветок. Ваша жизнь только зарождается. Вам тепло и спокойно. Ваши стебли тянутся вверх, к солнцу. Лепестки радужно улыбаются и щурятся под солнцем. Вы посмотрели вокруг. Вы не одни. Вас окружают такие же красивые и радужные цветки. Жизнь прекрасна. Но настало время проснуться..."
Дети поднимают голову и потягиваются, как после хорошего сна.
3. Дети свободно сидят за партами, закрыв глаза. Играет музыка.
"Представьте, что вы - композитор, который сочинил эту превосходную музыку. И теперь вам нужно нарисовать к ней иллюстрации. Итак, слушаем музыку и рисуем картину."
В течение 5 минут дети слушают музыку. После чего, учитель предлагает рассказать им, что нарисовало их воображение при прослушивании данной композиции.
4. Дети встают из-за парт. Закрывают глаза. Играет музыка. Учащиеся действиями выполняют то, что говорит учитель.
"Вы - художник. Давайте нарисуем картину. Это будет лето. Рисуем траву слева - направо. Трава у каждого художника разная: у кого-то высокая, у кого-то низкая, в тёмных или светлых тонах, густая или редкая. Теперь рисуем небо. Светлое, с лёгкими перьями облаков. Выглянуло солнышко. Рисуем его яркие и длинные лучи. Вдруг, ваша картина ожила. Вам тепло и светло под солнцем. Его радужные блики освещают всё вокруг. Вы зажмурились. И не заметно для себя открыли глаза.
Дети рассказывают свои впечатления. Тихо садятся за парту.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация воспитательного процесса в классном коллективе
Воспитание - один из сложнейших социальных процессов. В социальном опыте человека особенно важен первый, хотя бы робкий успех в жизни. Для ребенка естественным "полигоном" радостей и разочарован...
Практика здоровьесберегающей организации учебного процесса.
В данной публикации предложены в качестве примера использование одного из методических приемов: вставки о здоровье на уроках....
Новые подходы к организации воспитательного процесса в классном коллективе.
Взаимодействие классного руководителя и обучающихся является ключевым моментом в построении воспитательных отношений, от которого во многом зависят успешность деятельности всего педагогиче...
Здоровьесберегающая организация учебного процесса
Презентация поможет учителю организовать урок на основе принципов здоровьесбережения...
Консультация для педагогов «Здоровьесберегающая организация образовательного процесса»
Публикуемый материал содержит информацию о здоровьесберегающей организации образовательного процесса, применение которой раскрывается на примере. Кроме того приводятся рекомендации по снижению «здоров...
«Здоровьесберегающая организация воспитательного процесса»
Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие заболеваний или физическ...
«Управление здоровьем школьников через здоровьесберегающую организацию педагогического процесса» 2019 г.
laquo;Управление здоровьем школьников через здоровьесберегающую организацию педагогического процесса» 2019 г....