Морфофункциональные и психофизиологические особенности младших школьников.
статья по зож
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
morfofunktsionalnye_i_psihofiziologicheskie_osobennosti_mladshih_shkolnikov.docx | 18.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Морфофункциональные и психофизиологические особенности младших школьников.
В жизненном цикле человека можно выделить отдельные возрастные этапы, когда темпы развития и роста меняются.
Младший школьный возраст характеризуется перестройкой организма на интенсивный рост и развитие. Быстрый скачкообразный темп роста и развития ребенка приводит к несоответствию между структурой и функцией органов и систем, поэтому организм становится чрезвычайно чувствительным к неблагоприятным факторам внешней среды, к которым можно отнести ограничение двигательной активности, статические нагрузки, психические напряжения, связанные с учебной деятельностью. Без знаний умственного развития, мышления, интересов, увлечений, способностей, задатков, наклонностей ребенка не может быть полноценного здоровьесберегающего учебно-воспитательного процесса.
Младший школьный возраст – период от 7 до 10 лет. Это переходный период, когда ребенок соединяет в себе черты дошкольного детства с особенностями школьника. Как любое переходное состояние, данный возраст богат скрытыми возможностями развития, которые важно своевременно улавливать и поддерживать.
Возрастной интервал от 7 до 10 лет объединяет учащихся начальной школы. В это время скорость роста в длину резко падает по сравнению с предыдущим периодом. Если во время полоростового скачка ребенок вырастает в среднем на 5см. в год, то в возрасте 7-10 лет лишь на 2-3см. в год. Обменные процессы достаточно стабильны. За сутки организм ребенка расходует от 1000 до 3000 кКал/сут. На индивидуальных обменных процессах базируются рациональные нормы питания. Именно в этом возрасте начинается отчетливо проявляться избыточный вес, связанный с тем, что излишек потребляемой с пищей энергии не используется в обменных процессах, а откладывается в виде жира. Избыточное количество
жира создает дополнительные трудности организму, особенно при движении, что отражается на состоянии сердечно-сосудистой системы и опорно-двигательного аппарата: увеличивается вероятность нарушения осанки и появления плоскостопия, а так же раннего диабета. На возраст 8-9 лет приходятся важные преобразования пищеварительной системы. Нарушение режима питания, несоблюдение основных правил приводит к хроническим заболеваниям ЖКТ.
В младшем школьном возрасте продолжается рост и окостенение почти всех 260 костей скелета, остающихся в ряде участков хрящевыми. Особенно активно идет формирование костей таза, кисти, предплечья. Позвоночные хрящи остаются еще мягкими, эластичными. Еще не сформированы прочные, зубчатого типа, швы между покровными костями черепа, не закончено срастание решетчатой и височной кости, формирование костного слухового прохода, носовой перегородки. Поэтому черепно-мозговые травмы в этом возрасте чрезвычайно опасны, так как угрожают не только деформацией
костей, но и повреждением мозга. Очень чувствителен к воздействиям деформирующих факторов и позвоночный столб, в котором костная основа еще окончательно не сформирована. Эти особенности костной системы требуют внимания педагогов к подбору физических упражнений и игр в соответствии с функциональными возможностями младший школьников.
Мышцы ребенка развиваются неравномерно. Большие мышцы формируются быстрее, малые – медленнее. Мышечный комплекс, составляющий брюшной пресс, состоит из анатомически сформированных мышц, но их фасции и сухожилия еще развиты слабо. При больших напряжениях мышц живота создаются предпосылки грыжеобразования в области белой линии, сухожильных отделов прямой мышцы живота, паховых колец. Поэтому следует избегать рывковых движений рук, ног и туловища, силовых упражнений. Следует осторожно использовать силовые упражнения на растягивание. Необходимо следить за тем, чтобы мышцы шеи, груди и
поясницы, а также межпоперечные мышцы и связки позвоночного столба образовали своего рода «естественный мышечный корсет».
С годами у ребенка укрепляются мышцы спины и живота. Это является результатом положительного воздействия физических упражнений. Коррекция и профилактика нарушений осанки в обязательном порядке должна быть предусмотрена в процессе занятий физическими упражнениями.
При подборе физических упражнений учитель должен учитывать особенности формирования стопы, развитие которой протекает достаточно интересно. По данным Н.Т. Лебедевой в 6 лет плоские и уплощенные стопы встречаются в среднем у 30% мальчиков и 20% девочек. В укреплении свода стопы важнейшую роль играют физические упражнения и подвижные игры.
Морфофункциональные особенности младших школьников обусловливают развитие их движений. Продолжается интенсивное развитие двигательного аппарата. Кинестетический контроль движений, основанный на информации от рецепторов суставов, заметно совершенствуется в возрасте 4-7 лет (Н.В. Суханова); точность дифференцирования мышечных усилий медленно развивается. В связи с тем, что у детей шестилетнего возраста слабо развиты мелкие мышцы кисти руки, они с трудом выполняют мелкие и точные движения, поэтому такие виды деятельности, как рисование и письмо, быстро приводят к утомлению. Чем младше ребенок, тем более размашисты его движения при рисовании и письме, крупнее буквы и цифры.
Дыхательная система младших школьников характеризуется интенсивным ростом. Преобразуется форма грудной клетки: из округлой, свойственной детям более раннего возраста она становится уплощенной в передне - заднем направлении, передние концы ребер и скрепленная с ними грудина опускаются. Все это приводит к существенному увеличению возможностей дыхательных упражнений грудной клетки и способствует более равномерному заполнению воздухом легких. По мере развития ребенка уменьшается частота дыхания. Легкое возбуждение, физическое напряжение всегда сопровождается у младших школьников значительным учащением
дыхания. На практике использование в физическом воспитании учащихся начальных классов специальных дыхательных упражнений способствует углублению дыхания и развитию дыхательной системы на более высоко уровне.
В деятельности сердечно-сосудистой системы также происходят существенные изменения, значительно увеличивающие ее резервные возможности. Значительно увеличивается объем сердца (масса сердца увеличивается с 70,8г. у 3-4 летнего до 92,3г. у 6-7 летнего), но наиболее существенные изменения происходят в периферических артериях среднего и малого диаметра, где развиваются мышечные оболочки, позволяющие в широких пределах регулировать ток крови в зависимости от кислородного запроса работающего органа. Если у детей 4-5 лет работа одной рукой вызывает увеличение кровотока в обеих верхних конечностях, то у детей 6-7 лет кровь поступает преимущественно к мышцам той руки, которая в данный момент совершает работу. Это приводит к увеличению эффективности функционирования сердечно-сосудистой системы.
В связи с этим, обязательно в физическом воспитании учащихся младшего школьного возраста принципа постепенного увеличения физических нагрузок, который может выражаться в проведении разминки перед выполнением физических упражнений, в плавном переходе от работы большой интенсивности и средней к состоянию покоя. Несоблюдение этого принципа может привести к различным патологическим явлениям в сердечной мышце.
При обучении и воспитании младших школьников наряду с морфо-функциональными особенностями важно учитывать и психологические особенности. Отмечая, что к началу школьного обучения уже достаточный путь своего развития проделали восприятие и память, Л.С. Выготский
отмечал, что интенсивное развитие интеллекта происходит именно в этом возрасте.
Вес головного мозга заметно увеличивается после 7 лет. Особенно увеличиваются лобные доли мозга, играющие большую роль в формировании высших и сложных функций психической деятельности человека. Изменяется взаимоотношение процессов возбуждения и торможения.
Торможение (основа сдерживания самоконтроля) становится более заметным, чем у дошкольников. Однако склонность к возбуждению очень велика, отсюда непоседливость младших школьников.
Мышление детей данного возраста характеризуется конкретностью. Эта особенность является причиной того, что в конкретной ситуации, определенной учителем, шестилетний школьник применяет указанные действия, а в сходной ситуации, в иных условиях, может и не применить. Хотя к 6 годам дети обладают достаточно развитыми процессами восприятия, управлять ими они не умеют. Поэтому, чем длительнее и напряженнее эти процессы протекают, тем больше утомление
(А.А.Люблинская). Основной чертой восприятия шестилетнего школьника является его недостаточная дифференцированность, что выражается в неумении ребенка выполнять анализ воспринимаемого мира. У шестилетних школьников плохо развита способность различать разные сходные упражнения, они воспринимаю упражнения целиком, их восприятие поверхностно, им хочется быстрее выполнить упражнение, даже в ущерб его правильности. Нередко шестилетки уверены в том, что запомнили упражнение, а на самом деле оказывается, что они не в состоянии повторить. Особенно затруднено запоминание движений, сходных по своей структуре. Ребенку трудно повторить даже несложные упражнения, если до этого было показано несколько упражнений, ему подобных. Развитие точности
движения детей 6-7 летнего возраста значительно отстает от быстроты движений. Дети совершают много неправильных, лишних движений,
совершенно не осознавая этого. Это происходит не потому что дети не знают, что и как надо делать, а потому, что они еще не контролируют свои движения
У первоклассников – незрелость внимания, невелик его объем. Ребенок может или слушать, или приостанавливать работу, или наоборот. К 3-му классу механизмы внимания достигают зрелости, возрастает объем внимания, его устойчивость, прогрессирует распределение внимания, а развивается оно в процессе учебной деятельности.
У младших школьников развито непроизвольное внимание. Легко запоминается и надолго сохраняется информация, вызвавшая интерес. Учащихся 1-ых классов привлекает все яркое, необычное, броское. Очень важно в связи с этим трудное сделать для учащихся простым и доступным. Продуктивность непроизвольного запоминания увеличивается, если предлагаемое задание предусматривает не только пассивное восприятие, а активную ориентировку в материале, выполнение мыслительных операций (придумывание, установление конкретных связей и т.п.).
Способность поддерживать внимание к абстрактным, отвлеченным вещам формируется к 9-10 годам. Формирование механизмов непроизвольного внимания сказывается на возможностях запоминания материала. В 9-10 лет увеличивается объем памяти.
Воображение младшего школьника характеризуется незначительной переработкой имеющихся представлений. Воображение помогает представить то, что говорит учитель, что заложено в сюжет игры, чего еще не было в непосредственном опыте ребенка. На основании этого происходят изменения и в восприятии ребенком окружающего мира. Хотя младшему школьнику еще сложно управлять своим воображением, но он может мысленно расчленить видимые предметы на части, выделить структуру
предметов и др. в предметах зачастую дети подмечают не главное, а то, что наиболее ярко выделяется на фоне других предметов (величина, цвет, форма).
Бесспорно то, что морфофункциональные и психологические особенности шестилетних школьников должны учитываться при разработке содержания и методики обучения в начальных классах. Поступление ребенка в школу изменяет социальную ситуацию его развития. Для успешности этого нового этапа младший школьник должен быть готов к новым формам сотрудничества, иначе дошкольная линия развития затормозиться, а школьная не сможет успешно начаться, и в результате взрослые окажутся свидетелями проявления школьных неврозов, повышенной школьной тревожности, которые нередко надолго закрепляются.
Младший школьный возраст является периодом интенсивного обучения, имеющего большое значение для дальнейшего развития личности, поскольку все последующие фазы развития основаны на этой стадии, и именно идеи педагогики оздоровления в младшем возрасте несомненно должны занимать ведущее место в учебном процессе начальной школы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуально психологические особенности младшего школьника
План- конспект родительского собрания в начальной школе....
ВОЗРАСТНЫЕ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
Цели:—познакомить родителей с понятием «темперамент»;—показать родителям необходимость индивидуального подхода обучении и воспитании детей; —...
Возрастные особенности младших школьников, их влияние на адаптацию
Методические рекомендации по организации родительского всеобуча 1 класс I четверть по теме: Возрастные особенности школьников, их влияние на адаптацию....
Консультация для педагогов на тему « Возрастные особенности младшего школьника и младшего подростка»
Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребёнок сохраняет много детстких качеств -легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже начинает утрачивать детстку...
Особенности адаптационного периода в обучении первоклассников, с учетом психологических особенностей младшего школьника.
Особенности адаптационного периода в обучении первоклассников, с учетом психологических особенностей младшего школьника Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных мо...
Лекторий для родителей "Психофизиологические особенности младшего школьника"
Лекторий для родителей "Психофизиологические особенности младшего школьника"...
Психофизиологические особенности младшего школьника
Анализ последних публикаций и результаты исследований показывают, что число детей с речевыми нарушениями с каждым годом растет, а сами речевые расстройства принимают все более сложные формы, и довольн...